На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и признаки государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План 

    Введение-----------------------------------------------------------------------------------3
       1. Понятие и признаки государства---------------------------------------------------5
    1.1. Понятие государства---------------------------------------------------------------5
    1.2. Признаки государства-------------------------------------------------------------8
    2. Сущность государства--------------------------------------------------------------18
    Заключение-------------------------------------------------------------------------------21
    Библиографический список-----------------------------------------------------------23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Вопросы о государстве, его понятии и  признаках с давних пор относятся  к числу основополагающих и остродискуссионных. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами.
    Во-первых, названные вопросы прямо и  непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений.
    Во-вторых, никакая другая организация не может  конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества.
    В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
    Всесторонне раскрыть понятие, многосторонние грани, признаки и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно - исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.
    Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и  управляемость, государство выполняет  функции, обусловленные потребностями  общества, а, следовательно, служит его  интересам. 
    Актуальность  данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и признаки современного государства (на примере Российской Федерации).
    Объектом  исследования данной работы является государство, как особая форма организации  общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.
    Цель  настоящей работы – рассмотреть  понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
    1) рассмотреть понятие государства,  как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности - Цицерон и ученых современности);
    2) найти отличия государства от  других образований;
    3) определить признаки современного государства;
    4) охарактеризовать эти признаки;
    5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
    Изучение  и исследование выбранной темы проходило  с помощью следующих методов:
    1. изучение исторической и правовой  базы по теме «Государство  и его сущность» в конкретизации его признаков; 
    2. анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Понятие и признаки государства
    1.1. Понятие государства
    Вопрос  о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь  и само государство. К этому вопросу постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства – с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.
    Определить  общее понятие государства, которое  отражало все без исключения его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов невозможно. 1
        Сам термин «государство» появился  в XVI в. Его ввел итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469— 1527). Разумеется, что государство как общественное явление до этого существовало уже тысячелетия.
  На определенной ступени развития первобытного общества возникает государство.
  Государство — это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.
  Государство руководит обществом, осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен от него. Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения.
    Многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
    В буржуазную эпоху широкое распространение  получило определение государства, как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Выделяют четыре элемента государства:
    1) совокупность человеческих индивидов;
    2) определенную территорию;
    3) суверенную власть;
    4) правительство.
    «Под  именем государства,- писал Г. Ф. Шершеневич,- понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»2
    Рассматриваемое определение государства, верно  отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом  для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).
    Не  согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,--утверждал Ф.Ф. Кокошкин,- а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества - тоже лишь один из признаков, но не все государство. 1
    С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
    В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним Данное определение  подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. 2
    В широком смысле государство можно  рассматривать, как ассоциацию, члены  которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - это объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений
    Таким образом, государство в узком смысле - это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство -- это качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны 1
    Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
    Приведенное определение отражает общее понятие  государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет необходимые  для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
    1.2. Признаки государства
    Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так  и от негосударственных организаций  общества.
    Иными словами, анализ признаков государства  углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.
    Характеристику  признаков государства следует  проводить по двум направлениям:
    1.Отличие государства от органов власти общинно-родового строя
    а) Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления, то есть власти, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Для государства характерно наличие группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются от производительного труда.
    Олицетворенная  в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.) 1 Государственная власть является разновидностью политической власти. 2
    1. Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть  распространяется на всю территорию  и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.
    2. Государственная власть имеет  возможность законно применять  принуждение. 
    3. Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть  может разрешить, приостановить,  запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.
    4. Структурированность государственной  власти. Государственная власть  проявляется вовне в виде особого  аппарата, в котором все органы  связаны между собой иерархической  соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.
    5. Государственная власть имеет  особые каналы для передачи  своих велений, которых нет  у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия  на население, которых нет у  иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).
    6. Государственная власть - всегда  авторитет. Авторитет определяется  различными факторами, чаще всего  - это насилие, принуждение, но  может быть и подлинный авторитет. 
    7. Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.1
    Структуру государственной власти составляют:
    1. Субъект (государство в лице  его органов);
    2. Объект (подвластные, население государства);
    3. Властеотношения (отношения между  субъектом и объектом по поводу  власти, в которых государство  проводит в жизнь свою волю).
    Государственная власть имеет свои достоинства и  недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однако прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком.2
      В отличие от других видов социальной власти государственная власть является:
    -аппаратной (имеет механизм осуществления),
    -суверенной (не зависит от иной власти),
    -легитимной (опирается на закон).
    Власть  существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.
    б) Территориальная организация населения - это разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы
    В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или  предполагаемым родством. Причем род  часто не имел, строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства.
    Возникают, таким образом, пространственные пределы  государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия государство и страна во многом совпадают.
    В условиях государства появляется территориальное  разделение жителей. Сама система государственной власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту своего жительства. Иными словами, благодаря этому признаку государственная власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей
    в) Наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.
    г) Государственная казна, с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.
    2. Отличие государства от других политических организаций общества
    Вторая  группа отличительных признаков  позволяет рассматривать государство  в качестве специфической организации  общества, осуществляющей политическую власть.
    Суверенность - верховенство государства внутри страны и независимость вне её. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом.
    Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной  власти; именно он отличает государственную  власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны.
    Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и  внешний суверенитет).
    Внутренний  суверенитет - это верховенство государственной  власти внутри страны, ее независимость  от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций  и т. д.).
    Внутренняя  сторона суверенитета выражается в  следующих свойствах государственной власти (т. е. именно благодаря наличию этих качеств государственная власть обладает верховенством) 1
    -универсальность  - власть в государстве распространяется  на все население;
    - прерогатива - государство обладает  правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права;
    - наличие особых средств для  передачи своих велений (право,  законодательство);
    - в исключительном праве государства  официально представлять все  общество, а не отдельные его  части; 
    - наличие особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия).
    Внешний суверенитет - это независимость  государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя  сторона суверенитета выражается в  следующих характеристиках
    - государственная власть способна  самостоятельно проводить в жизнь  внешнюю политику, строить взаимоотношения  с другими государствами; 
    - никто не вправе вмешиваться  во внутренние дела государства;  2
    - государство вправе по своему  усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;  

    - государство обеспечивает собственную  территориальную целостность и  неприкосновенность;
    - государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.
    Из  суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций.
    а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;
    б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
    в) государство имеет специальный  аппарат власти - механизм, в котором  концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь легализованное принуждение (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.
    Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.
    Механизм  государства есть та реальная организационная  материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное вещество, из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
    Характерные признаки механизма (аппарата) государства:
    - целостная иерархическая система  государственных органов и учреждений, которая обеспечивается едиными  принципами организации и деятельности  государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями  их деятельности;
    - первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами), они связаны между собой началами субординации и координации.
    - для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
    - при помощи механизма практически  осуществляется власть и выполняются функции государства
    г) государство обладает монополией правотворческой  деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические  нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;
    д) государство имеет особые средства для осуществления политического  принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.
    Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства 1
    Само  по себе государственное принуждение - острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
    Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным.
    Правовым  признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое  применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:
    а) подчинено общим принципам данной правовой системы,
    б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,
    в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,
    г) действует через механизм прав и обязанностей,
    д) оснащено развитыми процессуальными  формами.
    Чем выше уровень правовой организации  государственного принуждения, тем  оно в большей мере выполняет  функции позитивного фактора  развития общества и в меньшей -- выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
    Формы государственного правового принуждения  достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия - проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение - административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты - восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.