Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Искусство Средневековья

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки РФ
     Федеральное агенство по образованию
     Государственное  Образовательное Учреждение
     Высшего Профессионального Образования
     Тобольская Государственная Социально-Педагогическая Академия
     им. Д.И. Менделеева 
 

     Кафедра философии и культурологии 
 

     Курсовая  работа
     на тему: «Искусство Средневековья» 
 
 

     Выполнила:
     студентка 21 группы, ФСиТ
     Руководитель:
       
 
 
 

     Оглавление
     Введение…………………………………………………………………………….3
     Глава 1. Дороманское искусство………………………………………………….5
     1.1. Королевство франков…………………………………………………………5
     1.2. Каролинговское возрождение………………………………………………..7
     Глава 2. Романское искусство……………………………………………………..9
     Глава 3. Готическое искусство…………………………………………………….22
     Заключение………………………………………………………………………….26
     Список  литературы…………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Целью курсовой работы  является характеристика европейского Средневекового искусства, отличного по своим чертам как от предшествовавшей ему Античности, так и от наследующего его Нового Времени.
     Поставленная  цель определила следующие задачи:
     Рассмотреть искусство средневековья.
     Определить  его хронологические рамки
     Охарактеризовать  каждый из этапов развития
     Объектом исследования является европейское искусство, основные этапы развития.
     Эпоха Средневековья охватывает более  тысячелетия, с  конца V до середины XVII в., от падения Западной Римской империи до начала революции в Англии и Нидерландах. Средневековую историю обычно делят в соответствии с этапами развития феодальной формации на три периода:
     VI – XI вв. – ранее Средневековье, период становления феодализма;
     XII – XV вв. – классическое Средневековье, развитой феодализм;
     XVI – первая половина  XVII в. – позднее Средневековье, период упадка феодализма.
        Средневековое искусство — особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей — тесная связь с религией, ее догматами, а отсюда — спиритуализм и аскетичность. Религия и ее общественный институт — церковь — были могущественно идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Само мировоззрение Средних веков было по преимуществу теологическим. Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства.
     Другая  особенность средневекового искусства  — его близость к народному творчеству. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество, хлесткий юмор народных карнавалов — все это наложило отпечаток на искусство Средневековья. Оно многослойнее, чем искусство Древнего мира, оно уже не игнорирует народ, как рабов Античности, тем более, что оно и создается руками ремесленников, вышедших из самой гущи этого народа.
     Образный  строй и язык средневекового искусства  сложнее и экспрессивнее искусства Античности, с большей драматической глубиной передает оно    внутренний мир человека. В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Средневековый мастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре, украшающей средневековые храмы. Но в самой художественной системе, художественном методе средневекового искусства  была заложена определенная заданность, сказывающаяся прежде всего в предельной условности, символике и аллегоризме образного языка, в жертву которым приносилась правдивая передача красоты физического облика человека.
        Искусство западноевропейского Средневековья подразделяется в своей эволюции на три этапа:
     дороманский (VI—X вв.);
     романский (XI—XII вв.). Оба названия происходят от латинского romanus — римский и возникли в XIX в., когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с архитектурой Древнего Рима;
     готический (XIII—XV вв.). Название происходит от итальянского gotico (букв. — готский, т.е. восходящий к названию германского племени готов), в восприятии людей последующих эпох, вплоть до XIX столетия, готический стиль являлся символом варварского искусства.[22, стр. 61-63] 

     Глава 1. Дороманское искусство
        В 410 г. Рим был разгромлен  вестготами, осевшими затем на Пиренейском полуострове, большая часть которого вскоре была завоевана арабами. В 493 г. в Италии основали королевство остготы, сделав центром Равенну. В 555 г. остготское королевство было разрушено Византией. После ухода римских легионов из Британии местное население кельтов завоевали германские племена англов и саксов. Скандинавию заселили воинственные норманны, в XI в. вторгшиеся также и в Англию. На территории Галлии в V в. образовалось государство франков. В 800 г. король франков Карл Великий (742—814, франкский король с 768) короновался в Риме, возникла первая средневековая империя.
     Из  нее и на ее основе выделились впоследствии Франция, Германия, позже Италия.
     С кризисом античного мира произошло  вытеснение светского жизнерадостного мировоззрения Античности, что имело прямые последствия в искусстве. Варвары переосмысливали христианские сюжеты и само христианство в духе своих первобытных мифов. Местное искусство имело прочные народные основы. Определяющим для него было прежде всего декоративно-орнаментальное начало, в котором господствующей была абстрактная «звериная» орнаментика.[2,стр.63 ] 

     1.1. Королевство франков.
     Дороманское искусство значительно меньше связано с Античностью, чем раннехристианское. В эпоху франкской династии Меровингов1 на территории Галлии, в центральных областях Рейна на руинах античности: римских крепостей, цирков, базилик в смеси с готскими шатрами — возникал новый будущий романский архитектурный стиль, главными чертами которого на этом этапе являлись простота, мощь и сила.
     Первые  постройки варваров свидетельствуют  об упадке строительной техники, забвении римского инженерного искусства. Так, не умея рассчитать купол, строители уже упоминавшейся гробницы остготского короля Теодориха в Равенне (ок. 530) создают перекрытие из огромного камня, выдолбленного наподобие купола. Христианизация Европы ведет к интенсивному строительству церквей. Это все тот же тип базилики, но трансепт сдвинут от апсиды, придавая плану церкви форму латинского креста, что было вызвано усложнением богослужения и увеличением количества духовных лиц, занятых в отправлении службы. Полностью в базиликах исчезает атриум — наследие Античности; ранее отдельно стоящая колокольня сливается со зданием и часто помещается на перекрестье нефа и трансепта. Встречается я храм типа ротонды. Нередко используются старые античные колонны разных ордеров — вперемешку.
     От VI—VIII вв. сохранились произведения прикладного искусства: ювелирные  изделия, утварь бытовая, чаще церковная. Яркие краски и драгоценные материалы — характерные черты произведений искусства раннего Средневековья. Этот период — царство орнамента. Всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь — украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц.
     Но  особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах, где сами буквы  стали походить на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрасталась в целую картину, заменив собой миниатюру. Яркие краски, причудливый узор, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность. Переписывание книг было трудным делом, этим занимались в основном монахи в специальных мастерских — скрипториях (от лат. scriptorius — писчий). Особенно славились скриптории французских, английских и ирландских монастырей. Французские рукописи в основном украшены изоморфическими инициалами: заглавной буквой в виде стилизованной птицы, рыбы, фантастического животного. На полях часты рисунки христианских символов: крест, голубь и т.д. Англо-ирландские рукописи заполняет плетенка, мотивы которой восходят к дохристианскому времени, когда они имели магическое значение. Встречаются фигуры Христа, святых, но они всегда геометризированных форм, в обрамлении все той же излюбленной плетенки. Животные при всей стилизации сохраняют удивительную жизненность, правдоподобие (например, Евангелие из Дурроу, ок. 670, Дублин, Тринити-колледж; Евангелие из Эхтернаха, VIII в., Париж, Национальная библиотека).
     Монументальная  живопись и скульптура в VI—VIII вв. развития не получили. В сохранившейся же резьбе по камню наблюдается полный разрыв с классическим искусством древности. Редкие фигуры большеголовы и приземисты. Чаще же это резьба со стилизованным узором из фигур зверя или птицы, оплетенных ремнями (резьба деревянных украшений корабля, найденного в Озеберге около Осло, IX—X вв.) [4, стр.77] 
 

     1.2.«Каролингское Возрождение».
     В дороманском искусстве был период, отмеченный влиянием Античности — время Каролингской империи (конец VIII — первая половина IX в.), названной так по имени императора франков Карла Великого, объединившего огромные земли современной Франции, Германии, Италии, Испании и с 800 г. короновавшегося как император римлян. Походы на Рим, завоевание
     Равенны, конечно, познакомили франков с  искусством Древнего Рима и раннехристианским искусством. Возникли произведения искусства, носящие несомненные следы влияния Античности или, лучше сказать, подражания ей. Это, например, центрического типа (восьмиугольник, заключенный в 16-тиугольник) дворцовая капелла в Аахене (мастер Эйд из Меца, ок. 796—805), выполненная по примеру церкви Святого Виталия в Равенне (VI в.). Для ее декора использовали облицовочные материалы дворца Теодориха (начало VI в.).
     При Карле Великом особенного развития достигло монастырское строительство. Как правило, монастыри представляли собой сложный архитектурный комплекс, центром которого являлась базилика с ризницей при ней и библиотекой со скрипторием. Внешнее убранство монастырских церквей было очень скромным (плитки разных оттенков в облицовке, иногда резные капители колонн), внутри же стены расписывались фресками или покрывались мозаикой.
     Монументальная  живопись в IX в. была на высокой ступени развития, но памятников сохранилось очень немного. В частности, это фрески церкви Святого Иоанна в Мюнстере, дающие представление о расположении сюжетов: «Христос во славе» и «Вознесение» помещались в апсиде; на стенах нефов — сцены из Священного Писания; на западной стене — «Страшный суд». Влияние позднеантичной художественной культуры сказывалось в наличии фонов с изображением классической архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и движений. Экспрессивность же, напряженность повествования — это новые черты, свойственные западноевропейскому средневековью. 
Особого внимания заслуживает каролингская рукописная книга, в которой с чисто декоративным принципом украшения сочетается иллюстративный. На миниатюрах этих рукописей предстают величавые мужи в античных тогах с книгой в руках. В Каролингской империи даже возникло несколько крупных центров изготовления книг, появились   отдельные школы — Годескалька, реймсская,   турская — каждая со своими особенностями и характерными для нее памятниками. [19, стр.127]
 
 
 

Глава 2. Романское искусство
     В X—XII вв. (а в ряде мест — и в XIII в.) в искусстве Западной Европы господствовал так называемый романский стиль, явившийся одним из важных этапов развития средневекового искусства. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения», а также искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока. Формирование романского стиля было обусловлено развитием феодальных отношений и идеологией католической церкви. В области культовой архитектуры главными распространителями романского стиля были монастырские ордена, а строителями, живописцами, скульпторами и декораторами рукописей — монахи. Лишь в конце XI в. стали появляться бродячие артели каменотесов-мирян. [5,стр.105]
     Отдельные романские постройки и комплексы (монастыри, церкви, замки) обычно возводились  среди сельского ландшафта и  господствовали над округой, как  земное подобие «града божьего» или  наглядное выражение могущества феодального владыки. Романские  постройки гармонировали с природным  окружением, их компактные формы и  ясные силуэты как бы повторяли  и обобщали естественный рельеф, а  местный камень, чаще всего служивший  материалом, органично сочетался  с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной  силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные  стены, тяжеловесность которых подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами (входами), а  также высокие башни, ставшие  одним из главных элементов архитектурной  композиции. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических  объемов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых  расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической церкви; в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок вызывали ощущение устойчивости конструкции, это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-реберными, реже — куполами), пришедшими в романский стиль на смену деревянным перекрытиям и первоначально появившимся в боковых нефах.
     Если  в раннем романском стиле главную  роль в декоре играла настенная живопись, то в конце XI — начале XII вв., когда  своды и стены обрели более  сложную конфигурацию, ведущим видом  храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто  и всю фасадную стену, в интерьере  же сосредоточенные на капителях  колонн. В зрелом романском стиле  плоский рельеф сменяется более  высоким, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной.
     В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство.
     В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о  безграничном и грозном Божьем могуществе (Христос во славе, Страшный суд и  т.п.). В строго симметричных религиозных  композициях доминировала фигура Христа; повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали  более свободный и динамичный характер. Для романской пластики типичны отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем  преувеличенно экспрессивного жеста  или частью орнамента, не теряя при  этом духовной выразительности. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры  и фауны. [6, стр.43] 

     Франция
     Наиболее  последовательно романское искусство  формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе,1096—1250). Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве Бургундии, Нормандии, Аквитании и Пуату и Прованса. В Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (1120—50) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в.). Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне, XII в.). На искусство Прованса сильно повлияло римское и византийское зодчество, о чем свидетельствуют античные орнаменты и колонны с античными капителями. Храмы Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях колонн и по сторонам порталов (церковь Сен-Трофим в Арле, X—XI вв.). Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии, которая в то время входила в состав владений английского короля. Норманнские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия — своды появились здесь только в конце XI в. — и почти не использовали скульптурные украшения. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре (церковь Ла Трините в Кане, 1059—66 и 1100—30). Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Центральный памятник Пуату — трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье, конец XI — середина XII вв.).
     Во  французской светской архитектуре  романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре —  донжоном (замок Лош, рубеж XI—XII вв.). На первом этаже башни располагались кладовые, на втором — комнаты господина, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выставлялся дозор. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им главные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу — чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.
     Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI — начало XII вв. Хотя общее количество дошедших до нас памятников монументальной живописи приближается к ста, целостных ансамблей сохранилось чрезвычайно мало, в основном это лишь куски и фрагменты некогда обширных циклов. Центральное произведение монументальной живописи — росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI — начало XII вв.). Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции. В 1028—72 гг. в монастыре Сен-Север в провинции Гасконь была создана иллюстрированная рукопись комментариев к Апокалипсису. Миниатюры, выполненные в духе народных традиций, отличаются яркими насыщенными красками и необычайно живописны. Их автором считается Стефан Гарсиа — один из немногих художников, чье имя дошло до наших дней. [29, стр.71]
     Скульптура  в западноевропейских средневековых  храмах впервые появилась в XI в. Это  были рельефы и небольшие детали оформления стен. В XII в. скульптура распространилась практически по всей Европе. Особенно обильно скульптурой украшали храмы в Бургундии и Провансе. К выдающимся памятникам искусства романского периода относится скульптурное убранство бургундских храмов Сен-Лазар в Отёне и Сен-Мадлен в Везле, в которых сохранились многочисленные рельефы, украшающие фасады стен, порталы и капители колонн. В скульптуре Прованса сильно ощущается влияние античности, это проявляется и в сюжетах, и в манере исполнения. В Провансе не встречается такого обилия скульптурных украшений, как в Бургундии. Однако на фасадах, по сторонам порталов часто помещали большие фигуры святых. Типичным примером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Трофим в Арле. (Более подробно о скульптуре Франции в романский период см. статью.) [26, стр. 132]
     Германия 
     В Германии наиболее полно и ярко романский  стиль воплотился в архитектуре. Постройкой, которая подводила итоги  исканиям раннего этапа средневековья, стала церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1010—33). Архитектура западных областей Германии начала приобретать значение на пороге XI в. (церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне, до 1049—65). Новый масштаб немецкой архитектуре придали такие грандиозные сооружения, как собор в Шпейере, первое здание которого было начато в 1030 г. В германских землях разителен контраст между скромными, в каком-то смысле аскетическими церквами, возведенными в реформированных монастырях, и знаменитыми «имперскими» соборами в Майнце (1081—XIX в.), Вормсе (1170—1240) и Шпейере (1030—XIX в.) — мощными, величественными базиликами с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах (1093—1156). Она справедливо снискала славу наиболее классического здания немецкой романики. Значительный вклад в романское зодчество внесли церкви XII—XIII вв. в Кельне (Церковь Гереонскирхе, 1219—27). Волна активного строительства в городе началась во второй половине XII в. Значительное распространение получил тип церкви с трехлепестковым завершением хора. Подобный план был положен в основу церкви Гросс-Санкт-Мартин (около 1185—1240).
     На  рубеже XII—XIII вв. в Германии существовал  так называемый переходный стиль, сочетавший в себе романские и готические черты (собор в Бамберге, 1186—1237). [8, стр.65]
     Эпоха романики в Германии отмечена строительством ряда значительных светских зданий и фортификационных укреплений. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). Непременной принадлежностью пфальца был «палас» — ряд помещений дворцового типа. Парадные залы начали возводить и в замках крупных феодалов.
     Скульптуру  в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов; на фасадах она стала появляться лишь в конце XII. Сначала это были рельефные вставки, позднее —  развернутые композиции. Широко представлены рельефные украшения распятий (Брауншвейгское распятие, ок. 1160), светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг и т.д. Замечательным памятником скульптуры являются двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1015), целиком отлитые из бронзы и украшенные рельефами с изображениями сцен из Ветхого и Нового заветов. Выдающимся памятником скульптуры поздней романики в Германии стали рельефы Бамбергского собора (ок. 1230). На грани светского и религиозного искусства находится надгробие короля Рудольфа Швабского в соборе Мерзебурга. В этот период в Германии появился один из первых в средневековом искусстве светских памятников — фигура бронзового льва перед замком Данквардероде в Брауншвейге. (Более подробно о скульптуре Германии в романский период см. статью.).
     В так называемый «оттоновский» период (вторая половина X — первая половина XI вв.) наступил расцвет немецкой живописи. Характерный пример раннесредневековой живописи Германии — росписи церкви Св. Георгия в монастыре Оберцелле (конец X в.), который находится на острове Рейхенау на Боденском озере. Тематика росписей — сюжеты из Нового завета (чудесные деяния Христа и др.). Изображения даются на условных архитектурных фонах, либо на цветных горизонтальных полосах. Во всех композициях фигура Спасителя занимает центральное место.
     Наиболее  ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастыре Оберцелле. Выдающимися произведениями искусства мастеров этой школы по праву считаются миниатюры «Евангелия Оттона III» и «Книги евангельских чтений Генриха II». Другим центром искусства миниатюры был Трир. О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983). Это сборник писем папы Григория Великого. Сама книга не сохранилась, но до нашего времени дошли две миниатюры. [11, стр.94]
     Англия 
     В Англии к моменту нормандского завоевания в 1066 г. была создана превосходная школа  книжной миниатюры, влияние которой  ощущалось на материке. Напротив, островная  архитектура — хотя при строительстве  Вестминстерского аббатства (1049—65) был  учтен опыт континентальных мастеров — пребывала по сравнению с  Нормандией на более архаической стадии развития. Из Нормандии пришел тип укрепления, в котором рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались с донжоном. При Вильгельме Завоевателе был воздвигнут лондонский Тауэр (1077 и позже). Специфической особенностью английского культового зодчества стало соединение в одном здании типов монастырского и приходского храмов. В силу этого протяженность нефов и хора была увеличена, более того — они становились почти равными друг другу. Вытянутость планов стала чрезвычайно характерна для соборов Англии, узкие трехнефные здания достигали в длину 170 м. Увеличилась и протяженность трансепта. Вследствие этого особое значение приобретала башня над средокрестием (ибо храм оказывался сильно «раскинувшимся» в стороны), ее величина и внушительность сильно увеличились. Композиция западного фасада варьировалась. Из Нормандии пришла традиция двухбашенного западного фасада (собор в Дареме, XI—XII вв.). Исходя из местной традиции на западном фасаде возводили только одну башню (собор в Или). Английские зодчие долгое время предпочитали деревянные перекрытия. Однако в соборе Дарема сначала боковые нефы (1096), а затем и центральный (1130—33) были перекрыты ребристыми сводами, что позволило сохранить освещение верхнего яруса. Интерьеры романских храмов Англии поражают разнообразием архитектурной фантазии. Внушительность сочетается здесь со стремлением к сложным обработкам и подразделениям (интерьеры соборов в Ромзи, XII в., и Саутуэлле, первая половина XII в.). В наружном облике английских храмов зодчие отдавали предпочтение архитектурному декору. Они членили поверхность стены арочными проемами и различными типами аркад, проявляя при этом завидную изобретательность. Фасады обладают поэтому своеобразной «двухслойностью». Собор в Или в этом смысле является одним из величественных и наиболее «английских» романских зданий. Скульптура играла в облике английских соборов подчиненную роль.
     Живописное  искусство Англии романской эпохи  сохранилось, главным образом, на страницах  рукописных книг. Они были созданы  по преимуществу в скрипториях на юге страны. Наиболее значительными  были мастерские Кентербери и Винчестера. [30, стр.89 ]
     Италия 
     В Италии раннее развитие городов наложило отпечаток на характер зодчества XI—XII вв. Наряду с обычными для всей Европы замками, крепостями, монастырскими  комплексами здесь развивалась  и собственно городская архитектура. Возник тип многоэтажного богатого жилого дома, строились здания цехов  и торговых гильдий.
     В культовом зодчестве итальянские  строители стойко придерживались базиликального типа для храмов и центрического для крещален; кампанилы (колокольни) в плане были круглыми или квадратными. Главными центрами романской архитектуры в Италии были Ломбардия и Тоскана. Важной вехой в истории итальянского зодчества была предпринятая после землетрясения 1117 г. перестройка церкви Сант-Амброджо в Милане. В ломбардских церквах XII в. особая роль принадлежала фасадам. В их убранстве применялись лизены, карликовые галереи
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.