На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Состояния и пути оптимизации доходов и расходов в деятельности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
                                                                                                                                               с
Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Доходы в деятельности предприятия………………………………………………5
   1.1 Доходы и источники получения прибыли для предприятия……………………..5
   1.2  Формирование и распределение прибыли на предприятия……………………11 
2.Расходы  предприятия на  производство продукции……………………………..22 
   2.1 Классификация  расходов предприятия и затрат материальных запасов……...22
   2.2 Управление затратами на производство, реализацию и себестоимостью продукции………………………………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………..41
Глоссарий……………………………………………………………………………….43
Список  использованных источников……………………………………………….44
Приложения…………………………………………………………………………….46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение  

     В современном мире, очень много  организаций, фирм, предприятий малого и крупного бизнеса. У каждого  из них своя сфера деятельности, но их объединяют общие проблемы в  сфере производства и управления.
       Рыночные отношения, предусматривающие плюрализм форм собственности, право на полную хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, в частности, в формировании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Особую роль в этом процессе играет механизм формирования доходов и расходов предприятий и организаций.
     Для создания предприятия необходимо многое знать и многому научиться. Тема доходов и расходов в деятельности предприятия является актуальной, поскольку  эти знания помогают определить рентабельность и намного облегчит управление предприятием.
     Степень разработанности  темы. Доходы и расходы в деятельности предприятия (организации, фирмы): фактическое состояние и пути оптимизации изучали такие авторы, как: Рыбакова О. В.; Карпатова Т. П.; Незамайкин В. Н.; Волкова О. И.; Колчина Н. В.; Ковалев В. В.; Покропивный С. Ф.; Зайцев Н. Л.; Волков В. П.; Швандара В. А.; Воронина Э. М.; Бердникова Т. Б.; Титов В. И.
     Цель  работы: Изучить фактическое состояние и пути оптимизации доходов и расходов в деятельности предприятия.
     Задачи:
      Рассмотреть доходы и источники получения прибыли для предприятия;
      Формирование и распределение прибыли на предприятии;  
      Классификация  расходов предприятия и затрат материальных запасов;
      Управление затратами на производство, реализацию и себестоимостью продукции.
     Методы  исследования. При написании курсовой работы были использованы методы сравнения и анализа информации, структурный и схематичный, а также табличный методы.
     Объектом  изучения курсовой работы являются доходы и расходы в деятельности предприятия.
     Предметом изучения являются фактическое состоянии и пути оптимизации доходов и расходов.
     Гипотеза. Доходы и расходы являются основой в деятельности предприятия и позволяют легко определить рентабельность предприятия по этому не обходимо исследовать фактическое состоянии и пути их оптимизации.
     Практическая  значимость. Из содержания работы можно узнать о составе расходов и доходов, а также о пути их оптимизации. Это поможет избежать лишних затрат и сразу определить выгодность предприятия.
     Структура курсовой работы. Дання курсовая работа состоит из: введения; основной части (состоящей из двух глав по два параграфа в каждом); заключения; глоссария; списка использованных источников и приложения.  
 
 
 
 
 
 
 

        1 Доходы в деятельности предприятия 

      Доходы  и источники получения прибыли для предприятия
        
     Доходы  предприятия – увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
     Не  признаются доходами предприятия поступления  от других юридических и физических лиц:
      в виде сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
      по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.;
      в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
      авансы в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;
      задаток;
      суммы залога, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
      погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.
     Доходы  предприятия в зависимости от их характера, условий получения  и направлений деятельности фирмы  подразделяются на:
      доходы от обычных видов деятельности;
      операционные доходы;
      внереализационные доходы.
     Доходы, отличные от доходов от обычных видов  деятельности, считаются прочими  поступлениями. К прочим поступлениям относятся также чрезвычайные доходы.
           Для целей бухгалтерского учета  предприятие самостоятельно признает  поступления доходами от обычных  видов деятельности или прочими  поступлениями исходя из требований  Положения по бухгалтерскому  учету «Доходы организации» (ПБУ  9/99), характера своей деятельности, вида доходов и условий их  получения.
     Доходы  от обычных видов  деятельности. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка).
     На  предприятиях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение  которых связано с этой деятельностью (арендная плата).
          На предприятиях, предметом деятельности  которых является предоставление  за плату прав, возникающих из  патентов на изобретения, промышленные  образцы и других видов интеллектуальной  собственности, выручкой считаются  поступления, получение которых  связано с этой деятельностью  (лицензионные платежи (включая
роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).
          На предприятиях, предметом деятельности  которых является участие в  уставных капиталах других организаций,  выручкой считаются поступления,  получение которых связано с  этой деятельностью.
     Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих  из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в  уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом  деятельности организации, относятся
к операционным доходам.
          Операционными доходами являются:
      поступления, связанные с предоставлением за плату во временное                 пользование (временное владение и пользование) активов организации;
      поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
      поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
      прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
      поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от     денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
      проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
     Внереализационными  доходами являются:
      штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
      активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
      поступления в возмещение причиненных организации убытков;
      прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
      суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
      курсовые разницы;
      сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
      прочие внереализационные доходы.
     Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п.[15, с. 367]
     В зависимости от направлений деятельности предприятия, основной (обычной), инвестиционной и финансовой, доходы бывают следующие.
     1. Доход от основной деятельности  — это выручка от реализации  продукции (выполненных работ,  оказанных услуг).
     2. Доход от инвестиционной деятельности  — финансовый результат от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
     3. Доход от финансовой деятельности  включает в себя результат  от размещения среди инвесторов  облигаций и акций предприятия.
     Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) служит основным источником финансовых потоков на предприятии.
     Выручка от реализации и методы определения  момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей.
     В отечественной практике применяются  два метода определения момента реализации: по отгрузке — метод начислений и по оплате — кассовый метод.
     Все предприятия, кроме малых, должны применять  метод начислений и учитывать  выручку от реализации продукции  по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы. Малые предприятия могут отражать в учете выручку от реализации по мере ее оплаты. На выручку от реализации влияют такие факторы, как цена реализуемых  товаров и объем продаж в натуральном  выражении.[7, c.526]
     Сущность  и показатели прибыли.
     Прибыль – это часть выручки, которая остается после возмещения всех затрат на производственную и коммерческую деятельность предприятия. Характеризуя превышение поступлений над затратами (pacxoдaми), прибыль выражает цель предпринимательской деятельности и принимается за rлавный показатель ее результативности (эффективности ). [5, c.130]
     Прибыль является основным источником финансирования развития предприятия, совершенствования ero материально-технической базы, обеспечения  всех форм инвестирования. Вся деятельность предприятия направляется на то, чтобы обеспечить рост прибыли или по крайней мере стабилизацию ее на определенном уровне.
     В зависимости от формирования и распределения  выделяют нeсколько видов прибыли. Прежде вceгo различают общую прибыль и прибыль после налогообложенuя (чистую прибыль). Общая (балансовая) прибыль -  вся прибыль предприятия, полученная от всех нaправлений eгo деятельности до ее налоrообложения и распределения. Прибыль после налогoобложения, т. е. прибыль, реально поступающая в распоряжение предприятия, имеет распространенное в отечественной литературе название - чистая прибыль.
     В зарубежной экономической теории и  предпринимательстве общеупотребительными являются понятия валовой, операционной и маржинальной прибыли.
     Валовая прибыль - это разница между выручкой и производственными затратами (себестоимостью продукции, определенной при калькулировании по неполным затратам). Это понятие включает собственно прибыль и так называемые непроизводственные (административные, коммерческие) затраты. Операционная прибыль, которую часто называют прибылью, равна по величине вaловой прибыли за минусом непроизводственных затрат. Маржинальная прибыль характеризует объем выручки от продажи продукции за минусом переменных затрат. Она включает собственно прибыль и постоянные затраты. Следовательно, такая прибыль по величине совпадает с валовой прибылью при условии, что калькулирование осуществляется лишь по переменным затратам.[11,c.66]
     Источники прибыли и ее исчисление.
     Прибыль предприятия формируется за счет следующих источников:
     а) продажа (реализация) продукции (оказание услуг);
     б) продажа другого имущества;
     в) внереализационные операции.
     Прибыль от продажи продукции (операционной деятельности) является основным слагаемым  общей суммы прибыли, поскольку  именно она отражает миссию и профиль  предприятия. Она определяется как  разница между выручкой от продажи продукции (без учета налога на добавленную стоимость и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью.
     В случае калькулирования по неполным затратам ту часть затрат, которая  не включается в себестоимость продукции, относят на определенный период и  при определении прибыли (Пр) исключают  из выручки, т. е.
                                               Пр = Вр - Ср - Сн.с.п , где                                                 (1)
     Вр -  выручка от продажи продукции;
     С р - себестоимость проданной (реализованной) продукции по неполным затратам;
     Сн.с.п. - затраты, не включенные в себестоимость  продукции, а отнесенные на определенный период.
     Это так называемый метод прямого исчисления прибыли, который признан главным (основным). Наряду с ним существует еще аналитический метод, в соответствии с которым прогнозируемая прибыль определяется корректированием ее базовой (фактической) величины с учетом влияния определенных факторов в расчетном периоде, например, изменения объема производства и продажи продукции, ее структуры, себестоимости изделий и цен реализации. Этот метод может применяться при большой доле относительно однотипной продукции в общем ее объеме.
     Прибыль от продажи имущества, которое для  предприятия по тем или иным причинам стало ненужным, включает прибыль  от продажи основных фондов (материальных активов), нематериальных активов, ценных бумаг других предприятий. Ее величину определяют как разницу между  ценой продажи и остаточной стоимостью реализуемого объекта с учетом затрат на реализацию
(демонтаж, транспортировка, оплата агентских  услуг).
     Прибыль от внереализационных  операций - это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, сдачи имущества в аренду (лизинг), дивиденды на ценные бумаги, доход от владения долговыми обязательствами, роялти, поступления от экономических санкций (штрафы).
     Рассмотренная схема исчисления величины общей  прибыли по источникам ее формирования имеет важное значение для анализа  и принятия хозяйственных решений. Но нужно иметь в виду, что общая  прибыль является объектом налогoобложения. В связи с этим гocyдарственные  органы регламентируют методику определения  налогoоблагaемой прибыли в нормативных  актах. Налогoоблагaемая прибыль (Пно) исчисляется по формуле
                                             Пно = Дв -   (Зо + АО), где                                                    (2)
          Дв - валовой (общий) доход за определенный период;
     Зо - общие затраты на этот же период;
     АО - сумма амортизационных отчислений от стоимости aктивов, подлежащих амортизации.
     Основной  составляющей дохода является выручка  от продажи продукции. В доход  включают также прибыль от продажи  имущества и внереализационных  операций. [13, c.501] 

      Формирование и распределение прибыли на предприятии. 
 
     Обобщая подходы в определении сущности прибыли и учитывая требования действующего законодательства, можно определить основы механизма формирования и  распределения прибыли на предприятии.
     Прибыль формируется как результат следующих  слагаемых:
      Прибыли от реализации продукции;
      Прибыли от прочей реализации;
      Прибыли, полученной по внереализационным операциям.
     Укрупненно  прибыль от реализации продукции (фактически полученная) рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции, налогами, включаемыми в цену и  уплачиваемыми из выручки, и себестоимостью реализованной  продукции.
     Прибыль, ожидаемая от реализации продукции, определяется с учетом планируемой  цены на продукцию, которая может  быть реализована на рынке; планируемых  налогов, включаемых в цену; планируемого уровня издержек производства и реализации (себестоимости); планируемого уровня рентабельности продукции.
     Прибыль от прочей реализации образуется от реализации излишних и ненужных в производстве материальных ценностей. Она рассчитывается как разность между выручкой от реализации материальных ценностей, налогами, включаемыми  в цену и выплачиваемыми из выручки, а также затратами, связанными с  реализацией данных материальных ценностей (транспортировка, складирование и  д.).
     Прибыль, полученная по внереализационным операциям,- это прибыль, образуемая путем вычитания  из доходов, полученных по данной операции расходов, связанных с осуществлением этих операций (например, дивиденды  от акций, принадлежащих предприятию, от совместной деятельности).
     Облагаемая  и необлагаемая налогом прибыль, чистая прибыль или прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, образуется в процессе распределения прибыли  предприятия.
     На  формирование прибыли как финансового  показателя работы, который отражается в бухгалтерском учете, официальной  отчетности субъектов хозяйствования, влияет установленный государством порядок: формирования затрат на  производство продукции (работ, услуг); учета и  калькулирования себестоимости  продукции (работ, услуг); определения  внереализационных доходов и  затрат; определения балансовой (валовой) прибыли. Следовательно, на формирование абсолютной величины прибыли предприятия  оказывают влияние результаты, эффективность  его финансово-хозяйственной деятельности, сфера деятельности, определенные законодательством  условия учета финансовых результатов. [4, c.599]
     Особенности распределения прибыли предприятия  зависят от хозяйственно-правовой формы  предприятия и от формы собственности. Общим в механизме распределения  прибыли является то, что предприятие  из прибыли уплачивает налоги на доходы, налог на недвижимость, налог на прибыль и местные сборы и налоги. Различия заключаются в том, как распределяется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, поскольку порядок распределения этой части прибыли устанавливается собственником.
     При распределении прибыли выделяют:
      Прибыль, полученную от видов деятельности, облагаемых налогом на доходы;
      Прибыль, облагаемую налогом на прибыль;
      Льготируемую прибыль.
    Прибыль, облагаемая налогом на доходы, может  быть получена от следующих источников:
      Казино;
      Видеосалон;
      Лотерей;
      Акций, облигаций и других ценных бумаг.
     Ставки  налога на доход дифференцированы по видам деятельности.
     Льготируемая  прибыль – это прибыль, освобождаемая от уплаты налога на прибыль. Например, в состав льготируемой прибыли может быть отнесена прибыль, полученная от мероприятий, направленных на снижение последствий от аварии на ЧАЭС; прибыль производственных мастерских, опытно-эксперементальных предприятий и предприятий учебных заведений, полученная в процессе практического обучения студентов и учащихся; прибыль предприятий, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в их составе составляет не менее 50% от среднесписочной численности промышленно-производственного персонала, и т.д.
     Для того чтобы определить величину налога на прибыль, необходимо учитывать, что  вначале предприятие обязано  уплатить из прибыли налог на недвижимость. Он рассчитывается исходя из остаточной стоимости основных фондов, числящихся на балансе предприятия, и установленной величины ставки данного налога. Налогооблагаемая прибыль определяется как разность между прибылью, облагаемой налогом на прибыль, и величиной налога на недвижимость. Она является базой для определения налога на прибыль (ставка налога на прибыль устанавливается законодательно).
     В процессе распределения прибыли, предприятие  также определяет величину прибыли, которая является базой для расчета  местных налогов и сборов (прибыль, облагаемая налогом на прибыль, минус  налог на недвижимость, минус налог  на прибыль).
     Заключительным  этапом в распределении прибыли  является расчет прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия (чистой прибыли), и установление направлений и  ее использования.
     Основное  направление распределения чистой прибыли оговаривается в учредительном  договоре, уставе и соответствует  требованиям законодательства (например, наличие требования обязательности формирования резервного фонда предполагает, что предприятие осуществляет соответствующие  регулярные отчисления из чистой прибыли).[4, c.601]
     Направления использования прибыли.
     В финансовой политике предприятия важное место занимает также использование  прибыли как основного источника  финансирования инвестиционных потребностей и удовлетворения экономических  интересов собственников (приложение А).
     Принципиальные (главные) направления использования  предполагают деление прибыли на две части: 1) прибыль, направляемая за пределы предприятия, называется распределенной прибылью (выплаты собственникам  корпоративных прав, персоналу предприятия  по результатам работы, на социальную подцержку);
2) прибыль,  остающаяся на предприятии и  используемая как финансовый  источник eгo развития (нераспределенная  прибыль). Последняя направляется  на создание резервноrо и инвестиционнoгo  фондов. Резервный фонд является  финансовым компенсатором возможных  отклонений от нормальноrо оборота  средств, источником покрытия  дополнительной потребности в  средствах. 
     Eгo  формирование является обязательным  для хозяйственных обществ, арендных  предприятий, кооперативов.
     Эту общую схему распределения прибыли  нужно конкретизировать на предприятиях с различными орrанизационно-правовыми  формами, что касается прежде вceгo акционерных  обществ (предприятий). Как известно, собственники акций получают часть  корпоративной прибыли в виде дивидендов (дохода инвесторов на вложенный  капитал). На акционерном предприятии  дивиденды можно pacсматривать как  плату за привлеченный от продажи  акций капитал.
     Распределение прибыли на выплату дивидендов и  инвестирование является сложной финансовой проблемой, которая существенно  и неоднозначно влияет на финансовую стабильность и перспективы предприятия. Направление достаточной суммы  прибыли на выплату дивидендов и  высокий уровень таковых увеличивают 
спрос на акции и повышают их рыночный курс. Однако это oгpaничивает собственный  источник финансирования, усложняет peшение  задач перспективного развития предприятия.
     Понятно, что низкие дивиденды приводят к  противоположным результатам. С  учетом этих обстоятельств акционерное  общество (предприятие) вынуждено выбрать  такую дивидендную политику, которая  соответствовала бы конкретным условиям eгo деятельности. Возможные варианты дивидендной политики (порядок выплаты  дивидендов) на том или ином предприятии (приложение Б1).
     Каждый  из названных вариантов имеет  свои преимущества и недостатки и  применяется, как правило, не постоянно, а в пределах определенного временного периода с учетом экономической  конъюнктуры и финансового состояния  предприятия.
     Распределяя прибыль предприятия, величину дивидендов в процентах (d) определяют по формуле:
                                          d = (Пд  ? Ку) • 100 , где                                                             (3)
     Пд - часть прибыли, направляемой на выплату дивидендов;
     Ку - уставный капитал (фонд) предприятия.
     Абсолютная  сумма дивидендов в расчете на одну акцию (D) соответственно будет составлять
                                                   D = Пд / Nа , где                                                               (4)
Nа - количество акций, которое формирует величину уставного капитала (количество проданных акций).
     Часть прибыли, используемой на выплату дивидендов, определяется в соответствии с выбранным  вариантом дивидендной политики. Опыт деятельности зарубежных фирм и  успешно работающих отечественных  предприятий свидетельствует, что  доля дивидендных сумм в чистой прибыли  колеблется в пределах 30-70 %. Если она  меньше 30 %, то выплаты считаются  заниженными, а когда их относительный  размер превышает 70 % - завышенными. [13, c.502]
     Влияние учетной политики на финансовый результат  деятельности предприятия.
     На  финансовый результат существенное влияние оказывает учетная политика предприятия. Поскольку прибыль  — это разница между доходами и расходами, то выбор метода признания  доходов и расходов увеличивает  или уменьшает конечный финансовый результат. В отношении доходов  влияние оказывает факт признания  дохода в результате реализации. В  некоторых случаях доход может  не признаваться как реализация, если не подписан акт выполненных работ, хотя работа принята и ее результатами пользуется заказчик. Товары или продукция могут не признаваться реализованными, если не выполнены все условия договора (например, товары не оплачены).
     В отношении расходов влияние учетной  политики на прибыль существенно  выше. Это связано с тем, что  расходы могут учитываться различными методами. Оценка стоимости затрат также может существенно варьироваться  в зависимости от выбранной учетной политики. Это касается стоимости товаров, материальных запасов, оценки амортизируемого имущества, методов исчисления амортизации, оценки ценных бумаг, прочих расходов. Например, амортизация внеоборотных активов может начисляться несколькими способами. Одни способы равномерно переносят стоимость амортизируемого имущества (линейный метод), другие позволяют существенно увеличить размер амортизационных отчислений в первые годы эксплуатации активов, что приведет к уменьшению прибыли. Выбор метода оценки стоимости материально-производственных запасов позволяет увеличивать или уменьшать прибыль отчетного года. Грамотное, взвешенное применение различных способов управления прибылью с помощью учетной политики позволяет планировать такие показатели, как рентабельность, ликвидность, доходность.[7, c. 537]
     Методы  планирования прибыли.
     Планирование  прибыли — составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различивши в методологии исчисления и налогообложение прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли и моделируются финансовые результаты выполнения различных управленческих решений.
     В условиях стабильной развивающейся  экономики планирование прибыли  осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах  и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный  период — квартал, полугодие.
     Планирование  прибыли использует все параметры  бизнес-плана и определяет финансовый результат всей деятельности предприятия. Очень важно осознать взаимосвязь планирования прибыли с параметрами производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на размер прибыли. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на ее рост.
     Прибыль планируется раздельно по всем видам  деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено  различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В  процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на размер прибыли, и моделируются финансовые результаты выполнения различных управленческих решений.
     В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический  и основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.
     1. Метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции.
     Более простой вариант этого метода предполагает укрупненный расчет по позициям плана (приложение В)            
     2. Аналитический метод. Этот метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.
     При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой  и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую (отчетную) рентабельность Ро:
                                 Ро = (По :Стп) • 100%, где                                                         (5)
     По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли  ведется в конце базисного  года, когда точный размер прибыли  еще не известен);
     Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.
     Расчет  ведется в определенной последовательности.
     1. С помощью базовой рентабельности  ориентировочно рассчитывается  прибыль планируемого года на  объем товарной продукции планируемого  года, но по базисной себестоимости.
     2. Рассчитывается изменение (+, —)  себестоимости продукции в планируемом  году.
     3. Определяется влияние изменения  ассортимента, качества, сортности  продукции. Такие расчеты выполняются  в специальных таблицах на  основе плановых данных об  ассортименте продукции, ее качестве, сортности.
     4. После обоснования цены на  готовую продукцию планируемого  года определяется влияние роста  (или снижения) цен.
     5. Влияние на прибыль всех перечисленных  факторов суммируется. Прибыль  от производства сравнимой продукции  в планируемом году определяется  с учетом прибыли, исчисленной  на этапе 1 и последующих этапах.
     6. Далее учитывается изменение  прибыли в нереализованных остатках  готовой продукции на начало  и конец планируемого периода.
     Аналитический метод имеет то преимущество, что  показывает влияние различных факторов на размер прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии  стабильных условий хозяйствования.
     3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ). Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаються переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из
маржинальной  прибыли вычитаются постоянные расходы  и определяется финансовый результат (прибыль или убыток).
     Для коммерческих предприятий очень  важно определить порог окупаемости  затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует  установить точку безубыточности. [7, c.531]
     Точкой  безубыточности называют критический объем продаж, при
котором коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая  прибыль, но и без убытка (приложение Б2).[14, c.215]
     Прямые 1—3 показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости (точка безубыточности).
     После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта производственного (операционного) рычага1, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может  позволить себе снизить объем  реализации, не приводя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит  в том, что любое изменение  выручки от реализации приводит к  еще
более сильному изменению прибыли. Действие эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при  изменении объема производства и  реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие производственного  рычага. И наоборот, при росте  объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие  производственного рычага
уменьшается.
     Пример. Выручка от реализации продукции составила на предприятии        500 тыс. руб., условно-переменные затраты 250 тыс. руб.. условно-постоянные     затраты — 100 тыс. руб. Пользуясь таблицей рассчитаем точку безубыточности и эффект операционного рычага.
                                                                                           Таблица 
                            Показатель Сумма, тыс. руб. Доля, %
1. Выручка от реализации 2. Переменные  затраты
3. Маржинальная  прибыль (стр. 1 — стр. 2)
4. Постоянные  расходы
5. Финансовый  результат (прибыль) (стр. 3 —
~ стр. 4)
500 250
250
100
150
100 50
50
     Рассчитаем  отношение маржинальной прибыли  к выручке от реализации:
250 : 500 •  100% = 50%.
     Точка безубыточности в этом случае будет  определена как отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли  в общей выручке от реализации: 100 : 50% • 100% = 200 тыс. руб.
     Эффект  операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли  к прибыли. В нашем примере  сила воздействия операционного  рычага будет равна 250 : 150 = 1.67.
     Другими словами, любое изменение выручки  влечет за собой изменение прибыли  в пропорции 1 : 1,67. Допустим, у предприятия  появилась возможность увеличить  выручку от реализации на 10%. В этом случае прибыль возрастет на 16,7%, значит, при выручке в 550 тыс. руб. прибыль составит 175 тыс. руб.
     При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что  влечет за собой серьезное снижение прибыли.
     В нашем примере уменьшение реализации на 5% повлечет за собой снижение прибыли  на 8,35% (5 • 1,67).
     В процессе планирования прибыли важно  определить, какие факторы приводят к ее росту или снижению.
     К факторам роста прибыли относятся:
     • объем продаж;
     • рост цен;
     • снижение себестоимости;
     • обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции.
     В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности  производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. Увеличение объема продаж также не может происходить бесконечно. Жесткая  конкурентная борьба, невысокий уровень  платежеспособного покупательского  спроса накладывают ограничения  на рост объема продаж. [7, c.533] 

     2 Расходы предприятия  на производство  продукции
      
     2.1 Классификация расходов  предприятия и  затрат материальных  запасов 

     Расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
     Не  признается расходами предприятия  выбытие активов:
      в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т. п.);
      вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
      перечисление средств (взносов, выплат и т. п.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
      по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.;
      в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
      в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
      в погашение кредита, займа, полученных организацией.
     Расходы предприятия в зависимости от их характера, условии осуществления  и направлений деятельности, подразделяются на:
      расходы по обычным видам деятельности;
      операционные расходы;
      внереализационные расходы.
     Расходы, отличные от расходов по обычным видам  деятельности, считаются прочими  расходами. К прочим расходам также  относятся чрезвычайные расходы.
     Расходы по обычным видам  деятельности. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
     Расходы по обычным видам деятельности принимаются  к бухгалтерскому
учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности (с учетом положений п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). [15, c.375]
     Расходы по обычным видам деятельности формируют:
      расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
      расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
     При формировании расходов по обычным видам  деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
      материальные затраты;
      затраты на оплату труда;
      отчисления на социальные нужды;
      амортизация;
      прочие затраты.[12, c.111]
     Операционными расходами являются:
      расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
      расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
      расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организации (с учетом положений п. 5 ПБУ 10/99);
      расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
      проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
      расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
      прочие операционные расходы.
     Внереализационными  расходами являются:
      штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
      возмещение причиненных организацией убытков;
      убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
      суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
      курсовые разницы;
      сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);
      прочие внереализационные расходы.
     В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия  чрезвычайных обстоятельств хозяйственной  деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и  т. п.).[15, c.379]
     Общие затраты - это прежде всегo затраты на реализованную продукцию, а также потери от продажи имущества из-за превышения eгo балансовой стоимости относительно выручки от реализации активов. Амоpтизационные отчисления выделены из состава общей суммы затрат, поскольку их начисление и использование контролируется государственными органами в особом порядке.[13,c.507]
     Классификация затрат материальных запасов
     Основная  задача управления запасами на предприятие - это дать ответ на два вопроса:
     1. Какое количество продукции заказывать?
     2. Когда заказывать?
     Ответ на первый вопрос получают через размер заказа, определяющего оптимальное  количество ресурсов, которое необходимо поставлять каждый раз, когда происходит размещение заказа. В зависимости  от рассматриваемой ситуации размер заказа может меняться во времени. Ответ  на второй вопрос зависит от типа системы  управления запасами. Если система  предусматривает периодический
контроль  состояния запаса через равные промежутки времени (например, еженедельно или  ежемесячно), то момент поступлення  нового заказа обычно совпадает с  началом каждого интервала времени.
     Если  же в системе предусмотрен непрерывный  контроль состояния запаса, точка  заказа обычно определяется уровнем  запаса, при котором необходимо размещать  новый заказ.
     Таким образом, задачи управления запасами решаются следующим образом:
     1. В случае периодического контроля  состояния запаса следует обеспечивать  поставку нового количества ресурсов  в объеме размера заказа через  равные интервалы времени.
     2. В случае непрерывного контроля  состояния запаса необходимо  размещать новый заказ в размере  объема запаса, когда его уровень  достигает точки заказа.
     Размер  и точка заказа обычно определяются из условий минимизации суммарных  затрат системы управления запасами, которые можно выразить в виде функции этих двух переменных. Суммарные затраты системы управления запасами выражаются в виде функции их основных компонент следующим образом: (приложение Г)
     Отметим, что входящие в (приложение Г) виды затрат оказывают различное влияние на общую сумму затрат управления запасами. Величина некоторых видов затрат может быть незначительной и их учет чрезмерно сложен. Например, потери от дефицита трудно оценить, т.к. потери обусловлены нематериальными факторами – ухудшение репутации. По этому на практике все виды затрат объединенны в две
основные  группы: первая – затраты на размещение (приобретение) заказов и вторая - на их хранение. При определении  размера заказа требуется минимизировать эти равноправные виды затрат.
     В первую группу включаются затраты на поиск поставщика, оплата транспорта, оплата телефонных переговоров, почтовые расходы, оформление документации, счетов, контроль поступивших материалов.
     Ко  второй группе относятся затраты  на содержание складов (амортизация, отопление, освещение, налог и страховка  сооружения, заработная плата обслуживающего персонала); затраты, связанные с  риском потерь, вследствии устаревания, порчи, продажи по сниженным ценам, замедления темпов потребления и  т.д.
Затраты на хранение запасов обычного рассчитываются в процентах от стоимости запаса (приложение Д).
     Затраты на приобретение становятся важным фактором , когда цена единицы продукции  зависит от размера заказа, что  обычно выражается в виде оптовых  скидок в тех случаях, когда цена единицы продукции убывает с  возрастанием размера заказа. Затраты  на оформление заказа представляют собой  постоянные расходы, связанные с  его размещением. Таким образом, при удовлетворении спроса в течение  заданного периода времени путем  размещения более мелких заказов (более  часто) затраты возрастают по сравнению  со случаем, когда спрос удовлетворяется  посредством более крупных заказов. Затраты на хранение запаса,
представляют  собой расходы на содержание запаса на складе обычно возрастают с увеличением  уровня запаса. Наконец, потери, дефицит  представляют собой расходы, обусловленные  отсутствием запаса необходимой  продукции. Обычно они связаны с  ухудшением репутации поставщика у  потребителя и с потенциальными потерями прибыли.
     Отметим, что модель управления запасами не обязательно должна включать все  виды затрат, так как некоторые  из них могут быть не значительными, а иногда учёт всех видов затрат чрезмерно усложняет функцию  суммарных затрат. На практике какую - либо компоненту затрат можно не учитывать  при условии, что она не составляет существенную часть общих затрат. Этот фактор необходимо иметь
ввиду при изучении различных моделей.
     В то же время при приобретении и  хранении запасов принимаются во внимание и не стоимостные факторы. Имеются в виду гарантии в отношении  качества, опыт поставщика, уверенность  в поставке и перспективу взаимоотношений  между поставщиком и производителем.
     Особо выделяется транспортный фактор, который  играет более важное значение, чем  цена ресурса. Например, когда заявленная поставщиком высокая цена на перевозку  в 20 км. окажется выгоднее низкой цены, установленной поставщиком, находящимся  за 100 км.
     Рассмотрим  пример расчета годовых затрат на заказ и хранение материальных запасов.
     Предприятию необходимо приобрести три различные  детали, закупочная стоимость каждой соответственно составляет – 0,5, 4,0 и 10,0 руб.
     Установлены расходы на заказ каждой партии – 0,2 руб. Расходы на хранение одной  детали составляют 65% от их стоимости. Годовой расход деталей 48 шт. Размер одной закупочной партии, установленный  поставщиком – 4, 12, 24, 48 и более  в каждой упаковке.
     Годовые затраты на размещение и хранение запаса определяются по
следующим формулам:
     Годовые затраты на размещение (приобретение) заказа (Д):
                                       Д = А ? С / F, где                                                                  (6)
    А –  расходы на заказ каждой партии;
    С –  годовой расход деталей;
    F –  размер одной закупочной партии.
    Годовые затраты на хранение (Е)
                                       Е = В ? F / 2, где                                                                   (7)
    В –  расходы на хранение одной детали,
    Суммарные годовые затраты (S)
                                              S = Д + Е,                                                                      (8)
    Определим годовые затраты на заказы каждой партии:
    1.) 0,2 ? 48 / 4 = 2,4 руб.
    2.) 0,2 ? 48 / 12 = 0,8 руб.
    3.) 0,2 ? 48 / 24 = 0,4 руб.
    4.) 0,2 ? 48 / 48 = 0,2 руб.
     Определим годовые затраты на хранение каждой партии для этой детали:
    1.) 0,5 ? 0,65 ? 4 / 2 = 0,65 руб.
    2.) 0,5 ? 0,65 ? 12 / 2 = 1,95 руб.
    3.) 0,5 ? 0,65 ? 24 / 2 = 3,9 руб.
    4.) 0,5 ? 0,65 ? 48 / 2 = 7,8 руб.
     Определим суммарные годовые затраты:
    1.) 2,4 + 0,65 = 3,05 руб.
    2.) 0,8 + 1,95 = 2,75 руб.
    3.) 0,4 + 3,9 = 4,3 руб.
    4.) 0,2 + 7,8 = 8 руб.
     Поддержание запасов на минимальном уровне увеличивает  предприятию прибыль. Поэтому главная  задача – найти оптимальный уровень  для каждой товарной позиции, то есть найти наиболее низкий уровень запасов, соответствующий требованиям производства. Оптимальный размер запасов должен соответствовать экономически оптимальному объему закупаемой партии плюс некоторый  гарантийный запас. Оптимальный  объем закупаемой партии равен объему материалов, который используется при нормальном ходе производственного процесса для выпуска партии продукции оптимального размера. Оптимальный размер заказа определяется по критерию минимизации совокупных затрат на хранение, повторение заказа и рассчитывается по формуле « Вильсона ».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.