На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Причины и последствия опричнины

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение………………………………………………………….. 

Введение опричнины, её сущность………………………………
Первые дни  опричнины……………………………………………
Раздор с церковью………………………………………………....
Опричный террор………………………………………………….
Предпосылки и  отмена опричнины……………………………....
Итоги опричнины…………………………………………………..
Заключение………………………………...……………………….
Список использованной литературы…………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской  оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. Само слово «опричнина» («опришнина») происходит от древне-русского – «особый». В 14–15 вв. «Опришниной» называли выделенный членам великокняжеской династии государственный удел с территорией, войсками и учреждением.
     Введение  опричнины в 16 в. Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе  противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего  духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, – стремлением Ивана Грозного к неограниченному самовластью, основанному на твердой вере последнего в личное богоподобие и богоизбранность  и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями.1 Упорство Ивана Грозного в достижении абсолютной власти, не стесняемое ни законом, ни обычаем, ни даже здравым смыслом и соображениями государственной пользы усиливалось его крутым нравом. Появление опричнины было связано с обескровившей страну начавшейся в 1558 Ливонской войной, ухудшением положения народа в связи с неурожаями, голодом, пожарами, вызванными в течение многих лет исключительно жаркими летом. Народ воспринимал невзгоды как Божье наказание за грехи разбогатевших бояр и ждал от царя создания идеала государственного устройства («Святой Руси»).
     Цель  данной работы – выяснить, каким  образом опричнина привела к  великой смуте.
     Задачи  контрольной работы:
    рассмотреть причины опричнины;
    выявить суть этого исторического явления;
    проанализировать последствия;
    объяснить закономерность, указанную в цели работы.
     Предпосылками к опричнине было то, что правительство  Ивана Грозного состояло из бояр, объединившихся в одной цели овладеть московской политикой и направить ее по-своему. “Избранная рада”, состоя из потомков удельных князей, “княжат”, вела политику именно княжескую и поэтому должна была рано или поздно прийти в острое столкновение с государем сознающим свое полновластие; а так же правительство царя не могло вполне успешно вести преобразовательное дело по той причине, что в нем самом не было согласия и единодушия. Сосредоточение все большей полноты власти в руках Ивана Грозного, стремление добиться беспрекословного подчинения феодалов своей власти, заставило их становиться в оппозицию царю. Бояре по-прежнему стремились сохранить свои права и привилегии и претендовали на разделение власти с царем. Усиление оппозиции толкало властного, подозрительного и жестокого Ивана Грозного к укреплению своей самодержавной власти. Борьба за власть царя, считавшего, что его власть, божьего избранника, должна быть неограниченной, а все люди в государстве являются его холопами, приняло ужасные и кровопролитные формы. Такой характер оппозиции привел Ивана IV к решимости уничтожить радикальными мерами значение «княжат», пожалуй, даже и совсем их погубить. Совокупность этих мер, направленных на родовую аристократию, называется опричниной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  опричнины, её сущность
 
           Проводимые реформы, ограничивающие власть феодалов стали встречать их сопротивление, несогласие с царской политикой, неподчинение воле царя. Проблемы централизации и укрепления власти, борьбы с оппозицией требовали от царя решения об установлении в стране диктатуры и сокрушения оппозиции с помощью террора и насилия. Между тем позиция думы и церковного руководства была известна и не сулила успеха предприятию. По этой причине царь вынужден был избрать совершенно необычный способ действия. Стремясь навязать свою волю совету крупных феодалов, он объявил об отречении от престола. Таким путем он рассчитывал «вырвать у думы согласие на введение в стране чрезвычайного положения».

       Отречению Грозного предшествовали события самого драматического свойства. Вначале декабря 1564г. царская семья стала готовиться к отъезду из Москвы. К величайшему  неудовольствию церковных властей  он велел забрать и свести в  Кремль самые почитаемые иконы. В  воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал  на богослужении в кремлевском Успенском  соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами  и столичными гостями. На площади  перед Кремлем уже стояли «сотни нагруженных повозок под охраной  нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую "святость" и всю государственную  казну, которые стали своего рода залогом в руках Грозного»  
Царский выезд был необычен. Ближние люди, сопровождавшие Ивана, получили приказ забрать с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство находились в полном недоумении и неведении о замыслах царя. Царский "поезд" скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы.  
Из слободы царь направил в Москву гонца с письмами к думе и горожанам. В то время, когда члены думы и епископы сошлись на митрополичьем дворе и выслушали известие о царской на них опале, дьяки собрали на площади большую толпу и объявили ей об отречении Грозного. В прокламации к горожанам царь просил, «чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никакой нет».Объявляя об опале власть имущим, царь как бы апеллировал к народу в своем давнем споре с боярами. Он не стесняясь говорил о притеснениях и обидах, причиненных народу «изменниками-боярами». Среди членов боярской думы, конечно же, были противники Грозного, пользовавшиеся большим влиянием. Но из-за общего негодования на "изменников" никто из них не осмелился поднять голос. Расчёт Ивана VI на веру народа в доброго царя борющегося с боярами-притеснителями оправдался. Толпа на дворцовой площади прибывала час от часу, а ее поведение становилось все более угрожающим. Допущенные в митрополичьи покои представители купцов и горожан заявили, что останутся верны старой присяге, будут просить у царя защиты «от рук сильных и готовы сами "потребить" всех государевых изменников». Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение Грозного, но «вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством». Представители митрополита и бояре, не теряя времени, выехали в слободу. 

       Царь  допустил к себе духовных лиц и  в переговорах с ними заявил, что  его решение окончательно. Но потом  он "уступил" слезным молениям близкого приятеля Чудовского архимандрита Левкия и новгородского епископа Пимена. Затем в слободу были допущены руководители думы.  
Слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной, как явных врагов. Руководство думы просило царя сложить гнев и править государством, как ему "годно".  
Иван Грозный поставил условие: он будет казнить изменников по своему усмотрению. Выговорил себе право казнить бояр без суда и следствия, что и было одним из средств укрепления абсолютной власти. На подготовку приговора об опричнине ушло более месяца. В середине февраля царь вернулся в Москву и представил на утверждение думе и священному собору текст приговора. В речи к собору Иван сказал, что для "охранения" своей жизни намерен "учинить" на своем государстве "опричнину" с двором, армией и территорией. Опричнина не была каким-либо новым делом, ибо так назывался издавна удел, который князь выдавал своей вдове, "опричь" (кроме) другой земли. Однако в данном случае опричнина означала личный удел царя. Остальная часть государства стала именоваться земщиной, управление которой осуществлялось Боярской думой. 

       Все, кто жил на территории опричнины, но не были опричниками, выселялись. Царь забрал в опричнину Суздальский, Можайский и Вяземский уезды, а также около десятка других совсем мелких. В состав опричного "удела" вошло несколько крупных дворцовых  волостей, которые должны были снабжать опричный дворец необходимыми продуктами, и обширные северные уезды Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина с богатыми торговыми городами. Эти уезды  служили основным источником доходов  для опричной казны. Финансовые заботы побудили опричное правительство взять  под свой контроль также главные  центры солепромышленности: Старую Русу, Каргополь, Соль Галицкую, Балахну и  Соль Вычегодскую. Своего рода соляная  монополия стала важнейшим средством  финансовой эксплуатации населения  со стороны опричнины. 
       Политическим  и административным центром опричнины  стал "особый двор" со своей Боярской думой и приказами, частично переведенными  из земщины. Формально Боярскую думу возглавлял удельный князь молодой  кабардинец Михаил Черкасский, брат царицы. Но фактически всеми делами в думе распоряжались Плещеевы, бояре Алексей  Басманов и Захарий Очин, кравчий Федор Басманов и их друзья Вяземский Зайцев. 
       В опричнине была особая казна. Уездные  дворяне были вызваны в Москву на смотр. Опричная дума во главе с  Басмановым придирчиво допрашивала  каждого о его происхождении, о родословной жены и дружеских  связях. В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. Укомплектованное из незнатных дворян опричное войско должно было стать, по замыслу Грозного, надежным орудием в борьбе с феодально-аристократической  оппозицией. 
       При зачислении в государев удел каждый опричник клятвенно обещал разоблачать  опасные замыслы, грозившие царю, и не молчать обо всем дурном, что он узнает. Опричникам запрещалось  общаться с земщиной. Опричная тысяча была создана как привилегированная  личная гвардия царя. Служба в опричнине  открывала широкие перспективы  перед худородными дворянами. Им увеличили земельные "оклады", для чего провели конфискацию  земель у тех землевладельцев, которые  не были приняты на опричную службу. Первоначально в опричнину была взята тысяча (к концу опричнины - уже 6 тысяч) в основном служилых людей, но были и представители некоторых  старых княжеских и боярских родов. Для опричников вводилась особая форма: удельные вассалы царя носили черную одежду, сшитую из грубых тканей, а к шеям своих лошадей они  привязывали собачьи головы, у  колчана со стрелами - метлу. Это  означало, что опричник должен грызть "государевых изменников" и  выметать измену. При этом царь особенно настаивал на необходимости покончить  со злоупотреблениями властей и  прочими несправедливостями. В этом, как ни парадоксально, заключался один из главнейших аргументов в пользу опричнины. Правительство без труда  добилось от собора одобрения подготовленного  указа. Члены думы связали себя обещаниями в дни династического кризиса. Теперь им оставалось лишь верноподданнически поблагодарить царя за заботу о государстве. 
       В организации опричнины Иван Грозный  по сути показал, что он сохранил в  себе удельное мировоззрение своих  предков: опричнина не что иное, как  новая позднейшая форма той борьбы, какую предки Ивана вели со своими удельными родственниками. И буквально, слово опричнина на языке XIV века означало удел. Так удельный инстинкт предков сказался в Иване в  минуту решительного столкновения с  оппозицией.
       Подозрительный  и воспитанный с детства на примерах коварства и жестокости, неуравновешенный, и в то же время  глубоко религиозный Иван развязал массовый террор в стране, казня, уничтожая  население часто без малейшего  повода. Он стремился укрепить личную власть путем нагнетания всеобщего  страха, уничтожая думающих и рассуждающих, казня правых и виноватых. Общая атмосфера в стране, нравы и обычаи того времени хорошо воссозданы в исторической повести А.К. Толстого “Князь Серебряный”. 

Первые  дни опричнины 

       В первые дни опричнины Москва стала  свидетелем кровавых казней. Казнили  десятками, сотнями, целыми семьями  и даже родами. При определении  вины, степени участия бояр в «заговорах»  летописи заменили отсутствующие следственные материалы, скомпрометировав многих влиятельных  оппозиционеров. По приказу царя опричные палачи обезглавили князя Горбатого, его 15-ти летнего сына и его тестя - П.П.Головина .В 1567 году царь вызвал во дворец боярина Федорова - одного из богатейших и уважаемого в народе человека, облачил его в царские  одежды, усадил на трон, а затем собственноручно  заколол его ножом, считая виновным в заговоре. По “делу” Федорова было уничтожено 370 человек. В 1569 году по приказу  царя принял яд его двоюрный брат, князь  Старицкий, второй по знатности в  России после самого царя, вместе с  ним были умерщвлены его семья  и слуги. 25 июля 1570 года на рыночной площади были зверски казнены 116 человек “опальных”. Не щадили даже сел и деревень, принадлежавших “опальным”. Но самой жуткой страницей опричнины  стал разгром Новгорода, куда Иван IV нагрянул с опричным войском и  где творил расправу полтора месяца. “Мертвые тела людей и животных запрудили реку Волхов, куда они  были сброшены. История не знает  столь ужасной резни” - пишет  англичанин Дж.Горсей. Самые скромные подсчеты числа казненных в Новгороде  говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв. Потомки имели полное право называть Ивана IV Грозным. Впрочем, за рубежом  его называли Иваном Ужасным. 
       Очевидцы  первых дней опричнины Таубе и  Крузе отметили, что царские опричники  форменным образом терроризировали  обитателей княжеских гнезд. Опальных княжат хватали и увозили в  ссылку, а членов их семей изгоняли из усадеб, и те должны были добираться в места поселения сами. Поскольку  опальным запрещалось брать с  собой что-либо из имущества, некоторые  принуждены были кормиться в пути подаянием.  
Согласно данным официальной летописи, при учреждении опричнины были публично казнены пятеро. По размаху эти репрессии никак не соответствовали военным приготовлениям опричнины. Сколь бы влиятельными ни были казненные люди, царь мог уничтожить их без разделения государства и учреждения опричной гвардии. Факты, относящиеся к казанской ссылке, позволяют объяснить парадокс. Особая вооруженная сила понадобилась царю в тот момент, когда он замыслил осуществить широкую конфискацию княжеских земель. Первые опричные репрессии имели отчетливую антикняжескую направленность. Они отличались большой последовательностью. Казанская ссылка нанесла сильнейший удар суздальской знати. Учреждение опричнины повлекло за собой крушение княжеского землевладения. Катастрофа была столь велика, что никакие последующие амнистии и частичный возврат родовых земель опальным князьям не могли ликвидировать ее последствий. 

       Весна 1566г. принесла с собой долгожданные перемены. Опричные казни прекратились, власти объявили о прощении опальных. По ходатайству руководителей земщины  царь Иван вернул из ссылки удельного  князя Михаила Воротынского и  пожаловал ему старую "отчизну" с укрепленными городами. Одоевом  и Новосилем. Первого мая 1566г. в  Казань прибыл гонец, объявивший ссыльным "государево жалование". Грозный "простил" большую часть опальных княжат и дворян и милостиво позволил им вернуться в Москву. 2
       Эта уступка, впрочем, носила половинчатый характер: в Казани были оставлены  на поселении самые влиятельные  из ссыльных. Как бы то ни было, амнистия привела к радикальному изменению  опричной земельной политики. Казна  вынуждена была позаботиться о земельном  обеспечении вернувшихся из ссылки и взамен утраченных ими родовых  вотчин стала отводить им новые земли. Но земель, хотя бы примерно равноценных  княжеским вотчинам, оказалось недостаточно. И тогда сначала в отдельных  случаях, а потом и в более  широких масштабах казна стала  возвращать родовые земли, заметно  запустевшие после изгнания их владельцев в Казань. По существу опричным властям пришлось отказаться от курса, взятого при учреждении опричнины. Земельная политика опричнины быстро утрачивала свою первоначальную антикняжескую направленность. 
       Объяснялось это тем, что конфискация княжеских  вотчин вызвала противодействие  знати, а монархия не обладала ни достаточной  самостоятельностью, ни достаточным  аппаратом насилия, чтобы длительное время проводить политику, идущую в разрез с интересами могущественной аристократии. К тому же, с точки  зрения властей, казанское переселение  достигло основной цели, подорвав могущество суздальских княжат. 
 
 
 

Раздор  с церковью 

       Начавшиеся  казни вызвали резкий протест  со стороны высшего духовенства. Митрополит Филипп посетил царя и  долго беседовал с ним наедине. Убедившись в тщетности увещаний, он выждал момент, когда царь со всей своей свитой явился на богослужение в кремлевский Успенский собор, и при большом стечении народа произнес проповедь о необходимости  упразднить опричнину. Это нарушило благочиние церковной службы и имело  неблагоприятный для Грозного исход. На другой день о столкновении царя с митрополитом говорила вся столица. Открытый раздор с главой церкви ставил Грозного в исключительно трудное положение. Он вынужден был удалиться в слободу и заняться там подготовкой суда над Филиппом. Опричные власти поспешили вызвать из Новгорода преданного царю архиепископа Пимена, а затем направили в Соловки особую следственную комиссию, состоявшую из опричников и духовных лиц. 
       Комиссия  произвела розыск о жизни Филиппа  в Соловецком монастыре и с  помощью угроз и подкупа принудила  нескольких монахов выступить с  показаниями, порочившими их бывшего  игумена. Вернувшись с Соловков, следственная комиссия представила боярам материалы  о порочной жизни митрополита. К  тому времени оппозиция в думе была обезглавлена террором, и никто  не осмелился высказать вслух  своих сомнений. Послушно следуя воле царя, земская боярская дума вынесла  решение о суде над главою церкви. Чтобы запугать Филиппа, царь послал ему в монастырь зашитую в  мешок голову его троюродного  брата М.И.Колычева. Филиппа судили в присутствии Боярской думы и  высшего духовенства. Филипп принужден  был служить службу после того, как соборный суд вынес ему  приговор. В середине службы в Успенский  собор ворвались опричники. С  Колычева содрали клобук и мантию, бросили его в простые сани и увезли его в Богоявленский  монастырь. 
       Признанный  виновным в "скаредных делах", Колычев подлежал вечному заточению  в монастырской тюрьме. Смолкли голоса недовольных в земщине. Не только заговорщиков, но и заподозренных  в сочувствии им постигла суровая  кара. Прошел год, и усиливавшийся  террор поглотил не только противников  опричнины, но и тех, кто стоял  у ее колыбели. 
 
 
 

Опричный  террор 

       Продолжением  опричного террора стали набеги на крупные уездные города – Новгород и Псков, где по мнению Ивана Грозного гнездились его противники. Разгром  Новгорода ошеломил современников. В декабре 1569г. царь созвал в Александровской  слободе все опричное воинство и  объявил ему весть о "великой  измене" новгородцев. Не мешкая войска двинулись к Новгороду. Погром продолжался  более пяти недель- с 6 января по 13 февраля 1570 года, когда ежедневно «ввергали  в воду» ( под лед) 500-600, а в иные дни и до 1500 человек.
       8 января 1570 г. царь прибыл в древний  город. В городе прошли повальные  аресты. Опричники увезли арестованных  в царский лагерь на Городище. Суд над главными новгородскими "заговорщиками" на Городище явился центральным эпизодом всего новгородского похода. Опричные следователи и судьи действовали ускоренными методами, но и при этом они не могли допросить, подвергнуть пыткам, провести очные ставки, записать показания и, наконец, казнить несколько сот людей за две-три недели.  
Опричники ограбили Софийский собор, забрали драгоценную церковную утварь и иконы. В опричную казну перешли бесценные сокровища Софийского дома. По данным новгородских летописей, опричники конфисковали казну также у 27 старейших монастырей. В некоторых из них Грозный побывал лично. Царский объезд занял самое малое, несколько дней, может быть, неделю. Участники опричного похода и новгородские авторы очевидцы единодушно свидетельствуют о том, что «новгородский посад жил своей обычной жизнью, пока царь занят был судом на Городище и монастырями.». В это время нормально функционировали городские рынки, на которых опричники имели возможность продавать награбленное имущество. 

       Положение изменилось после окончания суда и монастырского объезда. В эти  дни опричники произвели форменное  нападение на город. Они разграбили новгородский торг и поделили самое  ценное из награбленного между собой. Простые товары, такие, как сало, воск, лен, они сваливали в большие  кучи и сжигали. Ограблению подверглись  не только торги, но и дома посадских  людей. Опричники ломали ворота, выставляли двери, били окна. Горожан, которые пытались противиться насилию, убивали на месте.  
Следующим за Новгородом стал Псков. Иван Грозный беспощадно осуществлял свои замыслы. 

       Опричные  санкции против этих городов преследовали две основные цели. Первая состояла в том, чтобы пополнить опричную казну, а вторая - в том, чтобы терроризировать  низшие слои городского населения, подавить в нем все элементы недовольства, ослабить опасность народного возмущения. Бессмысленные и жестокие избиения ни в чем не повинного населения  сделали само понятие опричнины  синонимом произвола и беззакония.  
Санкции против церкви и богатой торговой верхушки Новгорода продиктованы были скорее всего корыстными интересами опричной казны. Не прекращавшаяся война и дорогостоящие опричные затеи требовали от правительства огромных средств. Государственная казна была между тем пуста. Испытывая финансовую нужду, власти все чаще обращали взоры в сторону обладателя самых крупных богатств - церкви. Но духовенство не желало поступаться своим имуществом. 

       Суд над митрополитом Филиппом нанес  сильнейший удар престижу церкви. Опричное правительство использовало это  обстоятельство, чтобы наложить руку на богатства новгородской церкви. "Изменное дело" послужило удобным  предлогом для ограбления новгородско-псковского архиепископства. Но опричнина вовсе  не ставила целью подорвать влияние  церкви, она не осмелилась посягнуть  на главное церковное богатство  ее земли. Государев разгром нанес  большой ущерб посадскому населению  Новгорода, Пскова, Твери, Ладоги. Торговля Новгорода с западноевропейскими  странами была подорвана на многие годы. Но санкции опричнины против посада носили скоротечный характер. Их целью было скорее устрашение, чем  поголовное истребление населения. 

Предпосылки и отмена опричнины 

       В итоге всех устрашающих мер Ивана  Грозного военная система страны не упрочилась, а расшаталась. Лучшие воеводы были казнены; другие были до того запуганы, что боялись вступить с неприятелем в бой, опасаясь потерпеть неудачу и быть за это  казненными. Опричное войско оказалась  небоеспособным. 
       В результате опричной политики, чрезвычайных, крутых мер в 70-80-е годы XVI века Московское государство вошло в полосу кризиса. В 25-ти летней Ливонской войне Россия потерпела поражение, лучшая боеспособная часть войск была уничтожена на полях  сражений, завоеванные территории утеряны. Страна была доведена до страшного  разорения. После сожжения Москвы в 1571г. правительство начало исподволь готовиться к упразднению опричных порядков. Угроза татарского вторжения ускорила слияние военных сил опричнины и земщины. Опричники стали получать общие назначения с земцами и нередко поступали под начальство старших земских воевод. Вскоре же власти приступили к устранению многочисленных перегородок между опричниной и земщиной в сфере административного управления.  
В начале 1572 г. царь объявил о восстановлении в Новгороде древнего наместнического управления и назначил главным наместником боярина И.Ф. Мстиславского. Раздельному управлению Новгорода пришел конец, хотя формально деление Новгородской земли на две половины продолжало существовать. В связи с введением наместничества в Новгороде правительство провело объединение финансового управления страны, опричной и земской казны. Опричный печатник был переведен на земский Казенный двор и стал помощником земского казначея. Свезенные в Новгород сокровища были уложены в церковных подвалах на Ярославовом дворище,   поступив в ведение единого казначейства. Множество признаков указывало на то, что опричные порядки доживают последние дни. Против обыкновения, власти в начале года не взяли в опричнину новые уезды. Остановилось строительство опричных крепостей. Грозный долго не решался отдать приказ о роспуске опричной гвардии. Известие о разгроме татар под Москвой, по-видимому, положило конец его колебаниям. И вот наконец в 1572 году Иван IV вынужден был отменить опричнину.

       С падением опричнины начался пересмотр  служилого землевладения в опричных уездах. В наибольшей мере новая  земельная перетасовка затронула  верхушку опричнины, т. е. тех дворян, которые успели выслужить в опричнине  чины и поместья, а также тех "иногородцев", которых перевели в опричнину  из других уездов. Они должны были расстаться с землями, конфискованными ранее  у земских дворян. Масса местных  служилых людей, перешедших в опричнину  с уездом, вероятно, сохранила свои земли, но лишилась права на опричные " прибавки ". Так была упразднена главная привилегия опричнины: более  высокие земельные оклады по сравнению с земскими.
       Поскольку мелкие и средние землевладельцы получали добавочные земли исключительно  на поместном праве, новый земельный  пересмотр в опричнине свелся к повторному перераспределению  поместного фонда. Последним достойным  завершением опричных деяний явился царский указ 1572 г. о запрещении употреблять  самое название опричнины. Нарушителям  указа грозило строгое наказание: " виновного обнажали по пояс и  били кнутом на торгу ".Эта мера , казалось бы, свидетельствовала о  полном искоренении опричных порядков и служила своеобразной опричнины  со стороны Ивана Грозного и его  « военного руководства». 
 

  Итоги опричнины 

       При своем учреждении опричнина имела  резко выраженную антикняжескую  направленность. Опалы, казни и конфискации, обрушившиеся на суздальскую знать  в первые месяцы опричнины, ослабили политическое влияние аристократии и способствовали укреплению самодержавной  монархии. Объективно подобные меры способствовали преодолению остатков феодальной раздробленности, глубочайшей основой которых  было крупнейшее княжеско - боярское землевладение.
       Однако  опричная политика не была чем - то единым на протяжении семи лет ее существования, она не была подчинена ни субъективно, ни объективно единой цели, принципу или  схеме. Следом за короткой полосой компромисса  в 1566г. пришло время массового террора  в 1567-1570гг.  
Стержнем политической истории опричнины стал чудовищный процесс над сторонниками двоюродного брата царя князя Владимира Андреевича, завершившийся разгромом Новгорода. Причиной террора явился не столько пресловутый новгородский сепаратизм, сколько стремление правителей, утративших поддержку правящих группировок господствующего класса, любой ценой удержать власть в своих руках.4

       В обстановке массового террора, всеобщего  страха и доносов аппарат насилия, созданный в опричнине, приобрел совершенно непомерное влияние на политическую структуру руководства. В конце  концов адская машина террора ускользнула  из - под контроля ее творцов. Последними жертвами опричнины оказались они  сами. 
       Опричный  террор ослабил влияние боярской аристократии, но он нанес также  большой ущерб дворянству, церкви, высшей приказной бюрократии, т. е. тем  социальным силам, которые служили  наиболее прочной опорой монархии. С политической точки зрения террор против этих слоев был полной бессмыслицей. В России в XVI в. самодержавие было официальной  доктриной и в известном смысле политической формой монархии, хотя глава  государства по существу не обладал  неограниченной самодержавной властью. Монарх управлял страной совместно  с советом крупных феодалов - Боярской думой и князьями церкви. Образование опричнины знаменовало собой своего рода верхушечный переворот, имевший целью утвердить принципы неограниченного правления. В опричнине царь смог осуществить такие меры, проведение которых в обычных условиях невозможно было без согласия на то думы и высшего духовенства. На время царь избавился от опеки со стороны боярской аристократии. Опричнина существенно сократила компетенцию думы, прежде всего в сфере внутреннего управления.Террор опричнины обернулся не только против вельмож, "ленивых и богатых ", но и против "простых воинников". Мечты дворянства о сильном монархе, правящем «с грозою, стоящем за великую правду», воплотились в кровавом деспотизме и злоупотреблениях опричнины. В борьбе с непокорной боярской знатью монархия неизбежно должна была опираться на дворянство. Но этой цели она достигла не путем организации мелкого и среднего дворянства в целом, а путем организации привилегированной опричной гвардии,укомплектованной служилыми людьми нескольких " избранных " уездов и противостоящей всей остальной массе земского дворянства. 
       Опричнина обнаружила тот факт, что в XVI в. среднее  и мелкое дворянство еще не обладало ни моральными, ни политическими потенциями, ни достаточным образованием и влиянием, чтобы оттеснить боярскую аристократию и занять ее место. Свое выступление  на исторической арене " худородные " дворяне ознаменовали лишь кровавыми  бесчинствами, бессовестным грабежом и всякого рода злоупотреблениями.  Возросло значение служилой дворянской бюрократии. Возникли более представительные соборы, органы будущей сословно-представительной монархии. Проведенные в начале опричнины земельные конфискации привели к известному ослаблению боярской аристократии и укреплению самодержавия. 
       Терр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.