На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Русская школа геополитики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:
    Введение……………………………………………………………….3
    Славянофилы…………………………………………………………5
    Милютинская геополитическая школа…………………………….7
    Движение евразийцев……………………………………………….11
    Заключение………………………………………………………….15
    Литература………………………………………………………….18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. Введение
     В СССР долгое время геополитика была под запретом, как «буржуазная  наука», на Западе же за короткий срок она стала чрезвычайно популярной дисциплиной в вопросах стратегического  и военного планирования, и в настоящее  время преподавание этой науки является обязательным во всех высших учебных  заведениях Запада, готовящих руководителей  государств и ответственных аналитиков.
     В СССР ее запретили в 1934 г., в Германии пытались признать преступной на Нюрнбергском трибунале в 1946 г., в остальном  мире ею пользуются, ее изучают, но при  этом как-то стесняются ссылаться на геополитические данные, предпочитая  изливать водопады лицемерной болтовни о правах человека и о мире во всем мире.
     В России реабилитация геополитики и  повышенный в последнее время интерес к ней обусловлены резким изменением в результате распада СССР баланса сил в мире в ущерб нашим национальным интересам. Отставание в разработке геополитических проблем в российской науке во многом обусловило проигрыш в «холодной войне» с Западом. Между тем, набор актуальных геополитических тем очевиден. Это в частности:
    новое геополитическое положение России;
    история и современная оценка концепции евразийства;
    национальный и религиозный факторы в геополитической проблематике;
    проблемы русскоязычного населения в ближнем и дальнем Зарубежье;
    территориальные претензии к России.
      При этом невозможна разработка современных  концепций геополитической науки  без всестороннего изучения исторического  наследия, оставленного нам русской  школы: Петр Савицкий, Данилевский Н.Я., Лев Гумилев, Чаадаев, западники: Герцен, Вяземский, славянофилы: Даль, Тютчев, братья Самарины, Киреевский. К.Н. Леонтьев и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Славянофилы
     До  начала формирования геополитики в  России у нее имелись предшественники, среди которых выделяются В. Н.Татищев  и М.В.Ломоносов. На основных идеях  этих людей осуществляли свою деятельность геополитики первого этапа, известные  под названием «славянофильской школы». Возникновение славянофильского учения относится к 1834 году. Тогда  И. Киреевский выступил с программным  трудом «Девятнадцатый век» (сразу  же запрещенным). В большей же степени  известны такие корифеи славянофильства, как братья Аксаковы, А. Хомяков, Ю. Самарин. Наиболее активно они выступали  в период возмущения российского  общества пресловутым «Философическим  письмом» Чаадаева. Выработанная славянофилами  категория «соборности», привела  их к пониманию роли общинного  строя как глубинной этнопсихологической  основы России. Осознав же особость России в мире, они осознали и  ее родство со всем славянством, и  неизбежность ее противостояния Западу.
     Славянофилы сформировали круг литераторов (Тютчев, Даль, Островский, Григорьев) и инициировали возникновение славистики (Буслаев, Бодянский, Григорович, Срезневский). Они деятельно участвовали в подготовке и проведении освобождения крестьян в 1861 году. Огромна роль славянофилов в развитии связей России с зарубежным славянством: в 1858-1878 гг. они создали сеть Славянских комитетов по всей империи. Наиболее зрелых идейно-теоретических результатов славянофильство достигло в последние годы своего развития - это работы Р. Фадеева, Н. Данилевского и К. Леонтьева В первую очередь, конечно, гениальный труд Н. Данилевского «Россия и Европа». Этот труд (и его развитие во многочисленных последующих статьях автора) заложил основы цивилизационизма, который впоследствии так плодотворно разрабатывали О. Шпенглер и Л. Тойнби, а в наше время - С. Хантингтон.
     Суть  открытия Данилевского в том, что  единой человеческой цивилизации вообще не существует, что в зависимости  от условий развития на различных  территориях (акваториях) складываются обособленные культурно-исторические типы (то, что Тойнби назвал позднее  «цивилизациями»). Данилевский убедительно  показал, что эти культурно-исторические типы принципиально не смешиваются  и изменяются только в исторических масштабах, основываясь на этнических качествах, выработанных ландшафтом и  историческим развитием (то, что позднее  Юнг именовал «архетипом»). Данилевский сделал наиболее фундаментальное открытие за всю историю геополитики.
     Р. Фадеев, отставной генерал, работавший одновременно с Данилевским, в своих  «Мыслях о Восточном вопросе» выдвинул гипотезу единого центра концептуального  управления миром и впервые предложил  методы геополитического противоборства.
     Константин  Леонтьев, в отличие от основателей  славянофильства, исходит не из заранее  определенных постулатов, а делает выводы из реальности (что стало  характерным на двух последующих  этапах развития геополитики). И вот, несмотря на все свое славянофильство, Леонтьев приходит к выводу, что Россия в своих попытках развития не должна стремиться только к единению со славянством, и определил, что часть славянства уже необратимо ушла в западную цивилизацию, в ряды врагов России и евразийской (применяя позднейший термин) цивилизации.
      И, тем не менее, история развития славянофильской  геополитической школы, несмотря на ее пантеон титанов мысли, заканчивается  К. Леонтьевым и Н. Победоносцевым. Почему? По чисто методологическим причинам. Метафизика исчерпала свои возможности  в геополитике, системный метод  вытеснил ее. Носительницей системного метода стала Милютинская геополитическая школа. 
 

      3. Милютинская геополитическая  школа
     Военная геополитическая школа, более известная  под названием Милютинской, родилась почти одновременно со славянофильской
     Д. Милютин стал отцом русской геополитики, поскольку впервые оформил ее как самостоятельную науку (Милютин  назвал ее «военной статистикой»). Это  был необычайный человек. Службу в гвардии он начал в 15 лет и в том же году напечатал свой первый военно-географический труд. В Академию Генштаба, где сменил Языкова на посту профессора военной географии в 1846 году, Милютин издает свою знаменитую работу «Критическое исследование значения военной географии и военной статистики», в которой сразу и цельно излагает основанную на системном анализе (за семьдесят лет до появления трудов Богданова и Берталанфи) методику геополитического исследования. Милютинская методика, совершенствуясь в частностях и неизменная в основах, вот уже полтора века исправно служит русским геополитикам.
     Доверие Александра II к Милютину было безгранично (и не было обмануто). В 1861 году генерал  Милютин стал военным министром  Российской империи - на долгие двадцать лет. Он провел военную реформу - самую  успешную за всю историю российской армии, и, обновленная после Севастополя, армия успешно сдала экзамен  на Балканах. В 1877-1878 гг. Милютин сделал большее, предварительно сформировав  политические условия для войны  за освобождение Болгарии. Просчитанный геополитический ход - занятие Туркестана - создал угрозу Индии и тем нейтрализовал Англию. Военный союз с Германией дал последней возможность разгромить Францию и тем лишил ее возможности вмешаться в балканские дела. Ситуация 1853-1856 гг. не повторилась, Россия осталась с Турцией один на один.
     За  отведенные ему двадцать лет Милютин  создал корпорацию офицеров Генштаба и в ней сформировал мощную геополитическую научную школу. Сотни офицеров - геополитиков занимались практической и теоретической геополитической  деятельностью на всей территории Евразии, забираясь и в Африку, и в  Латинскую Америку. Издавались сотни  геополитических трудов и тысячи статей по геополитике. Типичной карьерой генштабиста- геополитика этих времен стала карьера Н. Пржевальского, который из поручика, обуреваемого страстью к охоте и нетерпимого в полку за трезвость, стал генералом, членом государственных органов по стратегическому планированию и формированию политики империи; он сам стал геополитическим фактором, важнейшим препятствием политике Лондона в центральной Азии, и в лондонском Сити был веселый праздник, когда пришло известие о смерти генерала Пржевальского на берегу Зайсана. Можно вспомнить таких известных людей, как Куропаткин - военный министр, а ранее исследователь Кашгарии; Корнилов - верховный главнокомандующий, организатор Добровольческой армии, а ранее исследователь Персии; Колчак – «верховный правитель» России, а ранее исследователь полярных морей; Маннергейм - президент Финляндии, он же - исследователь Маньчжурии и Кореи.
     Д. Милютин был уволен в отставку после гибели Александра II и прожил в отставке до 1912 года, через своих  учеников исподволь руководя военной  политикой империи. На смену ему  выдвинулся новый титан геополитической  науки А. Снесарев.
     Борьба  с британской глобальной политикой  была смыслом его жизни, поход  в Индию - жизненной целью.
     Документов  не осталось, но по косвенным данным можно установить, что полгода  Снесарев провел в Туркестане. В  то время бурлил весь Восток, от Марокко  до Японии. В Индии вследствие мощного  народного движения за независимость  сложилась революционная ситуация, Афганистан отказался от британского  протектората, и началась очередная  англо-афганская война. Велик был  соблазн ударом по Индии ликвидировать  британское мировое господство. Снесарева  направили возглавить индийский  поход.  
Он формировал армию вторжения из местной Красной гвардии и басмаческих формирований, разжигал восстания в Пуштунистане, организовывал снабжение афганской армии, засылал агитаторов в Индию. Но в то время при Деникине британское правительство держало другого геополитика мирового класса - Х. Маккиндера. Маккиндер сумел через Черчилля организовать геополитический контрход - наступление Деникина на Москву. Антон Иванович наделал столько хлопот Совнаркому, что индийским походом бросили заниматься, удовлетворившись достижением независимости Афганистана и договором с ним. Опять не сбылась мечта Снесарева.

     Снесарев  стал начальником восстановленной  Академии Генштаба и за два года превратил ее в учебное заведение, пользующееся и по сей день мировой известностью как Военная академия имени М.В.Фрунзе. В 1921 году пост начальника пришлось уступить Тухачевскому, за Снесаревым оставалось руководство кафедрами и циклами. Снесарев был арестован в 1929 году в ходе возглавляемой Тухачевским кампании по «борьбе с буржуазными военными специалистами в РККА». Восемь лет провел в подвалах Лубянки, от пыток потерял рассудок, был освобожден после казни Тухачевского. Вместе с ним арестовали всех геополитиков царского Генштаба, а геополитику запретили как «прислужницу германского фашизма».
      Что же дала русской геополитике Милютинская школа? Во-первых, отлично разработанную методику, равной которой у заграничных геополитических школ нет. Во-вторых, эта методика была надежно внедрена в управленческий аппарат империи в то время, когда германская и англосаксонская школы только складывались. Империя, вооруженная геополитической наукой, стала слишком опасна, и мировой центр управления приложил все возможные усилия к разрушению государства и изъятию геополитических методик и знаний из русского общества. 

      4. Движение евразийцев
     Третий  этап развития русской геополитики  и третья русская геополитическая  школа родились за границей. В 1921 году группа ученых-эмигрантов выпустила  в Софии сборник «Исход к Востоку», ставший программным документом евразийства. В эту школу входили  Н. Трубецкой, географ и экономист  П. Савицкий, музыковед П. Супчинский, теолог Г. Флоровский (впоследствии отошедший  от евразийства).
     Впоследствии  в ряды евразийцев пришли и другие представители эмигрантской интеллигенции - правоведы В. Ильин и Н. Алексеев, историки М. Шахматов, Г. Вернадский, Л. Карсавин и другие. Евразийцы не только выработали свой вариант геополитики, но и практически применили его  для разработки и дальнейшего  развития ряда научных дисциплин, социальной, экономической и политической практики.
     Евразийцы восприняли великое открытие Х Маккиндера о центральной оси истории и переработали его категорию «Сердца Земли» в понятие «Евразии в узком смысле» (в современной терминологии – «исторической Евразии») в отличие от «Евразии в широком смысле слова» (сейчас – «Евразии географической»). Под «Евразией в узком смысле слова» понимается степная зона, протянувшаяся от Большого Хингана до Среднедунайской равнины, события в которой, по Маккиндеру, определяют судьбы мира. Это и есть место развития (евразийский термин) Континентальной цивилизации, во всех своих основах противоположной цивилизации Океанской (западной, европейской, романо- германской и т.п.).
     Границы евразийского места развития в основном совпадают с границами Российской империи и СССР, что не является случайностью. Это - естественные границы евразийского культурно-исторического типа (термин Н. Данилевского), или Континентальной цивилизации (современный термин). «Степная полоса - становой хребет истории» (Макиндер).
     «Россия-Евразия» - продолжательница культурных традиций Византии. Но не менее влиятелен  и следующий - тюркский - культурный слой. В единую культурную общность России чуждые культурные комплексы  объединяет, как генеральная идея, православие. «Мы не славяне и  не гунны (хотя в ряду наших биологических  предков есть и те, и другие), а  русские».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.