Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура официальной переписки

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Немаловажным аспектом делового общения являются вопросы  этики отношений между деловыми партнерами. В деловой переписке  этика отношений проявляется  в необходимости соблюдения ряда требований, предъявляемых как к  адресанту, так и к адресату. Для  получателя официальной корреспонденции  обязательным требованием является оперативный и четкий ответ организации-отправителю  в виде ответного письма или послания, переданного с помощью других средств связи. Задержка или отсутствие ответа может рассматриваться как нежелание сотрудничать и привести к разрыву деловых отношений. Составителям деловых писем не рекомендуется: побуждать адресата к спешке при вынесении решения словами «Срочно», «Незамедлительно»; навязывать адресату ожидаемый исход освещаемого в письме вопроса, например; «Прошу изучить и решить вопрос положительно». 

Итак, особые условия  делового общения, такие как официальный  характер, юридическая значимость, адресность, повторяемость управленческих ситуаций, определяют общие требования, предъявляемые к официально-деловой  письменной речи.
Культура официальной  переписки 

Формирование понятия  культура официальной переписки  связано с освоением мирового и отечественного опыта составления  и оформления деловых бумаг. 

В работах П.В. Веселова, одного из крупнейших отечественных  специалистов в области документальной лингвистики, понятие культура официальной  переписки определяется тремя основными  принципами: 1) лаконизм делового письма; 2) достаточность информационного  сообщения, отвечающая целям письма и характеру отношений; и 3) ясность  и недвусмысленность языка сообщения. 

Лаконизм (оптимально письмо не должно превышать объем  одной-двух страниц) сочетается в деловых  письмах с требованием полноты  информации. Требование полноты предполагает, что документ должен содержать достаточную  для принятия обоснованного решения  информацию. Глубина изложения вопроса  зависит от целей документа: в  информационном письме достаточно назвать  факты и события, в письме-просьбе  предмет письма должен быть точно  обозначен и исчерпывающе обоснован. Недостаточность информации может  вызывать необходимость запрашивать  дополнительные сведения, порождая неоправданную  переписку. Избыточность же информации приводит к тому, что письмо плохо  воспринимается, суть его затуманивается. 

Требование достоверности (объективности) информации означает, что деловое сообщение должно отражать фактическое состояние  дел, давать непредвзятую, бесстрастную оценку событий. Убедительность (аргументированность) информации связана с задачей  побудить адресата совершить (или не совершать) определенные действия, и от того, насколько достаточна обоснованность Документа, письма, зависит его исполнение. 

Предметом официальной  переписки при всем ее многообразии обычно является сообщение о некоторой  ситуации и логическая оценочная  модель этой ситуации. Ситуативно-оценочная  модель называется аспектом письма, а  последовательное размещение этих моделей - его композицией. По композиционным особенностям деловые бумаги делят  на одноаспектные и многоаспектные. В одноаспектных письмах рассматривается  один вопрос, составляющий содержание всего письма, в многоаспектных письмах  рассматривается сразу несколько  вопросов. Так, например, многоаспектное письмо может содержать предложение, просьбу и напоминание одновременно. Многоаспектным считается письмо, содержащее однотипные и разнотипные аспекты - просьбы, сообщения, предложения. Каждый аспект формируется речевым действием: просьбой, сообщением, предупреждением, приглашением и т.п. 

Композиция, или структура, текста официального письма - это последовательность расположения его составных частей - аспектов. Причем в качестве самостоятельных  аспектов рассматриваются речевые  фрагменты с однотипными речевыми действиями - просьбами, сообщениями, предложениями. Выделение каждого речевого действия в самостоятельный аспект необходимо потому, что по каждой просьбе, по каждому  предложению принимается самостоятельное  решение. Структура аспекта отличается жесткостью и однозначностью и состоит  из двух частей: первая часть содержит информацию об имевших место фактах, событиях (ссылка, мотивация, история  вопроса); вторая часть называет желаемые, предполагаемые события, выраженные при  помощи речевых действий (просьбы, предложения, требования). Красной строкой выделяется новая мысль, тема или новый поворот  темы письма. 

Стандартизация и  унификация - одно из обязательных - свойств  официально-деловой письменной речи, в той или иной степени характеризует  все типы деловых бумаг, обусловливает  строгую композиционную соотносимость  и закрепленность частей делового письма. 

Ясность и недвусмысленность  языка сообщения достигается  предметной и коммуникативной точностью. Предметная точность - это точность факта, соответствие обозначаемому. С  точки зрения языкового оформления высказывания предметная точность достигается  точностью употребления слов, т.е. использованием слов в соответствии с их лексическим  значением. Употребление слов без учета  их значений может привести к инотолкованию  или бессмыслице. Например: обсчитать  данные - глагол обсчитать имеет  значение «умышленно неверно сосчитав, недодать», например: обсчитать покупателя. Правильнее сказать: обработать данные; отказать под благоприятным предлогом (прилагательное благоприятный имеет  два значения: «Способствующий, помогающий чему_л.; удобный для чего_л.», например: благоприятный момент, благоприятные  условия; «Хороший, одобрительный», например: благоприятный отзыв). Следовало  написать: отказать под благовидным  пред югом. 

Под коммуникативной  точностью понимают точность реализации замысла пишущего. Она достигается  соотношением смысла слов, контекста, грамматической конструкции и соотношения  частей текста. Нарушение коммуникативной точности высказывания ведет к непониманию, осложняет восприятие содержания сообщения. Например: Следует познакомиться с выводами комиссии, проведенной год назад. Эта фраза трудно воспринимается, так как не отвечает требованию точности: содержит грамматические, стилистические и текстовые ошибки. Так существительное комиссия может образовывать словосочетания с глаголами образовать, назначить, выбрать, избрать, но не сочетается с глаголом провести, а, следовательно, и с образованным от него причастием. Кроме того, важно не то, что комиссия была образована, а то, что она работала и пришла к определенным выводам. Следовательно, правильнее было бы сказать:…с выводами комиссии, работавшей назад. Вместо глагола познакомиться, имеющего знания: «вступать в знакомство с кем-либо»; «получать сведения, приобретать знания о чем-либо», уместнее было бы употребить глагол ознакомиться, так как он имеет официально-деловую окраску и употребляется только в значении «получать сведения, приобретать знания о чем-либо». Итак, язык деловых бумаг должен соответствовать традициям официально-делового стиля литературного языка, основными признаками которого являются точность и стан-дартизированность используемых языковых средств. Кроме того, деловое послание должно отвечать требованиям информационной достаточности и лаконизма.
Типы документов 

Вся деятельность организации, предприятия, фирмы, так или иначе, связана с документацией. Документация весьма разнообразна по выполняемым  ею функциям, по содержанию и назначению, по степени доступности содержащейся в ней информации. Обобщая цели, задачи и условия документирования, специалисты выделяют ряд факторов, позволяющих разделить все документы  на отдельные типы и виды. 

По фактору адресации  документы разделяют на внутреннюю и внешнюю деловую переписку. Внутренняя деловая переписка ведется  между должностными лицами, подразделениями  одной организации, учреждения. При  этом адресант и адресат документа  состоят в отношениях должностного соподчинения. Документацию этого типа называют служебной. Внешняя деловая  переписка ведется между разными  организациями, учреждениями, должностными и частными лицами, не состоящими в  прямом подчинении по отношению друг к другу. Документы, которыми обмениваются организации, называют официальными письмами. 

По содержанию и  назначению выделяют распорядительные, отчетные, справочные, плановые и другие виды документов, каждый из которых  характеризуется общностью требований, предъявляемых к содержанию и  языковому оформлению. 

В зависимости от того, к какой сфере человеческой деятельности относится документируемая  информация, различают управленческие, научные, технические, производственные, финансовые и другие виды документов. По фактору доступности документируемой  информации документы могут быть открытого пользования (доступа), ограниченного  доступа и конфиденциального  характера. 

Документы разделяют  по срокам исполнения на срочные, второстепенные, итоговые и периодические, а по критерию первичности происхождения различают  оригинал (первый экземпляр) и копию (все остальные экземпляры) документа. 

В последнее время  выделяют еще один классификационный  признак - форма отправления официально-деловой  корреспонденции. Так, наряду с традиционной почтовой пересылкой существует электронная  деловая корреспонденция и факсовые отправления. Однако электронная почта  и телефакс используются, как правило, для решения оперативных вопросов, в то время как письма, имеющие  большое юридическое значение (договоры, предложения) высылаются обычными почтовыми  отправлениями. 

Ядро учрежденской (служебной) документации составляют управленческие документы. Именно они обеспечивают управляемость объектов как в  рамках всего государства, так и  в отдельной организации. Этот тип  документов, в свою очередь, представлен  комплексом систем, основными из которых  являются: организационно-правовая документация; плановая документация; распорядительная документация и другие системы документации, включая и те, которые отражают основную деятельность учреждения. 

Официальные письма. В основе классификации официально-деловой  переписки лежат различные классификационные  признаки. Так, например, по тематическому  признаку официально-деловую корреспонденцию  достаточно условно разделяют на деловую и коммерческую. Переписку, с помощью которой оформляют  экономические, правовые, финансовые и  другие формы деятельности предприятия, принято называть деловой корреспонденцией. Письма, составляемые при заключении и выполнении коммерческих сделок, при решении вопросов сбыта продукции  и вопросов снабжения, относят к  коммерческой корреспонденции (письма-запросы, предложения, письма-претензии и  ответы на эти виды Писем). 

По функциональному  признаку различают письма, требующие  письма-ответа, и письма, не требующие  письма-ответа. Обязательного ответа требуют: письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация. Не требуют ответа сопроводительные письма, так как  выполняют функцию ярлыка, этикетки, прикладываемой к отправляемым документам. Их цель - фиксировать факт отправки. Письма-подтверждения, письма-напоминания, письма-предупреждения констатируют свершившийся факт и поэтому также не требуют  ответа. 

По особенностям композиции различают одноаспектные  и многоаспектные письма. Содержание одноаспектного письма посвящено одному вопросу, проблеме, например: выражение  гарантии - гарантийное письмо; приглашение  принять участие в чем-либо - письмо-приглашение  и т.д. Многоаспектным считается  письмо, содержащее однотипные и разнотипные  аспекты - просьбы, извинения, гарантии. Каждому из существующих аспектов содержания письма соответствуют традиционно сложившиеся языковые модели, содержащие ключевые слова: гарантируем, приглашаем, сожалеем. 

По структурным  признакам деловые письма делят  на регламентированные (стандартные) и  нерегламентированные (нестандартные). Составление регламентированных писем  осуществляется по определенному образцу. Это предполагает не только соответствие письма стандартным аспектам содержания, но и использование стандартных  языковых и синтаксических конструкций. Жесткие требования предъявляются  также к формату бумаги, составу  реквизитов, оформлению всех элементов  письма. 

Нерегламентированное  деловое письмо, как правило, отражает какую-либо необычную производственную ситуацию либо свидетельствует об особом значении, которое придает письму составитель. В связи с этим текстовая  структура нерегламентированного  письма является менее жесткой, возможен больший выбор речевых и синтаксических средств, в том числе выразительных. Принцип построения текста в них  существенно отличается от жесткой  структуры обычных официальных  писем, приближаясь то к обычному повествованию (история вопроса, изложение  сути дела), то к рассуждению (убеждающая часть), то к описанию (технические  характеристики, описания конструкций). Однако язык нерегламентированных писем  также содержит элементы стандартизации: этикетные фразы, лексическая сочетаемость, терминологичность. 

Общим для всех видов  и типов служебных бумаг является требование четкого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими ГОСТами и стандартами.
Правила оформления документов 

При составлении  документа особое значение имеет  оформление всех его реквизитов. Реквизиты - это обязательные признаки, установленные  законом или распорядительными  положениями для отдельных видов  документов. Требования к содержанию и оформлению основных реквизитов документов определены ГОСТом 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная  система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». 

Государственный герб Российской Федерации (для бланков  государственных предприятий). Изображение  герба помещается на верхнем поле управленческих документов. Бланки с  изображением герба являются полиграфической  продукцией и подлежат особому учету. 

Эмблема. Эмблема  организации - условное (символическое) графическое изображение, зарегистрированное в установленном порядке, располагается  слева от наименования организации-отправителя. Эмблему нельзя размещать на бланке, если на нем воспроизведен герб. 

Наименование организации-адресанта  документа дается в полном и сокращенном  виде, например: Российская академия наук (РАН). Сокращенное наименование приводится только в том случае, если оно  закреплено в учредительном документе. Над наименованием организации-отправителя  может указываться еще и вышестоящая  инстанция (наименование министерства или ведомства; в коммерческих организациях - наименование консорциума или промышленно-финансовой группы), в систему которой входит данная организация. 

 МИНИСТЕРСТВО  ОБЩЕГО 

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 

ОБРАЗОВАНИЯ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Донской государственный  технический университет 

(ДГТУ) 

Если в учредительном  документе название организации  было в повторено на иностранном  языке, оно воспроизводится на бланке под наименованием на русском  языке, например: 

ТЕХКОН Официальный  дилер ТЕРМО КИНГ по продажам и  сервису на Юге России 

TECHCON Official Sales + Service Dealer for THERMO 

KING in South of Russia 

Справочные данные об организации содержат сведения, важные для организации при информационных контактах: почтовый и телеграфный  адрес, номера телефонов, телетайпа, электронной  почты; номер счета в банке, наименование банка и т.д. Все указанные сведения даются по усмотрению организации, 

Почтовый адрес  отправителя должен соответствовать  почтовым правилам Министерства связи  России. Если организация имеет постоянные связи с зарубежными партнерами, адрес в бланке письма оформляется  на русском языке (по правилам расположения элементов адреса, принятых в России) и на иностранном языке, чаще всего, английском (по международным правилам написания адреса). 

Дата. Отмечается арабскими  цифрами в день подписания или  издания документа, его отправления  или получения. Например: 22.06.01 (возможен обратный вариант 01.06.22). В финансовых документах допускается использование  словесно-цифровой передачи дат: 22 июня 2001 года. 

Регистрационный номер  документа, индекс письма, является условным обозначением документа, присваиваемым  ему при регистрации. Индекс исходящего письма может иметь вид 09-12/35, где: 09 - индекс структурного подразделения; 12 - номер дела по номенклатуре; 35 - порядковый номер письма по регистрационному журналу. 

Ссылка на регистрационный  номер и дату входящего документа. Обязательно дается в ответном письме и имеет следующую форму записи: на №02-05/71 от 27.05.2000. 

Адресат. Документ может  адресоваться в организацию или  конкретному должностному лицу. В  первом случае должностное лицо не упоминается, а наименование предприятия  пишется в именительном падеже. Например: 

Министерство общего и профессионального 

образования Российской Федерации 

Управление по работе с иностранными учащимися 

Если документ адресуется не только в определенную организацию, но и конкретному лицу, то название организации ставится в именительном падеже, а название должности и  фамилия адресата - в дательном: 

Министерство общего и профессионального 

образования Российской Федерации 

Начальнику отдела статистики И.В. Васильеву 

Если документ адресуется лицу с указанием статуса, то наименование организации входит в состав наименования должности, а название организации  отдельно не указывается: 

Начальнику отдела статистики 

Министерства общего и 

профессионального образования 

Российской Федерации 

Если документ адресуется частному лицу, то вначале указывается  почтовый адрес, затем фамилия и  инициалы получателя. 

Заголовок к тексту. Указывает на содержание документа  с предлогом О без кавычек: О подготовке проекта договора. Не рекомендуется употреблять слова  касательно (кас.), касается. Точка в  конце заголовка не ставится. Заголовок  в кавычки не выделяется, пишется  с прописной буквы и располагается  слева под реквизитом «Ссылка  на регистрационный номер и дату документа». 

Текст. Это содержание письма, которое может оформляться  в виде таблицы, анкеты или свободного (комбинированного) изложения сути вопроса. При увеличении длины текста и включении в него нескольких вопросов, решений или выводов  в нем выделяют разделы, подразделы, пункты. Нумерация производится арабскими  цифрами. Обычно текст состоит из введения с объяснением причин написания письма, и основной части с изложением сути дела (обращения, управленческого действия, Решения). Текст официального письма может включать приветственное обращение и заключительную формулу вежливости, являющиеся этикетными элементами письменного официально-делового общения. 

Отметка о наличии  приложения. При наличии их в документе  делается запись в форме: Приложение: на 3 л. в 2 экз. 

Подпись. В состав реквизита «Подпись» входят: наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия). Поскольку деловые  письма пишутся на бланках учреждений, название учреждения в подписи не указывается, например: 

Главный инженер (личная подпись) Е.Н. Плесовских 

При подписании документа  несколькими должностными лицами их подписи располагают одну под  другой в последовательности, соответствующей  иерархии занимаемых должностей. 

При подписании документа  несколькими лицами одного ранга  их подписи располагают на одном  уровне, например: 

Директор фабрики  Директор магазина 

(личная подпись) (личная подпись) 

В.М. Степанов А.П. Миронов 
 

Отметка об исполнителе  размещается в левом нижнем углу лицевой или оборотной стороны  последнего листа документа и  включает фамилию (или фамилию, имя, отчество) исполнителя документа  и номер его телефона, например: Васильев Виктор Иванович 32-45-78 

Отметка об исполнении документа и направлении его  в дело. В состав реквизита входят: краткие сведения об исполнении, слова  В дело и номер дела, в котором  будет храниться документ. 

Реквизит «Отметка о поступлении документа в  организацию» проставляется от руки или в форме штампа в нижней части лицевой стороны первого  листа документа или на его  обороте. Элементами данного реквизита  являются: порядковый номер, дата поступления  документа в организацию. При  необходимости - часы и минуты.
Унификация языка  служебных документов 

Унификация - приведение чего-либо к единой системе, форме, к  единообразию. Суть унификации служебных  документов сводится к сокращению видов  документов, приведению к единообразию их форм, структуры, языковых конструкций  и операций по обработке, учету и  хранению. Сведение документационного  потока к единым формам и стандартам предполагает также единообразное  размещение реквизитов на бланках документа, сокращение их форматов, а также  обеспечение сопоставимости информации во взаимосвязанных документах и  применения трафаретных текстов. 

Стандартизация официальных  бумаг заключается в установлении в государственном масштабе оптимальных  правил и требований по разработке и оформлению документов. Эти правила  принимаются в установленном  порядке для всеобщего и многократного  применения в делопроизводстве. Результаты разработки при этом оформляются  в виде межгосударственных (ГОСТ), государственных (ГОСТ Р), отраслевых (ОСТ) стандартов, а  также стандартов предприятий и  учреждений (СТП). 

Особенность унификации языка служебных документов состоит  в формировании системы стандартных  языковых моделей, отражающих типовые  ситуации делового общения. Наиболее значимым с точки зрения типизации ситуаций общения является фактор цели, поскольку  именно цель совершения речевого действия обусловливает тип и стиль  создаваемого документа. При всем многообразии письменного делового общения его  инициатор решает, как правило, типовые  задачи: 

1. Информирование  адресата. 

2. Привлечение внимания  к проблеме. 

3. Побуждение к  действию (решению проблемы, участию  в каком-либо деле, совершению  каких-либо действий). 

4. Придание юридического  статуса какому-либо событию (документирование  заключаемых отношений, сделок, совершаемых  финансовых операций и т.д.). 

5. Инициирование  и поддержание деловых отношений. 

6. Решение конфликтных  ситуаций (выражение несогласия, претензий). 

Решение тех или  иных задач делового общения реализуется  в речевых действиях, ключевым словом которых является так называемый глагол-действие: просим, предлагаем, сообщаем. 

Языковая модель, выражающая то или иное речевое действие, состоит, как правило, из двух частей - мотивации действия и собственно речевого действия. Например: В порядке  оказания помощи (мотивация) прошу ('речевое  действие) Вас…; Согласно Вашей заявке (мотивация) высылаем (речевое действие)… 

Цель, которую ставит перед собой инициатор делового общения, определяет не только выбор  языковых моделей, но, прежде всего, тематический и функциональный тип деловой  бумаги. Так, если автору послания необходимо информировать адресата о чем-либо, он может сделать это, используя  такие виды документов, как служебная  записка, сопроводительное письмо, письмо-сообщение; целевая установка - побуждение реализуется  в приказах, распоряжениях, указаниях; если необходимо придать юридический  статус каким-либо отношениям или факту, следует обращаться к таким типам  документов, как договор, доверенность, справка; инициирование, поддержание  отношений реализуется с помощью  гарантийных писем, писем-просьб, писем-приглашений, а предупреждение, требование, отказ  актуализируются в таких документах, как письмо-требование (рекламация); письмо-ответ (отказ от предложения), письмо-напоминание. Кроме того, каждая целевая установка в документах определенного типа реализуется  с помощью устойчивых языковых моделей, соответствующих данному типу документа. Например: 

Цель 
Тип документа 
Языковые модели  

Информирование 
Служебная записка 
Довожу до Вашего сведения  

Сопроводительное  письмо 
Высылаем запрошенные  Вами…  

Письмо - сообщение  и т.д. 
Информируем Вас  о том, что …и т.д.  
 
 

Таким образом, все  смысловые аспекты документа  реализуются в виде устойчивых логических форм - моделей. В результате процесс  составления официальной бумаги сводится к соединению в определенной логической последовательности стандартных  языковых моделей. Например, подтверждение  получения чего-либо может быть представлено следующими языковыми моделями: 

Подтверждаем получение  Вашего заказа. 

С благодарностью подтверждаем получение Вашего заказа. 

С благодарностью подтверждаем получение Вашего заказа и приступаем к его выполнению. 

С благодарностью подтверждаем получение Вашего заказа и приступаем к его выполнению на условиях заключенного ранее договора. 

Стандартизация и  унификация деловой письменной речи оправдана соображениями удобства, экономией времени при составлении  текстов деловых писем, их обработке. 

Наименее трудоемким способом составления официального письма является использование типовых  текстов и текстов-трафаретов, применимых для передачи однотипной повторяющейся  информации. Типовой текст - это текст-стереотип, используемый в качестве примера  или основы для создания нового документа. Способ создания Документов по образцу-стереотипу называется типизацией Документов. Он используется для построения текстов  аналогичного содержания, соответствующих аналогичным ситуациям делового общения на производстве, в государственных учреждениях и т.д. 

Трафаретизация - способ фиксации информации в виде текста с пробелами, предназначенными для  заполнения их переменной информацией, которая зависит от конкретной ситуации. Примеры трафаретных бланков  текстов - бланки справок отделов  кадров, командировочных удостоверений  и др. В деловой переписке также  используются трафаретные тексты, например, в письмах-приглашениях, письмах-заявках; при оформлении текстов договоров, соглашений, контрактов. Применение трафаретных  бланков существенно сокращает  время, затрачиваемое на составление  документов, и сводит к нулю возможность  нескольких толкований текста. Следует  отметить, что многообразие современных  деловых отношений, увеличение количества нестандартных ситуаций, отражающихся в деловой переписке, уменьшает  возможность использования трафаретных  текстов как способа делового общения.
Языковые формулы  официальных документов 

Особенность языка  и стиля официальных бумаг - использование  устойчивых (шаблонных, стандартизированных) языковых оборотов, позволяющих с  высокой степенью точности отражать регулярно повторяющиеся ситуации делового общения. За многолетнюю практику деловой переписки были выработаны языковые формулы, позволяющие ясно и лаконично излагать мотивы, причины  и цели официального послания; формулировать  просьбу, предупреждение, распоряжение, отказ, заверение и т.д. Соединение в определенной последовательности языковых формул, отражающих смысловые  аспекты сообщения, позволяет моделировать текст документа, его структуру; упрощает процедуру создания официальной  бумаги. 

Начало документа, как правило, представляет собой  изложение побудительных мотивов, объяснение причин принятия тех или  иных решений. Оно вводит адресата в  проблему и не должно повторять того, о чем говорится в основной части текста. Так, например, стандартные  деловые письма могут начинаться с языковых формул, выражающих мотивы создания документа: В соответствии с ранее достигнутой договоренностью (направляем, сообщаем)…; В соответствии с письмом заказчика…; причины  создания документа: Ввиду задержки получения груза…; По причине задержки оплаты…; В связи с чрезвычайными  финансовыми трудностями…; В связи  с нарушением срока поставки…; цель создания документа: В целях обмена опытом направляем в Ваш ад-рес…; Во исполнение постановления собрания акционеров… 

Главная информация документа излагается с помощью  глагольных конструкций, ключевое слово  которых - глагол-действие, позволяет  автору реализовать свои цели и 

намерения. При этом ключевые слова не только выражают смысловые аспекты сообщаемого, но и определяют тональность сообщения. Выделяют следующие типы речевых  действий письменного делового общения: сообщение. сообщаем, ставим Вас в  известность, извещаем, уведомляем; предложение: предлагаем; просьба, требование, распоряжение: прошу, просим, настаиваем, приказываю, постановляю; подтверждение, заявление: подтверждаем, заверяем, заявляем, объявляем; обещание: заверяем, обязуемся, гарантируем; напоминание, предупреждение: напоминаем; отказ: вынуждены отказать, не можем выполнить Вашу просьбу, выражение отношения (формулы этикета): с сожа лением сообщаем, приносим извинения, выражаем признательность. 

Как уже отмечалось, функцию ключевых слов, выражающих то или иное речевое действие, выполняют  глаголы. Они могут употребляться  в форме третьего лица единственного  числа, если называют действия, совершаемые  от имени всей организации («СОЮЗПОДШИПНИК предлагает…; ООО «Росэл» гарантирует…) и третьего лица множественного числа (администрация и профсоюзный  комитет университета представляют…). Если автор документа - лицо физическое, то действия передаются от первого  лица единственного числа (прошу  сообщить…; предлагаю провести…; довожу до Вашего сведения…) и от первого  лица множественного числа (приглашаем Вас…; рады сообщить Вам…). 

Чаще других в  текстах документов встречается  глагол просить. Он включается в тексты разных типов документов, таких как: заявление, служебная записка, жалоба, письма-просьбы, письма-предложения  и т.д. Такую употребительность  и многофункциональность глагола  просить специалисты объясняют  этикетными требованиями к языку  деловых бумаг и психологическими законами делового общения - всегда легче  выполнить действие, выраженное в  форме просьбы, нежели в форме  приказа или указания. Так, в деловых  посланиях используют следующие  модели, выражающие просьбы, требования, распоряжения: Прошу рассмотреть  возможность…; Прошу изыскать для  нужд организации…; Обращаемся к Вам  с просьбой…; напоминание, предупреждение: Напоминаем Вам, что срок соглашения истекает…; Организация уведомляет Вас о том, что…; предложение: По Вашей просьбе предоставляем  Вам обзор рынка товаров нашей  фирмы…; В ответ на Ваш запрос предлагаем Вам…; отказ от предложения: Мы не можем предоставить интересующую Вас информацию, так как…; К сожалению, удовлетворить Вашу просьбу не представляется возможным, поскольку…; распоряжение, приказ: Назначить на должность начальника отдела легкой промышленности…; Обязать  руководителей всех подразделений  института…', сообщение, уведомление: Сообщаем, что…; Извещаем Вас о том, что…; Довожу до Вашего сведения, что…; обещание, гарантии: Гарантируем, что…; Выявленные недостатки будут устранены  в кратчайшие сроки…. 

В деловом общении  нередко возникают ситуации, когда  автору послания необходимо заявлять собственную позицию по тому или  иному вопросу либо интерпретировать действия другой стороны. В этом случае также могут быть использованы стандартные  языковые модели. Например, модели интерпретации  собственной позиции: Наши обращения  по данному вопросу не привели  к положительным результатам…; Возражений против конструкции не имеем…; Мы не сможем поставить Вам…; модели интерпретации  действий другой стороны: Данные Вами обещания не выполняются…; Партия товара прибыла со значительным опозданием…; сумма причиненного ущерба составляет…. 

Помимо языковых моделей и синтаксических конструкций, отражающих те или иные ситуации делового общения, следует отметить также  устойчивые обороты речи, прочно закрепившиеся  за официально-деловым стилем. Например: наименее сложный…; наиболее важный…, наилучший результат…; оказать помощь…; произвести проверку…; руководство  считает возможным…; организация  не возражает…; обеспечить выполнение.; создать необходимые условия…; подтвердить  получение…; сообщить данные…; подготовить  к отправке…; в сложившихся обстоятельствах… и т.д. 

Итак, стандартизация официально-деловой письменной речи влечет за собой употребление специальных  языковых средств, образующих относительно замкнутую систему деловой речи.
Информационное насыщение  официальных бумаг 

Основное требование к информационному насыщению  документа - это целесообразное количество включаемой информации, необходимое  и достаточное для реализации коммуникативной задачи - убедить, побудить, привлечь внимание, выразить несогласие и т.д. Избыточность, разнородность  включаемой в документ информации затрудняет его восприятие, а, следовательно, снижает  его эффективность, убедительность. Структура текста документа (логическое соединение смысловых аспектов) должна быть «прозрачной», легко воспринимаемой. Наиболее рациональна структура  текста документа, состоящая из двух частей. В первой излагаются мотивы, факты и события, послужившие  поводом для составления бумаги, во второй - выводы, просьбы, предложения, решения, распоряжения и т.д. 

В многоаспектных документах изложение каждого аспекта содержания следует начинать с нового абзаца, выделять красной строкой. При этом абзац служит показателем перехода от одной мысли (темы) к другой. Средняя  длина абзаца 4-6 предложений, но в  текстах документов могут встречаться  абзацы, состоящие из одного предложения. 

Пример письма, содержащего  ответ на запрос: 

Сообщаем, что Ваш  запрос получен и передан на рассмотрение заводу-изготовителю. 

По получении заключения завода ответ на Ваш запрос будет  выслан незамедлительно. 

Каждое последующее  предложение абзаца должно быть связано  с предыдущим. Специалисты различают  два вида контекста: последовательный и параллельный. В последовательном строе контекста одно предложение содержательно вытекает из другого, т.е., новая информация предыдущего предложения становится предметом рассмотрения в следующем предложении. Например: 

Приглашаем Вас  принять участие в научно-практическом семинаре и выступить с докладом. Доклады, представляющие научный интерес, войдут в сборник научных трудов ВНИИДАД. 

Издание сборника запланировано  на 2001 г. 

В параллельном строе  контекста несколько последующих  предложений поясняют предыдущее, при  этом предмет речи, является общим, но в последующих предложениях о  нем дается новая информация. Например: 

К сожалению, условия  контракта №468 о строительстве  животноводческого комплекса Вами не выполнены. Сроки завершения строительных работ нарушаются. С августа Ваши подрядчики не появлялись на строительной площадке. Строительство комплекса  выполнено лишь на 34%. 

Связь между предложениями  абзаца может осуществляться с помощью  повтора отдельных фрагментов предыдущего  предложения. Например: 1 Повторение одинако  вых или однокоренных слов - лексический  повтор: 

СМУ согласно на строительство  перечисленных в Вашем письме объектов в пионерлагере на сумму… В первую очередь мы приступаем к  строительству спального корпуса  и душевой. Строительство этих объектов намечено закончить до открытия лагеря. 

2. Использование  в последующем предложении местоимения,  часто с существительным предыдущего  предложения - местоименный повтор:…просим  выслать отчет о… Этот отчет  будет предоставлен в… 

3. Повтор синтаксической  конструкции предыдущего предложения  в последующем, но с другим  лексическим наполнением - грамматический (синтаксический) повтор: 

Если машина или  оборудование вышли из строя или  не обеспечивают должной производительности или качества выполняемой работы, то… Если в машине допущена необоснованная замена деталей, то… 

Соединение предложений  осуществляется также с помощью  слов и словосочетаний, выступающих  в роли связок. Например: ввиду вышеизложенного, в порядке оказания помощи, поскольку, согласно, следовательно и т.д. 

При составлении  деловых бумаг следует учитывать  информационную роль порядка слов в  предложении. В устной речи наиболее значимое слово выделяется интонационно. В письменной речи информационная роль слова или словосочетания возрастает к концу предложения. Расположение слов в предложении определяется принципом «линейной» подачи материала. Согласно этому принципу сначала  в предложение вводится вспомогательная  информация, а затем - основная, причем основная информация располагается  после сказуемого, а вспомогательная - в начале предложения до сказуемого. В зависимости от того, где находится  то или иное словосочетание, меняется смысл предложения. Например: По решению  арбитражного суда задолженность необходимо погасить до 1 июля 2000 года. Задолженность  необходимо погасить до I июля 2000 года по решению арбитражного суда. В  первом предложении целью высказывания является указание срока, на который  назначено погашение задолженности. Во втором предложении целью высказывания является указание на то, кем вынесено решение о необходимости погасить задолженность. 

Особого внимания заслуживает  также аспект убедительности делового послание. Специалисты отмечают, что  информативность и убедительность официального Документа достигаются  за счет употребления языковых формул, принимающих правовую силу, представления  всех обстоятельств дела в их взаимосвязи, использования придаточных предложений, отражающих причинно-следственные связи, и союзных слов, формирующих логический контекст. Основным условием убедительности любого документа называют его доказательность. Только точные, бесспорные факты должны быть основой делового послания. Убедительность письма зависит также от умения его  составителей выразить интересы того предприятия, в адрес которого оно  направлено. 

Итак, точность в  подборе фактов, цифровых данных, четкость словесных формулировок - основа убедительности любого делового послания, особенно в  письмах, отражающих экстремальные, кризисные  моменты в сфере деловых отношений.
Требования к языку  и стилю документов 

Язык и стиль  официальных бумаг отличается от языка и стиля посланий, в которых  авторы выступают как личности. Адресаты.и  адресанты официальной корреспонденции  являются субъектами правоотношений, а деловое послание может служить  предметом прямой правовой оценки. Стиль изложения в деловых  посланиях - формально-логический. Его  основные признаки: нейтральность, надличностный  характер изложения, унификация, типизация  речевых средств и стандартизация терминов, сужение диапазона используемых речевых средств, повторяемость  отдельных языковых форм на определенных участках текстов документов. 

Документируемая информация должна излагаться предельно ясно, четко и недвусмысленно - это основное требование письменного делового общения. Следовательно, к языковым средствам  и стилю изложения информации в документе предъявляются особые требования: 

- соблюдение лексических,  грамматических, стилистических норм, обеспечивающих точность и ясность  изложения; 

- однозначность используемых  слов и терминов; 

- нейтральный тон  изложения. 

Невыполнение этих требований, с одной стороны, затрудняет работу с документами, а с другой - лишает или снижает их юридическую  и практическую значимость. 

Смысловая точность письменного высказывания в значительной степени обусловлена точностью  словоупотребления, т.е. использованием слов согласно их значениям. Слово в  тексте документа должно употребляться  только в одном значении, принятом в официально-деловой письменной речи. В связи с этим затруднения  в употреблении могут вызывать слова-паронимы (слова, близкие по звучанию родственные, однокоренные слова, различающиеся  значением). Например: представить (предъявить, показать: представить отчет) - предоставить (дать что-либо в пользование, распоряжение кому-либо: предоставить справку); проводить (осуществлять что-либо: проводить совещание) - производить (вырабатывать, изготавливать: производить товары). 

Невнимание к оттенкам значений, окраскам слов-синонимов  также может приводить к смысловым  нарушениям в текстах документов. Так, например, слова построить (стилистически  нейтральное), возвести (стилистическая окраска - «высокое»), соорудить (создать  нечто технически сложное); воздвигнуть (построить что-либо значительное; высокое) различаются стилистическими окрасками, оттенками значений и, как следствие  этого, имеют разную сочетаемость. Так, например, правильно составлены словосочетания построить склад, соорудить мост, воздвигнуть арку; сочетания же возвести склад, соорудить киоск, воздвигнуть  жилой дом стилистически некорректны. 

Нежелательно использование  в текстах деловой документации профессионализмов (например, пересадка  вместо трансплантация; кардан вместо карданное устройство и др.). Область  применения профессионализмов - это, как  правило, устная речь, их использование  в письменной речи делового общения  является стилистической ошибкой. Например, дострой вместо завершение строительства', незавершенка вместо незавершенное строительство; студенты-дневники вместо студенты дневного обучения, безнал, безналичка вместо безналичный расчет. 

Термины, употребляемые  в деловой документации, должны быть понятны как автору, так и адресату. Если термин является малоупотребительным  и его значение может быть непонятным, следует прибегнуть к одному из предлагаемых способов: 

- дать официальное  определение термина, например: факторинг  - продажа права на взыскание  долгов; 

- уточнить, расширить  содержание термина словами нейтральной  лексики, например:… невыполнение  договора вызвано форс-мажорными  обстоятельствами (ливневыми дождями  размыло пути сообщения с заводом); 

- убрать термин  и заменить его общепонятным  словом или выражением. 

Трудности в восприятии текста документа может вызывать неоправданное использование заимствованных слов. Наиболее типичная ошибка - немотивированное употребление иноязычных слов вместо уже существующих для обозначения  понятий привычных слов, например: паблисити вместо реклама; известность, популярность; эксклюзивный вместо исключительный; апеллировать вместо обращаться. 

В документах не должны употребляться слова и выражения, вышедшие из употребления (архаизмы и  историзмы). Следует писать не при  сем направляем, а направляем; не сего года, а этого года (текущего года); не настоящим сообщаем, а сообщаем; не настоящим акт составлен, а  акт составлен. 

При употреблении числительных в текстах документов следует  помнить, что однозначные числа  воспроизводятся словом, а в случае, если есть указание меры - цифрой (не более  пяти рейсов, но 9 кг). Составные числительные записываются цифрами, за исключением  тех случаев, когда числительное стоит в начале предложения (Сто  наименований компакт-дисков, но комиссия забраковала 15 объектов). Порядковые числительные записываются с указанием падежных окончаний (до 16_го разряда). В финансовых документах наряду с цифровой записью  дается словесная расшифровка. 

К стандартным аспектам языка деловой письменной речи относится  унификация сокращений, широко используемых в деловых письмах. Сокращаются  слова, словосочетания, характеризующиеся  высокой частотностью употребления, а также термины, названия организаций, известные правовые акты, своды законов  и т.д. Сокращения, используемые в  текстах документов, подчиняются  определенным правилам: 

1. Сокращения должны  быть единообразны на протяжении  всего документа. Недопустимо  сокращать одно и то же слово  (словосочетание) по-разному или  писать его в одном месте  полностью, а в другом сокращенно. 

2. Нельзя сокращать  слово, если оно является единственным  членом предложения. 

3. Не допускается  сокращение, если оно может повлечь  за собой инотолкование, двусмысленность  в восприятии фразы. 

4. Сокращение слова  до одной буквы не допускается,  кроме случаев традиционных текстовых  сокращений типа: г. (год), г. (господин), л. (лист, листы), с. (село), р. (река), п. (пункт)  и др.
Речевой этикет в  документе 

Этикет - установленный  порядок поведения. Деловой этикет - это порядок поведения, установленный  в сфере делового общения. В основе правил делового этикета лежит: вежливое, уважительное и доброжелательное отношение  к деловому партнеру; соблюдение определенной дистанции между работниками, занимающими  разное служебное положение; умение говорить «да» и «нет», не обижая партнера, не задевая его самолюбия; терпимость к чужому мнению, не совпадающему с  вашим; умение признать свои ошибки, быть самокритичным; умение использовать в  споре аргументы, а не авторитеты. 

В письменном деловом  общении этикет проявляется в  форме и содержании документов и, прежде всего, в формулах обращения, выражения просьб, отказов, претензий, способах аргументации, и др. Как  подчеркивают специалисты, этикет - важнейший  инструмент в достижении коммуникативной  цели и одновременно проявление культуры пишущего. В деловой переписке  использование этикетных средств  носит регламентированный характер. 

Обращение - это апелляция  к личности адресата. Задача обращения - установить контакт с адресатом, привлечь его внимание, заинтересовать. Обращение - обязательный элемент коммерческой переписки. В последнее время  обращение нередко используется и в служебной переписке, если ситуация требует обратиться непосредственно  к должностному лицу. 

При обращении к  адресату учитываются его служебное  положение, сфера деятельности, степень  личного знакомства. Наиболее общей  формулой обращения, которая может  использоваться независимо от перечисленных  факторов, является: Уважаемый господин… (фамилия)! Уважаемая госпожа… (фамилия)! Уважаемые господа! 

При обращении к  должностным лицам высших и центральных  органов государственной власти и управления, президентам (председателям) обществ, компаний, фирм возможно обращение  с указанием должности и без  фамилии, например: Уважаемый господин Президент! Уважаемый господин председатель! Уважаемый господин мэр! 

В письмах-приглашениях, извещениях допускается обращение  по имени и отчеству: Уважаемый  Владимир Андреевич! 

При обращении к  лицам одного профессионального  круга возможно обращение: Уважаемые  коллеги! Правила делового этикета  требуют: если текст документа начинается с формулы личного обращения  к адресату, то в конце текста, перед подписью, должна быть заключительная формула вежливости С уважением. 

Согласно традициям  отечественного делового этикета при  формулировке просьб, запросов, предложений, мнений и т.п. принята форма выражения  от первого лица множественного числа: 

Предлагаем Вашему вниманию коллекцию обуви сезона «Вес-на-лето_2000…; Представляем на рассмотрение и утверждение проект торгового  комплекса…; Напоминаем, что срок выполнения договора… истекает… 

Формула обращения  от первого лица единственного числа  прошу, предлагаю, приглашаю используется в письмах конфиденциального  содержания, а также в документах, оформленных на бланках должностных  лиц. 

Как подчеркивают специалисты  в области делового этикета, тональность  деловых писем должны определять корректность и оптимизм. Кроме того, убедительность делового послания, его  воздействующая сила, зависят от выбранной  формы, стиля письма. Убеждает не только информация, но и тональность, в которой  ведется переписка, во многих случаях  именно она определяет характер делового диалога между фирмами, организациями. 

Использование этикетных  средств позволяет смягчить категоричность высказывания. Так, например, отказ, смягченный этикетными формулами вежливости, оставляет  открытой возможность дальнейшего  сотрудничества. 

На наш взгляд, цены на Вашу продукцию высоки, что  делает невыгодной ее реализацию в  нашем регионе. 

Мы выражаем надежду  на разумную ценовую политику с Вашей  стороны, что, в конечном счете, приведет к длительному и плодотворному  сотрудничеству. 

В функции этикетных  средств могут выступать вводные  слова, указывающие на отношение  автора к предмету сообщения, придающие  высказыванию оценочность. Например: 

Если рассматривать  долю продукции Вашего предприятия  в объеме нашей реализации, то она  составляет, к сожалению, около 7%
В мировой практике делового письма признаком хорошего тона является выражение благодарности  за точность, за своевременный ответ: Благодарим Вас за своевременный  ответ…; Позвольте выразить признательность  за участие в…. 

По мнению специалистов, этикетные модели выражения радости, надежды, уверенности, одобрения, признательности - не просто украшают текст делового послания, лишая его привычной  сухости, но и создают определенную тональность восприятия, влияют на отношение адресата к сообщаемому. Например: 

С удовольствием  приглашаю Вас принять участие  в…; Имею честь пригласить Вас…; Мы были бы рады видеть Вас на… 

Следует исключить, однако, так называемую ложную вежливость. Вычурные выражения, типа Будьте так  любезны или Не откажите в любезности сообщить и подобные, неуместны в  деловых письмах. 

С помощью этикетных  средств, а также средств образности можно снять чрезмерную официальность, сухость послания, разнообразить  интонационный рисунок текста, Придать  речи при необходимости экспрессивные  оттенки. Пример использования этикетных  фраз, устойчивых оборотов разговорной  речи в коммерческом информационном письме: 

Приносим свои извинения  за вновь причиняемое беспокойство. К сожалению, в банке очередное  закручивание гаек, и мы не 

можем получить паспорт  сделки без вышеуказанных документов и, следовательно, произвести оплату. 

С уважением Подпись 

Итак, выбор этикетных  средств обусловлен, в первую очередь, коммуникативной заданностью послания. Однако никакой список рекомендуемых  выражений не позволит полностью  решить проблему официального речевого этикета. Только культура, такт и объективность  в оценке тех или иных производственных ситуаций могут подсказать правильный подбор слов и выражений.
Особенности грамматики официально-деловой письменной речи 

Особенности грамматики официально-деловой письменной речи обусловлены требованием максимальной точности и лаконичности описания типовых  ситуаций делового общения, а также  традицией употребления тех или  иных словоформ, оборотов речи, сложившейся  в отечественной школе делового письма. 

В традиции русского делового письма предпочтительным является употребление страдательных конструкций  вместо действительных. Например: не мы выполним, а нами будет выполнено; не Вы предлагаете, а Вами предложено. Страдательный залог, как правило, используется при необходимости  подчеркнуть факт совершения действия (оплата гарантируется, предложение  одобрено). Однако для придания тексту большей убедительности, а также  в случае, когда необходимо указать  конкретное лицо или организацию  как субъект юридической ответственности  более предпочтительной является форма  действительного залога. Например: Завод «Металлист» срывает поставку сырья. Руководитель кооператива не обеспечил технику безопасности. 

При построении словосочетаний следует учитывать, что большинство  слов в письменной деловой речи употребляется  только с одним словом или с  ограниченной группой слов. Например: приказ - издается; контроль - возлагается; цена - устанавливается; задолженность - погашается; рекламация (претензия) - предъявляется; платеж - производится; счет - выставляется (оплачивается) и  т.д.; доводы - веские; цены - низкие, высокие; скидки - значительные, незначительные; необходимость - настоятельная; сотрудничество - взаимовыгодное, плодотворное, успешное и т.п. - именные сочетания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.