На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этапы развития социологии в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Введение.
   Впервые термин “социология” был введен французским  социологом Контом в середине XIX в. и  означал “обществоведение” Социология - интернациональная наука по характеру, целям и задачам. Но ее развитие в разных странах во многом определяется их своеобразием. Специфична и отечественная социология. Российская социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических наработок. Первые были связаны с освободительным движением и революционной традицией России, вторые - непосредственно с наукой. Имея российские корни, отечественная социологическая мысль вместе с тем испытала на себе мощное воздействие Запада. Она была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом.  

   1. Предпосылки и особенности развития социологии в России.
   Социология  в России возникает во второй половине XIX в., после реформы 1861 г., провозгласившей  отмену крепостного, права и означавшей начало новой эпохи в развитии не только экономических, но и социальных, политических, духовных процессов в жизни страны. В экономической сфере была открыта дорога развитию индустриального производства и капиталистических отношений. Стал возникать новый тип экономики, как в городе, так и в деревне, потребовавший особого теоретического осмысления, поскольку западные концепции развития капитализма не вполне подходили для российской действительности. Наличие сильных остаточных феодально-крепостнических явлений, господство сельской общины как основы экономических и социальных отношений и многое другое привели к необходимости специальных научных трактовок. В них нуждалось и объяснение процессов усложнения и изменения социальной структуры российского общества в связи с появлением новых классов и слоев городской и сельской буржуазии, городского и сельского пролетариата, разночинцев и т.д.
   Произошло значительное оживление социальной жизни, связанное с появлением революционных  демократов, народников и иных общественных движений, как противостоявших правящему  царскому режиму, так и поддерживавших его. В качестве важного социального явления возникает общественное мнение, изучать и учитывать которое становится необходимым для всех господствовавших и оппозиционных структур. Таким образом, оказываются налицо социально-экономические и политические предпосылки появления новой для России науки — социологии.
   К ним в полной мере должны быть "добавлены" естественнонаучные и идейно-теоретические  предпосылки, без которых ее возникновение  было бы невозможным. Открытие целого ряда фундаментальных законов природы, использование при этом строгих и точных методов получения естественнонаучного знания не могли не поставить аналогичных вопросов в отношении общества и методов его изучения.
   Главную роль в возникновении социологии в России сыграли идейно-теоретические предпосылки, выразившиеся в существовании и влиянии отдельных социальных концепций, имевших как отечественное, так и зарубежное происхождение. Вначале коротко скажем о зарубежном идейно-теоретическом влиянии, а затем значительно подробнее остановимся на предсоциологическом этапе развития российской социальной мысли.
   Одна  из особенностей возникновения отечественной  социологии стоит в том, что в  России этот процесс происходил тогда, когда в Западной Европе социология уже активно развивалась благодаря трудам О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса и многих других представителей названной науки, не принадлежащих к числу классиков, но внесших значительный вклад в ее становление. Временной лаг, отделяющий появление российской социологии от ее западноевропейской "старшей сестры", составляет приблизительно 30 лет.
   Следовательно, работы поименованных выше социологов не могли не оказать влияния на те или иные концепции в России. Так, известно, что первым познакомил российского читателя с идеями Конта В.Н. Майков, опубликовавший в 1845 г. статью "Общественные науки в России", в которой вслед за французским социологом поставил задачу формирования новой общественной науки о законах социальной жизни людей и народов. Правда, в этой статье он оспаривал нужность термина "социология", используя вместо него другой термин — "социальная философия". Но в данном случае значение имеет не это, а другое обстоятельство: стала внедряться в сознание общества идея плодотворности новой науки об обществе.
 

    2. Основные этапы развития социологической мысли.
   2.1. Первый этап (1860-1890 гг.)
   Социология  возникает и формируется под  эгидой идей Огюста Конта. На первом этапе  главной задачей было утверждение  предмета социологии как во мнение российского научного сообщества, так  и в широком общественном мнении., где значительную роль сыграла периодическая печатная продукция. Формирование предмета не сводилось к простому перениманию идей Огюста Конта. Позитивистская направленность складывалась в значительной мере под общим влиянием успехов естественных наук. В этот период формировался предмет социологии, осмысление ее роль в системе социальных наук. Социологию все более благожелательно принимают  в научных кругах, она проникает в университетскую среду.
   Важным  обстоятельством, определившим специфику  социологической науки, являлось то, что она в отличие от западной социологии, формировалась в качестве альтернативы действующей власти, как форма оппозиционного сознания. Объективное направление, ориентирующееся на идеологию натурализма ярче всего представляли органическая школа (П. Лилиенфельд, А. Стронин) и школа географического детерминизма (Л. Мечников).  Наиболее значимая в отечественной социологии того периода субъективная школа, представленная такими именами, как П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н. Кареев, и другими.
   Формируется школа Ковалевского, а так же достаточно весомо, как с интеллектуальной, так и с политической точек зрения заявляет о себе теория экономического материализма в лице Г. В. Плеханова.
   Отличительной особенностью того периода являлась острая взаимная критика как между различными школами и внутри каждой из них. Эта критика доходила до полной неприязни друг к другу, и во многом  инициировалась политическими разногласиями. Говорить о направлениях и школах социологии, в то время как отсутствовала ее институциональная основа, и она не была признана в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины, можно было лишь с определенной долей условности. В основе тех или иных школ лежала некая идейная общность, возникавшая в процессе личных контактов, литературного содружества, общности политических взглядов и т.д. Событием, которое подвело итог научного развития социологической мысли в России в этот период, было выход в свет нового учебника по социологии Н. Кареева «Введение в изучение социологии».
   2.2. Второй этап (1890-1900-е гг.)
   С одной стороны, второй этап можно  рассматривать как промежуточный  с точки зрения институционализации  социологии. С другой – как веху в интеллектуальном самоопределении  социологии, когда она сыграла  значительную роль в развитие не только отечественной, но и зарубежной науки.
   На  рубеже веков как никогда остро  ставился вопрос о специфике познавательных принципов социологической науки, о признании в качестве приоритетов  духовных ценностей, что выливалось в формирование неокантианской социологической школы (Б. Кистяковский, А. Лаппо-Днанилевский и др.). Революционные события 1905-1907 гг. привели к резкой мировоззренческой и философской поляризации среди отечественных представителей социальных наук. Осознанием предыдущего социально-политического и интеллектуального опыта страны, и видение ее дальнейшего развития явилась публикация в 1909 году сборника статей «Вехи». Для этого периода свойственно так же не только усиливающееся влияние марксистской идеологии, но и ее размежевание на два течения: ортодоксальный марксизм (В. И. Ленин), и легальный марксизм (П. Струве). Из лона марксизма и в противовес ему формируется «христианская» социология (Н. Бердяев, С. Булгаков). Хотя последнюю и трудно отнести к социологии, тем не менее ее идеи оказали большое влияние на социальную мысль не только России, но и западной Европы.
   В целом второй период характеризуется  общим кризисом социологии, одна из причин которого вытекала из неадекватности методологии классического позитивизма, касающегося научного познания общества. Эта ситуация еще углубилась причинами социально-политического характера, которые в немалой степени деформировали естественный ход и логику развития социальной науки. Нельзя в данном  случае сбрасывать со счетов специфику национального социально-философского мышления, и культурные традиции, оказавшие значительное влияние на отечественную социологию. С институциональной точки зрения финальным аккордом формирования отечественной социологии явилось открытие в 1908 году частного Психоневрологического института с первой российской социологической кафедрой. Это оказало значительное влияние как на процесс дальнейшей институционализации социологической науки, так и на формирование нового теоретического направления – неопозитивизма, идеи которого активно развивал и утверждал П. Сорокин.
   2.3. Третий этап (1900-е-наши дни)
   Этот период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах так же были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968). Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих, крестьян. В этой области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы города, народонаселения и миграции (Н. Анцифиров и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).
   В 1930-х гг. марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что исторический материализм — это и есть социология марксизма и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР.
   Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х - начала 1960-х гг., на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношения к труду. Большое распространение получило социальное планирование, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.
   В 1960-х гг. социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 г. было создано первое социологическое учреждение — отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 г. на философском факультете МГУ — кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 г. был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 г. начал выходить специализированный журнал “Социологические исследования”. С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.циологи шире вливаются в социально-политическую жизнь страны, выступая в роли социальных помощников, экспертов, авторов программ по реформированию, совершенствованию общественной жизни. В своей работе они более целенаправленно переориентируются на объективное исследование реальной жизнедеятельности субъектов общественной жизни, тенденций ее развития. Наиболее известные современные ученые-социологи в России — это Г. В. Осипов, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Р. В. Рывкина, А. И. Кравченко, Г. Г. Силласте, В. А. Ядов и др.
 

   
   3. Школы социологии в России.
   3.1. Органическая школа
   Исходный  пункт органицизма — гипотетическое отождествление общества с организмом. Если сначала сравнение общества с биологическим организмом было связано с тем, что наука при изучении идет от известного к неизвестному, а так как общество нам не известно, то для его объяснения прибегали к организму, как к вполне уже известному. Постепенно это сравнение переросло в утверждение полного тождества общества с организмом.
   Органистская  теория отвечала умонастроению определенных кругов русского дворянства и буржуазии, выступавших за вечность существующего буржуазного общества, поскольку теоретические положения органицизма оправдывали существование антагонистического общества.
   В рамках этого направления следует  выделить наиболее видных ее представителей Александра Ивановича Стронина и Павла Федоровича Лилиенфильда.
   Тождество общества с организмом Стронин пытался  доказать, сопоставляя сходство их функционирования и закономерностей. Он считал, что возможно переносить законы природы на общество, а социальное знание необходимо строить по подобию естественных наук, в первую очередь биологии.
   По  мнению Стронина, общество — это  организм, а социальные институты — это отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково, а поэтому он считал, что «социология необходимо уже должна быть аналогичной с физиологией»
   Общество  так же, как и любой организм, имеет свое начало и свой конец. Движение общества (прогресс, регресс) совершается на основе биологических законов. Нравственный упадок, например, происходит в результате биологического вырождения человечества.
   Структуру общества он представлял в виде пирамиды. Вершина — привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина — капиталисты. Основание — подавляющее большинство общества (земледельцы и ремесленники). Пирамида образуется под воздействием физических причин. Ведь только пирамида, по законам физики, является наиболее устойчивой и одновременно с этим только она испытывает наименьшее сопротивление при движении. Такой взгляд на строение общества привел Стронина к консервативному выводу, что только высшая бюрократия и интеллигенция могут заниматься политикой, а все остальные слои не должны в нее вмешиваться.
   Понимая, что преобразования в России необходимы, Стронин в то же время считал, что она не готова для «произрастания революционных семян», как занесенных с Запада, так и своих собственных.
   Для Лилиенфельда идея отождествления социального и биологического организма выступала не как рабочая гипотеза, а как вполне реальная аналогия. Он писал: «Для того, чтобы человеческое общество сделалось предметом положительной науки, один только исход: необходимо включить в ряд органических существ и само человеческое общество, как организм, стоящий в развитии своем настолько же выше человеческого организма, насколько сей последний возвышается над всеми прочими организмами природы» Так как общество есть организм, по мнению Лилиенфельда, то оно обладает всеми отличительными чертами организма.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.