На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Уровень жизни и социальное неравенство в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 

Институт  национальной и мировой экономики
Кафедра макроэкономики 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по учебной дисциплине «Политика доходов и заработной платы»
на тему:
“Уровень жизни и социальное неравенство в России»” 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Руководитель курсовой работы:
                                                        к.э.н., доцент кафедры макроэкономики
                                                                                                 Балашова Н.В.
                                                                      Выполнила студентка ИНиМЭ
                                                                              дневной формы обучения,
                                                   специальности “Национальная экономика”
                                                                                            II курса 1 группы
                                                                                             Абашина Эллина 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2010 год
План
Введение
     Глава 1. Теоретические основы исследования уровня жизни и социального неравенства населения
      Качество и уровень жизни
      Понятия: богатство и бедность
      Сущность социального неравенства и его причины
      Классовая система
      Стратификация российского общества
      Понятие социального государства
     Глава 2. Анализ показателей социального неравенства населения России
     2.1 Неравенство населения: основные  тенденции
     2.2 Критерии, методы и оценка социальной  стратификации
     2.3 Оценка бедности населения
     2.3.1. Подходы к оценке бедности
     2.3.2 Бедность работающего населения
     2.3.3 Региональные особенности распространения бедности
     2.4. Социальное неравенство по нормативным  потребительским бюджетам и жилищной  обеспеченности
     2.5. Соотношение неравенства населения  по заработной плате и по  доходам населения.
     2.6. Региональный аспект неравенства населения
     2.6.1. Степень экономического неравенства регионов
     Глава 3. Государственная политика, направленная на борьбу с социальным неравенством населения.
     Заключение
     Список  использованной литературы 
 

     Введение
     Актуальность  темы. Проводимые в последнее десятилетие социально-экономические реформы привели к радикальным изменениям в жизни российского общества. В этот период была проведена либерализация экономики, приватизация государственного имущества, упразднено централизованное планирование и управление во многих сферах экономики, введены рыночные отношения. Эти преобразования привели к смене ценностных ориентиров населения, росту его экономической активности, развитию рынка труда. В социальной сфере реформы привели к широкому развитию негосударственного сектора, особенно в торговле и общественном питании.
     С другой стороны, политика «шоковой терапии», либерализация цен, часто неправильная, не выгодная для государства, приватизация, высокая инфляция, снижение эффективности  производства привели к значительному  расслоению российского общества, снижению уровня жизни основной массы населения. Те же причины вызвали снижение доходной части бюджета и в свою очередь привели к снижению государственного финансирования социальной сферы, вызвали падение уровня заработной платы в бюджетной сфере, снижение уровня стипендий, пенсий и других социальных выплат.
     Поэтому изучение динамики и качества уровня жизни, социального неравенства населения, его прогнозирование чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и поступательного развития общества в целом.
     Выбор данной темы обуславливается её актуальностью.
     Целью же данной курсовой работы является изучение факторов, определяющих степень социального неравенства и уровня жизни населения России.
     В связи с поставленной целью будут выполнены следующие задачи:
     1. Исследовать теоретические основы  уровня жизни и социального неравенства населения
     2. Исследование основных тенденций неравенства населения
     3. Оценка социального неравенства по нормативным потребительским бюджетам и жилищной обеспеченности
     4. Оценка бедности населения
     5. Исследование неравенства населения в региональном аспекте
     6. Рассмотрение соотношения неравенства  населения  по заработной и  по доходам населения
     Предмет выбранной темы – социальное неравенство населения в важнейших его аспектах
     Глава 1. Теоретические  основы исследования уровня жизни
1.1.  Качество и уровень жизни
     1.1.1 Качество жизни
     Начиная с середины 90-х годов XX века значительно активизировался интерес отечественных исследователей и практических работников к категории "качество жизни" и к разработке среднесрочных программ по его повышению в увязке с уровнем жизни и ростом конкурентоспособности экономики.
     По  нашему мнению, категория "качество жизни" характеризует сущность развитости личности, социальных групп и всего общества страны в увязке со степенью удовлетворения ими своих потребностей. Низкое качество жизни предопределяет преобладание у населения забот о выживании, слабо функционирующие общественные институты, авторитарные формы управления обществом. Перемещение приоритетов в социуме с удовлетворения физических потребностей к реализации социальных и далее интеллектуальных и духовных устремлений характеризует развитие личности и институтов гражданского общества и выражается в росте качества жизни. Это не означает, что люди при этом не озабочены своими физическими нуждами. Однако их реализация представляется делом естественным и не осознается в качестве общественной доминанты. [Бобков В.Н., Качество и уровень жизни в новой России(1991-2005)]
     Высокое качество жизни характеризует преобладание у людей интересов более высокого порядка: заботы о личной компетентности, о собственном культурном и духовном развитии, то есть о самореализации. В развитом социуме более всего ценятся достоинство, самоуважение, а также высокая нравственность.
     В любой стране взаимодействуют отдельные  индивидуумы и группы с различным  качеством жизни. Поэтому следует  различать индивидуальное, групповое  и преобладающее качество жизни. Важной характеристикой общества является представительность в нем крупных социальных групп, включающих в себя домохозяйства с однородным качеством жизни: низким, средним и высоким. Принципы этой структуризации еще предстоит разработать.
     Особое  место в создании условий для  повышения качества жизни принадлежит государству, Деятельность государства должна быть направлена на реализацию интересов всего общества, то есть на повышение качества жизни каждой личности и поддержку институтов, способствующих достижению данной цели. Однако в силу ряда как объективных, так и субъективных причин, государство не всегда действует в этом направлении.
     Повышение качества жизни происходит во взаимодействии двух начал - формирования все более  развитой личности и общества, а также преобразования внешней среды их жизнедеятельности. Эти начала находятся в диалектическом единстве и противоречии. Качество жизни имеет объективную и субъективную стороны. Оно не может быть определено только на базе количественных статистических данных. Его оценки на основе социологических опросов населения и экспертных оценок столь же необходимы.
     Структура качества жизни. Основываясь на таком подходе, мы определяем структуру качества жизни следующими категориями: 1) качество общества (личности, населения, отдельных социальных групп и организаций гражданского общества); 2) качество трудовой и предпринимательской жизни; 3) качество социальной инфраструктуры; 4) качество окружающей среды; 5) личная безопасность; 6) удовлетворенность людей качеством своей жизни.
     Качество  общества наряду с качеством внешней среды его жизнедеятельности является одним из двух основополагающих компонентов качества жизни. Обычно исследователи ограничиваются рассмотрением качества населения.
     Категория качества общества раскрывает существенное в отдельных личностях (здоровье, образование, мировоззрение и др.), в населении (рождаемость, смертность, объем рабочей силы и др.), в семейной жизни (создание, сохранение и крепость института семьи; защита прав и воспитание детей и пр.), в отдельных социальных группах: группах риска (больные алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией, психическими расстройствами и др. социальными болезнями), группах с ограниченными трудовыми возможностями (утративших трудоспособность по возрасту и инвалидности и пр.) и других.
     Характеристика  общества включает его структуризацию как гражданского общества в лице представляющих его организаций (профсоюзов, неправительственных организаций, общественных движений и политических партий и др.), способных защитить его многообразные интересы и возможность выбора.
     Личность  является частью общества, внешней  средой по отношению к которому являются условия и результаты его деятельности.                                                                                                                                                                                          
     Многие  исследователи считают особенно актуальными для России в настоящее  время повышение уровня здоровья россиян, интеллектуального потенциала населения, его образования и  профессионально-квалификационной подготовки, развитие социального качества детей и преодоление тендерной асимметрии, а также повышение общей культуры людей, их социализации, расширение и рост активности общественных организаций и преодоление отчуждения между людьми и властью.
     Качество  трудовой жизни  необходимо выделять как самостоятельную компоненту качества жизни. Во многих классификациях этого не делается, тогда как результаты и последствия этой составляющей качества жизни непосредственно влияют на все ее стороны в обществе.
     Качество  трудовой жизни прежде всего адекватно  характеризуется качеством труда - наемного работника или работодателя, основанного на их способностях, направленных, на выработку товара или производство знаний. Качество труда выражается уровнем квалификации работников и производительностью их труда, размерами первичных трудовых и предпринимательских доходов в сравнении со стоимостью жизни, а также величинами производных от них страховых выплат.
     Качество  трудовой среды характеризуется  созданием условий для достойного труда: типом труда (преимущественно физическим или умственным), возможностями проявления в процессе труда элементов творчества и самостоятельности, смены видов деятельности и продвижения по службе, соблюдением интересов работников, а также безопасностью и охраной труда.
     Не  случайно, категория "качество трудовой жизни" (quality of working life) наиболее широко анализируется в зарубежной литературе в аспектах управления человеческими ресурсами, рассмотрения благосостояния работников, их участия в принятии решений об охране здоровья, развитии способов и методов улучшения работы и повышения удовлетворенности трудом
     Качество  социальной инфраструктуры представляет собой характеристику сферы услуг населению. В отличие от сферы труда, сфера услуг имеет дело не с материальным и духовным производством, а с организацией обмена и потребления. В этой сфере качество жизни характеризуется качеством уже произведенных товаров и информации (знаний) и их доведением до потребителей.
     В некоторых разработках предлагается для характеристики этой стороны качества жизни выделять в самостоятельную компоненту качество социальной сферы. Она трактуется либо очень широко - от труда и до общественно-политических отношений, либо сводится к характеристике образования, здравоохранения, культуры и некоторых других отраслей. Наше выделение этой компоненты качества жизни основано на другой логике анализа его сущности. Материальная база и нематериальные активы социальной инфраструктуры должны предоставлять для людей разнообразие товаров и услуг, доступность жилища, обеспечивать развитие их способностей и духовного мира, трудовую занятость и достойный быт, здравоохранение и социальную защиту, возможность передвижения и миграции, организацию их досуга и свободного времени.
     Социальная  инфраструктура может быть представлена в виде следующих основных объектов:
     1) образования, культуры и телекоммуникаций;
     2) внутренней и внешней миграции;
     3) здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма;
     4) жилищного фонда, пассажирского транспорта и дорожного хозяйства;
     5) торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
     6) социальной защиты населения.
     Следует рассматривать как минимум четыре аспекта влияния социальной инфраструктуры на качество жизни: техническую сторону  качества соответствующих объектов; качество товаров и услуг; доступность их для людей и охват соответствующих групп населения.
     Качество  окружающей среды включает в себя природно-климатические условия  и экологическую устойчивость. Природно-климатические  различия существенно влияют на качество жизни. Это проявляется прежде всего в дне-комфортности жизни в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выражающейся в необходимости преодоления воздействия суровых и экстремальных природно-климатических условий. Они ухудшают состояние здоровья, влияют на качество и продолжительность активной трудовой жизни, повышают ее стоимость и ограничивают возможности развития среды жизнедеятельности людей.
     Экологическая устойчивость характеризуется реализацией  программ развития без нанесения ущерба природным ресурсам и сохранением их для будущих поколений. Для нашей страны, безусловно, актуальными являются вопросы обеспечения принципов устойчивого развития; значительного снижения объемов выброса в атмосферу диоксида углерода и других вредных веществ; прекращения нанесения ущерба воде, почве, воздуху; воспроизводства территорий, покрытых лесами, и биологического разнообразия; обеспечения устойчивого доступа населения к улучшенным источникам питьевой воды и санитарно-эпидемиологического благополучия.
     Несмотря  на специфику каждой из двух составляющих окружающей среды, их объединяет влияние на жизнь людей через природно-климатические компоненты: изменение климата, флоры и фауны, воздуха, воды, почвы и других компонентов экосистемы. Это является основной методологической посылкой их рассмотрения как единой компоненты качества жизни.
     Личная  безопасность выступает как одна из сущностных составляющих качества жизни людей. Эти проблемы перестают остро ощущаться, если в обществе нет антагонистических конфликтов интересов. Безусловно, насилие и преступления против личности и собственности совершаются и будут совершаться. Однако в здоровом обществе их масштабы незначительны. В таких условиях безопасность жизни может рассматриваться в контексте качества жизни всего общества.
     Иногда  личную безопасность объединяют с экологической  устойчивостью и рассматривают  в качестве безопасности жизнедеятельности. Это вряд ли целесообразно. Конечно, преступность и загрязнение природной среды направлены против безопасности жизни. Однако первое представляет собой конфликт непосредственно между людьми, а второе, как уже отмечалось, обусловлено разрушением ими природной среды. Из этих различий вытекает разный характер действий по преодолению данных угроз.
     В современных условиях из-за возникновения  крупных конфликтов интересов и распространения вследствие этого международного терроризма, а также расширения локальных войн, обеспечение личной безопасности выдвинулось в первый ряд крупных международных задач.
     Удовлетворенность людей своей жизнью представляет собой их субъективную оценку своего положения. Этим данная компонента отличается от всех других и поэтому приобретает самостоятельное значение. Возможно, в зарубежных словарях нет широких трактовок категории "качество жизни" потому, что там се больше связывают именно с субъективными ощущениями людей.
     Причины того, что домохозяйства с объективно низким качеством жизни нередко дают ему достаточно высокие субъективные оценки, а самооценки домохозяйств с объективно высоким качеством жизни бывают более низкими, безусловно, разные. Отдельные исследователи определяют их углублением противоречий между растущими потребностями людей и препятствиями для свободного выбора ими способов реализации своих индивидуальных интересов. Исходя из этого определять высоту качества жизни предлагается расширением свободы выбора людьми своей деятельности, а индикатором рекомендуется считать "социальное самочувствие индивидуума".
     Необходимо исходить еще и из того, что люди с низким качеством жизни более ориентированы в самооценках на удовлетворение физических потребностей, имеющих конечное измерение, и не придают существенного значения низкому уровню удовлетворения потребностей более высокого порядка.
     У людей, имеющих высокое качество жизни, самооценки направлены преимущественно на удовлетворение интеллектуальных и особенно - духовных потребностей, которые гораздо более индивидуальны и к. этому, как правило, менее приспособлена среда их жизнедеятельности.
     Отсюда  вытекает несоразмерность шкалы самооценок. Оценка "хорошо" - для одних может означать заниженные требования к качеству жизни, а для других - удовлетворение их самых высоких ожиданий. Поэтому субъективные самооценки необходимо использовать при выявлении именно этих, определенных, групп людей и для формирования разных "кластеров" качества жизни.
     Международные методики определения удовлетворенности  качеством жизни устанавливают "соответствие" ситуационных характеристик (потребностей и возможностей) ожиданиям индивидуума, его способностям и нуждам, как их понимает сам индивидуум.
     Для практики имеет значение выявление  совпадающих представлений и расхождений между органами управления (государственной властью и организациями гражданского общества) и людьми о достигнутом уровне удовлетворения потребностей и их приоритетности. В зависимости от этого может осуществляться воздействие граждан на процесс принятия решений в верхах и вырабатываться дифференцированная социальная политика. 

     1.1.2 Уровень жизни
     Высокий накал научных дискуссий о сущности и содержании понятия "уровень жизни", имевший место в дореформенный период, в современной России заметно снизился. Это обусловлено более глубоким осмыслением данной категории. Свой вклад сюда внесли и исследования Всероссийского центра уровня жизни.
     Можно с уверенностью утверждать, что уровень  жизни - это категория, обусловленная  экономическим и социальным положением человека и характеризующая его возможности удовлетворять детерминированные обществом нормативные потребности в материальных, культурных и социальных благах. Уровень жизни определяется соотнесением фактической реальной имущественной обеспеченности людей с детерминированными обществом нормативами их реальной имущественной обеспеченности. Чем выше рассматриваемое соотношение, тем больше возможность повысить степень удовлетворения потребностей, а чем выше (полнее) удовлетворение потребностей человека в процессе потребления, тем более возвышаются его потребности и полноценнее его развитие как цели всего общественного прогресса.
     В центр нынешних дискуссий ученых и практиков сместились проблемы методологического обеспечения изучения уровня жизни, его измерения, объективности и достаточности используемой информации и другое. Исследования ВЦУЖ придали новый импульс развитию инновационной нормативной методологии изучения уровня и качества жизни, опирающейся на систему критериальных социальных стандартов и долговременную социальную стратегию развития страны.
     В соответствии с рекомендациями Международной  организации труда (МОТ), зафиксированными в Конвенции 117 "Об основных целях и нормах социальной политики", принятой Международной Конфедерацией труда в 1962 году и вступившей в силу в апреле 1964 года, "Всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния и развитие населения...", а "Повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития". Из этого вытекает, что экономическое развитие должно служить основой социального прогресса. Государствам необходимо принимать все меры для обеспечения такого жизненного уровня, включая пищу, одежду, жилище, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также образование, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния людей.
     И сегодня некоторые исследователи вместо понятия "уровень жизни" используют термины "благосостояние" или "благополучие". В отечественных источниках чаще всего так называют обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, то есть их достаток. При этом, так же как при характеристике уровня жизни, акцент по существу делается на экономической обеспеченности людей. В советский период истории нашей страны термины "благосостояние" и "уровень жизни", хотя и употреблялись отдельно, но, по существу, не различались. В зарубежных источниках применяется понятие "экономическое благосостояние" (economic welfare). Оно также тождественно понятию "уровень жизни".
     Нормативы уровня жизни. В разработках ВЦУЖ оценка уровня и качества жизни проводится сравнением фактических денежных средств домохозяйств и обеспечиваемого ими потребления материальных, социальных и духовных благ с системой социальных стандартов.
     Удовлетворение  потребностей людей определяется разнообразием, потребительскими свойствами и количеством товаров и услуг, которые можно купить на среднедушевые денежные доходы. Индикатором оценки среднедушевых денежных доходов является система нормативных потребительских бюджетов разного уровня достатка.
     В рамках нормативной методологии  уровень жизни определяется как степень удовлетворения потребностей населения во благах и услугах. Уровень жизни предстает как относительная величина, выражаемая количеством социальных стандартов этих благ и услуг в фактическом потреблении населения. В этом случае задача определения уровня жизни распадается на следующие составляющие:
     во-первых, определение денежного выражения  детерминированного обществом набора благ и услуг, то есть социальных стандартов, выступающих, по существу, мерилом удовлетворения потребностей;
     во-вторых, определение фактического потребления, измеренного в денежных величинах;
     в-третьих, определение степени (соотношение) удовлетворения или неудовлетворения фактическим потреблением тех или иных социальных стандартов.
     Положение о детерминированности потребностей обществом (ограничителями в этом процессе выступают культурные, социальные и экономические детерминанты) означает, что при определении уровня жизни в расчет принимаются потребности, считающиеся в обществе "нормальными". Только в этом случае категория "уровень жизни" опирается на свою социальную определенность — на нормативное "качество жизни", поскольку индивидуальные представления людей о том, каковы их потребности и какими именно благами они должны удовлетворяться, весьма различны.
     Как правило, различие в позициях исследователей заключается, главным образом, в том наборе благ и услуг, который принимается во внимание в качестве основы при определении уровня жизни. В общем виде при формировании фундамента экономической оценки потребления обычно подразумеваются блага материальные (еда, одежда, жилье и т.п.), культурные (посещение театров, покупка книг, произведений искусства и пр.) и социальные (медицинское обслуживание, образование). 

     В современных условиях изучение уровня и качества жизни должно опираться на систему социальных стандартов, которые представляют собой характеристики ценностных представлений о каждом из вышеназванных структурных компонентов качества жизни. Неразработанность многих социальных стандартов ограничивает комплексную характеристику уровня и качества жизни.
     1.2 Понятия: богатство и бедность.
           Из рассмотрения уровня и качества жизни вытекает, что экономическое процветание и лишения, в конечном итоге, являются двумя их полюсами. В литературе в основном принято идентифицировать богатство с имущественной обеспеченностью. Это относится к организационно-технической стороне богатства. Но у богатства имеется и социально- экономическое содержание. Термин "богатство" характеризует социальное состояние высокого качества и уровня жизни. Этот аспект богатства характеризует высокоразвитую личность и высокоорганизованную среду ее жизнедеятельности. В 90-х годах прошлого столетия целенаправленно формировался слой "новых русских". В той питательной среде к процветанию были "допущены" люди далеко не с самыми высокими социальными и духовными качествами. Многим из них имущество в виде природных ресурсов и предприятий досталось "по наследству" от СССР в результате передела собственности. Их роскошная жизнь до сих пор имеет маргинальный привкус и справедливо осуждается в обществе.
     Отсюда  вытекает необходимость понимать и  характеризовать богатство как  желательное социальное состояние  высокого качества и уровня жизни. Характеристики богатства в этом смысле еще предстоит разработать.
     В отличие от богатства бедность представляет собой низкие качество и уровень жизни из-за низких денежных доходов или недостаточной имущественной, прежде всего жилищной, обеспеченности людей. В то же время причинами низкого уровня доходов достаточно часто являются такие качественные характеристики личности как плохое здоровье, недостаточное образование и вытекающая из этого низкая конкурентоспособность на рынке труда или низкое качество семейной жизни, а также социальные патологии, ограничения в трудоспособности и целый ряд других.
     Не  случайно в документах ООН бедность рассматривается с точки зрения низкого качества человеческого развития. Именно такой подход к характеристике бедности отражен в "Целях развития тысячелетия".
     Низкие  доходы и другая имущественная необеспеченность людей с высокими качественными характеристиками являются результатом низкого качества (неприспособленности) среды их жизнедеятельности. Попадая в такую среду, даже высоко развитая личность и крепкие семьи, ранее имевшие высокие доходы, могут длительное время испытывать материальные лишения и иметь низкие качество и уровень жизни.
     В настоящее время в нашей стране в основном завершился начальный  этап изучения бедности и выработки  подходов к ее снижению в новых условиях. Его результатом стало значительное развитие социального законодательства, формирование общественной потребности комплексного решения этой проблемы с опорой на науку, а также развитие ряда исследовательских коллективов, способных совместно с практиками реализовывать комплексные международные, общероссийские и региональные проекты по снижению уровня бедности. В нашей стране выдвинута задача по снижению уровня бедности в ближайшие годы как минимум в два раза. Решение этой проблемы включено в число приоритетных задач, стоящих перед страной. Речь, по сути, идет о снижении абсолютной бедности.
     Абсолютная  бедность представляет собой такое экономическое и социальное положение определенной группы населения, которое характеризуется отсутствием ряда базовых условий для развития человека и ограничивает его выбор; возможность прожить долгую и здоровую жизнь, иметь достойный уровень жизни, ощущать себя свободным без ущемления чувства собственного достоинства. Наоборот, положение этой социальной группы характеризуется невозможностью удовлетворять свои потребности на уровне, обусловленном физиологическими нуждами организма и принятыми в обществе минимальными социальными стандартами (питаться, одеваться, проводить досуг и др.). В потребительских бюджетах материально неблагополучных слоев всех стран на питание уходит основная часть доходов. Бедный в одной стране может быть обеспеченным по меркам других стран и наоборот. Так например, бедные расходуют на питание: в США около 30% семейного бюджета, в североевропейских странах -30-35%, в беднейших странах Восточной Европы - 50-55%, среди городского населения Азии и Африки - более 60%, а в беднейших сельских районах Африки - до 80% семейного бюджета.
     Необходимо  определиться с приоритетностью  проблем, решение которых позволяет быстрее снижать абсолютную бедность. Среди бедных высокий удельный вес тех семей, которые возглавляют наемные работники, подсказывает, что для снижения уровня бедности надо, прежде всего, повышать покупательную способность заработной платы. Россия, как уже отмечалось, слишком разная по региональной распространенности абсолютной бедности. В 2004 году разрыв в уровне бедности, определенной по денежным доходам, между субъектом с максимальным и с минимальным значением этого показателя составлял примерно 6 раз. Неравномерное расселение населения по территории нашей страны также сильно влияет на численность бедных в разных ее регионах. В 20 российских регионах проживает 50% бедного населения, - в других 69 субъектах Российской Федерации - еще 50%. Для более быстрого сокращения бедного населения в целом по стране Федеральному центру надо определить региональные приоритеты, то есть те субъекты Российской Федерации, в которых можно и нужно ускорить сокращение бедности.
     Относительная бедность характеризуется отсутствием возможностей жить по наиболее распространенным в обществе стандартам потребления и ограничивает выбор данной социальной группы населения удовлетворением только основных материальных и духовных потребностей. Уровень относительной бедности в самом общем виде определяется величиной личного дохода ниже установленной в стране доли (40-60%) среднедушевого (медианного) дохода. В нашей стране относительный уровень бедности не измеряется, в то время как за рубежом, особенно в промышленно развитых странах, этот показатель является основным при количественной оценке уровня бедности.
     Бедность  всегда является субъективной. Это означает, что низкое качество жизни каждый ощущает по-своему. Чем более развит и экономически обеспечен человек, тем, как правило, он более болезненно ощущает невозможность удовлетворения тех или иных высоких потребностей. И как бы экономисты ми протестовали против данной дефиниции, гораздо более широкие основные потребности высокоразвитой личности расширяют границы состояния, которое ощущается ею как бедность (низкие качество и уровень жизни).
     Из  всего этого вытекает, что для  комплексного решения проблемы бедности надо совершенствовать нормативную  базу ее определения. Это подтверждает нашу позицию о необходимости  измерять социальными стандартами все компоненты уровня и качества жизни. Как минимум, имеет смысл дополнить оценку бедности по душевым денежным доходам ее измерением по располагаемым ресурсам домашних хозяйств. Поскольку они, кроме денежных доходов, включают в себя денежные оценки натуральных поступлений продуктов питания и представленных в натуральном выражении льгот, а также привлеченные средства и израсходованные сбережения, что позволяет более полно учесть материальные ресурсы людей, использованные на потребление.
     Полагаем, что измерение уровня бедности следует  также дополнить оценкой обеспеченности жилищем, так как прожиточный минимум предполагает и наличие и качество жилья. Оценка бедности на основе сочетания денежных доходов и обеспеченности жилищем позволяет расширить перечень проблем, которые надо решать для снижения уровня бедности, и уточнить приоритеты и способы государственной поддержки представителей различных социальных групп бедного населения.
     Характеристику  бедного населения следовало  бы дополнить также сравнением фактических показателей здоровья (например, продолжительности жизни) и образования (например, доли детей в возрасте 15-16 лет, не охваченных образованием) в домохозяйствах, не соответствующих минимальным социальным нормативам (стандартам) качества и уровня жизни.
     Таким образом, на новом этапе работы по снижению уровня бедности надо постоянно  расширять официальные показатели ее измерения. Эти показатели должны, с одной стороны, как можно  более полно отображать особенности  российской бедности, а с другой - комплексно решать эту многогранную проблему через всестороннее повышение качества и уровня жизни.
     1.3 Сущность социального  неравенства и  его причины.
     Разнообразие  отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в  каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения  между категориями людей, различающихся во многих аспектах.
     Что же такое неравенство? В самом  общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при  которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального  и духовного потребления. Для  описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие  “социальной стратификации”.
     При рассмотрении проблемы социального  неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической  неоднородности труда. Выполняя качественно  неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются, заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.
     Именно  социально - экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них, и если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями.
     В социальной стратификации имеет  место тенденция наследования позиций. Действие принципа наследования позиций  приводит к тому, что далеко не все  способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения  позиций в равной степени подготовленными индивидами.
     Социальная  стратификация обладает традиционным характером. Поскольку при исторической подвижности формы - ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в  примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.
     Учитывая  неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения  власти, собственности и условий  индивидуального развития, все же  нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.
     Стратификация, как и любая другая наука, имеет  свои формы. Между тем от формы  зависит и интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь  колеблются от такой крайности, когда  любому статусу приписывается одинаковое количество и того и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одном историческом объекте.
     Сопоставим  ситуацию, когда в обществе многочисленны  социальные слои, социальная дистанция  между которыми невелика, уровень  мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает “ планку” содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по-своему идеальная модель, чем обыденная реальность.
     Большинство современных обществ далеки от этой модели. Или присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством, Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.
     1.4  КЛАССОВАЯ СИСТЕМА
     Социологи расходятся во взглядах на источники  социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни. Говоря о структуризации социального неравенства, социологи имеют в виду не только то, что индивиды и социальные группы различаются по привилегиям, которые они имеют, престижу, который они получают, и власти, которой они обладают; структуризация означает, что неравенство институциализируется. Неравенство образуется не случайным образом, а в соответствии с повторяющимися, относительно последовательными и устойчивыми моделями; оно обычно передается из поколения в поколение, для чего индивиды и группы, имеющие преимущества, как правило, находят соответствующие способы.
     Класс - это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям  доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. Термин “класс” был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как “ранг” и “порядок”, использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе.
     Истоки  теории социального класса можно  найти в трудах таких политических философов, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан Жак Руссо, которые обсуждали вопросы социального неравенства и расслоения, а также французских и английских мыслителей конца XVIII - начала XIX в., выдвинувших идею о том, что неполитические общественные элементы - экономическая система и семья - в значительной мере определяют форму политической жизни в обществе. Эту идею развивал французский социальный мыслитель Анри Сен-Симон, утверждавший, что государственная форма правления соответствует характеру системы экономического производства. В трудах последователей Сен-Симона впервые возникла теория пролетариата, или городского рабочего класса, как главной политической силы современного общества, ставшая краеугольным камнем марксистской теории.
     Какие только типологии классов не придумывали  социологи 20 века. В одной 7, в другой 6, в третьей 5 и т.д. Первую типологию  классов США предложил в 40-е годы 20 века американский социолог Ллойд Уорнер. Она включала 6 классов. Кроме этой предлагались и другие схемы, например: верхний-высший, верхний-низший, верхний-средний, средний-средний, низший-средний, рабочий, низшие классы. Или: высший класс, верхний-средний, средний и нижний-средний класс, верхний рабочий и нижний рабочий  класс, андеркласс.  Вариантов множество, но важно уяснить себе 2 принципиальных положения:
     - основных класса, как бы их  ни называли, только три: богатые,  зажиточные, бедные;
     - неосновные классы возникают  за счёт добавления страт или  слоев, лежащих внутри одного  из основных классов.
     С тех пор как Л.Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более  полувека. Сегодня она пополнилась  ещё одним слоем и в окончательном виде представляет семипунктовую шкалу.
     Верхний-высший класс  включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.
     Нижний-высший класс состоит главным образом из «новых богатых», ещё не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители – профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду, у которых нет «аристократов по крови».
     Верхний-средний  класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов: крупные адвокаты, известные врачи, актёры или телекомментаторы. Образ их жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они ещё не могут.
     Средний-средний  класс представляет самую  массовую прослойку развитого индустриального общества. Она включает в себя всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания. Говоря о среднем-среднем классе, надо отметить, что они являются гарантом  экономической, политической и социальной стабильности в обществе, основой поддержки существующей власти.        
     Нижний-средний  класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта – приличествующий образ жизни.
     Верхний-низший класс  или как его ещё называют рабочий класс.
     Рабочий класс в индустриальных обществах традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле. Существует разделение рабочих на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы. В целом для рабочего класса характерны отсутствие собственности и зависимость от высших классов в отношении получения средств к существованию. С этими условиями связаны относительно низкие стандарты жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и исключение из сфер принятия важных решений.
     Нижний-низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих, малопригодных для жилья мест. Они не имеют никакого либо имеют лишь изначальное образование, чаще всего перебиваются случайными заработками либо попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или люмпенами. Чаще всего их ряды рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключённых,  бомжей и т.д.
     1.5 Стратификация российского общества и значение социальных классов.
     Современные исследования факторов, критериев и  закономерностей стратификации  российского общества позволяют  выделить слои и группы, различающиеся  как социальным статусом, так и  местом в процессе реформирования российского  общества. Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т. И. Заславскойроссийское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного “социального дна”.
     Верхний слой включает, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформирования.
     Средний слой является зародышем среднего слоя в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладает ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. Кроме того, пока этот слой слишком малочислен и не может служить гарантом социальной стабильности. В будущем полноценный средний слой в России сформируется на основе социальных групп, образующих сегодня соответствующий простой слой. Это мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.
     Базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского  общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.
     К базовому слою относится основная часть  интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна - это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.
     Нижний  слой замыкает основную, социализированную  часть общества, его структура  и функции представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов. Признаками представителей данного слоя являются очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.
     Социальное  дно характеризуется главным  образом изолированностью от социальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Отсюда следует замкнутость социальных связей преимущественно в рамках самого слоя, десоциализация, утрата навыков легитимной общественной жизни. Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы - воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, а также опустившиеся люди - алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т.д.
     Другие  исследователи представляют картину социальных слоев в современной России следующим образом: экономическая и политическая элита (не более 0,5%); верхний слой (6,5%); средний слой (21%); остальные слои (72%).
     В верхний слой входит верхушка государственной  бюрократии, большая часть генералитета, крупные землевладельцы, руководители промышленных корпораций, финансовых институтов, крупные и преуспевающие предприниматели. Треть представителей этой группы не старше 30 лет, доля женщин - меньше четверти, доля нерусских в полтора раза выше, чем в среднем по стране. В последние годы отмечается заметное старение этого слоя, что свидетельствует о замыкании его в своих границах. Уровень образования - весьма высокий, хотя не намного выше, чем у среднего слоя. Доходы этого слоя в отличие от доходов остальных растут быстрее, чем цены, т.е. здесь происходит дальнейшее аккумулирование богатства. Материальное положение этого слоя не просто выше, оно качественно отличается от положения других.
     Средний слой весьма быстро развивается (в 1993 г. он составлял 14%, в 1996 г. - уже 21%). В социальном отношении его состав чрезвычайно разнороден и включает в себя: нижний бизнес-слой - мелкий бизнес {44%}; квалифицированных специалистов - профи (37%); среднее звено служащих (среднее чиновничество, военные, работники непроизводственной сферы) (19%). Численность всех этих групп растет, причем быстрее всех - профи, затем - бизнесмены, медленнее других – служащие.
     Принадлежность  к конкретному социальному классу в гораздо большей мере влияет на поведение и мышление людей, чем другие аспекты социальной жизни, она определяет их жизненные шансы. Во-первых, для выживания представителям высших слоев общества требуется затрачивать меньшую долю имеющихся ресурсов, чем представителям низших социальных классов. Согласно исследованиям социолога Пауля Блумберга, американцы, занимающие в классовой иерархии верхние 10 ступеней из 100, тратят на питание около 11% своего дохода, тогда как те, кто находится в самой нижней десятке, используют на эти цели свыше 40% своих средств.
     Во-вторых, представители высших классов имеют  больше нематериальных благ. Их дети с  большей вероятностью будут учиться  в престижных учебных заведениях и, скорее всего, будут показывать лучшие результаты, чем дети родителей, занимающих менее высокое социальное положение. Здесь же можно добавить, что дети родителей из высших классов имеют больше шансов выжить, чем дети родителей из низших слоев общества.
     В-третьих, у обеспеченных людей средняя  продолжительность активной жизни  выше, чем у бедных. А по данным Американского онкологического общества, необеспеченные люди подвергаются большему риску заболеть раком и умереть от него, что преимущественно определяется образом жизни. После выявления ракового заболевания прожить в течение 5 лет могут около 37% больных с низким доходом и примерно 50% больных со средним и высоким доходом. Результаты исследований неизменно показывают, что в низших социальных слоях общества чаще наблюдаются психические расстройства.
     В-четвертых, люди с более высоким достатком  испытывают большее удовлетворение от жизни, чем люди менее обеспеченные, поскольку принадлежность к определенному социальному классу оказывает влияние на стиль жизни - количество и характер потребления товаров и услуг. Пищевые полуфабрикаты для быстрого приготовления - обеды на скорую руку, картофельные чипсы, замороженная пицца и гамбургеры - чаще входят в меню семей с малым доходом. Люди из менее зажиточных слоев общества пьют меньше качественной водки, дорогого виски и импортного вина, зато потребляют больше пива и дешевых спиртных напитков. По сравнению с зажиточными семьями семьи с малым доходом больше свободного времени проводят за телевизором.
     Принадлежность  к социальному классу влияет также  на активность политической жизни: во многих странах участие в выборах  пропорционально социально-экономическому статусу. Кроме того, принадлежность к классу является важным детерминантом сексуального поведения. Например, у представителей низших слоев общества больше вероятность приобретения сексуального опыта в более раннем возрасте, чем в высших слоях. Резюмируя, можно сказать, что социальный класс человека определяет почти все сферы его жизни.
      Понятие социального государства.
     Социальное  государство –  политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
     Стремление  к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантииобеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
     Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 г. Лоренц фон Штейн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штайну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».
     Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:
    Демократическая организация государственной власти.
    Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.
    Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
    Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
    Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
    Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
    Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
    Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
    Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
    Закрепление формулы "социальное государство" в конституции страны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).
Говоря  о функциях социального государства  следует иметь ввиду следующие  обстоятельства:
а) ему  присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся:
    поддержка социально незащищенных категорий населения;
    охрана труда и здоровья людей;
    поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
    сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
    поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
    финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
    борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
    поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
    участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
    забота о сохранении мира в обществе.
     Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: "1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты". Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку. 
 
Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

    Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);
    в России не создан "средний слой" собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;
    отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
    не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;
    отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
    снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи "профессиональных" идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики ("политика - дело грязное");
    существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
    в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
    в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.
     И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.
Глава 2. Анализ показателей социального неравенства населения России.
2.1. Дифференциация населения: основные тенденции
    Под дифференциацией (от лат. differentia - различие) подразумевается, прежде всего, отличие варьирующего признака как взвешенной величины в крайних группах. С научных позиций речь идет не об отдельных случаях полярности, а о достаточно представительном (массовом) ее проявлении.
    Дифференциация  доходов представляет собой объективно обусловленное соотношение в  доходах различных социально-демографических  групп населения. Применительно к России это миллионы и даже десятки миллионов человек. Следовательно, говоря о дифференциации доходов населения, подразумевают, прежде всего, наличие масштабного явления, а не частные его проявления.
    Также следует иметь в виду, что при  всей важности решения вопросов дифференциации доходов населения, все же решающим является общий уровень этих доходов. Иначе говоря, исследование дифференциации доходов не должно рассматриваться в отрыве от фактически достигнутого их (доходов) уровня, их (доходов) покупательной способности. Никого не удовлетворит формальное равенство, то есть отсутствие дифференциации на уровне корки хлеба. Более того, оценка достигнутого уровня доходов должна вестись не только в динамике, но и в сравнении с другими странами.
    В крестьянской (более 77% по данным переписи 1897 года) России подавляющее большинство населения - более 90% - имело весьма невысокие доходы и вело скудную жизнь. И была буквально горстка "господствующих" лиц, распоряжавшаяся всеми богатствами страны (всего около 0,5 % от общей численности населения страны - 696,7 тыс. человек в 1910 году - с годовым доходом свыше одной тысячи рублей). На их долю приходилось около 20% всего личного потребления в национальном продукте России. Поэтому есть все основания полагать, что при поляризации достаточно больших групп населения, дифференциация, исчисленная по 10 %-ным группам населения была в размере не больше чем 8-10 раз. При этом сам уровень доходов оставался у подавляющего большинства населения низким.
    После октября 1917 года четко определились принципы, ставшие на долгие десятилетия  господствующими в подходах к доходам населения и их дифференциации:
-                   строгая, зависимость доходов населения от имеющихся (прежде всего - продовольственных) ресурсов;
-            ориентация именно  на продовольственные  наборы (пищевые пайки) с добавкой (по возможности) к ним элементарных товаров первой необходимости;
-              определение покупательных  возможностей денежных  доходов населения не просто имеющейся массой товарных ресурсов (прежде всего - продовольственных), но и строго лимитированным количеством среднедушевых пайков (паек), полученным, в результате пересчета товарной массы продуктов по калорийности и жесткого нормирования иных элементарных товаров первой необходимости.
    Иначе говоря, в условиях социализма доходы населения жестко регламентировались весьма скудным производством конечных товаров и услуг. Вот такое было "королевство кривых зеркал", когда доходы людей вполне можно было заменить строго лимитированной продовольственной пайкой, а общее количество "паек" назвать доходом населения.
    Таким образом, коренной причиной низких доходов основной массы и слабой их дифференциации в эти годы являлась их (доходов) жесткая увязка с лимитированной продукцией II подразделения (производство предметов потребления). В господствовавшей в СССР системе экономических координат именно узость и ограниченность производства предметов потребления прямо диктовали уровень доходов населения и их дифференциацию.
    При этом однозначно было заявлено, что "если бы в обществе не было дифференциации, то средний уровень фактического потребления для каждого года означал бы одновременно и необходимый его уровень". Иначе говоря, необходимо лишь то, что уже достигнуто, остальное - от лукавого, то есть, если еще НЕ достигнуто, то значит вовсе и НЕ необходимо. Замечательная логика и позиция. Если же кто-то думает, что необходимо иметь больше и что в других странах это большее реально у людей имеется, то он глубоко ошибается, поскольку считалось, что главное не уровень, а общая, поступательная по сравнению с 1913 года динамика,
Такая вот была общая модель, в рамках которой  советское государство с поразительной  настойчивостью и упорством двигалось в никуда, шло в тупик. [Бобков В. Н., «Качество и уровень жизни населения в новой России (1991-2005 гг.)]
    В рамках плановой системы, придерживающейся установки "от достигнутого", она (установка) стала определяющей и в подходе к дифференциации населения, которая попросту должна была быть ликвидирована. "В условиях распределения по труду сокращение дифференциации доходов населения закономерно... К этому направлена и политика советского государства в области заработной платы...учитывается объективная необходимость сокращения разрывов в оплате труда...Проведение в жизнь социальной программы... решение... коренных задач...вызовут наряду с общим подъемом, благосостояния и культуры трудящихся дальнейшее значительное сокращение дифференциации их доходов. Дифференциация доходов населения будет совершенно ликвидирована вместе с категорией денежных доходов после утверждения коммунистических принципов распределения”.
    Понятно, что при таком "курсе на свертывание" дифференциация доходов фактически постоянно снижалась. Процесс "ликвидации" дифференциации доходов в целом в рассматриваемый период может быть  охарактеризован расчетными данными, представленными в приложении 1.
    Данные  приложения 1. показывают вполне "успешное" решение поставленной задачи: за два десятилетия жестко регламентируемая дифференциация доходов населения уменьшилась более, чем вдвое. Особенно сильной деформации распределение доходов подверглось в апреле 1991 года, после административного повышения цен и введения одновременных компенсаций всему населению практически в одном и том же размере на каждую душу населения. Дифференциация доходов одномоментно сократилась с 3,2 до 2,4 раза".
    Таким образом, современные ссылки на малую дифференциацию доходов населения при социализме по существу беспочвенны, ибо в условиях всеобщего огосударствления по-другому и быть не могло. Иначе говоря, в условиях "зрелого и развитого" социализма для дифференциации доходов были характерны низкий общий ее размер (к концу 1980-х годов фондовый коэффициент дифференциации был около трех раз) при одновременно весьма невысоком уровне благосостояния населения. По сути, речь шла о плановой уравниловке при весьма скудных возможностях фонда потребления (И подразделение общественного производства или группа "Б" в промышленности).
    Экономико-политический кризис, приведший в 1991 году к развалу  Советского Союза, способствовал началу коренных, преобразований экономического базиса общества. В обществе существенно ускорилась поляризация людей в зависимости от уровня получаемого ими дохода. Только надо иметь в виду, что в развитых странах процесс поляризации общества проходил постепенно, а в России резким рывком, социальные последствия которого еще только предстоит ощутить и осмыслить.
    Естественно все это не могло не сказаться  на дифференциации населения. Однако, к сожалению, в этих условиях Госкомстат России (потом Росстат), акцентировал внимание, по сути, на второстепенном вопросе "прогиба кривой Лоренца" и изменения так называемого "коэффициента Джини", опосредованно отражающего общую меру дифференциации населения по уровню доходов.
    Построение  кривой Лоренца является основой  для расчетов индекса Джини, характеризующего накопление изучаемого признака (доходов) в зависимости от накопления элементов совокупности (населения). В прямоугольной системе координат кривая Лоренца является выпуклой вниз и проходит под диагональю единичного квадрата с координатами: 0.0; 0.1; 1.1; 1.0. В случае равномерного распределения каждая совокупность (группа населения) имеет доход пропорционально своей численности. Чем больше отклонение кривой Лоренца от диагонали, тем больше степень неравномерности распределения признака
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.