На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Семья и ее будущее

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
Семья – неотъемлемая ячейка общества и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте. Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые.
В истории науки  существует давняя традиция, связанная  с теоретическим изучением семьи, насчитывающая не одну тысячу лет (начиная  с Конфуция, Платона, Аристотеля).
Семья – одна из необходимых  и основных ступеней бытия человека. Через деятельность семьи реализуется  связь природного и социального, обеспечивается переход от биологического к социальному состоянию индивида. Именно здесь индивид становится личностью.
Социологический подход к изучению семьи не сводится к  пониманию семьи только как подсистемы общества, выполняющей специфические  функции по рождению, содержанию и  социализации новых поколений. Семья  – активный элемент и агент  социальных изменений. Семейная жизнедеятельность  вплетена в социальную реальность, арену столкновения многообразных  социальных сил, участвующих в процессах  социальной дифференциации и специализации. С этой точки зрения социология семьи  – это фокусировка внимания на организации деятельности социальной системы по смене поколений в  постоянном круговороте бытия.
    ФУНКЦИИ СЕМЬИ
Семья один из самых  древних социальных институтов. Она  возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Методологической  основой понимания причин, побуждающих  людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и  взаимодействия, выступают потребности человека.
Структура потребностей человека, согласно модели американского  психолога  А. Маслоу  делится  на:
1) физиологические  и сексуальные потребности; 
2) экзистенциальные  потребности в безопасности своего  существования; 
3) социальные потребности  в общении; 
4) престижные потребности  в признании;
5) духовные потребности  в самореализации.[1]
Используя объяснительные возможности представленной структуры  потребностей, попробуем разобраться  в природе и социальных функциях семьи.
Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет  две задачи: общественную — биологическое  воспроизводство населения и  индивидуальную — удовлетворение потребности  в детях. В ее основе удовлетворение физиологических и сексуальных  потребностей, побуждающих людей  противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность  полов, по мнению Э. Дюркгейма, — это  не только базисное основание, на котором  строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в  семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она  сильнее даже такого фактора, как  кровное родство. «Мужчина и женщина  страстно ищут друг друга именно потому, что они различаются». Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие другие.
Функции женщины и  функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование  совершенно отличное от мужчины. Мужчина  олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина — женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и  физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины  и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина  и женщина суть только различные  части одного и того же конкретного  целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.
Одним словом, разделение полового труда — вот источник супружеской солидарности, утверждает Э. Дюркгейм. [2]
И по мере того, как  росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.
Итак, физиологические  и сексуальные потребности мужчины  и женщины побуждают их объединяться для совместного осуществления  определенных целей: воспроизводства  человеческого рода, создания материальных условий существования — жилища, одежды, питания, удовлетворения потребности  в детях, биологической зависимости  детей от родителей, потребности  в сексе.
Разве человек не может  удовлетворить эту потребность  вне семьи? Конечно, может. Например: Мердок, исследуя 250 различных обществ, обнаружил, что добрачные половые  связи (за исключением кровосмесительных) дозволены в 65 обществах, допустимы  в определенных условиях в 43, осуждаются и запрещены в 44, в 92 нет точных данных. [3]
Однако, общество в  целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти  биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти  специфические особенности в  реализации потребностей человека в  условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести  семьи, ее жизнестойкости, привлекательности  для человека.
В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к  жизненным условиям, результатом  естественного отбора, физиологической  и психологической деятельности особей.
Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет  их с общественными интересами. В  семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения, приобретают  характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи  животных. В итоге естественно-биологические  потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного  инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости  ребенка от матери — все это  трансформируется в социально-биологическую  функцию семьи.
Благодаря социально-биологической  функции семья как малая социальная группа имеет механизм самовоспроизводства, разрастаясь «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма  самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самое себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин.
Семья включает в себя всю систему общественных отношений  — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых  и экономических, нравственных и  этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как  социальная общность является первичным  элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у  ребенка представление о социальных связях и включает в них его  с рождения.
Отсюда следующая  важнейшая функция семьи —  социализация личности, передача культурного  наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.
Семья имеет большие  преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной  психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся  вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального  развития. У них заторможена способность  любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет  в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы приходятся «сенситивные пики» развития, закладываются  основы личности — память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает  запреты и нормы поведения, которые  закладываются в его  «Сверх-Я».
Благодаря тому, что  в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут  существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает». Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка.
Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что  оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — дети.
Следующая важнейшая  функция семьи — экзистенциальная, функция социальной и эмоциональной  защиты своих членов.
Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется  в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей  стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и  здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека — маму. В семье человек ощущает  ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию  во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог  кому-то, что его любят, и что  за него готовы отдать жизнь, порождает  чувство защищенности и безопасности, поддерживает моральный дух и  уверенность.
Следующая важнейшая  функция семьи — экономическая  и хозяйственно-бытовая. Суть этой функции  с общественной точки зрения заключается  в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, с индивидуальной — в получении  материальных средств и хозяйственно-бытовых  услуг одними членами семьи от других.
Социально-статусная  функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Рекреативная, восстановительная  функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил  человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
Досуговая функция  осуществляет организацию рационального  досуга и осуществляет контроль в  сфере досуга, кроме того, удовлетворяет  определенные потребности индивида в проведении досуга.
Сексуальная функция  семьи осуществляет сексуальный  контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
Фелицитологическая  функция представляет в этом перечне  особый интерес. Безусловно, понятие  гедонизма, основанного на любви  в семье, свойственно не только современной  семье. Считать, что фелицитологическая функция не существовала и ранее, наивно. Но именно сейчас любовь и счастье  стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические  соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье  делает современные семейно-брачные  отношения специфичными по сравнению  с семьей и браком других исторических периодов.
Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в  той целостности, которая присуща  семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости  полов, создающих «единое андрогинное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
Семья создается для  удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека. Семья, таким образом, в  отличие от других малых групп, союзов и корпораций, объединяет всю целостность  своего существования, тогда как, например, члены производственного коллектива объединяют только свои профессиональные интересы.
Как никакое другое социальное образование, семья обладает уникальной способностью соединять  личные, коллективные, общественные интересы благодаря ее полифункциональности и способности окультуривать  физиологические и психологические  потребности человека, благодаря  ее способности к самоорганизации  и саморазвитию как неразрывной  клеточки большого социального организма, именуемого обществом.
    ТОПОЛОГИЯ СЕМЬИ
Типология семей - распределение  семей в зависимости от существования  особенностей их социально-демографического состава и функций.
Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:
1) традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь, по крайней мере, трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина);
2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер);
3) эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.).
Типологии по различным основаниям:
1) в зависимости от состава семьи: нуклеарная – родители и дети; расширенная – родители, дети и другие родственники; неполная – один из родителей отсутствует;
2) по этапу жизненного цикла: молодая семья; семья с первенцем; семья с подростком; семья «покинутое гнездо» (когда дети вырастают и создают свои семьи);
3) по социальному составу: семья рабочих; семья новых русских; студенческая семья и другие.
В основе современной  типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация выделяет:
- нуклеарные семьи, включающие одну брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей;
- расширенные семьи, включающие более одной брачной пары, или брачную пару и других совершеннолетних родственников;
- неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.
Таким образом, наличие  брачной пары не является обязательным признаком семьи, так как значительная часть семей не включает брачных  пар. В современном мире абсолютное большинство семей - (около 3/4) - нуклеарные; однако постоянно растет доля неполных семей. [4]
Следует отметить, что  хотя устойчивые брачные пары как  основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее, в большинстве обществ в течение  многих тысячелетий позднего присваивающего и раннего производящего хозяйства  основой семейной структуры была не брачная пара, а род. Браки также  входили в семью, но составляли как  бы ее периферию.
Род - это существующая в течение жизни как минимум  нескольких поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской и/или материнской  линии, внутри которой запрещены  браки. Род имеет название, легендарного или реального предка («тотем») и  символы принадлежности к роду.
Наследование принадлежности к роду может происходить по материнской  линии (матрилинейный род), по отцовской  линии (патрилинейный род). В патрилинейных  родах запрещены браки с родственниками по отцовской линии, в матрилинейных - по материнской. Первоначально территориальные  общины формировались на основе какого-либо рода. Супруги членов данного рода обязательно должны быть из другого  рода. При матрилинейной системе  родства мужчины уходили в  другую общину, при патрилинейном - женщины.
У многих народов (например, у индейцев Северной Америки в XIX в., у славян в V-VI вв.) обычными были большие  дома, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Супруги  не считались полноправными членами  рода, поскольку принадлежали к другому  роду. Население таких домов составляло единую расширенную семью, включающую множество брачных пар. Однако главным  в такой семье является не отношение  свойства, как в современной супружеской  семье, а именно отношение родства.
Следует отметить, что  род - образование не биологическое, а именно социальное, поскольку запрещение вступления в брак с родственниками по отцовской линии не исключало  сочетание, например, с двоюродной сестрой  по материнской линии. Возникновение  родовой организации, скорее всего, обусловлено необходимостью закрепления  имущества (угодий) за родовой группой  и организации деятельности по обработке  земли и выпасу стад. Род экзогамен - правило, согласно которому запрещается заключать браки между мужчинами и женщинами, принадлежащими к данной социальной группе.
Эндогамия - это правило, согласно которому предполагается, что все браки заключаются только в рамках данной социальной группы. Строго эндогамные группы в истории почти неизвестны. Поэтому и эндогамия - скорее теоретическая абстракция. Более общий случай - гомогамия - предпочтительное вступление в браки в пределах одной социальной группы или категории. Эндогамия является предельным случаем гомогамии. Однако в литературе закрепился именно термин «эндогамия».
    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.
Исследователи выделяют различное количество фаз этого  цикла, но главными среди них являются следующие:
1) вступление в  брак – образование семьи;
2) начало деторождения  – рождение первого ребенка;
3) окончание деторождения  – рождение последнего ребенка;
4) «пустое гнездо»  – вступление в брак и выделение  из семьи последнего ребенка;
5) прекращение существования  семьи – смерть одного из  супругов.
Согласно Д. Олсона [4], цикл жизни семьи состоит из семи стадий: начала семейной жизни, рождения ребенка и его дошкольного возраста, школьного возраста, подросткового возраста, взросления, постродительской стадии старения. В зависимости от природы и тяжести нарушений у ребенка и реакции на них семьи, стадии, через которые проходит семья особого ребенка, могут быть до некоторой степени уникальны. К некоторым семьям вообще невозможно применять модели, существующие в теории жизненных стадий, поскольку их жизненный цикл определяется нестандартными событиями, происходящими в жизни ребенка. Это может быть верно, например, для семьи ребенка с гемофилией, в которой заметный стресс создают периодические кровотечения. Такие события начинают новый цикл тревоги, новых нужд и приспособления к новым условиям.
С позиций воспроизводства  населения весьма важным критерием  построения демографической типологии  семей является стадия жизненного цикла  семьи. Семейный цикл определяется стадиями родительства:
- предродительство - период от заключения брака и до рождения первенца;
- репродуктивное родительство - период между рождениями первого  и последнего детей;
- социализационное родительство - период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка (в случае одного ребенка в семье совпадает с предыдущей стадией);
- прародительство - период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.
На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными  и экономическими характеристиками.
    БУДУЩЕЕ СЕМЬИ.
   По мнению ряда исследователей [5], современная российская семья находится в процессе модернизации, суть которого в переносе “центра тяжести” в системе взаимодействий “социум-семья-индивид” с общества на индивида. На первый план выходит удовлетворение индивидуально-личностных потребностей отдельных представителей семейной общности в обход решения общесемейных задач и выполнения всей совокупности семейных функций. 
На протяжении всей своей истории институт семьи  служил в большей степени обществу, чем индивиду. И только в наши дни семья как малая группа становится структурой, жизненно необходимой  для отдельной личности. Иерархия соподчиненности внутри взаимосвязи  “общество-семья-индивид” приобрела  противоположный вид, и теперь это  взаимосвязь “индивид-семья-общество”. В данной перемене – корень модернизации института семьи в России. 
В чем же проявляется  эта перемена? Прежде всего, в отсутствии на сегодня единого исторического  типа семьи и наличии возможности  выбора. Существует два ключевых варианта: традиционный, восточный (власть мужа, святость супружества, многодетность, непопулярность развода) и модернизационный и сверхмодернизационный – западный (супружеское партнерство, малодетность, разнообразие вариантов и типов  семейных структур). При этом быстрые, кардинальные изменения испытывает западный вариант, демонстрируя, например, новые формы брака: бигамию, групповой  брак, партнерство вне брака и  т.п. 
В этом контексте перемена проявляется в разрыве между  брачными и семейными отношениями (мы уже ранее говорили о пробных  браках, о семейных группах кровнородственного типа, о неполных семьях и т.д.). Если посмотреть на процесс модернизации с точки зрения выполнения российской семьей своих функций, то здесь очевидны существенные изменения. Реформы 90-х гг. ХХ в. то ослабляли, то усиливали процесс утраты российской семьей своей экономической независимости. Семья оказалась на грани финансовой несостоятельности и потребности в переходе на полное (для отдельных категорий семей) или частичное (для основной их части) государственное обеспечение. Именно в таком положении (об этом мы говорили чуть раньше подробно) находятся семьи инвалидов, пенсионеров, многодетные семьи, семьи безработных и студентов, мигрантов и вынужденных переселенцев, неполные семьи и т.д. 
На фоне неэффективности  осуществления семьей своей экономической  функции, исполнение ею всех других социальных функций становится необязательным. Среди них усиливается, пожалуй, роль лишь одной – функции эмоциональной  поддержки как психотерапевтической, релаксационной, позволяющей индивиду снять стресс, освободиться от того перенапряжения нравственных и физических сил, которое является следствием интенсификации общественного труда. Приходится констатировать, что семья, приспособившись к  ухудшившимся жизненным условиям и  перейдя на режим экономии материальных и духовных ресурсов, была вынуждена  до минимума свернуть свою структуру  и сократить немалую часть  своих функций. 
К условиям кардинальных общественных перемен адаптировалась не столько семейная группа, сколько  отдельная личность, разделив свое “Я” на семейное и внесемейное  и выбрав для себя ту модель брачности  и родительства, которая для нее  удобнее в изменившихся социальных условиях. 
Можно даже сказать, что  в процессе социальных трансформаций  личность в определенной степени  вступила в противоречие с институтом семьи так же, впрочем, как и  институт семьи с обществом, которое  на практике игнорирует социальную сферу. Такое положение сохранится до тех  пор, пока со стороны государства  и общества не будет реально признан  приоритет интересов семьи над иными социальными интересами, а личность не почувствует больших преимуществ в семейном образе жизни по сравнению с несемейным.  
В современном российском обществе институт семьи занимает подчиненное  положение, зависит от других социальных институтов. И более всего от института  государства. Эта зависимость усложняется  в силу того, что государство, как  основной проводник социальной и  семейной политики, заняло выжидательную  позицию по отношению к семье, рассчитывая на ее самостоятельный  выход из критического положения. 
В итоге, если в недалеком  прошлом семья выступала в  качестве посредника между обществом  и индивидом, то в эпоху перехода к новым социальным отношениям соотношение  сил между данными субъектами деятельности меняется. Сегодня посредническую миссию берет на себя индивид, и пока лишь его усилиями скрепляется семейная общность, сохраняется институт брачно-семейных отношений. В связи с этим актуальнейшей  задачей, в реализации которой должны быть задействованы социальные работники, становится создание обществом через  посредство государства благоприятных  условий для сохранения устойчивости института семьи и повышения авторитета семейной общности в общественном сознании.  
Решению этих задач  служит, в частности, формирование новых  политических подходов и соответствующей  законодательной базы государственной  семейной политики, которая, в основном, отвечает принципам демократического федерального правового социального  государства, провозглашенного новой  Конституцией Российской Федерации. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.