На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Причины и условия совершения конкретного преступления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное казенное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
«Уральский  юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» 

Кафедра криминологии и уголовно-исполнительного  права 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  Криминологии
на тему:
 «Причины и условия совершения конкретного преступления» 
 

Выполнил:
курсант 412 уч. группы ФПСП
рядовой полиции 
Абдуллин  Р.Х. 

Проверил:
старший преподаватель кафедры К и УИП
капитан полиции
Богатова  Е.В. 
 

Дата  защиты:_____________
Оценка:_________________
Екатеринбург 
2011
План 

Введение…………………………………………………..………………….……2
    Понятие причины и условия индивидуального преступного поведения……………………………………………………………...………...4
    Условия неблагоприятного нравственного поведения………………...........14
    Понятие криминогенной ситуации способов совершения преступления…………………………………………………………………..20
    Заключение…………………………………………………………………….24
    Список литературы…………………………………………………………....28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность темы очевиднапонятие причин и условий совершения конкретного преступления. Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения. Если причины преступности в целом обусловлены противоречиями социальной среды, то причины и условия совершения конкретного преступления в большей степени подвержены влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование. Таким образом проявляется сложный комплекс причинных зависимостей — от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев и условий его жизнедеятельности во всем их многообразии и реальных проявлениях. Да и сама микросреда, оказывающая прямое воздействие на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.
     Целью настоящей работы является анализ понятий "причины преступности" и "условия  преступности". Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются: раскрытие понятия факторов, детерминирующих  преступность и преступление; определение  классификации и выявление их значения; а так же раскрытие содержания различных подходов к детерминации преступности в современной отечественной  криминологии.
     Задача  криминологии - увидеть место преступности в общем массиве социальной патологии и выявить специфику детерминации преступного поведения. Именно в этой сфере, этой плоскости криминологии находится проблема определения основной парадигмы.
     Проблема  причин преступности - одна из важнейших  в криминологии. В наши дни она  стала несравненно более актуальной, чем когда-либо в прошлом. Это объясняется возросшей потребностью населения в защите от преступности, необходимостью выявления и устранения ее новых причин и условий, недопущения совершения преступлений.
     Объектом  исследования является общее определение причин преступности, оцениваемое как исходная научная позиция, сводится к тому, что под причиной понимается явление (или совокупность взаимосвязанных явлений), которое порождает, производит другое явление (явления), рассматриваемое в этих случаях как следствие (или действие). Имея в виду причины преступности (совокупность взаимосвязанных явлений), их следствием выступает преступность (преступность как явление). Но причина создает возможность определенного следствия, для наступления которого необходимы еще и условия. Сами по себе условия не могут породить, произвести следствие, но в соответствующей ситуации (обстановке, обстоятельствах) способствуют реализации действия причины.
               Практическое значение изучение преступности, ее изменений, региональных различий - это начальный пункт криминологического исследования. Само по себе выявление фактической картины преступности и ее развития еще не дает ответ на вопрос, что же делать. Этого недостаточно, ведь совершение определенного преступления, например, в общественном месте еще не означает, что причина - плохая охрана порядка в общественных местах. Поэтому, прежде чем приступить к освещению одного из наиболее сложных и по своей сути действительно центральных вопросов криминологической науки о причинах преступности, следует заметить, что система данного криминологического знания охватывает не только собственно причины в их философском понимании, переведенном на криминологический язык. 
 
 
 

1. Понятие причины и условия индивидуального преступного поведения 

     Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины  и условия индивидуального преступного  поведения.
     Механизм  любого индивидуального поведения, в т.ч. и противоправного, не может  быть правильно понят, если не учитывать  те социальные явления и процессы, которые происходят в обществе. Индивидуальное отражает социальное (хотя и не всегда адекватно) и должно изучаться в  тесной связи с ним. Вот почему, прежде чем анализировать механизм индивидуального преступного поведения, следует остановиться на более общем  вопросе об объективных и субъективных причинах антиобщественных явлений  в обществе.
     Правонарушения, взятые в совокупности на определенном отрезке времени в конкретной стране отличаются значительным разнообразием как по степени общественной опасности, так и по психологическим, социальным и юридическим признакам, И вместе с тем они имеют общие черты в происхождении, причинах и дальнейшей исторической судьбе. Это дает возможность изучать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность, анализировать сходные причины и условия, способствующие их совершению. Это также дает возможность разрабатывать целостную систему мер борьбы со всеми правонарушениями. 

     Правовые  нормы закрепляют социальные интересы людей, отражают их экономические, политические и прочие потребности. Соответственно, правонарушения и преступления направлены против этих потребностей и интересов. Дифференциация классовой и социальной структуры общества привела к возникновению противоположных общественных интересов, к необходимости закреплять определенные формы поведения в нормах права. Не классические катаклизмы, не изменение генетической природы человека, не техническая революция, а социальное развитие общества, достижение им определенного этапа своего развития, связанного с появлением классов, частной собственности и государства - вот основная причина появления преступности и других правонарушений.  

     Во-вторых, социальная природа правонарушений и преступлений проявляется в  конкретном содержании составляющих их действий (или бездействия) людей. Всякий человеческий поступок есть «кирпичик» социальной действительности; не может  быть преступника вне общества. В  этом смысле любое поведение социально; не является исключением и поведение, представляющее собой нарушение  правовой нормы, в том числе и  преступное.
     В-третьих, социальная природа правонарушений проявляется в их результатах - в  том уроне, который они наносят  интересам общества. Этот урон нельзя рассматривать только как физический (материальный) ущерб, причиняемый имуществу  конкретных людей, их здоровью или жизни.   

     Таким образом, преступность - это социальное и правовое явление. Она социальна  потому, что слагается из деяний, совершаемых людьми в обществе и  против интересов всего общества или основной его части. Преступность социальна по своему происхождению, содержанию и судьбе. Преступное поведение это сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими.
     В изучении механизма преступного  поведения особое место занимают вопросы субъективного характера, связанные с интересами, потребностями, мотивами поведения людей, их целями и стремлениями. И это понятно, так как объективные общественные процессы действуют не автоматически, а через сознание и поведение  людей. Следовательно, и преступное поведение нельзя объяснить одними лишь (или самими по себе) объективными противоречиями общественного развития. Анализ его причин требует выяснения субъективных элементов поведения правонарушителей, изучения особенностей их личности. 

     В правовой литературе признано, что  в качестве непосредственной причины  преступления выступает сложное  взаимодействие объективных и субъективных факторов и отдельных частей взаимодействующих  явлений - личности и среды. Раскрытие  причин преступлений непосредственно  связано с проникновением в механизм нравственного формирования личности, ее деформации и социального отчуждения.
     Личность  человека, выступая в единстве всех ее социальных, нравственных и психологических  свойств и признаков, формируется  в процессе жизни и деятельности человека. Вступая во взаимосвязи с окружающими людьми, человек усваивает нормы поведения, нравственные и правовые понятия и представления, социальные и культурные ценности, приобретает новые потребности, интересы и стремления.
     Под механизмом преступного преступления подразумевается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов, состояний, детерминирующих решение  совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение.
     В криминологической литературе понятие  механизма преступного поведения  раскрыто еще недостаточно. Отмечено, что механизм преступного поведения  представляет собой динамическое явление, определенное взаимодействием составляющих его элементов. В самом общем виде он характеризуется как «переработка личностью» воздействий внешней среды на основе социальной и генетической информации, формирование отношения к деятельности и деятельность, определяемая психологическими процессами и воспрещенная уголовным законом. Как видно, элементы механизма преступного поведения - это психические процессы и состояния, рассматриваемые не в статистике, а в динамике, и притом не изолированно, а во взаимодействии с факторами внешней среды, детерминирующими это поведение.
     Из  сказанного также вытекает, что следует  различать уголовно-правовое понятие  преступления и криминалистическое понятие преступного поведения.
     Тем не менее для действия механизма преступного поведения формирование личности - всего лишь предварительный этап. Как бы ни были искажены социальные установки или ценностные ориентации человека, нельзя рассматривать его как преступника, если он ничего противоправного, наказуемого в уголовном порядке не совершил. Криминологически значимое поведение, анализируемое с самых его истоков, приобретает юридическое значение лишь на последнем, третьем этапе - в процессе исполнения задуманного.
     Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке. Что же касается формирования и принятия решения о совершении преступления, то это уже предмет криминологического исследования.
     Механизм  преступного поведения содержит по форме те же психологические элементы - процессы и состояния, и механизм правомерного поступка, но наполненные  другим социальным содержанием. В них, как и при совершении общественно полезных действий, отражается внешняя среда, в которой действует человек, но это отражение, как правило, дефектно. Механизм преступления, функционируя в развернутом или свернутом (сжатом) виде, включает различные эмоциональные состояния, реализует волю и сознание субъекта, однако и эмоции, и воля, и сознание преступника направлены на достижение антиобщественных целей, и их содержание противоречит объективным закономерностям социального развития.3
     Анализ  механизма преступного поведения  показывает, что поведение становится антиобщественным и противоправным не в одной какой-то точке причинной  цепи, ведущей к преступному акту. Здесь уместно отметить два обстоятельства: во-первых, как правило, антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социально одобряемых норм; во-вторых, «критическая точка» развития, после  которой поведение явно приобретает  антиобщественную направленность, может  быть расположена в самых различных  местах причинной цепочки, образующей это поведение.
     Анализ  содержания и особенностей функционирования механизма преступного поведения очень важен как с теоретической, так и с практической точки зрения. В научном отношении он важен потому, что раскрывает свойства личности преступника и те стороны внешней социальной среды, которые образуют причины и условия, способствующие совершению преступлений. В практическом - потому, что помогает определить меры, способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя. Антиобщественное поведение формируется на базе возникновение и постепенного развития противоречий и конфликтов в разных звеньях психологического процесса. Природа этих противоречий может быть различной.4
     Если  причины преступности в целом  обусловлены противоречиями социальной среды, то причины и условия совершения конкретного преступления в большей  степени подвержены влиянию непосредственного  окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование. Таким образом проявляется сложный комплекс причинных зависимостей — от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев и условий его жизнедеятельности во всем их многообразии и реальных проявлениях. Да и сама микросреда, оказывающая прямое воздействие на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.
     В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это  происходит на общем уровне, проявляется  их взаимосвязь с личностными  особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого  преступления и его причин, следует  выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.
                   В общем виде причинами конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.
     Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных  жизненных условий негативных, нравственно-психологических  свойств личности и внешних объективных  обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию. На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом. На уровне конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется в действительность.
     Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, правоохранительные органы, осуществляя профилактическую деятельность на обоих указанных уровнях, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических свойств личности в семье, учебном или производственном коллективе, бытовом окружении, сфере общения и в других областях социальной жизни с тем, чтобы принять соответствующие меры по их устранению, при необходимости взаимодействовать с другими учреждениями, предприятиями и общественными организациями для оздоровления обстановки и нейтрализации возникшихкриминогенных ситуаций.5
     Дальнейшее  изучение структуры преступного  поведения требует раздельного  анализа каждой из линий причинной  цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и  предвидение результатов своих  действий. Все это откладывается  в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в  первую очередь таких, как прошлый  опыт, интересы, взгляды, психические  особенности лица. Сюда же следует  добавить влияние существующей внешней  ситуации.
     Таким образом, с точки зрения причинности  преступление должно рассматриваться  как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. К  тому же следует добавить, что личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а  также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой.
     Из  этого следует, что у взрослого  человека все социально значимые воздействия внешней среды проходят через его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.
     Чтобы ответить на вопрос, в каком из звеньев  причинной цепочки коренятся  причины совершения конкретного  преступления, нужно рассмотреть  их по существу, используя материалы  конкретных криминологических исследований. Только тогда можно получить данные о том, какие именно причины несут  в себе наибольшую степень криминогенности, какие конкретно сферы внешней среды и на каком жизненном этапе индивида оказали на него криминогенное влияние, какие психофизические свойства и особенности конкретного лица оказались наиболее податливыми к такому воздействию.
     При криминологическом анализе причин совершения преступления важно учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под таким механизмом понимается последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой.
     Центральным звеном в причинной цепочке поведения  является мотив. В качестве первоосновы  формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности  являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того, как  потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Он получает соответствующую  эмоциональную окраску в различных  чувственных проявлениях (радость, огорчение, раздражение и т.д.).6
     Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно  к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить  мотивационный выбор, который проявляется  в формировании конкретной цели. Последняя выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение. Цель избирается в результате взаимодействия по меньшей мере трех факторов: мотива, жизненной установки личности и образа конкретной ситуации, в которой происходит событие.
     Дальнейшее  взаимодействие различных психологических  процессов постепенно приводит к  формированию конкретных намерений  и поведенческих решений, планов реализации преступного поведения. План конкретизирует и детализируют цель и, в частности, включает представления  о средствах ее достижения, месте  и времени совершения преступления и других важных с точки зрения достижения преступного результата условиях. Осмысливание плана предполагает сложное взаимодействие всех психических свойств человека (памяти, способностей, эмоций, восприятия и др.). Немаловажную роль при этом играет прошлый опыт, который позволяет в определенной мере предвидеть результаты собственных действий и их последствия.
     Существенным  элементом механизма поведения  является воля. Под нею понимается сознательное регулирование человеком  своих действий и поступков, требующих  преодоления внутренних и внешних  трудностей. Волевой акт характеризуется  количеством энергии, затрачиваемой  на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Без него все указанные элементы механизма  поведения могут не сработать, и  преступление не будет совершено. Волевые  свойства личности проявляются в  ее целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности  и др.
     Завершается причинная цепочка реализаций принятого  решения о совершении преступления в конкретном преступном деянии.
     Важно заметить, что все указанные звенья причинной цепочки содержат большие  возможности профилактического  характера. В первую очередь это  относится к надлежащему нравственному  формированию личности, выработке у  нее социально оправданных потребностей и интересов, оказанию позитивного  воздействия на конкретное лицо с  тем, чтобы сформировать у него умение регулировать свои действия в социально  полезном направлении и согласовывать  свои личные интересы с общественными. В решении этой задачи важная роль принадлежит правоохранительным органам.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Условия неблагоприятного нравственного поведения 
 

     Соотношение неблагоприятного нравственного поведения в причинах конкретного преступления в равной мере социального и биологического поведения в общем человека
     Соотношение неблагоприятных нравственных обстоятельств в генезисе преступного поведения имеет не только теоретическое, но практическое значение: акцент в ту или иную сторону определяет цели и методы борьбы с преступностью. Главное в том, чтобы правильно оценить как биологическое, так и социальное в причинной цепочке криминального поведения.
     Соотношение социального и биологического в  поведении человека не является постоянным и одинаковым. Оно различно в разных звеньях причинной цепочки: в  начальной стадии развития человека, ведущей к акту сознательного  поведения; в процессе развития конкретного  организма и жизни индивидуума; в процессе его общественного  развития.
     Первое  звено, как сказано, относится к начальной стадии развития человеческого организма и далеко от преступного поведения. Однако с криминологической точки зрения важно установить, действуют ли на данном этапе какие-либо биологические факторы, которые в дальнейшем могут повлиять на развитие личности в криминогенном направлении.
     Здесь прежде всего необходимо учитывать, что биологическое развитие индивидуума является сложным взаимодействием трех групп факторов: генетических (наследственных), экологических (влияние внешней среды) и индивидуальных, которые являются продуктом взаимодействия всех названных факторов.
     Современной наукой не доказано существование каких-либо прирожденных программ социально одобряемого  или преступного поведения. Не установлены  также наследственные признаки такого поведения. Современная генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно. Это отнюдь не означает, что при изучении причин конкретного преступления следует избегать всего того, что относится к биологической структуре личности преступника. Нельзя отрицать, что человек не только социальное, но и биологическое существо. В его поведении, в том числе и преступном, всегда имеют место не только социальные, но и биологические элементы. Так, биологическая необходимость сохранения вида и поддержания рода определяет, например, потребности в питании, одежде, отдыхе, воспроизведении потомства и т.д.
     Биологическое, естественное начало в личности, такие  ее свойства, как эмоции, черты характера, особенности нервной системы, реакции  на внешние раздражители (ситуации), темперамент, интеллектуальные и умственные способности, память и т.д., тесно  переплетаются с социальным. Генетический код человека, взаимодействуя с внешней средой, получает широкий путь развития, который в основном определяется жизнью и деятельностью конкретного индивида, его воспитанием, обучением и общественной практикой. Имеющиеся неблагоприятные наследственные признаки могут быть в одних случаях нейтрализованы, в других — получить криминальное развитие. Бесспорно одно: многие биологические свойства человека при благоприятном изменении жизненных условий меняются в общественно полезную сторону, и наоборот, неблагоприятная социальная обстановка способствует закреплению и развитию генетически унаследованных отрицательных качеств, которые при определенных обстоятельствах могут привести к криминогенным последствиям.
     Второе  звено рассматриваемой причинной цепочки связано с соотношением социального и биологического в процессе формирования личности. Следует сразу же заметить, что биологический элемент в этом звене выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный — значительно сильнее.
     Из  числа биологических качеств в процессе формирования личности существенное значение имеют пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений. Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды на личность далеко не одинаково. Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные последствия при неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать совершению преступления.
     С увеличением возраста в поведенческой  реакции конкретнoгo человека все большую роль играют социальные факторы. Если говорить об антиобщественном поведении, то в этом случае криминогенное влияние на формирование личности оказывают в первую очередь неблагополучные обстоятельства семейного воспитания, среда общения и досуга, негативные условия учебы и трудовой деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.