На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие планирования, организацию планирования, методы и принципы планирования, а также виды финансовых планов на предприятиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.3.2014. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3                                                                                                          

ГЛАВА 1.ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ………..4
   1.1. Сущность  финансового планирования на  предприятии……………..…4
   1.2. Цели  планирования……………………………………………………….7                                                                           
   1.3 Принципы и методы финансового планирования и его организация на предприятии…………………………………………………………………….... 9                                
   1.4. Процесс  планирования………………………………………………….14                                                                   
ГЛАВА 2.ВИДЫ ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ…………………….16
   2.1. Перспективное  финансовое планирование…………………………….16                            
   2.2. Годовое  финансовое планирование…………………………………….18                                           
   2.3. Оперативные  финансовые планы………………………………………22                                                  
ГЛАВА 3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  темы «Финансовое планирование на предприятии» очевидна в нынешних условиях белорусской  действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
            - увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
            - высокая нестабильность внешних условий и факторов;
            - новый стиль руководства персоналом;
            - усиление центробежных сил в экономической организации;
      Возможности планирования в экономической организации  предприятия ограничены рядом объективных  и субъективных причин. Наиболее важными  из них являются:
            - неопределенность внешней (рыночной) среды;
            - возможность слияния или поглощения другой фирмой;
            - возможность монопольного установления цены реализации продукции;
            - контрактные отношения;
      В рыночной экономике предприниматели  не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
      Цель  данной курсовой – рассмотреть понятие планирования, организацию планирования, методы и принципы планирования, а также виды финансовых планов на предприятиях.
      Методология финансового планирования построена  на рассмотрении баланса, материалах, необходимых для составления  финансового плана. Методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать банкротом. Поэтому эффективность использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отборе тех или иных инновационных мероприятий, принятии инвестиционных решений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1.ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ 

      1.1. Сущность финансового планирования на предприятии 

      Управлять – значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим  элементом предпринимательской  хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.[8, с. 264]
      Финансовое  планирование – это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использования с целью финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. В условиях рынка предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, и другими кредиторами и тем самым защищать себя от финансовых санкций, снижать риск банкротства.[10, с. 223]
      Финансовое  планирование является важным элементом  корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности [2, с. 69].
      Значение  финансового планирования заключается  в следующем:
          - намеченные стратегические цели предприятия преломляются в финансово-экономических показателях – объеме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.;
          - устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении;
          - определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия;
          - оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.
      Разработка  финансовых планов занимает важное место  в системе мер по стабилизации денежного хозяйства предприятия.
      Основными задачами финансового планирования являются:
          - обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные, финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие;
          - выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов предприятия;
          - соблюдение интересов акционеров и инвесторов;
          - определение взаимоотношений с  бюджетом, внебюджетными фондами  и вышестоящими организациями;  работниками предприятия;
          - оптимизация налоговой нагрузки  и структуры капитала;
          - контроль за финансовым состоянием  предприятия, целесообразность планируемых операций и ситуаций.[10, с. 223]
      Исходя  из этого финансовые планы можно  разделить на перспективные, текущие  и оперативные.
      Примером  сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который  принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.
      Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии  финансирования и привлечения конкретного  инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия  или финансированию новой производственной программы.
      Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.
      Руководство предприятия все время находится  перед необходимостью выбора. Оно  должно осуществлять выбор оптимальной  цены реализации, принимать решения в области кредитной и  инвестиционной политики и много другое.
      Необходимо  добиться такого положения, чтобы вся  деятельность предприятия в комплексе  была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении бюджетов (планов) предприятия.
      Как правило, различают краткосрочное  и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализированности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию,  составными элементами которой являются краткосрочные планы.
      В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют  дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).
      Невозможно  выработать общие правила, устанавливающие  степень детализации бюджета. В  первую очередь она зависит от того, насколько высок уровень  надежности составляемых расчетов. Кроме  того, на каждом конкретном предприятии  необходимо оценить степень необходимой детализации бюджетов для обеспечения координации отдельных запланированных действий.  
 

      1.2. Цели планирования 

      Цели  планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.
      Бюджет  как   экономический прогноз. Руководство любого предприятия независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. Группы заинтересованных в деятельности  предприятия лиц предъявляют определенные минимальные требования к результатам его работы. К тому же при планировании некоторых видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к планированию в области привлечения капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения объема инвестиций.
      Бюджет  как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете  планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.
      Бюджет  как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных  показателях программу действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных мероприятий. Рентабельность сбыта зависит, например, от величины ожидаемой цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов закупок сырья и материалов требует программа производства и реализации; и т.д.
      Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком случае существует большая вероятность того, что разработчикам плана хватит времен для выдвижения и анализа альтернативных предложений, чем в той ситуации, когда решение принимается в самый последний момент.
      Бюджет  как средство делегирования полномочий. Одобрение руководством предприятия  бюджета (плана)    подразделения служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются на уровне этого подразделения (децентрализовано), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений. 
 

                 1.3 Принципы и методы финансового планирования и его организация на предприятии 
 

      Финансовое  планирование предприятия должно быть выполнено с учетом определенных принципов:
       - принцип макропланирования сверху  вниз, суть которого заключается  в том, что до структурных  подразделений компании цели  развития на предстоящий период  должны быть доведены руководством  компании. На основании этих целевых  установок структурные подразделения разрабатывают свои финансовые планы (бюджеты), после согласования которых формируется консолидированный бюджет компании в целом;
       - принцип единства трех форм, при этом главными формами  являются план доходов и расходов, прогнозный баланс и бюджет движения денежных средств;
       - принцип распределения ответственности,  состоит в том, что при использовании  финансового плана ответственность  распределяется вертикально за  достижением отдельного показателя, и по горизонтали между структурными  подразделениями компании;
       - принцип нормируемостипо каждой  строке расходов должен быть  разработан норматив затрат, в  соответствии с которым и рассчитываются  показатели;
      - принцип финансирования, суть которого  в том, что за каждой строкой  расходов должен стоять источник финансирования этих расходов.
      Планирование  как одна из функций управления служит основой для принятия управленческих решений. Оно предусматривает разработку целей и задач управления производством  и определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Вместе с тем, понятие «планирование» многогранно и включает в себя сеть связанных между собой планов. 
      Организации финансового планирования на предприятии  происходит во взаимосвязи с другими  видами планов, составляемых на предприятии. Система планов предприятия представляет собой достаточно разветвленную сеть. Задача финансового плана состоит в финансовом выражении тех целевых установок и количественных показателей, которые заданы другими планами.
        Очевидная взаимосвязь финансового  планирования и финансового контроля свидетельствует о том, что для успешного функционирования единой системы нужна увязка целей и задач развития предприятия.

      Рис. 1. Система финансового планирования и контроля  

        Для построения эффективной системы  финансового планирования на предприятии важно определить не только функции, но и методы планирования.
      Методы  планирования относятся к внешней  стороне финансового планирования и непосредственно связаны с  организацией этого процесса на предприятии. Здесь необходимо иметь четкое представление о том, что и каким образом организовывать.
        К внутренней стороне финансового  планирования относятся средства  обоснования плановых решений.  Эти средства помогают ответить  на вопрос, каким образом планировать,  и составляют ядро системы планирования. Они могут иметь различную степень формализации. Некоторые из них доведены до уровня экономико-математических моделей и имеют программное обеспечение, другие характеризуются слабым описанием как самого метода, так и алгоритма его применения.
        Следующим элементом системы  финансового планирования, требующим  рассмотрения, выступает процесс  планирования. Процесс планирования  имеет свою технологию, представляющую  последовательность этапов, выполняемых  при составлении плана. Таким  образом, при диагностике данного элемента системы на предприятии необходимо выяснить, соблюдается ли последовательность этапов процесса, и если нет, то необходимо выявить причины отклонений и провести соответствующие мероприятия по внедрению алгоритма планирования на предприятии.
        На первом этапе обосновываются  цели, определяющие функции и  методы планирования. Они задают  также критерии принятия плановых  решений и контроля за ходом  их реализации. На этапе анализа  проблемы определяется исходная  ситуация на момент составления плана и формируется конечный сценарий. Далее, среди возможных вариантов решения предложенного сценария выбирается наилучший, после чего производится оформление планового решения и начинается его реализация. В ходе контроля фактически полученные результаты сравниваются с плановыми, выявляются отклонения и выясняются причины отклонений факта от плана. Результаты такого анализа используются при корректировке целей планирования.
        Еще одним важным элементом  системы финансового планирования  выступают средства, обеспечивающие процесс планирования. Они позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов.
      Процесс составления финансового плана  предприятия заключается в расчете  его показателей. Для этого используются различные способы и приемы расчета: расчетно-аналитическии, балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решении, экономико-математическое моделирование.
      Выделяют  следующие методы финансового планирования и прогнозирования:
      Расчетно-аналитический  метод — один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.
      Балансовый  метод финансового планирования и прогнозирования применяется  при планировании распределения  полученных финансовых средств. Суть его  заключается в построении баланса  имеющихся и наличии средств  и потребности в их использовании.
      Нормативный метод финансового планирования и прогнозирования используется при наличии установленных норм и нормативов, например, норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского страхования и др.), нормативов потребности в оборотных средствах и др.
      Метод оптимизации плановых решений состоит  в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов  показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.
      Экономико-математическое моделирование используется при  прогнозировании финансовых показателей  на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми  показателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них.
      К объектам финансового планирования относятся:
      - выручка от реализации продукции, услуг и прибыль;
      - амортизационные отчисления;
      - объем оборотных активов и их прирост;
      - ресурсы в капитальном строительстве;
      - платежи в бюджет;
      - взносы во внебюджетные фонды. 
 
 

      1.4. Процесс планирования 

      Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
      На  первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого  используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. [9, с. 236]
      Они имеют важное значение для финансового  планирования, так как содержат данные для анализа и расчёта финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для  составления прогноза этих документов. Причём, сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчётности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
      Баланс  предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. [4, с. 278]
      Второй  этап предусматривает составление  основных прогнозных документов, таких  как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
      На  третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
      На  четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
      Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем  за их выполнением [9, с. 237].
      Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.
      Планирование  и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 2.ВИДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 

      2.1. Перспективное финансовое планирование
      В условиях рыночных отношений предприятия стали свободны от опеки со стороны государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за счёт собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
      Предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, формировать производственные и социальные фонды, изыскивать необходимые средства для инвестирования, используя, в том числе, и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию облигаций и прочие его инструменты. На первый план вышла проблема определения основных направлений развития хозяйствующего субъекта. [12, с. 32 ]
      Планирование  развития стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта рыночного  хозяйства, особенно предприятия, ведущего производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свёртывание объёмов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчётах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевание новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли стратегического планирования. [7, с. 83]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.