На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формы работы с неблагополучной семьёй

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Как строить работу с  неблагополучной  семьей?
Принцип индивидуального  подхода к проблеме неблагополучной  семьи предполагает следующий примерный  алгоритм действий:
Подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;
Установление контакта специалистов с членами семьи;
Выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;
Определение плана выхода семьи из тяжёлой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;
Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно.
Патронаж семьи (в случаях тяжелого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).
Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые  адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.
Проблемы неблагополучной  семьи невозможно решить силами одного специалиста. Педагог, работающий с  семьей, должен хорошо знать все  ресурсы своего района и округа. Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.
 


      Основные  направления социальной работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми из неблагополучных семей
      Образовательная составляющая включает в себя два  направления деятельности социального работника: помощь в обучении и воспитании.
      Помощь  в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
      Помощь  в воспитании проводится социальным работником, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
      Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую  поддержку и коррекцию.
      Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
      Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
      Посреднический  компонент социально – педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации  и информирование.
      Помощь  в организации направлена на организацию  семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок – продаж поношенных вещей,  благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
      Помощь  в координации направлена на активизацию  различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
      Помощь  в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
      Социальный работник при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
      Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
      Консультант – консультирует по вопросам семейного  законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
      Защитник  – защищает права ребенка в  случае,  когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
      Деятельность  работника с семьей протекает  по трем направлениям:
      образовательному,
      психологическому,
      посредническому.
      Рассмотрим  названные направления работы.
       1. Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи:
      2. Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции работника направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.
      3. Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации и информировании. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга.

2.3.  Проблемы и перспективы социальной  работы в дошкольном образовательном  учреждении с детьми из неблагополучных  семей

      В настоящее время необходимо определить наиболее эффективные формы социальной работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми из неблагополучных семей. Одна из форм работы социального работника с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с  семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
      Патронаж  дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.  Проведение патронажа требует соблюдения ряда  этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
      Патронаж  может проводиться со следующими целями:
      диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
      контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
      адаптационно – реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
      Регулярные  патронажи необходимы в отношении  неблагополучных и прежде всего  асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
      Наряду  с патронажем, занимающим важное место  в деятельности социального работника, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
      Социальный работник, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования:  эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр.
      Наряду  с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.
      Социально – психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
      Групповые методы работы дают возможность родителям  обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
        Еще одна форма работы социального работника с семьей - социально – педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
      Основные  принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
      Сущность  социально – педагогического  мониторинга семьи состоит в  комплексном использовании всех источников данных о процессах и  событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
      Важную  роль в осуществлении социально  – педагогического мониторинга играет умение социального работника систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.
      Поскольку семья – это сложная система, социальный работник принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
      Родительская  подсистема (мать - отец). Социальный работник концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения.
      Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.
      Подсистема «братья - сестры». Социальный работник концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями – сестрами.
      Отношения между детьми в семье – незаменимый  опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина». Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).
      Подсистема  «родители - дети». Социальный работник стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой.1       
      Социально – педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ  удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.
      Алгоритм  работы социального работника с неблагополучной семьей
      1 этап: изучение семьи и осознание  существующих в ней проблем,  изучение обращений семей за помощью
      2 этап: первичное обследование жилищных  условий неблагополучной семьи
      3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни
      4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь  семье, изучение их действий, вывод
      5 этап: изучение причин неблагополучия  в семье, ее особенностей, ее  целей, ценностных ориентаций
      6 этап: изучение личностных особенностей  членов семьи
      7 этап: составле6ние карты семьи
      8 этап: координационная деятельность  со всеми заинтересованными организациями  (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)
      9 этап: составление программы работы  с неблагополучной семьей
      10 этап: текущие и контрольные посещения  семьи
      11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
      Выделяются  следующие этапы работы социального работника с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через ДОУ и представили в виде схемы (см. Приложение).
      При координационно – организационной помощи со стороны  социального работника, на основании  алгоритма, составленного для работы с неблагополучными семьями в условиях ДОУ, нами была предложена программа «Социально – педагогическая помощи детям из неблагополучных семей» с учетом того, что в основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья - ребенок».
      Цели  программы: создание условий для  успешной социализации ребенка из неблагополучной  семьи, реализовывалась через систему  задач, таких как: раннее выявление  неблагополучных семей, осуществление информационной  и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных семей.
      В практике ДОУ возрастает число неблагополучных семей. Это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.  Именно поэтому таким семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального работника. В зависимости от характера проблем социальный работник оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
      В программе описаны  возможные  виды помощи родителям, возникающих во взаимодействии с детьми:
      - образовательная, которая заключается  в предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании, которая в первую очередь, осуществляется с родителями – путем их консультирования, а во вторую, с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала;
      - психологическая, включающая в себя социально – психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений;
      - организационную, включающую в себя организацию семейного досуга;
      - информационную, которая заключается в обеспечении семьи информацией по вопросам социальной защиты;
      - координационную, направленную на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
      Основные  формы и методы работы, используемые в реализации программы:
      Методы  работы:
      1. диагностические:
      А) наблюдение – общенаучный метод  исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);
      Б) опрос – это метод сбора  информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;
      В) тестирование – это один из методов  исследования, заключающийся в диагностике  личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных  знаний;
      2. управленческо – воспитательные  методы (активные), ситуационно – ролевые игры, социально – психологические тренинг.
      Формы работы: индивидуальная, групповая  и фронтальная (примерами этих работ  могут быть консультирование, дискуссионный  диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг,  психокоррекция).
      Консультирование  – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.
       Работая с семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.
Формы работы с семьей внутри детского сада
Составитель Кошурникова В.А., ст. воспитатель  МБДОУ 
«Детский сад №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Сегодня все  специалисты признают важность привлечения  родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой  формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с  детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).
Открытые  занятия с детьми в ДОУ для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при  проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Педагогический  совет с участием родителей
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Ход педсовета
    Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.
    Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
    Подведение итогов анкетирования.
    Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.
    Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
    Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.
Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи  своих воспитанников. Каждое посещение  имеет свою цель.
Цель первого  посещения семьи — выяснить общие  условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.
Есть другая форма посещения семьи — обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи (приложение 5).
Педагогические  беседы с родителями
Это наиболее доступная  форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем  переходить непосредственно к главным  темам.
Тематические  консультации
Консультации  близки к беседам, главное их отличие  в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации  могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Консультация, как  и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
Групповые собрания родителей
На групповых  собраниях родителей знакомят с  содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в  условиях детского сада и семьи.
Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.
В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых  собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность  — 1, 5 часа.
По окончании  собрания родители задают вопросы, которые  их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.
"Круглый  стол" с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Конференция с родителями
На конференции  в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Пример 1. Конференция для  мам "Поговорим о маме".
    Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.
    Обыгрывание ситуаций — конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.