На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Исправительно-трудовые учреждения в послевоенные годы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление
    Система мест заключения к середине 80-х годов XIX века. Условия содержания заключенных                                                                                         3
    Создание исправительно-трудовых лагерей. Исправительно-трудовой кодекс 1924 года                                                                                                      15
    Исправительно-трудовые учреждения в послевоенные годы                   23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
    Система мест заключения к  середине 80-х годов XIX века. Условия содержания заключенных
     После отмены крепостного права, под воздействием реформ 60-70-х гг. XIX века, Россия все  более решительно освобождала себя от устоев старого феодального государственного уклада. Характер развития внутренней и внешней политики способствовал выходу государства из тени на ведущие позиции международной арены. Однако в сфере обеспечения законности, охраны общественного порядка и уголовного права наблюдалось значительное отставание. Причина этого крылась в исторически сложившейся сословной феодальной организации общества, которой отличалась Россия впервые годы капиталистического развития и которая сдерживала развитие экономики, общественно-политических институтов, вызывая к жизни парадоксальные, противоречивые явления1.
     Перемены, вызванные в ходе тюремного реформирования, начиная с конца 70-х гг. XIX в., были настолько масштабны, а перспективы  — настолько значительны, что  проблема развития тюремной системы  России стала темой исследования на протяжении всего XX века. Стремясь дать оценку данной системы в целом в установленные временные рамки, представляется возможным указать, что в качестве важнейшего условия реализации карательной политики в сфере исполнения наказания в Российской империи в XIX веке правительство рассматривало совершенствование управления местами заключения, их кадровое обеспечение. Подобное направление по совершенствованию управленческой деятельностью в местах заключения прослеживается в создании новых, не имеющих зарубежных аналогов, структурных подразделений, особое место среди которых занимают институт тюремных инспекторов в центральном аппарате и губернские тюремные инспекции.
___________________
1 Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. А. И. Зубкова. – М, 2007. – С. 17. 

     В этой связи современные исследователи  обращают внимание именно на то, что осуществление тюремных преобразований и реализация целевых установок в процессе исполнения наказания руководство тюремного ведомства в данный период связывало с необходимостью совершенствования работы по подбору, профессиональной подготовке, социальной защите и стимулированию кадров.
     На  практике подобное усложнение задач  и функций тюрьмы выразилось в увеличении численности тюремного персонала и повышении требований, предъявляемых к кандидатам на тюремные должности. При этом специальные меры по профессиональной подготовке тюремных чинов в наибольшей степени применялись к надзирательскому составу мест заключения. Однако в том состоянии, в котором находилась тюрьма, она не смогла бы обеспечить решение поставленных перед ней задач.
     Отсутствие  постоянного контроля, облеченного  в строго определенные формы, вызывало двоякого рода последствия; с одной стороны, недостаточность вполне точных и достоверных сведений о положении того или другого отдельного тюремного учреждения, с другой – отсутствие единообразия о порядке действий чинов ближайшей тюремной администрации.
     Исходя  из вышеуказанной оценки положения  дел, соединенные департаменты Государственного Совета пришли к выводу, что «исправительно-карательные учреждения, предназначенные законом для содержания виновных в важных преступлениях, должны быть устроены единообразно по всей Империи и, следовательно, состоять под непосредственным надзором правительственной власти»1. 

___________________
1 Шевырин С. А. Принудительный труд в лагерях и колониях на конец 1920-х – середина 1950-х гг.: автореф. дис. канд. истор. наук. – Ижевск, 2008. – С. 2-5.
     Своего  рода отправной точкой в формировании организационно-управленческих функций пенитенциарной системы послужило образование и становление Министерства внутренних дел Российской империи в ходе государственных реформ, провозглашенных Манифестом от 8 сентября 1802 года.
     Среди наиболее важных задач данного министерства, а именно четвертой экспедиции Департамента внутренних дел – канцелярии министерства было закреплено именно управление местами заключения.
     При этом второе отделение вышеуказанной  экспедиции осуществляло надзор за состоянием тюрем, больниц, богоделен, рабочих домов, заботилось «об их лучшем устройстве».
     Наряду  с вышеуказанными функциями, Министерство внутренних дел представляло собой, по сути, орган центрального управления внутренним хозяйством страны, вследствие чего оно было перегружено именно функциями общего внутреннего управления. Министерство сосредоточило в своей структуре почти все службы внутреннего управления страной.
     С годами, по мере развития и усложнения общественной жизни, роста экономики, увеличения численности населения страны, задачи и функции Министерства внутренних дел расширялись и усложнялись. Оно становилось все более многофункциональным ведомством в системе органов центрального управления Российской империи, чрезвычайно громоздким и трудноуправляемым. Поэтому на протяжении всей истории МВД постоянно принимались меры по совершенствованию его организационной структуры с целью освобождения от различных хозяйственных, общеуправленческих и некоторых других косвенных для него функций.
     Подобное  положение дел обусловило необходимость  отделения структур, занимавшихся правоохранительной деятельностью. В результате данного процесса 25 июля 1810 года было образовано Министерство полиции, существовавшее в России до 4 ноября 1819 года.
     Такого  рода попытка выделения из МВД  правоохранительных структур по сути своей была признана неудачной, так как реформирование только усложнило и запутало взаимодействие местных органов, поскольку данное министерство было поставлено как бы над местными органами других министерств.
     В этой связи в 1819 году Министерство полиции  было ликвидировано, а его департаменты вновь вошли в состав МВД. В частности с 1834 года устройство и содержание тюрем, этапов и арестантских гражданских рот, распределение арестантов, ссыльных, бродяг и не способных к ссылке и работам лиц сосредоточились во втором отделении департамента полиции исполнительной.
     При этом второе отделение департамента полиции хозяйственной отвечало за дела устройства и управления смирительных, рабочих и работных домов. С 1865 года его прерогативы в отношении смирительных и рабочих домов были переданы второму отделению департамента полиции исполнительной.
     В результате осуществляемой реорганизации  были восстановлены не только прежняя структура Министерства внутренних дел, но и основные задачи, решаемые МВД до создания Министерства полиции.
     Наряду  с вышеизложенным, наиболее значительное организационно-штатное изменение  в тюремном ведомстве произошло в 1879 году, когда в ходе проведения тюремной реформы было образовано Главное тюремное управление – ГТУ, ставшее центральным органом управления тюремной системы. Кроме того, следующим шагом по пути реформирования тюремной системы была передача ГТУ в 1895 году из МВД в ведение Министерства юстиции1.
___________________
1 Пирогов П. П. Тюремная система Российской империи и ее кадровое обеспечение в XIX – начале XX века: автореф. дис.  канд. юрид. наук / П. П. Пирогов. – СПб., 2000. – С.15-17. 
 

     В силу высказанных соображений, главной  особенностью пенитенциарной системы  России вплоть до 80-х годов XIX века было отсутствие централизованного управления местами лишения свободы. Тюремная система того периода была рассредоточена по восьми ведомствам.
     Перед обществом была поставлена задача нравственного  исправления преступников. Достижение этой цели обеспечивалось указанными в уставе средствами: ближайшим и постоянным надзором над заключенными; размещением их по роду преступлений и обвинений; наставлением их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности; занятием их приличными упражнениями и заключением провинившихся или буйствующих из них в уединенное место.
     При этом устав «Попечительного о тюрьмах общества» оставлял открытым вопрос, касающийся изменения внутреннего устройства тюрем, режима содержания заключенных и средств его обеспечения.
     Вместе  с тем, несмотря на ограниченность и  декларативность устава общества, впервые вводились определенные новшества в тюремный быт: разрешение членам комитетов посещать тюрьмы и знакомиться с положением содержащихся там преступников, привлечение церковнослужителей к работе с заключенными, создание библиотек с книжным фондом исключительно религиозного содержания.
     Однако  с учреждением «Попечительного о тюрьмах общества» остались нерешенными главные проблемы тюремной системы: размещения заключенных, обеспечения их трудового использования, исключения насилия над личностью. На эти обстоятельства как результат неэффективности ранее проведенных реформ было обращено внимание в материалах центрального тюремного ведомства, содержащих анализ положения дел накануне тюремных преобразований1.
___________________
1 Теория государства и права. / Под редакцией В. М. Карельского и В. Д. Перевалова. – М, 2003. – С. 211-214. 

     Особенность российской системы мест лишения  свободы заключалась в том, что ими заведовали губернаторы, которые имели широкие полномочия во многих вопросах исполнения и отбывания наказания, то есть имела место децентрализация управления местами лишения свободы. В этой связи представляется возможным определить, что рост тюремного населения и увеличение числа связанных с лишением свободы наказаний не повлекли, впрочем, значительного увеличения внимания центральной и местной администрации к тюрьме. Все внимание, по выражению исследователей, уделялось в основном лишь ужесточению внешних атрибутов тюремного заключения.
     По  сути, в данный период встал вопрос о тюремной реформе, выдвигались отдельные проекты ее элементов, но реализовать их полностью не удавалось. В частности, в 1864 году был принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, получивший высокую оценку современников за гуманизм, демократизм и простоту применения.
     Анализируя  вышеизложенные положения, следует  указать, что дореформенное управление местами заключения было исключительно дезорганизовано. Между тем, число учреждений исполнения наказания было значительным. К 1882 году имелось 767 таких учреждений, не считая некоторых мест заключения Восточной Сибири. В конце XIX века в России насчитывалось 895 тюрем с 90 141 заключенными в них.
     Продолжали  строиться новые тюрьмы, расходы  на содержание тюрем росли. При этом в теории того периода обосновывалось преимущество тюремного заключения перед другими видами наказания. По сути, начинают закладываться прогрессивные теоретические тенденции развития системы уголовного наказания в виде лишения свободы, предпринимаются попытки классификации преступников, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, намного опережающие их практическую реализацию.
     Регулярное  участие российских представителей в международных тюремных конгрессах побуждало тюремное ведомство к активным действиям в решении многих проблем. В тюремной действительности стал решительней использоваться труд арестантов как средство их исправления, а также с этой целью оказывалось идеологическое (религиозное) воздействие1.
     По  выражению современных исследователей права, был расширен круг лиц, привлекаемых к работе с заключенными, становятся разнообразнее формы воздействия на сознание заключенных.
     Таким образом, в организационном плане  наиболее крупным результатом тюремной реформы стало формирование трехзвенной системы управления тюремными учреждениями. Центральным органом этой системы стало образованное в 1879 году. Главное тюремное управление – ГТУ, ставшее высшей контролирующей и распорядительной инстанцией, осуществляющей непосредственное руководство подчиненными местными органами тюремного ведомства через Тюремную инспекцию и Совет по тюремным делам.
     С целью обеспечения управленческих функций ГТУ издавало циркуляры. В частности, в них затрагивались вопросы религиозно-правительственного воздействия на осужденных, режима арестованных по политическим преступлениям и др2.
     Совершенно  новым институтом, не имеющим аналогов в зарубежной тюремной практике, было создание в составе Главного тюремного управления Тюремной инспекции, на которую возлагались обязанности осуществления ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельности, а также разработка законодательных предположений.
     В частности, главная функция деятельности тюремных инспекторов отводилась инспектированию  мест заключения. 

___________________
1 Пирогов П. П. Тюремная система Российской империи и ее кадровое обеспечение в XIX – начале XX века: автореф. дис.  канд. юрид. наук / П. П. Пирогов. – СПб., 2000. – С.15-17
2 Тургаев А. С. Высшие органы государственной власти и управления России IX - XX вв. / А. С. Тургаев. ? СПб., 2000. – С. 210.
     С этой целью были утверждены «Временные правила для первоначального  руководства тюремным инспекторам  во время командировок с целью  осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы».
     Именно  этот нормативный документ определил  общий порядок деятельности тюремных инспекторов, командируемых с целью осмотра мест заключения и ссылки.
     Однако, как это было характерным для  многих законоположений царской России, указ об учреждении совета уже в своей основе был порочен. Ибо, во-первых, характер и содержание работы совета зависели от того, какое вопросы на его обсуждение министр юстиции выносил, и, во-вторых, он был лишен какой-либо исполнительной власти.
     В свою очередь, на среднем уровне управления местами заключения гражданского ведомства  высшая власть принадлежала губернаторам, начальникам областей и градоначальникам. Им вменялось в обязанность наблюдение за благоустройством мест заключения, а также контроль за исполнением всех постановлений правительства о порядке содержания заключенных. Губернаторам предоставлялось право назначения, перемещения и увольнения от должности начальников тюрем и их помощников, состоящих в должностях от XIV до VII класса включительно, Законом от 31 марта 1890 года для местного заведывания тюремной частью были учреждены в некоторых местностях губернские тюремные инспекции.
     В течение 1890 – 1896 годов такие инспекции  были созданы в двадцати четырех  губерниях.
     По  сути, Губернский тюремный инспектор  становился фактически главой местного тюремного управления. Именно на них возлагалась задача проведения тюремных преобразований на местах, где этому новому институту «были подведомственны все места заключения как общеуголовные, так и политические».
     В целом, порядок образования губернских тюремных инспекций предусматривал также рассмотрение проектов документов по этим вопросам в Государственном Совете, решение которого утверждалось царским указом. Губернские тюремные инспекторы и их помощники назначались Главным Тюремным управлением. Причем согласия губернаторов на такое назначение не требовалось.
     Анализируя  организационно-управленческую структуру  низового звена тюремной системы, следует указать, что на протяжении длительного периода времени деятельность тюрем определялась произволом местных властей. Губернские правления глубоко не вникали в содержание работы их администрации, круг своих обязанностей ограничивали, главным образом, назначением смотрителей тюрем, контролем за обеспечением изоляции преступников, предотвращением их побегов.
     О назначении тюрем свидетельствует  также содержание функций его аппаратов, а также тот факт, что смотрителями тюрем являлись чины полицейского ведомства, в формах и методах которого преобладало насилие.
     С учетом этого были приняты некоторые  меры по упорядочению управления тюрьмами. В частности Законом от 15 июня 1887 года к органам управления отдельных мест заключения также были отнесены начальники тюрем и их помощники, смотрители, состоящие при местах заключения священники, врачи.
     Благодаря этому удалось понизить процентное соотношение заключенных и надзирателей: если до 1887 года один надзиратель приходился в среднем на 14 заключенных, то после реформы на одного надзирателя приходилось уже 10 арестантов. Средний годовой оклад чинов управления повысился с 437 рублей до 616 рулей, а средний годовой оклад надзирателя с 150 рублей до 170 рублей, причем обмундирование надзирателей стало казенным.
     Придавая  исключительное значение рассмотрению данной проблемы, так же подробно расписывалось распределение обязанностей между тюремными надзирателями. Предусматривалось, что один из старших надзирателей должен неотлучно находиться в тюремном здании.
     Кроме того, указывалось, что внутренние надзирательские  посты учреждаются внутри тюремных зданий при арестантских камерах. На каждый такой пост назначается по два надзирателя, сменяющихся через шесть часов. Надзиратель наблюдает за арестантами в камерах, выпускает их поочередно в отхожие места, устроенные в арестантских коридорах, строго следя за тем, чтобы они из коридоров не выходили и своевременно возвращались в камеры.
     В целом, в данный период предусматривалось  несколько категорий надзирателей. В обязанности «наружного» надзирателя входило «охранение тюрем от передачи и переговоров через окна». «Выводные» надзиратели сопровождали арестантов во время прогулок, мытья в бане, обучения в школе и т.д. «Хозяйственные» надзиратели должны были наблюдать за арестантами во время производства работ в мастерских, на кухне, в прачечной и т.д., причем для облегчения надзора все эти помещения должны быть по возможности запертыми. «Запасные» надзиратели предусматривались в соотношении один «запасной» к восьми младшим надзирателям, и они заменяли действующих надзирателей в необходимых случаях. В крупных местах заключения вводился в штат тюрьмы «дежурный по конторе надзиратель», который обязан был сопровождать арестантов из камеры в контору и вести их обратно, когда последние требовались по каким-либо поводам начальству. Имелись также «надзиратели при посторонних» – в их обязанности входило наблюдать за арестантами, находящимися в больницах (не тюремных).
     Законом от 15 июня 1887 года к органам управления отдельных мест заключения были отнесены: начальники тюрем и их помощники; помощницы начальников тюрем или смотрительницы женских отделений; состоящие при местах заключения священники, дьяконы и псаломщики; врачи, фельдшеры и фельдшерицы. Надзор за заключенными и их окарауливание возлагалось на тюремную стражу, состоявшую из старших и младших надзирателей и надзирательниц1.
     Особое  значение в данных государственно-правовых условиях имеет тот факт, что еще одним результатом тюремной реформы стало прочное основание для развития воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних.
     Непосредственно порядок учреждения и общие начала деятельности этих заведений определялись законами от 5 декабря 1866 года, от 20 мая 1892 года, а также циркулярами ГТУ. Вопросы же их внутреннего устройства регламентировались уставами, утверждаемыми управлениями учредителей, которыми были в основном негосударственные общества.
     Исходя  из всего вышеизложенного, представляется возможным заключить, что одним из определяющих условий реализации карательной политики в сфере исполнения наказания в Российской империи в XIX веке представлялось совершенствование организационно-управленческого механизма тюремной системы.
     Отличительной особенностью мест заключения в России было разнообразие видов этих учреждений, их различная ведомственная принадлежность, отсутствие единого центрального органа управления тюремной системой и участие в делах управления, субъектов различной ведомственной принадлежности.
     Подобной  сложной тюремной системе соответствовала  сложная и запутанная система  управления, несшая на себе отпечаток феодальных наслоений предшествующих эпох.
     Таким образом, пенитенциарная система начинает складываться в более или менее стройное образование параллельно с формированием механизма управления тюрьмами и развитием уголовного законодательства.
___________________
1 Пирогов П. П. Тюремная система Российской империи и ее кадровое обеспечение в XIX – начале XX века: автореф. дис.  канд. юрид. наук / П. П. Пирогов. – СПб., 2000. – С.19-23.
     Учитывая тот факт, что сам термин «управление» в данном случае применим весьма условно, более правильно, по мнению современных правоведов, говорить об участии в управлении местами заключения, о распределении функций управления между целым рядом организаций, ведомств и должностных лиц1.
     По  сути, организационно-правовые меры решения  основных проблем пенитенциарной системы России данного периода не носили системного и единообразного для всех категорий тюремных должностей и мест заключения характера. Однако именно такого рода изменения, в частности, образование Министерства Внутренних Дел, в известной степени возглавившего тюремную систему Российского государства, и послужили началом окончательного становления пенитенциарной системы, что позволило ей в дальнейшем приобрести более стройную и урегулированную форму2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

___________________
1Беленков Р. А. Гражданское право. Часть II: конспект лекций: пособие для подготовки к экзаменам / авт.-сост. Р. А. Беленков. – М.: ПРИОР, 2001. – С. 115.
2Шевырин С. А. Принудительный труд в лагерях и колониях на конец 1920-х – середина 1950-х гг.: автореф. дис. канд. истор. наук. – Ижевск, 2008. – С.28-33.
    Создание исправительно-трудовых лагерей. Исправительно-трудовой кодекс 1924 года
     Назначение  уголовного наказания преследует цели исправления осужденных и предупреждения совершения с их стороны новых преступлений. Для обеспечения этих целей создаются специализированные государственные органы и учреждения, вид которых зависит от характера уголовно-правового воздействия конкретного наказания1.
       Построение системы органов, обеспечивающих осуществление уголовно-правового принуждения, во все времена напрямую зависело от существующей системы уголовных наказаний и от сложившейся практики их применения.
     После Октябрьской революции новая  власть сломала старую буржуазную государственную машину с ее тюремно-карательной системой и построила новый аппарат, сформировав параллельно и новые принципы уголовно-исправительной политики и новые исправительные учреждения2.
     В период с 20-х годов ХХ века практически  до середины 50-х годов, как свидетельствует анализ многочисленных законов и подзаконных актов, политика в области системы исправительно-трудовых учреждений не была однозначной. Кроме того, значительная часть информации о том, что происходило в структурах исправительно-трудовых учреждений, длительное время была секретной.
     Первым  правовым основанием функционирования мощного карательного института, которым  впоследствии на протяжении длительного  времени являлись исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) и иные исправительные учреждения, стало постановление ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 года «Об изменении статей 13, 18, 22 и 38 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.
___________________
1 Пиляева В. В. Гражданское право. Части Общая и особенная: учебник для вузов / В. В. Пиляева. – М.: Проспект, 2006. – С.31.
2Гражданское право. Общая и особенная части: учебник для вузов / А. П. Фоков, [и др.]. - М.: КноРус, 2005. – С. 312.
     Однако  функционирование ИТЛ как самостоятельного вида учреждений для исполнения наказаний  в виде лишения свободы началось еще до принятия какого-либо акта на законодательном уровне.
     Первый  такой лагерь начал свою деятельность в апреле 1929 года, но только в ноябре, когда уже было создано Северное управление исправительно-трудовыми  лагерями, постановлением ЦИК и СНК  СССР были внесены необходимые изменения  в действующие Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В нем, в частности, с целью урегулирования отдельных вопросов исполнения данного вид наказания делались ссылки на Положение об исправительно-трудовых лагерях.
     Само  же Положение было принято лишь через полгода постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 года.
     Согласно  Положению, перед исправительно-трудовыми  лагерями ставилась задача охраны общества от особо опасных преступников путем  их изоляции и использования в  общественно полезном труде с  приспособлением к общим правилам трудового общежития.
     Заключенные в исправительно-трудовые лагеря лица в зависимости от их социального  положения и характера совершенного преступления делились на три категории:
    трудящиеся (рабочие, крестьяне, служащие), пользовавшиеся до осуждения избирательными правами, осужденные впервые на срок от 3 до 5 лет не за контрреволюционные преступления;
    те же социальные прослойки, но осужденные на срок свыше пяти лет;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.