На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Кредитная политика предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное общеобразовательное учреждение высшего  профессионального образования
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
МРИПК 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине «Финансы предприятия»
на тему:
«Кредитная  политика предприятия» 
 
 
 

                                                                                                                               
                                                     Выполнил: студент 
                                                      гр. Д 550-6 Жамаганова С.Б
                                                                               Проверил: к.э.н., доцент
                  Капустина Е. И
                                                                    
 
 

Улан-Удэ
2011
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………….…………………………………………………………...…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………..5
      Понятие и типы кредитной политики предприятия……………………….6
        1.2. Затраты предприятия при использовании кредитных ресурсов….….......13
    1.3. Методика прогнозирования расходов предприятия при пользовании кредитных ресурсов………………………………………………………………..16 
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЗАРНИЦА»………………………………………………………………………...23

    2.1. Краткая  экономическая характеристика ОАО  «Зарница»…..……………23
    2.2. Анализ  кредитной политики  ОАО «Зарница»…………..………………..24
    2.3. Пути  совершенствования кредитной политики  на предприятии…….......29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..32
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЕДЕНИЕ
       Кредитная политика – звучное название, подразумевающее под  собой всего лишь ответ на четыре простых вопроса: кому предоставлять  кредит, на каких условиях, как  много и какие санкции при несоблюдении условий (клиенту/ менеджеру)?1 Основной же критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности предприятия, либо вследствие увеличения объемов продаж, либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности. Найти оптимальную точку в коммерческом кредитовании помогает использование предельного анализа, формальный язык которого строго определяет желаемое равновесие в объемах и сроках предоставления отсрочки платежа: либерализация кредитной политики уместна до тех пор, “пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с дополнительными издержками по предоставляемому кредиту”.
       Содержательной  основой кредитной  политики являются инструменты, которыми руководствуются  сбытовые структуры при предоставлении кредита поставщикам и стандарты  предоставления кредитов, устанавливающие  разумные правила и ограничения.
       Проблема  данного исследования носит актуальный характер в современных условиях.  В целях  обеспечения  конкурентоспособности  и  привлекательности  продаваемого товара в современной практике реализация товаров в кредит (с отсрочкой  платежа) получила широкое развитие.
       Целью данной работы является рассмотрение кредитной политики предприятия и разработка мер по её совершенствованию.
     Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
    определить понятие и структуру кредитной политики предприятия;
    изучить  методы управления кредиторской и дебиторской  задолженностями;
    проанализировать меры по совершенствованию кредитной политики предприятия.
       Объектом  исследования является ОАО «Зарница».
       Предметом исследования являются экономические  отношения, возникающие между предприятием и банком по поводу предоставления в кредит денежных средств.
       Теоретической  основой  исследований  являются учебная,  научная  и   методическая  литература  по  рассматриваемым  в  работе  вопросам, аналитические  и  информационные  материалы. Информационной базой исследования являются статистические материалы, годовой отчет за 2009-2010г.г. ОАО «Зарница»: бухгалтерский баланс и приложение к нему, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

       В целях обеспечения конкурентоспособности  и привлекательности продаваемого товара в современной практике реализация товаров в кредит (с отсрочкой  платежа) получила широкое развитие.
       В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям товаров решаются два основных вопроса:
    в каких формах осуществлять реализацию товаров в кредит;
    какой тип кредитной политики следует избрать организации.
       При выборе типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:2
    общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
    сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
    потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
    правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
    финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность.
       Создание  кредитной политики на предприятии  в отношении покупателей должно повысить эффективность инвестирования средств в дебиторскую задолженность, увеличить объем продаж (прибыли  от продаж) и отдачу на вложенные  средства.
       Помимо  формализации целей управления дебиторской  задолженностью в кредитной политике следует определить задачи, решение  которых позволит достичь целевых  значений (например, выход на новые  рынки сбыта, завоевание большей  доли существующего рынка, формирование репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения. 

      Понятие и  типы кредитной политики предприятия
 
       Кредитная политика — это система мер  и правил, направленных на реализацию контроля за проведением и использованием кредитов, предоставляемых компанией или банком3. Кредитная политика предприятия в числе прочего может включать в себя систему правил по выстраиванию отношений с заказчиками, куда входит и процедура взыскания задолженности.
       Положения кредитной политики могут быть отражены в объемном труде, содержащем подробные  инструкции, или занимать всего одну страницу.
       Кредитная политика должна включать в себя:
    продуманную работу с клиентом: правила сегментирования типов заказчиков и правила работы с каждым сегментом;
    распределение внутри компании работ по взаимодействию с должниками;
    процедуру взыскания долгов внутренними силами;
    описание ситуаций, при которых долг передается для взыскания коллекторскому агентству;
    описание ситуаций, при которых на должника подают в суд.
       Эта система обязательно должна быть зафиксирована на бумаге. Понятно, что  у каждого предприятия и у каждого человека есть какие-то внутренние ощущения, ориентируясь на которые они решают, можно давать в долг данному человеку либо предприятию или нельзя. Вопрос в том, являются ли эти ощущения только внутренними или же они прописаны и понимаются всеми сотрудниками предприятия одинаково, есть ли четкие инструкции для каждого из работников предприятия и для каждой возможной ситуации.
       Главной целью деятельности предприятия является достижение прибыли. Как правило, прибыль увеличивается при увеличении объема продаж. Одним из самых действенных способов увеличения объема продаж является предоставление товара в кредит. Для этого есть следующие причины:
    возможно привлечения покупателя, не имеющего достаточно средств для предоплаты;
    покупатель в состоянии купить больше или более дорогого товара.
       При разработке кредитной политики предприятия необходимо учитывать не только условия продажи в кредит, но и обязательно внутреннюю структуру управления предприятием. Руководство предприятия, как правило, сталкивается здесь со всевозможными проблемами. Обычно отдел сбыта или торговый агент не только не действует совместно с кредитным отделом, если он есть на предприятии, а даже испытывает к нему недоверие. Это связано с тем, что торговый агент заинтересован в первую очередь продать товар и получить за это комиссионные как правило, он рискует лишь тем, что комиссионные ему не будут выплачены. В случае же неплатежа возвратом долга занимается либо бухгалтер, либо сам отдел сбыта. Функция бухгалтера - это функция учета на предприятии, а задача отдела сбыта - увеличение продаж. Поэтому они не только не в состоянии формировать кредитную политику предприятия и заниматься возвратом долгов, но и наверняка будут делать это без всякого желания, а иногда и саботировать эти работы.
       В рамках кредитной политики предприятия  решаются следующие задачи:
    увеличение объема продаж за счет предоставления покупателям более выгодных условий;
    ускорение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;
    минимизация недополученной выгоды от невозможности использования суммы задолженности и потерь от инфляционного обесценения суммы задолженности;
    минимизация финансовых рисков, связанных с возможным дефицитом денежных средств вследствие несвоевременного погашения дебиторской задолженности, со списанием безнадежных долгов;
    определение круга кредиторов, форм и объемов заимствований с учетом особенностей производственного и финансового циклов предприятия;
    минимизация цены заемного капитала;
    переключение на альтернативные источники заимствований по мере возникновения необходимости;
    контроль за своевременностью погашения долга и уплаты процентов, выбор форм реструктуризации долга при необходимости;
    поддержание баланса между текущими активами и текущими обязательствами по суммам и срокам.
       Кредитная политика предприятия состоит из органично связанных между собой блоков: управление дебиторской задолженностью и управление кредиторской задолженностью.
       Кредитная политика принимается на год, по истечении  которого уточняются цели и задачи, принятые стандарты, подходы и условия  на предприятие.
       Целями  кредитной политики предприятия  должны быть: повышение  эффективности  инвестирования средств в дебиторскую  задолженность, увеличение объёма продаж (прибыли от продаж) и отдачи на вложенные средства.
       Помимо  формализации целей управления дебиторской  задолженностью в кредитной политике следует определить задачи, решение  которых позволит достичь целевых  значений (например, выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование репутации, минимизация стоимости кредитных ресурсов). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения работ.
       При изменении целей компании, ее стратегии, рыночных условий и других значимых факторов кредитную политику необходимо пересматривать.
       Под кредитной политикой,для целей  настоящего положения понимается реализация клиентам предприятия товаров в кредит, в форме предоставления клиентам рассрочки или отсрочки платежа по договору поставки товаров (коммерческий кредит).
       Предоставление  кредита не является центральным  конкурентным преимуществом предприятия, то есть акцентировать на этом внимание клиента и в первую очередь заявлять о возможности предоставления кредита на переговорах при работе с клиентами запрещено. Поэтому в ходе ведения переговоров следует всегда пытаться работать с предоплатой. Если полная предоплата невозможна, то следует попытаться получить частичную предоплату. И только в случае, когда клиент приводит убедительные аргументы в необходимости предоставления ему кредита, и при условии, что данный клиент представляет интерес для предприятия (является целевым), следует приступить к обсуждению предлагаемых предприятием условий кредитования.
       Существенными показателями кредитной политики являются:
    определение условий предоставления товарного кредита;
    расчёт максимального срока предоставления товарного кредита;
    составление "матрицы скидок" - таблицы, содержащей варианты скидок за отгружаемый товар (оказываемые услуги) в зависимости от сроков его оплаты.
   То  есть, в качестве цены, указываемой  в прейскуранте, принимается цена товара, предоставленного в кредит на максимально установленный срок.
       Показатели, определяющие кредитную политику, —  это  следующие  четыре характеристики:
     1) срок предоставления кредита — период времени, в течение которого клиенты должны оплатить купленный товар;
     2) стандарты  кредитоспособности - минимальная финансовая  устойчивость, которой  должны  обладать клиенты для получения  возможности   отсрочки  платежа,  и  размеры  допустимых  сумм кредита, предоставляемых различным категориям клиентов;
     3)политика сбора платежей -определяется степенью лояльности по отношению  к  клиентам,  задерживающим  выплаты, с точки зрения  предоставления  кредита вновь;
     4) скидки, предоставляемые за оплату  в более ранние сроки; эти  льготы включают сумму скидки  и  период, в течение которого ими можно воспользоваться.
       Различают три принципиальных типа кредитной  политики предприятия по отношению  к покупателям продукции –  консервативный, умеренный и агрессивный, которые характеризуют принципиальные подходы к ее осуществлению с  позиции соотношения уровней  доходности и риска кредитной деятельности предприятия.4
       Консервативный  тип кредитной политики предприятия  направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель осуществления его кредитной деятельности. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизации сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышения его стоимости; использование жестких процедур погашения дебиторской задолженности.
       Умеренный тип кредитной политики предприятия  характеризует условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
       Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной политики ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгированного кредита.
       Для выбора оптимальной кредитной политики компания должна сравнить потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления дополнительных торговых кредитов (кредитных проверок, дополнительных административных расходов и т.д.) и риском возможной неуплаты.
       Кредитная политика может быть основана как  на формальных, так и не формальных критериях5:
    покупательская и платежная история  покупателей. Платежная история может быть получена через неформальные контакты с банками и другими партнерами клиента;
    платежеспособность  покупателей  может быть оценена  на основе кредитной  истории взаимоотношений покупателей предприятия;
      текущий анализ и перспективная  оценка финансовой стабильности покупателей.
       Для этого могут быть использованы  те же источники информации, которые указаны выше, а также неформальные мнения знакомых профессионалов, работающих в отрасли клиента, рекомендации независимых аналитиков, новости и отчеты специализированных агентств деловой информации.
       Осторожность  при выборе кредитной политики предприятия обусловлена тем, что ведение предпринимательской деятельности в нынешних условиях сопряжено с сохраняющейся экономической нестабильностью, многочисленными коммерческими рисками. Именно в такой обстановке предприятия должны принимать ответственные решения, которые затрагивают не только их материальные интересы, но и соответственно интересы партнеров. Так что рассматриваемая проблема выбора кредитной политики по отношению к покупателям продукции является важной практически для всех, кто занимается предпринимательской деятельностью.
       Основной  хозяйственной единицей в экономике любого государства является предприятие, которое выступает в самых различных организационно-правовых формах: единоличные хозяйства, полное товарищество, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и т.д. Общим для них является то, что в соответствии с действующим законодательством они обязаны подавать в государственные органы определенный набор информации о своей хозяйственной деятельности. И несут за ее точность материальную и административную ответственность. Все остальные экономические показатели, как правило, скрываются организациями под предлогом коммерческой тайны, доступ к которой возможен лишь оперативным путем.
       Отсюда  вытекает один из важных методологических выводов: экономические показатели деятельности организаций являются неполными, получить их достаточно затруднительно. Только акционерные общества предоставляют довольно обширную информацию о себе в своих годовых отчетах перед акционерами. Это оказывает существенное влияние на формирование кредитной политики по отношению к конкретному покупателю. Очевидно, что в условиях большого количества неплатежей, чем меньше информации о своей коммерческой деятельности готово предоставить предприятие-покупатель, тем жестче будет по отношению к нему кредитная политика со стороны продавца.
       Открытая  информация при соответствующем  применении методов экономического анализа может дать предприятию-продавцу возможность сделать более точные выводы о состоянии производственной, сбытовой и финансовой программы организации, которая выступает в роли покупателя.
       Предприятиям, определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий ее вариант отрицательно влияет на рост объема их операционной деятельности и формирование устойчивых коммерческих связей. В то же время мягкий вариант кредитной политики предприятия может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных средств и используемого капитала.  

      Затраты предприятия при использовании кредитных ресурсов
 
       Говоря  о сущности затрат предприятия за пользование кредитными ресурсами, мы сталкиваемся с понятием принципа платности. Это один из принципов кредитования, к которым также относятся: принцип возвратности, срочности, дифференцированности, обеспеченности ссуд и платности.
       Возвратность  означает, что средства должны быть возвращены. Экономической основой возвратности является кругооборот средств и их обязательное наличие к сроку возврата ссуды. Собственно, кредит как экономическая категория тем и отличается от других категорий товарно-денежных отношений, что здесь движение денег происходит на условиях возвратности. Возвратность - необходимая черта кредита.
       Принцип срочности кредитования означает, что  кредит должен быть, не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок. Срочность кредитования представляет собой необходимую норму достижения возвратности кредита. Установленный срок кредитования является предельным временем нахождения ссуженных средств у заемщика. Если срок пользования ссудой нарушается, то искажается сущность кредита, он утрачивает свое подлинное назначение. Практика длительного нарушения принципа срочности в кредитовании предприятий и отдельных отраслей оказывает отрицательное воздействие на состояние денежного обращения в стране.
       Необходимо  подчеркнуть, что в рыночных условиях хозяйствования принцип срочности  приобретает особое значение. От его  соблюдения зависит нормальное обеспечение  общественного воспроизводства  денежными средствами.
       Дифференцированность  кредитования означает, что коммерческие банки не должны одинаково подходить к решению вопроса о выдаче претендующим на получение кредита клиентам. Банки стремятся предоставлять кредит лишь тем клиентам, которые в состоянии его своевременно вернуть. В этих целях банк на основе показателей кредитоспособности определяет финансовое состояние предприятия, с тем, чтобы быть уверенным в способности заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок.
       Обеспеченность  ссуд как принцип кредитования означает, что имеющиеся у заемщика имущество, ценности или недвижимость позволяют кредитору быть уверенным в том, что возврат ссуженных средств будет обеспечен в срок. Этот принцип предполагает реальное обеспечение предоставленных заемщику ссуд различными видами имущества или обязательствами сторон. В качестве обеспечения своевременного возврата ссуды кредиторы по договору назначают залог, поручительство или гарантию, а также обязательства в других формах, принятых практикой.
       Давая ссуду под залог, кредитор проверяет, насколько заложенное имущество отвечает предъявляемым требованиям, в частности обеспечена ли его ликвидность. Под ликвидностью таких активов (товарно-материальные ценности, оборудование, машины, инвентарь, транспортные средства и т.д.) понимается способность активов быстро превращаться в деньги.
       Важное  значение имеют способы возврата ссуд, поэтому рассмотрим их подробнее. Наиболее распространенный вид ссуд - кредит под запасы товарно-материальных ценностей6, поскольку они являются наиболее надежным обеспечением кредита. Обеспечением кредита могут служить товары и материальные ценности. При выдаче крупных кредитов в качестве обеспечения принимается недвижимость. Ссуды под залог недвижимого имущества называются ипотечными ссудами. В качестве залога по ипотечным ссудам для предприятий различных форм собственности являются земельные участки и сельскохозяйственные постройки, помещения.
       Теперь  необходимо остановиться на более подробном рассмотрении принципа платности, так как он наиболее полно отражает сущность затрат предприятия за пользование кредитом. Итак, принцип платности кредита означает, что предприятие-заемщик должно внести банку определенную плату за временное заимствование у него денежных средств. На практике этот принцип осуществляется с помощью механизма банковского процента.
       Банковский  процент 7представляет собой плату, получаемую кредитором от заемщика за пользование заемными средствами. Уплата процентов в условиях рыночного хозяйства есть не что иное, как передача части прибыли, получаемой заемщиком, своему кредитору. Естественное требование кредитора платы за заемные средства определяется тем, что он передает часть своего капитала должнику, таким образом, лишаясь возможности получить за время действия кредитной сделки собственную прибыль. Кредит на своей завершающей стадии - это возвращение стоимости, а процент - это приращение к ссуде. Ссудный процент, таким образом, представляет собой своеобразную цену ссуды, гарантирующую рациональное использование ссуженной стоимости и сохранение массы кредитных ресурсов. Одновременно платность кредита должна оказывать стимулирующее воздействие на хозяйственный расчет предприятий, побуждая к увеличению собственных ресурсов и экономному расходованию собственных средств. 

1.3 Методика прогнозирования расходов
предприятия при пользовании кредитных ресурсов 

       Существует несколько подходов к рассмотрению данной проблемы. Среди них есть, как и новые, так и проверенные временем.
       Итак, рассмотрим ряд  подходов к методике прогнозирования  расходов предприятия. К  таким  подходам, прежде всего, относится  оценка кредитоспособности крупных и средних предприятий. В свою очередь эта оценка может производиться различными путями. Они основываются на фактических данных баланса, отчете о прибыли, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве способов, оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента.
       Финансовые  коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка. В мировой и российской банковской практике используются различные финансовые коэффициенты для оценки кредитоспособности заемщика. Их выбор определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредиткой политикой банка. Существует несколько категорий коэффициентов:8
    коэффициенты ликвидности;
    коэффициенты эффективности, или оборачиваемости;
    коэффициенты финансового левереджа;
    коэффициенты прибыльности; 
    коэффициенты обслуживания долга.
       Показатели кредитоспособности, входящие  в  каждую  из  названных  групп, могут отличать большим разнообразием.
       Коэффициент текущей ликвидности показывает, способен ли заемщик в принципе рассчитаться по своим долговым обязательствам.
       Коэффициент текущей ликвидности предполагает сопоставление  текущих активов, т.е. средств, которыми располагает  клиент в  различной  форме с текущими пассивами, т.е. обязательствами ближайших сроков погашения (ссуды, долг поставщикам, по векселям, бюджету, рабочим и служащим.
       Ликвидные активы представляют собой ту часть  текущих пассивов, которая относительно быстро превращается наличность. Назначение коэффициента быстрой ликвидности - прогнозировать способность заемщика быстро высвободить из своего оборота средства в денежной форме для погашения долга банка в срок.
       Коэффициенты  эффективности (оборачиваемости) дополняют  первую группу коэффициентов - показателей  ликвидности и позволяют сделать более обоснованное заключение. Коэффициенты эффективности анализируются в динамике, а также сравниваются с коэффициентами конкурирующих фирм и со среднеотраслевыми показателями.
       Коэффициенты  прибыльности характеризуют эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть. Разновидностями этих коэффициентов являются:
     1) коэффициенты нормы прибыльности:  
          - чистая операционная прибыль;  
         - чистая прибыль после уплаты  процентов и налогов;
     2) коэффициенты рентабельности –  сопоставление трех видов коэффициентов  рентабельности показывает степень  влияния процентов и налогов  на рентабельность фирмы;
     3) коэффициенты нормы прибыли на акцию - коэффициенты обслуживания долга (рыночные коэффициенты) показывают, какая часть прибыли поглощается процентными и фиксированными платежами.
       Коэффициенты  обслуживания долга  показывают9, какая часть  прибыли используется для  возмещения процентных или всех фиксированных  платежей.  Особое значение эти коэффициенты имеют при высоких темпах инфляции, когда величина процентов уплаченных может приближаться к основному долгу клиента или даже его превышать. Чем большая часть прибыли направляется на покрытие процентов уплаченных и других фиксированных платежей, тем меньше ее остается для погашения долговых обязательств и покрытия рисков, т.е. тем хуже кредитоспособность клиента.
       Перечисленные финансовые коэффициенты могут рассчитываться на основе фактических отчетных данных или прогнозных величин на планируемый период. При стабильной экономике или относительно стабильном положении клиента оценка кредитоспособности заемщика в будущем может опираться на фактические характеристики в прошлые периоды. В зарубежной практике такие фактические показатели берутся как минимум за три года. В этом случае основой расчета коэффициентов кредитоспособности являются средние за год (квартал, полугодие месяц) остатки запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, средств в кассе и на счетах в банке, размер акционерного капитала (уставного фонда), собственного капитала и т.д.    
    В условиях нестабильной экономики (например, спад производства), высоких темпов инфляции фактические показатели за прошлые периоды не могут являться единственной базой оценки способности клиента погасить свои обязательства, включая ссуды банка, в будущем. В этом случае должны использоваться либо прогнозные данные для расчета названных коэффициентов, либо рассматриваемый способ оценки кредитоспособности предприятия (организации) дополнится другими. К последнему можно отнести анализ делового риска в момент выдачи ссуды н оценку менеджмента.
       Описанные финансовые коэффициенты кредитоспособности рассчитываются на основе средних остатков по балансам на отчетные даты и далеко не всегда отражают реальное положение дел и относительно легко искажаются в отчетности. Поэтому в мировой банковской практике используется еще система коэффициентов, рассчитываемых на основе счета результатов. Этот счет содержит отчетные показатели оборотов за период. Исходным оборотным показателем является выручка от реализации. Путем исключения из нее отдельных элементов (материальных и трудовых затрат, процентов, налогов, амортизации и т.д.) получают промежуточные показатели и в конечном итоге получают чистую прибыль за период.
       Чистое  сальдо наличности является разницей между наличностью актива и пассива баланса. Наличность актива – остаток денег в кассе и на счетах в банке. Наличность пассива – краткосрочные ссуды на текущую производственную деятельность. Поэтому чистое сальдо  наличности   оказывает размер  собственных средств клиента, осевших в кассе и на счете10.
       Анализ  денежного потока также является способом оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, а этот показатель, в свою очередь, как раз является фактором определения расходов предприятия за пользование кредитными ресурсами. В основе такого анализа лежит использование фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента в отчетном периоде.
       Анализ  денежного потока заключается в  сопоставлении оттока и притока  средств у заемщика за период, соответствующий обычно сроку испрашиваемой ссуды. При выдаче ссуды на год анализ денежного потока делается в годовом разрезе, на срок до 90 дней – в квартальном и т. д.
       Элементами  притока средств за период являются:
     1)прибыль,  полученная в данном периоде;
     2) амортизация, начисленная за период;
   3) высвобождение средств из:
       запасов;
       дебиторской задолженности;
       основных фондов;
       прочих активов;
   4) увеличение  кредиторской задолженности;
   5) рост  прочих пассивов;
   6) увеличение  акционерного капитала;
   7) выдача  новых ссуд.
       В качестве элементов оттока средств можно выделить11:
   1) уплату налогов, процентов, дивидендов, штрафов и пеней;
   2) дополнительные вложения средств  в:
      запасы;
      дебиторскую задолженность;
      прочие активы;
      основные фонды;
     3) сокращение кредиторской задолженности;
     4) уменьшение прочих пассивов;
     5) отток акционерного капитала;
     6) погашение ссуд.
       Разница между притоком и оттоком средств  определяет величину общего денежного  потока. Для определения этого  влияния сравниваются остатки по статьям запасов, дебиторов, кредиторов ми т.д. на начало и конец периода. Рост остатка запасов, дебиторов и прочих активов в течение периода означает отток средств и показывается при расчете со знаком "-", а уменьшение - приток средств и фиксируется со знаком "+". Рост кредиторов и прочих пассивов рассматривается как приток средств ("+"), снижение - как отток ("-").
       Имеются особенности в определении притока  и оттока средств  в  связи с  изменением основных фондов учитываются  не только рост или снижение стоимости их остатка за период, но и результаты реализации части основных фондов в течение периода. Превышение цены реализации над балансовой оценкой рассматривается как приток средств, а обратная ситуация как отток средств.
       Модель  анализа денежного потока построена  на группировке  элементов  притока  и оттока средств по сферам управления предприятием. Этим сферам в модели анализа денежного потока (АДП) могут соответствовать следующие блоки:
    управление прибылью предприятия;
    управление запасами и расчетами;
    управление финансовыми обязательствами;
    управление налогами и инвестициями;
    управление соотношением собственного капитала и кредитов.
       Для анализа денежного потока берутся  данные как минимум за три истекшие года. Если клиент имел устойчивое превышение притока над оттоком средств, то это свидетельствует о его финансовой устойчивости, а также о кредитоспособности. Колебание величины общего денежного потока, а также кратковременное превышение оттока над притоком средств говорит о более падком рейтинге клиента по уровню кредитоспособности.
       Анализ  денежного потока позволяет сделать  вывод о слабых местах управления предприятием. Например, отток средств  может быть связан с управлением  запасами, расчетами (дебиторы и кредиторы), финансовыми платежами (налоги, проценты, дивиденды). Выявление слабых мест менеджмента используется для разработки условий кредитования, отраженных в кредитном договоре. Для решения вопроса о целесообразности и размере выдачи ссуды на относительно длительный срок анализ денежного потока делается не только на основе фактических данных за истекшие периоды, но и на основе прогнозных данных на планируемый период. К новым методам прогнозирования расходов относится также анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента.
       Деловой риск это риск, связанный с тем, что кругооборот фондов заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. Факторами делового риска являются различные причины, приводящие к прерывности или задержке кругооборота фондов на отдельных стадиях. Факторы делового риска можно сгруппировать по стадиям кругооборота.
       Итак, все выше перечисленные способы  прогнозирования расходов предприятия, берущего кредит, позволяют в полной мере определить кредитоспособность клиента, что в свою очередь ведет к стабилизации не только самого процесса выдачи кредита, но и всей кредитной системы в целом.
       Таким образом, можно сказать, что неотъемлемой частью  получения прибыли является правильно составленная и использованная кредитная политика предприятия, т.е. эффективное использование кредиторской и дебиторской задолженностей и  формирование условий для дебиторов и кредиторов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ  ОАО «ЗАРНИЦА»

2.1. Краткая  экономическая характеристика ОАО  «Зарница»

       Сегодня ОАО «Зарница» является одним  из самых динамичных и перспективных  предприятий белогородчины. ОАО  «Зарница» - это производственные мощности по производству 10 тыс. тонн продукции - карамели, конфет, шоколада, ириса, драже, печенья, вафель, зефира, мармелада. Ассортимент продукции на фабрике более 300 наименований кондитерских изделий. Изделия кондитеров ОАО «Зарница» по праву стали визитной карточкой области, получили признание в большинстве регионов России, а в последнее время и за рубежом. Стратегическое направление финансовой политики фабрики - это стремление к финансированию всех программ по техническому перевооружению и долгосрочным финансовым вложениям.

       В 2001 году коллективу «Зарница»  вручен почетный диплом «Лучший налогоплательщик 2000 года» за значительный вклад в  формирование доходной части федерального и территориального бюджетов, а также  проведение своевременных и полных расчетов с бюджетами различных уровней и внебюджетных фондов.

       Фабрика является одним из ведущих налогоплательщиков области - третьим в городе Старый Оскол.

       Содержит 1200 человек на рабочих местах, выплачивает  заработную плату значительно выше средней заработной платы по области. Имеет колхоз. Потребляет сельскохозяйственную продукцию, производимую в области, эквивалентную 12 колхозам, что позволяет дополнительно оказывать финансовую поддержку сельскохозяйственным предприятиям.

2.2 Анализ  кредитной политики ОАО «Зарница»

 
     Анализ  дебиторской задолженности.
       Рассмотрим  имеющиеся данные о хозяйственной  деятельности предприятия. При этом в настоящей работе мы не приводим полностью бухгалтерский баланс ОАО «Зарница» за 2010 г.
      Таблица 2.1.
       Анализ  бухгалтерского  баланса  ОАО «Зарница» за 2010 г., млн.руб.