На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпоргалка по дисциплине психодиагностика

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 21.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Білет №1
    Психодиагностика как наука: определение, основные отрасли, связь с другими психологическими дисциплинами.
Психологическая диагностика в переводе с греческого языка обозначает "распознание".  Психологическая диагностика предназначена  для того, чтобы улучшить содержание учебно-воспитательной работы с детьми, а также с родителями.Психодиагностика – это область психологической науки, которая разрабатывает методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.
Согласно  Б.Г.Ананьева, психодиагностика имеет целью "определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных спопобностей и т.д.)" Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики.
Таким образом, в настоящее время содержание предмета психодиагностики направлено на разработку методов распознания  индивидуально-психологических особенностей безотносительно к тому, являются ли они  отклонением от нормы или  отсутствием их.
Отрасли психодиагностики:Образовательная, ,Судебная психолого-психиатрическая.
Психодиагностика  тесно связана с дифференциальной психологией , с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией.   Значение психологической диагностики состоит в следущем: без научно обоснованных диагностических методов нельзя определить уровень развития детей, следовательно, нельзя своевременно оказать помощь тем из них, кто в ней нуждается, нельзя следить за развивающим эффектом обучения, нельзя дать школьнику обоснованные рекомендации, связанные с определенным выбором профессии, нельзя установить уровень личностного, интеллектуального развития детей на различных возрастных этапах, получить данные об индивидуальных особенностях, невозможно спланировать коррекционную работу с детьми, сложно организовать соответствующее обучение, нет максимального и эффективного использования  индивидуальных возможностей ребенка, нельзя оказать психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности.
2. Интеллектуальные  тесты Д.Векслера.
Тест  основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует  общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты. Состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.
        Используются 3 варианта теста Д.Векслера: тест WAIS , предназначенный для тестирования  взрослых (от 16 до 64 лет);  WISC  - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
 WPPSI для детей от 4 до 6,5 лет.
Тест  включает в себя 11 субтестов. В вербальную часть вошли следующие субтесты:
"Общая  осведомленность" , субтест "Арифметика" - включает 14 задач из курса арифметики начальной школы,"Запоминание цифр" , субтест "Словарный запас.
Невербальная  шкала:Субтест "Шифровка" , "Недостающие детали" , "Конструирование блоков" "Последовательные картинки, "Сборка объекта"- 4 задания. "Невербальная" шкала диагностирует не только знания, но и способность индивида к моторно - перцептивному взаимодействию с объектами окружающего мира, зависящую от опыта деятельности.
                В нашей стране тест Д.Векслера  неоднократно переводился и адаптировался.  
 

Білет №2 

    Психодиагностика  как сфера практической деятельности психолога: достоинства психодиагностических методов, области  использования.
Психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. Речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно.
В современной психологии применяется немало различных методов  психодиагностики, однако далеко не все из- них можно назвать  научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и собственно психодиагностические методы. В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека. Cамая общая схема классификации:
- Методы психодиагностики  на основе наблюдения. - Опросные психодиагностические  методы.
- Объективные психодиагностические  методы, включая учет  и анализ поведенческих  реакций человека  и продуктов его  труда. - Экспериментальные  методы психодиагностики.
Вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают  в следующих областях социальной практики:   - расстановка кадров, профотбор, профориентация; - оптимизация обучения и воспитания; - прогнозирование  социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.); - судебно-психологическая экспертиза;    - консультативная, психотерапевтическая помощь и др.
Достоинства метода тестов: относительно независимы от квалификации исполнителя;-  оперативностью и экономичностью ;количественным дифференцированным характером оценки ; оптимальной трудностью ;-надежностью; справедливостью;возможностью компьютеризации.
Недостатки  метода тестов:опасность  «слепых» (автоматических) ошибок ;опасность  профанации  Спокойное  осознание достоинств и недостатков метода тестирования освобождает всех (исполнителей, заказчиков, испытуемых) как от чрезмерных упований на метод тестов, так и от пренебрежения ним.
    Тест ОФДСИ Русалова.
Опросник  формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.
Шкалы: эргичность психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная.Пластичность психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная. Скорость психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная. Эмоциональность психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная. Контрольная шкала. 
 
 
 

Білет №3
    Номотетический и идиографический подходы в психодиагностике.
Эти термины придуманы Вильгельмом Виндельбандом для характеристики деятельности естественных наук, с одной стороны, и наук о культуре и человеке — с другой. Между этими двумя подходами существует непримиримое противоречие. Научные обобщения принято считать Н., или имеющими форму законов. Однако для того, чтобы эти законы имели прогностическое значение, они должны быть приложимы к конкретным случаям, а единичные случаи (И. анализ) могут не подчиняться общим законам.
И. наука  строится на тщательном анализе единичных фактов, формулируя интерпретативные утверждения, приложимые только к данному конкретному случаю или к классу феноменов, которые представлены этим случаем. Н. подход опирается на утверждение, что научные законы могут формулироваться только статистически, путем изучения и анализа большого числа случаев, отобранных методом рандомизации. Предполагается, что Н. обобщения не связаны ни с временем, ни с контекстом. Они также не зависят от специфики данного конкретного контекста или случая.
Н. психология стремится к выявлению научных, статистически достоверных и допускающих обобщение законов чел. поведения. Она  ищет причинные объяснения соц. Явлений, использует вариационно-аналитический язык, опирающийся на операционализацию переменных, и строгие причинно-следственные схемы вывода, стремится к количественной оценке психич. и поведенческих процессов, исходит из того, что каузальные утверждения, сформулированные на основе тщательного изучения случайно отобранных испытуемых, могут быть распространены на необследованные популяции.Н. теории являются дедуктивными, вероятностными, и предлагают фунционалистские объяснения явлений. И. психология и ее методы признаются полезными лишь в той мере, в какой они способствуют созданию научных теорий, соответствующих перечисленным выше критериям.
Психологи, стоящие на позициях И. подхода, изучают  частности, а не универсалии. Поскольку  признается, что каждый человек уникален, психолог должен пользоваться такой  теорией и такими методами, которые  сохраняют и выявляют индивидуальные различия.  В И. психологии отдается предпочтение натуралистическим исслед., проводимым в повседневных ситуациях .
    Диагностика акцентуаций характера.
Характер  – это сочетание  наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека и определённом отношении его к окружающей действительности и к самому себе.Гармоничные черты характера – это совокупность индивидуально-психологических стереотипов поведения, способных к гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избежанию межличностных и внутриличностных конфликтов. Акцентуация характера – это заострение черт характера, не доходящих до патологической степени.
В диагностику акцентуаций  могут быть включены:  Характерологический  опросник Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека и Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
Характерологический опросник Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности испытуемых в возрасте от 14 лет и старше. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) — это личностный опросник, предназначенный для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14 – 18 лет). Методика была разработана А.Е. Личко и его сотрудниками в середине 70-х годов.  
Білет №4
    Ситуация клиента и ситуация экспертизы в психодиагностике.
Все случаи обращения  за помощью к психологу  можно отнести  к двум основным типам: - ситуация клиента – когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные обращения и др.); - ситуация экспертизы – когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д.
Ситуацию клиента и ситуацию экспертизы различают по следующим признакам:
- мотивация клиента,  готовность к сотрудничеству. В ситуации СК  клиент сам обратился  за помощью, он  заинтересован в  разрешении своего  вопроса. В ситуации  СЭ человек как  бы насильственно  подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен.
- Характер обратной  связи с заказчиком (клиентом  и администрацией). В ситуации СК  ответ психолога  может быть в  виде консультации, психокоррекции. В  ситуации СЭ ответ  психолога чаще  всего в виде  психологического заключения для принятия администрацией решения .
    Батареи DAT и GATB: назначение и содержание.
 
Тесты часто используются в клинической, школьной и профессиональной психодиагностике. Наиболее часто используются на практике и в исследователь­ской работе тесты DAT и GATB.
Тест DAT .Создатели тестов включали в него задания, выполнение которых позволило бы прогнозировать успешность обучения в высшей школе. Авторы исходили не только из практических нужд, но и учитывали результаты факторно-аналитиче­ских исследований.
Батарея разбита на две формы: S и Т. Тест включает в себя 8 субтестов.
1. Вербальное  мышление. 2. Числовые способности. 3. Абстрактное мышление. 4. Пространственные  отношения. 5. Техническое мышление. 6. Скорость и точность восприятия. 7. Грамотность. 8. Использование языка. Общее время выполнения теста очень велико (до 5 часов), поэтому часто применяют сокращенные варианты.
Тест DAT относится к тестам предельных возможностей. Надежность теста очень велика (0,90).
К числу  наиболее прогностичных относятся субтесты "Вербальное мышление" , "Числовые способности" , "Предложения" . Суммарный показатель теста "Числовые способности" и "Вербальное мышление" характеризует способность к обучению .
Несколько ранее (в 1940 году, позднейшая версия 1956 года), чем DAT, была  разработана другая батарея общих способностей — GATB. Тестирование по GATB он является самым распространенным тестом общих способностей.Батарея относится к тестам структуры интеллекта, но тестирует также перцептивные и сенсомоторные способности:
"G" — общие способности к обучению. "V" — вербальные способности. "N" — числовые способности. "S" — пространственные способности. "Р" — восприятие формы. "Q" — мысленное восприятие слов ("скорость восприятия клерка"). "К" — двигательная координация. Испытуемый должен по образцу как мож­но быстрее нарисовать линии в квадратиках."F" — пальцевая моторика. "М" — ручная моторика.При обработке результатов "сырые" оценки переводятся в стандартные, и затем анализируется их профиль.Тест GATB применяется более чем в 30 странах.
Білет №5
    Варианты использования психодиагностических данных.
Данные  используются обследуемым в целях  саморазвития или в др. целях . Данные используются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы). Данные используются администрацией для принятия решения.
На этапе  предварительной работы с заказчиком этика психолога требует четкого  определения целей и задач  психодиагностики . Четкое определение  того, чего хочет заказчик, необходимо, чтобы не сообщить о человеке лишней информации .
Лучше всего отвечать на вопросы заказчика  в форме беседы, которая должна быть предварительно продумана психологом. Если заказчик требует ответа психолога  в виде психологического заключения, то последнее должно отвечать определенным требованиям.
    Опросники Г.Айзенка.
Предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии и психотизма. Разработаны  Г. Aйзенком с сотр. Первый из опросниковГ. Айзенка – "Моудслейский медицинский  опросник"  – был предложен  в 1947 г. Он предназначен для диагностики нейротизма и состоит из 40 утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться ("да") или не согласиться ("нет").
"Моудслейский  личностный опросник" , опубликованный в  1956 г.  предназначен  для диагностики  нейротизма и экстраверсии  – интроверсии. MPI состоит из 48 вопросов .
"Айзенка личностный опросник" публикован в 1963 г. и состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстра – интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих т. н. "шкалу лжи", по которой определяется тенденция обследуемого представить себя в лучшем свете.  Разработаны две эквивалентные формы опросника – А и В.
В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый  опросник под названием "Айзенка  личностный опросник", который предназначен для диагностики нейротизма, экстра – интроверсии и психотизма. Так же как и в ЕРI, в него включена "шкала лжи".Опросник состоит из 90 вопросов . Однако обычно :используется вариант, состоящий из 101 вопроса. Разработан вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).
Білет №6
    Этапы психодиагностического процесса.
Этапы психодиагностического  процесса по Й. Шванцаре :
Формулировка  проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные  медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.). Формулировка гипотез и выбор диагностических методов. Проведение тестирования; анализ полученных данных. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.
Этапы психодиагностического  процесса по Корманну :Предварительное исследование, постановка вопроса, Подбор диагностических методов, Проведение исследования, Обработка результата, Проверка. Достаточно ли полученных данных, Подведение итогов
Схема психодиагностического  процесса по Каминскому :Постановка проблемы. Сбор анамнестических данных. Тесты, экспериментальные беседы, наблюдение. Оформление диагностического мнения: заключение, консультация
В практике психодиагностики известны противоположные  приведенным подходы:
- Подход "по рецепту"  заключается в  том, что удовлетворение  тестирующего вытекает  прежде всего из  убеждения, что  для всех случаев имеется какой-либо тест.
- Узколабораторный  подход заключается  в том, что тестирующий  довольствуется лишь  частичными результатами.
- Комплексный, но  ригидный подход  заключается в  том, что тестирующий  применяет наборы  методов, большинство  из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого.
Общей чертой этих подходов являются погрешности  при постановке вопросов.
    16PF Р.Кэттелла: история создания, структура и назначение
Впервые опубликован Р. Кэттеллом в 1950 г., предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе черт.  Разработаны две основные эквивалентные формы опросника и В, причем А считается стандартной формой) по 187 вопросов в каждой . В обеих формах опросника по 3 «буферных» вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов. Полученные результаты выражаются в шкале стэнов. Строится «профиль» личности, при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными.  
  Р. Кэттеллом и его сотрудниками, помимо двух основных форм опросника (А и В), разработаны формы С, D и Е. Формы С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования. Форма Е используется для обследования тех, кто малограмотен . Опросник нашел достаточно широкое распространение в отечественных психодиагностических исследованиях. Однако адаптация теста не завершена, несмотря на проведенную проверку соответствия зарубежных и отечественных нормативных данных.

Білет №7
    Понятие и уровни психологического диагноза.
Психологический диагноз - это структурированное  описание комплекса взаимосвязанных  психических свойств - способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности.Психологический диагноз - это не заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения .
Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования по выяснению и описанию сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач обследования.
В практике психодиагностических исследований различают  три уровня установления психологического диагноза:
- симптоматический, построенный на основе математической обработки данных исследования ;
- этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;
- типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.
Психологический диагноз в психодиагностике качественного анализа устанавливается на основании материалов, полученных в результате экспериментального исследования психического явления, анализа специальных сведений о нем с учетом физического и психического развития испытуемого.Психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Областью психологического диагноза являются индивидуально-психологические различия как в норме, так и при патологии.Цель диагноза личности - не только определение источников патологии, но и зон эффективного функционирования.
2. Диагностика мотивации.
В структуре  личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.
- "Опросник  для измерения аффилятивной тенденции  и чувствительности к отвержению"  измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию  и страх  отвержения . Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая - 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие позитивные ожидания человека при установлении межличностного контакта, а во втором соответственно - негативные ожидания.
- Опросник  для измерения мотивации достижения (РАМ) того же автора имеет  две формы: для мужчин и для женщин (A. Mehrabian, 1969). Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения.
- Проективные  методы. построены на анализе  продуктов воображения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. У нас  одна из модификаций, чаще всего используемая для выявления мотивации, ТАТ была создана Е. Т. Соколовой (1982) для диагностики мотивации подростка. Тест выявляет потребность в эмоциональных контактах, в достижении, повиновении, избегании наказания, агрессии.
-  Методику  оценки интенсивности мотивации  достижения в условиях влияния  ситуационных факторов разработали  Д Макклелланд и Дж Аткинсон 
- Тест  юмористических фраз (ТЮФ) - компактная  методика диагностики мотивационной  сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники. В отличие от количественных тестов, в которых показатели по шкалам сравниваются с нормами, в данном случае сравниваются показатели мотивационных тем внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминируют, какие второстепенные и т. д  

Білет №8
    Этические принципы работы психодиагноста.
Этика психодиагноста выражает ответственность  психолога за соблюдение интересов обследуемого лица, за обеспечение его психологического комфорта на всех этапах психодиагностического обследования, закрепленную в форме определенных норм и правил профессионального поведения. В основе этики - признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Соблюдение этических норм психодиагноста обеспечивается триединством требований, которые предъявляются к принципам работы психолога, к его личностным и профессиональным качествам и к инструментарию.К основным принципам работы психолога относятся:
1. Принцип ответственности:  предполагает ответственность  психолога-диагноста  за сохранение  психического и  физического здоровья, эмоционально-соматического  комфорта, социального  благополучия обследуемого  в процессе диагностики. 
2. Принцип компетентности: предполагает, что  психодиагностическое  обследование выполняется  всегда квалифицированными  психологами, имеющими  базовое высшие  психологическое  образование. 
3. Принцип безоценочности: в процессе диагностики  психолог не дает оценки ни высказываниям, ни стилю работы, ни состоянию психических функций.
4. Принцип конфиденциальности: данный принцип  предполагает неразглашение  результатов диагностики  без персонального  согласия на это  диагностируемого.
    «Локатор большой пятерки» и тест NEO Р.МакКрае и П.Коста.
Пятифакторный личностный опросник, более известный  как «Большая пятерка» («Великолепная  пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае  и П. Коста. В дальнейшем опросник был усовершенствован; усовершенствованная версия была опубликована в 1992 г. под названием «тест NEO PI» (от англ. «нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»).Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:“нейротизм” ,”экстраверсия” ,“открытость опыту” ,“согласие”  и“сознательность” .
Р. МакКрае  и П. Коста использовали для обозначения  пяти факторов следующие термины:  нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество,  добросовестность. «Большая пятерка» в настоящее время широко используется как зарубежными, так и отечественными психологами. Существуют две версии опросника на русском языке. Первая была адаптирована В.Е.Орлом, А.А.Рукавишниковым и И.Г.Сениным.Вторая является переводом и адаптацией японской версии «Большой пятерки» (5PFQ); адаптация была выполнена доцентом Курганского государственного университета А. Б. Хромовым .
Білет №9
    Основные подходы в рамках психодиагностического метода.
Развитие  психологической  диагностики приводит к появлению особого  исследовательского метода — диагностического. Общепринято деление исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный. Неэкспериментальный метод образует разные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности. Экспериментальный метод основывается на направленном создании условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием, а также допускает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого.
Основной  особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления. Это становится возможным путем следования определенным требованиям, характерным для психодиагностического метода.Одно из важнейших требований — стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы. Не менее важно и то, что любая диагностическая методика (тест) должна соответствовать требованиям надежности и валидности. Понятия нормы, валидности и надежности — те «три кита», на которых покоится разработка и применение диагностических методик. Жесткие требования предъявляются и к процедуре исследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, ограничения во времени и недопустимость вмешательства экспериментатора и т. д.). Анализ психодиагностического метода позволяет выделить специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации — как социальной (взаимодействие психолога и обследуемого), так и стимульной (например, с разной степенью структурированности).
Психодиагностический  метод конкретизируется в трех основных диагностических  подходах, которые  практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный».
Объективный подход к диагностике  проявлений человеческой индивидуальности образует в основном два  типа методик, разделение которых стало традиционным. Это методики для диагностики собственно личностных особенностей и тесты интеллекта. Первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных особенностей личности, вторые — на установление уровня ее интеллектуального развития.
Субъективный  подход представлен  многочисленными  опросниками. Эти  распространенные диагностические  инструменты в  самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния  и настроения, а  также опросники  мнений и опросники-анкеты. Для методик, созданных в рамках проективного подхода, наиболее простым и достаточно удобным является их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические .
Внутри  каждого из подходов могут быть выделены группы однородных, близких друг к другу методик. Конечно, предложенная классификация не единственно возможная и, как любая другая, имеет определенные недостатки.  
    Методика исследования самоотношения и личностный дифференциал.
Самоотношение обладает собственной структурой, в соответствии с представлениями о которой были разработаны два опросника — Опросник самоотношения (ОСО) и Методика исследования самоотношения (МИС) .
Опросник  самоотношения (ОСО), авторами которого являются В. В. Столин и С. Р. Пантилеев (1989), состоит из 57 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет. Анализ результатов проводится по 5 обобщенным шкалам и 7 дополнительным. К обобщенным шкалам относятся следующие: шкала S, измеряющая интегральное чувство «за» или «против» собственного Я; шкала I, оценивающая самоуважение, представляющее собой оценочный аспект самоотношения; шкала II — аутосимпатия, отражающая те или иные чувства в собственный адрес; шкала III, отражающая ожидания положительного или негативного отношения к себе окружающих; шкала IV — самоинтерес, — отражающая меру близости к себе, степень интереса к собственным мыслям и чувствам.
Методика  исследования самоотношения (МИС), разработанная  С. Р. Пантилеевым, состоит из 110 утверждений, с которыми нужно согласиться или нет. Наряду с выделением двух из пяти рассмотренных выше общих факторов (аспектов) самоотношения — Самоуважения и Аутосимпатии — в ней представлен еще один фактор — Самоуничижение, отражающий самообвинения и внутреннюю конфликтность.
Семантический дифференциал разработан Ч. Осгудом и его сотрудниками сначала как средство исследования психологических аспектов осмысления понятий, эта методика очень быстро стала рассматриваться методикой оценки личности, пригодной в первую очередь для измерения личностных установок и отношений к определенному кругу объектов «Семантический дифференциал» применяется для решения разных практических проблем:в клинике;при консультировании;для выявления разнообразных социальных установок;для исследования отношения к разным изучаемым учебным предметам, отношения к разным товарам и торговым маркам и др.Разрабатываются и применяются невербальные варианты семантического дифференциала.
Білет №10
    Характеристика малоформализованных методов психодиагностики.
К малоформализованным методикам следует отнести такие приемы, как наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности. Эти способы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоемки и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической интуиции самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.  
В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми по некоторым объективным и субъективным показателям . С этой целью могут быть использованы интервью, опросы, наблюдения.

- метод наблюдения - С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Научное наблюдение как психодиагностический метод характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуаций для наблюдения, определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения, разработанной системой фиксации и записи результатов. Другими словами, наблюдение как метод включает в себя цель наблюдения и схему наблюдения.Способы и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер - поисковый или исследующий.
Беседа  как метод психодиагностики имеет  некоторые различия по форме и характеру организации.Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Определенные трудности в применении метода беседы возникают у психолога при работе с детьми.  Психолог стремится к более естественным формам беседы (диагностическому интервью). В процессе беседы следует отмечать и такие моменты, как пауза, интонации, тон, темп речи и так далее.
В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, творческие результаты в разных видах искусства, материалы средств массовой информации .В психологической диагностике контент - анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент - анализ может применяться при обработке методов (например, ТАТ, методика Роршаха, методика «Завершение предложения»); интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого и тому подобное.
    Методика цветовых метафор.
Методика  цветовых метафор представляет собой экспресс-вариант психосемантической диагностики мотивации и отношений к различным занятиям, людям и событиям, основанный на обозначении ряда понятий с помощью стандартного набора цветовых стимулов. Наряду с другими психосемантическими методами методика цветовых метафор позволяет выявлять потребности и мотивы человека, содержание его представлений и переживаний, измерять как осознанные, так и неосознаваемые отношения, определять побуждения к конкретным видам деятельности, в частности, познавательных, социальных, материальных и других мотивов трудовой и учебной деятельности.
Спомощью  методики цветовых метафор автором  решались следующие задачи: оценка эффективности рекламных воздействий, изучение политического сознания различных  категорий населения, оценка содержания и динамики мотивации заключенных, оценка эффективности психологических тренингов, сравнение трудовой мотивации руководителей и специалистов государственных и коммерческих предприятий, исследование мотивации наркоманов, оценка восстановления мотивации к труду у безработных, профориентационное консультирование,. В настоящее время методика цветовых метафор используется психологами, психотерапевтами, врачами, педагогами, социологами, политологами, маркетологами, менеджерами.
Все понятия, которые используются в методике цветовых метафор, можно условно сгруппировать по нескольким категориям . Конкретный состав списка понятий определяется содержанием решаемой задачи, запросами клиента, интересами специалиста. Для взрослых такими понятиями являются: «Мое увлечение», «Интересное занятие», «Мое прошлое», «Мое настоящее», «Мое будущее», «Какой я на самом деле», «Каким мне хочется быть», «Радость», «Печаль», «Неприятности», «Раздражение», «Страх». Рекомендуется применять стандартные цвета, соответствующие тесту Люшера. Использование стандартных цветов обеспечивает сопоставимость результатов, полученных различными специалистами.
Основанием  для интерпретации результатов  методики цветовых метафор является следующее положение. Если понятия  обозначены одним цветом (попадают в одну группу), то это не случайно. Анализируя ответы, можно узнать, с какими потребностями связан интересующий нас вид деятельности, или какими эмоциональными переживаниями сопровождаются различные занятия, люди и события.
Білет №11
    Характеристика высокоформализованных методов психодиагностики.
Высокоформализованные методики - это тесты, анкеты, проективные  методики и психофизиологические методики.
Показатели  качества психодиагностических методик - надежность и валидность. Надежность показывает, насколько точно производится измерение и насколько можно доверять получаемым результатам, а валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств и насколько она эффективна.
В психодиагностике тест - это кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического качества личности.Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характеристики личности по определенным параметрам.
Различают тесты, выполняемые индивидуально  и группой, устно и письменно, вербально и невербально.Вербальные - это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме. Невербальные тесты - представленные чертежами, графиками, картинками.Различают  тесты интеллекта, способностей и достижений, и личностные.
Высокоформализованные методы в психологии позволяют увидеть те индивидуально-психологические характеристики , которые, возможно, не видятся самим испытуемым. Именно с осознания и анализа этих недостатков начинается самосовершенствование личности.
    Тест Вандерлика (КОТ)Краткий ориентировочный тест (КОТ) относится к категории тестов умственных способностей (IQ). Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. Тест Вандерлика хорошо работает на выборке высококвалифицированных служащих и руководителей. В основу теста заложена иерархическая модель способности к обучению П.Вернона, которая состоит в том, что факторы, определяющие способности, можно разделить на факторы нескольких уровней, причем факторы более низкого уровня являются производными факторов более высокого уровня.  
 
КОТ предназначен для определения интегрального  показателя "общие способности" и предусматривает диагностику  следующих "критических точек" интеллекта:Способность обобщения и анализа материала, Гибкость мышления, Инертность мышления, переключаемость, Эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость, Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания, Употребление языка, грамотность, Выбор оптимальной стратегии, ориентировка, Пространственное воображение. 
Білет №12

    Классификация тестов.
В психодиагностике тест — это проба, испытание, кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее  измерить уровень развития определенного  психологического качества личности. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характеристики личности по определенным параметрам.
В зависимости  от способов предъявления материала  и испытуемых вспомогательных средств  выделяют и различные типы тестов. Различают тесты, выполняемые индивидуально и группой; устно и письменно; вербально и невербально. Вербальные — это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме, невербальные тесты представлены чертежами, графиками, картинками.Различают также тесты:•интеллекта;•способностей;•достижений;•личностные.
Области применения как профессиональных, так  и популярных психологических тестов можно обозначить так:
Тесты самопознания, Тесты оценки взаимоотношений с близкими , Тесты оценки психологических проблем коллектива — тесты позволяют определить степень конфликтности в коллективе, стиль руководства, анализировать производственные ситуации.
Различают: Тесты интеллекта, Тесты способностей,Тесты достижений, Личностные тесты, Тесты управленческих качеств, Проективные тесты.
В психологии, особенно зарубежной, разработано огромное количество разнообразных тестов.
    Диагностика агрессивности.
Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения , приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Методика  диагностики межличностных отношений Т. Лири   предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А.Басс и А. Дарки  состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет», следует использовать в совокупности с другими методиками: личностными тестами (Кеттел, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.

Тест  Ассингера позволяет  определить, достаточно ли человек корректен  в отношении с  окружающими и  легко ли общаться с ним. Для большей  объективности ответов  можно провести самооценку, когда коллеги  отвечают друг за друга.

Личностные  шкалы измерения  агрессии:

Шкала ориентации гнева (Шпилберген, Джонсон, Рассел).  Использует две субшкалы - « гнев внутрь», указывающий  на подавление гнева, и «гнев наружу», измеряющую выражение  гнева. Общий счет свидетельствует  об уровне гнева в общем, независимо от его направленности.

Шкала враждебности Кука и  Медли создана  в 1954 году. Это часть  батареи субтестов, разработанных для  измерения установок  учителей.

Шкала проявлений враждебности (Сигела) состоит из вопросов MMPI, отобранных клиническими психологами.

Шкала сверхконтролируемой  агрессии (Мегарджи) составлена из вопросов MMPI, предназначенных  для выявления  лиц с хроническим  сверхконтролем

Шкала гнева как состояния-свойства (Шпилбергер, Якобс, Рассел) измеряет состояние гнева и свойство гневливости .

Опросные  методы изучения агрессии:Самый прямой путь измерения агрессии -спросить о таком поведении. Достоинство этого метода в том, что архивные данные свободны от вносимых исследователем искажений. Для получения необходимой информации психологи часто используют ответы людей, как самих объектов изучения, так и его знакомых, родных и друзей. Еще один метод сбора информации об агрессивном поведении - оценивание другими. Этот метод состоит в том, что человек, чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него: родителями друзьями, одноклассниками.

Проективные методы особенно полезны  для изучения агрессии и враждебности, так  как не раскрывают испытуемым интерес  исследователя. Наиболее часто используемые проективные методы - Тест чернильных пятен Роршаха и Тест тематической апперцепции. Данные тесты используются как в исследовательском, так и в клиническом контексте для изучения разнообразных форм поведения и мотивов. Рисуночный тест изучения фрустрации по Розенцвейгу является полупроективной техникой, предназначенной для оценки типичных реакций на повседневные фрустрирующие события.

Білет №13
    Характеристика проективных методов психодиагностики (общие признаки, принципы проективного исследования, виды проективных методик).
Проективные методики представляют собой специальную  технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному  наблюдению или опросу. Различают  следующие группы проективных методик.
Методики структурирования: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест      трехмерной проекции.Методики конструирования: MAPS, тест мира и его разнообразные модификации.
Методики  интерпретации: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди.Методики дополнения:   неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга.
Методики  катарзиса: психодрама, проективная  игра.Методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения, миокинетическая методика Мира —  и — Лопеца.
Методики изучения продуктов творчества: тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома, рисунок пальцем и т. д.
Все перечисленные  методики, по Френку, объединяет способность  отражать как на экране наиболее существенные аспекты личности в их взаимозависимости и целостности функционирования. Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик:
1) неопределенность  стимульного материала или инструкции  к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;
2) деятельность  испытуемого протекает в атмосфере  доброжелательности и при полном  отсутствии оценочного отношения  со стороны экспериментатора.
3) проективные  методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением .
Стимульный  материал, используемый в проективных  методиках, как правило, не безразличен  испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл.
Преимущественное  использование проективных методик для изучения неосознаваемых форм психической деятельности объясняется спецификой клинических и параклинических задач, решаемых с их помощью. Наиболее существенными признаками тестов являются:
1. Стандартизированность   предъявления и обработки результатов.2. Независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога.3. Сопоставимость индивидуальных данных с нормативными, т. е. полученными в тех же условиях в достаточно репрезентативной группе.
    Тест Р.Амтхауэра.
Тест  разрабатывался в первую очередь  для диагностирования уровня общих  способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Тест интеллекта и одновременно тест профориентационной TSI может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Тест составлен Р. Амтхауэром в трёх формах: А, В и С. Модификация IST – 70 имеет четыре формы (А, В, С, D). Наиболее известные адаптации сделаны Л.К. Акимовой и соавторами в 1984 г.
Білет №14
    Этапы конструирования теста.
1. Этап целеполагания.Разработка  теста начинается  с формулирования  его цели, то есть  определения того, что тест должен  измерять. Должны  быть четко и   однозначно описаны  все знания, умения  и навыки, владение  которыми проверяется с помощью теста, т.е. необходимо четкое описание области содержания теста. Определяется вид теста, ресурсные возможности, круг привлекаемых специалистов и пр.
2. Подготовительный  этап (спецификация).Анализируется  и отбирается содержание  проверяемого материала. Готовится структура работы, определяется тип и количество заданий, время проверки, система оценивания, условия проведения и проверки, рекомендации по подготовке к тестированию.
3. Этап составления  плана теста. Послесоставления спецификации разрабатывается план теста. Если, например, тест состоит из четырех разделов, то вначале делается примерная раскладка необходимого числа заданий на каждый раздел, исходя из общего предельного числа, обычно не превышающий 30-60 коротких заданий разного уровня сложности. Число заданий, выделяемых на каждый раздел, зависит от его важности в изучении дисциплины .
4. Этап составления  теста .При составлении  заданий теста  следует соблюдать  ряд правил, необходимых  для создания надежного,  сбалансированного  инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами.
5. Этап проведения  теста.Отслеживается  проведение теста.
6. Этап анализа полученных  результатов.Обработка  результатов, получение  статистических данных  для анализа и  анализ результатов. Подготовка итогового отчета.
    Школьный Тест Умственного развития.
Школьный  тест умственного развития разработан учеными НИИ ОПП РАН и предназначен для диагностики умственного  развития подростков - учащихся 6-8 классов  .
ШТУР  состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий: «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды». Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.
Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия.
Третий  субтест направлен на выявление  умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда. Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся.
Авторами  ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует  высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой  диагностический тест.
 На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.
Білет №15
    Разработка заданий теста. Анализ заданий. 
       При разработке заданий  для  необходимо учитывать  следующие проблемы, которые, если их не обойти, неизбежно приведут к низкой валидности тестов. (1) Установка на согласие . Это тенденция испытуемого соглашаться с утверждениями или отвечать на вопросы "да" независимо от их содержания. (2) Установка на социально одобряемые ответы . Это тенденция испытуемых отвечать на вопросы теста так, чтобы выглядеть "социально положительным": если возможен "социально желательный" ответ, то весьма вероятно, что испытуемые будут его давать. 
(3) Установка на неопределенные или средние ответы . Если в опроснике представлена средняя категория ответов, отражающая нерешительность или неуверенность в ответе , то многие испытуемые склонны к ней прибегать, как к безопасному компромиссу. Это приводит к снижению валидности заданий, поскольку большинство методов анализа вопросов основывается на крайних значениях показателей. (4) Установка на "крайние" (расположенные по краям шкалы) ответы . Эта установка может проявляться при использовании многоэлементной рейтинговой шкалы. Некоторые испытуемые, независимо от содержания вопросов, предпочитают выбирать крайние ответы.(5) Очевидная валидность вопросов (утверждений).(6) Выборка из генеральной совокупности вопросов. В тестах интеллекта и специальных способностей относительно легко убедиться в том, что задания принадлежат или с высокой степенью вероятности выглядят принадлежащими к подразумеваемой для них генеральной совокупности. (7) Выборка из генеральной совокупности испытуемых. В личностных тестах труднее обеспечить адекватность выборки из выборочной совокупности, чем в тестах способностей. (8) Проблемы в установлении адекватного критерия валидности. Таковы основные сложности, возникающие при конструировании заданий теста. Две последние проблемы, хотя они и являются определяющими, выходят на первый план уже после того, как подобраны задания теста.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.