На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Франчайзинг в России

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение
1 Механизм формирования системы франчайзинга
1.1 Понятие и виды франчайзинга
1.2 Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга
1.3 Правовое регулирование франчайзинга
2 Зарубежный и отечественный опыт использования франчайзинговых операций
2.1 Опыт формирования франчайзингового рынка США
2.2 Использование франчайзинга в экономике стран Евросоюза
2.3 Анализ франчайзинговых операций в России
3 Развитие франчайзингового рынка в России
3.1 Современное состояние франчайзинга на российском рынке
3.2 Особенности деятельности иностранных франчайзеров на российском рынке
3.3 Проблемы и перспективы франчайзинга в России
Заключение
Список литературы
Приложения 

 

     
     ВВЕДЕНИЕ 

     Переход к рыночной экономике предполагает развитие различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления малого бизнеса. Учитывая всю сложность организации собственного дела традиционным путем, идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности. За последние годы появилось огромное количество предприятий, работающих под марками широко известных отечественных и зарубежных компаний. Поскольку очевидно, что создание сети филиалов или представительств потребовало бы гораздо более длительного периода времени и значительных инвестиций, которые в последние годы имели явную тенденцию к сокращению, можно предположить, что в данном случае имеет место какой-то новый способ организации бизнеса, позволяющий российским предприятиям использовать известные торговые марки. Данным способом является франчайзинг.
     Можно утверждать, что франчайзинг, в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.
     В настоящее время на американском рынке франчайзинг охватывает свыше 50 отраслей - от Интернета до банковского дела, представляя собой в каждом случае, способ распределения товаров или услуг, по которому индивид (франчайзи, или агент) получает от другого индивида (франчайзера, или принципала) право использования торговой марки и операционной системы в обмен на право контроля со стороны франчайзора и определенные выплаты (роялти).
     Любое малое предприятие может придумать свой бренд, зарегистрировать его, но, чтобы он засиял на рыночном небосклоне восходящей звездой, нужно вложить немалые средства в создание и пропаганду торговой марки. Необходима широкая рекламная компания, участие в выставках, активная работа коммивояжеров. Это многим малым предприятиям сейчас не по карману. Малым предприятиям проще приобрести права на использование солидного товарного знака в рамках франчайзинга. В этом случае крупная компания-франчайзор предоставляет малому предприятию необходимое оборудование и технологию, организует обучение персонала, а оно обязуется использовать торговую марку только этой компании, независимо, от того, где оно находится - в России или Америке.
     Как показывает зарубежная и отечественная практика, главное преимущество франчайзинга – снижение количества рисков, поэтому в промышленно развитых странах франшизными типами бизнеса в основном занимаются физические лица и малые предприятия, которые экономически активны и сами непосредственно участвуют в управлении своими точками (даже если их несколько).
     Франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение в России и нуждается в выработке комплексного знания о нем. Все это определяет актуальность и значимость выбранной темы.
     Целью данной работы является исследование отечественного и зарубежного опыта осуществления франчайзинговых операций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Определить понятие и выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга.
    Изучить экономический механизм формирования взаимоотношений в системе франчайзинга.
    Проанализировать зарубежный и отечественный опыт осуществления франчайзинговых операций.
    Раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.
     Первая глава дипломной работы посвящена раскрытию понятийной базы исследуемой темы, характеристики видов франчайзинга, механизму формирования взаимодействий между франчайзером и франчази, а также рассмотрению правового регулирования франчайзинга за рубежом и в России.
     Вторая глава заключается в исследовании зарубежного и отечественного опыта. Характеризуются фирмы – участники франчайзинговых операций, приводится количество действующих, в этой области, организаций.
     В третьей главе исследуются особенности деятельности иностранных франчайзеров на российском рынке, современное состояние, а также проблемы и перспективы франчайзинга в России
     Информационной базой дипломной работы послужили: «нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия, по теме исследования, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет.
 

      1 МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 

     
      Понятие и виды франчайзинга
 
     Франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития [7].
     В мировой практике франчайзинг известен давно. Некоторые специалисты ведут его летоисчисление со Средних веков. Однако в наше время, несмотря на французское имя «франчайзинг» представляет собой чисто американский феномен. Первый широко известный опыт связан с популярным производителем швейных машин, компанией «Зингер», которая организовала по этой схеме сбыт, а главное - послепродажное техническое обслуживание своих изделий. В начале ХХ в. франчайзинг стал широко применяться американскими производителями автомобилей, поставщиками нефтепродуктов, а также в розливе и сбыте безалкогольных напитков.
     В настоящее время в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как «Кока-Кола», «Адидас», «Ксерокс», «Savage», «Макдональдс» и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является малоизвестный у нас франчайзинг. Лишь 10% россиян смогут уверенно объяснить суть франчайзинга. Те, кто знаком с этим явлением, несомненно, удивятся, узнав, что в США каждое второе предприятие малого бизнеса в начале следующего столетия будет работать по договору франчайзинга. Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье [38, 39].
     За последние несколько лет все больше предприятий, функционирующих на российском рынке, заявляют о желании использовать франчайзинг для развития своего бизнеса. В ближайшие годы франчайзинг может стать одним из наиболее эффективных методов выхода предприятия на региональный рынок России. Франчайзинг доказал свою эффективность и интенсивно развивается благодаря высокой степени выживаемости франшизных предприятий (см. рис. 1). 

     Сравнительные данные выживаемости фирм с помощью франчайзинга
      
     Рисунок 1.1 

     По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые услуги, целью которых является поддержка франчайзи.
     Правообладатель имеет право передавать свои права неограниченному числу лиц с правом или без права дальнейшей передачи, что должно быть отражено в договоре. Использование передаваемых франчайзером прав не лишает франчайзи юридической самостоятельности, однако в целях сохранения своей репутации франчайзер наделяется контрольными функциями в части использования пользователем переданных прав и исполнения стандартов ведения деятельности. Корпоративные стандарты должны быть разработаны франчайзером и являются предметом франшизы, то есть всего пакета предложений, являющихся предметом договора.
     Франчайзинг предполагает собой длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления длительных перспективных целей. На стадии разработки, безусловно, возникают определенные трудности, так как вся система договорных отношений должна быть приведена к единому смыслу и выработана единая корпоративная философия ведения бизнеса. И это, естественно, требует изменения стереотипов мышления у всех без исключения сотрудников фирмы франчайзера, только после этого можно серьезно говорить о франчайзинге [3, 24].
     В основе построения системы франчайзинга лежит соглашение (договор), в соответствии с которым одно лицо (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) в обмен на вознаграждение право использовать принадлежащие франчайзеру права на интеллектуальную собственность (товарные знаки, технологии и т.д.). И франчайзерами, и франчайзи являются зарегистрированные в соответствии с правом той или иной страны субъекты рынка.
     Франчайзинг - организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуги от имени этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услугу по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. 

     Модель франчайзинга в общем построении
     
     Рисунок 1.2 

     Во франчайзинговом процессе принимают участие, по меньшей мере, две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).
     Первая сторона - франчайзер (правообладатель) — является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права. Он предлагает продать партнеру (франчайзи) право на использование своей торговой марки, обучение, использование своих технологий, а также распространение своих товаров.
     Вторая сторона – франчайзи — юридическое лицо, стремящееся создать собственное предприятие на основе рентабельной формулы бизнеса. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке и по своему стилю идентифицируется с франчайзером. За пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи.
     Франчайзинговая компания (франчайзи) осуществляет свою деятельность на договорных отношениях с компанией-изготовителем товаров или услуг (франчайзером). В обмен на преимущества надежно и успешно работающей компании, имеющей известную торговую марку и свою методику ведения бизнеса, франчайзи отдает франчайзеру часть своей прибыли и работает под его маркой. Необходимо подчеркнуть, что оба партнера — и франчайзер, и франчайзи юридически независимы [13].
     Предприниматель может начать использовать франчайзинг в качестве метода развития бизнеса на своем предприятии, если:
    предприятие обладает особенным имиджем, позволяющим потребителю безошибочно отличить его от других аналогов;
    на предприятии разработана система ведения коммерческой деятельности, в том числе применяются специфические логистические и маркетинговые методы, доказавшие свою эффективность на практике;
    на протяжении длительного периода времени на предлагаемый продукт либо услугу можно прогнозировать относительно массовый потребительский спрос;
    прибыль, получаемая от взаимодействия будущего франчайзера и франчайзи, должна быть выше той прибыли, которую они могли бы получить, работая автономно, и должна быть достаточной, чтобы вернуть первоначальные и текущие затраты капитала как франчайзера, так и франчайзи и обеспечить приемлемые заработки франчайзи;
    будущий франчайзер готов раскрыть все секреты своей бизнес-технологии потенциальному франчайзи и в будущем вести бизнес на основе всестороннего сотрудничества.
     Обязательные признаки классического франчайзинга:
    передача лицензии на марку;
    обучение франчайзи ведению бизнеса и организация системы платежей;
    обеспечение независимости франчайзи от франчайзера.
     Если хотя бы один из этих признаков отсутствует, то это уже не франчайзинг, а лицензионный договор на право использования бренда или отношения с элементами франчайзинга [6]. 

     Таблица 1.1 - Основные функции сторон франчайзинговой сделки
  Франчайзер (Франчайзор) Франчайзи (Франчайзиат)
Функции
    оказывает помощь партнерам при выборе зоны деятельности;
    предоставляет рекомендации и разработки по размещению торговой сети, ведению рекламной работы;
    помогает в подготовке высококвалифицированных кадров;
    проводит консультирование по планированию, управлению, ведению торговых операций;
    иногда предоставляет финансовую помощь;
    занимается поиском выгодных поставщиков, исследованиями рынка, общими рекламными кампаниями;
    контролирует качество товаров и услуг в сети, чтобы потребители возвращались снова и снова.
    обязан выполнять условия продажи и предоставления услуг, диктуемых франчайзером;
    унифицирует и стандартизирует деятельность подразделений, входящих в компанию, маркетинговых усилий по продаже товаров и предоставлению услуг;
    контролирует свой бизнес;
    работает с клиентами.
Предоставление прав при одноразовой оплате
    расширение производства и сбыта товаров и услуг и получение дополнительного дохода;
    расширение опыта ведения бизнеса на основе обратных информационных связей;
    получение дополнительного дохода от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, прав на использование объектов интеллектуальной собственности;
    экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных расходов на создание материально-технической базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудование и т.д.), так как франчайзи могут иметь ее в собственности.
    пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера;
    открыть собственное франчайзинговое предприятие;
    получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия;
    постоянная техническая, и консультативная поддержка со стороны франчайзера;
    значительная экономия ресурсов и времени на рекламе, обучении, проведении маркетинговых исследований, поиске и доставке товаров, разработке и регистрации собственного товарного знака, отработке технологии ведения бизнеса, ведении переговоров и поиске партнеров;
    снижение риска банкротства.
     Источник: [составлено автором] 

     В зависимости от направления можно выделить следующие виды франчайзинга:
    Товарный франчайзинг - франчайзер продает товары не оптовым и розничным торговым компаниям, а в основном франчайзи, которые не продают аналогичную продукцию конкурентов. При таком способе ведения бизнеса франчайзи покупает у головной компании право на продажу товаров или услуг с ее торговой маркой.
     При товарном франчайзинге товар попадает к потребителю в том виде, в каком он был изготовлен франчайзером, а торговая марка, имеющая широкую известность, становится гарантией качества. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание. Франчайзером при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера.
     Франчайзинг товара не нашел широкого применения в торговле. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителем через систему сбыта. Поскольку в большинстве случаев для торговых предприятий важное значение имеет ассортиментная политика, торговля избранным товаром не является эффективной.
     2. Производственный франчайзинг - компания, поставляющая франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции с обязательным условием контроля качества со стороны франчайзи.
     Производственный франчайзинг используется изготовителем для расширения производства своих товаров и их продвижения на новые рынки (возможен выпуск продукции под известной торговой маркой или осуществление заключительной технологической обработки продукции). Товар, производимый во всех регионах, не должен отличаться друг от друга.
     3. Сервисный франчайзинг используется организациями сферы обслуживания для выхода на новые рынки и построения единой разветвленной сети. Представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Активно развивается в косметологии, парикмахерских, бытовых услугах, туристическом бизнесе, в области недвижимости и образовательной деятельности. Франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи.
     4. Деловой франчайзинг (франчайзинг в бизнесе) - является наиболее популярным способом франчайзинга. Это вид франчайзинга, в соответствии с которым франчайзер представляет франчайзи не только весь комплекс исключительных прав, то есть делится с ним собственными методами, способами, искусством ведения коммерческой деятельности, но и непосредственно осуществляет подготовку всесторонней программы деятельности для франчайзи: помогает ему в планировании текущих операций, в оборудовании помещений, в создании транспортной и складской инфраструктуры, в оформлении его юридического статуса. При этом франчайзер выдает лицензию на право пользования товарным знаком или знаком обслуживания, способом ведения торговли товарами или услугами и соответствующем обеспечением; в основном применяется для открытия магазинов и киосков для продажи набора продуктов и оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера.
     Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть просто владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы.
     Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирмы (франчайзер), так и предприятий, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса [6, 11, 14, 15].
     0браз построения деловых отношений между франчайзером и франчайзи:
     1. Региональный франчайзинг — трехуровневая система, в которой главный в регионе франчайзи, промежуточное звено, выступает в роли официального, с широкими полномочиями представителя головной компании (см. рис. 1.3).
 

      Региональный франчайзинг
     
     Рисунок 1.3 

     Реализация системы регионального франчайзинга начинается с того, что франчайзер определяет стратегию развития своей сбытовой инфраструктуры в определенном регионе и заключает срочный договор с предприятием-партнером, которое становится главным франчайзи по определенному региону или продукту. Главный франчайзи имеет право не только подбирать новых франчайзи, но и обеспечивать их первоначальное обучение и прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер. Главный франчайзи включен в систему разделения платежей и взносов в рекламный фонд. Он пользуется всеми благами, которые обычно дает франчайзинг, для этого он тоже платит лицензионные взносы, а также взносы на рекламу непосредственно франчайзеру. Контракт между франчайзером и главным франчайзи устанавливает, что ожидается от каждой стороны и, какой определенный период франчайзи будет выполнять эту специфическую роль. В отличие от других методов этот метод выгоден для всех сторон, так как главный франчайзи — выборное лицо, и он должен получать поддержку на протяжении всего времени сотрудничества, а это выгодно и франчайзеру.
     2. Суб-франчайзинг — трехуровневая система франчайзинговых отношений, подобная региональной схеме. Основное отличие — иная организация потока платежей: он становится последовательным, а непосредственная связь франчайзи с головной компанией утрачивается практически полностью. Фактически суб-франчайзи становится франчайзером на своей территории, и франчайзи зависит уже от его долгосрочной поддержки (см. рис. 1.4) [14]. 

     Модель суб-франчайзинга в общем построении
     
     Рисунок 1.4 

     Таблица 1.2 – Преимущества и недостатки франчайзинга
  Преимущества франчайзинга Недостатки франчайзинга
Для франчайзера
    увеличить число торговых предприятий при минимальных капиталовложениях, так как франчайзиат тоже вкладывает свою долю капитала в этот бизнес;
    увеличить доходы (прибыль) за счет усилий франчайзиата. Поскольку франчайзиат является собственником предприятия, он будет прилагать максимум усилий по увеличению доходности бизнеса;
    снизить уровень издержек производства и обращения на единицу товарооборота, так как франчайзиат как предприниматель сам покрывает все расходы по содержанию своего торгового предприятия (зарплата работников, аренда.);
    расширить сеть распределения своего товара или услуг за счет привязки франчайзиата к франчайзеру, так как франчайзиат обязан покупать необходимое ему оборудование у франчайзера или через него.
    сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как франчай-зиат не является наемным работником франчайзера и франчайзер непосредственно им не руководит;
    возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзиата;
    опасность получения неправдивой информации и бухгалтерской отчетности от франчайзиата;
    возможность возникновения противоположных целей с франчайзиатом, что существенно отражается на бизнесе. Ведь франчайзер не может разорвать договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора.
Для франчайзиата
    стать самостоятельным предпринимателем;
    вести свой бизнес под признанным торговым знаком;
    использования уже ранее испытанных форм предпринимательства;
    совместной рекламы;
    обучения и помощи со стороны франчайзера;
    приобретения многих видов лицензионного бизнеса по относительно низким ценам;
    финансировать часть капиталовложений и извлекать из этого прибыль.
    контроль со стороны франчайзера, что может оставить мало возможностей франчайзиату для самовыражения в своем бизнесе;
    опасность потерять свою репутацию из-за плохой работы;
    опасность изменения политики франчайзера в худшую для франчайзиата сторону, например при смене франчайзеров;
    большие затраты на услуги франчайзера (на покупку оборудования, которое франчайзиат обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может быть намного дешевле).
     Источник: [составлено автором по 35] 

     По мировой статистике доля банкротств, в случае работы по системе франчайзинга в разы меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку существующая сеть защищает новичка, помогает ему стартовать, предоставляя ему свои рекомендации и устанавливая стандарты [4].
     Франчайзинг базируется на постоянном сотрудничестве и высокой степени доверия сторон, единообразии участников системы, высокой степени предпринимательской инициативы, отлаженной системе информационных связей, коммуникаций и инструментов маркетинга, поддержки сторон и ориентации на долгосрочный коммерческий успех.
     Моделируя систему франчайзинга необходимо исходить из интересов сторон, которыми они естественно будут руководствоваться в своей деятельности.
 

      1.2 Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга 

     Экономические отношения в интегрированном процессе бизнеса играют важнейшую роль, определяя состояние объектов, при котором исключаются экономические потери. Традиционный критерий прибыльности необходимо дополнить критерием экономической безопасности, так как критерий прибыльности отражает только одну — материальную сторону деятельности при интегрированной форме организации. Поэтому первостепенное значение при разработке технологии управления франчайзинговой формой организации бизнеса имеет определение основных элементов в механизме формирования системы отношений [46].
     Перед любым предпринимателем, выбравшим франчайзинговый вариант организации бизнеса, стоят следующие задачи:
    Определить направление бизнеса.
    Провести в своем регионе исследование рынка: анализ конкурентов и экспертный опрос. Основываясь на данных анализа открыть в своем регионе бизнес с помощью покупки франшизы, учитывая при этом конкуренцию и востребованность данного бизнеса на рынке.
    Выбрать франчайзера.
    С помощью уже работающих франчайзи выяснить стоимость франшизы, уровень доходности, количество выбывших партнеров и причины их ухода.
    Встретиться с франчайзером после сбора всей возможной информации о нем.
    Для избежания дополнительных расходов следует обязательно привлечь к составлению договора юриста. При этом обратить внимание:
    на права, которые оставляет за собой франчайзер;
    на виды сервиса (платного и бесплатного), который франчайзер оказывает участникам сети;
    на обязанность франчайзера консультировать франчайзи по ходу становления бизнеса [65].
     Во время до контрактных встреч закладываются будущие отношения. На этом этапе франчайзер должен раскрыть все источники доходов, о которых франчайзи не знает, и франчайзер не должен получать никаких тайных доходов. Поэтому всегда и вполне закономерно особое внимание уделяется обязательствам франчайзера и франчайзи (см. прил. 1, табл. 1.3).
     Также важно, что франчайзер не устанавливает никаких особых отношений ни с кем из франчайзи. Такие отношения могут создать следующие трудности:
     1. Франчайзи, с которым установлены особые отношения, будет рассчитывать на привилегии.
     2. Другие франчайзи, узнав о таких отношениях, отнесутся с недовольством как к привилегированным франчайзи, так и к франчайзеру, который допустил такие отношения [53].
     Франчайзер должен обеспечить понимание франчайзи методов маркетинга, используемых в практике системы франчайзинга. Важно, чтобы франчайзи понимал характер и масштаб отношений между франчайзером и франчайзи. Франчайзи должен знать:
    что франчайзер обеспечивает его постоянными услугами и, как эти услуги будут предоставляться;
    что ожидается от него в отношении стандартов, операционных процедур и предстоящих расходов.
     Качество обучения франчайзи — ключевой фактор в обеспечении фундамента для будущего. Франчайзи, который будет иметь правильное представление о характере бизнеса и правовых обязательствах, легче справится с пониманием тех статей договора, соблюдение которых является существенным с точки зрения обеспечения стандартов, целостности имени, престижа и операционной системы франчайзера. Франчайзер должен обладать искусством в общении: все, что он обещает и требует, должно быть не только записано в контракте, но и подтверждаться ежедневной практикой.
     Более того, обе стороны должны понимать, что они закладывают фундамент гармоничного, позитивного партнерства (не в правовом смысле) ради обоюдной выгоды. Хорошие отношения франчайзер-франчайзи не возникают из ничего, над ними надо работать [65].
     После покупки франшизы, первоначального взноса специалисты головной компании обучают персонал и руководство франчайзиата, дают пошаговый план действий, необходимый для запуска бизнеса. Выезжает на место открытия точки, оказывает всестороннюю помощь в запуске бизнеса (проектирование, строительство, дизайн, кредитование, автоматизация и т. д.), а также в обязанности правообладателя входит предоставление пользователю технической, коммерческой и иной документации, необходимой для осуществления переданных по договору прав. Это может быть информация, связанная с совершенно различными аспектами деятельности организации, — от методик управления и ведения учета до рецептов приготовления фирменных блюд [51].
     Кроме того, правообладатель должен в течение всего срока действия договора франчайзинга консультировать пользователя и оказывать ему техническое содействие, помогать в обучении работников и контролировать качество продукции или услуг (см. рис. 1.5).
 

      Франчайзинговая система взаимоотношений

     Рисунок 1.5 

     Вместе с тем правообладатель сам заинтересован в качестве производимых пользователем товаров и предоставляемых им услуг. Ведь если товары или услуги пользователя не оправдают надежд покупателей, то может ухудшиться их отношение к бренду в целом. А значит, уменьшатся продажи не только конкретного пользователя, но и остальных пользователей, и самого правообладателя.
     С этой точки зрения должно быть:
    уважение, как со стороны франчайзера, так и со стороны оператора, основных принципов, на которых основана система льготного предпринимательства и которые являются залогом успеха;
    уважение со стороны оператора достижений и руководящей роли франчайзера. Но не такое слепое уважение, когда оператор не видит, что пора задать некоторые вопросы франчайзеру, а уважение собственности на имя, ноу-хау и практический опыт, на которых система франчайзинга основана, и всего того, что входит в эту собственность;
    уважение со стороны франчайзера достижений операторов и их вклада в систему [29].
     Есть много областей, которые могут стать причиной разрыва отношений.
     Франчайзи не подходит для того, чтобы работать самостоятельно.
     Франчайзи не обладает необходимыми качествами для работы в данной схеме франчайзинга.
     Франчайзи может чувствовать разочарование из-за того, что реальность не оправдала его ожидания.
     Система франчайзинга находится на раннем этапе развития, и франчайзи не считает, что франчайзер провел достаточное количество подготовительных операций, чтобы проверить всю систему.
     Франчайзер может думать, что франчайзи недостаточно прилагает усилий.
     Франчайзи не доволен услугами франчайзера.
     Франчайзи не производит выплаты и/или не отчитывается вовремя.
     Франчайзи не поддерживает операционные стандарты.
     Франчайзи хочет прекратить работу в рамках этой системы.
     Проблемы с качеством (или отсутствием качества) расположения торговой точки.
     Возникают трудности с продажами у франчайзи.
     Между персоналом головной фирмы и франчайзи происходят столкновения.
     Отсутствует нормальное общение.
     Франчайзер ведет себя слишком авторитарно.
     Франчайзи сопротивляется изменениям и усовершенствованиям.
     Франчайзи разочарован рекламной деятельностью франчайзера.
     Бизнес не такой успешный, как франчайзи думал.
     Бизнес не такой успешный, как франчайзер рассчитывал.
     Франчайзер не обеспечивает необходимый уровень поддержки со стороны оперативного персонала головной фирмы.
     Франчайзи позволяет себе вольности в работе в рамках системы.
     Франчайзи не видят, что франчайзер осуществляет исследования и разработки программ по поддержанию и улучшению конкурентоспособности системы на рынке [53].
     С самого начала бизнес франчайзи находится под строгим контролем франчайзера, который внимательно следит за соблюдением всех стандартов, принятых в его компании. Но в качестве платы за все эти преимущества головная организация регулярно взимает со своего партнера роялти. Как правило, российские компании дают своим партнерам больше свободы действий, но, правда, и гарантий, что бизнес будет успешным, они получают меньше [30].
     Франчайзи осуществляет в пользу франчайзера следующие виды платежей:
    первоначальный (паушальный) платеж — дает возможность на право работать с франшизой, помощь в организации бизнеса, лицензию на использование торговой марки, операционной системы и рецептов и технологий бизнеса — по сути, покупка франшизы;
    роялти — ежемесячные выплаты (от продаж или от прибыли);
    взносы в рекламный и маркетинговый бюджет франчайзера.
     Взамен платежей франчайзер берет на себя обязательство поддерживать корпоративную связь между компаниями-франчайзи, проводить необходимое обучение, поставлять редкие ключевые ресурсы для бизнеса франчайзи, проводить рекламные акции, исследования рынка.
     Суммы и ставки определяются в каждом бизнесе индивидуально. С точки зрения франчайзи обычно первоначальный платеж составляет около 10% от общего объема инвестиций, остальные вложения идут на строительство, аренду, оборудование и т. д.
     Роялти обычно составляют 4—10 %. Взнос в рекламный и маркетинговый бюджет обычно определяет на уровне 1-4 % от объема продаж. Суммы и ставки часто могут быть предметом торга [6, 36].
     Функция планирования является ведущей в механизме взаимоотношений партнеров во франчайзинге, так как она определяет цели функционирования системы франчайзинга, пути и ресурсы, обеспечивая экономическую устойчивость взаимоотношений в этой системе.
     В связи с этим бизнес-план рассматривается как инструмент механизма взаимоотношений франчайзера и франчайзи.
     За право пользования исключительными правами франчайзи уплачивает франчайзеру вознаграждение. Это вознаграждение может быть как разовым, так и периодическим, а его размер может определяться как в фиксированной сумме, так и в процентах от выручки.
     На практике чаще всего при заключении договора франчайзи уплачивает фиксированную сумму вознаграждения — так называемый паушальный платеж. А затем в течение всего срока договора уплачивает роялти — периодические платежи. Периодичность этих платежей устанавливается договором, но, как правило, они производятся ежемесячно.
     Ответственность за хорошие отношения франчайзер — франчайзи лежит на них обоих, но, несомненно, именно франчайзер должен взять инициативу в их становлении. Франчайзер должен стремиться создать климат, когда франчайзи чувствует, что его бизнес поддерживается, и используются его предпринимательские навыки. Необходимо создать обстановку, при которой он чувствует себя уверенно. Многие нововведения в системе франчайзинга происходили благодаря вкладу франчайзи.
     Хорошие отношения франчайзер — франчайзи не складываются стихийно, они возникают в результате сознательных усилий с обеих сторон по расширению основ отношений. Франчайзеру легко использовать свои преимущества перед франчайзи. Многие франчайзи решают заняться этим бизнесом, потому что они глубоко верят в этот бизнес и в перспективы его успеха. Первое чувство разочарования может быть связано с тем, что у франчайзи сложилось мнение по поводу того, что франчайзер не выполняет свои обязательства. И оно усиливается огромным желанием воздействовать на франчайзера тем или иным образом для исправления его позиции. Кроме того что франчайзер никоим образом не должен позволять франчайзи сомневаться в его деловых возможностях, впечатление, что франчайзер не справляется со своими обязанностями, является свидетельством того, что франчайзер не уделяет достаточно внимания общению с франчайзи. Пытаясь поддерживать отношения на нужном уровне, франчайзер должен понимать, что восприятие франчайзи роли и деятельности франчайзера очень важно. Для этого должны полностью использоваться каналы общения, чтобы восприятие франчайзи возможностей франчайзера было правильным.
     Вклад франчайзи в создание хороших отношений — это, по сути, выполнение своей работы должным образом и с полной отдачей. Он должен соблюдать стандарты деятельности; работать неустанно ради успеха бизнеса; выполнять финансовые и отчетные обязательства: ничто ни принесет больший ущерб, чем невыполнение обязанности предоставлять франчайзеру необходимую информацию и невыплата вовремя причитающихся денег; франчайзи должен участвовать во всех мероприятиях, организуемых головной фирмой.
     Со своей стороны франчайзер должен сосредоточиться на поддержании и улучшении качества услуг и выполнить все взятые обязательства. Также важна поддержка исследований и разработок, обработка и оценка новых идей, что будет демонстрировать заботу франчайзера о конкурентоспособности бизнеса и, будет служить стимулом развития отношений.
     Франчайзер должен не только обеспечить франчайзи в обмен на вознаграждение постоянными услугами, но и сделать так, чтобы франчайзи понимал, что в обмен на деньги он приобретает ценность. Это требует применения эффективных средств общения. Франчайзер должен побеспокоиться, чтобы его письменные сообщения были не только получены, но и прочитаны, восприняты и служили основанием для действий. В этом смысле очень важна роль оперативного штата. Он должен быть специально обучен, чтобы уметь обнаруживать ранние предупредительные сигналы. По любому из таких сигналов надо принимать меры.
     Франчайзер должен иметь разработанную систему, как преодолевать стрессы и напряженность, которые всегда возникают независимо от того насколько хорошо работает система [8, 9].
     Именно франчайзер должен обеспечить понимание всем персоналом важности отношений франчайзер — франчайзи, которые должны поддерживаться на самом высоком уровне. Франчайзер должен назначить одного из руководителей головной фирмы, специально отвечающего за обеспечение поддержки и доведение до сведения председателя или генерального директора, насколько эффективно претворяется политика по развитию взаимоотношений. 

     1.3 Правовое регулирование франчайзинга 

     По правовому регулированию отношений франчайзинга можно выделить 2 группы стран:
     1. законодательно регламентируются административно-правовые отношения;
     2. детальная регламентация договора франчайзинга (в настоящее время к рассматриваемой группе стран можно отнести и Республику Беларусь).
     Специальное законодательство по франчайзингу существует в США, Франции, Италии, Испании, Канаде, Бразилии, Румынии, Индонезии, Малайзии, Китае, Японии, Корее и в некоторых других странах. При этом законодательство каждой из них отличается своей спецификой. В некоторых государствах франчайзинг имеет самостоятельное правовое регулирование, при этом не исключается использование норм других законов и инструкций.
     В мире существуют страны (Франция, Германия, Россия), где законодательная основа содержится в других законах подобно Гражданскому Кодексу, законам, связанным с предпринимательской деятельностью, различным нормативным актам, принятым Правительством или специализированными неправительственными организациями, и т.д.
     Соединенные Штаты Америки отличаются наиболее высоким уровнем развития специального франчайзингового законодательства, что связано с богатым опытом франчайзинга в этой стране. В США было впервые дано законодательное определение франчайзингу.
     Во многих штатах США приняты законодательные акты, регулирующие франчайзинг, которые, как правило, называются законами об инвестиционном франчайзинге. Такие законы определяют понятие и виды франшизы, франчайзингового договора, а так же перечень подлежащей разглашению информации о франшизе. К тому же законодательные акты таких штатов, как, например, Вашингтон, Вирджиния, Висконсин, Гаваи, Иллинойс, Калифорния, Нью-Йорк, Северная и Южная Дакота предусматривают обязательную регистрацию информации о франшизе в специальном органе и направление соответствующих документов потенциальному франчайзи до предложения или продажи франшизы. Закон штата Орегон предусматривает обязанность франчайзора направлять франчайзи соответствующую документацию о франшизе, однако не обязывает франчайзора осуществлять обязательную регистрацию таких документов. Законы штатов Кентукки, Мичиган, Небраска и Техас обязывают франчайзора зарегистрировать специальное уведомление о предложении франшизы и уплатить соответствующий регистрационный сбор. Объем обязательной к разглашению информации о франшизе отличается от штата к штату.
     В законах разных штатов франшиза определяется в основном двумя способами — как сбытовая система и как общность интересов сторон франчайзинговых отношений.
     В Калифорнии, Вашингтоне и других штатах франшиза определяется как контракт или договор, выраженный или предполагаемый, устный или письменный, между двумя или более лицами, по которому:
     1) франчайзи предоставляется право участвовать в предпринимательской деятельности по предложению, продаже или сбыту товаров и услуг в соответствии с маркетинговым планом или системой, предписанной в значительной части франчайзером;
     2) ведение предпринимательской деятельности франчайзи в соответствии с таким планом или системой в значительной степени ассоциируется с торговой маркой, маркой на услуги, торговым наименованием, логотипом, рекламой или иными коммерческими символами франчайзера или его дочерних предприятий;
     3) франчайзи обязан уплатить, прямо или косвенно, франчайзинговый платеж.
     Предложение и продажа франшиз регулируется в США не только на уровне законодательства отдельных штатов, но и на федеральном уровне. Регулирование франчайзинга на федеральном уровне осуществляется не специальным законом, как это имеет место на уровне штатов, а специальными правилами о требованиях в отношении раскрытия и запретов, касающихся франчайзинга и предприятий предпринимательских возможностей. Данные правила о раскрытии приняты федеральной торговой комиссией США. Правила дают определение франшизы, сторон франчайзинговых правоотношений, перечень их прав и обязанностей.
     Было разработано руководство по единообразному предложению франшизы, широко известное как UFOC (The Uniform Franchise Offering Circular Guidelines), которое включает в себя и требования правил, и требования, встречающиеся во всех законах штатов [6].
     Среди европейских стран законодательное регулирование франчайзинга впервые было введено во Франции. Закон «О развитии коммерческих торговых предприятий и улучшении их экономического, правового и социального окружения» (закон Луи Дубена, который внес его на рассмотрение в парламент). Закон содержит два основных требования. Во-первых, франчайзер обязан предоставлять потенциальному франчайзи информацию о франшизе как минимум за 20 дней до подписания франчайзингового договора. Во-вторых, эта информация должна содержать исчерпывающие данные о предложенной франшизе. Законом не установлен исчерпывающий перечень категорий информации для разглашения, которые позволят другой стороне принять взвешенное и максимально объективное решение. Франчайзер обязан передать будущему партнеру, так называемый список предварительной информации (СПИ), в котором содержатся подробные сведения о сети, ее истории, входящих в нее предприятиях, финансовых условиях контракта и т.д. Франчайзи располагает 20-дневным сроком, в течение которого он может принять либо отвергнуть контракт. СПИ, как правило, включает также и стандартный текст контракта.
     Закон Дубена предусматривает в качестве наказания за несоблюдение правил подачи информации штраф. Также разрешено аннулирование франчайзингового соглашения с возмещением не только вступительного взноса, уплаченного франчайзеру, но и потерянных полностью или частично по его вине инвестиций.
     В Испании при заключении франчайзинговых соглашений стороны руководствуются актом «О положении в розничной торговле относительно регулирования франчайзингового режима» и постановлением о создании реестра франчайзеров. Постановление содержит не только требования к их регистрации, но и определяет объем информации о франшизе, который франчайзи должен получить не позже чем за 20 дней до подписания франчайзингового договора или уплаты по нему первых франчайзинговых платежей [58].
     В Китае франчайзинг регулируется циркуляром Министерства внутренней торговли «О мероприятиях администрирования франчайзинговых операций», сфера действия которого, как и во Франции, затрагивает любые договора по передаче прав пользования объектами интеллектуальной собственности. Циркуляр предусматривает обязательную регистрацию франчайзингового договора в Китайской сети ассоциированных предприятий (China Chain Enter prises Associaton), а также открытую публикацию информации о франшизах [6].
     Несмотря на стремительное развитие франчайзинга, в российском законодательстве понятия договора франчайзинга не существует. Отсутствуют и нормативные акты, описывающие франчайзинговые отношения.
     Обязательства правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи) прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации.
     При разработке соглашения франчайзинга необходимо также руководствоваться Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров [2].
     В гражданском законодательстве договору франчайзинга соответствует договор коммерческой концессии. Участниками договора франчайзинга могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
     Нормативными актами, определяющими в настоящее время порядок разрешения хозяйственных споров, в которых могут оказаться в качестве сторон франчайзер и франчайзи, являются Закон РСФСР об арбитражном суде и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также утвержденное постановлением Верховного Совета РФ.
     Из всего блока законов, определяющих условия хозяйственной деятельности, остановимся на основополагающих законах. К ним следует отнести в первую очередь Закон РФ «о защите конкуренции», обеспечивающий состязательность хозяйствующих субъектов на рынке и добросовестный характер их конкуренции.
     Законы такого характера действуют в каждой стране с развитой рыночной экономикой. Для России он тем более важен, что степень монополизации ее экономики до сих пор еще остается очень высокой, а добросовестность конкуренции воспринимается как абстрактное понятие, не связанное с реальной деятельностью на рынке.
     Во-первых, он устанавливает количественные ограничения по охвату рынка товаров и услуг, которые должны учитываться при формировании сети франчайзи.
     Во-вторых, Закон содержит важные положения о порядке заключения хозяйствующих договоров, в том числе франчайзинговых соглашений.
     В-третьих, Закон содержит важные для отношений между франчайзером и франчайзи положения о недобросовестной конкуренции, к которой относятся, в частности: введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
     Предмет договора франчайзинга — это возмездное предоставление в пользование комплекса исключительных прав, к которым относятся фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, охраняемая коммерческая информация и т.д. То есть в пользование передается комплекс исключительных прав, позволяющих идентифицировать товары или услуги как созданные определенным производителем. Исходя из этого стороны, договора называются правообладателем (франчайзер) и пользователем (франчайзи). Правообладатель исключительные права предоставляет, пользователь эти права использует. А для обозначения самого права пользования используется понятие франшизы [32].
     Исключительное право на объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки, фирменные обозначения, ноу-хау и другие охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) позволяет правообладателю использовать эти объекты любым не противоречащим закону способом, одновременно запрещая их использование третьим лицам.
     Неисключительные права позволяют их обладателю совершать в отношении объектов интеллектуальной собственности только те не запрещенные законом действия, которые разрешены ему обладателем исключительных прав.
     Договором франчайзинга может быть предусмотрено право франчайзи, то есть право пользователя разрешать другим лицам использовать полученные им исключительные права. В этом случае между франчайзи и третьим лицом заключается договор субконцессии, условия которой должны быть согласованы с правообладателем.
     При субконцессии дальнейшая передача исключительных прав не происходит, поскольку правом такой передачи обладает только правообладатель [59].
     Таким образом, франчайзи передает третьему лицу, так называемому вторичному пользователю, уже неисключительные права на наименование или товарный знак.
     С 1 января 2008 г. вступила в действие IV часть ГК РФ. Одновременно вступили в действия изменения в 54 главу ГК РФ.
     До принятия IV части ГК большая часть обсуждений 54 главы ГК РФ было посвящено вопросам внесения новых терминов в ГК, правомерности передачи фирменного наименования и коммерческого обозначения, двойной регистрации договора, неоправданно долгих сроков регистрации в федеральном органе исполнительной власти, ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю, обязанности правообладателя контролировать качество.
     С введением в действие IV части ГК фирменное наименование может принадлежать только одному лицу и соответственно распоряжение исключительным правом (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается. IV частью ГК установлены исключительные права на коммерческое обозначение и право правообладателя предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором коммерческой концессии. Двойная регистрация отменена, и договор подлежит регистрации только в компетентном федеральном органе исполнительной власти.
     Внесенные изменения, несмотря на кажущуюся немногочисленность, являются крайне серьезными как для конкретного договора, так и для системы отношений в форме франчайзинга, а также для развития франчайзинга в принципе.
     Основным и наиболее важным изменением является включение в комплекс передаваемого по договору права на товарный знак (взамен права на фирменное наименование и или коммерческое обозначение), причем это условие является существенным. Второе изменение - это исключение регистрации в налоговом органе, но обязательная регистрация договора в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Без такой регистрации договор считается ничтожным.
     Под фирменным наименованием подразумевает название организации, определенное в ее учредительных документах и включенное в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
     До вступления в силу IV части ГК, многие правообладатели использовали коммерческую концессию для обеспечения возможности более быстрого вступления в правоотношения с партнерами и установления долгосрочного характера взаимных связей. Договор подлежал обязательной регистрации в налоговом органе, но не являлся ничтожным до регистрации, стороны не могли ссылаться на него только в отношениях с третьими лицами. Если в договоре содержалось охраняемое право (например, товарный знак), то договор подлежал еще одной регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Поэтому значительное количество правообладателей использовали в практике два договора: коммерческой концессии и лицензионный. Лицензионный договор использовали те правообладатели, которые передавали конкретное охраняемое право. Срок окончания действия передаваемого по лицензионному договору права не влиял на срок действия договора коммерческой концессии [1, 61].
     Порядок регистрации договоров утвержден приказами Минфина и Роспатента.
     Для регистрации договора коммерческой концессии нужно представить:
    заявление о регистрации договора с указанием адреса для переписки;
    договор или заверенную выписку из договора, содержащую его существенные условия, в трех экземплярах;
    документ, подтверждающий уплату госпошлины;
    свидетельство на товарный знак.
     По общему правилу документы должен представить правообладатель.
     С введением новых норм договор коммерческой концессии является ничтожным до момента регистрации в Роспатенте, что ограничивает заинтересованность использования такого вида договора в практике. Сейчас коммерческая концессия отличается, по сути, от лицензионного договора только объемом передаваемых прав [40, 31].
     В настоящее время во франчайзинговом сообществе не выработано единого мнения по вопросам законодательного регулирования франчайзинга. Но следует ожидать, что консолидированное предложение будет выработано.
     Таким образом, франчайзинг представляет собой организацию бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуги от имени этой компании.
     Система отношений во франчайзинге носит взаимозависимый характер и формируется на основе поддержки и содействия франчайзера. Такой подход к формированию системы отношений не только помогает франчайзи добиться успеха, но и определяет получение франчайзером роялти.
     Франчайзинг для многих начинающих предпринимателей может стать хорошей возможностью организации собственного дела и впоследствии способствует снижению количества рисков. Однако использование чужого товарного знака и методики ведения бизнеса предполагает одновременно и соблюдение определенных правил.
     В ряде зарубежных стран существует специальное законодательство по франчайзингу. В российском же законодательстве понятия договора франчайзинга не существует. Отсутствуют и нормативные акты, описывающие франчайзинговые отношения. В России франчайзинговая деятельность регламентируется только коммерческой концессией. В гражданском законодательстве договору франчайзинга соответствует договор коммерческой концессии.
 

      2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 

     2.1 Опыт формирования франчайзингового рынка США 

     Прародителем франчайзинга в США можно считать Исаака Зингера (Isaac Singer) - всемирно известного основателя производства швейных машин. После изобретения своего варианта швейной машины у него возникли две проблемы в связи со сбытом своего изделия на рынке. Во-первых, перед покупкой швейной машины покупатели должны были учиться пользованию машиной. В современном мире это можно сравнить с покупкой пакета оригинального программного обеспечения, использование которого нужно сначала изучить, или с управлением рабочими станками с полностью электронной начинкой. Во-вторых, у Зингера был недостаточный капитал для производства необходимого количества швейных машин, спрос на которые постоянно рос.
     Многие выдающиеся идеи родились именно в такой, на первый взгляд, безвыходной ситуации. У Зингера возникла идея продать местным предпринимателям право на торговлю швейными машинами и в то же время переложить на их плечи обучение покупателей швейных машин. Швейную машину можно было приобрести примерно за 100 долл. США. Благодаря такому варианту его предприятие стало быстро расти.
     После того, как были зарегистрированы ещё три патента, на деньги, заработанные от продажи права на собственность патентов, стало возможным профинансировать быстро растущее производство. Компания Singer Manufactury Company вскоре зарегистрировала 22 патента, и капитал фирмы вырос до 550 тыс. долл. США. Многие производители последовали этой успешной модели франчайзинга. Например, компания Coca-Coca смогла расширить свою деятельность по всей Америке, переложив заботы по производству, складированию и продаже на плечи местных предпринимателей, которые получали соответствующее разрешение [23].
     В США особенно быстро начала развиваться франчайзинговая система создания отелей и ресторанов. Этому способствовало появление в США закона о товарном знаке. Однако предприятия, работающие по системе франчайзинга, имели проблемы. Большая часть их была связана с тем, что некоторые франчайзеры стремились продать больше лицензий франчайзи, чем позволяли увеличить объемы продаж товаров и услуг населению, а также возможности обучения и помощи франчайзи. Ошибки, совершаемые франчайзерами по отношению к франчайзи, периодически приводили к судебным разбирательствам, привлекая, таким образом, внимание администрации и органов местной власти. В результате принимавшиеся в 60-е и 70-е гг. нормы законодательства касались проблем франчайзинга в конкретных отраслях промышленности, например, в автомобильной и автосервисной [55].
     Одним из наиболее наглядных и убедительных примеров развития и становления франчайзинговой системы является деятельность всемирно известной фирмы «МакДональдс», которая в настоящее время может рассматриваться как бесспорный лидер в индустрии быстрого обслуживания [56].
     В настоящее время больше всего франшиз продано предприятиями США. Проведённые в США исследования показали, что если из числа начинающих предприятий выживает после двух лет деятельности всего 15 %, то среди франшизополучателей доля успешных предприятий составляет 85 %. Объем продаж по системе франчайзинга в США составляет порядка 1 трлн долл. США в год, при этом 40 % розничных продаж приходится на франчайзинг.
     Американский франчайзинг, обретя большой внутренний опыт, двинулся за границу. Многие компании продали свои франшизы в других странах, а некоторые из них быстрыми темпами распространяют свою международную сеть. 

     Количество франчайзи в США
     
     Рисунок 2.1 

     США являются мировым лидером в развитии системы франчайзинга. В 1998 г. в Америке насчитывалось около 1 200 франчайзеров; в 2002 г. действовало уже примерно 1 500 франчайзеров и 350 000 франчайзи; в 2006 г. имелось около 2 400 франчайзеров и 767 000 франчайзи. В 2008 г. в США насчитывалось примерно 3000 франчайзеров и 865 000 франчайзинговых точек, в которых задействовано 10 000 000 человек (см. рис. 2.1, 2.2) [62].
     Количество франчайзеров в США 

     
     Рисунок 2.2
 

       Замедление экономики в 2009 г. приведет к потере сотен тысяч рабочих мест в сфере франчайзинга в США, прогнозирует Международная Ассоциация Франчайзинга. Национальная ассоциация франчайзинга США оценивает, что число заведений франшиз сократиться всего на 1-2 %, это на 10 000 точек. Закрытие точек будет стоить рынку 207 000 рабочих мест, как оценила ассоциация франчайзинга США.
     В первую очередь, по оценкам ассоциации франчайзинга США, сокращения точек франчайзинга коснется автомобилестроения, недвижимости. В тоже время точки быстрого питания и рестораны полного обслуживания не будут подвержены такому падению и будут умеренно расти.
     Франчайзинг в Америке может рассчитывать на поддержку International Franchise of Washington (IFA), ассоциацию, учрежденную в 1960 г. группой предпринимателей для продвижения франчайзинга, для предоставления услуг заинтересованным компаниям, а также для организации мероприятий.
     В США имеется примерно 3000 франшизных систем в более 75 видах деятельности. На одного франчайзора приходится в среднем 230 франшизных точек. Однако большинство франчайзоров имеет менее 100 точек [55].
     По данным IFA превалируют в основном франшизы бизнес-формата (см. рис. 2.3). Производственный франчайзинг по видимому используется для американских производителей, но за пределами страны  [58].
     Виды франшиз в США
     
     Рисунок 2.3
 

      В настоящее время, по некоторым оценкам, в США до 56 % франшизных систем сосредоточено в первой десятке отраслей, в которых франчайзинг наиболее результативен.
     Отрасли, лидирующие в США по использованию франчайзинга в 2008 г. 

     
     Рисунок 2.4 

     Как видно на рис. 2.4, половина из десяти лидирующих отраслей относится к сфере услуг, причем уже на четвертом месте находится отрасль целиком из этой сферы (ремонт и уборка), а на третьем – отрасль, в которой присутствует как товарная составляющая, так и предоставление услуг по обслуживанию автомобилей. Если из этого списка вычленить пять отраслей сферы услуг, то окажется, что на них приходится около 20 % франчайзеров и 17 % франшизных предприятий. Важно отметить, что франчайзинговые системы в данной сфере представлены не только этими отраслями. Наиболее активными франчайзинговыми системами в Америке можно назвать America Center (услуги), Athlete’s Foot (спортивное оборудование), Avis (прокат автомобилей), Baskin Robbins (мороженое), Burger King (быстрое питание), Century (недвижимость), Chem Dry (услуги), City Looks (парикмахерские салоны), Comfort Inn (гостиницы) и многие другие.
     Франчайзинг очень широко распространен в сфере недвижимости в США. Там головная компания поставляет своим франчайзи полный пакет различных программ по всем направлениям риэлтерской деятельности, приобретя которые можно создать готовый бизнес. По сути дела, покупка франшизы — это чистое вложение капитала под процент, при котором сам инвестор совершенно не обязательно должен самостоятельно заниматься управлением, а вполне может нанять для этого квалифицированного менеджера. Однако получение прямого дохода от работы фирмы не является единственной возможной целью [62].
     Около 80 % франшизных систем требует объем инвестиций от 50 до 250 тыс долл. США. Однако это не означает, что системы с низким уровнем инвестирования не получают развития. Около 20 % систем имеют инвестиционный показатель менее 50 тыс долл. США.
     Периодические платежи, так называемые роялти, составляющие основу дохода франчайзоров, в среднем варьируют от 3 % до 6 % от объема продаж. Годовой объем продаж в рамках системы франчайзинга превышает 1,5 трлн. долл. США, при этом около 40 % предприятий розничной торговли являются франчайзинговыми (прогноз на 2010 г. – 50 %). Франчайзинг в сфере розничной торговли обеспечивает приблизительно 15 % ВВП США. Примерно 60 % ВНП страны производится предприятиями малого и среднего бизнеса, более 50 % которых работает по системе франчайзинга. По данным администрации малого бизнеса США, за последние пять лет в стране более 85 % малых предприятий по тем или иным причинам прекратили свое существование. За тот же период только 14 % предприятий-франчайзи были закрыты. Таким образом, в среднем из восьми созданных франшизных предприятий в течение первых пяти лет только один прекращает свое существование [50].
     Отдел обслуживания субъектов франчайзинга оказывает посреднические услуги в области установления контактов между франчайзером и потенциальными франчайзи. Нередко франчайзинговые департаменты банков США осуществляют программы подбора франчайзи для какого-либо франчайзера, либо определяют франчайзера, наиболее подходящего для специализации франчайзи.
     Функцией франчайзингового отдела кредитной организации, играющей основную роль, является обеспечение финансовыми ресурсами франчайзи и франчайзеров. Фундаментальными составляющими рассматриваемого направления деятельности подразделения являются: разработка программ, определение инструментов и источников долгового и акционерного финансирования, участие в составлении и оптимизации внутрибанковских программ контроля и хеджирования операционных рисков.
     Политика различных кредитных организаций в области предоставления финансовых ресурсов франшизам похожа. Ее основными аспектами являются:
    установление более низких процентных ставок по сравнению с данным параметром, применяемым при кредитовании самостоятельных предприятий;
    возможность привязки процентных ставок по кредитам к базовым отраслевым показателям. Например, при кредитовании франчайзи нефтяных компаний процентная ставка по кредитам соотносится с индексом изменения цен на сырую нефть или конечные нефтепродукты. При колебаниях данного индекса процентная ставка корректируется;
    предоставление субъектам франчайзинга бесплатного обслуживания в банке в течение первого года. Данный механизм предоставляет возможность франчайзи и франчайзерам пользоваться всем спектром банковских услуг без необходимости оплаты комиссий и вознаграждений. Некоторые банки при условии значительного постоянного годового оборота средств по расчетному счету увеличивают данный период.
     Основные схемы участия коммерческих банков в финансировании франчайзинговых компаний сводятся к нижеследующим:
     1. Кредитование франчайзи коммерческими банками с использованием государственных гарантий. В соответствии с данным механизмом государство выступает поручителем по кредитам, предоставленным франчайзинговым предприятиям, и в случае невозвращения полученных финансовых ресурсов последними за счет средств бюджета или внебюджетных фондов возмещает банку его убытки.
     Следует отметить, что за предоставление гарантий государственным органом взимается комиссия в размере 2,5-5 % от суммы кредита. Деятельность ряда стран, в том числе США показала, что общий размер комиссий значительно превышает расходы по возмещению убытков коммерческих банков и составляет весьма существенный доход государства.
     2. Кредитование компаний-франчайзоров под залог брэндов, принадлежащих им. При использовании данной схемы стоимость брэнда должна оцениваться компаниями, специализирующимися в данной сфере.
     В этом случае бренд должен быть достаточно известным и иметь стоимость, соизмеримую с размером запрашиваемого кредита. При невозвращении кредита бренд может быть реализован путем проведения аукциона либо перейти в собственность банка. В последнем случае кредитная организация приобретает право сбора роялти с действующих франчайзи данной сети. Преимуществом данного механизма является то, что при реализации бренда или регулярном взимании роялти с операторов франшизы коммерческий банк имеет возможность получить значительно большую сумму, чем размер кредита и проценты по нему.
     3. Кредитование франчайзеров с использованием механизма факторинга. В этом случае процентные платежи за пользование кредитом франчайзер не выплачивает непосредственно банку, а предоставляет последнему право требования роялти с одного или нескольких франчайзи. При этом объем роялти должен быть соизмерим с размером процентных платежей за пользование кредитными ресурсами.
     4. Кредитование франчайзи коммерческим банком под поручительство франчайзера или ассоциаций франчайзи, т.е. структур, объединяющих франчайзи одной или нескольких франшиз и стремящихся защитить интересы франчайзи, предоставить информационные и консалтинговые услуги, взаимное кредитование за счет средств совместно созданного фонда, поручительство по кредитным договорам и договорам займа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.