На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Автоматизция музейной деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                           Введение.
Автоматизация деятельности музеев продолжается не первый десяток  лет. Поскольку учет и хранение музейных экспонатов - специфическая и довольно узкая предметная область, музейные системы не получили такого широкого распространения, как, например, бухгалтерские, инженерно-расчетные и т.п. В ситуации отсутствия стандартной программы  многие музеи разрабатывали учетно-хранительскую  систему самостоятельно, адаптируя  ее к собственной специфике документооборота. Примером такого подхода может служить "Атлант" Эрмитажа, "Ника" Государственного исторического музея, система Государственного Дарвиновского музея и ряд  других. В то же время в 90-е годы на отечественном рынке музейных учетно-хранительских программ утвердились  две тиражные системы: автоматизированная система (АС) "Музей" (разработка Главного Информационно-вычислительного Центра (ГИВЦ) Министерства культуры РФ) и Комплексная  Автоматизированная Музейная Информационная Система (КАМИС) (программный продукт  ОАО "Альт-Софт", г.Санкт-Петербург).
Очевидно, что потенциальный  покупатель музейной компьютерной системы  в 99-и процентах случаев сделает  свой выбор между двумя вышеназванными вариантами. Оставшийся 1 процент - это  та редкая ситуация, когда музейщики  предпочтут обратиться к высококвалифицированному программисту; тот, в свою очередь, окажется способным за короткий срок освоить  новую для него музейную предметную область и при этом не запросить  за разработку запредельную сумму, неподъемную  для бюджетной организации.
Итак, не стоит изобретать велосипед, если существуют два бесспорных лидера. ГИВЦ занимается разработкой  музейных систем с 1987 года, "Альт-Софт" - с 1991-го. Разумеется, опыт, накопленный  разработчиками за столь продолжительное  время, является одним из определяющих факторов надежности и стабильной работы систем. Вам остается только решить, чему же отдать предпочтение.
Музею нужна компьютеризация  учета фондов для того, чтобы вся  информация о музейном собрании сконцентрировалась в одном месте - внутри компьютера, а не была рассредоточена по многочисленным сейфам с Главными инвентарными книгами  в отделе учета, в деревянных ящиках с картотеками и пыльных папках с документами в хранилищах. Как  замечательна возможность распечатать  один и тот же документ сколь угодно много раз, а не барабанить каждый экземпляр на пишущей машинке! Поистине безграничные горизонты для изучения музейных коллекций предоставляет  возможность отбирать группы предметов  по какому-нибудь общему признаку, мгновенно  получать необходимые справки о  музейном экспонате, формировать статистические данные. Не понаслышке знаю, как радуется душа у главного хранителя, когда  благодаря автоматизации учета  реже треплются пока еще рукописные главные инвентарные книги. Да и  сами экспонаты теребят не так  часто, ведь компьютерная система позволяет  работать с изображениями предмета. Значит, и ваша хрустальная ваза будет целее, и графика защищена от того, что ее лишний раз вынут  из папки на солнечный свет.
Польза от автоматизации  учета продолжается и за пределами  музея. Во-первых, музей должен регулярно  подавать сведения о своей деятельности либо в местное управление культуры, либо в министерство. Пресловутую  форму 8-НК, сведения о драгоценных  металлах и камнях Вы без труда  получите с помощью компьютерной системы. Во-вторых, не за горами участие каждого музея в Государственном каталоге музейных фондов РФ. Передать туда свои данные куда проще, если вы пользуетесь автоматизированной системой. Наконец, все музеи хотят быть равноправными участниками открытого информационного пространства, будущей сети культурного наследия. А там свои требования, свои стандарты. И все они основаны только на компьютерных технологиях.
В общем, ясно: XXI век  на дворе, а компьютер на каждом музейном столе.
                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           
                        

                                       Идеология функционирования системы.
Музейный работник, имеющий отношение к учету  и хранению фондов, находится меж  двух огней. С одной стороны, над  ним довлеет министерская инструкция по учету и хранению музейных предметов. С другой стороны, он имеет собственное  устоявшееся представление о  замкнутом технологическом процессе документооборота. Между этими двумя  обстоятельствами вовсе не обязателен конфликт. Но этот конфликт проявит  себя именно тогда, когда вы пойдете  покупать музейную компьютерную систему. Вам нужно будет убить сразу  двух зайцев:
·  убедиться, что программа, которую вы хотите приобрести  работает строго в соответствии с министерской инструкцией;
·  подстроить выбранную систему под привычный, устоявшийся с годами технологический процесс учета и хранения в вашем музее (если это возможно) или сломать традиционное представление хранителей и сотрудников отдела учета об этом процессе и подстроить людей под возможности программы.
Вариант психологической  ломки сотрудников крайне нежелателен. Они и так уже пережили стресс оттого, что их, гуманитариев, обязали  освоить компьютер. Поэтому нужно  покупать настраиваемую систему с привычной идеологией.
Рассматриваемые системы  принципиально отличаются по этому  параметру. КАМИС работает "отпредметно", а АС "Музей" - "отдокументно". Такая технология отражает принципиальную позицию, т.к. АС "Музей" - система, разработанная в недрах Министерства культуры.
Главным идеологическим отличием является то, что в системе  АС "Музей" учет и хранение - это 2 разные процедуры. В КАМИС же модули учета и хранения взаимосвязаны. От карточки предмета в фонде можно  перейти к документу в учетной  части. И наоборот, находясь в любом  документе отдела учета, можно через  список предметов, приписанный к  этому документу, войти в карточку конкретного предмета.
Поскольку в АС "Музей" учет и хранение разнесены, в каждом из модулей формируются свои документы, что неизбежно ведет к дублированию информации внутри системы. В КАМИС  изменение, внесенное в хранительской  части системы, сразу же находит  отражение в учетной, и наоборот.
Пользовательский  интерфейс. Дизайн. Эргономические параметры.
Под интерфейсом  в данном случае будем понимать средства сопряжения, обеспечивающие взаимодействие человека и автоматизированной системы.
Пользовательский  интерфейс зависит, в частности, от той операционной системы, под  которую написана музейная программа. Система АС "Музей" является DOS-приложением. Система КАМИС также имеет  версию под DOS, которая сохранилась  в небольшом количестве музеев. В  основном же музеи приобретают Windows-версии КАМИС: КАМИС 2.6 (локальный), КАМИС 3.0 (сетевой, файл-серверный) и КАМИС-2000 (сетевой, клиент-серверный).
Рассмотрим преимущества музейных программ, работающих под  операционной системой DOS. Во-первых, DOS-версия может работать на компьютерах старых модификаций (Intel 286, 386). Это очень  существенное обстоятельство для тех  музеев, которые не располагают мощным современным компьютерным парком. Во-вторых, по мнению разработчиков АС "Музей", DOS-приложения в большей степени  отвечают эргономическим требованиям. Экранная страница в этом случае состоит  из 25-и строк, что делает экранные шрифты крупными и хорошо читаемыми. Часто программисты, разрабатывая структуру  карточки описания музейного предмета, стараются уместить на одной экранной странице как можно больше полей, что неизбежно приводит к уменьшению размеров шрифта. Естественные ограничения  операционной системы DOS обеспечивают постоянный размер шрифта на всех экранных формах.
Windows-версии автоматизированных  музейных систем являются более  продвинутыми с точки зрения  пользовательского интерфейса и,  следовательно, более удобными. Современный  пользователь, работающий с Word и  Интернет, ориентируется в Windows-приложении, как рыба в воде. К системам  с таким интерфейсом относятся,  в частности, версии КАМИС 2.6, 3.0, 2000.
В основе Windows-приложений лежит так называемая система  окон и кнопок. Оконная форма чрезвычайно  удобна для организации вложенных  меню. Кнопочная форма незаменима при организации словарей. Кроме  того, в Windows-версиях КАМИС нажатие  на конкретную кнопку соответствует  выполнению определенной операции. Например, на стандартной экранной странице карточки описания музейного предмета есть следующие  кнопки: запись (для сохранения изменений, внесенных в карточку), корректировка (для редактирования содержимого  конкретного поля), вверх и вниз (для просмотра карточки, состоящей  из нескольких экранов), отказ (для выхода из карточки без сохранения изменений), изображение (для подключения изображения  к карточке или его последующего просмотра). Тот же самый набор  кнопок будет сопровождать вас и  внутри других документов. Например, в  экранных формах оформления протокола  фондово-закупочной комиссии, акта внутримузейной передачи, списка, Интернет-каталога и  др. Некоторые кнопки в КАМИС имеют  название, указывающее на их функцию. Например, "добавить", "удалить" (в модуле работы с изображениями). На других кнопках изображены условные значки, разъясняющие их назначение. Например, кнопка с изображением каталожного  ящика и карточек служит для просмотра  изображений в списке от начала к  концу и от конца к началу.
Соответствие  системы современным  требованиям совместимости  с другими программными продуктами.
Windows-версии КАМИС  хорошо сопрягаются с другими  Windows-приложениями. Например, все выходные  формы КАМИС автоматически передаются  в текстовый редактор Microsoft Word. А  при формировании Интернет-каталога  КАМИС автоматически запускает  web-браузер, установленный на вашем  компьютере. Работая с КАМИС, можно  в любой момент времени переключиться  в другое Windows-приложение, не выходя  из музейной системы. В АС "Музей"  формирование выходного документа  также осуществляется путем автоматической  загрузки редактора Word.
И еще об удобствах. В КАМИС в вашем распоряжении будут 2 штурвала для управления системой: клавиатура и "мышь". В АС "Музей" - только один рычаг управления: клавиатура.
                                             Настраиваемость системы.
Настраиваемость автоматизированной системы - это ее мобильность, динамичность, подвижность. Настраиваемость предполагает, что те или иные значимые параметры  не жестко заданы ("зашиты") внутри программы, а могут изменяться по желанию пользователя.
Принципу настраиваемости  в той или иной мере соответствуют  как АС "Музей", так и КАМИС. Однако следует особо подчеркнуть, что ОАО "Альт-Софт" декларирует  настраиваемость как основополагающий принцип организации КАМИС. Итак, что же на деле можно настроить  в КАМИС?
·  структуру базы данных музейного экспоната индивидуально по каждому из фондов. Это значит, что карточка описания коллекции живописи будет включать поля, которые вы не найдете в археологии, а карточка книжных фондов будет отличаться от нумизматической. В любой момент пользователь может скорректировать структуру базы данных фонда. Опыт эксплуатации системы во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике показал, что отдельные поля карточки экспоната оказались лишними (например, "язык" в рукописях, "школа" в открытках, "атрибуция" в белом камне). И наоборот, хранителю с течением времени потребовались дополнительные поля ("сведения о месте события" в фотографиях, "сведения об исполнителе" в фонофонде и т.п.)
·  в КАМИС можно настроить порядок следования полей описания предмета внутри экранной карточки. Например, если хранитель считает, что структура карточки начинается с атрибутов учетного описания, продолжается научными сведениями и заканчивается общими данными, то администратору достаточно лишь в течение нескольких минут "перекидать" поля в соответствующей базе данных и выстроить их в нужном порядке.
·  в КАМИС можно настроить внешний вид любого выходного документа (т.е. порядок следования атрибутов в нем). В процессе эксплуатации системы администраторы КАМИС разных музеев в соответствии с пожеланиями хранителей настраивали структуру инвентарной карточки, научного паспорта, списков и каталогов различных модификаций, коллекционной описи, топографической описи, инвентарной книги, акта внутримузейной передачи и т.д.
·  еще в КАМИС можно настроить пароли пользователей для входа в систему и установить ограничения на доступ к тем или иным картотекам. Например, главный хранитель имеет доступ и к учетным, и к фондовым данным. А конкретный хранитель - только к картотекам и документам своей коллекции.
В разработке "Альт-Софта" настройка по плечу и музейному  администратору системы, и даже квалифицированному пользователю из числа научных сотрудников. Например, хранитель коллекции хрусталя Владимиро-Суздальского музея-заповедника  при заполнении справочника организаций-изготовителей  заметил, что длины справочного  поля недостаточно для ввода организации  с очень длинным названием. В  этом случае сотрудник без труда  справляется с операцией настройки  базы данных, изменяющей длину справочного  поля.
В программе ГИВЦа  также имеется мощная система  настройки выходных отчетов. Поэтому  не только разработчик, но и опытный  пользователь может создать свою собственную форму любого выходного  документа (акта, карточки, учетной  книги).
В АС "Музей" структура  карточки описания музейного предмета едина для всех фондов. ГИВЦ является принципиальным противником индивидуальной настройки карточки для каждого  фонда. Соображения здесь следующие. Если специалист захочет получить информацию об экспонате из соседнего фонда  или другого музея, то он не будет  знать, по каким атрибутам этот предмет  искать, так как перечень полей  описания будет разным.
Между тем настраиваемость  системы снимает проблему взаимодействия с разработчиками на расстоянии. Пользователям  АС "Музей" каждый раз приходится сообщать специалистам ГИВЦа суть требующихся  изменений, затем ждать обновления системы на дискетах или по FTP.
Вывод: настраиваемость  необходима. Это настолько полезная штука, что, если разработчики слягут на две недели с гриппом или эмигрируют в Новую Зеландию, вы даже не заметите их отсутствия. Потому что сможете  настроить вашу базу данных сами.
                     Наличие ограничений на функционирование системы.
Ограничения бывают разные. Я буду говорить не о вынужденных, объективных ограничениях, без которых  не может существовать ни одна система  вообще, а об ограничениях, загоняющих пользователя в угол.
В АС "Музей" имеются  поля, обязательные для заполнения. К ним относятся количество предметов  и два уровня классификационной  схемы описания музейного предмета: тип источников (вещественные, письменные или изобразительные) и вид предмета (живопись, предметы естественнонаучной коллекции, предметы истории техники, предметы этнографии и др.) Нетрудно видеть, что обязательные для заполнения поля являются теми самыми атрибутами, из которых формируются статистические сведения для министерской формы 8-НК. Таким образом, пунктуальное и аккуратное заполнение вышеуказанных полей  в карточке музейного предмета избавляет  сотрудников отдела учета от трудоемкого  ручного подсчета официальной статистики. Здесь ограничение, связанное с  обязательностью, является благом. В  первой версии АС "Музей" было около 70-и полей, обязательных для заполнения. Это требование попросту блокировало  возможность нормальной работы с  системой, так как далеко не все  сведения об экспонате могли быть занесены "с ходу", без научного изучения. Кроме того, существует целый  ряд учетных операций, для осуществления  которых достаточно описать базовые 5-7 полей (например, операция сверки). В  случае наличия полей, обязательных для заполнения, выполнение этих операций становится невозможным.
В КАМИС нет полей, обязательных для заполнения. Для  того, чтобы в базе данных появилась  новая карточка, в ней необходимо лишь ввести номер по книге поступлений  или инвентарный номер.
Еще одним существенным ограничением является предел на объем  базы данных, который в состоянии  обработать купленная вами музейная система. Например, АС "Музей-2" по сведениям разработчиков успешно  прошла испытания на массиве в 400 тысяч записей и теоретически может обрабатывать базу данных, содержащую сведения об 1 миллионе экспонатов.
Относительно КАМИС  известно следующее. На реальной базе данных Владимиро-Суздальского музея-заповедника  мной проверены операции с объемом  данных 105 тысяч экспонатов. В Российском Этнографическом музее (РЭМ) функционирует  комплекс "Сверка наличия музейных предметов". Он работает с базой  данных в 560 тысяч записей. Теоретически СУБД FoxPro может работать с миллионами записей. Упомянутая выше задача РЭМ  прошла успешное тестирование на массиве  в 2 миллиона записей.
Новая версия КАМИС-2000, построенная на платформе Oracle, теоретически имеет предел в сотни миллионов  записей. Такой лимит позволит обрабатывать собрания музеев-миллионеров (ГИМа и  Эрмитажа) и даже общую базу данных музейного фонда России объемом 50 миллионов записей. На практике проверен массив информации в 55 тысяч записей, который обрабатывается с помощью  КАМИС-2000 в Рыбинском музее-заповеднике, и массив в 45 тысяч записей в  отделе учета Государственного Русского музея. В качестве примечания для  коллег-специалистов добавлю, что Oracle изначально ориентирован на большие  объемы информации и работает с базой  данных от сотен гигабайт до 10 терабайт. К системе на Oracle теоретически может  быть подключено до 10 тысяч клиентов. Oracle демонстрирует очень высокое  быстродействие в многопользовательском  режиме и лучшие среди СУБД результаты по производительности.
                                                         Быстродействие.
Музейные собрания, как правило, насчитывают от тысяч  до миллионов единиц хранения. Таким  образом, электронные базы данных музеев - это значительные массивы информации. Кроме того, эти массивы имеют  достаточно сложную структуру. Поэтому  одной из важных характеристик автоматизированной музейной системы является быстродействие.
Быстродействие системы  определяется, с одной стороны, аппаратным обеспечением, то есть конфигурацией  вашего компьютера: быстродействием  процессора, объемом оперативной  памяти и др. Например, скорость обработки  запроса или формирование выходного  документа могут занимать существенно  разное время при одном и том  же объеме данных на компьютерах с  процессорами Intel 386 и Pentium 400.
С другой стороны, быстродействие в значительной степени зависит  от средства разработки, то есть программного обеспечения, на котором написана система. В новых поколениях СУБД гораздо  эффективнее и оптимальнее реализованы  алгоритмы обработки данных. Вместе с тем следует учитывать, что  даже среди последних новомодных версий программного обеспечения могут  встретиться так называемые "тупиковые  ветви". То есть кроме неоспоримых  плюсов у данного средства разработки есть серьезные ограничения, поэтому  такая программа широко по миру не распространится и долго не проживет. А вы уже купили автоматизированную систему на ее базе. Получается, что  покупка бесперспективная. Чтобы  не возникало подобных ситуаций, должны действовать два условия: компетентность разработчика программы и (для подстраховки) информированность посредника между  фирмой-поставщиком и пользователями. В роли посредника может выступать  администратор базы данных (если такой есть в музее) или внешний консультант (например, специалист из местного университета).
А что касается конкретных цифр, то быстродействие КАМИС на Oracle значительно выше быстродействия АС "Музей" на Advanced Revelation и даже на Access. Причина в том, что для Access характерен медленный поиск информации по текстовым полям, а у Oracle такой  проблемы нет.  

                                          Преодолимость нештатных ситуаций.
Прежде всего, два  слова о том, почему нештатные  ситуации возникают. Это случается  по вине:
·  разработчика (если в программе обнаружена "неотловленная" ранее ошибка);
·  пользователя (из-за его некомпетентности, неумелых действий);
·  третьих сил (например, потеря данных при перезагрузке компьютера, вызванной скачком напряжения).
Порядок выхода из внештатной ситуации в системе КАМИС следующий. Здесь предусмотрено три операции, последовательное выполнение которых  после возникновения необъяснимой нештатной ситуации и отсутствия под рукой разработчика или администратора позволяет научному сотруднику в  большинстве случаев самостоятельно снять проблему. Это операции переиндексации данных, перегенерации системы и  перекомпиляции программ.
Разработчики ГИВЦа, в свою очередь, сообщают, что за счет большого числа внедрений АС "Музей-2" количество ошибок в данной программе практически равно  нулю, и их появление вероятно только в новых, недостаточно оттестированных  модулях. Поэтому вероятность возникновения  в АС "Музей" внештатной ситуации, зависящей от разработчика, чрезвычайно  низка.
                          Развитая система помощи и наличие документации.
Неоспоримым преимуществом  АС "Музей-2" является развитая система  помощи и документация, выделенная в отдельный блок под заголовком "Инструкции". Вместе с тем, в  процессе эксплуатации АС "Музей" на экране могут возникать предупредительные  сообщения, непонятные неподготовленному  пользователю и связанные с функциями  администратора системы.
"Альт-Софтом" подготовлена  подробная документация по работе  с системами КАМИС 2.6, КАМИС  3.0 и КАМИС-2000. Она включает инструкцию  по работе с учетной задачей,  картотеками фондов, изображениями  и по администрированию системы.  Однако эта документация не  встроена в программу и поставляется  пользователю на дискете в  виде текстового файла. Что  касается специфических модулей,  разработанных по индивидуальному  заказу конкретного музея, то  для них документация отсутствует.  Есть лишь отдельные сообщения  системы, направляющие действия  пользователя при выполнении  тех или иных операций ("ждите...", "вставьте дискету в дисковод" и т.д.)
                   Лингвистическое обеспечение систем, организация словарей.
Высокий уровень  лингвистического обеспечения автоматизированной системы демонстрирует АС "Музей". Она включает тщательно проработанную  классификационную часть, присутствующую во всех фондах:
·  для предметов естественнонаучных коллекций классификация разработана с привлечением специалистов Государственного геологического музея им. В.И.Вернадского и Государственного Биологического музея им. К.А.Тимирязева;
·  для предметов истории техники классификация разработана с помощью сотрудников Политехнического музея;
·  для предметов нумизматики классификация разработана в соответствии с каталогом Мельникова;
·  для письменных источников классификация разработана в соответствии с архивной инструкцией.
Главным источником лингвистического обеспечения АС "Музей" является музейный словарь "Dictionarium Museologicum", выпущенный в 1986 году в Будапеште  при участии ИКОМ на 20 языках и  включающий 1632 статьи.
Эффективная работа музейной системы во многом зависит  от того, насколько продумано организован  в ней ввод информации о музейном предмете. Если научный сотрудник  будет описывать музейный экспонат, как акын ("Что вижу, то пою"), то вряд ли и он сам, и его коллеги  смогут получить удовлетворительный ответ  на тот или иной запрос, обращенный к программе. Задача разработчика при  построении системы сделать ее как  можно более универсальной, формализованной, добиться максимально возможной  однотипности описания тех или иных параметров в разных модулях системы. В этом отношении идеальный вариант, когда как можно больше атрибутов  описания являются справочными.
Как организуется простейший справочник? Например, при описании предмета фонда живописи мы добавляем  в перечень материалов значение "холст". Впоследствии, заводя в базу данных другие экспонаты из аналогичного материала, мы не печатаем заново "холст", а  выбираем из справочника, куда это слово  уже было занесено раз и навсегда.
Организация справочников - один из способов обеспечения чистоты  базы данных. Справочники помогают исключить дублирование значений того или иного атрибута, разночтения  в написании. Например, для пользователя не имеет принципиальной разницы, с  заглавной или со строчной буквы  он ввел фабричную технику, а для  системы это уже два отдельных  значения. Или, например, вы забыли переключить  раскладку клавиатуры и ввели  страну "Россия" первый раз - с  латинской буквы, а второй раз - с  русской. В справочнике "отловить" такие описки и повторы гораздо  проще, чем в текстовом поле. Поэтому, чем больше справочников, тем больше порядка в системе.
Однако справочник будет полезен только в том  случае, если им удобно пользоваться. Большинство  справочников, имеющихся в настоящее  время в Ас "Музей" и КАМИС, являются одноуровневыми. То есть нужный атрибут находится сразу при  входе в справочник. Наряду с этим в музейных системах встречаются  и многоуровневые справочники. Например, в АС "Музей-2" поля "Тип предмета" и "Вид предмета" имеют 9 уровней вложенности. В КАМИС-2000 поле "Место создания" может иметь до 4-х уровней описания: страна - область (губерния) - район (уезд) - город (деревня). Число уровней в КАМИС-2000 в принципе не ограничено. Разумеется, что чем больше уровней в справочнике, тем меньше вероятность того, что пользователь правильно построит цепочку переходов и дойдет до нужного ему результата на нижнем уровне. С этой точки зрения наиболее удобны для пользователя версии системы КАМИС 2.6 и КАМИС 3.0, в которых все справочники являются одноуровневыми. Вместе с тем существует теория (на основе которой, в частности, построены многоуровневые справочники Гетти), в соответствии с которой каждый уровень должен быть "коротким" (на экранную страницу), а самих уровней при этом может быть сколь угодно много. Таким образом, при организации справочников нужна разумная достаточность, определяемая в каждом конкретном случае.
Поскольку музейная система часто функционирует  не в сети, а на отдельных невзаимосвязанных  компьютерах, то возникает проблема совмещения справочников на разных машинах. В АС "Музей" эта задача решается довольно сложным, требующим большого внимания способом. Эталонные справочники  заводятся на определенной машине, которая условно считается главной. Затем вручную формируется протокол пополнения, и справочники вместе с протоколом передаются на другие компьютеры (в том числе и в  филиалы музея в разных городах). При такой организации совмещения справочников требуется регулярная актуализация. Проблема осложняется  еще и тем, что может возникнуть потребность в пополнении справочника  на второстепенной машине. Тогда для  переноса данных на главный компьютер  тоже готовится соответствующий  протокол.
ОАО "Альт-Софт" предлагает 2 варианта совмещения баз  данных, реализованные в КАМИС-2000. Первый способ состоит в автоматической актуализации, при которой любая  второстепенная машина в момент совмещения становится частью главной системы, а при обратном совмещении наоборот: главная - частью второстепенной. Актуализация ведется путем совмещения справочников и баз данных. Второй способ совмещения является идеальным, но его реализация под силу только тем музеям, в  которых каждый компьютер с автоматизированной системой учета подключен к Интернет. Пополнение межфондовых справочников в режиме on-line обеспечивает мгновенную актуализацию данных на всех компьютерах (разумеется, при удовлетворительной скорости передачи данных по каналам  связи).
                                    Зависит ли выбор системы от типа музея?
У музея, желающего  приобрести автоматизированную систему  учета и хранения экспонатов, наверняка  возникнет вопрос, подойдет ли разработка ГИВЦа или "Альт-Софта" для любого типа музея. Приводимая ниже таблица  показывает, что обе системы прошли успешное внедрение в абсолютно  всех типах российских музеев.
Тип музея  АС "Музей" (пример музея) КАМИС (пример музея)
1. Военно-исторический  "Курская битва", Бородинский  Тульский музей  оружия
2. Историко-архитектурный  Музей деревянного  зодчества "Малые Корелы", г.Архангельск  Историко-архитектурный  и этнографический музей-заповедник "Кижи"
3. Краеведческий  г.Архангельск, г.Киров  г.Самара, г.Тольятти, г.Сызрань 
4. Литературный  г.Орел,музей И.С.Тургенева  г.Нижний Новгород, музей А.М.Горького
5. Мемориальный  Спасское-Лутовиново г.Санкт-Петербург, музей Ф.М.Достоевского, музей А.А.Ахматовой 
6. Музей-заповедник  г.Астрахань, г.Псков, г.Ростов Великий, г.Ярославль  Владимиро-Суздальский, Рыбинский 
7. Природный  Соловки "Куликово поле"
8. Усадьба  Архангельское "Ясная Поляна"
9. Художественный  Чувашский государственный  музей, Национальная галерея республики Коми Государственный Русский  музей, Государственная Третьяковская  галерея 
                                                «Я вам плачу. Чего же боле?!»
Одним из важнейших  критериев оценки АС "Музей" и  КАМИС является соотношение "цена-качество". Я сознательно не стала рассматривать  стоимостной критерий первым, чтобы  у читателей не сложилось мнение, что он определяющий. Необходимо четко  разграничивать два аспекта проблемы: "сколько стоит?" и "где взять  деньги?". Способы поиска источников средств не являются целью нашего исследования. Вскользь упомяну, что  в условиях скудного бюджетного финансирования отечественных музеев традиционным и наиболее результативным источником средств на закупку компьютеров  и музейных автоматизированных систем являются гранты благотворительных  фондов. Можно с уверенностью сказать, что прорыв в области музейной информатизации в последние пять лет осуществлен, в том числе, благодаря грантовой поддержке.
Задавая разработчикам  вопрос: "Сколько стоит система?", следует уточнить, за что, собственно, мы такую цену платим. Стоимость  автоматизированной системы - величина переменная. Она зависит от таких  факторов, как версия системы; количество внедрений; курс доллара; текущая стоимость  лицензионного программного обеспечения, поставляемого в музей вместе с системой; наличие у музея  скидок при переходе от ранней версии к более поздней; количество рабочих  мест; число коллекций; размер музейного  собрания; число обучаемых и др.
Хорошим тоном для "Альт-Софт" и ГИВЦ должна стать  практика регулярного предъявления музейному сообществу прайс-листа  с перечнем услуг и их стоимости. В ходе экспертизы планируется предоставить широкой музейной общественности максимально  подробную информацию о принципах  ценообразования "Альт-Софт" и  ГИВЦ.
Ценовая политика "Альт-Софт"
Обычно потенциальному заказчику высылается информационное письмо и анкета. По заполненной  анкете определяется стоимость работ  и составляется проект договора.
Основными принципами ценообразования являются:
- Количество компьютеров,  на которых будет функционировать  система; 
- Количество видов музейных фондов, на которые производится настройка; 
- Технология музейного учета; 
- Количество сотрудников, проходящих обучение; 
- Версия КАМИС и, соответственно, наличие Oracle в стоимости.

По информации автора статьи минимальная стоимость системы  КАМИС 3.0 (программа и внедрение) для одного небольшого музея составляет 1600$, для нескольких небольших музеев одного региона, скооперировавшихся для  приобретения системы, она может  равняться 1000$. Минимальная стоимость  системы КАМИС-2000 (программа и  внедрение + 5 рабочих мест Oracle) составляет 3500$.
Ценовая политика ГИВЦ
Стоимость АС "Музей-2" составляет 12500 рублей без учета  НДС. Система рассчитана на 11 пользователей. При этом имеется в виду количество одновременно работающих пользователей. Для дополнительного количества одновременно работающих пользователей  цена оговаривается индивидуально. 
Стоимость АС "Музей-3" в полном объеме будет определена после завершения работ по разработке системы. Модули "Выставки" и "Планировщик экспозиций" стоят 20 тысяч рублей. 
Стоимость внедрения зависит от музея, его коллекций и т.п. 
Стоимость годового договора на сопровождение составляет 5 тысяч рублей без НДС. 
Стоимость обучения входит в договор на поставку или сопровождение. 
Стоимость конвертации данных входит в договор на сопровождение. 
Стоимость обновлений (upgrades) входит в договор на сопровождение.

Теперь стоит прокомментировать  эту информацию и объяснить, чем  вызвана ощутимая разница между  ценами на системы. Следует учесть принципиальное отличие, состоящее в том, что  АС "Музей" является дотационной  системой, и затраты на ее разработку существенно выше экономического эффекта  от внедрения. АС "Музей" продается  музеям по демпинговым ценам, и это  является принципиальной позицией ГИВЦ и Министерства культуры в целом. Что касается КАМИС, то, поскольку "Альт-Софт" является коммерческой фирмой, прибыль  от внедрения КАМИС должна превышать  стоимость разработки. Если в ГИВЦ затраты на разработку новых версий системы оплачиваются государством, то эволюция КАМИС невозможна без  существенных вложений "Альт-Софт" в новые системы с прибыли  от внедрения старых.
Другим обстоятельством  является стоимость средства разработки или, попросту говоря, программного обеспечения, на котором написана система. Следует  оговориться, что этот фактор может  быть существенным лишь в том случае, если разработчик пользуется лицензионным программным продуктом. В рассматриваемых  случаях ситуация с лицензионной чистотой средства разработки такова:
"Альт-Софт"
Fox Pro 2.6 (КАМИС 2.6, КАМИС  3.0) 
Условно бесплатное программное обеспечение. У "Альт-Софт" есть лицензия разработчика на поставку в музеи exe-модуля Fox Pro без последующей настройки администратором системы. "Альт-Софт" имеет право бесплатной установки лицензии Run Time

Oracle (КАМИС-2000) 
Пакет программ приобретен в 1998 году. "Альт-Софт" является членом партнерской программы Oracle и имеет право продажи лицензионного Oracle внутри системы КАМИС-2000 со скидкой. Однако, "Альт-Софт" не имеет право разглашать стоимость скидки и публиковать ее даже в договоре с заказчиком. Но, по нашим сведениям, стоимость пяти лицензий Oracle в составе КАМИС-2000 составляет 600-700 долларов США.

ГИВЦ 
Advanced Revelation (АС "Музей-2") 
Пакет программ приобретен в 80-е годы в виде лицензий On Limited Runtime, но без исходных текстов программных модулей. Лицензии были закуплены непосредственно у фирмы Revelation Technologies, Inc (США)

Access (АС "Музей-3") 
Условно бесплатное программное обеспечение

Приведу краткие  комментарии к отдельным факторам, влияющим на стоимость музейной автоматизированной системы.
Версия системы 
Теоретически Windows-вариант  дороже, чем DOS; сетевой дороже, чем  локальный. Вместе с тем, сетевой  вариант дешевле локального с  совмещением данных. Однокомпьютерный вариант можно рассматривать  как частный случай сетевого. В  настоящее время Windows-вариант приблизился  по цене к DOS, так как операционная система DOS уходит в прошлое, и рынок  программных средств заполняется Windows-приложениями. Для того, чтобы  сейчас поставить DOS-вариант, необходимо иметь соответствующие драйверы для клавиатуры, экрана и принтеров. А как они будут уживаться, например, с Windows-2000, - никто не знает.
Количество внедрений 
Чем больше музеев, в  которых внедрена новая версия (например, сетевая), тем дешевле очередное  внедрение, поскольку все затраты  на разработку новой версии оказываются  покрыты прибылью от первых ее внедрений. Здесь следует отдавать себе отчет  в следующем. Внедрение в вашем  музее встанет дороже, чем предыдущее в соседнем, если вы устанавливаете систему на пяти рабочих местах, а сосед - только на одном.
Все версии разработаны  музеями как бы в складчину. Покупая  новую версию первым (пусть и подороже), музей должен знать, что все доработки  и модификации этой версии достанутся ему бесплатно за счет следующих  клиентов разработчика.
Курс доллара 
"Альт-Софт", как  и многие другие фирмы, торгующие  программным обеспечением, указывает  цены на свою программу в  долларах. При нормальной ситуации  на валютном рынке колебание  цены на музейную автоматизированную  систему незначительно. В ситуации, схожей с дефолтом в августе  1998 года, разработчики, разумеется, пересмотрят  ценовую политику, так как, в  противном случае, не смогут реализовать  свой товар. 
Текущая стоимость  лицензионного программного обеспечения 
Лицензионное программное  обеспечение, особенно в последней  версии КАМИС-2000, составляет ощутимую часть стоимости системы (программное  обеспечение + внедрение): примерно пятую  часть. Поскольку цена на лицензионное ПО регулируется официальными дистрибьюторами Oracle в России, стоимость пакета КАМИС-2000 будет во многом зависеть от ценовой  политики Oracle. В настоящее время  компания Oracle регулярно снижает  цену на программное обеспечение, проводя  политику захвата среднего бизнеса.
Наличие у музея  скидок при переходе от ранней версии системы к более поздней 
Этот фактор является существенным для тех музеев, которые  уже пользуются музейной автоматизированной системой. В типовом договоре ОАО "Альт-Софт" на создание (передачу) научно-технической продукции в  пункте 2 "Обязанности сторон" значится: "Исполнитель принимает  на себя обязательства предоставлять  заказчику новые версии системы  КАМИС со скидкой не менее 50%".
Количество рабочих  мест
Стоимость системы  связана с количеством компьютеров, на которые она будет установлена  в вашем музее. Однако это не прямая пропорциональность. Цена на рабочее  место снижается по мере роста  числа закупленных лицензий КАМИС. Что касается лицензий на Oracle - картина  другая: что 5 лицензий, что 500 - цена одна и та же.
Число коллекций  и объем музейного собрания
Эти факторы существенны  при переходе от старой версии системы  к новой. Стоимость конвертации  данных из КАМИС 2.6 (локальный вариант) в КАМИС 3.0 (сетевой файл-серверный  вариант) или из КАМИС 3.0 в КАМИС-2000 (сетевой клиент-серверный вариант) составила на примере Владимиро-Суздальского музея-заповедника значительную сумму, так как в музейном собрании ВСМЗ 34 коллекции и свыше 400 тысяч единиц хранения, из которых к моменту  конвертации была введена в базу данных четвертая часть.
Мелочь, а приятно 
В этом разделе я  хочу упомянуть о тех достоинствах музейных систем, которые не относятся  к принципиальным моментам, обязательным требованиям. Однако их наличие делает работу с системой более приятной.
Вот, что удалось "подсмотреть" в АС "Музей": 
- при заполнении поля "хранитель" можно воспользоваться уникальным числовым кодом, а не выбирать фамилию из справочника. Это особенно полезно, если карточки вводит не хранитель, а оператор; 
- каждый филиал музея имеет свой цифровой код. Это позволяет получать статистические данные о количестве предметов, хранящихся в конкретном филиале; 
- пользователь может делать запрос по условию, используя 92 атрибута описания музейного предмета (то есть практически по любому полю).

А вот, что хорошего есть в КАМИС: 
- модуль обработки изображений содержит встроенный просмотровщик (в АС "Музей" приходится вызывать пакет программ ACD See 3.2 или Viewer Norton Commander); 
- возможность ведения двух отдельных баз данных: картотек фондов (хранительских, научных) и инвентарной картотеки (учетной). В инвентарной картотеке хранится информация в соответствии в КП ОФ и КП НВФ, так как именно книги поступления являются юридической основой музейного учета. В хранительских картотеках могут содержаться сведения об изменении атрибуции музейных предметов (названия, размеров, описания), которые пока не прошли утверждение атрибуционным советом музея. Между этими картотеками имеются средства сопряжения. С их помощью в результате плановых проверок коллекций, заключений атрибуционных советов и утверждения разногласий между учетной и научной картотекой эти две базы в конечном итоге будут приведены в соответствие. (В АС "Музей" реализована единая база данных по фондам постоянного хранения. В этой базе данных хранятся информация о предметах основного и научно-вспомогательного фондов. Для их отличия в специальном поле вводится отличительный признак КП или НВ.); 
- в КАМИС 3.0 - возможность поиска по картотекам авторов; в КАМИС-2000 - поиск по любым картотекам (авторы, сдатчики, выставки, справочники и т.п.), а также по их взаимосвязям. Например, можно найти всех художников, чьи работы участвовали в заданной выставке, или все предметы, которые экспонировались на выставках в 80-е годы.

Привычка свыше  нам дана. Замена счастию она 
Эта часть статьи предназначена для тех владельцев компьютерных программ учета и хранения, которые в силу тех или иных причин встали перед проблемой перехода от одной автоматизированной системы  к другой.
Обсуждая эту проблему, скажу сразу, что юридическая  база у АС "Музей" и КАМИС  общая. Основополагающим документом, лежащим  в их основе, является "Инструкция по учету и хранению музейных предметов", утвержденная Министерством культуры РФ. В этом плане противоречия между  системами нет.
Причинам принципиального  характера, которые могут привести к отказу от действующей системы  и переходу на альтернативную, являются: 
- разница в идеологии ("отдокументная" в АС "Музей" и "отпредметная" в КАМИС); 
- бесперспективность средства разработки (ПО, СУБД); 
- непреодолимые ограничения на работу системы (предел по количеству обрабатываемых записей, по скорости обработки и т.п.); 
- несоответствие перечня реализованных в системе функций требованиям пользователя; 
- сложность и неудобство эксплуатации.

В ходе экспертизы было установлено, что за все годы существования  описываемых систем 7 раз имел место  переход музея от АС "Музей" к КАМИС. Также наличествуют переходы от самодельных или нетиражных систем к КАМИС (например, в Государственном  историко-культурном музее-заповеднике "Московский Кремль", Государственной  Третьяковской галерее). В то же время  не зафиксировано ни одного случая, чтобы музей заменил КАМИС  на АС "Музей" или на другую систему.
Музей Год перехода Конвертация Направление перехода
1.Екатеринбургский  музей изобразительных искусств 1993 нет от АС"Музей" к КАМИС
2.Ярославский  художественный музей 1995 нет от АС"Музей" к КАМИС
3.Владимиро-Суздальский  историко-архитектурный и художественный  музей-заповедник 1996 нет от АС"Музей" к КАМИС
4.Государственный  музей-усадьба "Ясная Поляна" 1999 нет от самодельной  части + АС"Музей" к КАМИС
5.Кемеровский  областной художественный музей 2000 да от АС"Музей" к КАМИС
6.Государственный  музей-заповедник "Ростовский Кремль" 2001 отказ от АС"Музей-2" к КАМИС
7.Центральный  музей Великой Отечественной  войны 1941-1945 гг. 2001 да от АБД "Музей" (МК СССР) к КАМИС
Попробуем выяснить причины, в силу которых в разных музеях происходили такие перемены: 
- Программа АС "Музей" не накладывалась на замкнутый технологический цикл учета, принятый в музеях; 
- Система не была унифицированной, отсутствовали настройки под требования учета конкретного музея; 
- Программа была рассчитана только на функции поиска и печати Книги поступлений; 
- Был недоработан процесс ввода ретроспективы по коллекциям; 
- Программа не обеспечивала выхода единого каталога по музеям; 
- Отсутствовала взаимосвязь хранительской и учетной задачи; 
- Ежегодно производилось отсечение базы данных за четыре квартала. Отсутствовал доступ к отсеченной и заархивированной базе данных; 
- Инвентарная карточка содержала поля, обязательные для заполнения; 
- Карточка была нелогичной по построению и негибкой по заполнению; 
- Система отбора информации по запросу была слишком сложной; 
- Внутри программы отсутствовали настройки, позволяющие вносить изменения в ее работу; 
- Карточка первичного описания изобиловала научными позициями; 
- Не был обеспечен выход всего требуемого пакета документов; 
- Отсутствовала возможность настроить программу индивидуально на требуемое количество фондов.

Выводы из таблицы  и комментария сделать нетрудно. Однако справедливости ради замечу, что  обе системы эволюционируют, и  остается надежда на то, что в  ожидаемых новых версиях упоминаемые  проблемы будут успешно решены.
Существует объективное  обстоятельство, которое, несмотря на желание, на позволяет ряду музеев перейти  от АС "Музей" к КАМИС. Оно состоит  в опасности потерять в лице ГИВЦ поставщика компьютерной техники, так  как Министерство культуры многие годы комплектовало преимущественно  те музеи, в которых установлена  АС "Музей". (Правда, в последнее  время, руководство ГИВЦ высказывало  мнение о прекращении подобной практики). Из такого положения у музея 2 выхода. Или положиться на собственные возможности  в изыскании средств на покупку  компьютеров и перейти на КАМИС, или примириться с рядом неудобств, имеющих место в АС "Музей".
Что касается финансового  вопроса, то, меняя систему, музей  должен понимать, что ему придется платить не только за новую программу, но и за конвертацию данных из предыдущей системы. В случае значительного  объема введенных данных и сложности  структуры их описания стоимость  конвертации может составлять существенную долю от стоимости самой системы.
Обязательным требованием  при переходе к новой версии программы  является максимальное сохранение ранее  введенной информации. Для этого  выполняются работы по конвертации  баз данных из одного формата в  другой. В проектах "Альт-Софт" имелись следующие варианты конвертации: 
- Из систем других разработчиков (в том числе ГИВЦ) в систему КАМИС 3.0 (например, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-усадьба "Ясная Поляна", Кемеровский музей изобразительных искусств); 
- Из систем других разработчиков в систему КАМИС 2000 (например, музей-заповедник "Кижи"); 
- Из прежних версий КАМИС в систему КАМИС 3.0 и КАМИС-2000.

Информация в базах  данных хранится в виде множества  взаимосвязанных таблиц различной  структуры (картотеки произведений, авторов, выставок, литературы, папки  документов, справочники и т.п.). Если система работает на нескольких машинах, ряд картотек и справочников частично дублируется. При переходе от несетевой  версии к сетевой (от КАМИС 2.6 к КАМИС 3.0 или КАМИС 2000) необходимо выполнить  ряд трудоемких ручных работ: 
- осуществить совмещение и объединение справочников, ведущихся на различных машинах, выявить все дубли и синонимы; 
- совместить и объединить картотеки выставок, литературы, папки документов (акты, топографические описи).

Кроме того, при переходе от одной версии КАМИС к другой производятся работы по унификации музейной системы описания данных, форм документов, интеграции ряда операций, что также  приводит к необходимости выполнения множества ручных процедур по преобразованию данных.
Так, при переходе к КАМИС-2000 множество баз данных различных фондов объединяются в  единую музейную БД, что дает возможность  просмотра информации о коллекции  музея по фондам, хранителям, типам  описания, делает более эффективным  механизм запросов к БД. В систему  также включена возможность использования  в описании музейных предметов иерархических  справочников и тезаурусов. В связи  с этим при конвертации необходимо выполнить работы по совмещению и  объединению фондовых картотек и  справочников, созданию из введенных  справочников иерархических структур, созданию и выверке новых справочников из текстовых атрибутов.
При конвертации  данных из других систем выполняются  следующие работы: 
- согласование структур таблиц старой и новой баз данных; 
- разработка библиотеки программ для автоматизируемой части конвертации; 
- ручная выверка номеров, справочников и т.п.; 
- при объединении баз данных различных рабочих мест - совмещение и объединение баз данных, как описано выше.

"Это наша с  тобою судьба, это наша с тобой  биография!" 
(Об эволюции развития музейных автоматизированных систем)

Наглядное представление  о тех или иных особенностях описываемых  систем можно получить, проследив  эволюцию их развития. Каждая из разработок имеет несколько версий. Ниже приведены  таблицы, демонстрирующие основные характеристики этих версий.
АС "Музей"
Параметр АС "Музей" АС "Музей-2" АС "Музей-3"
1.Локальный  или сетевой вариант,  технология взаимодействия Локальный Сетевой Сетевой
2.Операционная  система DOS 5.0 DOS 5.0 Windows 9*
3.Средство  разработки Revelation JET Advanced Revelation Access
4.Многозадачность Да Да Нет
5.Требования  к аппаратному  обеспечению Intel 386, 8 Mb RAM Intel 486, 16 Mb RAM Intel 486, 32 Mb RAM
6.Обновление  системы Дискеты, FTP-сервер Дискеты, FTP-сервер Дискеты, FTP-сервер
7.Обучение  персонала Централизованное, 2 раза в год (март, сентябрь) в Москве Централизованное, 2 раза в год (март, сентябрь) в Москве Централизованное, 2 раза в год (март, сентябрь) в Москве
8.Год  создания 1987 1996 2000
9.Количество  разработчиков и  внедренцев 11 разработчиков  + 1 внедренец 11 разработчиков  + 1 внедренец 11 разработчиков  + 1 внедренец
КАМИС
Параметр КАМИС 2.0 КАМИС 2.6 КАМИС 3.0 КАМИС-2000
1.Локальный  или сетевой вариант,  технология взаимодействия Локальный Локальный Сетевой файл -серверный Сетевой клиент -серверный
2.Операционная  система DOS Windows 3.* Windows 9*, NT Windows 9*, NT, UNIX
3.Средство  разработки Fox Pro 2.6 Fox Pro 2.6 Fox Pro 2.6 Oracle 8i
4.Многозадачность Да Да Да Да
5.Требования  к аппаратному  обеспечению Intel 386, 8 Mb RAM Intel 486, 16 Mb RAM Pentium 166, 32 Mb RAM Pentium 266, 64 Mb RAM, 50 Mb HDD
6.Обновление  системы Дискеты, электронная  почта Дискеты, электронная  почта Дискеты, электронная  почта Дискеты, электронная  почта
7.Обучение  персонала Индивидуал., на базе заказчика или разработчика Индивидуал., на базе заказчика или разработчика Индивидуал., на базе заказчика или разработчика Индивидуал., на базе заказчика или разработчика
8.Год  создания 1991 1993 1998 2000
9.Количество  разработчиков и  внедренцев 3 разработчика + 2 внедренца 3 разработчика + 2 внедренца 3 разработчика + 2 внедренца 3 разработчика + 2 внедренца
Несколько слов о  средствах разработки
Выбор ГИВЦ
В настоящее время  ГИВЦ располагает двумя средствами разработки: 
- Advanced Revelation (АС "Музей-2"); 
- Access (АС "Музей-3").

Advanced Revelation - это система  управления реляционными базами  данных (СУБД) для персональных компьютеров,  локальных сетей и приложений  клиент-сервер.
СУБД Advanced Revelation передана ГИВЦу в 80-е годы Вычислительным центром Министерства культуры СССР (впоследствии Центром ПИК - проектов информатизации культуры МК РФ) в виде лицензий On Limited Runtime, но без исходных текстов программных модулей. Лицензии, по сообщению разработчиков, были закуплены  непосредственно у фирмы-разработчика Revelation Technologies, Inc (США). Поскольку официальных  дистрибьюторов компании Revelation в России нет, допустимо говорить об условной лицензионной чистоте АС "Музей-2".
Основными достоинствами  технологии Revelation являются: 
- наличие полей переменной длины (нет ограничения на длину полей), что особенно важно для ведения таких атрибутов музейного предмета, как сохранность и описание, плюс наличие записей переменной длины; 
- наличие множественных полей (то есть атрибутов типа "картотека", состоящих из нескольких обычных полей. Например, авторы, выставки, литература).

Основными недостатками технологии Revelation являются: 
- несовпадение русскоязычной и англоязычной кодовых таблиц в интервале символов с 250 по 255, что особенно критично для Windows-версии автоматизированной системы; 
- малая распространенность программного обеспечения фирмы Revelation Technologies в России и мире.

Access - это реляционная  СУБД с интегрированным средством  разработки Microsoft SQL-сервер (Structured Query Language) - международный стандарт языка  доступа к базам данных (см. www.sql.ru).
Основные достоинства Access: 
- стандарт Microsoft; 
- наиболее оптимальный инструмент из СУБД по показателю "функциональность-стоимость"; 
- совместимость с другими приложениями Office; 
- сжатие базы данных при необходимости экономить место на диске; 
- низкие требования к аппаратному обеспечению: Pentium 75, 32 Mb RAM (8 Mb для Access), Windows 95/98.

Основные недостатки Access: 
- приложения, написанные на Microsoft Access 95, имеют конфликт с Internet Explorer 4.0; 
- новейшие поздние версии Access работают медленнее версии Access-2 в 3 раза; 
- Access некорректно работает с датами более 2000 года; 
- на мировом рынке СУБД доля приложений Oracle составляет 31,1% (1-е место), доля приложений Microsoft составляет 13,1% (3 место).

Дальнейшее развитие системы планируется на платформе Access, так как, во-первых, данное средство разработки является стандартом Microsoft и имеет интерфейс, похожий на остальные продукты Office (Word, Excel, Power Point). Во-вторых, при необходимости  в Access можно отконвертировать любую  структуру хранения: например, из SQL, Oracle, PICK и т.д. В новых версиях  АС "Музей" предположительно появятся элементы D3-технологии, в частности, множественные отношения между  отдельными базами данных. Это важно  с точки зрения обработки документов, к которым приписаны списки предметов (например, акты внутримузейной передачи и др.)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.