На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Введение
      В детстве каждый из нас мечтал о  том, кем он будет, кто хотел стать  космонавтом или летчиком, кто актрисой или певицей, но мы взрослели и наши взгляды менялись, менялись интересы, и каждый раз мы представляли себя в будущем по-разному.
      Важность  того кем будем, мы начинаем осознавать только ближе к окончанию школы, когда понимаем, что от того какую профессию выберем для дальнейшего образования зависит вся наша последующая жизнь.
      В данной работе  мы рассмотрим профессиональное самоопределение старшеклассников, раскроем суть профессионального самоопределения и что на него влияет.
      Очень часто ученики колеблются при  выборе профессии, это большой шаг  в жизни и важно не ошибиться.
      Известно, что юность  – возраст  самоопределения. Кем быть?  Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают  перед  старшими школьниками.
      Мир  профессий  очень  велик.  Он  включает  в  себя   тысячи   разных интереснейших  специальностей.  В  юношеском  возрасте  каждый  стоит  перед выбором.  Каждый  пятый  расскажет  о  своих  заблуждениях,   колебаниях   в профессиональном   самоопределении.  Старшеклассника манят десятки профессий.
      Каковы  они?  Разные  виды  труда  требуют  от  человека  разных  и подчас противоречивых качеств. В одном случае  это  способность  ладить  с  людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в  третьем  – острота наблюдений. Конечно,  если  тебе  15-17  лет,  разобраться  в  таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко. Сделать  социально  и  глубоко  личностный  выбор  в   профессиональном самоопределении  – задача не из простых и не из легких. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран  жизненный  путь,  зависит  общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность  работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
      Общество  расширяет возможности  жизненного   самоопределения   молодежи. Перед ней возможности для  приложения  своих  сил  и  способностей  в  самых различных областях деятельности на благо общества.
      Таким  образом,  профессиональная   трудовая   деятельность,   которой предшествует правильный выбор,  один  из  важнейших  факторов,  определяющих многое в жизни современного человека.
      Огромное  преимущество человека заключается  в его возможности выбора.
      И для того, чтобы старшеклассник сделал правильный выбор необходимо изучать  профессиональное самоопределение, решать проблемы, связанные с этим процессом, разрабатывать методики, которые помогут современным старшеклассникам в этом деле.
      Актуальностью проблемой старшеклассников в современном мире является то, что создаются ситуации, когда человек ошибается в выборе профессии, в силу того, что недостаточно обдумал решение или переоценил свои способности, или просто оказалось это не его, что приносит разочарование и потраченное время, а ведь для того, чтобы поступить на другую специальность нужно снова сдавать экзамены, ждать. Поэтому очень важно при поступлении в высшее учебное учреждение хорошо разобраться в себе, в своих возможностях.
      Так же существует и другая проблема, которая  заключается в том, что в современном мире получить высшее и перспективное образование сложно. Не у всех есть возможность и шансы. Получить достойное высшее образование дорого, не все семьи могут осилить это финансово, с каждым годом цены на образование растут, а бюджетное место получить тяжело, потому что их мало, и требует огромных усилий заполучить такое место. И человек не может получить ту специальность, которую он бы хотел.
      Кроме того, получив образование трудно найти работу по той специальности, которую получил, идёт ожесточенная борьба за вакантные места, и многие могут не получить то, чего хотели и работать в совершенно другой сфере из – за безысходности.
      Цель  нашего исследования состоит в выявлении психологических особенностей профессионального самоопределения современных старшеклассников. изучение мотива выбора профессии школьниками, раскрытие  перелома  профессионального выбора.
      Объект: психологические особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и условия его формирования.
      Предмет: психологические особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и условия его формирования.
      Гипотеза  исследования: Специально организованное психолого-педагогическое сопровождение учащихся старших классов в период формирования профессионального самоопределения будет способствовать оптимальному выбору профессии, если будут:
      - учитываться психологические особенности  профессионального самоопределения современных старшеклассников, а также их индивидуально-психологические- обеспечиваться условия для формирования личностной зрелости, проявляющейся в самостоятельном процессе планирования своего профессионального будущего, ответственности за принятие решения о первичном выборе профессии, основанном на оценке своих способностей, склонностей и интересов.
      Задачи  исследования заключаются в том, чтобы рассмотреть  профессиональное   самоопределение  как процесс, определить факторы, влияющие на выбор профессии; изучение мотива выбора профессии школьниками.
      В работе использовались методики И. Кона, Дембо—Рубинштейна, методика ранжирования ценностей и метод беседы.
      Практическая  значимость исследования состоит в  следующем:
      - в получении комплекса теоретических и эмпирических результатов, которые могут составить основу для разработки методических рекомендаций для родителей,  педагогов и психологов общеобразовательных учреждений;
      - в разработке методического инструментария для оценки уровня профессионального самоопределения старшеклассников.
      Методики, рассматриваемые в данной работе можно использовать в различных учреждениях, связанных с профориентацией, в школе педагогами и психологами.
      Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.  
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты особенностей исследования профессионального самоопределения старшеклассников
      Глава 1.1 Профессия и профессиональное самоопределение
      Профессия  –  (лат.  PROFESSIO  –  официально  указанное  занятие, специальность)  род   трудовой деятельности   (занятий)   человека,   владеющего   комплексом   специальных теоретических знаний и  практических  навыков,  приобретенных  в  результате специальной подготовки, опыта работы. Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них,  по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно  и  то, что в один момент времени человек может делать что-то одно. А так как  жизнь ограничена, он может сделать лишь  несколько  отдельных  дел.  Чтобы «стать действующим» человек должен расстаться с бесконечностью, которой он  обладал лишь в возможности, так как реально он может не  все,  а  лишь  что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии.
      Согласно, И. Конц, профессиональное     самоопределение    человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает  на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним  поведение.
      Заканчивается  профессиональное   самоопределение  в  ранней юности, когда уже  необходимо  принять  решение,  которое  повлияет  на  всю дальнейшую жизнь человека.
      Если  профессиональные планы подростков очень расплывчаты, имеют характер мечты, то в юности необходимо сделать решающий выбор. Это в первую очередь касается тех, кто оставляет школу и приступает к самостоятельной трудовой деятельности. Ведь бывают такие случаи, когда у выпускника школы нет возможности поступить в высшее учебное заведение, и ему приходится работать.
      К окончанию школы очень трудно выбрать профессию. Профессиональные намерения неопределенны.
      Романтические устремления в настоящем реализовать  невозможно, возникает рефлексивный самоанализ: кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу быть? Мы стремимся познать себя.
      Самопознание  – одно из необходимых условий  осуществления  личностного подхода к выбору профессии.
      Познание  самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих  возможностей,  достижений и сравнения  их  с  успехами и достижениями  окружающих  людей.  Познавая  себя, мы одновременно познаем другого  человека. Знание  других  людей  помогает  самопознанию. Процесс сравнения – основа не только познания мира, но и познания самого себя.
      Познавая  через сравнения качества другого  человека,  мы  получаем  материал, необходимый для выработки собственной оценки.
        Для лучшего познания мира  и  самого  себя,  человек   должен  прилагать активные  усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие  качества  характера  надо воспитать,  а какие  -  изжить. Без  самопознания  нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе.
      Самопознание  –  это  осознание  человеком  самого  себя,  своего «Я».
      Осознать  самого себя –  значит  дать  отчет  себе  относительно  своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их  развития,  то  есть  оценить их в должной мере.
      Основываясь на результатах самоанализа, прикидывают  возможные варианты профессиональной карьеры.
      В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально значимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы  и  методы работы, которые повысили  бы  уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое  способности,  интересы,  потребности, темперамент, черты характера.
      Вооружение  учащихся  необходимым  объемом  профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию  человека  как  субъекта  труда, самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать формированию объективной самооценки.
      Ведь  часто случается так, что старшеклассник не может поставить себе объективную оценку, он или переоценивает свои силы, или наоборот недооценивает, что служит неудачей на пути выбора профессии.
      Самооценка  как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется  в  процессе  развития личности и имеет   разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из задач профессиональной ориентации.
        В целях правильного  выбора  профессии  необходимо  управление  данным процессом, которое осуществляется учителем.
      Управление  выбором профессии  –  одна  из  составных  частей  проблемы научного управления обществом. В  более  узком  плане  применительно  к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно  знать  объективные и субъективные факторы, составляющие содержание  управления.  К  объективным факторам относятся:
       -  система  объективно  действующих   закономерностей,  условия   жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.
      К субъектным факторам относятся:
      - возможности субъекта, склонности, интересы, способности,  намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.
      Чтобы управление выбором  профессии  было  действительно  эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных  выше  двух  слагаемых  сторон предмета управления. Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры.
      Человеческая   личность   чрезвычайно   сложна.   Она   обладает   как приобретенными  при  жизни  качествами,  так  и  биологическими  свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной  системы и т.д.).
      Управление  профориентацией  только  тогда  научно,  когда  строится  с учетом индивидуально-психологических особенностей  учащихся,  базируется на знании динамической функциональной структуры личности.
      Требование  изучать каждого школьника общепризнано. Однако  в  практике нередки случаи, когда учитель может подробно охарактеризовать  одного  -двух своих воспитанников, всем остальным он в состоянии  дать  лишь  самую  общую характеристику.
      Бывает,  что  учитель  неплохо  знает  ученика,  но   дать   целостную характеристику направленности его личности (выделить  склонности,  интересы, способности, мотивы поведения, черты характера)  затрудняется.  Какое  место занимает ученик в коллективе, каков его престиж  среди  одноклассников,  как оценивают его товарищи, учителя, как сам он себя оценивает –  такие  вопросы часто и вовсе не ставятся отдельными педагогами.
      Объясняется это целым рядом причин:
      - отсутствием установки на изучение  учащихся в целях профориентации;
      - слабая психолого-педагогическая  подготовка учителей
      - нежелание затруднять себя дополнительной  работой;
      - неимение доступных метод и  методик изучения учащихся.
      Современному  выпускнику школы нужна характеристика, в  которой  оценки личностных  качеств  должны  быть  полными  и  точными.   В характеристике необходимо  указывать  перспективу  развития  личности,  прогнозировать   ее будущее. Нельзя ограничиваться в характеристике учащегося указанием на его дисциплину, учебные оценки и общую активность.
      Особое  внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся,  на  их склонности  в  процессе  учебы.  При   этом   крайне   важно   проектировать возможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель  заметит определенную   направленность    профессиональных    интересов    учащегося, настойчивость и упорство, проявляемое  им,  то  он  обязан  отразить  это  в характеристике и убедить воспитанника, что даже при  небольших  способностях он может достичь успеха. Хотя не всегда  просто  помочь  юноше  или  девушке определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать  нормальным,  когда после окончания школы ученик не знает, способен ли  он  к  чему-нибудь,  где найти  занятие  по  душе.  Разглядеть  индивидуальность,  помочь  раскрыться способностям   и   склонностям   ученика   под   силу   учителю,   классному руководителю.  Изучение  учащихся  –  одно  из   необходимых   условий выявления индивидуально психологических   особенностей   в  целях правильного профессионального самоопределения.
      Остановимся на определении профессиональное самоопределение и рассмотрим его более подробно.
      Профессиональное  самоопределение следует рассматривать, как процесс становления мотивационно-смысловой  доминанты субъекта труда в целостном  пространстве жизненного пути человека (Л. И. Катаева, Т. А. Полозова), где успешность профессиональной деятельности выступает критерием успешности жизни.
      Только  зрелая личность может осмысленно сделать  правильный выбор профессии. А. П. Чернявская выделяет пять таких параметров:
    Автономность. Человек должен принимать самостоятельное решение, а не навязанное из вне. Это возможно при наличии:
    - своих целей, инициативы и активности;
    - знаний и навыков в области профессии;
    - ориентации на успех;
    - опыта решения жизненных проблем  (опыта по планированию своих поступков, общих дел, своего времени и т. д.);
   - умение прогнозировать профессиональный  рост;
   - умение принимать компромиссное  решение между своими желаниями  и возможностями.
2. Информированность о мире профессий  ( в целом и , в частности, отдельных) и умение соотнести информацию со своими особенностями.
3. Умение принимать решения.
4. Умение планировать свою профессиональную  жизнь.
5. Эмоциональное отношение к ситуации  выбора профессии.
            Этот общий настрой человека связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, который проявляется в положительном эмоциональном отношении к разным профессиям и профессиональным группам (частный случай – к конкретным людям, представителям той или иной профессии), и необходимости принятии решения о выборе профессии.
         Само же профессиональное самоопределение следует рассматривать в единстве трёх субъективно-личностных форм жизнедеятельности человека:
      - выбор трудового пространства  для приложения личностью трудовой  активности;
      -выбор  профессии;
      - реализации содержания трудовой  деятельности.
      На  самоопределение влияет:
      - социальное положение семьи;
      - материальное благополучие семьи;
      - уровень образования родителей;
      - случайные факторы подросткового  и юношеского увлечений.
      Раннее  профессиональное самоопределение обычно связано:
      - с неблагополучными семейными  условиями;
      - с низкой успеваемостью в школе;
      - с недостаточно осознанным выбором  специальности. 
      Затягивание, откладывание самоопределения связано  с отсутствием устойчивых интересов и при незрелости личности.
      Профессиональное  самоопределение:
      - это повзросление
      - это устойчивый образ «Я»
      - это самовыражение и т.д.
      Облегчение выбора профессии происходит в том случае, если человек чем-то занимался в детстве, чему-то научился, что связано с выбираемой профессией, так как он легче оценивает свои возможности. Например, музыкой при желании поступить в консерваторию.
      Поэтому целенаправленно заниматься формированием  профессионального направления ребёнка надо с довольно раннего возраста: посещение специализированных кружков; оценочные суждения родителей относительно различных видов деятельности знакомых носителей определенных профессий.
      Профессиональное  самоопределение идет с точки  зрения:
      - Интересов оптанта (человека, выбирающего  профессию). Интересно или неинтересно.
      Пример: « Я люблю исторические романы. Стану историком». Соотнесение с  тем, где и как работать – нет. Есть предмет размышления и конечный результат. Но нет ни плана действия, ни способа достижения. Интересы оптанта стимулируют заниматься этим предметом (историей). Учебные предметы в этот период разделяются на важные, нужные и не важные;
      - Выбор профессии с точки зрения способностей оптанта. «У меня хорошо идет математика – не заняться ли ею.
      Нужно иметь в виду, что задатки способностей многоплановы. Даже великие люди находили себя не сразу.
      Выявление способностей оптанта – подкрепляет  его к выбираемой профессии;
      - выбор профессии с точки зрения  системы ценностей: «Хочу помогать  людям: стану врачом».
      На  этом этапе юноша обсуждает с  осведомленными лицами ценностей той  или иной профессии.
      Практические  принятие решение включает в себя два компонента:
    Определение уровня квалификации будущего труда, объём и длительность подготовки к нему.
    Выбор специальности.
            Последовательность этих выборов может быть разной. Девушка может сначала определить сферу деятельности: «Хочу заниматься медициной», а потом: уровень квалификации (быть ли врачом, фельдшером или медсестрой).
          Может быть, и наоборот сначала  поступить в учебное заведение.  Этот путь преобладает.
      Психологически  более комфортно чувствуют себя те юноши и девушки, которые продолжают общее образование или учатся в профессиональных колледжах.
      Через профессиональное образование происходит учебно-профессиональное самоопределение.
      Но, к сожалению, не у всех выпускников  школы есть возможность получать дальнейшее образования, в силу финансовых, семейных обстоятельств, а некоторые просто не хотят дальше учиться, а хотят сразу работать. Им приходится выходить на рынок труда и работать без каких либо навыков и опыта, не получая дальнейшего образования. И это проблема нашего современного государства и общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.2. Мотивация профессиональной ориентации старшеклассников
      В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те  его  индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.
      Старшеклассники  существенно отличаются друг  от  друга  не  только  по темпераменту и по характеру,  но  и  по  своим  способностям,  потребностям, стремлениям  и  интересам,  разной  степенью  самосознания.   Индивидуальные особенности проявляются в выборе жизненного пути. Юность  –  это  возраст, когда  складывается  мировоззрение, формируются   ценностные   ориентации, установки. По сути, это период, когда осуществляется переход от  детства к  началу   взрослой   жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию  в  жизни  общества  и  в своей  личной  жизни, к конструктивному   решению   различных   проблем, профессионального  становления.
      Юношеский  возраст  по  Эриксону,  строится вокруг  процесса   идентичности,   состоящего   из   серии   социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.
      Как уже  говорилось, профессиональное  самоопределение   начинается  в детстве,  а  заканчивается  в  ранней  юности.  Экспериментальное   изучение значимости  мотивов  учебной   деятельности   и   профессионального   выбора подростков  и  юношей.  Определяющее   значение   в   учебной   деятельности приобретают мотивы  самоопределения  и узкопрактические, в выборе профессии  – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с  возрастом. У девушек происходит переход  от  мотивации  на  общественные  нужды к общей мотивации на профессию.
      В старших классах учебно-познавательная деятельность подростков начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений. Так, например, в исследовании А. В. Кирьяковой широкий мотив «реализация жизненных планов» занял первое ранговое место, а познавательный интерес всего лишь четвертое.
      Эти данные показывают, что учебные мотивы старшеклассников всё больше сплетаются с мотивами профессиональной ориентации и их необходимо рассматривать в совокупности.
      В исследованиях Л. А. Головей было выявлено, что основой для адекватного  профессионального выбора подростков является формирование у них познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом прослеживается стадиальность развития познавательных интересов, которая охватывает 4 этапа в процессе их становления.
      На  первом этапе, в возрасте 12-13 лет, интересы подростков характеризуются высокой изменчивостью, они слабоинтегрированы, не связаны со структурой индивидуально – психологических способностей ребёнка и являются преимущественно познавательными.
      На  втором этапе, в 14 – 15 лет, отмечается тенденция  к большей сформированности интересов, их взаимосвязанности, включенности в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей.
      На  третьем этапе, в возрасте 16 -17 лет, у подростков усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированности в соответствии с полом. Кроме того, наблюдается объединение познавательных и профессиональных интересов учащихся, усиливаются взаимосвязи их интересов с индивидуально-психологическими особенностями личности.
      На  четвертом этапе – этапе начальной  профессионализации – происходит сужение  познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии.
      Интересы  последнего этапа составляют основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного профессионального выбора.
      В современном обществе осознанный выбор профессии, проявляющийся в выборе формы и направления последующего обучения в высшей школе, происходит в 9-10 классе (14-15 лет), а уже в 11 классе, на основе свершившегося выбора, осуществляется его инструментализация (через обучение в профильных классах, курсы, репетиторство, дополнительные занятия). В этом возрасте старшеклассники более восприимчивы к психологической работе по построению профессионального будущего.
      Помимо  собственно интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии человеком зачастую определяется социальной престижностью данной профессии, образовательным уровнем и профессией родителей, материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также предполагаемый уровень зарплаты.
      Рассмотрим  подробнее такие мотивы выбор профессии, как:
      - Материальный (основной). Высокая зарплата.
      Это результат переживания в России экономического спада и массовой безработицы.
      Молодежь, создавая семьи, вынуждена работать в иной сфере деятельности, чем та, которую они выбрали бы, исходя из своих желаний и способностей, образования.
      - Интерес к профессии.
      Если  интерес связан с наличием знаний и умений в определенной области, то человек сможет самоактуазизоваться добиться успеха, проявит творчество.
      Если  интерес чисто внешний, навеянный  романтикой литературных произведений, кинофильмов, то при столкновении с «буднями», неподготовленностью к ним возникает разочарование. В результате – смена профессии.
      - Семья служит моделью определенного  образа жизни и является для ребёнка источником жизненных ценностей и убеждений.
      Родители  привлекают детей к своей профессиональной деятельности: художника, музыканта, экономиста, юриста и др.
      Иногда  старшеклассники переживают такие ситуации, когда в принятии решения, куда и на кого поступать и кем быть, активно участвует семья, где родители решают за ребёнка его судьбу, что плачевно сказывается на него.
      Авторитарные  родители могут не считаться с  интересами ребёнка, основываясь на своем опыте.
      Они само определяют, что ему нужно, с  какими умениями ему будет легче  жить.
      Иногда  выбирают для детей ту специальность, которую сами бы хотели иметь, но в  силу каких-то обстоятельств не приобрели, могут принижать способности ребёнка, сразу устанавливая потолок его стремлениям.
      Диктат  родителей может привести к тому, что проучившись, проработав, человек  поймет: надо менять специальность  и заново строить жизнь.
      Юношеский  возраст  по  Эриксону,  строится вокруг  процесса   идентичности,   состоящего   из   серии   социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.
      Как уже  говорилось, профессиональное  самоопределение   начинается  в детстве,  а  заканчивается  в  ранней  юности.  Экспериментальное   изучение значимости  мотивов  учебной   деятельности   и   профессионального   выбора подростков  и  юношей.  Определяющее   значение   в   учебной   деятельности приобретают мотивы  самоопределения  и узкопрактические, в выборе профессии  – мотивация выбора профессии - у юношей не подвержена изменению с возрастом, у девушек происходит переход  от  мотивации  на  общественные  нужды к общей мотивации на профессию.
      Кто-то после 9 класса решает уходить из школы и продолжать обучение в колледже, а кто-то заканчивает 11 классов, потом поступает в институт или колледж.
      Рассмотрим  мотивы поступления в институт, колледж  или училище.
      Разные  авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от социально-экономических и политических изменений в нашей стране. Основными мотивами поступления в вуз называют следующие: желание молодого человека находиться в кругу студенческой молодёжи, большое значение профессии и широкая сфера её применения, соответствие интересам и склонностям подростка её творческие возможности. Кроме них, можно выделить и такие прагматические мотивы, как нежелание идти в армию или получение диплома о высшем образовании.
      Наиболее  значимыми при поступлении в  колледжи и училища являются причины  экономического характера (желание иметь в будущем хороший заработок и стремление быстрее стать самостоятельным и материально независимым) и непосредственная профессиональная ориентация (привлекательность будущей профессии, стремление получить хорошую профессиональную подготовку). Наряду с этим значительная часть учащихся колледжей  связывают свой выбор с плохой адаптированностью к системе школьного образования (слабая успеваемость и нарушение социальных отношений – в основном с учителями).
      Для того, чтобы построить собственную  жизнь, так, как хотим, и стать  кем хотим, требуется много усилий, нельзя дремлить и махнуть рукой на то, кем мы собираемся быть после того, как закончим школу. Ведь время идёт… Надо реализовывать себя в жизни, знать чего именно мы хотим и на что способны, не метаться из стороны в сторону. Лучше сразу определиться  и двигаться вперед, добиваясь своей цели.
      Тем более, что решить кем мы хотим  быть нам предстоит в старших  классах, в пору юности, а в это  период сделать правильный выбор  не просто, поэтому необходимо изучать  профессиональное самоопределение старшеклассников.  
 

Глава 2. Исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников
Диагностика профессионального  самоопределения  старшеклассников
      Для изучения профессионального самоопределения старшеклассников мы применили такие методики, как: методики И. Кона, Дембо—Рубинштейна, методика ранжирования ценностей и метод беседы, кроме этого провели социологический опрос.
      Рассмотрим  эти методики:
        Методика И. Кона - описания себя: «Кто я есть» и «Я через 5 лет». Инструкция: Написать сочинение на тему «Кто я есть?» и на тему «Я через 5 лет». Эта методика позволяет, прежде всего, выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры. Самоописание позволяет определить:
      1)социально-ролевую  самоидентичность (к какой общности  человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует),
      2)ориентацию  человека на свои специфические  признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими,
      3)способность  делать прогнозы в отношении  себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.
      Одни  знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.
        Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методики Дембо—Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны включать как профессионально значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств. Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценивания: ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность, справедливость, смелость, уступчивость, вспыльчивость, упрямство, осторожность, решительность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, здоровье, счастье. Каждая шкала — отрезок длиной 10 см, Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала шкалы до отметки испытуемого на шкале.
      Инструкция: допустим, на этом отрезке расположены все люди:
      1 10 воля
      Слева — самые безвольные, справа —  самые волевые. Нужно крестиком  отметить свое место на этой шкале. Для каждого качества слева на шкале будет минимум этого  качества, справа — максимум.
      Результаты  самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки, которые вызывают затруднения при их оценивании.
      Так же разобравшись в шкале самооценки, можно выделить те качества, которые  больше всего присутствуют в человеке, и подумать в каком виде деятельности они служили бы огромным и преуспевающем плюсом.
      Успех в решении психологических проблем  всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях с реальным поведением. Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (таких, например, как работа, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа ...»
      — была по заслугам оценена другими;
      — была для меня интересной;
      — приносила большие доходы;
      — была полезной и нужной людям;
      — доставляла мне радость и удовольствие и т.д.
      Ранжирование  ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь необходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять определенное решение.
      Очень важным методом для диагностики  профессиональных ориентаций оптанта  является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями  о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры. Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у этого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п.
      Дальнейшие  шаги в диагностике психологических  проблем  профессионального   самоопределения  личности связаны  с умением консультанта выделить те вопросы для обсуждения, которые  помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.
      Работа  по повышению уровня самосознания и  самооценки позволяет учащимся выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.
      В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональной консультации для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со  старшеклассниками , имеющими трудности в  профессиональном   самоопределении , являются групповые методы активного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Исследования, направленные на изучение профессионального  выбора, обнаруживают довольно низкий  уровень его сформированности у выпускников.
      Так, по данным Ю. П. Вавилова и Н. В. Андреенковой, их можно разделить на 4 группы:
      1) уже определившиеся (21% юношей и  33% девушек),
      2) колеблющиеся (соответственно 33% и 30%)
      3) неустойчивые, «мятущиеся» (15% и 11%)
      4) пассивные, инертные (23% и 14%)
      По  данным В. С. Собкина. для каждого  второго школьника в возрасте 15-16 лет оплата труда выступает  как значимый мотив  (54,1%), а среди 17-18 летних её отметили 28,1% опрошенных. При этом на данном возрастном рубеже повышается значимость таких мотивов, как творческий характер труда, возможность общения с людьми. Кроме того, автор отмечает и постепенное снижение идеологически клишированного мотива «возможность  принести пользу людям» (в 13 – 14 лет – 37, 1%, в 15 – 16  лет – 25,5%, а в 17 – 18 лет – 18, 8%).
      Выбирая профессию, о чём мы думаем, прежде всего? Прежде всего, о том, нравится ли нам та или иная профессия, работа. Интересна ли она нам? Потом - достаточно ли наших способностей, чтобы заниматься ею. И позволит ли нам здоровье заняться тем, что нас привлекает. Затем мы обдумаем, как обстоят дела на рынке труда: может быть, профессия, привлекающая нас, не требуется в обществе. И мы просто не найдём работы.
         К тому же на нас влияют  мнения окружающих и, проведя  социологический опрос, выяснилось, что:
        -- 60% опрошенных при выборе будущей  профессии прислушиваются к мнению родителей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.