На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Женщина в свете СМИ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Женщина в свете  СМИ 

Постоянно находясь под воздействием стереотипов, тиражируемых СМИ, общество в очередной раз  воспроизводит эти стереотипы, закрепляя  их на новом этапе и применительно  к той или иной политической, общественной или политической ситуации. Ответственность средств массовой информации в формировании тех или иных взглядов огромна. Но и сами журналисты, те, что формируют общественное мнение, по большей части находятся в плену определенных воззрений. 

Исследования, проведенные  Ассоциацией, зафиксировали очевидное стереотипное представление о месте и роли женщин в обществе и СМИ. Большинство изданий видело в женщине либо героиню скандальной хроники, либо жертву реформ, либо секс-объект и «подругу бизнесмена». Женские социальные инициативы не находили вообще никакого отражения, а феминистки были представлены в очевидно негативном свете. Причиной является как недостаток информации о женских инициативах, так и неподготовленность самих журналистов. В течение последних лет Ассоциация журналисток и Союз Журналистов России проводили последовательную образовательную и просветительскую работу в области гендерного просвещения, в частности, национальные конкурсы, конференции и семинары по проблеме. В то же время опыт показал, что для преодоления гендерных стереотипов и сексизма в СМИ необходимо проведение широких медийных кампаний. 

Сможет ли здравый  смысл преодолеть стереотип мышления создателей богатых программ и рекламодателей? Нас вдохновляет пример таких  стран, как Канада или, скажем, Норвегия, переживших подобные моменты в недавнем прошлом и создавших механизмы саморегулирования журналистского сообщества. Не думаю, что мы хуже или глупее. 

Кандидат филологических наук Алла Денисова сформулировала рассматриваемую  проблему, как «Язык вражды в российских СМИ: гендерное измерение». Действительно, чем, как не враждой, можно объяснить языковые средства выражения резко отрицательного отношения «оппонентов» - носителей иной системы национальных, религиозных, культурных и других ценностей. Ряд российских общественных организаций завершает проект, в рамках которых осуществлялся мониторинг языка вражды в российских СМИ. По результатам мониторинга предполагалось проведение общественных действий и работа с журналистами, включая разработку пособия по журналистской этике в национальной и религиозной тематике. При этом как язык вражды рассматривалась вся совокупность текстов, заголовков, фотографий и иных элементов СМИ, прямо или косвенно способствующих национальной или религиозной вражде или хотя бы неприязни.  

Гендерный аспект вражды не вошел в рамки мониторинга, хотя, на наш взгляд, язык вражды к лицам противоположного пола настолько широко распространен в средствах массовой информации, что его можно сравнить с постоянным радиационным фоном, который никому не заметен, за исключением тех случаев, когда межполовая неприязнь «зашкаливает» и грубо и зримо нарушает и без того нестрогие этические нормы. Российское общество гендерно не чувствительно, не случайно народная молва в современном фольклоре, не смущаясь сообщает и о таких «гендерных различиях»: «Все бабы - дуры, а все мужики - сволочи».  

Язык вражды может принимать формы творческой обработки известных поговорок. В одной из телепередач, посвященных  скачкам и победе принадлежавшего  ему жеребца, В.В. Жириновский ввел в употребление новый вариант поговорки: «Женщина - друг человека, сразу после собаки и лошади». Президент республики Ингушетия с телеэкрана «порадовал» народ изречением из этого же цикла: «У нас говорят, что если в доме две жены, то собака уже не нужна». И, наконец, вот эпиграф, который избрал известный журналист Александр Никонов, правда, при этом возложив ответственность за такое творчество на народ: «Есть женщины в русских селеньях - их сромненько «бабы» зовут. Слона на скаку остановят и хобот ему оторвут». Речь идет о его статье «Половой вопрос» (журнал «Огонек», №9,2002), которую можно использовать в качестве хрестоматийного пособия по изучению языка вражды.  

Один из распространенных источников формирования языка вражды - искажение или подмена значения как общеупотребительных лексических единиц, так и терминов. В одном из выпусков телепередачи «Моя семья» Валерия Комиссарова рассказывалось о явных садистских наклонностях женщины, которые ведущий уверенно отрекомендовал аудитории как феминизм. Таким образом, садизм и феминизм употреблены как синонимы. Тема так называемой женской логики и даже попытки докопаться до ее истоков стали притчей во языцех. Можно, не мудрствуя лукаво, написать «подзолистая почва женских мозгов». А можно приплести элементы «научного» анализа. Тележурналистом Александром Гордоном предлагается своеобразная теория гипотезы функциональной асимметрии мозга, выдвинутая при обсуждении возможности создания шедевра женщинами. Ведущий передачи - министр культуры РФ Михаил Швыдкой (что не заставляет обманываться по поводу такой культуры).  

Когда подобный тезис выдвигается государственным  чиновником высокого ранга, это воспринимается как заявление, имеющее прямое отношение  к государственной политике. В  рамках такой политики высказывание депутатов о том, что не для женщин и детей пишется Конституция (в том смысле, что они ее все равно не поймут) - вполне объяснимо. 

Анализируя многие другие материалы в СМИ, невозможно не прийти к мысли, что есть заметная избыточность в резкости отторжения феминистской тематики в СМИ. То есть, среди причин, лежащих в основе этого, есть то, что играет важную роль и не исчерпывается историческими факторами и патриархатными стереотипами. В соответствии с глубокими философскими традициями, женщина - это атрибут частной сферы, а мужчина - субъект сферы публичной. И это рассматривается как само собой разумеющееся. Социально активные женщины и, конечно же, феминистки получают иные наименования - нейтральное женщины, стилистически сниженное тетки, грубое бабы, депутатши, пренебрежительное девушки по отношению к женщинам среднего возраста. 

Именно в результате сформированного СМИ отношения  к женщине, благодаря языку вражды в отношении женщин, заполонившему  телеэкраны и печатные СМИ, мы получили ситуацию, при которой не только постоянно нарушаются права женщин, но и сами эти нарушения обществом почти не фиксируются. Тем проблематичнее их устранение. 

Почему сложилось  так? В чем причина приобретающего тотальный характер насилия? Создается  впечатление, что моделирование  соответствующей политической окружающей среды - непременное условие для того, чтобы можно было не только осуществить, но и полностью закрепить «черный передел» собственности. Общественное мнение обнаруживает достаточно лояльное отношение к избиению жен. Вопрос о насилии в отношении женщин самым прямым образом связан с проблемой гендерного неравенства в России. Отсутствие реальной государственной политики по достижению гендерного равенства в стране - одна из важнейших причин процветания насилия в семье. 

Женская литература 

Было бы уместно  напомнить слова С. де Бовуар о  том, что "драма женщины - это конфликт между настоятельной потребностью личности утвердить свою самоценность и её положением, в основе которого лежит представление об ущербности". С точки зрения мужской/маскулинной культурной нормы женщине вменяется дефектность, и она попадает в положение "второго пола" (именно так назвала свою книгу Симона де Бовуар). Пренебрежительное отношение к женщине, соответственно, принижает и сферы женской деятельности. Идёт постоянная, то затихающая, то вновь вспыхивающая полемика о женском творчестве, то есть о способности женщин наравне с мужчинами создавать духовные продукты высокого эстетического качества. Творчество стало полем столкновения диаметрально противоположных позиций. 

Надо отметить, что уничижительная оценка женского творчества породила в обыденном  сознании мифы, ходячие представления, многие из которых распространены и  поныне. Обратившись к области  литературы и искусства, нередко  можно услышать, что только мужчины  сумели создать в этих областях подлинные шедевры, и что история искусства и изящной словесности - это история мужского гения. Если взглянуть на фиксированную историю, то она как будто подтверждает этот тезис. Хотя и там мы обнаруживаем имена Сафо, сестёр Бронте, Джейн Остен, Жорж Санд, Анжелики Кауфман, Эмили Дикинсон, Веры Мухиной, Анны Голубкиной и многих других, чей вклад в мировую культуру не менее важен, чем вклад мужчин (я намеренно не беру имена последних десятилетий ХХ века). Однако до сих утвердившимся в сознании фактом остаётся то, что женских имён всё же намного меньше, нежели мужских. Но как мы знаем, видимость не всегда соответствует сущности. На этот факт можно взглянуть и по-другому. Во-первых, многие века женщины практически не допускались к "свободным искусствам", более того, занятия литературой или живописью (не говоря уж об общественной деятельности) считались для женщины невозможными предосудительными, неприличными. Осмелившиеся ими заняться или работали под псевдонимами, или были вынуждены терпеть общественный остракизм. Доступ к высшему образованию был закрыт для женщин практически до второй половины позапрошлого века. К примеру, в Америке и Европе заниматься в натурном классе, что является одним из ключевых моментов в подготовке живописцев, художницам позволили только к концу XIX века. Понятно, что подобная система патриархатных табу не давала возможности женщине войти в общественную и творческую сферы, где она могла бы легально раскрыть свой дар, талант, развить свои способности. До сегодняшнего дня можно встретить высказывания типа: "Зачем будущей жене и матери такое мощное, мужское образование?". И именно эту формулировку использовал Е.М.Примаков, отговаривая свою падчерицу от поступления на экономический факультет МГУ. Конечно, под словами "мощное, мужское образование" подразумевается "хорошее" образование, которое женщине, по-видимому, не нужно. 

2. СВОБОДА  СЛОВА И СТЕРЕОТИПНЫЙ
ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ  В СМИ
ПРОБЛЕМЫ  ГЕНДЕРНОЙ ЦЕНЗУРЫ И ПРЕОДОЛЕНИЯ  СЕКСИЗМА В ЯЗЫКЕ 

В данном разделе  мы не будем обсуждать причин того, как и почему возникла гендерная дифференциация, асимметрия и иерархия - то есть жесткое разделение ролей, труда, сфер жизни между мужчинами и женщинами. Мы уже коротко коснулись этого во введении, а желающих ознакомиться с проблемой глубже отсылаем к специальной литературе (III, 9, 14, 21, 22, 29, 31).  

Мы так же не собираемся никого убеждать в правомерности  принципа равноправия женщин и мужчин во всех сферах жизни, а просто принимаем  его как рабочий момент - в полном соответствии с Конституцией РФ и целым рядом международных документов по правам человека, имплементация которых национальным законодательством является юридическим фактом.  

Как следует  уже из приведенных выше ссылок и  цитат из международных документов, образ женщины, создаваемый и транслируемый СМИ, преодоление в СМИ гендерных предрассудков и стереотипов в отношении женщин и мужчин являются важными социальными задачами. 

Создание открытого  демократичного общества невозможно без  преодоления сексизма - то есть дискриминации  на основании пола. "Сексизм - это позиция или действие, которое принижает, исключает, недооценивает и стереотипизирует людей по признаку пола. Сексизм - это ориентация, которая ставит в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому" (III, 31, с.19). Помимо понятия сексизма необходимо также дать определение стереотипа. Под "социальным стереотипом" обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ. В основе производства социального стереотипа лежит психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных опыта. Особенностями социального стереотипа как регулятора социальных отношений является феномен поляризации качеств человека (как главного социального объекта и основного содержания стереотипа) и жесткая фиксированность такой полярной дихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише (III, 53, с.771-72). 

Профессор Ю.А.Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, "литейными формами, в которые отливаются потоки общественного мнения. Социальные стереотипы отражают две особенности общественного мнения: существование предельно стандартизированных и упрощенных форм выражения и предзаданность, первичность этих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения. ... Стереотип не только выделяет статистически среднее мнение, но задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально-одобряемого или социально-допустимого поведения". Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют самому действию: каждый индивид (группа, поколение) вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. Стереотипы общественного мнения задаются и обновляются... средствами и средой самого общения, в том числе масс-медиа"(III,26, с.8). Социальные стереотипы, пишет Ю.А.Левада, действуют в тех ситуациях, когда сложное явление упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсенала исторической памяти, известного чужого примера и пр., вплоть до мифологических схем. Опознание (отнесение к известной схеме) в таких процессах, очевидно, заменяет понимание. В то же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой. 

Гендерные стереотипы - это один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и  фе-минном и их иерархии. Часто гендерные  стереотипы отличаются сексизмом в  отношении женщин. 

Негативный социальный эффект стереотипов  

Все мы знаем, что  расистские, национальные, сексистские, религиозные предрассудки и стереотипы не так безопасны, как могло бы показаться - они с самого детства  влияют на сознание и поведение людей, деля их на "своих" и "чужих". Эти готовые шаблоны поведения, мнений, оценок, заменяющие понимание явления его опознанием и отнесением к принятой схеме, иногда столь глубоко укореняются в бессознательные структуры человеческой психики, что с ними трудно бороться рациональными доводами.  

Стереотипы в отношении пола встречают ребенка уже при рождении. Форма и даже цвет одежды, игрушки и игры, которые мы предлагаем детям, различаются в зависимости от пола и формируют разные черты характера девочек и мальчиков. Так, пышные платья (сопровождаемые мамиными переживаниями "не бегай, а то порвешь и испачкаешь!") и куклы воспитывают в девочках усидчивость, брюки и автоматы - активность и агрессивность у мальчиков. Все это сопровождается педагогическими комментариями: "не плачь, ты же мальчик!" табуирует проявления эмоциональности у мужчин, "будь послушной и тихой - ты же девочка!" формирует подчиненность. Известно много исследований, показывающих воздействие сексистских стереотипов на оценки людей. Так, например, в одном из них женщинам и мужчинам давали запеленатых грудных детей в возрасте одной недели и просили описать их. Одной группе дали мальчиков, но сказали, что это девочки. Другой группе, соответственно, наоборот - дали девочек, но сказали, что это мальчики. В контрольной группе не скрывали пола ребенка. Во всех трех группах недельных грудничков, которых считали мальчиками, описывали как сильных, активных, крепких; тех, кого считали девочками - как нежных, красивых, послушных.  

Стереотипы женственности  и мужественности не просто формируют  людей - они часто предписывают людям в зависимости от их пола определенные психологические качества, нормы поведения, род занятий, профессии и многое другое. В традиционном обществе не личность, а биологический пол оказывает решающее влияние на жизнь человека - Зигмунд Фрейд выразил это в известной сентенции "Анатомия - это судьба". Жесткие ограничения, накладываемые на женщин этими стереотипами, часто приводят к стрессам и неудачам. Так, например, в блистательном исследовании Марты Горнер найдено объяснение того, почему девочки практически во всех странах лидирующие по школьным отметкам и тестам (установленным фактом является то, что девочки физически и психически развиваются и взрослеют быстрее, чем мальчики) в старших классах школы начинают хуже учиться. Последствия сексистских стереотипов, внушаемых им в семье, школе, СМИ, - приводят к формированию у 15-летних девочек своеобразного комплекса, который Марта Горнер назвала "боязнь успеха". Поскольку успехи женщин в образовании и интеллектуальной сфере часто определялись, как свидетельство отсутствия женственность, девочки подсознательно опасаются добиться успеха и утратить таким образом "женственность". ("Забудьте, что Полгар женщина!" - так заявил гроссмейстер Ю. Авербах после успехов 20-летней венгерки на "мужском" шахматном турнире ). 

Однако не следует  думать, что от гендерных стереотипов  страдают только женщины. Табу на эмоциональность, стереотип всегда преуспевающего победителя, сексуального гиганта и так далее  вызывают у многих мужчин, не желающих или не умеющих следовать этим стереотипам, стрессы, чувство неудачника, болезни, наконец - и об этом также много написано в западной научной литературе.
2.1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ  ЖЕНЩИН В РОССИЙСКИХ СМИ 

Давайте посмотрим, как представлены женщины, которые  составляют 53 % населения страны, в российских СМИ. Это можно просмотреть по трем параметрам: 

Во-первых, какой  объем информация о женщинах занимает в общем объеме информации;  

Во-вторых, какой  образ женщин транслируется СМИ;  

В-третьих, имеется  ли доступ женщин к СМИ и какова их представленность как гендерной группы. 

Рассмотрим эти  моменты чуть более подробно. 

Объем информации о женщинах в общем объеме информации 

В соответствии с исследованием, которое провела  Ассоциация журналисток в 1995-96 гг., эта  ситуация выглядит следующим образом (подробнее о методике проведения см. III, 34). 

В солидных (и  тогда еще независимых) "Известиях" материалы, описывающие женщин, составляют не более одного процента от общей  площади газеты. Если судить по их публикациям, то женщины в политике - это пассивная, страдающая часть политического процесса. Основные "женские" публикации в газете описывают супер-элиту: Майю Плисецкую, Ирину Архипову, Наталью Сац и так далее.  

В самой массовой газете - "Аргументы и факты" женщины представлены либо как потребители (в разделе "Шопинг"), либо как маргинальная группа (проститутки, декласированные элементы и так далее). 

"Сегодня" (считавшаяся два года назад  влиятельной интеллектуальной газетой)  женщины представлены достаточно  противоречиво - с одной стороны, это экзотичные образы принцесс, женщин-президентов, шпионок. С другой - так же, как и в других газетах, отсутствует женский взгляд мир и его проблемы. 

В желтеющей, но популярной "МК" материалы о  жещинах распределились по четырем  примерно равным по объему блокам: мимолетное упоминание о женщинах, краткая информация на социальные темы с криминальным сюжетом, культурная информация с упоминанием женских имен и собственно отражение участия женщин в жизни общества - в основном интервью с актрисами или шуточки на тему женщина в политике. 

В проанализированной региональной прессе женщины, так или иначе, представлены всего в 1% всех публикаций (правда, накануне 8 марта эта цифра может подняться до 50%) (там же).  

Иными словами, на уровне даже солидных и центральных  газет интересы, проблемы, жизнь  большей части населения страны реально не представлены. Это значит, что нас, женщин, работающих везде, - от Федерального собрания до родильного дома, - творящих, воспитывающих, думающих - просто нет.
2.2. ОБРАЗ ЖЕНЩИН  В СМИ. 

Как видим из вышеизложенного, даже в солидных изданиях более или менее ярко представлены образы "исключительных" женщин, а ведь есть такой трюизм, что любое исключение только подтверждает правило (в данном случае - что женщины это пустое место). 

В целом в  обычных СМИ сейчас тема женщины  малопопулярна. В конце 80-х годов о женщинах писали гораздо больше, и все в критическо-разоблачительном пафосе, свойственном той эпохе. Однако как ни странно, но критический пафос был направлен не против общества, дискриминирующего женщин, а против самих женщин, которых обвиняли в забвении своего "природного предназначения" и прочих грехах. Именно в то время я провела анализ центральной и доступной мне местной прессы и обнаружила, что женщины в публикациях были представлены через стереотипы "женского предназначения" (семья, дети, кухня), человеческой второсортности, аморальности, "грязи" и сексуальности (подробнее об этом см. III, 8).  

В 90-е годы стереотипизация  женщин в СМИ усилилась: женщина  предстает либо как деталь интерьера  кухни и детской, либо как сексуальный  объект.  

Особенно это очевидно в так называемых "женских" журналах типа отечественных "Женский клуб", "Лиза" и других. В сущности, все эти журналы посвящены тому, как научить женщину быть красивой, ухоженной и сексуальной куклой, цель жизни которой - быть забавой мужчины и уметь доставить ему удовольствие. "Женскими проблемами" в этих журналах считаются умение накладывать макияж и сделать свое тело красивым, хорошо заниматься сексом и хорошо готовить, снимать психологическое напряжение мужчины, правильно стирать его рубашки и так далее. В качестве культурного дополнения предлагаются астрология, рукоделие, рассказы о жизни артистов. Социальные или моральные проблемы, рассказы о реальной жизни реальных женщин начисто отсутствуют. В этих журналах зачастую не находится места даже для педагогических советов - то есть не только профессия, но и роль матери (которая может отвлечь внимание женщины от обслуживания мужчины) оказывается вторичной. В этом смысле можно сказать, что большинство "женских" журналов - это вообще один сплошной стереотип. Зарубежные "Voque", "Elle",'"Cosmopolitan" в принципе весьма схожи с нашими журналами, хотя там иногда и появляются публикации на социальные темы. Особое беспокойство своей попсовостью и "раскрепощенностью" вызывают журналы для девочек-подростков типа "Cool" или "Cool girl", где их учат быть сексуально раскованными кривляками. 

В докладе Генерального секретаря ООН отмечается, что "бывшие страны Центральной и Восточной  Европы дают пример того, как стереотипное представление о женщине может  использоваться в качестве средства политической идеологии. В этих странах создатели женских образов бросались из одной крайности в другую: насаждаемый прежде образ политически грамотной и сознательной производственницы в процессе демократизации сменился образами женщины- модели и женщины-матери. Одновременно резко увеличилось распространение порнографии. Издание порнографической литературы достигло своего апогея в 1991-93 годах, что по времени совпало с достижением полной свободы печати. Таким образом, женские образы стали выгодным товаром в условиях новой, рыночной экономики" (доклад Генсекретаря). 

В "неженских" СМИ публикаций, посвященных женщинам и "женской теме" стало меньше. Однако стало гораздо больше маленьких  замечаний, помещенных в общие публикации; броских заголовков, цитат, "юмора", отличающихся резким сексизмом. Например, заголовок "женщина должна быть самкой" (научно-популярная газета "СпидИнфо", декабрь 1997; тираж номера - 3.675.000); "проститутки ...любят секс, именно поэтому их можно назвать женщинами высшего разряда" . И это - отнюдь не "желтая пресса", которая будет рассмотрена ниже, в разделе о порнографии. 

Необходимо отметить, что особенностью российских СМИ  в отношении женщин является "нормальность", допустимость (то есть приемлемость) демонстрации на страницах ненависти, презрения, резкой агрессии к женщинам вообще, женщинам как таковым. Нередко в таких случаях ссылаются или цитируют знаменитых людей, выбирая тех, кто покруче скажет о женщинах. Газета "Взгляд", выпускаемая одно время корпорацией "ВИД" (да, той самой, "прогрессивной") со смаком на лучшем месте первой страницы мартовского номера (для вас, женщины) цитировала известных своей мизогинией еще с прошлого века Ницше или Стриндберга: "Я заклинаю законодателей как следует обдумать все возможные последствия, прежде чем подписать закон о гражданских правах для этих полуобезьян, для этих низших животных, для этих больных детей, страдающих от недомогания, впадающих чуть ли не в безумие тринадцать раз в году во время месячных, для этих буйных припадочных в период их беременностей и полностью безответственных существ во все остальные дни их жизни, для всех этих, не осознающих себя негодниц, инстинктивных преступниц, злобных тварей, не ведающих, что творят!" (А. Стриндберг). И ниже - "Женщина...О, что это за опасное, скользкое подземное маленькое хищное животное! И столь сладкое при этом!... Женщина несравненно злее мужчины и умнее его, доброта в женщине есть уже форма вырождения..." (Ф.Ницше) . А чтобы газету не обвинили в предвзятости, эти цитаты "уравновешены" другими: "Уважать женщин - это долг, которому всякий честный человек должен повиноваться с рождения" (Лопе де Вега); "Мало столь совершенных женщин, мужья которых хотя бы раз в жизни ... не позавидовали бы холостякам" (Ж.Лабрюйер).  

Стереотипы, выраженные открыто и стереотипы скрытые. Сексизм в языке.  

Проблема определения  сексистских стереотипов не так  проста, как может показаться, поскольку  часто они носят весьма завуалированный  характер. Ну конечно, если вы интеллигентный человек и встречаете высказывание типа "все женщины - б...", но вы точно знаете, что ваша мать, жена, дочь, сестра, школьная учительница ну и еще может быть несколько знакомых женщин - не б..., то вы, наверное, все же поймете, что данное высказывание - отнюдь не метафора, а скорее типичный сексистский стереотип. (Я ведь не преувеличиваю - например, один наш очень романтический драматург, автор многочисленных слезливых пьес для юношества о высокой любви, как-то сказал в интервью, опубликованном в МК: "Половина женщин - проститутки, а вторая половина хочет ими быть, но у них не получается"). 

Однако в другом случае сексизм может быть и не столь явным. Опять несколько  цитат: "Слова "духовность", "бездуховность" и "встречи с прекрасным" придумали  дуры. Именно что не дураки. ...Мир для них (дур - О.В.) прост, как два пальца, которые они облизывают, прежде чем перевернуть страницу. Предводительница телевизионных дур ... Глоба. Масонка недорезанная". И так далее в том же духе (III, 10). В целом автор-интеллектуал воюет с глупостью, мещанством и безвкусицей в так называемых "культурных" передачах или публикациях - и в этой идее я с ним абсолютно согласна. Однако не понимаю, почему эти качества он приписывает только женщинам? Разве на том же ТВ не было Диброва или Н.Фоменко или того же Демидова? Ответ прост - особенностью сексистского отношения к миру является рассмотрение чего-либо негативного через определение его как "женского" или критика чего-то, что "не так" сделано женщиной, через апелляцию к негативной женской сущности. "Сильный пол" никогда не упрекают в том, что они сделали что-то плохо только потому, что они мужчины.  

Однако стереотипы могут носить гораздо более скрытый  характер. Например, когда на одной  страничке под заглавием "Папа с сыном - умные" помещается описание игры на тренировку наблюдательности, а рядом - "Для вас, женщины" 

кулинарные рецепты, то это скрытое использование  сексистских стереотипов. И даже бытовое высказывание типа "все  женщины самой природой предназначены  ублажать мужа, рожать детей и вести  дом" в соответствии с принятыми сегодня международными правовыми стандартами в области прав человека является сексистским стереотипом. В этой ситуации независимо оттого, что лично думает Вася или Фима о женщинах, их предназначении и проблеме равноправия, будучи работниками СМИ Василий и Серафима обязаны подчиняться законодательству, а не следовать своим личным вкусам.  

Другой важной проблемой является преодоление  и устранение сексистских стереотипов  из языка. Например, у нас принято
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.