На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль государства в обеспечении экономического роста в переходный период

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание 
 
 

                                                                                                                 Стр.
      Введение…………………………………………………………..….3
      1. Необходимость и основные направления  перехода 
        от плановой экономики к рыночной………………………………5
      2. Роль государства в обеспечении экономического роста
         в переходной экономике………………………………………….12
      Заключение…………………………………………………………..18
      Список  использованной литературы………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Основная  роль государства в экономике  заключается в поддержании стабильного экономического роста страны. Например, эксперты Всемирного банка, изучавшие в течении нескольких лет взаимодействие экономики и государства, пришли к выводу: государство, хотя и не может непосредственно усилить экономический рост, тем не менее от него зависят правила игры, которые позволят развиваться рынку и поднять благосостояние народа.
      Для обеспечения данной цели, государству  необходимо: усиление государственного регулирования в экономике, обеспечение  перехода к высокоэффективной социально ориентированной экономике; правовое обеспечение реформ и создание действенного механизма контроля за соблюдением законодательства.     
      Место государства в экономике характеризуется  соотношением доходов (или расходов) государственного бюджета и валового внутреннего продукта (далее - ВВП), а также соотношением налоговых поступлений в бюджет и ВВП. Чем выше эти соотношения, тем «большим» считается государство в смысле его роли в экономике (территория страны и численность его населения в данном случае не важны).
      Самое «большое» государство - при диктаторских, военизированных режимах, самое  «маленькое» - в демократических  миролюбивых странах, где не нужно  тратить много денег на вооружение и не государство, а сами фирмы  финансируют свое производство.         
      В своей деятельности государство  ни при каких условиях не должно отказываться от обеспечения внешней  и внутренней безопасности, поддержки  социально незащищенных слоев населения, охраны природы.
      Однако  государство может усилить свою роль в промышленности и сельском хозяйстве (вплоть до частичной ренационализации приватизированных предприятий, сосредоточить в своих руках больше денег.
      Может произойти и прямо противоположное: можно продолжить приватизацию, прекратить государственную финансовую поддержку неэффективных производств и отраслей, проводить жилищно-коммунальную и другие реформы, которые освободят государство от неоправданных и неэффективных финансовых затрат, оставить в его распоряжении меньшую часть денежной массы.
      В мировой практике сокращение роли государства в экономике - одно из важных условий становления рыночных отношений и, в перспективе, улучшения жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Необходимость и основные направления  перехода от плановой экономики  к рыночной   

      Характер  и содержание переходной экономики, "конечный пункт" перехода зависят от исходного состояния экономики. Специфика переходных экономик постсоциалистических стран обусловлена особенностью экономики допереходного периода. В течение примерно 70 лет в России господствовала созданная на основе социалистической доктрины командно-административная (плановая) экономика, для которой были характерны две основные черты: 
        полное огосударствление экономики  на основе абсолютного преобладания государственной собственности. Государство  фактически было единственным собственником  и распорядителем ресурсов общества;
            государственное планирование народного хозяйства, включавшего в себя три обязательных элемента:
        централизованность – распределение  заданий центральными государственными органами; 
        директивность - обязательность для  выполнения; 
        адресность – доведение планового  задания до конкретного исполнителя.
      Такая экономическая система имела своим следствием преодоление в короткие сроки отставания России от индустриально развитых стран, существенные достижения в социальной сфере.
      Однако  со временем, особенно в условиях развернувшейся во второй половине ХХ века научно-технической революции, стали нарастать и отрицательные последствия планового функционирования хозяйства:  
                 снижение эффективности производства;       

        преобладание экстенсивного типа развития;      
        невосприимчивость экономики к достижениям  научно-технического прогресса;      
        развитие диспропорций народного  хозяйства: высокая доля ВПК и  отраслей топливно-энергетического  комплекса при соответственно низкой доле отраслей потребительского сектора;       
        уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для  отдельных групп населения;      
        подрыв трудовой мотивации работников;       
        исключение предпринимательской  инициативы;      
        экономическая изолированность от мирового хозяйства;  
           постоянный, всеобщий, нарастающий дефицит как продукции производственно-технического назначения, так и потребительских товаров и услуг.

      Глубокий  кризис, охвативший экономику России и других социалистических стран, потребовал перехода к иной экономической системе - рыночной (смешанной) экономике. 
      С 1992 г. в России начались коренные экономические  реформы, положившие начало новому периоду  в истории России - переходному  периоду, в течение которого происходит демонтаж командно-административной системы и формируются основы рыночной экономики.  
       Началом трансформации стало изменение политического устройства страны - утрата государственной власти коммунистической партией, прекращение функционирования прежних органов законодательной и исполнительной власти. С приходом к власти некоммунистических политических сил в стране начались социально-экономические преобразования, основной целью которых было разгосударствление (снятие с государства функций прямого государственного управления, передача соответствующих полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных связей горизонтальными) и формирование рыночных механизмов координации хозяйственной деятельности.

      Для достижения этих целей и формирования эффективной рыночной экономики  вместо плановой было необходимо:  
        провести приватизацию и на этой основе, сократить государственное регулирование хозяйственной жизни, демонтировать планово-распределительную систему хозяйства;  
        осуществить либерализацию - отмену ограничений и запретов, относящихся к производственной и коммерческой деятельности; разрешить предприятиям самостоятельно устанавливать цены, искать себе партнеров, свободно заключать рыночные контракты, самостоятельно осуществлять внешнюю торговлю, т.е. устанавливать хозяйственные связи рыночного типа;  
        сформировать рыночную инфраструктуру (систему банков, бирж, предприятий оптовой торговли, страховых компаний, рекламных, информационных агентств и т.п.);  
        осуществить макроэкономическую стабилизацию (снизить темп инфляции, которая после либерализации цен приходит на смену товарному дефициту, сократить государственные расходы, снизить бюджетный дефицит и др.); 
        провести демонополизацию экономики, создать конкурентную среду - условие повышения эффективности производства;   
        осуществить структурную перестройку;  
        обеспечить социальные гарантии гражданам со стороны государства и поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества; 
        последовательно интегрировать национальную экономику в систему мирохозяйственных связей. Необходимость интеграции в мировое хозяйство была связана с тем, что слабая связь советской экономики с мировым рынком, отсутствие конкуренции с зарубежными странами стали причинами технического отставания отечественной продукции, снижения ее качества, неэффективности многих производств. 
      Решение этих задач - условие и предпосылка создания рыночного механизма, повышения эффективности производства, усиления социальной ориентации экономики.
      Однако  в ходе реорганизации плановой экономики  по причинам как объективного, так  и субъективного характера возник целый ряд негативных явлений, среди которых наиболее болезненны: 
        инфляция, разрушительно действующая  на все стороны хозяйственной  жизни; 
        спад производства, связанный со структурной перестройкой (сокращение объёмов производства в военной  сфере, в тяжелой промышленности) и огрничением спроса вследствие роста цен; 
        появление (в связи с сокращением  производства) безработицы;
        снижение величины накоплений и  инвестиционной активности; 
        ослабление возможностей государства  по регулированию хозяйственной  жизни (старые механизмы сломаны, новые  еще не созданы или не действуют  в полной мере); 
        дифференциация доходов, социальное расслоение;
      Таким образом, в переходной экономике  к тем негативным явлениям, которые  были следствием планового ведения  хозяйства, добавляются новые, ухудшая  состояние экономики и усложняя те задачи, которые должно решить общество в переходный период. 
      Для переходной экономики объективно характерен "трансформационный спад" - ухудшение всех основных макроэкономических показателей, которое обусловлено тем, что в этот период утрачивают силу прежние институты и механизмы хозяйственной деятельности, а новые, присущие рыночной системе, еще только формируются.  
     Характерными чертами трансформационного спада являются:  
       переход от товарного дефицита к денежному дефициту и недостаточности спроса; 

        столкновение хозяйственных мотивов; 
        сокращение инвестиционной деятельности государства; 
        неопределенность прав собственности; 
        массовая неплатежеспособность предприятий; 
        слабость финансовых институтов. 
      Обозревая опыт переходных экономик в разных постсоциалистических странах, можно  выделить три этапа переходного периода: этап кризисного развития, этап стабилизации, этап возобновления экономического роста.  
     Эти этапы довольно четко просматриваются и в новейшей истории России данные о состоянии российской экономики 90-х годов ХХ - начала ХХI века приведены в таблице 1.

      Таблица 1
      Основные  социально-экономические показатели развития России 
в 1992-2004 гг. (в процентах к предыдущему году) 
 
    

        На основании приведенных данных  можно выделить три этапа развития  экономики России. 
      Первый (1992-1996 гг.) - период ухудшения всей макроэкономической ситуации в стране. Это время, когда  происходит либерализация экономики, осуществляется приватизация, создаются основные правовые и организационные рыночные институты. Нарастание макроэкономической нестабильности заставляет государство предпринимать меры, направленные, прежде всего на борьбу с инфляцией, которые постепенно дают свои результаты. В России 1997 г. становится переломным, и впервые за ряд лет происходит улучшение основных макроэкономических показателей.  
         Второй (1998 г.) - кризис, нарушивший положительную тенденцию в развитии экономики страны. Его причиной стали не только неблагоприятные внешние обстоятельства, но глубокие диспропорции, накопившиеся в течение 1992-1997 гг. Однако кризис 1998 г. создал условия для развития отечественного производства. Резкое падение курса рубля снизило эффективность импорта (в 90-е годы товарные рынки наполнялись преимущественно импортной продукцией) и создало условия для расширения производства отечественных товаров.  
        Третий, начавшийся в 1999 г., - период перехода к экономическому росту, улучшения всех макроэкономических показателей. Однако достигнутый рост позволил к началу 2004 г. компенсировать лишь около 40% падения производства (за время экономического кризиса Россия потеряла почти половину своего экономического потенциала), и в России пока не достигнут предкризисный уровень. Однако очевидно, что низшая точка развития пройдена, и экономика России развивается по восходящей линии. Только наращивая темпы экономического роста, Россия сможет обеспечить достижение основной цели, которая и вызвала необходимость смены экономического механизма, - повышение эффективности общественного производства и на этой основе повышение уровня жизни.

      Если  переходная экономика имеет достаточно четко датируемое начало, то ответить на вопрос, когда и чем завершится переходный период, весьма сложно. Вопрос о конечной цели преобразований вызывает много дискуссий. Генеральное направление очевидно - создание рыночной системы хозяйствования. Но существует множество моделей рыночной экономики, поэтому вопрос о том, к какой экономике должна перейти Россия, дискуссионен. Однако в последнее время все большее число политиков и экономистов сходятся в том, что конечная цель всех преобразований в России - создание социальной рыночной экономики, для которой характерны следующие черты:
        единство и взаимодействие рынка  и государства, при котором "невидимая  рука" рынка сочетается с "видимой  рукой" государства и государственное  регулирование экономики создает  условия для реализации всех достоинств рыночного механизма; 
        широкое участие государства в  социальном регулировании; 
        наличие развитых рыночных институтов, позволяющих наиболее эффективно удовлетворять  потребности людей; 
        социальная ориентированность экономики, обеспечивающая баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью; 
        социальное партнерство. Текущие  вопросы найма и оплаты труда  решаются в двухстороннем порядке  между работодателями и работниками  при посредничестве, в случае необходимости, государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Роль государства в обеспечении экономического роста   в переходной экономике 

      В плановой экономике государство  играло решающую роль во всех сферах экономической  жизни страны. Через систему директивных  адресных заданий государство определяло основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия. За предприятием сохранялась самостоятельность в решении очень небольшого круга хозяйственных вопросов.  
        В рыночной экономике основным регулятором хозяйственной жизни, как известно, является рынок. Государственное регулирование призвано помочь рынку, устранить возможные негативные последствия действия рыночных сил. И хотя степень государственного вмешательства в экономику в разных странах различна, в любом случае в рыночной экономике государство сосуществует, взаимодействует с рынком. 

      Изменение роли и места государства в  экономике - одна из важнейших задач, которая должна быть решена в переходной экономике. При этом должна не просто уменьшиться степень воздействия  государства на экономику, должны измениться формы и методы этого воздействия.  
          Роль государства в переходной экономике не совпадает с его ролью ни в плановой, ни в рыночной экономике. 

      С одной стороны, в переходной экономике  государство в значительной степени  утрачивает свои функции собственника, теряет монопольную власть над ресурсами общества. Экономическая деятельность теперь осуществляется и другими собственниками, функционирующими на основании законов рынка. Государство, превращаясь в одного из экономических агентов, занимает новое для него место в хозяйственной системе.  
         С другой стороны, государство, сохраняя свои властные полномочия, интенсивно вмешивается в хозяйственное развитие. На переходном этапе рынок находится в стадии становления. Его регулирующие механизмы не действуют в полной мере, что и обусловливает необходимость более активного участия государства в регулировании экономического развития по сравнению с его деятельностью в сложившихся рыночных экономиках. Сам процесс перехода направляется государством, именно государство создает соответствующую нормативно-законодательную базу для развития рыночных отношений, стимулирует создание инфраструктуры рынка.

      Таким образом, в переходной экономике  роль государства выше, чем в условиях рынка. В период трансформации всей экономической системы государство выполняет две основные функции: 
        создание условий эффективной работы рынка - обеспечение правовой базы рыночного хозяйства, изменение системы управления экономикой, создание системы стимулирования и защиты конкуренции как важнейшего атрибута рынка, формирование необходимой рыночной инфраструктуры и т.п.;  
        дополнение и корректировка действий собственно рыночных механизмов - перераспределение доходов, борьба с монополизмом, производство общественных товаров, борьба с макроэкономической нестабильностью, стимулирование экономического роста и т. д.         

      Конкретные  задачи, которые должно решать государство  в переходный период, определяются основными направлениями перехода от плановой экономики к рыночной и тем, что в переходной экономике государству приходится брать на себе некоторые функции, которые в условиях развитых рыночных экономик выполняют другие экономические агенты. Остановимся на задачах, которые должно решать государство в переходной экономике, подробнее.  
      Создание нормативно-законодательной базы рыночной экономики, правовое обеспечение проводимых реформ. Если в сложившейся рыночной экономике уже существует правовая база функционирования рынка и роль государства сводится к контролю за соблюдением законодательства и внесению в него в случае надобности частичных изменений, то в переходной экономике задача государства - заново создать правовую базу рынка.  
       Необходимы разработка и принятие новых государственных законов, которые четко определяли бы права собственности, правила функционирования хозяйственных единиц, основы налогообложения и антимонопольного регулирования, права потребителей и гарантии социальной защиты и т.п. При этом возникает дилемма: с одной стороны, законодательство должно быть стабильным, с другой стороны, не апробированное практикой, оно объективно не может быть совершенным и требует постоянной доработки. Это противоречие между требованием стабильности и необходимостью изменений законодательства в переходной экономике чрезвычайно остро и весьма осложняет реализацию государством функции правового обеспечения экономики.

      Рыночное  хозяйственное право должно регулировать четыре основные сферы экономических  отношений: 
        права собственности; 
        контрактные отношения; 
        порядок начала и окончания хозяйственной  деятельности; 
        поддержание конкурентной среды. 
      За  прошедшие годы в России практически  заново была создана вся нормативная  база, регулирующая деятельность экономических  агентов. Были приняты Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой кодексы  и другие нормативные документы, определившие "правила игры" в условиях рыночных отношений. Однако вся эта нормативная база далека от совершенства и требует постоянного внимания со стороны государства.  
       Отсутствие некоторых законов, их недостаточная проработанность, слабый контроль за соблюдением законов субъектами рынка, частые нарушения законов самим государством порождают множество проблем, тормозят проведение реформ, ведут к прямым экономическим потерям. До сих пор не решен вопрос о собственности на землю, о защите вкладчиков от недобросовестных финансовых учреждений, практически не действуют законы о демонополизации и банкротстве и т.д. Дальнейшее развитие, совершенствование, а главное, жесткий контроль за соблюдением законов является важнейшей функцией государства в переходной экономике.  
         Демонополизация экономики, создание конкурентной среды. Тотальное господство государства в экономике при плановом ее характере стало одной из причин падения ее эффективности и превратилось в главный барьер на пути экономических реформ. Однако сверхмонополизация российской экономики в переходный период не только не исчезает, а практически усиливается, так как контроль со стороны государства за деятельностью теперь уже частных монополий ослабевает. Прямой административный контроль отменяется, а экономические методы регулирования деятельности монополий практически не действуют. Антимонопольная политика, несмотря на принятие законов и создание соответствующих государственный структур, практически остается наиболее слабым звеном экономической политики государства. Борьба с монополизмом, создание конкурентной среды - важнейшая задача государства в переходной экономике.

      Структурная перестройка. Как уже говорилось, одной из причин падения эффективности  производства в России была структура экономики, не адекватная требованиям современной научно-технической революции. Преобладание в народном хозяйстве отраслей военно-промышленного, топливно-энергетического комплекса снижает темпы экономического роста, тормозит научно-технический прогресс, не позволяет повышать уровень жизни населения. Изменение структуры экономики - объективная необходимость для России. Осуществить ее можно, проводя соответствующую инвестиционную политику. И здесь возникает вопрос об источниках инвестиций. Многолетний инвестиционный кризис в России свидетельствует о недостаточности частных и иностранных инвестиций в экономику. В этих условиях значительно повышается роль государства в инвестиционной сфере. Государство должно быть "двигателем" инвестиционного процесса, структурной перестройки экономики, оно должно самостоятельно осуществлять непосредственные вложения в важнейшие, современные наукоемкие отрасли, определяющие технический уровень всего народного хозяйства, и создавать условия, заинтересовывающие российских и иностранных инвесторов во вложениях именно в те отрасли, развитие которых необходимо. 
      Следующая задача, стоящая перед государством в переходный период, - это демонтаж административно-командных методов  управления и создание новой системы методов, форм, инструментов государственного регулирования. Однако переход от административных методов к экономическим, от прямого государственного планирования к регулированию должен быть не одномоментным, а постепенным. Так, на первых этапах переходного периода, для которого характерно кризисное состояние экономики, государство, чтобы не допустить катастрофического падения уровня жизни, может сохранять административный контроль над ценами на некоторые продовольственные товары, энергоносители и т.п. Постепенно, по мере стабилизации экономической ситуации, сфера действия административных рычагов должна сокращаться. Необходимым условием и предпосылкой перехода к экономическим методам регулирования являются радикальные реформы кредитной и налоговой систем, формирование институтов и инструментов фискальной и монетарной политики, создание соответствующей инфраструктуры рынка.
      Роль  и задачи государства в переходной экономике зависят еще и от того, какая концепция переходной экономики выбирается - концепция  градуализма (постепенности) или концепция "шоковой терапии".  
         Градуализм предполагает замену командно-административной системы рыночной путем постепенного, медленного проведения необходимых экономических реформ. При этом государство стремится смягчить экономические и социальные последствия проводимых реформ, избежать резкого снижения уровня жизни населения. Такой тактики в известной мере придерживаются в своих преобразованиях Китай, Вьетнам и Венгрия.  
      "Шоковая терапия" - это подход к экономическим реформам в переходной экономике с позиции "большого рывка", предполагающий одномоментную либерализацию цен, замораживание заработной платы, повышение банковского процента, сокращение государственных расходов на финансирование народного хозяйства, либерализацию внешнеэкономической деятельности. Сторонники этой концепции полагают, что все эти меры позволяют восстановить равновесие в финансовой системе, снизить темп инфляции, быстро сформировать частный капитал и на этой основе - перейти от экономического спада к экономическому росту.

      Надо  отметить, что политика "шоковой  терапии" успешно применялась  в 80-е годы ХХ века в странах Латинской  Америки и ряде постсоциалистических стран - Польше, Чехии, Эстонии. В России же, в силу ряда причин объективного и субъективного характера, попытка проведения реформ по образцу "шоковой терапии" результатов не дала и, наоборот, затянула период стабилизации на многие годы.  
      Доминирующее  положение государства, характерное  для России на протяжении всей истории  ее развития, необходимо учитывать  и сегодня. При любых реформах, любых перестройках в России должна сохраняться высокая степень государственного участия в экономической и особенно социальной сферах жизни общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Кризис  плановой экономики в России вызвал необходимость перехода к рыночной экономике. Реформирование плановой экономики предполагает приватизацию, либерализацию и макроэкономическую стабилизацию. Однако процесс изменения хозяйственного механизма сопровождается ухудшением социально-экономического развития страны (инфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни, спад производства, появление безработицы, снижение накоплений и инвестиционной активности, ослабление возможностей государства по регулированию хозяйственной жизни, дифференциация доходов, социальное расслоение). Переходный период включает в себя три этапа: этап кризисного развития, этап стабилизации, этап возобновления экономического роста  
             Роль государства в переходной экономике отличается от его роли в условиях командно-административной и рыночной экономики. В период трансформации всей экономической системы государство выполняет две основные функции: создание условий эффективной работы рынка, дополнение и корректировка действий собственно рыночных механизмов. Роль и задачи государства в переходной экономике зависят от того, какая концепция переходной экономики выбирается - концепция градуализма или концепция "шоковой терапии". Градуализм предполагает постепенность, медленность проведения экономических реформ. "Шоковая терапия" - это одномоментная либерализация цен, замораживание заработной платы, повышение банковского процента, сокращение государственных расходов на финансирование народного хозяйства, либерализация внешнеэкономической деятельности. В России во все исторические эпохи была высока роль государства, поэтому и сегодня, при любых реформах, любых перестройках, должна сохраняться высокая степень государственного участия в экономической и особенно социальной сферах жизни общества.
 

      Список  использованной литературы 

      1. Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью. // Российская юстиция. – №2 – 1997
      2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003
      3. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2001
      4. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. – М.: ЦЕМИ РАН, 2001
      5. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник, под редакцией А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004
      6. Покидченко М.Г.; Сперанская Л.Н.; Дробышевская Т.А. Пути развития экономики России: теория и практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.
      7. Экономика переходного периода. Учебное пособие / Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 1995
      8. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов, под редакцией В.Д. Камаева. – М., 2003  
 
 
 
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.