На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Возникновение и развитие матрёшки

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Украины
Севастопольский национальный технический университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:
Русская матрешка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Студентка группы АЯ-12(2)
Макарова  Оксана
Проверила:
Смирнова  Т.В. 
 
 

г. Севастополь
2011 г.
Содержание: 
 
 

    Общепринятое  определение названия «матрешка».
    История возникновения первой матрешки.
    Сергиевская игрушка.
    «Загорский» стиль росписи матрешки.
    Семеновская и мериновская матрешки.
    Полховская игрушка.
    Вятская игрушка.
    Второе рождение матрешки.
    Матрешка сегодня.
    Список использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Матрёшка (предположительно от уменьшительного имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют «яйцеподобную» форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. В наше время с появлением авторского направления в искусстве создания матрёшки темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, часта тема России в образе девушки, а так же семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей, что явилось полным уходом от канона и смысла матрёшки, в основе которой всегда был образ женщины, а не мужчины.
 
 
 

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова  привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.  

Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки". 

 История развития  игрушечного промысла в России  позволяет предположить, что созданию  русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.  

 В одном  из альбомов, посвященных творчеству  русского художника С.В. Малютина  можно увидеть необычайную иллюстрацию,  оставшуюся без комментариев, - эскиз  росписи выточенной из дерева  куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.  

 Местом же  рождения новой оригинальной  игрушки, быстро завоевавшей славу  национального сувенира, стала мастерская  – магазин “Детское воспитание”  А.И. Мамонтова в Москве, где  с 1898 года работал токарь В.П.  Звездочкин.  

 Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы.  

 Уже около  века этой известнейшей в России  игрушке, но и по сей день  неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.  

 Любопытно,  что опубликованный в альбоме  эскиз и матрёшка со штампом  мастерской-магазина “ Детское воспитание ” из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.  

Сергиевская игрушка 

  Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”.  

 Промысел  возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которых монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.  

 Тематика сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.  

 К моменту появления разъемной точеной фигурки история сергиевского игрушечного промысла уже насчитывала около двух столетий.  

 Мастера живо  реагировали на происходящие  в мире события, легко подхватывали  оригинальные идеи и новые  технологии. Поэтому фигурка девочки  в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрешек, вызывала интерес сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру.  

 Вероятнее  всего массовое производство  матрешек непосредственно в Сергиевом  Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки.  

 В 1904 году  мастерская – магазин “Детское  воспитание” закрылся, а весь  его ассортимент перешел в земскую учебно–показательную мастерскую в Сергиевом посаде. В этом же году мастерская получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века во многом благодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в Париже.  

 Массовому  экспорту сергиевской матрешки  способствовали и ежегодные ярмарки  в Лейпциге. С 1909 года русская  матрешка стала так же постоянной  участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. А благодаря передвижной выставке, организованной “Русским обществом пароходства и торговли”, с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.  

 В 1911 году  с Лейпцигской ярмарки даже  была привезена японская подделка, которая представляла собой точную  копию сергиевской матрешки, отличаясь  от нее лишь чертами лица  и отсутствием лакового покрытия. Сам по себе этот факт говорит не в пользу версии о японском происхождении матрешки.  

 Силуэт и  стиль росписи матрешки в Сергиевом  Посаде менялись с течением  времени. В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены “Кутузов” и “Наполеон” со штабами.  

 В качестве  сюжетов росписи матрешек использовались  и литературные произведения  русских классиков – “Сказка  о царе Салтане ”, “Сказка  о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина,  “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова и многие другие…  

100- летний юбилей  Н.В. Гоголя в 1909 году так  же был отмечен появлением  серии матрешек, изображавших героев  его произведений. Нередко создавались  и этнографические образы, делавшиеся  по эскизам художников – профессионалов  и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, крайнего Севера и других регионов. Восстановить и перечислить все возможные образы, рождавшиеся в то время в домашних мастерских Сергиевого Посада, просто невозможно, как невозможно описать и проиллюстрировать все модификации товарных куколок и укладок, произведенных в так называемый “земский” период существования промысла.  

 Одним и  тем же сюжетом могли быть  расписаны цельные, неразъемные  куклы и разъемные, полые внутри, укладки; в укладке могли находиться последовательно уменьшающиеся разъемные вкладыши или несколько одинаковых неразъемных фигур.  

 В нижнюю, более массивную часть таких  кукол и укладок иногда вставлялась  металлическая сердцевина, превращая  их в “неваляшек”. Некоторые игрушки снабжались с внешней стороны дополнительными деталями обточенными и вручную прикрепленными головными уборами, резными лотками со снедью и т.д.  

 Эти примеры  говорят о неистощаемой фантазии  сергиевских кустарей и интенсивном  поиске наиболее оптимальной формы образной токарной игрушки.  

 Постепенно  утвердилась и форма матрешки, наиболее близкая к первоначальной, и похожая на нее “неваляшка”, которую изготавливали в Сергиевом Посаде из папье-маше еще в XIX веке. А из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого кустаря, поэтому были общедоступны и любимы как мастерами, так и покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.  

«Загорский» стиль росписи  матрешки 

 В течение десяти с небольшим лет матрешечный промысел в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального авторского художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров–матрешечников объединились в артель. Окончательно же “загорский” стиль росписи матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.  

 При упоминании  о “загорской” матрешке перед  глазами встает изображение круглолицей  девушки в платке и прикрытом  передником сарафане, расписанных  сочно и ярко несложными цветами,  листочками и точками.  

 В росписи  обычно используются три –  четыре цвета – красный или  оранжевый, желтый, зеленый и синий  – с добавлением черного для  обводки тонкими линиями лица  и контуров одежды. Стиль росписи  матрешки и других игрушек  в те годы изменился под  влиянием нескольких факторов, в частности, в результате возникновения новой социально–экономической и культурной ситуации в стране.  

 Созданная  в 1913 году артель матрешечников  после социалистической революции  сохранилась и была переименована в артель имени Рабоче–Крестьянской Красной Армии (РККА). Позднее она стала фабрикой игрушек и культтоваров, выпускавшей в том числе и матрешки. Точение и роспись матрешек в Загорске стали приобретать исключительно фабричный характер. Только опытный и привычный глаз мог заметить небольшие различия, присущие индивидуальному почерку расписчицы.  

 С 1940 годов  разработкой образов для фабричного  производства матрешек стали  заниматься художники Загорских (ныне Сергиево–Посадских) художественно–производственных мастерских. Но и в росписи этих образцов вплоть до конца 1980-х годов чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования.  
 
 

Семеновская и мериновская  матрешки 

 На протяжении нескольких  десятилетий в нашей стране  и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрешки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием “русская матрешка”.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.