На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ социально-экономической программы развития Одинцовского муниципального образования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение……………………………………………..…………………………….3
Глава I. Теоретические основы принятие управленческого решения на муниципальном уровне
      Сущность и содержание управленческих решений…………………...…5
      Особенности процесса принятия управленческих решений на муниципальном уровне………………………………………………...…12
      Формы разработки и реализации управленческих решений…….……..17
      Социально-экономическая программа развития как стратегическое управленческое решение…………………………………………………23
Глава II. Анализ социально-экономической программы развития Одинцовского муниципального образования
    Характеристика Одинцовского муниципального образования………..28
    Структура органов управления Одинцовского муниципального          образования…………………………………………………………………..…..29
    Анализ программы социально-экономического развития Одинцовского муниципального образования……………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………….50
Список  используемых источников………………………………….………….52
Введение
 
Государев интерес —не тот, что у казенного чиновника,
для государства бумага без пользы,
она только тогда истина, когда делу применима.
В.Н. Татищев 

     В современных условиях перехода Росси рыночным отношениям происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием. При определении стратегических приоритетов развития страны в целом и отдельных территорий приходит понимание необходимости ориентироваться на потребности человека, его интересы и мнения. В связи с этим возрастает роль органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития. Требуется их активное участие в управлении этим процессом в качестве равноправных партнеров с органами государственной власти.
     Практическая  реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом  обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
     Предметом исследования данной курсовой работы является программа социально-экономического развития муниципального образования  как ключевой инструмент стратегического  управления.
     Объект  исследования: Одинцовское муниципальное образование.
     Целью курсовой работы является анализ социально-экономического развития Одинцовского муниципального образования.
       Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
    изучить особенности принятия управленческих решений на муниципальном уровне;
    обосновать значимость социально-экономической программы развития муниципального образования;
    проанализировать программу социально-экономического развития Одинцовского муниципального образования;
    оценить социально-экономическое развитие района, подвести итоги проделанной работы.
 
 
 
 
 
 
 
Глава I. Теоретические основы принятие управленческого решения на муниципальном уровне
1.1. Сущность и содержание  управленческих решений
     Разработка  управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Решения, принимаемые органами власти, определяют не только качество и эффективность протекающих в управляемой системе процессов, но и возможность устойчивого и адаптивного развития в быстро меняющемся современном мире.
     Процессы  принятия решений охватывают практически  все области человеческой деятельности и являются неотъемлемой составляющей процессов управления. Основные стадии процесса приведены на рис. 1.1.
     Существует  два определения теории принятия решений: расширенное и узкое. Расширенное  отождествляет принятие решений  со всем процессом управления. Узкое  трактует процесс как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов. Многие авторы считают, что в теорию принятия решений имеет смысл включать также генерирование альтернативных вариантов, исполнение, контроль и анализ результатов.
     Управленческое  решение в системе  управления. Следует уточнить, что не всякое решение, принимаемое руководителем, является управленческим. Например, решения, связанные с технической стороной деятельности организации, направленные на подведение итогов или оформление документации, таковыми не являются.
     Управленческим  называется решение, принятое в социальной системе и направленное:
    на управление управленческой деятельностью;
    проектирование системы управления организации (методология, структура, процесс, механизм);
    стратегическое планирование;
    управление кадрами;
    управленческое консультирование;
    взаимодействие с внешней средой.

Рис. 1.1. Стадии принятия решения  в процессе управления
     Примером  управленческого решения в области  стратегического планирования муниципального образования является программа комплексного социально-экономического развития.
     Управленческим  решением называют творческое, волевое  действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы. Управленческое решение является основой процесса управления. Управлять — значит решать. Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление (рис. 1.2). Как процесс управленческое решение — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация. Как явление управленческое решение — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение.

Рис. 1.2. Основные значения термина  «управленческое  решение»
     Сущность  управленческих решений. Любое управленческое решение связано с социальными, экономическими, организационными, правовыми и технологическими интересами организации (рис. 1.3).
     Социальная  сущность управленческого решения заложена в механизме управления персоналом, который включает способы воздействия на людей с целью согласования их деятельности. Чтобы успешно воздействовать на подчиненных, руководитель должен четко представлять их интересы и потребности, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги, неформальную структуру рабочих групп. Социальная сущность управленческих решений проявляется в цели. Приоритетом при разработке решений должно быть создание комфортной домашней и рабочей обстановки, всестороннее развитие личности в профессиональном и общекультурном плане, развитие системы участия в управлении.1 
 
 
 

Рис. 1.3. Сущность управленческих решений

     Экономическая сущность управленческого решения заключается в том, что для разработки и реализации любого решения требуются финансовые, материальные, временные и иные затраты. Каждое управленческое решение имеет реальную стоимость. Эффективные и качественные решения должны принести организации (муниципальному образованию, стране) доход, а ошибочные приводят к убыткам. Необходимо учитывать материальную заинтересованность всех участников процесса разработки и реализации, эффективность использования всех видов ресурсов.
     Организационная сущность состоит в том, что в процессе разработки и реализации управленческого решения участвуют работники организации. Для организации эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать должностные инструкции и положения, наделить сотрудников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, обеспечить систему контроля, предоставить необходимые ресурсы и технические средства, постоянно координировать работу.
     Правовая  сущность управленческих решений проявляется в точном соблюдении правовых норм при подготовке и реализации. Нарушение законодательства в процессе разработки и реализации управленческого решения может привести к его отмене, а также быть предметом рассмотрения в суде. Вся организация может понести ощутимые потери, если уже разработанное решение будет отменено, так как уже были потрачены ресурсы и необходимо будет потратить дополнительные средства на новую разработку. За незаконно реализованное решение может быть наложен штраф или начато уголовное преследование кого-либо из инициаторов. Незнание законодательства не освобождает от ответственности. Чтобы избежать подобных ситуаций, во многих организациях проводятся правовые экспертизы управленческих решений.
     Технологическая сущность управленческих решений заключается в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационно-коммуникационными средствами и ресурсами для разработки и реализации решения. Иногда разработчики недостаточно четко представляют себе объект, на который направлено решение, или используют устаревшую, недостоверную или неполную информацию.
     Обобщенная  схема процесса разработки управленческих решений. Каждое управленческое решение имеет целевую направленность. Процесс разработки и реализации УР представлен на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Обобщенная схема  процесса разработки решения:
1 — решение направлено на изменение цели
2 — решение направлено на изменение ситуации
     Глобальная  цель управления социальной системой — это максимальное удовлетворение потребностей и интересов личности, коллектива, общества. Например, стратегической долгосрочной целью управления социально-экономическим  развитием муниципального образования является повышение качества жизни населения. Глобальная цель может включать технократические, социальные и экономические цели. К технократическим относятся технические, технологические цели, достижение которых основано на формализованных подходах и алгоритмах. К социальным — обеспечение социальной справедливости, регулирование занятости и трудовых отношений, решение жилищных проблем, социальная поддержка отдельных групп населения, охрана окружающей среды и здоровья населения, создание условий для профессионального и общекультурного развития личности, развитие физической культуры и спорта. К экономическим — рациональное использование земли и природных ресурсов, эффективное управление муниципальными финансами и имуществом, обеспечение налогового, ценового и тарифного регулирования, налаживание внешних экономических связей. Конкретная ситуация — это реальное положение дел в контексте установленной цели. Проблема трактуется как «разность» между целью и ситуацией.
     Группы  проблем обобщаются в общую проблему (П), которая является индикатором эффективности реализуемых решений. Чаще всего проблему анализируют с точки зрения остроты и решаемости.
     Рассмотрим  примеры управленческих решений в различных сферах .
         Формирование и учет муниципальной собственности. 
    Разработать проекты нормативно-правовых актов органа местного самоуправления по формированию и учету муниципальной собственности.
    Разработать методику расчета платежей за пользование муниципальным имуществом.
     Стратегическое  планирование.
    Разработать концепцию молодежной политики муниципального образования.
    Разработать и утвердить концепцию комплексного управления экономикой и финансами муниципального образования.
     Управление человеческими ресурсами.
    Сформировать службу управления персоналом и включить в ее состав отдел кадров, отдел профессионального обучения, отдел оценки и аттестации персонала, отдел оплаты труда, отдел социальной защиты, отдел охраны труда и техники безопасности.
    Службе управления персоналом разработать систему управления проблемными сотрудниками. Выявить объективные характеристики при оценке работы, определить проблемы, связанные с характером подчиненных.
    Разработать и внедрить системы повышения эффективности работы коллектива. Определить факторы, влияющие на групповое поведение и эффективность труда.
     Управление  качеством.
     Разработать систему управления качеством. Определить стандарты и требования, выявить  отклонения и принять меры, провести организационные и технические  мероприятия.
     Коммуникации  с внешней средой.
    Силами информационного отдела разработать и внедрить муниципальную информационно-коммуникационную систему для повышения эффективности информационного взаимодействия с муниципалитетами других городов.
    Начальнику кадровой службы принять на временную работу для чтения персоналу лекций по жилищно-коммунальному хозяйству заместителя начальника отдела ЖКХ администрации города.
 
     1.2. Особенности процесса принятия управленческих решений на муниципальном уровне.
     Специфика муниципального управления и процесса принятия решений предполагает осуществление управляющих воздействий субъектом (население, органы местного самоуправления) на объект управления (муниципальное образование). В муниципальном управлении сами субъекты являются источниками и причинами неопределенности и субъективности принимаемых решений.
     Особенности процесса муниципального управления вытекают из особенностей самого муниципального образования как объекта управления, а также из особенностей муниципального управления как вида управленческой деятельности.
     Если  проанализировать возможности воздействия субъекта управления на объект, то характеристики муниципального образования подразделяются на две группы: устойчивые, которые достаточно сложно или невозможно изменить в процессе управления, и изменяемые, восприимчивые к управляющим воздействиям (рис. 1.5). 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.5. Характеристики муниципального образования по восприятию управляющих воздействий

     Поскольку особенность устойчивых характеристик муниципального образования как объекта управления состоит в том, что их изменение приводит к корректировке сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение соотношений между объектом и субъектом, процесс муниципального управления осуществляется главным образом в рамках воздействия на изменяемые характеристики. Так, при повышении квалификации персонала или совершенствовании системы взаимоотношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и структурами гражданского общества существенно улучшается социально-экономическая ситуация в муниципальном образовании.
     Процесс муниципального управления, как и  любой другой управленческий процесс, включает изучение и анализ исходной ситуации, выявление и оценку проблем, формулирование цели, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, а также контроль их реализации. Специфические особенности принятия и реализации управленческих решений, характерные для системы муниципального управления, таковы:
    необходимость анализа мнений различных групп населения в процессе подготовки управленческих решений;
    наиболее важные решения принимаются коллегиально, что соответствует федеральному законодательству и уставу муниципального образования;
    необходимость разработки механизма взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования — представительный орган — администрация) в процессе принятия управленческих решений;
    наличие, помимо обычных видов контроля реализуемых управленческих решений, дополнительной формы контроля — общественного.
     Соблюдение  данных принципов, бесспорно, усложняет  процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более  качественных решений и более  эффективный контроль их исполнения, а их нарушение приводит к сбоям в системе муниципального управления, вызывая конфликты между ветвями муниципальной власти и недовольство населения.
     Технология  управленческого решения в социально-экономической  системе (например, при решении проблем муниципального образования) включает три этапа: подготовку, принятие и выполнение управленческих решений (рис. 1.6). Эффективность социального управления зависит от соблюдения всех требований на каждом из этапов. Для управления социальными процессами необходимы социальные цели и нормы, в соответствии с которыми и будут оказываться целенаправленные воздействия. Разработка социальных целей и норм составляет содержание первого этапа управленческой технологии.
     Причинами разработки нового управленческого  решения являются: неполадки в управляемой подсистеме — 27%; указания вышестоящих органов — 24%; истечение срока действия предыдущего решения — 17%; необходимость корректировки ранее принятого решения — 15%; новое состояние управляющей подсистемы — 14%. Доля других причин невелика.
     Таким образом, социальные проблемы непосредственно  побуждают к разработке и принятию новых управленческих решений. Они  связаны с различными отклонениями фактического состояния управляемой  подсистемы от планируемого, а также  с изменениями механизма функционирования системы в целом. При этом если характер и частота каких-либо отклонений и изменений оказываются не случайными, а проявляются последовательно, это может рассматриваться как свидетельство несовершенства данной системы.
     Технологии разработки политических, административных, экономических и иных решений похожи, так как модели перечисленных видов деятельности в основном совпадают. Этап подготовки управленческого решения включает в себя пять стадий (см. рис. 1.6). Он начинается с выявления социальных проблем и прогнозирования возможных вариантов решения приоритетной из них, а завершается разработкой проектов нормативных актов на основе приоритетных целей и представлением окончательного проекта государственному или иному органу, административному должностному лицу, с которым согласовывается процедура принятия решения.2 
 
 
 
 

Рис. 1.6. Этапы технологии принятия решения  в социальном управлении
       

     На  этапе принятия управленческого  решения устанавливается перечень государственных и негосударственных  органов, которые обладают правом нормативной  инициативы по данному вопросу; подготавливаются нормативные акты к рассмотрению; формируются планы рассмотрения нормативных актов; подготавливаются заседания для рассмотрения нормативных актов; проводятся заседания; принимаются нормативные акты и осуществляется информирование других государственных и иных органов, а также населения о принятых нормативных актах. На этапе выполнения управленческого решения осуществляются планирование, исполнение и контроль реализации.
     Ввиду отсутствия нормативов по технологии подготовки управленческих решений  во многих органах власти и управления разрабатывают памятки, определенные рекомендации. Разработка общих унифицированных требований для подготовки однотипных решений по-прежнему актуальна. 

     1.3. Формы разработки и реализации управленческих решений 

     Управленческие  решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления, фиксируются в распорядительных документах, основное назначение которых состоит в реализации целей и задач, регулировании деятельности объекта управления, обеспечении его финансовыми, трудовыми, материальными и информационными ресурсами. К формам разработки управленческих решений относят: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, акцепт, протокол, инструкцию, договор, соглашение, план, контракт, оферту, положение, правила, модель.
     Указ — решение верховного органа власти или главы государства, имеющее силу закона, например Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Указ Президента РФ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом», Указ губернатора Ростовской области «О регламенте Администрации Ростовской области».
     Указание — решение, разрабатываемое органом государственного или муниципального управления по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.
     Закон — решение высшей государственной власти, носящее обязательный и непреложный характер, например Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
     Акт — решение широкого круга государственных и общественных организаций, подтверждающее установленные факты, события, действия. Например, акт о передаче чего-либо в собственность.
     Приказ — решение, принимаемое руководителем органа государственного или муниципального управления, действующего на основе единоначалия, в целях решения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В некоторых случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчиненности. Например, Приказ Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ области «О повышении роли государственных приемочных комиссий», Приказ Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ области «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию капитального ремонта объектов муниципального жилищного фонда».
     Распоряжение  — решение руководителя, главным образом коллегиального органа государственного или муниципального управления, принимаемое в целях разрешения оперативных вопросов. Например, Распоряжение главы администрации города «О присуждении премии главы администрации города одаренным учащимся общеобразовательных учреждений».
     Протокол — решение, принимаемое коллегиальным органом или группой лиц, по вопросам, требующим совместного обсуждения. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.
     Инструкция — решение, устанавливающее порядок и правила выполнения каких-либо действий в определенной сфере деятельности. Например, должностная инструкция специалиста Управления экономики и промышленной политики администрации города, инструкция по работе с обращениями граждан, инструкция по работе с персоналом.
     Договор — решение двух и более сторон об установлении, изменении и прекращении правоотношений. Например, договор о портфельных инвестициях, договор кооперации с зарубежным производителем.
     Соглашение — решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, соглашение о намерениях, соглашение между РФ и США об избежании двойного налогообложения, соглашение о разделе рынков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК.
     План — решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и реструктуризации организации.
     Контракт — решение коммерческого характера о выполнении совместной деятельности с указанием взаимных прав и обязательств.
     Положение — решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих определенный вид деятельности. Например, положение об Управлении экономики и промышленной политики администрации города.
     Правила — решение, представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников. Например, правила предоставления льгот определенным слоям населения.
     Модель  какого-либо процесса или явления  — решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на внешние воздействия. Например, модель администрации города включает:
      справочные данные;
      организационную структуру;
      методики формирования статистической информации, проведения экономических расчетов и прогнозирования;
      информацию о решениях в аналогичных ситуациях и реальных полученных при этом результатах;
      нормативно-правовое обеспечение.
     Формы реализации управленческих решений  включают: деловую беседу, предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловые игры, совещания, заседания, отчет, деловое слово.
     Деловая беседа — встреча руководителя с  подчиненным для обсуждения заранее  оговоренной темы. Включает следующие  этапы:
      организация атмосферы взаимной заинтересованности;
      согласование целевых установок;
      информационная подготовка исполнителей;
      обоснование целей и задач;
      учет предложений исполнителей;
      принятие решения.
     Предписание — официальное извещение, направленное конкретному исполнителю, об обязательном выполнении решения в установленный срок.
     Убеждение — проводимая руководителем деловая  беседа с целью добиться у исполнителей прочных взглядов и установок  относительно содержания управленческого  решения для его выполнения.
     Разъяснение — проводимая руководителем деловая беседа, направленная на то, чтобы объяснить суть и содержание решения.
     Принуждение — деловая беседа, цель которой  — осознанно заставить работника  выполнить управленческое решение.
     Наставление — деловая беседа, цель которой — обучить, подготовить работника к выполнению решения.
     Сообщение — передача информации, данных, необходимых  для успешного исполнения управленческого  решения.
     Обучение  — деловая беседа, цель которой  — дать новую информацию и знания, необходимые исполнителям для реализации управленческого решения.
     Совет — деловая беседа, цель которой  — передать подчиненным рекомендации по поводу возможных вариантов реализации управленческого решения.
     Деловая игра — мероприятия, проводимые на основе имитационных моделей реальных процессов с целью развития навыков и способностей сотрудников, необходимых для разработки и реализации управленческих решений.
     Совещание — мероприятие, проводимое руководителем  с целью оперативного сообщения  подчиненным текущих задач, обмена информацией и обсуждения специальных вопросов, возникающих в процессе реализации решений.
     Заседание — совещание для решения организационных  проблем.
     Отчет — результаты проделанной работы по воплощению в жизнь управленческого  решения.3
     Для каждой формы разработки управленческого решения используется свой набор форм реализации (рис. 1.7). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.7. Совместное использование  форм разработки и  реализации управленческих решений
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4. Социально-экономическая  программа развития  как стратегическое  управленческое решение
     Для того, чтобы добиться качественного  повышения управленческой деятельности необходимо наряду с решением оперативных, тактических задач разработать стратегию развития муниципального образования. Стратегия управление представляет собой набор правил, которыми руководствуются при принятии управленческих решений. В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив, выяснению тех тенденций, опасностей, возможностей, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны изменить сложившиеся тенденции.
     Стратегическое  планирование и управление развития территории муниципального образования  обеспечивает единство действий, осуществляемых на разных уровнях системы управления, и степень мобильности, отвечающую темпам изменений среды деятельности муниципального сообщества. Чтобы достичь такого единства, нужно сформировать систему представлений, обладающих двумя основными характеристиками: а) достаточно высокой степенью общности, необходимой для того, чтобы она могла непротиворечиво вместить в себя вопросы и представления, возникающие и работающие на различных уровнях управления, существующих в территориальной организации местного сообщества, с одной стороны, и представления об условиях и обстоятельствах, в которых происходит ее деятельность, с другой; б) возможностью превращать эти представления в понимание того, какие конкретные действия надо осуществлять на разных уровнях управления.4
     Стратегический  план развития муниципального образования - управленческий документ, который  содержит взаимосвязанное изложение  таких вопросов, как:
     1) цели развития муниципального  образования;
     2)    пути достижения поставленных целей;
     3) потенциальные возможности муниципального образования, реализация которых позволяет достичь успехов;
     4) методы организации движения  по избранным направлениям;
     5) ресурсы, необходимые для достижения  поставленных целей;
     6) способы использования ресурсов.
     Такой план позволяет органам местного самоуправления, населению и другим организациям действовать совместно, предвидя и опережая основные изменения в структуре занятости, технологии производства и территориальной среды. Он создает новые инструменты, направляющие и стимулирующие развитие муниципального образования. Стратегический план - это документ не только местной администрации, но и всех других субъектов муниципальных правоотношений. Он представляет собой инструмент стратегического партнерства, механизм определения и осуществления эффективных стратегий во всех сферах жизни муниципального образования. Это работа по формированию представлений о смысле и назначении деятельности территориальной организации местного сообщества и превращению этих представлений в ориентиры, необходимые для осуществления конкретной управленческой работы по достижению социально значимых целей развития территории муниципального образования.
     Ключевой  исходной точкой стратегического управления является формирование представлений о смысле и назначении организации местного самоуправления. Эти представления оформляются в ключевых инструментах стратегического планирования - миссии и целях. В миссии формулируются фундаментальные представления о смысле жизнедеятельности местного сообщества. Цели могут быть с учетом этого самыми разными: увеличение доходов населения, эффективное управление муниципальной собственностью, освоение новых рынков, изменение имиджа и др.
     Чтобы перейти к стратегическому планированию прежде всего необходимо понимание  необходимости изменений, осознание того, что наряду с оперативным - тактическим управлением и планированием важно и стратегическое. Такое осознание подчас является результатом анализа допущенных просчетов в выборе направлений развития или организации управления, последствий увлечения краткосрочными проектами. Таким образом, формируется собственное понимание содержания стратегического управления. От характера и глубины понимания зависит чрезвычайно много. Так, часто под стратегическим управлением понимается разработка концепции или сценариев развития, выделение перечня основных проблем и путей их решений, иногда - четкий план действий. Понимание формирует набор субъектов стратегического управления и способы организации взаимодействия между ними.
     После достижения определенного понимания и в зависимости от него формулируются принципы стратегической деятельности и определяются приоритеты развития, которые, как правило, должны быть связаны с повышением качества жизни населения. В связи с тем, что качество жизни - характеристика относительная и сравнительная, анализ проблем и состояния муниципального образования проводится на основе сравнения его базовых характеристик с другими. В рамках этой работы формируется установка на усиление сильных сторон, и превращение слабых сторон в сильные. Следует особо выделить проблемы в реализации вопросов местного значения, которые находят наибольшую поддержку населения. Для этого используются различные опросы, социологические исследования.5
     Необходимо  формирование установки на длительную работу, связанной прежде всего с признанием того, что изменения будут происходить медленно, постепенно. Но отдельные мероприятия стратегической программы должны выстраиваться таким образом, чтобы жители регулярно видели результаты - небольшие социальные приращения в каждый промежуток времени. Нельзя забывать о продвижении таких изменений в социальной среде. Одновременно с этим следует выявлять силы и факторы, противодействующие стратегическим переменам. На пути любых планов возникают препятствия. Не являются исключением и стратегические планы, особенно если они затрагивают экономические интересы, способны повлиять на прибыль и доходы.
     Выработка политики по отношению к возможности  использования внешних консультантов  обусловлена тем, что всегда существует дилемма между приглашением консультантов, получением внешней помощи и опорой на собственные силы. Обычно оптимальна ориентация на комбинацию внутренних и внешних интеллектуальных ресурсов. При отборе внешних консультантов следует оценить тип предоставляемых услуг, предусматривают ли они передачу современных методов управленческой работы и обучение им местного персонала.
     Наконец, осуществляются определенные изменения  в системе управления. Это может  быть в отдельных случаях связано  с изменением и территориальной организации местного самоуправления. Как орган управления процессом разработки и управления стратегическим планом обычно создается постоянно действующая рабочая комиссия. Следует использовать административные рычаги, закрепляя ответственность за реализацию отдельных мероприятий за конкретными подразделениями и руководителями.
     Таким образом, разработка стратегического  плана муниципального развития состоит  из следующих этапов:
     1) анализ ресурсов и условий  развития;
     2) составление прогноза;
     3) формирование концепции развития муниципального образования;
     4) обсуждение концепции;
     5) разработка целевых программ  по стратегическим направлениям;
     6) сведение целевых программ в  стратегический план с оценкой  затрат, потребностей в привлечении  средств и эффекта от реализации;
     7) разработка графика выполнения  стратегического плана с указанием  исполнителей;
     8) обсуждение и утверждение стратегического  плана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II. Анализ социально-экономической программы развития Одинцовского муниципального образования
         2.1. Характеристика Одинцовского  муниципального образования
     Одинцовский муниципальный район - уникальный район  Подмосковья, включающий в себя древний  Звенигородский край. Одинцовский муниципальный  район расположен на западе Московской области в границах лесопаркового пояса Москвы.
     Площадь района - 1245,65 кв. км. В составе района 16 городских и сельских поселений, которые насчитывают 235 населенных пунктов.
     Население района - 286 132  чел, в том числе городское -217 471 чел, сельское - 68 661 чел.
     Административный  центр района - город Одинцово.
     Через территорию района проходят автомобильная  дорога "Москва-Минск"(М1), Можайское  шоссе, Рублево-Успенское шоссе, железная дорога белорусского направления. В  районе города Кубинка расположен аэродром.
     Одинцовский муниципальный район в социально-экономическом отношении развивался как территория, имеющая рекреационное значение и обеспечивающая Москву рабочей силой.
     Основу  экономики Одинцовского муниципального района составляют сельское хозяйство, средние и мелкие предприятия строительного комплекса, предприятия по производству товаров народного потребления, развитая система санаторно-курортных учреждений, пансионатов, домов отдыха, предприятия, обеспечивающие население бытовыми, коммунальными, транспортными услугами и услугами связи.
     Одинцовский район с его развитой системой домов отдыха, санаторно-курортных  учреждений и пансионатов, а также  огромным количеством дачных участков и коттеджных поселков – популярное место отдыха москвичей.
     2.2. Структура органов  управления Одинцовского муниципального          образования
     Устав Одинцовского муниципального района Московской области определяет следующую структуру органов местного самоуправления района:
            Совет депутатов Одинцовского муниципального района;
      Администрация Одинцовского муниципального района исполнительно-распорядительный орган Одинцовского муниципального района;
      Глава Одинцовского муниципального района - высшее должностное лицо Одинцовского муниципального района;
      Контрольно-ревизионная комиссия Одинцовского муниципального района - контрольный орган Одинцовского муниципального района.
 
     
     2.3. Анализ программы  социально-экономического  развития Одинцовского  муниципального образования
    Прогноз социально-экономического развития Одинцовского муниципального района на 2012 год и на период до 2014 года (далее –Прогноз) представляет собой комплекс вероятностных оценок возможных путей развития важнейших сфер экономики и социальной сферы Одинцовского муниципального района.
    Прогноз разработан в соответствии с распоряжением  Администрации Одинцовского муниципального района от 27.04.2011 №162-р "Об организации  и сроках разработки Сводного прогноза социально-экономического развития Одинцовского муниципального района Московской области на 2012 год и на период до 2014 года с выделением показателей прогнозов городских и сельских поселений Одинцовского муниципального района" с учетом новой редакции Системы показателей, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 24.03.2011 №235/11 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 04.06.2009№430/20 «О Системе показателей социально-экономического развития Московской области».
    В процессе разработки Прогноза приняли  участие управления, комитеты, отделы Администрации Одинцовского муниципального района и администрации городских/сельских поселений района по закрепленным показателям.
    При разработке прогноза учтены сценарные  условия развития экономики Российской Федерации в целом и экономики  Московской области, выявлены тенденции, складывающиеся в экономике и  социальной сфере Одинцовского муниципального района. На основе анализа достигнутого уровня значения показателей социально-экономического развития Одинцовского муниципального района выявлены ресурсы и потребности территории с учетом возможностей финансирования долгосрочных целевых программ, объектов строительства и других мероприятий.
        Показатели Прогноза в части  фактических данных за два  года, предшествующих базовому 2011 году  прогнозного периода, разработаны  на основе статистических данных, данных налоговых органов, информации, полученной от хозяйствующих  субъектов.
     Прогноз на 2012 год и на период до 2014 года  разработан в двух вариантах развития:
     первый  вариант – сохранение инерционной  динамики развития, исходя из относительно устойчивой комбинации внешних и  внутренних условий социально-экономического развития Одинцовского муниципального района;
     второй  вариант – усиление инновационной  и инвестиционной  составляющих экономического роста и раскрытие  потенциальных возможностей развития всех секторов экономики района.
     При разработке Прогноза социально-экономического развития Одинцовского муниципального района использованы методы экспертных оценок, экономического анализа, экстраполяции. 

Развитие  рыночного сектора  экономики района
    Промышленное  производство
    В Одинцовском муниципальном районе промышленную деятельность осуществляют 327 предприятий, из них 27 крупных и средних и 300 малых предприятий. Численность занятых на крупных и средних предприятиях района составляет свыше 10 тысяч человек.  
     На  крупных и средних предприятиях промышленного комплекса среднемесячная заработная плата в 2010 году повысилась на  15% и составила 33,9 тысяч рублей. В декабре 2010 года заработная плата в промышленном комплексе составила 47,5 тысяч рублей. Задолженности по выплате заработной платы на промышленных предприятиях района нет.
     Объем отгруженных товаров промышленного производства по промышленным видам деятельности в 2010 году составил 31,4 млрд.руб. или 103,8% к 2009 году. Наибольший удельный вес по объему отгруженных товаров приходится на обрабатывающие производства  - 88%. 
     Доля  производства промышленной продукции района в общем объеме промышленного производства Московской области составила  2,5%.
     В 2011 году ожидается увеличение темпа  роста объема отгруженных товаров  собственного производства, выполненных  работ и услуг по промышленным видам деятельности - 106,9% к уровню 2010 года или 33,6 млрд.рублей. В 2012-2014гг. прогнозируется дальнейшее увеличение темпа роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по промышленным видам деятельности - 109,5% - 112%.
Сельское  хозяйство
     В 2010 году агропромышленный комплекс Одинцовского муниципального района представляли 9 крупных сельскохозяйственных предприятий (в т.ч. 1 – государственной формы  собственности), 178 крестьянско-фермерских хозяйств, более 34000 личных подсобных хозяйств. В конце 2010 года ликвидирована ферма ФГУП «Немчиновка» на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению госимуществом № 1798-р от 07.10.2010 г.
     Основными направлениями развития сельского  хозяйства района являются: производство молока и молочных продуктов, мяса бройлеров, овощей защищённого грунта.
     Аномальные  погодные условия лета 2010 года несколько  снизили показатели сельскохозяйственного  производства по сравнению с 2009 годом.
     В 2010 году производство основных видов  сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств составило:
     зерновые  и зернобобовые (в весе после доработки) – 4,007 тыс.тонн (85,1% к 2009 году);
     картофель – 4,842 тыс.тонн (75,3% к 2009 году);
     овощи – 8,423 тыс.тонн (95,1 % к 2009 году).
     Несмотря  на затяжную весну 2011 года и сложную финансовую ситуацию   прогнозируется  сохранение  и увеличение  валового производства  зерновых  и  зернобобовых на уровне 4,007 тыс.тонн (100% к 2010 г.),  картофеля – на уровне  6,001 тыс. тонн (123,9%  к  2010 г.) и овощей – на уровне 8,601 тыс.тонн (102,1% к 2010 г.).
     В 2011 году планируется снижение на 1,8 % объема производства яйца в связи  с производственной необходимостью - уменьшением объема реализации  инкубационного яйца и сохранением  наиболее рентабельно выгодного объема производства. В 2011-2014гг. производство яйца составит 40,8-40,9 млн. штук.
     В 2010 году наблюдается снижение  объемов  производство мяса крупного рогатого скота и  молока, что обусловлено  ликвидацией молочно-товарной фермы  ФГУП «Немчиновка». При этом сохранился ассортимент и выпуск продукции пользующейся повышенным спросом населения. В 2012-2014гг. производство мяса скота и птицы планируется сохранить на уровне 54,0 – 55,0 тыс. тонн, молока на уровне – 33,0 – 33,2 тыс.тонн.
     Изменение доли обрабатываемой пашни в общей площади пашни в 2010-2011 годах связано с изъятием земель ФГУП «Немчиновка» и уменьшением общей площади пашни в хозяйствах. В 2012-2014гг. прогнозируется сохранение доли обрабатываемой пашни в общей площади пашни.
Транспорт, дорожное строительство, связь
     Транспортное  обслуживание населения на территории Одинцовского муниципального района осуществляется на 112 автобусных маршрутах протяженностью более 1500 км. Пассажирские перевозки  осуществляют 25 организаций и частных  предпринимателей, привлеченных на конкурсной основе. 50% от общего объема пассажирских перевозок осуществляет филиал "Мострансавто" Одинцовское ПАТП.
       В 2010 году продолжалась работа  по развитию и совершенствованию  организации маршрутной сети  района. Исходя из потребностей населения, открыты 5 новых муниципальных маршрутов:
    - №  81 ст.Жаворонки - ст.Одинцово, 
    - №  47 "Ашан" (Марфино) - Одинцово ( м-н  Наташа),
    - №  13 ул. Вокзальная, д. 51 – ул. Крылова  – ул. Вокзальная д. 51 (по г.  Одинцово),
    - №  17ст. Кубинка – ул. Армейская (по г.Кубинка),
    - №  16 ст. Кубинка – ул. Генерала Вотинцева  (по г. Кубинка).
     В 2011 году в г.Одинцово открыт новый  городской автобусный маршрут № 10 ул.Сосновая – бульвар Л.Новоселовой.
     Наблюдается устойчивая тенденция роста объема платных услуг в сфере транспортного обслуживания населения. В 2010 году  объем платных транспортных услуг увеличился на 128,5 млн.руб. и составил 1352,5 млн.руб. В 2011 году прогнозируется рост объёма платных транспортных услуг населению на  5,2% (индекс физического объема – на 0,2%). К 2014 году прогнозируемый объем платных транспортных услуг достигнет свыше 1,6 млрд.руб.
     В 2010 году  протяженность автомобильных  дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием  составила 748,9 км (в 2009 году – 690,6 км). К 2014 году прогнозируется  рост значения данного показателя до 775 км, что обусловлено прогнозируемым принятием в собственность городских и сельских поселений района бесхозяйных автомобильных дорог, находящихся на территории района, и автомобильных дорог, находящихся  в собственности субъекта Федерации (Московской области).
     В 2010 году в г.Одинцово было продолжено строительство нового объекта –  «Магистральная улица общегородского значения, эстакада через железнодорожные  пути в районе станции Одинцово, транспортные развязки в разных уровнях при пересечении с Минским и Можайским шоссе». В настоящее время выполнен  1-ый этап и осуществлен ввод в эксплуатацию 1,6 км дороги от ул. Верхне-Пролетарская до железнодорожных путей.
      В 2010 году  доля протяженности автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения снизилась до 75,83% (в 2009 г. – 80,36%), что связано с принятием в собственность городских и сельских поселений района бесхозяйных дорог, требующих капитального ремонта и значительных вложений финансовых средств. В 2010 году на территории городских и сельских поселений района  отремонтировано более 50 км дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием.
      К 2014 году планируется увеличение доли протяженности автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям, до 91,12% в связи с планируемым проведением ремонтных работ в городских и сельских поселениях района.
      В 2010 году доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых произведен  капитальный ремонт, составила 18,44%, текущий ремонт – 25,2%. К 2014 году прогнозируется рост данных показателей соответственно до 20,29%  и  36,43% за счет проведения капитального и текущего ремонта автомобильных дорог на территории городских и сельских поселений.
      Доступ  к современным информационным услугам  и услугам связи в Одинцовском  районе осуществляют более 16 организаций, наиболее крупными из которых являются МУП «Центр телерадиокомпании «Одинцово» и Одинцовский узел электросвязи филиал ОАО «Центртелеком».
     В 2010 году продолжено расширение сети кабельного телевидения и пользование Интернет-услугами в г.Одинцово, Одинцово-1, с. Дубки, п. Горки-10, г.Голицыно, р.п. Большие Вяземы и д. Малые Вяземы, д.п. Лесной Городок, п. Летний отдых. Сеть ТРК охватывает более 500 многоквартирных домов,  услугами которой пользуются около 60 тыс. абонентов.
      Объем платных услуг связи в 2010 году вырос по сравнению с 2009 годом на 39,7 млн.руб. и составил 1361,4 млн.руб. В 2011 году прогнозируется рост объёма услуг связи на 4,2% (индекс физического объема – на 0,2%). К 2014 году прогнозируемый объем платных услуг связи составит 1,6 млрд.руб.
     Потребительский рынок
     Потребительский рынок Одинцовского муниципального района включает:
     - 2075 объектов розничной торговли -  25 рынков, 2 выставки- ярмарки, 1542 объекта  стационарной торговой сети  (магазины, павильоны), 506 объектов мелкорозничной  сети,
     - 295 объектов общественного питания,
     - 473 предприятия сферы бытового  обслуживания населения.
     В 2010 году на территории района было введено  в эксплуатацию 13 объектов потребительского рынка. В 2011 году планируется ввод 12 объектов.
         В 2010 году оборот розничной  торговли вырос до  51,6 млрд.руб., индекс физического объема составил 109,1% (в 2009 году - 96%), что свидетельствует о преодолении негативных последствий мирового финансового кризиса. В 2011 году прогнозируется рост объёма розничного товарооборота на 17,5%. К 2014 году прогнозируемый объем розничного товарооборота составит 81,2 млрд.руб.
        Объём платных услуг населению  в 2010 году составил 21,7 млрд.руб., что  в расчёте на одного жителя  в год составляет  68,3 тыс. рублей.  Индекс физического объёма вырос  до 106,5% (в 2009 году – 93,2%).
     В 2012-2014 гг. прогнозируется положительная  динамика общего объёма платных услуг  населению - рост составит 16-17%. К 2014 году прогнозируемый объём платных услуг  населению составит 40,5 млрд.рублей.    
 

    Жилищно-коммунальное хозяйство
     В Одинцовском муниципальном районе наблюдается устойчивая тенденция увеличения площади жилищного фонда за счет наращивания темпов строительства в результате реализации инвестиционных контрактов, расширения частного сектора. Кроме того, увеличение площади жилищного фонда происходит за счет уточнения при инвентаризации и перевода нежилых помещений в жилые.
     В 2010 году жилищный фонд Одинцовского муниципального района составил 13107,1 тыс.кв.м, прогноз  на 2011 год – 13677,6 тыс.кв.м. К 2014  году жилищный фонд района составит 15725,2 тыс.кв.м.
     Увеличение  площади жилого фонда при незначительном росте численности населения  обеспечивает положительную динамику показателя средней обеспеченности населения общей площадью жилых  домов. В 2010 году этот показатель составил 41,39 кв.м на человека, в прогнозе на 2014 год ожидается увеличение до 49,42 кв.м на человека.
     Общая площадь ветхих и аварийных жилых  помещений на конец 2010 года составила 45,98 тыс.кв.м. Рост показателя в 2012-2014 годах  обусловлен тем, что планируется в установленном законом порядке признать непригодные для проживания дома аварийными.
     Доля  населения, проживающего в многоквартирных  домах, признанных в установленном  порядке аварийными, в 2010 году составила 0,3%. Прогнозируется незначительный рост показателя из-за признания аварийными домов, являющихся ветхими. Планируется отселение граждан из аварийных домов в жилые помещения, получаемые в порядке реализации инвестиционных контрактов на строительство объектов недвижимости на территории Одинцовского муниципального района.   
     В связи с планируемым переселением в 2012-2014 годах жителей из домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, прогнозируется увеличение показателя ликвидируемого ветхого и аварийного жилищного  фонда.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.