На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Государство как основной субъект политики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  ФГОУ  ВПО
  Калининградский Государственный Технический Университет
  Кафедра социальных наук, педагогики и права 
 
 
 
 
 
 
 

  \ 
 
 
 
 
 
 

  Контрольная работа
  По  политологии
  На  тему: «Государство как основной субъект  политики». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Выполнила:
  Студентка группы 08-ОП
  Останина  А.А.
  Проверила:
  Романовская О.Г. 
 
 
 
 

  Калининград
  2011
  Содержание:
    Введение …………………………………………………………………………………3
    Государство: сущность, структура, функции…………………………………………..5
      Государство: понятие и происхождение………………………………………….5
      Признаки и сущность государства…………………………………………………6
      Функции государства……………………………………………………………….7
      Структура и формы государства…………………………………………………...8
      Правовое и социальное государство………………………………………….......11
    Генезис государства………………………………………………………………….....12
    Личность и государство………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………………………...23
Список используемой литературы…………………………………………………………….24
 


  Введение.
  В результате эволюционного развития человек  для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых  животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход  к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям  общественного труда - отделению  скотоводства от земледелия, отделению  ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли.
  Такие крупные  события в общественной жизни  имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который  стал явно приоритетным по сравнению  с женским домашним. В связи  с этим матриархальный род уступил  место патриархальному, где родство  уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более  важным было, пожалуй, то, что родовая  община постепенно начинает дробиться  на патриархальные семьи, интересы которых  уже не полностью совпадают с  интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой  общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие  роста производительности труда  обусловил появлению экономической  возможности для товарообмена и  присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.
  Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор  относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это «объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные  вопросы прямо и непосредственно  затрагивают интересы различных  слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая  другая организация не может конкурировать  с государством в многообразии выполняемых  задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство  очень сложное и внутренне  противоречивое общественно-политическое явление».
  Рожденное обществом, его противоречиями, государство  само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации  общества, призванная обеспечивать его  целостность и управляемость, государство  выполняет функции, обусловленные  потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое  общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие  дела, вытекающие из природы всякого  общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общем достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в  классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.
  При анализе  всякого предмета нужно прежде всего  выяснить его историческое происхождение, а также предпосылки, что имеет  прямое отношение и к государству. Без этого нельзя понять сущность государственно-правовых явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.
  В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство, сделан Ф. Энгельсом в работе «Происхождения семьи, частной собственности и  государства», написанной с учетом громадного исторического материала, где показано, как государство  появилось, какие основные этапы  прошло в своем развитии и чем  стало теперь.
  Большое значение для характеристики первобытного строя и уяснения вопроса общественного  самоуправления имела книга американского  этнографа Л. Моргана «Древнее общество», вышедшая в свет в 1877 году, в которой  сделана попытка научно проанализировать развитие родовой организации на примере североамериканских индейцев. В своих взглядах на первобытное  общество он приближался к материалистическому  пониманию истории, но в целом  не смог понять роль и значение экономики, производственных отношений, сущность и значение классового деления общества.
  История государства неотделима истории  общества. Оно вместе с обществом  проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает  на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства  характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно  сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом  на аппарате принуждения. Развитым государство  становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации  и демократии. Оно «обеспечивает  организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу  автономной личности». В таком государстве  развиваются все его институты  и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают  к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все  основания рассматривать государство  как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.
  Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства  конкретно-исторически, в различных  его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально  используя при этом прошлые и  настоящие научные достижения. 

 


    Государство: сущность, структура, функции.
      Государство- понятие и происхождение.
  Центральным институтом политической системы общества является государство. Чтобы уяснить  сущность государства, нужно иметь  в виду, что понятия «государство»  и «власть» не тождественны: власть старше государства, ибо нет и  не может быть общества безвластного, но на протяжении всей первобытной  истории эта власть осуществлялась в виде негосударственного и дополитического  общественного самоуправления. Государство  появляется в результате
    разложения родоплеменного строя:
    постепенного обособления от общества вождей;
    сосредоточения у них управленческих функций,
    ресурсов власти и социальных привилегий.
  В лице государства перед нами предстает  уже власть, не совпадающая непосредственно  с населением. Причем несовпадение это и количественное (обществом  управляют не все взрослые граждане, а их представители или лица, получившие власть по наследству), и качественное: интересы управляющих и управляемых  далеко не всегда и не во всем совпадают. Государство есть продукт общества на той стадии его развития, когда  оно раскололось на классы, которые  находятся в вечном противоречии и конфликте друг с другом. Появилась  необходимость в силе, стоящей  над обществом и держащей его  в границах «порядка».
    Государство – это политический институт, который символизирует все общество, и с помощью аппарата насилия и законодательства осуществляет управление на определенной территории. Примерно до 17 века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от государства. Разграничение этих понятий было обосновано в теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и других мыслителей эпохи Просвещения. В этих теориях понятия «государство» и «общество» разделены:
    существовавшие первоначально в  свободном и неорганизованном  состоянии индивиды в результате  хозяйственного и иного взаимодействия  вначале образовали общество, а  затем для защиты своей безопасности  и естественных прав договорным  путем создали себе специальный  орган управления – государство.  Проблема соотношения государства  и личности в истории решалась  по-разному. В традиционных обществах,  недемократических государствах  личность была полностью подавлена  государством. Благополучие и процветание  государства было целью, а личность  была лишь средством для ее  достижения. Интересы государства  были выше интересов отдельной  личности. В современных демократических  государствах высшей ценностью  является человек, его права  и свободы. Государство же обязано  обеспечить личности необходимые  условия для ее полноценного  развития и достойного существования.  Целью общественного развития  стал сам человек. Однако даже  сейчас очень часто такое положение  остается только лишь строкой  в законе. А на практике же  интересы личности часто приносятся  в жертвы потребностям государства.  Возникнув как социальный институт, регулирующий процессы, происходящие  в обществе, управляющий им, государство  практически узурпировало власть  в обществе. Провозглашенное конституцией  местное самоуправление фактически  является придатком государства,  повторяет структуру государственных  органов управления, зависит от  него в правовом и финансовом  отношении. Логика современного  развития говорит о необходимости  возвращения местному самоуправлению  изначально присущих ему функций  непосредственного участия граждан  в управлении обществом, обустройстве  сферы жизнедеятельности. Именно  тогда интересы государства и  личности не будут противоречить  друг другу. Сфера интересов каждого конкретного человека выйдет из-под контроля государства. Существует немало теорий происхождения государства, поэтому мы остановимся лишь на нескольких:
    Завоевательные теории (Ф. Оппенгеймер, Л.Гумплович) утверждают, что государство возникло в результате покорения одних племен другими.
    Договорные теории (Гоббс, Локк) – государство возникло в результате договоренности между членами общества. Они добровольно отказались от части своих прав и свобод, передав их правителю для того, чтобы он обеспечивал порядок в общественной жизни и не позволял сильным обижать слабых.
    Теократическая теория гласит о том, что государство возникло в результате божественного установления (Фома Аквинский)
    Антропологическая теория происхождения государства – государственная форма организации общества коренится в самой природе человека. Человек как существо коллективное, может существовать только в государстве, лишь в государстве он становится личностью и реализует себя как высшее разумное существо. Государство возникает в результате развития человека и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые нравственные начала.
    Социально-экономическая теория отрицает божественное вмешательство или «государственную природу человека» и утверждает, что государство возникло естественным путем в результате общественного разделения труда. Именно в результате этого выделился слой людей, которые оказались освобождены от материального производства и сосредоточили в своих руках управление обществом.
      Признаки и сущность государства.
  Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других институтов и организаций (партий, движений и  др.).
    Отделение публичной власти от общества, её несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичной власти требует определенной организации - специального аппарата (чиновников, судей, армии и др.)Современное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется посредством выборов.
    Наличие территории-Законы и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ государственной территории. Государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровного родства или религиозным принципам.
    Суверенитет-Это такое свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверенитет (в контексте международных отношений), который предполагает свободу государства от контроля извне.
    Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы, полиция и т.д.), а так же органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.
    Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания аппарата управления и для материального обеспечения государственной политики.
    Организация общественной жизни на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. В любом современном обществе имеется множество субъектов власти (семья, церковь, партии и тп.), однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений является государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер.
    Претензия на представительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация не может представлять и защищать всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
    Сущность государства - главное, что обуславливает объективную необходимость существования государства, а также то, чьим интересам оно служит. Традиционно исследователи обращают внимание на две главные причины, обуславливающие государство - классовую и общесоциальную. Действительно, государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса (классовая сущность), оно одновременно является организатором "общих дел", т.е. обеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей (общесоциальная сущность)Как свидетельствует опыт современной демократии сфера проявления общесоциального назначения государства существенно расширилась. Государство выступает в роли надклассового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многообразные, порой антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства, так и вне его"Снятие" функций классового насилия и расширение функций регулирования отношений между социальными группами, выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства.
      Функции государства.
  Место и роль государства в политической системе общества раскрывается в  его функциях. Традиционно их делят на внутренние и внешние.
  К внутренним относятся следующие:
  - экономическая - защита существующего  способа производства, регулирование  экономических процессов с помощью  налоговой и кредитной политики, стабилизация экономики и создание  стимулов для экономического  роста, регулирование "естественных  монополий" (связь, энергетика) Вопрос о пределах государственного вмешательства в экономическую сферу является одним из сложнейших вопросов современной теории и практики. С одной стороны, полную несостоятельность показала практика прямого директивного вмешательства государства в экономику (СССР)С другой, - полностью свободный рынок несет в себе момент стихийности. Современное государство должно использовать экономические рычаги (налоги, льготы, кредиты) для регулирования экономических процессов;
  - социальная - удовлетворение потребностей  людей в работе, жилье, поддержании  здоровья, предоставление социальных  гарантий социально незащищенным  группам населения (молодежи, пенсионерам,  безработным, сиротам, инвалидам,  многодетным семьям и др.)Государство  через эту функцию корректирует  негативные социальные последствия  реформ, связанных с переходом  к рынку;
  - правовая - обеспечение законности  и правопорядка;
  - политическая - обеспечение политической  стабильности, выработка политического  курса, отвечающего потребностям  максимально широких слоев населения,  либо потребностям поддержания  политического господства класса-собственника;
  - образовательная и культурно-воспитательная - эти функции направлены на  формирование условий для получения  общедоступного общего и среднего  профессионального образования,  а также условий для удовлетворения  культурных потребностей населения;
  - экологическая - охрана природной  среды.
  К внешним функциям относят следующие: защита интересов государства на международной арене, обеспечение  обороны страны, развитие сотрудничества и интеграции с другими странами.
  Для осуществления указанных функций  государство использует определенные средства (ресурсы государственной  власти) и опирается на комплекс специальных органов, составляющих в совокупности структуру государства.
      Структура и формы государства.
  Как политическая структура государство  имеет сложное строение и включает в себя систему государственного управления, институт президентства  или институт монархии, систему правосудия, органы государственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, вооруженные  силы, местные органы власти. В структуре государства выделяют три ветви государственной власти: законодательная власть (парламент), которая принимает законы и другие важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах парламенты имеют разные названия, например в США - Конгресс, в Финляндии - Сейм, в России - Федеральное Собрание), исполнительная власть, обеспечивающая исполнение законов и осуществляющая повседневное управление страной (в России - это Правительство Российской Федерации), судебная власть, призванная осуществлять правосудие и разрешение юридических споров (в России к этим органам власти относятся Конституционный, Верховный Высший, Арбитражный и другие суды).
  Дальнейший  анализ государства связан с выделением возможных форм государства. Форма государства складывается из трех элементов: формы государственного правления, формы государственного устройства и политического режима . Форма правления государства - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Государства по форме правления классифицируются на республики и монархии.
  Монархия (с гречmonarhia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. На современном этапе существуют государства с такими разновидностями монархической формы правления, как абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман), конституционная парламентская (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония) и дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко).
  При абсолютной монархии в руках монарха  сосредотачивается вся полнота  государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и смещает правительство, вершит высший суд.
  Конституционная парламентская монархия характеризуется  следующими особенностями:
  а) власть монарха ограничивается конституцией, утверждаемой парламентом монарх не вправе изменять конституцию, а его  власть номинальна, символична;
  б) правительство формируется парламентом  из представителей определенных партий, получивших большинство голосов  на выборах в парламент;
  в) лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства (премьер-министр - наиболее значимое лицо в политической жизни);
  г) правительство отвечает перед парламентом, а не перед монархом.
  В чем смысл сохранения института  монархии в этих странах? Это - определенный символ нации, в котором актуализируется  историческая память народ
  В дуалистической монархии полномочия монарха  ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти, парламент, наоборот, не имеет  влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятельность.
  Республика - (от лат. res publicа - общественное дело) форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. В современных государствах преобладают две разновидности республиканской формы правления: парламентская (Германия, Италия, Индия) и президентская республика (США, Аргентина, Мексика).
  Парламентская республика- Эта форма правления мало чем отличается от парламентской монархии (некоторые политологи приводят пример Великобритании как классического парламентского правления)В основу правления положен принцип: слабый президент - сильный парламент. Президент, также как монарх, является формальным главой государства, фактически исполнительная власть сосредоточена в руках главы правительства. Так как парламент назначает и смещает главу исполнительной власти, формирует из своего состава правительство и может его отозвать, то выходит, что он занимает главное место в системе государственных органов и соответственно играет ведущую роль в политической жизни общества. С другой стороны, президент может обладать правом роспуска нижней палаты парламента (например, в Германии, а в Великобритании этим правом обладает премьер-министр).
  Президентская республика. Классическим примером данной формы правления являются США. Эта форма правления строится по принципу: сильный президент - сильный парламент, что предполагает более последовательное разделение полномочий законодательной и исполнительной власти (в ряде стран Латинской Америки, которые пытались скопировать американскую модель, утвердились супер президентские республики, т.к. власть президента не уравновешивается действительно сильным парламентом)В руках президента сосредоточена вся полнота исполнительной власти. Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. По отношению к высшему представительному органу (парламенту) президент имеет право накладывать вето на его законодательные акты (вето - запрет, накладываемый одним органом власти на решения другого, в данном случае - это право президента не подписывать закон, возвращать его парламенту на повторное рассмотрение)Право вето носит относительный характер: парламент должен повторно проголосовать за отвергнутый закон. Чтобы преодолеть президентское вето, сторонники закона должны собрать 2/3 голосов.
  В исключительных случаях, например, когда  президент обвиняется в преступлениях  и в нарушениях конституции, парламент  имеет право на импичмент - право  на возбуждение процесса досрочного освобождения главы государства  от должности и привлечения к  ответственности.
  В ряде стран (Франция, Швейцария, Литва) сложились формы правления, которые  с трудом подходят под вышеназванные "чистые" формы. Их называют полупрезидентскими или смешанными. Президент, являясь главой государства, в тоже время влияет на формирование правительства и назначения на ключевые посты. Хотя, как и в парламентской форме, существует премьер-министр, президент обычно председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Правительство несет двойную ответственность - перед президентом и парламентом.
  У политологов нет единого мнения относительно формы правления, сложившейся  в современной России. Ее оценивают как смешанную, указывая на роль президента в формировании правительства и его влияние на принятие решений правительства, на право роспуска нижней палаты парламента -Государственной Думы (последнее полномочие в президентской республике у главы государства отсутствует). Ряд ученых говорят о России как суперпрезидентской республике, ссылаясь на объем полномочий, предоставленных президенту, и на сложность объявления процедуры импичмента.
  Форма государственного устройства характеризует  территориальное деление государства  и соотношение полномочий центральных  и региональных (местных) органов  власти.
  Основными формами государственного территориального устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация.
  Унитарное (от лат. unitas - единство) государство (Болгария, Венгрия, Великобритания) предполагает распространение на всю его территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства. Местные органы управления не обладают какой-либо политической самостоятельностью, но могут быть самостоятельны в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализаванными (Испания, Франция)Последняя форма предполагает большую автономность крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительство.
  Федерация (от лат. federatiо - союз, объединение) - это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.) Классическое возникновение федеративных государств осуществлялось "снизу" "вверх" через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государство. Федеральные конституции (в более редких случаях - договор) устанавливают степень самостоятельности ее субъектов. Отношения между центром и субъектами строятся на основе распределения полномочий: часть из них является исключительной компетенцией федерального центра, другая - субъектов федерации, третья - в совместной компетенции. Субъекты федерации могут иметь собственные конституции, правовую и судебную систему, свои органы власти и управления, свое гражданство. В большинстве случаев члены федерации не имеют право одностороннего выхода из союза.
  Федерация формируется по территориальному (административному) принципу (США, Германия, Бразилия), по национальному принципу (бывшие СССР, Югославия, Чехословакия), либо на сочетании  двух основ (Россия, Пакистан)История  показала, что национальная федерация  оказалась менее устойчивой, чем  территориальная (административная) федерация. Разнотипный характер Российской Федерации проявляется в наличии трех видов субъектов, что закреплено ст5 Конституции РФ: национальные республики, административно-территориальные единицы (край, область) и национально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область)Сложность подобного строения федерации проявляется в том, что один субъект федерации (автономия) входит в состав другого (область, край)Подобный принцип "два в одном" порождает комплекс экономических и административных проблем в сложносоставленных регионах (Тюменская область, Красноярский край и др.).
  Ряд ученых выделяет симметричные и асимметричные федерации. Первая означает полное равноправие всех субъектов, вторая - предполагает в силу каких-либо причин (например, с целью погасить тенденцию к сепаратизму) предоставление отдельным субъектам более широких прав в области налоговой политики, в сфере международной деятельности и др. К подобным государствам относят Бельгию, Испанию, Россию, Индию, Пакистан, Малайзию.
  Конфедерация - союз юридически и политически  независимых государственных образований  для осуществления конкретных совместных целей [6, с.198]Такими целями является оборона, внешняя политика, экономическое  сотрудничество. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, гражданство и законодательство. Конфедеративное государство неустойчиво и перерастает либо в федерацию (США в ХYIII в., Швейцария в XIII в., Германия ХIХ в.), либо распадается.
      Правовое и социальное государство.
  Развитие  демократии непосредственным образом  связано с утверждением правового  государства.
  Остановимся на основных принципах правового  государства:
    Верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни.
    Правовой характер самих законов, т.е. их соответствие международным правовым стандартам.
    Приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие. Государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо. Общеизвестна формула: "все, что не запрещено индивиду, ему дозволено", а для власти: "все, что не разрешено власти, ей запрещено".
    Взаимоответственность государства и личности. В правовом государстве отношения между ними строятся не только на правовой основе, но также пронизаны морально-этическими обязательствами.
    Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.
  Сущности  современного демократического государства  соответствует не только его правовая, но и социальная форма. Считается, что такой тип государства складывается во второй половине ХХ вв странах Запада во многом благодаря влиянию социальных экспериментов социалистических стран. Социального государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством. Внутреннюю политику социального государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального компромисса и солидарности в обществе. Такое государство сглаживает имущественное и другое социальное неравенство, помогает низкодоходным группам, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования. Это проявляется в реализации разнообразных программ государства, направленных на развитие сферы образования, здравоохранения (в различных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность здравоохранения, основного общего и среднего профессионального образования); помощи пенсионерам и другим социально уязвимым группам; в создании новых рабочих мест; в развитии системы переобучения безработных, трудоустройства молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на "достойную жизнь", право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале - примерно одинаковые для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных целей. Реализация этих прав находится в непосредственной зависимости от уровня экономического развития страны, от перераспределительной политики государства, когда с помощью налогов часть доходов богатых слоев населения перераспределяется в пользу бедных.
  Реализация  социальных прав человека позволяет  характеризовать политику государства  в терминах социальной справедливости. Эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, являются важнейшей составной частью их программ. Социал-демократические и коммунистические партии настаивают на расширении социальных программ, в то время как правые партии критикуют социальное государство, связывая с ним такие явления, как разрастание бюрократического аппарата, рост массового иждивенчества, повышение налогов, что в итоге тормозит экономическое развитие. Например, неоконсерваторы отстаивают тезис об адресной социальной поддержке, что должно сократить количество получателей социальной помощи. 
 

    Генезис государства.
  Познание  государства и права следует  начинать с вопроса о происхождении  государства - всегда ли в истории  человеческого общества существовал  этот социальный институт или же он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и  формы появления государства, его  характерные, сущностные черты, отличие  от предыдущих организационных форм жизни общество. Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, непосредственно  изучающих это общество.
  В настоящее время благодаря успехам  археологии и этнографии знание о  первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось. Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого определялось как  предыстория, то теперь, к концу 20 века, история многих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное  знание об этом историческом диапазоне  в жизни человечества.
  Кроме того, если для 19- начала 20 века был характерен в основном евроцентристский взгляд на историю, т. е. использовались знания истории Европы и некоторых прилегающих  к ней регионов, а затем эти  знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в  орбиту научного осмысления оказалась  вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория государства  и права становится, таким образом, действительно логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового развития общества.
  В этом новом понимании первобытного общества прежде всего следует выделить знания, характеризующие развитие этого  общества, периодизацию первобытной  истории. Иными словами, речь идет о  том, что само это общество никогда  не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации - общеисторическую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность «представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию»».
  Это понятие в историческую науку  ввел английский археолог Г. Чайлд в  середине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел  во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите от присваивающего к производящему хозяйству.
  Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся  на несколько тысячелетий.
  Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства  и существования использовало человечество. Для теории государства и права  появляется наконец возможность  также четко определять, какие  формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах  присваивающей экономики, а какие  в обществах производящей экономики.
  Социально-экономическая  и экологическая сущность «неолитической революции» заключалась в том, что  с целью удовлетворения своих  потребностей человек от орудийной  деятельности, связанной с присвоением  готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход сопровождался  не только селекционной деятельностью, которая легла в основу земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью - прежде всего изготовлением  керамических изделий, а также металлургией и металлообработкой.
  Производящая  экономика к 4-3 тыс. до н. э. стала  вторым и основным способом существования  и воспроизводства человечества. В основе перехода к производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу само существование человечества. Ответив  перестройкой всей своей социальной и хозяйственной организации, человечество смогло из глобального экологического кризиса. В эту перестройку входит и новая организация властных отношений - появление государственных  образований, раннеклассовых городов-государств. Итогом «неолитической революции» «явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих  обществ. На следующем этапе социального-экономического развития происходит расцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первые цивилизации - происходит становление  раннеклассовых обществ».
  Таким образом, «неолитическая революция» - переход человечества к производящий экономике - приводит первобытное общество объективно в силу своего внутренного  развития к финальномк рубежу - социальному  расслоению общества, появлению классов, зарождению государства.
  Как правило, древнейшие государственные  образования закономерно возникают  на социально-экономической основе раннеземледельческого общества и  характеризуется как раннеклассовые государства.
  Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором живут свободные  общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Город-государство знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально - появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т. п.
  В городе-государстве организуются три  центра управления, административного  и идеологического лидерства: городская  община, дворец и храм.
  Город начинает выполнять по отношению  к другим прилегающим селениям функции  государственного управления. Эти функции  весьма многообразны: управление общинным земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов.
  Таким образом, государства как новая  организация форма жизни общества возникает объективно, в итоги  неолитической революции, переход  человечество к производящей экономике, т. е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления  новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма - город-государство - также обусловлена  финальным, в основном земледельческим  развитием «неолитической революции».
  Таким образом, первичное государство  возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которая становится отныне условием выживания и воспроизводства  человечества в новых условиях.
  Словом, возникающее первичное государство, как социальный институт, обслуживает  и организационно обеспечивает именно производящую экономику раннеземледельческих, раннеклассовых обществ.
  Сделаем один общий важный вывод. Изложенная выше концепция происхождения государства  существенно отличается то доминировавших ранее в отечественной теории государства и права взглядов на эту проблему. Вместе с тем  она сохраняет материалистический, классовый подход. В этой концепции  используются новые знания, основной упор делается на организационные функции  первичных городов-государств, на взаимосвязь  происхождения государства и  становления производящей экономики.
  Ранее в вульгаризированной и догматизированной  отечественной теории государства  и права происхождения государства  объяснялось по иной схеме. На этапе  перехода к цивилизации в первобытном  обществе появляются прибавочный продукт, частная собственность, оно раскалывается  на классы, возникает господствующий класс, который создает государство  с тем, чтобы с его помощью, путем насилия, принуждения держать  в подчинении эксплуатируемый класс. Происходят войны. И поскольку пленников, которых раньше убивали или даже съедали, стало выгодно использовать на работах. Поэтому первыми государствами  были рабовладельческие государства, а само государство являлось машиной  для поддержания господства одного класса над другим.
  В свое время Ф. Энгельс «указал  на две пути образования политически  господствующих классов: во-первых, через  присвоение должностей с помощью  наследственного механизма и  обогащения на этой основе и, во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается  исторически наиболее распространенным, типичным».
  Таким образом, в конкретно-исторической действительности раннеклассовое государство  не возникало как результат деятельности только господствующего класса. Оно  результат определенного развития общества на этапе становления производящей экономики, финального развития земледельческих культур. Но, разумеется, тот или иной класс, захватив государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом.
  Новые знания изменяют ответ и на другой вопрос: можно ли классовую природу  первичного государства определять как рабовладельческое по своей  социально-экономической сущности?
  Во-первых, исторические данные свидетельствует, что общинников-земледельцев - основную социальную и производительную силу раннеклассовых обществ - нельзя приравнивать к рабам. Их зависимость не была ни рабством, ни крепостничеством. Многие ученые определяют эту форму зависимости  как такую, когда земледелец имеет  дело непосредственно с государством, применяющим свою неограниченную власть для организации и использования  экономики страны в интересах  правящего класса.
  Во-вторых, примером возникновения рабовладельческого государства в ходе разложения первобытнообщинного  строя всегда были Афины и Рим. Ими оперировали Энгельс и  Ленин, когда обосновывали свои взгляды  на происхождения государства. Однако установлено, что греческим государствам предшествовали более древние, ахейские, классовые структуры, которые походили на структуры переднеазиатских государств.
  Таким образом, рабовладельческое государство, характерное для определенного  этапа античной истории человечество, а уникальным, тем особенным государством, которое характерно для конкретно-исторической ситуации Греции и Рима. Более того, античные рабовладельческие государства - это лишь этап в истории государственности  Греции и Рима, которому предшествовал  иной этап - первичных форм государственности, имеющих все те же характерные  черты раннеклассовых государств.
  Итак, не рабовладельческое государство  было тем типичным государством, которое  пришло на смену социальной организации  первобытно-общинного строя, а раннеклассовое город-государство, со сложной социальной структурой, многочисленными общественными  функциями, обеспечивающими дальнейшее развитие производящей экономики.
  Это раннеклассовое государство в своем  дальнейшем развитии переросло в  государство так называемого  азиатского способа производства. Государства  же рабовладельческие возникли в  силу весьма конкретных исторических обстоятельств в Греции и Риме и являются уникальными государствами. Многие народы, в том числе российский народ, создавали свою государственность, не зная рабовладельческого этапа. А  вот государства азиатского способа  производства оказались типичными, распространенными во многих регионах Земли и существовали сотни лет.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.