На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение
Глава 1. Экономическая роль и сущность государственного бюджета
1.1. Содержание  и основные черты государственного бюджета как экономической категории
1.2. Функции государственного бюджета
1.3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации 

Глава 2. Источники формирования  и направления  расходования средств  государственного бюджета
2.1. Бюджетная  классификация
2.2. Особенности формирования доходной части бюджета
2.3. Виды расходов
Глава 3.  Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества
Заключение 
Использованная  литература
Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение 

         В формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.
         Изучение бюджетной  системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
         Целью настоящей  работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
         Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
         - раскрытие содержания  государственного бюджета как  основы финансовой системы, его  функций;
         - рассмотрение источников  формирования и направлений расходования  средств государственного бюджета;
         - определение роли  государственного бюджета как  финансовой базы социально-экономического  развития общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 1. Сущность государственного бюджета
      Основу  системы государственного регулирования  социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения расходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой, приводят к тому, что существенная распределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет1. Наличие бюджетной сферы стоимостного распределения, как составной органической части финансов, обусловлено потребностями развития производства всех отраслей национальной экономики и социальной сферы. Ведь для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящая за рамки отдельных хозяйств и отраслей. Эту функцию в обществе, как известно, выполняет государство. С его возникновением и развитием органически связано существование и развитие бюджета.  

1.1. Содержание и основные  черты государственного бюджета как экономической категории 

     Целенаправленное  социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств — государственного бюджета. Государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы страны.
     Общее понятие бюджета приведено в  ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. "Бюджет, — сказано в ст. 6 Бюджетного кодекса — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".
     Однако  в Бюджетном кодексе РФ бюджету  дано слишком общее, узкое понятие, характеризующее лишь одну его сторону — как "Форму образования и расходования денежных средств ...".
     В связи с тем, что Россия по Конституции (1993 г.) является федеративным правовым государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет), бюджеты субъектов Российской Федерации.
     В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т. е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.
     Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.
     С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается  в качестве самостоятельной экономической категории.
     Понятие государственного бюджета имеет  и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.
     В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.
     Государственный бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и  использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
     Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус — главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.
     Государственный бюджет — основной финансовый план ^страны, центральное звено финансовой системы. Его главное назначение — с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.
     Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации  и перераспределении валового общественного  дохода. Государственный бюджет страны — основная форма планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.
     Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт.
     Будучи  финансовым планом, государственный  бюджет характеризуется следующими чертами:
     1. Составление и использование  бюджета носит ярко выраженный  балансовый характер.
     Балансовый  метод разработки планов является одним  важных методов установления пропорций  в народном хозяйстве. Балансовый метод  бюджета позволяет наметить необходимые  соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.
     2. Формирование и использование  государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления — экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.
     3. С помощью государственного бюджета  происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами.
     4. Отличительной чертой государственного  бюджета является его народно-хозяйственный  характер. Бюджет страны связан  со всеми отраслями народного  хозяйства.
     Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии  финансирования их. Выполнение этих функций  бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.
     Понятие бюджета в современной его трактовке — не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как о финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.
     Государственный бюджет как экономическая категория  выражает систему экономических  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями, организациями  и населением — с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.
     Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства.
     Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.
     Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях.  

1.2. Функции государственного бюджета
     Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.
     Государственному  бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная.
     С помощью распределительной функции  бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
     Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.
     Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.)
     Через расходы и налоги государственный  бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства — авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.
     При распределении финансовых средств  через бюджет важное значение имеет  социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
     Контрольная функция государственного бюджета  осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.
     Функции государственного бюджета проявляются  в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
     Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
     Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
     Бюджет  способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.
     Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.
     В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.
     Бюджет  с помощью налогов выступает  важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.
     В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
     Контрольная функция бюджета позволяет через  формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.
     Контрольная функция бюджета выражается и  в том, что, будучи связанным с  народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов. Государственный бюджет СССР на всех этапах развития страны успешно решал стоящие перед ним задачи, обеспечивая развитие народного хозяйства, культуры и нужды обороны страны. 

1.3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
     Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
     Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
     1. Принцип единства  бюджетной системы  Российской Федерации.  Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.
     2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.
     3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает:
     а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
     б)  наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;
     в)  законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;
     г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.
     4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.
     Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
     5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
     6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.
     Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  бюджетов и использовании бюджетных  средств уполномоченные органы и  получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.
     7. Принцип гласности.
     Принцип гласности означает опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Декретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
     8. Принцип достоверности бюджета.
     Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов  социально-экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 

     9.  Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
     Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
     В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств — из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
     Действия  должностных лиц, приводящие к нарушению  адресности предусмотренных бюджетом средств, к расходованию их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Источники формирования  и направления  расходования средств  государственного бюджета
2.1. Бюджетная классификация
     Для  составления  отчетов  об  исполнении  бюджетов  всех  уровней бюджетной     системы     Российской     Федерации     используется     единая бюджетная классификация  РФ, утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г.
     Бюджетная классификация РФ — это группировка  доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Основные  принципы бюджетной классификации  полностью вошли в Бюджетный  кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная  классификация включает:
    классификацию доходов бюджетов РФ;
    функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
    ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
    экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
    классификацию      источников      внутреннего      финансирования дефицитов бюджетов РФ;
    классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
    классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
    классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ.
    Особое внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней. 
     
     
     
     
     
     
     
     

2.2. Особенности формирования  доходной части  бюджета
     Доходы  бюджетов — денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
     
     Рис. 1. Структура доходов  бюджета 
 
 

    Согласно   действующей   бюджетной   классификации   все   доходы бюджетов делятся на следующие виды:
    1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
-   прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
-   налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.