На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Налоговая система Республики Беларусь и её совершенствование

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории

                                              КУРСОВАЯ РАБОТА

                по дисциплине: Макроэкономика
                на тему: Налоговая система Республики Беларусь и её совершенствование  
 
 
 

Студент
ФФБД, 2-й  курс                                                            

Руководитель                                                                            И.В.Горбатенко 
 
 
 
 

                                              МИНСК 2011 

        Содержание:
     Введение
       Глава 1: Теоретические аспекты налогообложения
      Возникновение и сущность налогообложения
      Функции налогов
      Виды налогов, их классификация
          Глава 2: Налоговая система Республики Беларусь
         2.1 Система налогообложения в РБ
         2.2 Основные налоги Республики  Беларусь
         Глава 3: Основные недостатки и пути совершенствования налоговой системы
         3.1 Основные недостатки налоговой  системы Республики Беларусь
         3.2 Пути совершенствования налоговой  системы
      Заключение
       Список использованных источников 
 

        
 
 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     «Право  облагать налогом - это не только право  уничтожать, но и право созидать» ( Верховный суд США).
     В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
     Государственное регулирование экономики и международных  экономических отношений имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя данное регулирование, государство, использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких, как бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.
     Налоги  являются важной ''кровеносной артерией'' финансово-бюджетной системы. Очевидно также то, что они имеют огромное значение в развитии и регулировании  международных экономических отношений.
     Вопросу о сущности налогов, построению системы налогообложения и роли налогов и посвящена данная работа.
     Первый  раздел курсовой работы посвящен теоретическим  аспектам налогообложения. Здесь рассматривается  классификация налогов, их функции, основные элементы налоговой системы.
     Во  втором разделе я остановился на системе налогообложения в Республике Беларусь, были также рассмотрены основные налоги, которые взимаются на территории Республики Беларусь.
     Третий  раздел посвящен проблемам налогообложения  в Республике Беларусь. Здесь выявляются и анализируются основные тенденции развития налоговой системы нашей страны на современном этапе. Также затронуты существующие проблемы и недостатки налогообложения. Отдельно рассмотрены основные направления по совершенствованию налоговой системы Беларуси.
     Объектами исследования служат различные виды налогов (НДС, акцизы, подоходный налог, отчисления на социальное страхование  и т.д.), налоговые ставки, налоговый  кодекс РБ, различные организации  и предприятия.
     Цель  работы: изучить и рассмотреть проблемы налогообложения и распределения налогового бремени в экономике Республики Беларусь.
     Задачи: исследовать теорию налогообложения и систему налогообложения в РБ, а также выявить ее особенности, преимущества, недостатки и пути совершенствования. 
 

 

      ГЛАВА 1
     ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 

     
      Возникновение и сущность налогообложения
 
     Предпосылкой  для возникновения налогов стало  формирование государства и товарное производство с рыночными отношениями. Налоги являются мощным инструментом поддержания дееспособности государства и воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества.
     Налогообложение старо как мир. На ранних ступенях государственной организации начальной  формой налогообложения можно считать  жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно  на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или побором . В Древнем Риме налоговая система была во многом схожа с налоговой системой современной Беларуси. Одним из самых известных тогда налогов была "десятина": десятую часть урожая крестьянин отдавал в уплату за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия.
     На  протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в  виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то, по мере развития товарно-денежных отношений, налоги приобрели денежную форму.
     Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них  ни одно государство существовать не сможет.
     Первой  теоретической работой, посвященной  проблемам налогообложения, является "Трактат о налогах и сборах" У. Петти, изданный в 1662 г.. В ней автор последовательно рассмотрел проблемы необходимости налогообложения и различных видов государственных расходов, различные способы взимания налогов и типичные формы налогообложения.
     Сущность  налога
     Налог - это поступление средств в  бюджет, приводным механизмом которого служит принудительный и бесспорный характер взимания.
     Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогам .
     Прежде  всего, остановимся на вопросе о  необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти..." . В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
     Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых, в соответствии с законодательными актами, возложена обязанность уплачивать налоги".
     В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.
     Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные  виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имущества юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
     Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота  некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.
     По  налогам могут устанавливаться  в порядке и на условиях, законодательными актами, следующая льгота:
     - необлагаемый минимум объекта  налога;
     - изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
     - освобождение от уплаты налога  отдельных лиц или категории  плательщиков;
     - понижение налоговых ставок;
     - вычет из налогового оклада (налогового  платежа за расчетный период);
     - целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
     - прочие налоговые льготы
     В зависимости от степени разделения властей налоговая система может  быть двух-, трехзвенной. В странах  с федеральным делением (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (штаты и т.д.) и местном [2, с. 270]. В государствах, не имеющих федерального деления (Беларусь, Франция), существует двухуровневая система, включающая общегосударственные и местные налоги . 

 

     
      Функции налогов
 
     Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.
     Налоги  выполняют три важнейшие функции.
     1. Обеспечение финансирования государственных  расходов (фискальная функция);
     2. Поддержание социального равновесия  путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
     3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).
     Фискальная  функция: т.е. изъятие части доходов  предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. .
     Регулирующая  функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую  систему. Налоговое регулирование  представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.
     Контролирующая  функция позволяет установить соотношение  между налоговыми поступлениями  и потребностями государства  в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.
     Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем . 

     
      Виды налогов, их классификация
 
     Многообразие  существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения  для классификации налогов используются различные критерии.
     Классификация налогов - это группировка налогов  по различным признакам .
     Наиболее  существенное значение в современной  теории и практике налогообложения  имеют следующие основания классификации  налогов:
     1) по способу взимания налогов;
     2) по субъекту-налогоплательщику;
     3) по органу, который устанавливает  и конкретизирует налоги;
     4) по порядку введения налога;
     5) по уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж;
     6) по целевой направленности введения  налога;
     7) по срокам уплаты налогов.
     1.По  способу взимания налогов. Согласно  данному основанию, различают  прямые и косвенные налоги.
     Прямые  налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен.
     Прямые  налоги - это налоги на доходы физических и юридических лиц. К ним относятся: налог на прибыль предприятий  и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических  и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения .
     Среди прямых налогов выделяют:
     Реальные  прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или  иного объекта налогообложения (налог  на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).
     Личные  прямые налоги уплачиваются с действительно  полученного дохода и отражают фактическую  платежеспособность. К ним относятся  подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.
     Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются  через надбавку к цене. Виды косвенных  налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины . Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями. Государство косвенно взимает налог с потребителя.
     2. По субъекту-налогоплательщику.  В соответствии с данным основанием  можно выделить следующие виды  налогов. 
     Налоги  с физических лиц (подоходный налог  с физических лиц, налог на имущество  физических лиц, и др.).
     Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).
     Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
     3. По органу, который устанавливает  и конкретизирует налоги. Действующие  в РБ налоги можно разделить  на группы в зависимости от  того, какой орган их вводит  и имеет право изменять и  конкретизировать: республиканские  налоги, региональные налоги.
     4. По порядку введения налога. По  порядку введения можно выделить  налоги общеобязательные и факультативные.
     Общеобязательные  налоги устанавливаются законодательными актами РБ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в  который они поступают. Факультативные налоги могут вводиться решениями органов государственной власти областей, городов и иных административно-территориальных образований.
     5. По уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж.
     Различают федеральные (республиканские) и местные (территориальные) налоги. Первые взимаются правительством в центральный бюджет, вторые - местными органами власти и пополняют местные бюджеты .
     6. По целевой направленности введения  налога. В соответствии с этим  основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые.
     В зависимости от характера использования  налоги делятся на:
     - общие. Поступают в казну государства  и используются для общегосударственных  нужд, специальные имеют строго  определенное назначение;
     - специфические (целевые). Предназначены для финансирования конкретных государственных расходов. В Республике Беларусь таковыми являются чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, экологический налог.
     Кроме того, к категории целевых налогов  относятся введенные в Беларуси обязательные отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, отчисления в местный бюджетный целевой фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, отчисления в республиканский дорожный фонд, целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений и др. [4, с. 9].
     7. По срокам уплаты. Различают следующие виды налогов по срокам уплаты:
     а) Срочные
     б) Периодично-календарные.
     В свою очередь периодично-календарные  делятся на:
    Декадные
    Ежемесячные
    Ежеквартальные
    Полугодовые
    Ежегодные
     Таким образом, в истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. 

 

      ГЛАВА 2
     НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

     2.1 Система налогообложения в РБ 

     Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок  исчисления и уплаты каждого конкретного  налога. В дополнение к законам  утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.
     Сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом  является Министерство по налогам и  сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах .
     Основу  налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК) , Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (определяет общие принципы построения налоговой системы в РБ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами) , а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов.
     Первый  законодательный уровень - это сам  Налоговый кодекс и принятые в  соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, второй - все остальные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.
     Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меры его обязанности, а государственному налоговому органу - меру дозволенного поведения. Кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения .
     В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы (статья 6 НК).
     В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
    однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
    оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
    одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
    установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
    четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
    обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
    стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.
     Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность  нарушается при взимании НДС с  импортных товаров, за которые уже  уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.
     В настоящее время консолидированный  бюджет республики более чем на 55% формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %.
     В налоговой системе Беларуси преобладают  подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета.
     В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения между ставкой  налога и величиной дохода. В данном случае налоги делятся на:
    прогрессивные (по мере роста дохода ставка налога увеличивается);
    регрессивные (по мере роста дохода ставка налога уменьшается);
    пропорциональные (ставка налога не зависит от величины дохода).
     В Беларуси по прогрессивной шкале  взимается только подоходный налог, причем с 1998 г. наблюдается некоторое  снижение его роли в формировании доходов бюджета. Основная же масса подоходных налогов являются пропорциональными, и их удельный вес, как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным . 

 

      2.2 Основные налоги Республики  Беларусь 

     2.2.1 Налог на добавленную стоимость
     В соответствии с подп.1.1.4 п.1 ст.2 Закона "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции, действующей с 1.01.2007 г.) объектами налогообложения признаются обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных  прав на объекты интеллектуальной собственности (далее объекты), за исключением ряда случаев безвозмездной передачи .
     НДС был введен в 1992 году вместо налога с оборота и налога с продаж. Ставка налога составила 28%. Впоследствии происходило снижение ставок налога (25% и 20%).
     Налог представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как  разница между стоимостью реализованных  товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению.
     НДС является косвенным налогом на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.
     Налог на добавленную стоимость продолжает играть наиболее существенную роль в  доходах бюджета. Основная ставка в 2002-2003 гг. была равна 20 %, с 2004 г. - 18 %,  ставка налога на добавленную стоимость в Беларуси 1 января 2010 года увеличивается с 18% до 20%..
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.