На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление стрессами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 20 С. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального  образования 
Московский  технологический институт «ВТУ»
 
Факультет __________________          Кафедра __________________ 
 

                                                           
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине: Основы менеджмента 

на  тему:
«Управление стрессами» 
 
 
 
 
 

Уровень образования бакалавриат
Направление менеджмент
Профиль (или магистерская программа) Менеджмент в сфере сервиса 
 
 
 

Выполнил (а):
Студент (ка) _____ курса
Форма обучения экстернат
Трушкова  Екатерина Игоревна
   
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011
Оглавление
Введение………………………………………………………………………....3
    Теоретическая сущность управления стрессами………………………………..…6
    Основные стресса в менеджменте……………………………………………….……..15
    Управление стрессами на примере отношений между сотрудниками Информационно-технологического управления санитарно-курортного учреждения «Славино» г. Новокузнецка………………………………………….………….29
    Заключение………………………………………………………………….....37
 Список  использованной литературы…………………………………….....39
 Приложение 1…………………………………………………………………42
 Приложение 2………………………………………………….......................44
 

Введение

Актуальность  исследования: О стрессе говорят уже более полувека. Термин «стресс» стал популярным в начале 40-ых годов после того, как его почти одновременно употребили в своих работах физиолог У. Кеннон (1932 г.) и врач Г. Селье (1936 г.).
Но иногда человек должен быть готов к событию  слишком неожиданному и важному для него, о котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае, если ситуация затягивается, реакция организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения как в физиологическом, так и в психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: человек находится в стрессовом состоянии.
Известно  множество ситуаций, порождающих  стресс, от случаев отделения ребенка  от матери в первые годы жизни до серьезных заболеваний у людей  зрелого возраста. Стресс обозначает напряженное состояние человека, возникающее у него в ответ на воздействие экстремальных факторов внешней ситуации.
Изучение  проблем понятия стресса и  стрессового состояния в наше время не утрачивает своей актуальности. В последнее время, события, изучающиеся в России, вызывают особый интерес у наших современников-психологов. Изучение стрессовых процессов не только наиболее трудное, но и интересное.
Именно  поэтому и выбрана тема курсовой работы: «Управление стрессами».
В данной работе попытаемся раскрыть природу  и сущность стрессов и стрессовых ситуаций в организациях, а также описать методы управления и способы предупреждения стрессов.
Как и  множества других понятий, у стресса  имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма. Эти раздражения могут исходить как из внешней среды, так и из внутренних органов человека и иметь различную физическую природу. Роль раздражителя может играть и слово.
По физиологической  сути стресс понимается как адаптационный  процесс, обеспечивающий приспособление организма к новым условиям существования. Формирование ответа организма на раздражитель начинается с поступления сигнала в центральную нервную систему. После соответствующей обработки раздражителя реакция ответа идет двумя путями. Один идет по нервной системе, второй - гуморальным путем. Нервный сигнал в течение долей секунды достигает органов исполнителей, обеспечивая, таким образом, быстрый ответ.
Проблематика  исследования: Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые стрессовые ситуации не только возможны, но и желательны.
Конечно, стресс не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей  отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих случаях стресс помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.
В данной работе использовались те источники, которые непосредственно связаны с теоретическим описанием и изучением предупреждения стрессовых ситуаций. Этими вопросами занимались следующие специалисты: М. Вудкок, С.Рузавин, Д. Френсис, Г. Яковлев и другие.
Следовательно, цель данной работы будет заключаться именно в этом: рассмотреть управление стрессами.
Объект  исследования: стресс как социологический процесс в менеджменте.
Предмет исследования: условия управлениями стрессами.
Для достижения цели необходимо решить несколько задач:
      определить сущность стресса;
      рассмотреть основные виды стресса;
      выявить причины стрессовых ситуаций;
      проанализировать управление стрессовой ситуацией;
      выявить проблемы стресса.
Практическое  значение работе придает анализ описания стрессовой ситуации на примере санаторно-курортного учреждения «Славино» расположено в 50 км от города Новокузнецка.
Методы  исследования: общенаучные - анализ и синтез, выводы. 
 
 

 

1. Теоретическая сущность управления стрессами

Стресс  (от англ. слова stress - напряжение) - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации [22, с.472].
Переживается  оно с большой внутренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения и прочее.
Экстремальные жизненные переживания - обиды, угрозы, разочарования, измены, неожиданная опасность, катастрофы - требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, т.е. стресс [3, с.117].
Стресс  есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма. Эти раздражения могут исходить как из внешней среды, так и из внутренних органов человека и иметь различную физическую природу. Роль раздражителя может играть и слово. Под неспецифическим ответом понимается стереотипный ответ организма независимо от природы раздражителя [8, с.201].
Стресс  полезен тогда, когда он дает человеку силу и смелость, когда же он вызывает неприятные чувства, слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказывает вредное воздействие на психику и психическое здоровье человека. Чаще всего понятие «стресс» употребляется в его негативном значении.
В наше время одно из самых травмирующих событий для взрослого - это потеря работы.
Было  показано, что стрессовое состояние  у работника вызывается не столько  совершившимся фактом потери места, сколько предшествующим периодом боязни его потерять. И чем противоречивее слухи о возможном закрытии предприятия, тем сильнее стресс.
Что касается того, кто ищет работу, так у него к стрессу приводят скорее ожидание ответа и связанная с ним неопределенность, чем отказ в приеме на место.
Эксперименты, проводимые на обезьянах и крысах, дали результаты, подтверждающие подобные выводы. Селье (Selye, 1974) показал, каким образом стресс связан с постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям. Он назвал этот комплекс реакций общим синдромом адаптации и описал три этапа этого синдрома [14, с.109-111].
Первый  этап - реакция тревоги. Для него в основном характерны физиологические  изменения, подготавливающие организм к встрече с новой ситуацией  и приводящие животное в состояние  большей настороженности и беспокойства.
Если  эта ситуация затягивается, то создается  впечатление, что организм возвратился к своему нормальному состоянию, даже если его реакции не всегда адекватны. Это фаза сопротивления, во время которой организм, чтобы внешне оставаться в норме, продолжает расходовать имеющиеся у него резервы.
Но резервы  не безграничны, и если стресс продолжается, то вскоре они начинают катастрофически  уменьшаться. Это фаза истощения, приводящая иногда к смерти, но чаще всего - к  нервным срывам.
Позднее Селье (Selye, 1979) дополнил свою теорию, высказав мысль, что не всякий стресс вреден. Стресс - неотъемлемая часть жизни, и его нельзя избежать. Важно, по мнению Селье, то, что каждый из нас с учетом того, что он собой представляет и какие испытания в жизни готов перенести, способен поддерживать оптимальный для себя уровень стресса, позволяющий действовать наиболее эффективно. Если некоторые люди с трудом могут преодолевать ситуации, лишающие их обычного спокойствия и выводящие из привычного мирного окружения, то другие ищут действий и большего жизненного простора, где могут полностью реализовать свои возможности, учась преодолевать связанные с этим опасности [14, с.119].
В науке  выделяют два вида стресса: конструктивный и деструктивный.
Первый  способствует повышению адаптационных и мобилизационных сил человека в условиях дискомфорта и опасности, второй, запредельный стресс, разрушает человека.
Каждый  человек имеет свой «порог чувствительности к стрессу» - тот индивидуальный уровень напряженности, до которого эффективность деятельности повышается (конструктивный стресс). Но если воздействие стрессогенного фактора усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека повышается внутренняя напряженность, а эффективность его деятельности снижается вплоть до полного ее разрушения (деструктивный стресс).      
Следовательно, жить и работать вообще без стресса  невозможно, да и вредно: психофизиологическая и интеллектуальная системы человека дряхлеют без необходимости предпринимать определенные усилия.
Может наступить депрессия, безразличие, ощущение скуки и тоски. Однако, перешагнув индивидуальный «порог» по силе воздействия, стресс становится губительным.                     
Имеет значение и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10-15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И наоборот, кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его.
Не следует  стремиться, во что бы то ни стало  избегать стресса и бояться его.   Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать «всегда размеренно и спокойно», тем в большей степени вас  будет разрушать стресс: [20, с.56-58].
    Для того, чтобы управлять своим стрессом, необходимо использовать его полезные функции и исключать вредоносные.
    При конструктивном стрессе возникает разрядка накопившейся неудовлетворенности людей друг другом, решается важная проблема и улучшается взаимопонимание между людьми.
    При деструктивном стрессе резко ухудшаются  отношения до полного разрыва, проблема остается нерешенной, у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности.
    Необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу. Следует знать, до какого уровня силы вы можете испытывать воздействие стрессогенного фактора не снижая своей успешности и даже ее повышая.
    Важно найти свои индивидуальные способы защиты от разрушающего (деструктивного), длительного стресса и спокойно, без паники относиться к конструктивному кратковременному стрессу.
Как только вы почувствуете нарастание внутреннего  напряжения, вместо того, чтобы «выплескивать» его на окружающих или заниматься самоедством, поменяйте направление своей разрушительной энергии и направьте ее на какое-либо нейтральное занятие. Займитесь психотехническим упражнением, которое поможет вам быстро избавиться от напряженного состояния.
При этом вы сможете избежать обычных отрицательных  последствий: на вас никто не обиделся, как это обычно бывает, когда вы в запале говорите много обидных слов своим коллегам или подчиненным.
Да и  сами вы сохранили свое здоровье и  уверенность в себе, поскольку смогли избежать мучительных раздумий о своих реальных и мнимых ошибках и о том, как было бы хорошо, если бы вы эти ошибки вообще не допустили.
Формирование  эффективных средств саморегуляции  необходимо начать с обучения способам снятия усталости, успокоения и релаксации.
Известно, что больше нервничают переутомленные люди. Уставший и измотанный человек «заводится» по пустякам, черпая недостающую ему силу в энергии конфликта, поэтому в период интенсивной работы следует больше внимания уделять психотехническим упражнениям успокоения и релаксации с целью профилактики возможных нервных срывов.
Таким образом, современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые стрессовые ситуации не  только  возможны, но даже может быть и желательны. Конечно - это не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать  удовлетворению потребностей отдельной  личности и достижению целей организации в целом.
В данном параграфе рассмотрим основные стадии развития стрессового состояния, для  этого необходимо рассмотреть динамику протекания стрессового состояния у человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          С 

                               В 
 

 А          Д 
 
 

Рис. 1. Уровень напряженности
      1 стадия   2 стадия    3 стадия     

Выделяются  три основные стадии развития стрессового состояния у человека: [18, с.27].
    Нарастание напряженности (первая стадия, линия АВ);
    Собственно стресс (вторая стадия, линия ВС);
    Снижение внутренней напряженности (третья стадия, линия СД).
Линия АД показывает уровень фоновой активности человека, находящегося в спокойном  состоянии.
По своей  продолжительности первая стадия строго индивидуальна. Один человек «заводится» в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. На первой стадии исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.
Вторая  стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная) [18, с.29].
 «Стихия»  деструктивного стресса разрушительно  действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.
Так же как и первая, вторая стадия по своей  продолжительности строго индивидуальна - от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.
На третьей  стадии он останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая  чувство вины («Что же я сделал(а)!») и дает себе слово, что «этот кошмар»  больше никогда не повторится.
Увы, через некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарий усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Так, одни «стрессуют» чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и существенно не затрагивая здоровье окружающих). Другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и находясь как бы «в стрессовом угаре».
Стрессовый  сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя.
Можно ли все же научиться владеть собой? Можно перестроить свой стрессовый сценарий? Безусловно, да! Более того, в литературе много раз замечали, что наиболее успешными людьми, как в профессии, так и в личной жизни, являются люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют сдерживаться, проявлять терпение, тормозить свои внутренние «взрывы».
Нами  замечено также, что люди с развитой личной психотехникой реализуют четыре основных действия:
Действие  первое: они никого не обвиняют: ни себя, ни других. Они не мучаются «укорами совести» и :не «сбрасывают» свою стрессовую энергию на окружающих.
Действие  второе: они стремятся овладеть собой на первой стадии развития стресса, когда еще сохранен самоконтроль и «стрессовая стихия» не захватила полностью. Они стремятся вовремя остановить себя. Один ведущий специалист крупного коммерческого банка выразил эту мысль так: «Важно не попасть в точку В!» [18, с.31].
Действие  третье: они изучают самих себя. Люди с развитой саморегуляцией хорошо знают, как начинает развиваться у них стрессовое состояние. Другими словами, они вовремя осознают изменение своего внутреннего самоощущения на первой стадии развития стресса.
Пусть они по-разному говорят о своих ощущениях, главное - они осознают их: «Я становлюсь раздраженным, внутри меня как бы вспыхивает что-то горячее», «Я начинаю ускоряться и нестись на всех оборотах», «У меня все застывает внутри», «Мне становится все безразлично».
Конечно, флегматичные люди имеют больше времени  на осознание самих себя при нарастании стресса: просто у них стресс развивается  медленнее и есть «время в запасе». Люди с холеричным темпераментом, «с налету» входя в первую стрессовую стадию, имеют значительно меньше бремени на ее осознание. Тем не менее, успешно овладевают стрессом как флегматики, так и холерики.
Действие  четвертое и самое главное. Люди с развитой саморегуляцией интуитивно находят оптимальную стратегию в стрессе. Успешно овладевают стрессом те, кто понимает, что «сбрасывать» темную стрессовую энергию на других - некультурно и в хорошем смысле невыгодно [18, с.32].
Происходит  потеря нужных деловых связей, разрушаются личные взаимоотношения. Они понимают также, что направлять разрушительную стрессовую энергию на самих себя, обвиняя себя в своих ошибках - неконструктивно. Действительно, что меняется от этого? Дело все равно стоит, и проблема не решается.
Эти люди стараются перевести стрессовую энергию в другие формы деятельности, т.е. использовать более безопасные способы ее «сбрасывания» - не на других и не на себя (смотри Приложение – тест).
 

2 Основные проблемы стресса в менеджменте

Стресс  в профессиональной деятельности менеджера – одна из ее отличительных особенностей. Причины, его вызывающие, – стрессоры сами по себе достаточно разнообразны, но все-таки к числу наиболее характерных из них обычно относят: [5, с.88].
    повышенную ответственность за качество работы подчиненных и результаты деятельности организации в целом;
    высокие требования к надежности (безошибочности) собственной деятельности;
    большой объем работы и связанные с ним перегрузки;
    необходимость принимать слишком много решений;
    необходимость работать быстро и подчас в условиях дефицита времени;
    взаимоотношения на работе (с вышестоящим руководством, подчиненными, клиентами);
    перспективу ухода (в том числе преждевременного) на пенсию и др.
Среди профессионально важных качеств, с  ориентацией на которые осуществляется психологический отбор менеджеров, есть и явно несущие на себе стрессовую нагрузку. Это стремление увеличить круг своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня; умение находить необходимые решения в условиях большой степени риска; способность принимать жесткие, непопулярные, но оправданные в конкретной ситуации решения.
Проблема  стресса становится особенно серьезной  для менеджера, если ему присущ так  называемый личностный стиль поведения по типу А. Установлено, что личности типа А с большой долей вероятности подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям в силу свойственных им особенностей поведения. Они отличаются настойчивой устремленностью к успеху, конкурентностью, эгоцентризмом, стремлением все делать в ускоренном темпе по принципу «время не ждет» (которого им, как правило, не хватает на осуществление всего намеченного), постоянным напряжением, высокой работоспособностью. Стрессоустойчивость менеджера является одним из определяющих факторов в обеспечении его здоровья. Ее формирование представляет собой важную практическую задачу, которая не имеет однозначного решения и требует принять во внимание ряд аспектов [6, с.102].
Немалые ресурсы в противодействии стрессу  связаны с качеством профессиональной подготовки менеджера. Чем она более обстоятельна и систематична, тем больше у менеджера возможностей справиться в своей деятельности с нестандартными ситуациями. Еще одну, уже достаточно апробированную, возможность в этом плане дает общая физическая подготовка, которой следует уделять постоянное внимание. Не последнюю роль играет организация питания, а в случае необходимости и соблюдение специальной диеты. Признание заслуг со стороны непосредственного руководства, уважение сотрудников, авторитет в глазах подчиненных – все это тоже существенно помогает менеджеру преодолевать испытания стрессом. Противодействие ему станет намного успешнее, если менеджер будет придерживаться в организации своей деловой и личной жизни следующих рекомендаций: [15, с.129].
    Уметь распоряжаться собственным временем. Надо найти в этом вопросе правильный подход и проявлять настойчивость в его реализации.
    Отделять существенное от второстепенного. Не пытаться браться за все. Следует оставлять время только на самое важное дело с точки зрения конечных целей.
    Поддерживать и развивать контакты, наиболее важные для основной работы.
    Не забывать, что главная ответственность за успешность профессиональной карьеры лежит на самом человеке.
    Не замыкаться в себе и помнить, что немало полезного для своей работы можно получить от активного общения с окружающей средой (руководством, коллегами, сотрудниками, друзьями).
    Уметь вознаграждать себя за хорошие достижения в работе. Причем вознаграждение далеко не всегда должно выражаться в денежном поощрении (можно отметить свой успех в кругу друзей, приобрести какую-то ценную для себя книгу, отправиться в туристический поход, путешествие и т.д.).
    Надо заботиться о поддержании в себе душевной бодрости и положительного отношения к своей работе (не «застревать» на ошибках, неудачах).
    Активно развивать и укреплять свои сильные стороны, терпеливо исправляя недостатки.
    Не жалеть сил на создание крепкой семьи. Крепкая семья – одно из главных условий достижения деловых успехов.
    Оберегать и поддерживать отношения с друзьями. На этом не следует экономить время.
Особый  смысл для менеджера содержится в рекомендации даже самым любимым  делом не заниматься в ущерб собственному здоровью. В ряду приоритетных ценностей  человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. В пользу этого положения высказывались неоднократно врачи, ученые и даже крупнейшие философы мира. Жертвовать своим здоровьем ради чего бы то ни было (богатства, карьеры, науки, славы, преходящих наслаждений) есть величайшее безумие. Такого же взгляда придерживается и Г. Спенсер: работа, доводящая до потери здоровья и укорачивающая жизнь, достойна не похвалы, а порицания [15, с.132].
Поддержание психического здоровья в процессе профессиональной деятельности, связанной с влиянием стрессовых факторов, предполагает умение менеджера пользоваться приемами психического самоуправления (саморегулирования), т.е. осуществлять сознательные воздействия на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования). В репертуаре современных техник психической саморегуляции, применяемых для формирования стрессоустойчивости менеджеров, поддержания их психического здоровья, едва ли не основная часть методических приемов и процедур так или иначе берет свое начало в индийской системе йоги, созданной усилиями не одного поколения людей. К йоге можно отнести различные модификации аутогенной тренировки, метод биологической обратной связи, техники медитации, дыхательные упражнения и т.д. Сегодня йога представляет собой детально разработанную систему всестороннего физического развития человека, сохранения его здоровья [25, с.219].
Одной из основных ее целей является гармонизация физического, психического и духовного начал в человеке. Стабильность личности, ее психическое равновесие йога трактует как важнейшие условия здоровой жизни. Самоконтролю и самообладанию, т.е. тем свойствам личности, без которых немыслим психологический портрет менеджера нашего времени, йога отводит особую роль. Систематически и правильно организованные тренировки дисциплинируют проявления эмоциональной сферы, делают ее более устойчивой, подчиненной сознательному контролю и управлению.
В последние  годы, прежде всего на Западе, получили распространение различного рода программы, семинары, тренинги, целью которых  является обучение работников, в том  числе и менеджеров, приемам управления стрессом, предупреждения тревожных  состояний и психического напряжения, обеспечения психического здоровья. В частности, в них активно применяются релаксационные методики, способствующие нормализации кровяного давления, снижению вероятности сердечных приступов, обеспечивающие защиту от воздействия стресса на здоровье в целом. Как средство эффективного совладания со стрессом используются также приемы медитации, к возможностям которой западная медицина обратилась только в начале 70-х годов нынешнего века. Применяется также и метод биологической обратной связи (или, как его еще называют, метод адаптивного биоуправления), позволяющий сделать обычно не ощущаемые и, следовательно, не осознаваемые процессы в организме ощущаемыми, доступными осознанному самоконтролю и произвольному воздействию на них [19, с.211-212].
Хорошо справляется со стрессом менеджер, который владеет техникой расслабляющих упражнений, позволяющих дать отдых телу и уму от физических и психических нагрузок. В качестве метода расслабления широкую известность и распространение получила аутогенная тренировка (AT). Под AT принято понимать систему приемов психического самовоздействия, овладение которыми делает возможным управление некоторыми вегетативными функциями и психическими процессами. В основе AT лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на ряд процессов, происходящих в организме, в том числе не поддающихся в обычных условиях контролю со стороны сознания. Однако эффект от занятий AT не ограничивается только развитием способности расслабления и произвольной саморегуляции некоторых исходно непроизвольных вегетативных функций. Важно, что AT таит в себе возможности совершенствования личности в целом, развития психических процессов (например, мышления, воли, внимания и др.) и овладения навыками самообладания, стрессоустойчивости. Ключевая роль в успешном освоении метода AT принадлежит самоконтролю, который сопровождает процесс развития релаксационного состояния [21, с.187].
Обычно  руководители не стремятся обсуждать  публично конфликты в их коллективах. Считается, что публичное обсуждение этой темы - своего рода «вынос сора из избы». Давно признан тот факт, что конфликт есть нечто иное, как нормальное развитие самой организации, не столько результат плохого управления и предвидения, сколько неотъемлемая часть самой жизни организации. Конфликт играет позитивную роль в том отношении, что он раскрывает реальную проблему, позволяет разрешить ее и стимулирует развитие самой организации [7, с.43].
Стресс - это нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована (при систематических жизненных неудачах и т.д.). [10, с.12]. 

Таблица 1
Потенциальная опасность по профессиям [11, с.17]:  

Нервный срыв Угроза  алкоголизма Самоубийства
Учитель 8 Бизнесмен 8 Безработный 8
Врач  7 Врач  7 Бизнесмен 7
Милиционер 6 Милиционер 6 Студент 6
Продавец 5 Безработный 5 Водитель 5
Бухгалтер 4 Водитель 4 Учитель 4
Библиотекарь 2 Учитель 2 Врач  2
   
 

Причины стресса [11, с.19].
1.       связанные с работой
      организационные факторы (перегрузка, недогрузка,  безработица и т.д.)
      конфликтность ролей (предъявление к работнику противоречивых требований, различия в ценностях и т.д.)
      неинтересная работа
      плохие условия труда
      плохая коммуникация,  мотивация и т.д.
2.       личностные факторы
      от свойств нервной системы
      и т.д.
Первичная защита личности [11, с.19-20].
    Рационализация: снижает ценность недостижимого
    Подражание: артисту, вождю. Это позволяет «приобрести» желаемые качества, обрести уверенность.
    Замещение:  снижает внутреннее напряжение на недоступный объект путем переноса действий в доступную форму
    Включение:  облегчение путем сопереживания. Поэтому смотрят женщины сериалы, тогда и свои проблемы бледнее. Надо давать возможность на работе общаться и т.д.
    Изоляция:  защита путем разрыва связей с окружающим миром (бомж, алкоголь и т.д.)
   
Меры  по снижению (предотвращению) вредного влияния стресса [11, с.21]. 
1.       Физическая нагрузка  (у животных ярко выражено - бегство. У женщин почти не бывает язв желудка т.к. больше движений в домашней работе).
      утренняя гимнастика
      закаливание
      ходьба: 10-15 тыс. шагов
      танцы
      и т.д.
2.       Психологические меры:
      жить проблемами сегодняшнего дня: «Что упало, то пропало», «Потерянного не воротишь»;
      считаться с неизбежным: некоторые жизненные ситуации невозможно изменить – надо приспособиться к ним;
      необходимо быть занятым: человек не может думать одновременно о двух делах;
      надо думать оптимистично, жизнерадостно – тогда и чувствовать будете жизнерадостно;
      надо вести счет удачам, а не неприятностям; 
      для облегчения беспокойства надо рассказать о своих неприятностях тому, кому доверяете:  исповедь священнику, свойства женщин рассказывать;
      надо уметь выражать свои чувства: уметь снимать напряжение шуткой, болеть на стадионе и т.д. ;
      уметь реагировать на критику.
3.      Организация труда
      выполнять дела в порядке их важности;
      делегировать полномочия (не перегружать второстепенными делами);
      не строить напряженные планы.
Существует  несколько эффективных способов управления стрессовыми конфликтами. Их можно разделить на две категории:
    структурные,
    межличностные.
Не следует  считать причиной конфликтов простое  различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать единственной причиной конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответствующую методику [7, с.107].
Это один из лучших методов управления, предотвращающий  дисфункциональный конфликт. Нужно разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который  должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также чётко определена политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет эти вопросы не для себя, а доносит их до подчинённых с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации.
Также необходимо рассмотреть ещё один метод управления стрессовой ситуацией. Один из самых распространённых механизмов - цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу, стрессовую ситуацию можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять.
Не менее  полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, межотдельские совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом  сбыта и производственным отделом - то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.
Отметим однако, что управлять конфликтной  ситуацией теоретически может любой  его участник, но практически такой  возможностью обладают не все, в большинстве  случаев это начальник, руководитель или просто авторитетный человек. Более того, управлять конфликтом может и совершенно посторонний человек! Но далее будем иметь в виду, что в роли «капитана» выступает именно человек, наделённый управленческими полномочиями.
Руководителям не следует считать причиной конфликтных ситуаций простое различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной конфликта в каком-то конкретном случае, но оно — лишь одни из факторов, которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.
Четыре  структурных метода разрешения конфликта — это: [7, с.199].
    разъяснение требований к работе,
    использование координационных и интеграционных механизмов,
    установление общеорганизационных комплексных целей
    использование системы вознаграждений.
Разъяснение требований к работе: Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, — разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них в каждой данной ситуации.
Координационные и интеграционные механизмы: Еще один метод управления конфликтной ситуацией — это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов — цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.
В управлении конфликтной и стрессовой ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организаций, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого.
Общеорганизационные комплексные цели: Установление общеорганизационных комплексных целей — еще один структурный метод управления конфликтной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели — направить усилия всех участников на достижение общей цели [17, с.209].
Структура системы вознаграждений: Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.
Говоря  об устранении причин, порождающих  стресс и стрессовые конфликты – не обойтись без понятия «управление стрессами», то есть организации, как самого процесса, так и конфликтующих сторон. Каждый руководитель подбирает свой стиль управления, исходя из своего опыта и знаний. Наиболее употребляемыми на практике являются способы межличностного управления.
Подавление  стресса и стрессовых конфликтов принуждением, применением власти. При таком способе учитываются интересы только одной стороны, не анализируются интересы других участников. Применение такой тактики возможно при объективно высоком уровне доверия и уважения руководителя.
Объективное решение проблемы, - это путь диалога, выяснение интересов всех сторон, обмен мнениями, анализ возможных  вариантов. Очень результативный путь. «Заигрывание» стресса и стрессовых конфликтов - замалчивание и уход от участия в нем, в конечном итоге не решает самой причины стресса, не способствует нормализации отношений. Наименее результативный путь. [17, с.210-212].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.