На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация и учет безналичных расчетов в кредитных организациях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московская  банковская школа (колледж)
Центрального Банка Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по теме:
«Организация  и учет безналичных расчетов в 
кредитных организациях»
 
 
 
 
 
 

                  Студентки 3 курса дневного
                  отделения группы №315-БД
                  Лысюк Н.И
                  Руководитель  Салова Т.В. 
                   
                   
                   

    Москва 2011
    Содержание:
    Введение
      1. Организация безналичных расчетов в кредитных организациях:
      Сущность и принципы организации безналичных расчетов
      Нормативно-правовое регулирование безналичных расчетов
      Виды банковских счетов и порядок их открытия
    Формы безналичных расчетов:
      Платежное поручение
      Аккредитивная форма расчетов
      Расчеты с использованием чеков
      Инкассовая форма расчетов
      Вексельная форма расчетов
      Банковские карты
      Организация межбанковских расчетов
      Безналичные расчеты с участием физических лиц.
    Учет безналичных расчетов в кредитных организациях
      Расчеты чеками
      Расчеты по инкассо
      Расчеты платежными поручениями
      Расчеты платежными требованиями
      Открытие (непокрытого) гарантированного аккредитива
    Заключение
    Приложения.
    Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Широкий спектр хозяйственных отношений, возникающих  между субъектами экономики как на внутреннем, так и международном рынке, сопровождается проведением расчетов. Расчеты являются неотъемлемым элементом взаимоотношений предприятий и организаций с бюджетом, кредитными организациями по предоставленным заемных средствам, страховыми компаниями и другими субъектами.
    Все денежные платежи независимо от их формы представляют собой денежный оборот. Платежи, осуществляемые без  участия наличных денег, составляют безналичный оборот, являющийся частью денежного оборота. Денежные расчеты  могут производиться также в  налично-денежной форме. Налично-денежная форма означает, что платежи будут  произведены наличными деньгами, что характерно для операций населения  и связано с их доходами и расходами. Безналичный оборот является преобладающим  и составляет около 90% всего денежного  оборота и обеспечивается проведением  безналичных расчетов.
    Как правило, все расчеты между субъектами хозяйственной деятельности производятся в безналичной форме. Безналичные  расчеты осуществляются через кредитные  организации (филиалы) и /или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством  и не обусловлено используемой формой расчетов. Законодательство и банковские правила содержат правовые нормы, определяющие принципы и порядок безналичных  расчетов, права и обязанности  субъектов расчетных правоотношений коммерческого банка с конкретными  предприятиями в процессе осуществления  расчетов.
    Своевременное и в полном объеме выполнение банками  безналичных расчетов способствует соблюдению предприятиями договорной и расчетной дисциплины, правил расчетных  операций.
    По  существу, лишь на основе расчетов между  разными банками и их филиалами  можно завершить расчеты в  народном хозяйстве: предприятий друг с другом по поводу купли-продажи  товаров (услуг), с финансовыми органами по уплате налогов, с внебюджетными  фондами по перечислению обязательных взносов, с банками по ссудам, со страховыми компаниями по страхованию  имущества и коммерческих рисков, а также другие денежные расчеты.
    Определенная  часть межбанковских расчетов служит для экономических связей самих  кредитных и финансовых институтов, например, при размещении денежных средств в форме депозитов  и кредитов, при переучете векселей друг у друга и в центральном  банке, получении от него кредитов в  порядке рефинансирования, покупке  и продаже ценных бумаг, в том числе государственных, при предоставлении дотаций, субвенций и бюджетных ссуд.
    Безналичные расчеты сопровождают и различные  виды внешнеэкономических связей, возникающих  в процессе экспорта-импорта товаров (услуг), капиталов и миграции рабочей  силы.
    Наиболее  важные платежные системы являются основными каналами, по которым различные потрясения могут распространяться по отечественным и международным финансовым системам и рынкам. Таким образом, от четкой и непрерывной работы платежного механизма зависит общая эффективность функционирования экономических институтов.
    Тема  безналичных расчетов является одной  из самых злободневных и напрямую затрагивает интересы всех участников рыночных отношений - от крупного предприятия  до индивидуального предпринимателя, от Центрального банка России до коммерческих банков. Основные требования рыночной экономики к безналичным расчетам - достаточная оперативность, высокая  надежность, безопасность и широкое  их разнообразие в соответствии с  потребностями пользователей. К  сожалению, действующая ныне практика осуществления безналичных расчетных  операций в полной мере не удовлетворяет  ни одну из сторон и требует своего совершенствования.
    Создание  и поддержание в должном состоянии  расчетно-платежной системы страны является одной из ключевых задач  Банка России наряду с поддержанием стабильности национальной валюты и  устойчивости банковской системы. Центральный  Банк Российской Федерации является главным регулирующим органом платежной  системы. В соответствии с законодательством  на него возложены установление правил, сроков и стандартов осуществления  расчетов и применяемых при этом документов, координация, регулирование  и лицензирование организации расчетных (в том числе клиринговых) систем.
    Целью настоящей курсовой работы является изучение и анализ системы безналичных расчетов на территории Российской Федерации на современном этапе и выявление перспективных направлений ее развития.
    Задачами  настоящей курсовой работы являются:
    1. Раскрыть сущность и значение  безналичных расчетов;
    2. Рассмотреть структуру системы  безналичных расчетов в Российской  Федерации;
    3. Рассмотреть принципы организации  безналичных расчетов;
    4. Дать краткую характеристику правовых и нормативных документов по вопросам организации безналичных расчетов в Российской Федерации;
    6. Рассмотреть существующие формы  безналичных расчетов и выявить  их достоинства и недостатки;
    7. Описать технологию учета безналичных  операций в кредитных организациях  и наметить направления совершенствования.
      Сущность и принципы организации безналичных расчетов
    Безналичные расчеты — это расчеты путем перевода банками денежных средств по счетам клиентов на основании платежных документов, совершаемые по единым стандартам и правилам, а также расчеты на основе зачета взаимных встречных требований и обязательств. Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов, форм и способов совершения платежей и связанного с ними документооборота.
    Безналичным путем в соответствии с ГК РФ (ст. 861) должны производиться расчеты  между юридическими лицами, а так  же расчеты с участием граждан, связанные  с осуществлением ими предпринимательской  деятельности. Вместе с тем в ограниченном размере расчеты между юридическими лицами могут производиться и  обычными деньгами. В настоящее время  в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 26.06.2007 г. №1843-У «О предельном размере  расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу  юридического лица или индивидуального  предпринимателя» такие расчеты  ограниченны суммой 100 тыс. руб. Указанная  сумма является предельной по совокупности платежей. Совершенных юридическим лицом в адрес другого юридического лица в порядке реализации одного договора. Данное ограничение распространяется и на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Все расчеты между организациями и предприятиями сверх разрешенных сумм должны производиться только в безналичном порядке.
    К основным принципам организации  безналичных расчетов следует отнести:
    Правовой режим осуществления расчетов и платежей;
    Принцип осуществления безналичных расчетов через счета, открытые в коммерческих банках;
    Обязательность наличия акцепта плательщика на списание средств с его счета;
    Принцип срочности проведения безналичных расчетов;
    Принцип безусловного выполнения обязательств участниками расчетов;
    Контроль всех участников системы безналичных расчетов за правильностью их совершения;
    Принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных обязательств;
    Принцип многообразия форм безналичных расчетов.
 
      Нормативно-правовое регулирование безналичных расчетов
    Правовой  базой, регламентирующей в данное время  общие подходы к организации  безналичных расчетов в хозяйстве  и единый документооборот в банках, являются следующие документы:
    ГК РФ, ч. II, гл. 45 «Банковские счет», гл. 46 «Безналичные расчеты»; ч. I, ст. 395 «Ответственность за неисполнение денежного обязательства»;
    ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» от 3.02.1996 г. № 17-ФЗ, ст. 30 ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ, гл. XII «Организация безналичных расчетов»;
    «Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами», ст. 31 «Осуществление расчетов кредитных организаций»;
    ФЗ РФ «О переводном и простом векселе» от 11.03.1997 г. № 48-ФЗ;
    Положение «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» от 1.04.2003 г. № 222-П;
    Инструкция « Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам)» от 14.09.2006 г. № 28-И;
    Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3.10.2002. г. № 2-П. Данное Положение является основным нормативным документом ЦБ РФ, который в рамках действующего законодательства детально регламентирует порядок осуществления безналичных расчетов в РФ.
 
    
      Виды  банковских счетов и  порядок их открытия
    Расчетный счет — это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения рублевых средств организации и проведения безналичных расчетов с другими юридическими и физическими лицами в рамках осуществления предпринимательской деятельности.
    Расчетный счет является основным счетом организации, через который без ограничения осуществляются все денежные расчеты.
    Организация при получении денежных средств на свой расчетный счет выступает в качестве получателя средств.
    Со  своего расчетного счета организация  может осуществлять платежи за объекты основных средств, сырье и материалы, платежи за аренду помещений и коммунальные услуги, платежи по различным налогам и сборам, получать наличные денежные средства по чеку на выплату заработной платы работникам организации, на командировочные расходы, операционные и хозяйственные расходы и др.
    Организация при перечислении денежных средств со своего расчетного счета выступает в качестве плательщика средств.
    Для ведения безналичных расчетов в рублях организация должна открыть хотя бы один расчетный счет в кредитной организации (банке), имеющей право на открытие и ведение банковских счетов юридических лиц,
    Для ведения различного рода безналичных  расчетов каждая организация может  открывать в банковских учреждениях несколько расчетных, валютных и иных счетов.
    Основанием  открытия банковского счета является заключение договора банковского счета и представление всех документов, определенных законодательством РФ.
    Расчетный субсчет – это подсобный счет, операции по которому ограничиваются и осуществляются, как правило, по разрешению владельца основного счета. По этому счету, возможно проведение таких операций, как зачисление поступающей выручки и последующее перечисление ее на основной расчетный счет  предприятия; расчетный операции от имени головного предприятия.
    Текущие счета открываются тем предприятиям, которые не обладают признаками, дающими право иметь расчетный счет. По текущим счетам проводятся операции, связанные с оплатой труда и выплатой административно-хозяйственных расходов. Такого рода счета чаще всего открываются филиалам, представительствам.
    Бюджетные счета – это счета, открываемые в банках для учета операций по кассовому исполнению государственного бюджета РФ. В зависимости от характера учитываемых операций бюджетные счета подразделяются на доходные, расходные, текущие счета местных бюджетов и текущие счета внебюджетных средств.
    Клиенту, который получает в банке кредит, открывают ссудный счет. Такой вид счета, как депозитный, открывается банковскому клиенту для хранения в течение определенного периода времени части его средств. Этот счет по желанию клиента может быть открыт как в обсуживающем его банке, так и любом другом банке.
    Для открытия расчетного, текущего и бюджетного счета клиент представляет в банк следующий пакет документов:
    заявление на открытие расчетного счета по форме № 0401025;
    нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации организации;
    нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица;
    лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством РФ порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;
    нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица;
    карточку с образцами подписей и оттиска печати организации по форме № 0401026, заверенную в установленном порядке;
    протокол общего собрания учредителей о назначении руководителя организации;
    копию приказа о назначении главного бухгалтера;
    паспортные данные руководителя и главного бухгалтера организации.
    После проверки документов с юридической  точки зрения заявление подписывают  юрист и главный бухгалтер  банка. Право принятия окончательного решения об открытии клиентского  счета принадлежит руководителю банка. Операции по счету клиента  производятся банком только на основании распоряжения владельца счета. Без распоряжения клиента списание денежных средств по счету допускается только в случаях, предусмотренных законодательством или договором между банком и клиентом. 

    2.1 Платежное поручение
    Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение  владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его расчетного счета (расчетного, текущего, бюджетного) на счет другого предприятия – получателя средств, в том же или другом одногороднем или иногороднем банке в срок установленный законом.
    Поручение плательщика исполняется банком при наличии средств на счете  плательщика, если иное не предусмотрено договором между плательщиком и банком. Поручения исполняются банком с соблюдением очередности списания денежных средств со счета. Платежные поручения предоставляются в банк на бумажных носителях или в электронной форме.
    Если  платежные поручения даются на бумажных носителях, они должны быть подписаны собственноручными подписями уполномоченных лиц, заверены оттиском печати в соответствии с заявленными образцами. Для электронных платежных поручений, передаваемых по каналам связи, каждый банк определяет порядок приема таких документов, их защиты, оформления.
    Платежное поручение должно содержать следующие  реквизиты:
    наименование расчетного документа;
    номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
    наименование плательщика, его ИНН, номер его счета в банке, наименование и реквизиты банка плательщика;
    наименование получателя средств, его ИНН, номер его счета в банке, наименование и реквизиты банка получателя средств; назначение платежа;
    сумма платежа (цифрами и прописью).
        Расчеты платежными поручениями имеют ряд  достоинств перед другими формами  расчетов:
      относительно простая схема организации документооборота;
      Обеспечение ускорения движения денежных средств;
      Наличие у плательщика возможности предварительного контроля качества оплачиваемых товаров и услуг;
      Возможность использования данной формы расчетов при нетоварных платежах (Схема документооборота при осуществлении расчетов платежными поручениями см прил. 1)
 
 
 
          2.2 Аккредитивная форма  расчетов
    Аккредитив  представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое  им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, согласно которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.
    В соответствии с действующей практикой  могут быть открыты следующие  виды аккредитивов:
      Покрытые (депонированные);
      Не покрытые (гарантированные);
      Отзывные;
      Безотзывные.
    Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк эмитент  перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный  ему кредит в распоряжение банка  поставщика (исполняющий банк) на отдельный  балансовый счет «Аккредитивы к оплате»  на весь срок действия обязательств банка-эмитента. При установлении между банками  корреспондентских отношений в  исполняющем банке может быть открыт непокрытый (гарантированный) аккредитив. Это происходит путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с открытого у него счета банка-эмитента. В данном случае ходатайства предприятия о выставлении непокрытого (гарантированного) аккредитива приходуются банком-эмитентом на отдельном внебалансовом счете.
    Каждый  аккредитив должен четко указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив считается отзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован  банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Все  распоряжения об изменении условий  отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который в свою очередь, извещает об исполняющий банк (банк поставщика), а последний – поставщика. Однако исполняющий банк обязан оплатить все документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Поставщик же может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива. Каждый открываемый аккредитив предназначается для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем.
    Для открытия аккредитива плательщик представляет в обсуживающий его банк два экземпляра заявления по установленной последним  форме, на основании которого банк-эмитент  составляет аккредитив на бланке формы 0401063. В банке плательщика поступившие  от клиентов аккредитивы учитываются на внебалансовом счете «Выставленные аккредитивы». Исполнение аккредитива в этом случае (выплаты по нему) будет осуществлять непосредственно банком, обслуживающим поставщика. Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет в обсуживающий его банк реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. 

    
      Расчеты с использованием чеков
    Чек — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
    Чекодержателем  является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные
    средства  в банке, которыми он вправе распоряжаться  путем выставления чеков, чекодержатель  — лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек. Плательщик — это банк, в котором находятся  денежные средства чекодателя.
    Чек, как и платежное поручение, оформляется  клиентом-плательщиком, но в отличие  от расчетов платежными поручениями чек передается плательщиком (чекодателем), минуя банк, непосредственно получателю платежа (чекодержателю) в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в банк для оплаты.
    В соответствии с ГК РФ чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:
    • наименование «чек», включенное в текст  документа;
    • поручение плательщику выплатить  банку определенную денежную сумму;
    • наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен
    платеж;
    • указание валюты платежа;
    • указание даты и места составления  чека;
    • подпись лица-чекодателя, выписавшего  чек.
    Отсутствие  в документе какого-либо из реквизитов лишает его юридической силы. Наличие  в чеке дополнительных условий не влияет на его действительность. Чек  оплачивается банком за счет средств  чекодателя, а именно: либо за счет средств, находящихся на счете чекодателя, либо за счет средств, депонированных чекодателем на отдельном счете. В отечественной банковской практике преимущественно используется вариант  с предварительным депонированием средств, который получил название «расчеты чеками из лимитированной чековой  книжки».
    Лимитированная  чековая книжка представляет собой  сброшюрованные в виде книжки расчетные  чеки (по 10, 20, 25, 50 листов), которые могут  быть выписаны предприятием на общую  сумму, не превышающую лимит, установленный  по этой книжке. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно задепонированных в банке средств на отдельном банковском счете.
    Депозит создается на основании представленных предприятием в банк заявления
    и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его  расчетного счета и о зачислении ее на отдельный лицевой счет на балансовом счете 40903 «Расчетные чеки». Депонирование средств также  может производиться за счет ссуды  банка.
    При последующем документообороте владелец чековой книжки (чекодержатель) при  приобретении товаров, работ, услуг  на основании счета поставщика выписывает расчетный чек и вручает его  поставщику. Поставщик (чекодатель) предъявляет  полученный чек в свой банк на инкассо  для взыскания платежа. Банк чекодателя (инкассирующий банк) пересылает указанный  чек в банк-плательщик.
    Банк-плательщик обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом. Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека возлагаются на банк-плательщик или на чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.
    После проверки подлинности чека банк-плательщик списывает сумму платежа со счета 40903 и через свой корреспондентский  счет в РКЦ пересылает ее в банк поставщика для зачисления на расчетный  счет поставщика.
    Различают чеки именные и ордерные (переводные). ГК РФ предусматривает возможность  передачи прав по ордерному чеку посредством  индоссамента (именной чек не подлежит передаче). Индоссамент должен быть написан на обороте чека или на присоединенном к нему листке, содержать  подпись индоссанта и дату совершения индоссамента. Индоссамент может  быть и именным, если в нем указано  лицо, которому передается чек, и бланковым, если такое лицо не указано. Лицо, владеющее  ордерным (переводным) чеком, полученным по индоссаменту, считается его законным владельцем, если оно основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов. Индоссамент на чеке также может  быть поручительским. Он ограничен  только поручением осуществлять права по чеку без передачи этих прав индоссату. В этом случае индоссат выступает
    в качестве представителя чекодателя. В частности, поручительский индоссамент  может содержать слова: «валюта  к получению», «на инкассо», «как доверенному», что означает поручение  получить платеж по чеку, совершить  действия, необходимые для охраны и осуществления прав по чеку (например, предоставить чек нотариусу для  совершения протеста).
    ГК  РФ также предусматривает возможность  гарантирования платежа по чеку (полностью  или частично) посредством аваля. Аваль может даваться любым лицом  за исключением плательщика. Аваль  проставляется на лицевой стороне  чека и/или дополнительном листе  путем надписи «считать за аваль» и с указанием, кем и за кого он дан (если указания нет, то считается, что аваль дан за чекодателя). Аваль подписывается авалистом  с указанием места его жительства и даты совершения надписи, а если авалистом является юридическое  лицо — места его нахождения и  даты совершения надписи. Индоссанты и  авалисты несут ответственность  за оплату чека солидарно
    с чекодателем.
    Отказ от оплаты чека должен быть удостоверен  одним из следующих способов:
    • совершением нотариусом протеста;
    • отметкой банка-плательщика на чеке об отказе в его оплате с указанием даты представления чека к оплате;
    • отметкой инкассирующего банка с  указанием даты о том, что чек  своевременно выставлен и не оплачен.
    Чекодержатель обязан известить своего индоссанта и чекодателя о неплатеже в  течение двух рабочих дней, следующих  за днем совершения протеста или равнозначного  акта. Каждый индоссант должен в  течение двух рабочих дней, следующих  за днем получения им извещения, довести  до сведения своего индоссанта полученное им извещение. В тот же срок направляется извещение тому, кто дал аваль  за это лицо. Чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск к  одному, нескольким или ко всем обязанным  по чеку лицам (чекодателю, авалистам, индоссантам), которые несут
    перед ним солидарную ответственность. Иск  чекодержателя к указанным лицам  может быть предъявлен в течение  шести месяцев со дня срока  предъявления чека к платежу.
    Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 2-П  предусматривает возможность использования  в безналичных расчетах чеков, выпускаемых  кредитными организациями. Форма данного  чека определяется кредитной организацией самостоятельно, но при этом чек  должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ГК РФ, а  также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности.
    Сфера обращения чеков кредитных организаций  ограничена: они не могут применяться  для расчетов через подразделения  расчетной сети Банка России, а  могут использоваться лишь во взаимоотношениях банков и его клиентов, а также  в межбанковских расчетах при  наличии прямых корреспондентских  отношений с другими банками.
    Порядок и условия использования чеков  кредитных организаций определяется внутри банковскими правилами, которые, в частности, должны предусматривать:
    • форму чека, перечень его реквизитов;
    • перечень участников расчетов данными  чеками;
    • срок предъявления чеков к оплате;
    • условия оплаты чеков;
    • правила ведения расчетов и операций по чекообороту;
    • бухгалтерское оформление операций;
    • порядок архивирования чеков.
    Межбанковские расчеты с использованием чеков  кредитных организаций осуществляются на основе межбанковских соглашений, которые должны определять порядок  открытия, ведения и подкрепления счета для операций с чеками, состав, способы и сроки передачи информации, связанной с обращением чеков, обязательства  и ответственность банков — участников расчетов, порядок изменения и  расторжения соглашения.
      Инкассовая форма расчетов
    Инкассовая  форма расчетов представляет собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки, которые будут играть роль исполняющего банка.
    Расчеты по инкассо осуществляются на основании  платежных требований, оплата которых  может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий взыскателя, который обязан исполнить его в трехдневный срок.
    Достаточно  распространенной формой безналичных  расчетов являются расчеты с использованием платежных требований, суть которых  заключается в том, что получатель средств выставляет требование плательщику уже после отгрузки товаров или выполнения работ. Иначе говоря, платежное требование — это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
    Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. В безакцептном порядке расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях, установленных законодательством или предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения. Во всех остальных случаях расчеты могут производиться лишь при наличии акцепта плательщика.
    Срок  для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом этот срок должен составлять не менее пяти рабочих дней. До получения акцепта плательщика либо до наступления срока платежа платежные требования помещаются исполняющим банком в картотеку по внебалансовому счету 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты». Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по мотивам, предусмотренным в основном договоре. Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта, которое составляется в трех экземплярах.
    При полном отказе от акцепта платежное  требование изымается из картотеки по счету 90901 и в тот же день возвращается в банк-эмитент вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата средств получателю. При частичном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. В случае выставления необоснованного отказа от акцепта платежного требования ответственность за это возлагается в полной мере на плательщика. Все возникающие при этом между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются, минуя коммерческий банк, в порядке, предусмотренном законодательством.
    При получении в установленный срок акцепта платежных требований они оплачиваются со счетов плательщиков при наличии денежных средств на счете. В случае отсутствия или недостаточности средств на счете платежные требования помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
    В случае безакцептного списания средств в платежном требовании в поле «Условие оплаты» делается указание «Без акцепта» и дается ссылка на закон или договор, на основании которых осуществляется взыскание средств. Всю полноту ответственности за обоснованность выставления платежного требования на безакцептное списание денежных средств несет получатель средств (схема документооборота при расчетах платежными требованиями, прил. 2).
    Инкассовая  форма расчетов включает расчеты  и инкассовыми поручениями. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:
    в случаях, когда бесспорный порядок взыскания средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
    для взыскания по исполнительным документам;
    в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
    В случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения поручения клиента по получению платежа на основании инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством. 

    
      Вексельная  форма расчетов
    Ситуация, сложившаяся в российской экономике, значительные суммы неплатежей заставили  субъектов рыночной экономики вспомнить  о вексельной форме расчетов.
    Вексель — это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя-должника уплатить по наступлении срока, на который выписан вексель, определенную сумму денег векселедержателю — владельцу векселя. Из этого следует, что вексель выражает приказ дебитору погасить свою задолженность.
    Применение  предприятиями векселя в расчетах вызвано преимущественно недостатком оборотных средств и ограниченным кругом банковских услуг. Проведение расчетов с помощью векселей дает возможность существенно увеличить объем оборотных средств. Являясь разновидностью кредитных денег, вексель позволяет без привлечения значительного количества денежных средств произвести погашение взаимных долгов субъектов хозяйственной деятельности.
    В расчетах применяются два вида векселей: простые и переводные. Простой вексель (соло-вексель) представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедержателя уплатить определенную сумму в определенный срок и в определенном месте получателю средств по его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.
    Кроме простого векселя в расчетах используется и переводной вексель (тратта) — это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу. В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица:
    • векселедатель (трассант), выдающий вексель;
    • плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю;
    • векселедержатель (ремитент) — получатель платежа по векселю.
    Переводной  вексель должен быть обязательно  акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедержатель простого векселя, является главным должником и несет ответственность за оплату векселя в установленный срок. Поскольку вексель является строго формальным документом, он должен содержать все необходимые реквизиты.
    Использование векселя в качестве орудия платежа  согласно действующему вексельному законодательству осуществляется с помощью передаточной надписи — индоссамента. В этом случае лицо, передающее вексель, будет называться индоссантом, а лицо, которое получает вексель,— индоссатом. К индоссату переходят все права и обязательства по векселю. Возможность индоссирования векселей расширяет границы их использования и позволяет превратить вексель из простого орудия оформления коммерческого кредита в кредитное орудие обращения, обслуживающее реализацию товаров и услуг (прил.3).
    Вексельная  форма расчетов предполагает обязательное участие в ней банковских учреждений. В частности, вексельное законодательство предусматривает инкассирование векселей банками. В данном случае банк выполняет поручения векселедержателей по получению платежей по векселям в срок. Инкассируя вексель, банк берет на себя ответственность по предъявлению векселя в срок плательщику и по получению причитающегося по нему платежа. Приняв вексель на инкассо, банк обязан своевременно переслать его в учреждение банка по месту платежа и поставить об этом в известность плательщика повесткой о поступлении документа на инкассо. При получении платежа банк зачисляет его на счет клиента и сообщает ему об исполнении поручения. За выполнение поручения по инкассированию векселей банк получает от клиента комиссионное вознаграждение, размер которого устанавливается в процентах от суммы платежа по векселю. Кроме того, банк удерживает с клиента все расходы, связанные с опротестованием векселя в случае несогласия плательщика оплатить данный вексель либо в случае его неплатежеспособности.
    В вексельной форме расчетов может  участвовать и банк плательщика. Он выступает здесь в качестве домицилянта, т.е. выполняет поручения своего клиента-плательщика по обеспечению своевременного платежа по векселю. Выступая в роли домицилянта, банк не несет никакой ответственности, если платеж не состоится. Обеспечить поступление необходимых денежных средств на свой счет в банк либо забронировать сумму платежа на отдельном счете к наступлению срока платежа по векселю обязан сам плательщик. В противном случае банк может отказать в платеже, и вексель будет опротестован в обычном порядке. В то же время эта операция для банка является прибыльной, так как за домициляцию векселей он получает комиссионное вознаграждение.
    Изучение  российского опыта проведения банками  расчетных операций с векселями  показывает, что этот сегмент вексельного  рынка ими практически не освоен. 

    2.6 Банковские карты
    Широкое распространение безналичных денежных расчетов, рост объемов платежей способствовали увеличению трудоемкости банковских операций и росту банковских издержек. Одним из таких способов являются расчеты с помощью банковских карт. Их применение в расчетах позволяет не только автоматизировать расчетные операции, их учет, но и привлечь на банковские счета дополнительные ресурсы, обеспечить новые доходы для банка и гарантировать клиентам высокий уровень безопасности в расчетах. Эти факторы обусловили широкое применение банковских карт в последнее десятилетие.
    Банковская  карта — это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. С ее помощью можно оплатить покупку в торговой сети и снять наличные деньги со счета.
    Банковские  карты также могут быть использованы при выплате стипендий и заработной платы, пенсионных проектов, для реализации программ целевой социальной поддержки, и т.д. Часто карта предусматривает возможность предоставления ее держателю дополнительных услуг: скидок при покупке товаров и услуг, страхования его жизни и имущества, получения краткосрочного кредита банка при недостаточности средств на счете и т.д.
    Основные  правила выпуска и применения банковских карт в Российской Федерации регулируются Положением о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием, от 9 апреля 1998 г. № 23-П.
    Банковская  карта имеет ценность и реализует  все свои достоинства не как кусок пластика, а как инструмент, существующий в рамках платежной системы. Причем, чем более развитой является система, тем большее значение приобретает карта. 

    Участниками платежной системы являются:
    • организация — эмитент карточек;
    • держатели карточек;
    • торговые организации, обслуживающие  карты, т.е. принимающие по ним платежи или предоставляющие другие услуги;
    • кредитная организация — эквайер;
    • процессинговый центр;
    • расчетный агент.
    Рассмотрим  функции каждого участника совершения операций с использованием
    пластиковых карт.
    Эмитент банковских карт осуществляет их выпуск, открытие карточных счетов и расчетно-кассовое обслуживание клиентов при совершении операций с использованием банковских карт. Наименование и логотип эмитента обязательно должны присутствовать на банковской карте.
    В качестве эмитента карт для физических и юридических лиц может выступать кредитная организация-резидент, имеющая лицензию на проведение операций по счетам указанных лиц и в соответствующей валюте. Выпуск кредитной организацией собственных карт должен осуществляться на основе регистрационного свидетельства на осуществление эмиссии предоплаченного финансового продукта, выдаваемого Банком России. Одновременно кредитная организация на территории Российской Федерации может выступать распространителем карт других эмитентов. Для этого необходимо специальное разрешение ЦБ РФ.
    Эмитенты  могут предоставлять своим клиентам — юридическим и физическим лицам два типа карт:
    • расчетные;
    • кредитные.
    Держатель расчетной карты имеет возможность  использовать средства, находящиеся на счете, в пределах расходного лимита, устанавливаемого эмитентом.
    Расходный лимит — предельная сумма денежных средств, доступная держателю банковской карты в течение определенного периода для совершения операций с использованием пластиковых карт.
    Держатель кредитной карты в соответствии с договором может осуществлять операции в размере кредитной линии, предоставленной эмитентом, и в пределах расходного лимита.
    На  основе заключенных договоров эмитент  выдает банковские карты своим клиентам — юридическим и физическим лицам. К одному счету клиента в данном банке могут быть привязаны несколько карт. Каждая карта должна содержать наименование и логотип эмитента, позволяющие его идентифицировать.
    Кроме того, карте присваивается персональный идентификационный номер (РIN-код). Он используется для защиты от несанкционированного доступа к карточному счету и известен только держателю карты.
    Юридическому  лицу выдаются корпоративные карты, использование которых
    осуществляется  держателем, уполномоченным данным юридическим
    лицом. Физическое лицо имеет личную карту  и вправе само распоряжаться
    средствами  на счете. Причем для физических лиц операции по карте ограничиваются проведением оплаты товаров и услуг и получением (внесением на счет) наличных денег, а для юридических лиц — осуществлением безналичных расчетов с предприятиями торговли и снятием наличных денежных средств со счета в следующих случая:
    1. Снятие наличных денег в рублях  для осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью на территории РФ в порядке, установленном Банком России, и для оплаты расходов, связанных с командированием работников в пределах РФ;
    2. Безналичная оплата в валюте  РФ расходов представительского  характера и командировочных расходов в пределах РФ;
    3. Безналичные платежи, связанные  с основной и хозяйственной  деятельностью предприятий, осуществляемые в рублях;
    4. Безналичная оплата в иностранной  валюте расходов представительского характера и командировочных расходов за пределами РФ;
    5. Снятие наличных средств в  иностранной валюте за пределами  РФ для осуществления представительских и командировочных расходов.
    Достоинством  применения банковских карт (для осуществления  расчетов и получения наличных денег) являются возможность отражения операций с использованием нескольких однотипных банковских карт по одному счету и разрешение проведения автоматического обмена (конвертации) валют. Так, для осуществления платежей в торговой сети и получения наличных денег в валюте РФ допускается списание средств со счетов, открытых в иностранной валюте, и наоборот. При этом все расчеты в иностранной валюте осуществляются с соблюдением действующего валютного законодательства.
    В качестве организаций, обслуживающих  карты, как правило, выступают предприятия торговли или сферы услуг, которые на основе договора, заключенного с эквайером, берут на себя обязательства по приему документов, составленных с использованием карт, в качестве оплаты за свою продукцию.
    Одна  организация может принимать  карты разных эмитентов.
    Торговые  точки, обслуживающие банковские карты, должны быть оборудованы терминалами — специальными электронными устройствами, с помощью которых осуществляются авторизация банковских карт и составление соответствующих документов. Авторизация предоставляется эмитентом карты и означает его согласие (разрешение) на совершение операции с данной картой.
    Банк-эквайер — это кредитная организация, которая осуществляет расчеты с предприятиями торговли и сферы услуг по операциям, совершаемым с помощью банковских карт, а также проводит выдачу наличных денег держателям карт, эмитированных другими кредитными организациями.
    Операции  приема и выдачи наличных денег держателям банковских карт могут совершаться через банкоматы и пункты выдачи наличных денег, которые открываются эквайерами (или эмитентами карт). Банкомат — электронный программно-технический комплекс, предназначенный для выдачи и приема наличных денег и предоставления информации о состоянии счета клиента, а также для осуществления безналичных платежей.
    Процессинговый  центр — компания, обеспечивающая информационное и технологическое взаимодействие между участниками платежной системы. Он располагает информацией о состоянии карточных счетов участников системы и соответственно осуществляет авторизацию всех операций по банковским картам. В функции процессингового центра также включают сбор, обработку и рассылку участникам системы данных по операциям с банковскими картами. Процессинговый центр может принадлежать банку-эмитенту или выступать самостоятельной организацией.
    Расчетный агент — кредитная организация, осуществляющая взаиморасчеты между банками — членами платежной системы на основе данных, полученных из процессингового центра. Для этого между банками устанавливаются корреспондентские отношения. Таким образом, расчетный банк зачисляет средства на корреспондентские счета банков-эквайеров и списывает средства со счетов банков — эмитентов карт.
    Значение  расчетного банка повышается по мере того, как растет количество участников платежной системы, усложняются взаимозачеты между ними.
    Для того чтобы гарантировать осуществления  платежей по банковским картам,
    их  эмитенты размещают в расчетном  банке страховые суммы в обеспечение оплаты операций, производимых по картам.
    Универсальные платежные системы, карты которых  в настоящее время получили наибольшее распространение, включают большое число участников каждого вида. Например, одна и та же карта (т.е. карта с единым названием, эмблемой, изготовленная в дином стандарте) может эмитироваться разными банками. Одновременно эти же банки могут быть распространителями карт других эмитентов. При большом объеме информации, проходящей в платежной системе, создаются дополнительные процессинговые центры. Они, как правило, учреждаются банками, выступающими одновременно и эмитентами, и эквайерами. Такие банки становятся расчетными для других участников. Однако степень развития платежной системы, без сомнения, в первую очередь зависит от количества держателей карт и от числа и расположения торговых точек и банкоматов, обслуживающих карты данной системы.
    Аналогичным образом осуществляется использование  карты и проведение расчетов при получении наличных денег в банкомате.
    Как видно из схемы, операции с использованием банковских карт предусматривают обязательное составление документов на бумажном носителе (или электронном носителе).
    Слип (квитанция электронного терминала), составленная на предприятии торговли, должен содержать следующие обязательные реквизиты:
    • идентификатор предприятия;
    • дату совершения операции;
    • сумму операции;
    • валюту операции;
    • код, подтверждающий авторизацию операции эмитентом;
    • реквизиты банковской карты, допустимые правилами безопасности;
    • подпись держателя карты.
    Для слипа, составленного в пункте выдачи наличных денег, помимо перечисленных, дополнительным реквизитом может быть сумма комиссионных эквайера за проведение операции.
    В случае использования карты для  получения наличных денег в банкомате оформляется квитанция со следующими реквизитами:
    • идентификатор банкомата;
    • дата совершения операции;
    • сумма операции;
    • валюта операции;
    • код, подтверждающий авторизацию операции эмитентом;
    • реквизиты банковской карты и  счета, допустимые правилами безопасности.
    Использование банковской карты для оплаты покупки (получения наличных денег) становится возможным только после получения разрешения эмитента (авторизации карты).
    Способ  авторизации определяется особенностями (технологией построения) платежной системы и видом банковской карты.
    Наибольшее  распространение получили карты  с магнитной полосой, на которой выделяются три дорожки. Одна из них предназначена для перезаписи данных во время каждой операции по карте, а две другие используются для идентификационных целей. Перед выдачей клиенту такой карты на ее поверхности производится тиснение некоторых идентификационных характеристик: фамилия, имя, отчество клиента, номер его счета, образец подписи, срок действия и т.д. Эта же информация заносится на первую и вторую дорожки.
    Для карты с магнитной полосой  может применяться голосовая  или автоматическая авторизация. В первом случае продавец торговой точки непосредственно связывается по телефону с оператором для проверки возможности использования карты. Во втором случае карта помещается в электронный терминал, который связывается с банком-эквайером, а тот, в свою очередь, с эмитентом. Здесь проверяется, не занесена ли карта в стоп лист (в нем учитываются потерянные, украденные и другие карты, платежи по которым запрещены), а также, достаточно ли денег на счете для оплаты покупки.
    Таким образом, карта с магнитной полосой  используется лишь в идентификационных целях и не несет информации о текущем состоянии карточного счета и применяемых ограничениях. Ее технические характеристики таковы, что она не может нести в себе большой объем информации и имеет низкую степень защиты от несанкционированного доступа. Подобные недостатки преодолеваются при использовании следующего поколения карт — смарт-карт.
    Смарт-карта  хранит в памяти информацию о состоянии  карточного счета и о нескольких последних сделках с картой. Такая карта многофункциональна, обладает высокой защищенностью от несанкционированного. В этом случае непосредственной связи торговой точки с процессинговым центром не требуется.
    Карта обменивается информацией с электронным  терминалом, и происходит «распознавание», затем остаток средств по карте уменьшается на сумму покупки. В результате время для получения авторизации сокращается в несколько раз. В течение дня торговое предприятие представляет информацию о проведенных, операциях в процессинговый центр. Он формирует реестр платежей по карточным операциям и доводит его до сведения всех участников.
    Обычно  средства на счет торгового предприятия  зачисляются эквайером в тот же день.
    Расчеты с помощью банковских карт имеют  несомненные преимущества для клиента банка. Привлекательность банковских карт определяется удобством их использования, значительным уровнем защищенности средств, хранящихся на карточном счете в банке (особенно смарт-карты), возможностью проверить каждую операцию, обратившись в банк, а также другими достоинствами: возможность получения скидок, кредита банка и т.д.
    Для банков привлекательность карточного бизнеса связана с привлечением ресурсов, сокращением объема наличных денег и, главное, с получением дополнительных доходов. 

    2.7 Организация межбанковских  расчетов.
    Межбанковские расчеты возникают в том случае, когда плательщик и получатель средств  имеют счета в разных банках, а  также при взаимном кредитовании банков.
    Существуют  два варианта организации межбанковских  расчетов с помощью корреспондентских счетов:
    1)        централизованный – расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБР;
    2)        децентрализованный – основан на корреспондентских отношениях банков друг с другом.
    Проведение  расчетов через систему  РКЦ.
    В России преобладают централизованные межбанковские расчеты. Проведение расчетов между банками осуществляют подразделения ЦБР – расчетно-кассовые центры (РКЦ).
    Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация открывает  по месту своего нахождения один корреспондентский счет в РКЦ. Кредитная организация вправе открыть на имя каждого филиала по месту его нахождения один корреспондентский субсчет.
    Отношения между ЦБ и обслуживаемой им кредитной  организацией (филиалом) при осуществлении  расчетных операций регулируются законодательством, договором корсчета (субсчета).
    Договор счета заключается на согласованный  сторонами срок и определяет порядок  расчетного обслуживания, права и  обязанности КБ и ЦБ при совершении расчетных операций по корсчету, способ обмена расчетными документами, порядок оплаты за расчетные услуги, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
    Прием расчетных документов РКЦ осуществляется независимо от остатка средств на корсчете КБ на момент их принятия. Платежи  могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в  течение операционного дня, и  кредитов ЦБ (овердрафт).
    Кредитная организация определяет вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно») и в зависимости от выбранного вида платежа представляет в РКЦ расчетные документы на бумажных носителях или в электронном виде (по каналам связи, на магнитных носителях). Банками используется авизо – официальное извещение о выполнении расчетной операции.
    Расчетные документы клиентов, а также КБ по собственным операциям, на бумажных носителях представляются в РКЦ в составе сводного платежного поручения с приложением описи расчетных документов.
    Операции  по списанию денежных средств с корсчета КБ или зачислению на этот счет подтверждаются выпиской на бумажном носителе или в виде электронного служебно-информационного документа. 
    КБ (филиалам), открывшим корсчета (субсчета) в РКЦ, с целью их однозначной  идентификации при проведении расчетных  операций присваиваются БИКи (банковские идентификационные коды) участников расчетов.
    Деятельность  РКЦ неразрывно связана с работой  вычислительных центров (ВЦ).
    Проведение  расчетов через корреспондентские  счета, открытые в  других кредитных организациях.
    КБ (банк-респондент) заключает договор  счета и открывает корсчет  в другом КБ (банк-корреспондент). Банк-корреспондент  открывает банку-респонденту корсчет  при получении установленных документов и подписании договора счета.
    Корреспондентский счет, открытый данным КБ в другом банке, называется счет «НОСТРО». Корреспондентский  счет, открытый другим банком в данном КБ, называется счет «ЛОРО».
    Расчетные операции осуществляются при условии  обеспечения ежедневного равенства остатков денежных средств по корсчету по балансу банка-респондента и по балансу банка-корреспондента. 
    Отражение расчетных операций в балансах банка-респондента  и банка-корреспондента, осуществляется одной календарной датой (число, месяц, год) – датой перечисления платежа (ДПП). ДПП устанавливается с учетом срока прохождения расчетного документа.  
    В соответствии с порядком осуществления  операций по корсчетам «ЛОРО», «НОСТРО» между банком-респондентом и банком-корреспондентом должна быть достигнута договоренность:
    1) о порядке установления ДПП  при проведении расчетных операций  исходя из расчетного документа;
    2) о правилах обмена документами  (на бумажном носителе, в виде  электронного документа) и форме реестра предстоящих платежей с перечислением необходимых реквизитов для совершения расчетных операций, способе и порядке его передачи (на бумажном носителе или в виде электронного документа);
    3) об обязательствах банка-исполнителя  направлять банку-отправителю подтверждение о совершении расчетной операции для ее отражения по корсчету в банке-респонденте и банке-корреспонденте одной датой;
    4) о порядке действий банков  при поступлении расчетного документа  позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции, либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств;
    5) об обязательствах банка-респондента  по пополнению корсчета для  оплаты расчетных документов, предъявленных к этому счету;
    6) о кредитовании счета банком-корреспондентом;
    7) об условиях расторжения договора, включая случай неисполнения  банком-респондентом обязательств  по пополнению своего счета.
    Операции  по списанию денежных средств с корсчета «ЛОРО» осуществляются банком-корреспондентом по платежному поручению банка-респондента при условии достаточности средств на его счете. Списание денежных средств без согласия банка-респондента производится в случаях, предусмотренных законодательством или договором счета.
    Расчетные операции кредитной организации  между головной организацией и филиалами, а также между филиалами одной кредитной организации осуществляются через счета межфилиальных расчетов.
    Внутрибанковские правила оформляются в виде отдельного документа, утверждаются исполнительным органом КБ и должны содержать:
    1) порядок открытия, закрытия и  пополнения (увеличение остатка  пассивного счета) счетов межфилиальных расчетов;
    2) процедуру идентификации каждого  участника расчетов в системе  межфилиальных расчетов КБ (системе технических, телекоммуникационных средств и организационных мероприятий, обеспечивающих возможность проведения расчетных операций между подразделениями) при осуществлении расчетов (обмен карточками с образцами подписей и оттиском печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т.п.);
    3) описание документооборота, порядок  передачи и обработки расчетных  документов при проведении операций по счетам межфилиальных расчетов, а также последовательность прохождения документов между подразделениями КБ;
    4) порядок экспедирования расчетных  документов;
    5) порядок установления ДПП при  проведении расчетных операций  исходя из документооборота между подразделениями;
    6) порядок проведения расчетных  операций подразделениями при  перераспределении денежных средств;
    7) порядок ежедневной выверки расчетов  между подразделениями по счетам  межфилиальных расчетов и по перераспределению денежных средств;
    8) порядок действий подразделений  при поступлении расчетного документа  для осуществления платежа позже  установленной ДПП, несвоевременном  получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции по техническим причинам либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств.
    Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств. В банковской системе создаются клиринговые центры, через которые осуществляются расчеты. Также на базе крупных банков организуется сеть расчетов по клирингу.
    Клиринговый центр открывает банкам корсчета, через которые осуществляется зачет  взаимных требований.
    2.8 Безналичные расчеты  с участием физических  лиц 

    Порядок организации в Российской Федерации  безналичных расчетов с участием физических лиц регламентируется Положением Банка России от 1 апреля 2003 г. № 222-П  «О порядке осуществления безналичных  расчетов физическими лицами в Российской Федерации».
    Безналичные расчеты осуществляются физическими  лицами на территории Российской Федерации  в валюте РФ через кредитные организации (филиалы) (далее — банки), имеющие  лицензию Банка России, предусматривающую  открытие и ведение банковских счетов физических лиц и/или осуществление  переводов денежных средств по поручению  физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
    Безналичные расчеты физическими лицами могут  осуществляться по текущим счетам, под которыми понимаются банковские счета, открываемые физическому  лицу в банке на основании договора банковского счета, предусматривающего совершение расчетных операций, не связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности. В этом случае физическими  лицами могут применяться установленные  законодательством формы безналичных  расчетов (расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты  чеками, расчеты по инкассо).
    Для открытия текущего счета физическим лицом представляются такие документы, как паспорт или другой документ, удостоверяющий личность; надлежаще  оформленная карточка с образцами  подписей и оттиска печати формы 0401026 и другие документы, предусмотренные  законодательством и/или договором  банковского счета. После проверки представленных физическим лицом документов с ним заключается договор  банковского счета, в его присутствии  делается копия документа, удостоверяющего  личность. Все документы на открытие счета хранятся в юридическом  деле клиента.
    Списание  денежных средств с текущего счета  физического лица осуществляется банком по распоряжению владельца счета либо без его распоряжения в случаях, предусмотренных законодательством, на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств. Следует подчеркнуть, что картотека неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица не ведется. При отсутствии денежных средств на текущем счете физического лица на момент списания средств, а также права на получение кредита, включая овердрафт, предусмотренного договором между банком и физическим лицом, расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются плательщикам или взыскателям.
    Физическое  лицо может предоставить другому  физическому лицу право распоряжения денежными средствами, находящимися на его текущем счете. Для этого  им составляется в присутствии доверителя и уполномоченного работника  банка доверенность, которая может  быть заверена банком либо в нотариальном порядке.
    Расчетные документы, заполняемые физическими  лицами в соответствии с требованиями Банка России, принимаются банком к исполнению при наличии на первом экземпляре расчетного документа подписи  физического лица. Физическое лицо может предоставить банку право  на составление расчетного документа  от его имени, для чего представляет соответствующее заявление в  банк. При этом заполняемый банком расчетный документ оформляется  подписями должностных лиц банка, имеющих право подписи расчетных  документов, и оттиском печати банка.
    Расчетные документы могут оформляться  в виде документа на бумажном носителе или в электронном виде с использованием аналогов собственноручной подписи.
    При перечислении денежных средств физическим лицом с его текущего счета  на банковский счет юридического лица либо на текущий счет другого физического  лица, а также на иные счета (счет по учету вклада или для расчетов с использованием банковских карт), а также юридическим лицом  со своего банковского счета на текущий  счет физического лица в поле расчетного документа «Плательщик» и/или «Получатель» должны быть полностью указаны фамилия, имя, отчество физического лица, со счета (на счет) которого перечисляются денежные средства.
    Перечисление  юридическим лицом денежных средств  со своего банковского счета в  пользу нескольких физических лиц, являющихся клиентами одного банка, осуществляется общей суммой платежным поручением юридического лица с использованием реестра. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.