На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая теория:предмет, метод и функции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 

 

По  дисциплине: «Экономическая теория»
На  тему: «Экономическая теория: предмет, метод, функции» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бишкек-2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК 5
1.1. Зарождение и развитие экономической теории 5
1.2. Экономические законы и экономические категории 10
1.3. Предмет и объект исследования экономической теории 14
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 24
2.1. Познавательная, методологическая и практическая функции 24
2.2. Методы экономических исследований 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
 


       ВВЕДЕНИЕ

 
       Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет и функции экономической теории - то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы простой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.
       Первым  поводом к изучению экономической  теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые  касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько  товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления  такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого  срока?
       В прошлом люди, начинающие изучать  экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном  предложении, определение этого  предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые  из таких определений:
       Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
       Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.
       Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.
       Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
       Экономическая теория есть наука о богатстве.
       Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные в этих определениях. Если заставить специалиста  выбрать из всех приведенных выше дефиниций лишь одну, то в наше время  он, по всей вероятности, остановился  бы на второй.
       Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.
       Цель курсовой работы - раскрыть содержание предмета и функций экономической теории.
       Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
       1. Рассмотреть предмет экономической  теории
       2. Изучить основные функции и  методы исследования экономической  теории.
       Данная  курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе мы изучим этапы развития экономической теории, предмет и объект исследования экономической теории, основные экономические категории. Во второй главе рассмотрим основные функции и методы экономических исследований.
 


    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В СИСТЕМЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
      Зарождение и развитие экономической теории
       Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и  культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории, При изучении этой темы студенты получают представление о целом ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшего курса.
       Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.
       Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.
       Зачатки экономической науки появились  еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.
       Мыслители Древнего Рима--Сенека (4-65 гг. дон, э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали  экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального  интереса.1 Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.
       Однако  мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы  общественных процессов, не создали  система учения об экономике.
       Итак, как прикладная наука о ведении  хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название -- политическая экономия (от греческих слов: «политейя» -- общество, «ойкос» -- дом, хозяйство, «номос» -- закон). Таким образом, политическая экономия -- наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.
       Первой  теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» -- купец, торговец).2 Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности -- международной торговле, когда товары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы -- Томас Манн (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма -- государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле -- используются и в современной экономике.
       Между тем критики меркантилизма справедливо  отмечали, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.
       Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого -- власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль -- сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.
       Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной  политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.3
       Рост  богатства происходит тогда, когда  первоначально затраченная сумма  прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории, в конечном счете, стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн.
       На  основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.
       До  сих пор экономическая наука  нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нордхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатством народов» А. Смита и «Общей теорией занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории.
       К числу современных направлений  экономической мысли относится  неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.
       В XIX в. экономическая наука все  больше изучает законы ценообразования  и рационального использования  ресурсов, оптимального использования  факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители  этой школы -- А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).
       Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), с помощью, которой можно  установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы  производства (труд, землю, капитал).4
       В современной экономической теории следует выделить несколько крупных  направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.).
       Особо следовало бы подчеркнуть роль и  течение экономической мысли  России. Развитие ее начинается с образования  всероссийского рынка в XVII в. и трактовок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нашокина (1605-1680 гг.) Его взгляды -- проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими учеными, как И. Т. Посошков (1652-1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герцена, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе проведения финансовых, аграрных и промышленных реформ.
       Особое  место в истории российской экономической  мысли занимает марксистское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столетия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развивались. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), разработавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве..5

       1.2. Экономические законы  и экономические  категории

       Экономические законы
       Экономический закон - это существенное, необходимое, устойчивое отношение в экономических явлениях и процессах, определяющее их развитие.
       Экономический закон -- это внутренне необходимые, устойчивые, существенные связи между противоположными сторонами, свойствами явлений, процессов, элементов материальной системы.
       Каждый  экономический закон пронизан внутренним противоречием. В свою очередь, противоречие является сущностным, закономерным отношением между противоположными сторонами  единства.
       Экономические законы, как и законы природы, имеют  объективный характер. Однако они  существенно отличаются от законов  природы, поскольку возникают, развиваются  и функционируют только в процессе экономической деятельности людей -- в производстве, распределении, обмене и потреблении. Кроме того, экономические  законы в отличие от законов природы  имеют не жестко детерминированный  характер, а определяются в виде тенденций, действуют не вечно. Большинство  из них носят временный, преходящий характер.
       На  начальных этапах развития человеческого  общества экономические законы реализуются  через стихийную деятельность людей. В современных условиях, когда  основной формой собственности постиндустриального  общества является ассоциированная (акционерная, кооперативная, государственная и  др.), стихийное действие экономических  законов дополняется элементами сознательного учета их императивов  через механизм корпоративного, государственного и наднационального регулирования экономики, расширения масштабов планомерности в пределах гигантских монополистических объединений. В связи с этим разграничивают сущность экономического закона, механизм его действия и использования.
       Государство не может отменить объективные экономические  законы, но может создавать предпосылки  для конструктивной реализации требований данных законов, учитывая их при изменении  соответствующих условий. Это достигается  совершенствованием права собственности, хозяйственного механизма; государственного управления.
       Система экономических законов можно  классифицировать, она включает четыре их типа:
       Первый  тип -- всеобщие экономические законы, свойственные всем общественным способам производства (законы соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил; роста производительности труда; экономии рабочего времени и др.), отражающие внутренние, необходимые, устойчивые и существенные связи, присущие различным технологическим способам производства, процессу взаимодействия человека с природой, соединению личных и вещных факторов в процессе труда.
       Второй  тип -- законы, действующие в нескольких общественно-экономических формациях и отражающие внутренние, необходимые, устойчивые и существенные связи, свойственные нескольким технологическим способам производства в их взаимодействии с некоторыми однородными элементами различных общественных форм. Это особые экономические законы. Например, законы товарного производства: стоимости, спроса и предложения и др.
       Третий  тип -- специфические экономические законы, действующие только в пределах одного общественного способа производства. Важнейший из них -- основной экономический закон, выражающий наиболее глубинные связи между производительными силами и производственными отношениями, отношениями собственности во взаимодействии с развитием производительных сил, а также основную цель общественного способа производства. К таким формационным законам можно, например, отнести закон капиталистического накопления.
       Четвертый тип -- законы, действующие лишь на одной из стадий (восходящей или нисходящей) общественного способа производства (например, закон зарождения монополии из концентрации производства). Так, на государственно-корпоративной стадии постиндустриальной эволюции расширяется сфера действия закона планомерности экономического развития.
       Элементами  содержания закона выступают:
       1. стороны причинно-следственной связи;
       2. сам процесс взаимодействия между  данными сторонами;
       3. формы взаимодействия между ними;
       4. результат этого взаимодействия.
       Усложнение  экономической жизни и переплетение хозяйственных связей, увеличение воздействующих факторов приводят к тому, что традиционные экономические законы модифицируются и нейтрализуются, проявляясь как  тенденции развития данного периода  или конкретной исторической эпохи.
       В обществе действует система экономических  законов. Они взаимосвязаны между  собой. Различают следующие экономические  законы:
       1. Всеобщие законы - действующие на всех ступенях развития человеческого общества, во всех общественно-экономических формациях:
       · Законы возвышающихся потребностей;
       · Законы общественного разделения труда;
       · Законы повышения производительности труда и др.
       Общие экономические законы - действуют при наличии общих социально-экономических условий (товарно-денежные отношения):
       · Законы стоимости;
       · Законы спроса и предложения;
       · Законы денежного обращения и. др.
       Экономические категории
       Экономические категории -- это теоретическое выражение, мысленные формы реально существующих производственных отношений, экономических явлений и процессов.
       Экономическая категория - это логическое понятие, отражающее в абстрактном виде наиболее существенные стороны экономических явлений, процессов, механизмов. Абстракции, отражающие реальность, имеют свой жизненный цикл. Они могут уходить из научного обращения, могут возвращаться в зависимости от того ,насколько они актуальны, т.е. насколько интенсивно протекают процессы реальной действительности, которые они отражают .
       Они отражают в экономической теории не только определенную сторону системы  производственных отношений, но и ее связь с соответствующей стороной системы производительных сил. Содержанием  последних выступает отношение  человека к природе, их взаимодействие. Вещественным содержанием каждой экономической  категории является отдельная сторона  такого отношения к природе. Поэтому  в любой экономической категории  отражается диалектическое взаимодействие социально-экономических отношений  между людьми (отношений собственности, общественной формы труда) с организационно-производственными  и технико-трудовыми связями, с  вещественной формой процесса труда, с  отношением человека и природы. Игнорирование  производительных сил, процесса труда  как такового означало бы, что вне  круга вопросов экономической теории остается рассмотрение категорий "содержание труда", "рабочая сила", "потребительная стоимость", "процесс труда" и т. п.
       Экономические категории более подвижны, изменчивы, чем экономические законы. Для  экономических законов характерна более высокая степень познания человеком связей явлений и процессов, получающих отражение в соответствующих  категориях. Иначе говоря, внутренне  необходимая, устойчивая, существенная связь между экономическими явлениями  и процессами, выражаемая с помощью  экономических законов, отражается во взаимосвязи определенных экономических  категорий. Каждый закон как бы группирует вокруг себя определенное количество (в зависимости от его сложности) "обслуживающих" его экономических  категорий.
       Поскольку экономические категории являются теоретическим выражением отдельных  сторон производственных отношений  в их взаимодействии с развитием  производительных сил, а также некоторых  экономических явлений и процессов, то изменение последних (например, модификация  отношений собственности) приводит к эволюционному развитию содержания экономических категорий.
       Экономические категории истинны, поскольку существует те отношения, отражением которых они  являются. Различные экономические  школы рассматривают категории  с разных точек зрения, акцентируя внимание на отдельных сторонах и  функциях.

       1.3. Предмет и объект исследования экономической теории

       Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разработки и эмпирической адаптации.
       До 90-х годов в стране преобладающее  значение в формировании экономического мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская политэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическая литература прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономисты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие надуманные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т. д.
       Предметом исследования политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. При исследовании производственных отношений акцент делался на их социально-классовом характере.
       Такой сугубо классовый подход в экономике  приводил к игнорированию объективных условий, искажению реальной экономической среды, недооценке общечеловеческих условий и цивилизованных факторов развития. Все это завело экономическую теорию и практику хозяйствования в тупик, объективно породило потребность в изменении предмета исследования и названия курса.
       С 40-х годов XIX в. экономисты переключили  свое внимание на исследование не общественных, а вещественных связей в хозяйстве. Возникает направление экономической мысли, именуемое «Экономикс» (П. Самуэльсон), объявляется поиск методов рационального использования ограниченных ресурсов для достижения тех или иных альтернативных целей. Организация производства, труда, сбыта продукции в фирме -- предмет «Экономикс».6
       Представляется, что в постиндустриальном обществе экономическая теория выступает в качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа.
       Одни  экономисты сводят курс экономической  теории только к анализу рынка  и ценообразования. Другие, подчеркивая  ее универсальность, отмечают, что это  наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к существованию.
       Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов, вновь  возвращаясь к политэкономии, отмечают, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различных системах и типах деятельности.
       Как видим, общепризнанного определения  предмета общей экономической теории нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Напрашивается необходимость обоснования собирательного понятия экономической теории как общественной науки, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограниченность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и полно. Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию за их использование. Она отражает противоречия между наличием ресурсов и возможностью их использования, которое разрешается при трех способах организации производства:
       * основанного на обычаях и традициях,  так называемое традиционное  производство;
       * на основе командно-административной  системы;
       * на основе рыночной системы  организации общественного хозяйства.  Эти системные организации могут сосуществовать в сочетании и комбинации друг с другом, образуя транзитивную экономику.
       Таков первый блок проблем, охватываемых курсом экономической теории. Это блок важный, но не всеобъемлющий, не определяющий существенные целевые функции производства и обмена. Как методологическая наука  экономическая теория, прежде всего, призвана исследовать вопросы места  производства и обмена в развитии общества. Человечество не может существовать, не потребляя и не обмениваясь результатами труда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение их производства и поступление в обмен образует экономический рост общества. Он наиболее концентрированно отражает результаты общественного труда, его нравственные и духовные начала. Экономический рост -- показатель и источник экономической динамики. Таков второй блок проблем предмета экономической теории.
       Именно  поэтому предметом общей экономической  теории выступают также закономерности и факторы экономического роста  как в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене и  потреблении, так и на более отдаленном этапе общественного развития («длинная волна»). Экономический рост -- содержание (стержень) экономической теории как науки. Он характеризует общее состояние экономики и возможную ее динамику.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.