На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Диалог и его сецифика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
  Диалог  и его специфика
  Реферат по дисциплине «Русский язык и культура речи» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2011 
 

  Оглавление 

  Введение……………………………………………………………….3
    Определение понятия «диалог»…………………………………...4
    Основные типа взаимодействия участников диалога…………... 7
    Основные типы диалогов…………………………………………10
    Специфика учебного диалога…………………………………….12
  Заключение……………………………………………………………16
  Список  литературы…………………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Организация диалога в образовательном процессе является весьма актуальной задачей для современной системы образования, так как новые технологические и содержательные подходы ориентируют преподавателя и обучающегося в первую очередь, именно на умение вести диалог.
    Диалог  рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи. Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Определение понятия «диалог»
 
---
    Диалог это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.
    Необходимо  обратить внимание на последовательную связь реплик, образующих диалогическое  единство в следующем примере, где  вопросно-ответная форма предполагает логическое следование от одной темы, затрагиваемой в диалоге, к другой (диалог корреспондента газеты «Деловой Петербург» с мэром Стокгольма):
    - Дни Стокгольма в Петербурге - это часть общей стратегии городских властей?
    - Мы тратим много денег на международный маркетинг. Мы стараемся как можно шире представлять регион иностранным инвесторам.
    - На кого в первую  очередь направлены  эти усилия?
    - На европейские  компании, которые  выходят на международный  рынок. У Стокгольма  есть представительские  офисы в Брюсселе  и Петербурге. Город представлен также в Токио и Риге. В функции представительств входит завязывать отношения с местными фирмами.
    - Городские власти как-то поддерживают эти фирмы?
    - Советами, но не деньгами.
    - Насколько важны  для властей и  предпринимателей  Стокгольма фирмы из России ?
    - Интерес шведов  к российскому  рынку постоянно  растет. Все больше  российских граждан  открывает для  себя Скандинавию.  Предприниматели  оценили, насколько  благоприятны условия  для бизнеса в  Стокгольме. В городе  зарегистрированы 6000 компаний, имеющих российских владельцев или акционеров (Деловой Петербург 1998 №39).
    В этом примере мы можем выделить несколько  диалогических единиц, объединенных следующими темами и представляющих развитие тематики диалога: дни Стокгольма в Петербурге, расширение международного маркетинга, поддержка городскими властями иностранных фирм, интерес шведов к российскому рынку.
    Итак, диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы  речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование, распространение, согласие – несогласие), например, в представленном выше диалоге с помощью вопросно-ответных реплик:.
    - Насколько важны для властей и предпринимателей Стокгольма фирмы из России?
    - Интерес шведов  к российскому  рынку постоянно  растет.
    В некоторых случаях диалогическое  единство может существовать также  за счет реплик, обнаруживающих реакцию  не на предшествующую реплику собеседника, а на общую ситуацию речи, когда  участник диалога задает свой встречный  вопрос:
    - Вы принесли отчет за первый квартал?
    - А когда мы получим  новые компьютеры?
    Реплики по своему общему и характеру могут  зависеть от различных факторов: это  прежде всего личности собеседников с их конкретной коммуникативно-речевой  стратегией и тактикой, общей речевой  культуры собеседников, степени официальности обстановки, фактора «потенциального слушателя», т. е. присутствующего, но не принимающего участия в диалоге (обычном бытовом и эфирном, т. е. диалоге на радио или телевидении) слушателя или зрителя.
    Приведем  два примера диалогов.
    Первый пример – диалог с генеральным директором АО «Всемирная ярмарка «Российский фермер» – капитаном 3-го ранга, ушедшим в отставку и занявшимся фермерством (газета «Мальчик и девочка». 1996. № I):
    - Вы знали, куда пойдете?
    - Нет, просто уходил  в никуда. Просто чтобы уйти, Я пытался изменить жизнь. 
    -А  не было страшно?
    -Я  знал, что не пропаду.  На службе все  равно было хуже. И, будучи капитаном-лейтенантом,  я 2-3 вечера в  неделю «халтурил»  на машине, Я россуждал  так: хуже не  будет. Свои двести  с лишним как-нибудь заработаю. Решено: надо менять жизнь!
    - Так, прямо с  корабля - в село  попали?
    - Не совсем. Сначала я работал в кооперативе, который специализировался на теннисе, «вырос» до заместителя директора. Но тут друзья поделились со мной интересной идеей - идеей возрождения российских ярмарок. Я увлекся, прочитал несколько книг. Прошло пять лет, а я увлечен этой идеей, этим делом не меньше прежнего.
    Второй пример – интервью с членом-корреспондентом Международной академии информации, профессором (Московские новости. 1997. №23):
      – Профессор, я видел, что к вам в университет уже съезжаются прощупать почву сотрудники российских нефтяных и финансовых фирм и банков. Зачем им в непредсказуемых реалиях российского бизнеса американские теоретические знания?
    - С одной стороны, увеличивается объем иностранных инвестиций всероссийские производства, с другой - наши предприятия все активнее выходят на международный финансовый рынок, как результат - в России растет потребность в специалистах в области управления инвестиционными процессами. А таким специалистом, причем международного уровня, пока можно стать только в престижной западной бизнесшколе.
    -А  может быть, владельцы  российских банков  руководствуются  соображениями престижности: пусть у их сотрудников  появится солидный диплом, тем более что для банка ваша цена обучения невысокая.
    - Престиж диплома - вещь хорошая, она помогает в налаживании контактов с западными партнерами и может стать визитной карточкой российского предприятия.
    На  примере этих двух диалогов можно  увидеть, что их участники (прежде всего интервьюируемые) имеют свою яркую коммуникативно-речевую стратегию: речь профессора университета отличается большей логикой и стройностью изложения, словарным запасом. Реплики генерального директора ярмарки отражают особенности разговорной речи, в них присутствуют неполные структуры.
    На  характер реплик оказывает влияние  и так называемый кодекс взаимоотношений  коммуникантов, т. е. тип взаимодействия участников диалога – коммуникантов [1, 61]. 

    2. Основные типа взаимодействия участников диалога 

    Выделяются  три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. Покажем это на примерах.
    Первый  пример– диалог писателя и сотрудника редакции, описанный С. Довлатовым в его «Записных книжках». Этот пример показывает отношение зависимости между участниками диалога (просителе, в данном случае писатель, обращается с просьбой дать ему возможность написать рецензию):
    Захожу  на следующий день в редакцию. Красивая немолодая женщина довольно мрачно спрашивает:
    - Что вам, собственно, надо?
    - Да вот рецензию  написать.
    - Вы что, критик?
    - Нет.
    Второй  пример– телефонный разговор клиента с сотрудником фирмы по ремонту компьютеров – пример диалога по типу сотрудничества (и клиент, и сотрудник фирмы стремятся разрешить определенную проблему совместными усилиями):
    - Компьютер пишет, что нет клавиатуры и просит нажать F1. Чем нажать-то?
    - Так Вы вынимали клавиатуру из разъема при включенном питании?
    - Да нет, просто  пошевелили разъем. И что теперь?
    - Сгорел предохранитель питания клавиатуры на материнской плате. Привозите (Предприниматель Петербурга. 1998. № 9).
    Третий  пример диалога – интервью корреспондента газеты «Дело» (1998. № 9) с сотрудником Городского бюро регистрации прав на недвижимость Санкт-Петербурга – представляет диалог-равенство, когда оба участника диалога ведут беседу, не направленную на достижение какого-то конкретного результата (как, например, в предыдущем диалоге):
    - Один из наиболее часто возникающих вопросов: подлежат ли государственной регистрации договоры аренды нежилых помещений, заключенные сроком до года?
    - Регистрации подлежит любой договор аренды недвижимости, независимо от объекта и срока, на который он заключен.
    - Подлежит ли государственной  регистрации договор  о совместной деятельности, составной частью которого является сделка с недвижимостью?
    - Такой договор может быть зарегистрирован как обременение прав собственника
    В последних двух диалогах ярко проявляется  такой уже упомянутый выше фактор, как степень официальности обстановки. От этого фактора зависит и степень контроля за собственной речью и соответственно соблюдение языковых норм. В диалоге клиент – сотрудник фирмы степень официальности обстановки низка и говорящие обнаруживают отклонение от литературных норм. В их диалоге присутствуют элементы разговорной речи, как, например, частое употребление частиц (нажать-то, так вы, да нет).
    Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалога, как в принципе и в любом тексте, остается стабильной: зачин - основная часть - концовка. Зачином может быть формула речевого этикета (Добрый вечер, Николай Иванович!) или первая реплика-вопрос (Сколько сейчас времени?), или реплика-суждение (Сегодня хорошая погода). Следует отметить, что размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой: продолжение практически любого диалога возможно за счет увеличения составляющих его диалогических единств. На практике же любой диалог имеет свою концовку (реплику речевого этикета (Пока!), реплику-согласие (Да, конечно!) или реплику-ответ).
    Диалог  рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил  свое наибольшее распространение в  сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.
    Будучи  первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение  касается в первую очередь сферы  разговорной речи, где тематика диалога  может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но , даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.
    В диалогической речи наиболее ярко проявляется  так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Это значит, что участники диалога в конкретной ситуации используют минимум словесных, или вербальных, средств, восполняя не выражаемую словесно информацию за счет невербальных средств общения – интонации, мимики, телодвижений, жестов. Например, идя на прием к руководителю и находясь в приемной, сотрудник фирмы не будет обращаться к секретарю с вопросом типа «Николай Владимирович Петрова директор нашей фирмы, находится сейчас у себя в кабинете?», а может ограничиться кивком головы по направлению к двери кабинета и репликой « У себя?» При письменном воспроизведении диалога такая ситуация обязательно развертывается, показывается автором- пишущим в виде ремарки, комментария.
    Для существования диалога, с одной  стороны, необходима общая исходная информационная база его участников, а с другой – исходный минимальный  разрыв в знаниях участников диалога. В противном случае участники диалога не будут сообщать друг другу новую информацию по предмету речи, а следовательно, он не будет продуктивным. Таким образом, неинформативность отрицательно сказывается на продуктивности диалогической речи. Этот фактор может возникать не только при низкой коммуникативной компетенции участников диалога, но и при отсутствии желания у собеседников вступать в диалог или продолжать его. Диалог, состоящий только из одних форм речевого этикета, так называемых этикетных форм, имеет формальный смысл, неинформативен, потребность в получении информации отсутствует, но он является общепринятым в определенного рода ситуациях (при встречах в общественных местах):
    - Привет!
    -Здравствуй!
    - Как дела?
    - Спасибо, нормально.
    Необходимым условием существования диалогов, направленных на получение новой информации, является такой фактор, как потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях [1,65]. 

    3. Основные типы диалогов 

    В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью  собеседников можно выделить следующие  основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью. Прокомментируем первый из них (последние два будут рассмотрены более подробно дальше).
    Бытовой диалог характеризуется незапланированностью, возможным отклонением от темы, разнообразием обсуждаемых тем, отсутствием целеустановок и необходимости принятия каких-либо решений, широким использованием несловесных (невербальных) средств общения, личностным выражением, разговорным стилем.
    В качестве примера бытового диалога  приведем отрывок из повести Владимира Маканина «Простая истина»:
    В комнату к Терехову в ту же почти секунду  вошла, степенная  седая дама
    -…Ты  ведь не спишь  - я вроде бы  слышала твой голос.
    - Откашлявшись, она  попросила:
    -Дай-ка  мне, милый, спички
    - Пожалуйста.
    Чаю захотелось старухе. А спички куда-то делись – склероз.
    - Она присела на  минуту:
    - Ты вежливый, я  тебя люблю.
    - Спасибо.
    А Ситников - каков подлец, вздумал магнитофон заводить на ночь глядя. Ты слышал, как я его отделала - что-то, а учить уму-разуму я умею.
      И, снисходя к  собственной слабости, засмеялась.
    - Старческое, должно быть.
    В данном тексте присутствуют все типичные для бытового диалога характеристики: незапланированность (соседка случайно зашла к Терехову, хотя ей и нужны  были спички), переход от одной темы к другой (спички, которые пожилая соседка потеряла, ее положительное отношение к Терехову, отрицательное отношение к другому соседу, стремление поучать молодых), невербальные средства общения (смех старухи, довольной собой, являющийся также знаком расположение к Терехову), разговорный стиль (синтаксические конструкции: спички куда-то делись - склероз, использование разговорной лексики: заводить магнитофон, отделать кого-либо, вроде бы).
     В диалогической связной речи часто  используются неполные предложения, пропущенные  члены которых домысливаются говорящими из ситуации речи, и очень часто используются полные предложения стандартной конструкции (штампы) разговорного стиля: «Не может он не прийти» (т. е. «Он непременно придет»), «Станет он работать!» (т. е. «Не будет он работать»), «Дождешься от вас помощи!» (т. е. «Вы не окажете помощи»), «Нашел мастера!» (т. е. «Он плохой мастер»), «Нужна мне твоя игрушка!» (т. е. «Я не брал твоей игрушки»), «Я тебе возьму!» (т. е. «Я запрещаю тебе брать») и др. Предложения такого строения не употребляются в монологической речи [2, 251].
    Специфика учебного диалога
 
     В ценностной картине развития мира одну из основополагающих ролей играет общение, а диалогичность является свойством  исторического и культурного  развития общества. Именно поэтому  теория диалога неразрывно связана с развитием различных сфер общественной жизни. Исследователи указывают на то, что уже начальная стратификация человеческого общества «свой - чужой» была продуктом диалога, который на протяжении последующих столетий мог принимать различный характер. Школьный диалог возник в IV веке до н.э. в классической Греции. Очевидно, что развитие диалога как метода обучения происходит до наших дней. С нашей точки зрения, любое грамотное научное или учебно-научное обсуждение построено на диалогических отношениях. Диалог в дидактике совершенствуется, опираясь на достижения философской и литературной мысли. Происходит взаимообогащение педагогического, философского и литературного содержания в диалоге. Существуют многообразные позитивные оценки диалога как явления различных областей знания, в первую очередь, литературы, языка и речи, но нас в данной главе интересует диалог как широкое коммуникативное явление, которое исследуется психологами, дидактами и методистами. Современных учёных в проблематике диалога интересуют: его цели, содержание, организация и протекание. Исследователи-психологи отмечают, что для полноценного диалогического общения необходимы определенные умения:
      быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;
      планировать свою речь, сообразно целям и условиям, времени и ситуации;
      верно выбирать содержание акта общения;
      найти соответствующие средства для передачи этого содержания;
      обеспечить обратную связь [3, 223].
    Должны  быть учтены и соблюдены все звенья акта диалогического общения. Важной характеристикой общения при этом является уровень, на котором осуществляется контакт между партнёрами (примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный – классификация А. Б. Добровича)1. При этом нужно учитывать, что любой из уровней общения может быть эффективным лишь тогда, когда не возникает коммуникативных барьеров. Но в реальности их очень трудно избежать. Этические и логические барьеры диалогического взаимодействия, которые необходимо учитывать в педагогической практике, вполне преодолимы, если ориентация на школьный диалог становится системой работы педагога, так как успех обучения зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способа достижения целей.
    Используя диалог как метод обучения, учитель определяет его тему, готовит диалог, прогнозирует результат, намечает продолжение диалога, в котором происходит общение участников учебного процесса. Очевидно, что у школьников появляется желание в течение урока реализовать свою коммуникативную потребность. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит от коммуникативной деятельности учителя. Лишь педагог, превосходно знающий особенности школьного диалога, может создать на уроке диалогичную обстановку, а в современной науке определена разница между диалогом учебным и бытовым, учебным и художественным, учебным и чисто научным. Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с различных точек зрения.
    Мотивационные схемы учебного диалога включает в свою структуру этап, сутью которого является нацеливание учащихся на решение определенных учебных задач. Этот этап позволяет педагогу выстроить учебную деятельность в диалоге со школьниками так, чтобы произошла самореализация каждой личности, была большей вероятность достижения положительного результата учения.
    Мы  можем отметить, что специфика  учебного диалога связана с особенностями  диалога в целом. Но если в живой  разговорной речи диалог- это форма  общения людей, то учебный диалог – это еще и метод обучения, который имеет свою структуру, динамику и композицию. Структуру любого диалога составляют вербальные реакции участников диалога на предмет диалога, реплики. Условия и обстоятельства взаимодействия партнёров тоже оказывают влияние на диалог. Учебный диалог в школьной практике представлен в основном двумя видами: учитель - ученик и ученик - ученик. Долгий диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто, потому что на уроке редко встречается возможность обмениваться репликами с одним учеником. Даже если это и происходит, то с ориентацией на весь класс в целом. Если в бытовом диалоге могут участвовать два человека, то в школьном диалоге участвуют учитель и двадцать-тридцать учеников. Поэтому учитель не может рассчитывать услышать реплику-реакцию на свое высказывание от всех тридцати человек одновременно, но она все-таки «слышима» опытным учителем-диалогистом от каждого ученика, так как в данном случае реплика-реакция может быть выражена невербальными средствами (мимикой, жестами) и представлена внутренней речью.
    Учебный диалог – это сложное целое, диалогическое единство, континуум которого реализуется в логической последовательности и взаимозависимости всех частей урока, начиная с осмысления предложенной учителем темы диалога. Это осмысление также имеет свои этапы: экспликацию (выявление) узкого и широкого содержания темы, выделение аспекта обсуждения темы, ограничение предмета обсуждения в диалоге. С предметом обсуждения в диалоге тесно связана его композиция, которая зависит от типа и направленности диалога. Кроме того, организация учебного диалога предполагает постановку и решение определенных целей и задач. Цели и задачи участников диалога определяют его специфику [4].
    Говоря  об учебном диалоге, следует учитывать  ряд организационных моментов:
      ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;
      учебный диалог строго ограничен по времени;
      если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;
      речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов;
      учебный диалог требует предварительной подготовки.
    Таким образом,  если у учителя не найдено  или потеряно взаимопонимание с  классом, то появляется негативное отношение  к партнёру по диалогу и активное неприятие всей информации, которая  от него исходит. Но при полном контакте учителя с учащимися диалог способствует развитию речевых и мыслительных способностей учеников и усвоению ими законов человеческого общения. 
 
 
 
 

Заключение 

    Диалогизация  взаимоотношений учителя и учащихся обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления. Диалогическая форма общения близка по сущности эвристической беседе, анализ которой обнаруживает следующие составляющие: 1) деление проблемы на подпроблемы, 2) выведение одних вопросов из других, 3) контроль за логичностью вопросов и достаточностью их совокупности, 4) учет всех данных для постановки вопросов и решения проблем, 5) обращение к дополнительным данным, 6) непроизвольное и произвольное предположение очередного шага, 7) соотнесение решения и первоначальной проблемы.
    В процессе диалога репродуктивные и  продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются. Создаются  условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях. Кроме того, способность задать вопрос при диалогической форме общения отражает понимание проблемы.
    Обучение  диалогу имеет незаменимое воспитательное воздействие, ибо сама форма диалогического общения предполагает уважение к говорящему как в форме обращения к нему, так и в реакции на высказывание, в выражении согласия или несогласия с точкой зрения участников диалога. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

     1.Русский  язык и культура речи: Учебник  / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 413 с.
     2. Казарцева О. М. Кул - ра речевого  общения: теория и практика  обуч : Учебное пособие / О. М.  Казарцева. – 5 – е изд. –  М.: Флинта: Наука, 2003. – 496 с.
     3. Львов М.Р. Риторика. Кул – ра  речи : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. - 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
        4. Воронина М. П. Диалог на уроке в начальной школе //Начальная школа, 2004, № 6.
       5. Общение: Наука и Искусство / А. Б. Добрович. -  М.: Яуза, 1996. – 253 с.  


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.