На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Таможенно-тарифное регулирование во второй половине 19 XIX века

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 

Введение

     Актуальность. Развитие российского государства на современном этапе, сопровождающееся, в частности, изменениями в управлении и организации внешнеторговой деятельности, на основе ее либерализации, повышает значимость таможенного дела, как весьма важного элемента повышения эффективности этой деятельности.
     В этой связи возрастает значение исторического  опыта России, накопленного за тысячелетие  существования таможенной службы российского  государства.
     В XIX в. осуществляемое Россией таможенно-тарифное регулирование оказывало огромное влияние на разработку законодательства. В этот период были сформированы определенные приоритеты экономического становления империи. Государственное управление промышленным сектором экономики, преимущественно казенными предприятиями, не всегда являлось эффективным и прибыльным для казны. В связи с этим предпринимались попытки создать благоприятные условия для успешного функционирования частных промышленных предприятий, небольших заводов и фабрик.
     В настоящее время идет реализация государственных программ, способствующих наиболее эффективному функционированию отечественного производства, что делает актуальным и своевременным изучение процессов, происходивших в России во второй половине XIX в.
     Обращение к опыту России второй половины XIX  в. обусловлено рядом объективных  причин. В рассматриваемый период Российская империя за короткий срок сумела превратиться из отсталой, аграрной страны в промышленно развитую державу. На общеимперском уровне были выработаны основные направления промышленной политики. Выдающиеся экономические успехи России заслуживают особого внимания с правовой точки зрения, так как в это время было сформировано законодательство, регулирующее промышленное производство.
     Все это обуславливает выбор темы курсовой работы и ее актуальность.
     Указанный период истории развития таможенного дела и тарифного регулирования также привлекал внимание ученых. Среди них можно отметить таких как О.Л. Вербина, Ю.Т Кисловский, Н.В. Ковалева, Е.М. Смирнова и другие. Прежде всего, это научные статьи, в которых рассматриваются те или иные стороны таможенной политики рассматриваемого периода.
     Целью курсовой работы является комплексное  исследование таможенно-тарифного регулирования в России во второй половине XIX в.
     Задачи курсовой работы:
      исследовать экономическое положение в России во  второй половине XIX века ;
      проанализировать правовое регулирование таможенной деятельности в России во второй половине XIX в.;
      изучить тарифное регулирование в России в третьей четверти XIX века ;
      рассмотреть таможенно-тарифное регулирование в конце XIX века;
      выявить итоги и значение таможенно-тарифной политики в России во второй половине XIX века.
     Хронологические рамки исследования - вторая половина XIX в.
     Структура курсовой работы обусловлена целью  и задачами исследования и состоит  из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
 

Глава 1. Характеристика экономического положения  в России во  второй половине XIX века и правовое регулирование таможенного дела

1.1. Экономическое положение  в России во  второй половине XIX века

     Экономика России неуклонно и закономерно  развивалась по пути становления  капиталистических отношений. К  середине XIX в. кризис феодальных отношений  стал очевидным. Посессионная промышленность окончательно показала свою экономическую  несостоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.
     Вотчинная промышленность, основанная на труде  крепостных крестьян, также приходила  в упадок.
     В то же время активно развивалась  капиталистическая промышленность - купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечение наемных работников, сужал рынок сбыта.
     Рост  капиталистической промышленности в стране требовал все больше и  больше свободных рабочих рук. Этому  существенно мешала барщинная система  хозяйства. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.
     В 30 - 50-е гг. XIX в. в России произошел  промышленный переворот. Развитие капиталистической  промышленности, тесно связанной  с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению городского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями промышленной продукции.
     Еще Павел I установил ограничение барщинных  дней - не более трех дней в неделю. Однако эта норма помещиками не соблюдалась. В черноземных губерниях барщина  была господствующей формой эксплуатации крестьян. Накануне отмены крепостного права барщинных крестьян насчитывалось 71,1%
     Все более невыгодным становился труд крепостных и для помещиков. Некоторые из них предпочитали переводить крестьян полностью на оброк, а затем нанимать их для работы на барской земле. Основная масса помещиков все же шла по пути усиления эксплуатации крестьян для повышения доходности своих имений. Стране требовалось все больше товарного хлеба. Помещики спешили использовать это обстоятельство для получения прибылей.
     Некоторые помещики, особенно черноземных районов, в погоне за прибылями усиливают  эксплуатацию крепостных крестьян путем  их перевода полностью на барщину  и даже на так называемую месячину. Крестьянин получал от барина скудный  месячный продовольственный паек и все время работал на барской земле, отрываясь от своего хозяйства.
     Страна  переживает кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разоряются. Растут нужда  и обнищание крестьян. Положение  в еще большей мере обостряется  в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859 - 1861 гг. революционной ситуации в стране1.
     Во  второй половине XIX века в России успешно осуществлялась промышленная индустриализация, строились железные дороги, развертывалась добыча полезных ископаемых, складывался внутренний рынок, активно развивалась внешняя торговля, стабилизировалась финансовая система.
     Быстрый рост фабрик в период после 1850 года обусловлен тем, что основная их масса  была открыта после отмены крепостного  права. Однако уменьшение их количества после 1865 года объясняется тем, что не все они выдержали конкуренцию, из-за малого числа рабочих, примитивной техники, невысокой производительности. Либеральные тенденции в стране не способствовали их защите.
     Во  второй половине XIX века значительно увеличивается количество механических заводов с 1875-го по 1885 год. Это обусловлено тем, что в российскую промышленность стали проникать иностранные капиталы. Для иностранных производителей в связи с существующей в России таможенно-тарифной системой, защищающей интересы отечественного производителя, стало более выгодно вместо экспорта своих изделий экспортировать свои капиталы и создавать промышленные предприятия.
     Иностранцы  вкладывали свои капиталы прежде всего  в металлургическую и каменноугольную  промышленность. Первый в этот период металлургический завод на иностранные капиталы был основан в 1871 году англичанином Д.Юзом, образовавшим для этой цели „Новороссийское общество с капиталом 300 тыс. фунтов стерлингов. Завод был крупнейшим в России. На нем работало 10 тысяч рабочих. В 1880 году основано „Французское общество криворожских руд". Наряду с разработкой руд общество имело металлургический завод (Гданцевецкий). В 1889 году обществом был открыт Днепровский завод в с. Каменском, в 1891 году - Дружниковский завод2.
     Согласно  отчетам 1897 года, основной капитал 45 металлургических обществ в России составлял 108 млн. руб., все капиталы -140,2 млн. руб. Общества получали в год 6,5 млн. руб. дивидендов. Иностранцы финансировали в этот период 15 каменноугольных предприятий с основным капиталом 59,6 млн. руб3.
     Иностранные предприниматели Нобель, Бунге, Ротшильд и другие к концу XIX века скупили нефтяные промыслы.
     Безусловно, что вливание иностранных капиталов  в русскую промышленность сыграло  свою положительную роль в развитии экономики страны и торговли, но в тоже время вторжение иностранного капитала в русскую промышленность привело, в конечном счете, к выкачиванию национальных богатств России и ее экономическому ослаблению. Кроме дивидендов, иностранные промышленные компании получали от правительства до 20% национального дохода. Успешно осуществлялось железнодорожное строительство. Общая протяженность сети железных дорог в России в 1896 году составила 33 736 верст. Железные дороги европейской части России обеспечивали подвоз и вывоз товаров из Риги, Либавы, Севастополя, Ровно, Тбилиси, Баку.
     Связь центральных районов страны с  дальневосточными рынками обеспечивала Сибирская магистраль. Закаспийская железная дорога, проведенная в 1880 - 1886 годах до Ташкента, обеспечивала продвижение русских товаров в Среднюю Азию. Активно развивалась внешняя торговля через порты России.
     Однако, стремление к активному балансу  в 70-х годах, привело к усилению со стороны государства защитных мер во внешней торговле, в связи  с чем, обороты внешней торговли почти не увеличивались. Это привело к застою во внешней торговле, который был характерен только для России, в то время как в других странах внешнеторговый оборот интенсивно возрастал. Это прослеживается на примере Германии, Франции, Великобритании совместно с Ирландией и США.
     Основными причинами застоя того периода были:
      1. Россия в последней четверти  XIX века свернула с мирового магистрального экономического пути развития, обосновывая это тем, что наряду с проведением протекционистской политики государство не могло отказаться от фиска. Оно нуждалось в пополнении казны.
     2. Другой причиной застоя в торговле  являлась неконкурентоспособность  российских товаров. Это прослеживается  на примере торговли России  с Англией. Россия была традиционным  поставщиком хлеба, но во второй половине XIX века доля России в английском товарообороте хлеба резко падает, хотя по общему показателю возрастает. США в последнем десятилетии XIX века вытесняют российскую торговлю хлебом с английских рынков.
     Таким образом можно сделать вывод, о том ,что одной из причин застоя во внешней торговле России состояла в том, что Россия не имела развитого рынка, оставаясь, по сути дела, сельскохозяйственной страной. В России земледелием занималось 75% населения, в то время как во Франции и Германии - 33%, США - 25%, Англии -11,5%4.
     Таким образом, активное развитие промышленности способствовало расширению внешнеторговых связей и увеличению доходов государства. Однако в силу отсталости России ее промышленное развитие запаздывало  на 50 - 100 лет по сравнению с Западом.
     Привлечение иностранных инвестиций благоприятно сказывалось на развитии торговли лишь до того времени, пока иностранные промышленники  не скупили значительную часть национальных богатств страны. А это вело к  экономическому закабалению страны, к зависимости от промышленно развитых стран.
     Таким образом, назрели причины экономического, социального, политического характера  для того, чтобы изменился курс всего государства на баланс в  поддержке отечественных производителей и привилегий в иностранном секторе. Прежде всего, указанная политика выражалась в таможенно-тарифном регулировании.
 

1.2. Правовое регулирование таможенной деятельности в России во второй половине XIX в.

     Развитие  капитализма в России к середине XIX в. потребовало проведения новой  кодификации таможенного законодательства, в котором значительное место отводилось вопросам борьбы с уклонением от уплаты таможенных пошлин и с контрабандой. Систематизированное законодательство об уголовной ответственности за контрабанду в России появилось в Таможенном уставе 1819 г., откуда оно затем было перенесено в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Составы контрабанды и уклонения от уплаты таможенных пошлин не разделялись; уголовное и таможенное законодательство того периода применяло понятие дефраудации, включавшее обманное, мошенническое уклонение от уплаты таможенных пошлин и контрабанду5.
     Охрана  государственной границы возлагалась  на таможенную, а затем пограничную  стражу Министерства финансов. Таможни  и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе Империи и царства Польского, а на северо-западе - по границе России с Финляндией. Устав также содержал очень подробную регламентацию таможенной службы.
     В 1857 г. был утвержден новый Таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса.
     С воцарением в 1881 г. Александра III, который  был убежденным защитником национальной промышленности, поворот в таможенной политике России стал необратимым. В последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались почти каждый год, и всякий раз в сторону увеличения. Введение тарифа 1891 г. с неизбежностью обострило проблему контрабандного ввоза. В 1892 г. был принят новый Таможенный устав, который состоял из 1766 статей. По нему можно не только изучить систему таможенных учреждений России в конце XIX в., но и рассмотреть законодательную базу. Новый Таможенный устав обновил соответствующее законодательство: были определены различные проявления контрабанды и соответствующие правовые санкции. Основная ответственность при этом возлагалась на владельца товара. Несостоятельным контрабандистам денежное взыскание могло быть заменено тюремным заключением.
     Основными санкциями Таможенного устава 1892 г. являлись штраф и конфискация товара. Тайный ввоз и вывоз запрещенных товаров карались конфискацией товара с наложением денежного штрафа в размере двойной стоимости товара (ст. ст. 1522, 1524). За тайный провоз товаров, подлежавших обложению пошлиной, взыскивалась пятикратная пошлина. При этом импортные товары конфисковывались, а экспортные товары возвращались, если был уплачен штраф (ст. ст. 1522, 1524). Если провозящий мог доказать, что товар принадлежит другому лицу, он подвергался денежному штрафу в размере от 30 до 60 руб., а взыскание контрабандной пени переносилось на владельца товара (ст. 1546)6.
     Россия  в это время была разделена  на 10 таможенных округов (Санкт-Петербургский, Рижский, Калишский, Бессарабский, Южный  и др.), на территории которых находилось 95 таможен, 64 таможенные заставы и 71 переходный пункт и пост. Таможни, таможенные заставы, переходные пункты и посты являлись специальными учреждениями по ввозу товаров, а также по взысканию с них таможенных пошлин. Таможни учреждались по всей сухопутной и морской границе Российской империи. Руководил работой таможенных учреждений на всем пространстве Российской империи Департамент таможенных сборов, который входил в состав Министерства финансов.
     Устав упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Водное пространство в три морских мили от российского берега признавалось морской таможенной полосой, в пределах которой все как отечественные, так и иностранные суда подлежали досмотру местных таможенных властей.
     Через главные складочные таможни и  таможни 1-го класса разрешалось ввозить любые не запрещенные таможенным тарифом иностранные товары. Через таможни 2-го и 3-го класса ввозились иностранные товары, не обложенные пошлинами по таможенному тарифу, к тому же импортные товары, обложенные пошлинами по таможенному тарифу, но не подлежавшие наложению таможенных клейм, за исключением чая, сахара, красок, аптекарских материалов, золотых и серебряных вещей, подлежавших наложению клейм в пробирных палатках. Через таможенные заставы можно было ввозить только беспошлинные иностранные товары. В то же время через переходные пункты, открытые лишь для пропуска местных пограничных жителей по кратковременным билетам, запрещался привоз любых импортных изделий.
     Новым в уставе было то, что взыскания  за его нарушения стали едиными как для европейской, так и для азиатской внешней торговли: "В случаях привоза иностранных товаров, доставленных чрез порты Приморской области, Восточной Сибири и Амурской области, а также чрез Аянский и другие порты Охотского моря, Иркутская таможня руководствуется, в отношении сих товаров, общим по европейской торговле тарифом" (ст. 1383)7. Данное правило свидетельствовало о процессе выравнивания условий торговли в Европейской России и Сибири ввиду развития железнодорожного транспорта.
     Особого внимания заслуживает тот факт, что Таможенный устав 1892 г. впервые ввел положение о квалифицированной контрабанде, за которую полагалось самое строгое наказание: "Если тайный провоз был производим скопищем и особенно людьми, чем-либо вооруженными, то, сверх определенных выше взысканий, главные виновные подвергаются лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и к ссылке на житье в Сибирь или отдаче в исправительные арестантские отделения, а все прочие также лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и к ссылке на житье в одну из отдаленных губерний, кроме сибирских, или заключению в тюрьме" (ст. 1544)
     Денежный  штраф за контрабандный ввоз товаров  налагался на их "провозителя", если тот не мог указать на хозяина в России, а если же не было ни того, ни другого, то на их продавца внутри страны. При изобличении в тайном провозе товаров группы лиц штраф налагался "не порознь с каждого лица, но со всех изобличенных в перевозе или участии в оном при каждом особом случае, по равной части, сколько по расчету причтется; когда одним из виновных не внесено следующее с него взыскание, то сия сумма разлагается на прочих соучастников в преступлении" (ст. 1548)8
     В случае неуплаты виновным штрафа в  течение двух недель с того дня, как решение суда вошло в законную силу, его имущество продавалось. Когда же этой меры было недостаточно, то виновный подвергался тюремному заключению или исправительным работам. Для не сознавшихся в преступном деянии, но изобличенных в том судом сроки заключения определялись вдвое продолжительнее.
     Таможенный  устав 1892 г. закрепил протекционистскую  таможенную политику в России. Его  содержание подготовлено на основе новых  подходов и определений, соответствующих  осуществляемой в стране индустриализации, развитию внешнеэкономических отношений и решению задач экономической защиты государства. Представляют интерес уточнения, связанные с развитием правовых норм борьбы с контрабандой, нормативными актами, регулирующими ввоз и вывоз товаров.
     Таким образом, таможенное законодательство являлось важным подспорьем и правовой гарантией проводимой в рассматриваемый период политики государства, направленный на защиту отечественного производителя.
 

Глава 2. Тарифное регулирование в  России во второй половине XIX века

2.1. Тарифное регулирование в России в третьей четверти XIX века

     Высокие таможенные барьеры со временем стали отрицательно сказываться на прогрессе в отраслях тяжелой промышленности, так как из-за слабости собственной металлургической и машиностроительной базы экономика нуждалась в импорте иностранных материалов и оборудования для предприятий и железных дорог. Кроме того, повышение пошлин в значительной степени изолировало страну от мирового рынка и затрудняло экспорт сельскохозяйственной продукции, что наносило удар помещичьему хозяйству. Поэтому Министерство финансов старалось проводить гибкую политику, сочетая повышение и понижение пошлин на ввозимые товары с целью постепенного перехода от жесткой запретительной системы к охранительной. Это диктовалось и изменением ситуации на мировом рынке. В Великобритании одержала победу «манчестерская партия», и с отменой в 1846 г. хлебных законов начался переход к политике свободы торговли. Либерализация английской таможенной политики вызвала цепную реакцию по всей Европе. На этот путь встали Франция, Германский таможенный союз, Австрия, Италия и другие страны.
     Россия  не могла оставаться в стороне  от этого процесса. Третья четверть XIX в. ознаменовалась усилением фритредерских  тенденций. 13 октября 1850 г. был введен умеренно-охранительный тариф, согласно которому значительно сокращалось число статей, снижались пошлины на импорт сырых полуфабрикатов и изделий, необходимых для развития промышленности. Запрет на ввоз оставался лишь для нескольких десятков товаров. С целью расширения сбыта сельскохозяйственных товаров вывозные тарифные ставки на них понижались или вообще отменялись. Министерство финансов рассчитывало за счет увеличения ввозимой товарной массы значительно повысить таможенный доход. Результатом действия тарифа стали успехи в развитии промышленности, оживление внешней торговли, рост экспорта хлеба, ввоза машин и других изделий. Тем самым начался переход от запретительной системы к умеренному покровительству.
     Этот  курс получил дальнейшее развитие с  утверждением тарифа 28 мая 1857 г. В нем в полной мере отразился расцвет популярности идей экономического либерализма, который переживала Россия после Крымской войны 1853–1856 гг. При поддержке правительства в стране оживилось предпринимательство, возникла сеть частных банков, развернулось сооружение железных дорог акционерными компаниями. По новому тарифу пошлины были понижены на 25–30 % почти по всем статьям. Переход к умеренно-охранительной системе завершился принятием тарифа 5 июля 1868 г.
     Он  предусматривал еще большее снижение ставок на ввоз изделий и металлов для тяжелой промышленности. Итогом тарифов 1857 и 1868 гг. стало значительное смягчение таможенной защиты. Если в 1851 г. пошлины составляли 26,1 % стоимости ввезенных товаров, то в 1875 г. — 11,7 %.
     Умеренно-охранительная система способствовала обеспечению отечественной промышленности необходимыми товарами и расширению внешнеторговых связей России. Таможенный доход в 1868–1878 гг. возрос с 37,5 млн. до 80,7 млн. руб. Однако уже через несколько лет возникла острая необходимость в дальнейшей корректировке действующего тарифа. Министерство финансов пыталось активизировать торговый баланс, всячески форсируя экспорт сельскохозяйственной продукции9.
     Однако  эти усилия не дали положительного результата. Из-за преобладания ввоза над вывозом баланс из года в год сводился с пассивным сальдо. Без его активизации было невозможно улучшить и платежный баланс, который постоянно складывался не в пользу России. Это в свою очередь препятствовало стабилизации денежного обращения, которое после Крымской войны находилось в расстро-границу, усиление инфляции и нехватка платежных средств.
     Кроме того, под влиянием мирового экономического кризиса 1873 г. в России осенью 1875 г. начался кризис перепроизводства, который выразился в замедлении темпов развития основных отраслей промышленности, снижении товарных цен, сокращении торговых оборотов, уменьшении объема экспорта. Последствия эпохи «экономической свободы» вызвали сильное общественное недовольство. В печати развернулась критика фритредерской доктрины, упала прежняя популярность классической политэкономии. Кризисные явления, которые переживало народное хозяйство, совпали с обострением международной обстановки. Россия находилась накануне столкновения с Турцией. С целью покрытия предстоящих военных расходов и поддержки оказавшейся в кризисе промышленности по закону 10 ноября 1876 г. пошлины с 1 января 1877 г. стали приниматься в золотой валюте, что по тогдашнему курсу кредитного рубля означало их повышение на 30 %10.
     Возрождение протекционизма отражало изменение экономической ситуации в стране. Смягчение таможенной политики было целесообразно лишь на стадии становления российской индустрии, когда она остро нуждалась в притоке сравнительно дешевых иностранных товаров. Но со временем по мере развития собственного производства конкуренция западной продукции стала наносить все больший ущерб отечественной промышленности. К концу 1870-х гг., в отличие от предшествующего двадцатилетия, Россия нуждалась не столько в импорте товаров, сколько в привлечении иностранных капиталов, для помещения которых в стране существовали выгодные условия — высокая норма прибыли в промышленности и более дешевая, чем на Западе, рабочая сила.
     Поворот к протекционизму был общеевропейской  тенденцией. После мирового экономического кризиса 1873 г. либерально-фритредерские идеи на Западе окончательно утратили былую популярность. В 1879 г. Германия в связи с появлением на европейском рынке огромного количества дешевого хлеба из Австралии, Америки и Индии установила высокие ввозные пошлины на сельскохозяйственные товары. За ней последовали Франция, Италия, Австро-Венгрия и другие страны. Это объяснялось трудностями экономического развития Европы последних десятилетий XIX в., осложненной мировым аграрным кризисом, который вскоре охватил и Россию.
 

2.2. Таможенно-тарифное регулирование в конце XIX века.

     Российское  правительство в 1878 - 1890 гг. определило ряд важнейших экономических  задач, к числу некоторых были отнесены следующие: значительное увеличение таможенного дохода России; усиление таможенного покровительства отечественной обрабатывающей промышленности; формирование для России положительного внешнеторгового баланса. Министром финансов М.Х. Рейтерном была введена так называемая золотая пошлина, суть которой заключалась в том, что за ввоз товаров в Россию пошлина уплачивалась золотом. Министр, прилагая огромные усилия по изменению таможенной политики России, полагал, что "в настоящее время приток иностранных капиталов в Россию не только остановился, но под влиянием невыгодных экономических и, в особенности, политических обстоятельств значительная часть краткосрочных или подвижных авансов и кредитов ушли назад. Вследствие такого положения дел по долгосрочным обязательствам, каковы железнодорожные бумаги и земельные облигации, капитал не мог быть востребован"11.
       М.Х. Рейтерн, учитывая сложившуюся  в России социально-экономическую  ситуацию, предложил ввести взимание  таможенных пошлин металлической  (золотой) валютой. Предполагалось, что купцам было легче приобрести  золотую валюту для уплаты таможенных пошлин, чем государственному казначейству, ввиду того что "каждый из них имеет надобность в тратах на малую, сравнительно, сумму и может для покупки их выбирать более удобное время, пользуясь разного рода биржевыми операциями, недоступными правительству"12.
     Рассмотрев  предложение министра финансов, Комитет  финансов на своем заседании 4 ноября 1876 г. принял решение о введении уплаты таможенных пошлин золотой валютой  по номинальному достоинству кредитного рубля, без уменьшения их размера  в соответствии с падением курса кредитного билета. И 10 ноября 1876 г. император Александр II данное решение утвердил, и уже с 1 января 1877 г. таможенные пошлины взимались золотой монетой по курсу 1 золотой рубль - 1 рубль 5 копеек кредитными билетами. Министру финансов после утверждения вышеупомянутого решения императором было предоставлено право разрешать таможенным учреждениям принимать кроме российской золотой монеты купоны российских государственных займов, купоны облигаций Николаевской железной дороги, иностранную золотую монету и иностранные банковские билеты, которые пользовались разменом на золото. И самое главное, что при продаже таможенных товаров с аукциона таможенные пошлины с них тоже взыскивались золотой монетой.
     Решение Комитета финансов было довольно-таки жестким. Так, "все товары, с которых не была взыскана таможенная пошлина до 1 января 1877 г., должны были быть оплачены золотой валютой, залоги же, предоставленные в таможенные учреждения до обнародования этих правил, выкупались по прежнему порядку - кредитными билетами. Во всех остальных случаях - золотой валютой"13
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.