На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние налогообложения на деятельность предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     Введение………………………………………………………………………........3 

   
    Понятие налогов  и налоговой системы РФ
      Понятие налогов, их классификация…………………….………….4
      Общая характеристика налогообложения предприятий ………….10
 
    Особенности налогообложения в малом бизнесе
      Малый бизнес в России……………………………………………...14
      Налогообложение в малом бизнесе ………………………………...17
      Налоговые льготы……………………………………………….…...29
 
Заключение…………………………………………………………………….…….33 

Список  использованной литературы………………………………………………35 
 

 

     
     Введение
     Изучение  налогов и российского налогообложения  — неотъемлемая составная часть  современного экономического образования.
     Налоги  — необходимое звено  экономических  отношений  в  обществе.  Они  являются  основным  источником  доходной  части  бюджетов  всех  уровней   и эффективным   инструментом   государственного    регулирования    социально- экономических  отношений.
     Без знания конкретики налогового производства трудно  себе  представить руководителя и ведущих  специалистов  (бухгалтера,  экономиста) современной фирмы.
     Именно  поэтому в  государственные  стандарты  подавляющего  большинства экономических   специальностей   включены   дисциплины,    предусматривающие  изучение налогов и налоговых  систем России и других стран.
     Налогообложение  находится  на  стыке  всех  социально-политических   и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено  между плательщиками налоговое бремя,   зависит   успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит,  и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе  государства,  о прочности его правовых основ и об  устремлениях  бюрократического  аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее орудие  в руках тех,  кто определяет  социально-политические  и экономические ценности  в государстве.
     От  того, как в стране налажена система  налогообложения, зависит состояние  и перспективы развития бизнеса. В России приоритетной областью развития является малый бизнес, который поддерживается государством посредством кредитования, льгот налогообложения, создание соответствующего законодательства, борьба с рейдерами  и другое.
     Но, несмотря на поддержку государства, существует множество барьеров для  ведения успешного малого бизнеса. Существующее законодательство в области  налогообложения требует пересмотра, а в условиях современной экономической  обстановки страны (последствия мирового экономического кризиса) малый бизнес нуждается в дополнительной поддержке  государства.
     В нашей стране бизнес  начал развиваться  в начале 90-х годов, он не достиг стадии зрелости, поэтому проблема влияния  налогообложения является актуальной.
     Предметом данной работы является влияние налогообложения  на деятельность предприятий, объектом – проблема налогообложения малого бизнеса.
     Цель  работы: выявить влияние налогообложения, а также выделить проблемы налогообложения  в области малого бизнеса.
     Задачи:
    раскрыть понятие налогов и налоговой системы,
    дать характеристику налогообложения предприятий,
    исследовать особенности налогообложения малых предприятий и выявить его проблемы.
    Понятие налогов и налоговой системы
      Понятие налогов, их классификация
     История налогов насчитывает тысячелетия. Считается, что один из первых регулярных денежных налогов был трибут - поголовный налог на всех граждан Римской империи во II веке до н.э. Еще средневековый философ Ф. Аквинский называл налоги «дозволенной формой грабежа» и даже формой «грабежа без греха», если собранные средства употребляются на «всеобщее благо».
     Налоги  неизменно находятся под пристальным  вниманием всех слоев населения. Классы и социальные группы, объединения  по хозяйственным интересам и  отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов  в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо  много налогов. Любое изменение  в налогах становится объектом политической борьбы, с них берут несправедливо  много налогов. Любое изменение  в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.
     Такое внимание вполне оправдано, так как  налоги - это:
     1) вычеты из доходов плательщиков;
     2) основной источник доходов государства;
     3) один из эффективных инструментов  регулирования экономики.
     В общем виде под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размере, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству.
     Основные  характеристики налога:
     1) безэквивалентное изъятие части дохода или собственности плательщика;
     2) определенные по размерам и  срокам платежи; 
     3) юридически обоснованные для  каждого вида размеры и порядок  внесения;
     4) общественное принуждение к уплате.
     Рассмотрим  основные элементы налога (налогообложения):
    субъект налога - лицо (юридическое или физическое), которое по закону является его плательщиком;
    объект налога - экономический феномен, подлежащий налогообложению, т.е. доходы, собственность, цена товаров и услуг, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и некоторые другие объекты, установленные законодательными актами;
    источник налога - доход (общественный продукт), за счет которого уплачивается налог;
    единица обложения - единица измерения объекта;
    налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. Подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные (с простой и сложной прогрессией);
    налоговые льготы - полное или частичное освобождение плательщика от налога, в том числе необлагаемый налогом минимум дохода1;
    налогооблагаемая база - часть объекта налогообложения (за вычетом налоговых льгот), на которую практически начисляются налоги;
    налоговое бремя - доля всех уплачиваемых налогов в годовых доходах групп налогоплательщиков. Рассчитывается также национальное налоговое бремя, или налоговая нагрузка на ВВП и чистый социальный продукт.
     Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей; формы и методы их построения; компетенция органов власти в  отношении налогов; распределение  поступающих платежей по звеньям  бюджетной системы; государственные  органы, собирающие налоги и контролирующие правильность их уплаты, - все это  входит в понятие налоговой системы.
     Принципиальным  в налоговой системе является ее логичность, эффективность и эластичность. При этом важна не только официально декларированная налоговая система, сколько реально действующая, в  том числе:
    отклонения от провозглашенных принципов и правил;
    бюрократизм, коррумпированность налогового аппарата;
    необязательность выполнения налоговых предписаний.
     Налогоплательщики - это хозяйствующие субъекты и  избиратели. Они оценивают не преимущества и недостатки формализованной в  юридических актах налоговой  системы, а конкретный механизм обложения  и размеры взимаемых налогов. Не меньшее значение имеет также  то, куда и как расходует государство  налоговые поступления.
     Эффективное налогообложение (с точки зрения существующего в стране социально-экономического строя) должно быть справедливым в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения  перед выборами или в критической  политической ситуации. В долгосрочной перспективе без реального подтверждения такие действия обычно вызывают обратную желаемой реакцию населения. В этой связи перечислим основные условия справедливого и эффективного налогообложения:
     1) равномерность и прогрессивность  распределения налогового бремени;
     2) глобальность и всеобъемлемость;
     3) реальность и целенаправленность  налоговых поступлений.
     Рассмотрим  основные правила, обеспечивающие справедливость налоговой системы:
     1)один  и тот же объект может облагаться  налогом одного вида только  один раз за установленный  период;
     2)обязательна  регистрация всех субъектов налогообложения  в контролирующих органах;
     3)льготы  по всем налогам применяются  только в соответствии с законодательством;
     4) запрещается предоставление индивидуальных  льгот отдельным физическим и  юридическим лицам;
     5) штрафы за нарушение налогового  законодательства взыскиваются  с плательщиков в бесспорном  порядке;
     6) для налогообложения нерезидентов  и доходов за рубежом применяются  международные соглашения о налогообложении.
     Классификация налогов – это систематизированная, научно обоснованная группировка налогов в соответствии с однородными признаками. Назначение классификации налогов определяется потребностями четкой организации работ по составлению и исполнению доходной части бюджета, осуществления контроля за поступлением налогов по каждому источнику и группам налогов, ведения учета и сопоставления показателей налогообложения в разных регионах страны, разработки налоговой стратегии, определения содержания тех или иных групп налогов, их влияния на социально-экономическое развитие общества. Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового.
     Налоги, входящие в налоговую систему  РФ, классифицируются:
     1. По способу изъятия:
     - прямые - налоги, непосредственно падающие  на плательщика, которые не  могут быть переложены в сфере  обращения и связаны с результатом  финансово-хозяйственной деятельности, оборотом капитала и пр. (налог  на прибыль предприятий, подоходный  налог, налоги на имущество  и пр.)
     - косвенные - налоги на товары  и услуги, устанавливаемы в виде  надбавки к цене или определяются  в зависимости от размера добавленной  стоимости, оборота и уплачиваемы  конечным потребителем (НДС, налог  с продаж, акцизы, таможенные пошлины,  налог на реализацию ГСМ).
      2.По субъекту налога:
     - с физических лиц (подоходный  налог, налог на имущество физ.  лиц и пр.)
     - с юридических лиц (налог на  прибыль, налог на имущество  юр. лиц, пр.)
     - смешанные (налог на рекламу,  взносы в гос. соц. внебюджетные  фонды, таможенные пошлины)
     3. По уровню власти:
     - федеральные (НДС, акцизы, налог  на прибыль предприятий, подоходный  налог с физических лиц, взносы  в государственные социальные  внебюджетные фонды и прочее)
     - региональные (налог на имущество организаций, дорожный налог, налог с продаж и пр.)
     - местные (земельный налог, налог  на имущество физ. лиц, налог  на рекламу и пр.)
     4. По назначению:
     - общие – обезличивание налогов  в доходах бюджета при направлении  их на расходы (НДС, налог  на прибыль и пр.)
     - целевые – происходит привязка  налогов к конкретным видам  расходов бюджета (дорожный налог,  земельный налог, взносы во  внебюджетные фонды, пр.)
     5. По источнику уплаты налоговых  сумм:
     - себестоимость – налоги, включаемые  в себестоимость продукции (ресурсные  платежи, взносы во внебюджетные  фонды социального характера,  лесной налог и пр.)
     - цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые в выручку (это косвенные  налоги) (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины)
     - финансовый результат (налог на  рекламу, налог на имущество  предприятий, земельный налог)
     - доход (прибыль, зарплата) – налоги  на прибыль или доход юридических  и физических лиц (налог на  прибыль предприятий, подоходный  налог с физ. лиц, единый  налог на вмененный доход)
     - чистая прибыль – налоги и  сборы, вносимые в бюджет за  счет прибыли, после уплаты  налога на прибыль (штрафы, пени  за нарушение налогового законодательства).
     6. По объекту налогообложения:
     - имущественные
     - ресурсные (рентные)
     - с доходов
     - налоги на потребление
     - с отдельных видов деятельности, операций
     7. По методу исчисления:
     - прогрессивные / регрессивные
     - пропорциональные / линейные
     - ступенчатые / твердые
     8. По способу обложения:
     - кадастровые / безналичные
     - декларационные / налично-денежные
     9. По фискальной потребности:
     - раскладочные – размер определяется  исходя из потребностей в финансировании  конкретных видов расходов (строительство  дорог, заводов и пр.) (в РФ  таких нет)
     - количественные – учитывают финансово-экономические,  имущественные возможности налогоплательщиков
     10. По порядку зачисления в бюджет:
     - закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены
     за  данным бюджетом
     - регулирующие – поступающие из  вышестоящего бюджета в целях  погашения дефицита бюджета
     11. По порядку ведения:
     - общеобязательные – устанавливаются  федеральным законодательством  и взимаются на всей территории  страны (НДС, акцизы, налог на прибыль,  подоходный налог, налог на  имущество и пр.).
     - факультативные – вводятся нормативными  актами субъектов РФ или местными  органами самоуправления (налог  с продаж, единый налог на вмененный  доход).2 

     1.2. Общая характеристика  налогообложения  предприятий
           Принципы построения  налоговой  системы,   ее  структура  определяются таким нормативным  документом,  как  «Свод законов  Российской  Федерации  о внутренних  доходах  и  налогах». «Свод»  содержит  закон  «Об  основах налоговой  системы  в  Российской  Федерации»  и   специальные   законы по конкретным налогам.
           Закон "Об основах  налоговой  системы..."  является  базовым.   В   нем зафиксированы  общие  принципы   налогообложения   на   территории России, налоговая  компетенция органов власти  различного  уровня, определен  состав налогоплательщиков и объектов обложения,   адресность налогов и  порядок  их зачисления  в различные  бюджеты,  права  и  ответственность  плательщиков  и налоговых органов.
           В соответствии с  этим  законом  на  территории  Российской   Федерации взимаются  следующие налоги, сборы и платежи:
     1. Налог на прибыль предприятий  и организаций.  В дальнейшем  возможно взимание налога с  валового дохода предприятий.
     2.  Налог   на   имущество   предприятий,    определяемое   как   итог бухгалтерского баланса  плательщика.
     3. Налог с доходов банков, включая  коммерческие,  специализированные, совместные  банки  с  участием  отечественного  и   иностранного   капитала, иностранные банки.
     4. Налог на доходы от страховой  деятельности,  уплачиваемый страховыми  организациями любых организационно  правовых форм
     5. Налог на добавленную стоимость.  Взимается со стоимости  реализации  товаров,  работ,  услуг   за  минусом  материальных  и   приравненных  к  ним затрат,  связанных с производством этого  товара,  работ,  оказания услуг.
     6. Акцизы на определенные товарные  группы и отдельные товары.  Акцизы включаются в цену товара  и, следовательно увеличивают ее.
     7. Земельный налог.   Вносится  собственниками,   землевладельцами  и землепользователями.
     8. Налог на операции с ценными   бумагами.  Взимается  при   их  выпуске (эмиссии)  и купле-продаже.
     9. Налоговые платежи за пользование  природными ресурсами и отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы.
     10.  Лесной  доход,   плата   за   воду.   Обязательные   платежи   за использование лесных и  водных ресурсов.
     11. Подоходный налог с физических  лиц. Уплачивают граждане, получающие  доходы на территории Российской  федерации.
     I2.  Налог  на имущество физических  лиц (с недвижимого  имущества   и  с транспортных средств  за исключением автотранспорта).
     13.  Сбор с граждан за право  торговли, уплачиваемый путем приобретения  разового талона или временного  патента.
     14. Регистрационный  сбор  с   лиц,  занимающихся  предпринимательской  деятельностью.
     15. Налог с имущества,  переходящего  в порядке наследования и дарения.
     16. Государственная пошлина.   Взимается   с  граждан,   предприятий   и организаций.  За  действия  и  услуги органов  суда,  арбитража,  нотариальных контор,  ЗАГСов, исполнительных комитетов.  Совета народных депутатов.
     17. Таможенная пошлин а, уплачиваемая  при экспорте и импорте   товаров и продукции.3
           Данным перечнем не охватывается весь список налогов  и сборов,  которые могут  взиматься  на той или иной территории.  Ряд  налогов  может  вводиться республиками,  входящими  в  состав  Российской  федерации.  Кроме  того,  в соответствии с Меморандумом об экономической  политике  Российской  федерации  они получили право устанавливать  дополнительные налоги.
           В соответствии с  законом «Об основах налоговой  системы  в  Российской Федерации» все предусмотренные  налоги   делятся   на общегосударственные (федеральные),   республиканские  налоги  республик, входящих   в   состав России,  краев,  областей, автономных  округов  и  местные  налоги.  Объекты налогообложения,  размер ставок,  состав плательщиков, порядок зачисления  в бюджете  различных  уровней   определяются:   по   федеральным   налогам   - законодательством Российской  Федерации;  по  республиканским   налогам   - законодательными   актами   Российской   Федерации  в   части обязательных налогов,  взимается  на  всей  территории.  По  другим  налогом  -  законами республик,   входящих  в   состав    Российской   Федерации,    нормативными документами органов власти краев,  областей, автономных округов.
           По  местным   налогам  обязательного   характера   конкретные   ставки определяются республикам и,  входящими в  состав Российской  Федерации,  или  решениями   соответствующими  органами  власти.   Остальные  местные  налоги вводятся и регулируются районными, городскими органами власти и управления.
     Федеральные налоги взимаются на  всей  территории  России  по   единым ставкам.  К ним относятся:   налог  на  добавленную  стоимость,   акцизы  на отдельные товары,  налог  на  прибыль,   доход  предприятий  и  организаций, налог  на  операции с ценными бумагам и,   подоходный  налог с физических лиц, таможенная пошлина, налоги - источники формирования  дорожных  фондов, гербовый с бор, государственная пошлина.
     В перечень республиканских  налогов  входят:   налог   на  доходы   от продажи  концессий на  разработку  природных  ресурсов,   акцизы  на  уголь, нефть,  газ,  минеральную  руду,  налог  на  имущество  предприятий,  лесной доход, плата  за воду и др.
     Из  местных  налогов  наиболее   значительными   являются:   земельный, регистрационный сбор с  физических  лиц,   занимающихся предпринимательской деятельностью,  налог на  рекламу,   сбор  за  право  использования  местной  символики и др.
     Таким образом, часть  республиканских  и местных  налогов  взимается  в обязательном  порядке в соответствии с  законодательными  актами  Российской Федерации.
     Другие  вводятся  органами  власти  на  местах.   Например, среди республиканских  налогов налог на доходы от продажи  концессий  на  разработку природных  ресурсов,  налог на имущество  предприятий,   лесной  доход,  плата за  воду  -  обязательные.   В  то  же  время  субъекты   Федерации    могут дополнительно  ввести акцизные сборы на добычу угля,  нефти, газа,  руды, других полезных ископаемых.
     В перечне обязательных местных  налогов  будут:   налог  на  имущество  физических лиц,  земельный налог,  регистрационный сбор  с  физических  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью.
     Укажем  также на основные признаки несовершенной  налоговой системы, которые характерны для российской системы:
     1) неясное определение налоговой  базы в законодательстве, множество  нормативных актов, поправок, разъяснений; 2) множество налогов, взимаемых  с одной налоговой базы, сложность  распределения налоговых поступлений  по бюджетам различных уровней; 3) отсутствие прогрессивности в  обложении прибыли, доходов; 4) нарушение  системы ценообразования путем  исключения отдельных субъектов  или товаров из обложения добавленной  стоимости; 5) множество льгот и  вычетов (в том числе индивидуальных), облегчающих возможность уклонения  от налогов. 4
     Следует отметить, что самую лучшую, идеально продуманную и спланированную налоговую  систему может погубить некомпетентность, безответственность, незаинтересованность и коррумпированность ее кадров, отсутствие доступной и достоверной информации о ее работе, а также независимого и постоянного контроля.
     В следующей главе рассмотрим налогообложение  малых предприятий, так как для  российской экономики развитие малого бизнеса является приоритетной областью поддержки государства. 

     
    Особенности налогообложения  малых предприятий
      Малый бизнес в России
     В экономике развитых стран представлены предприятия всех типов: крупные, средние  и малые.
     На  размер компании оказывают влияние  специфика отрасли, в которой  работает компания, ее технологические  особенности, а также действие эффекта  масштабности. Одни отрасли связаны  со значительной капиталоемкостью и  большими объемами производства и, соответственно, в них существует потребность  в крупных предприятиях, в других же, наоборот, более предпочтительны  компании малых размеров.
     Экономика в современном мире имеет следующую  особенность: сложное сочетание  различных по масштабам предприятий: крупных, имеющих тенденцию к  монополизации, и малых, возникающих  под воздействием большого числа  факторов.
     Одна  из тенденций НТП – концентрация производства, поскольку именно крупные  предприятия имеют в своем  распоряжении огромные материальные, финансовые и кадровые ресурсы. Именно такие компании могут заниматься широкомасштабными научно-техническими исследованиями и разработками, задающими  технологический прогресс.
     В то же время в последние годы обнаружился  беспрецедентный рост числа малых  и средних компаний. Особенно заметным этот рост был в сферах, не требующих  значительных объемов капитала, оборудования и трудовых ресурсов. Большое число  предприятий малого и среднего бизнеса  можно наблюдать в наукоемких отраслях производства, а также в  сфере производства потребительских  товаров и услуг.
     Малые предприятия имеют ряд преимуществ  перед крупными, что объясняет эффективность их деятельности.
     Среди таких преимуществ:
    близость к локальным рынкам сбыта и адаптация к потребностям клиентов;
    производство небольших партий продукции, что не всегда бывает выгодно крупным компаниям;
    отсутствие ненужных звеньев управления.
     Дифференцированный  и индивидуальный спрос также  способствуют эффективности малого бизнеса.
     Развитие  производства предприятий малого бизнеса  создает благоприятные условия  для оздоровления экономики, поскольку  развивается конкурентная среда, создаются  дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется  потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к  насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных  сырьевых ресурсов.
     Условно все мелкие и средние компании можно классифицировать по 2 группам.
     К первой группе относятся компании, имеющие прямую или косвенную  связь с крупным бизнесом. Имея юридическую самостоятельность, эти  компании осуществляют работу на основании  контракта с предприятиями крупного бизнеса. Характерными особенностями  первой группы предприятий являются:
    специализация на производстве достаточно ограниченной номенклатуры изделий;
    низкие производственные затраты;
    гибкое производство, благодаря чему имеется возможность быстрой переналадки оборудования.
     Во  вторую группу входят малые компании, являющиеся непосредственными конкурентами крупных компаний и друг друга  на рынке.  Основными условиями развития предприятий подобного типа являются:
    возможность быстрого реагирования на потребности рынков сбыта и удовлетворения спроса с учетом изменившихся требований к товарам и услугам;
    значительно меньший начальный капитал;
    заполнение ниш, невыгодных для крупных предприятий;
    достаточно гибкая ценовая политика.
     Роль  малых предприятий в экономическом  развитии многих стран огромна. В  ЕС, США и Японии на малых и  средних предприятиях работают до 50% от общей численности занятого населения.
     Сравнение с рядом развитых стран демонстрирует  значительное отставание развития малых  форм бизнеса в РФ. Так, в ВВП  развитых стран доля предприятий малого и среднего бизнеса составляет 50-60%, тогда как в РФ только 10—11%.
     Малый бизнес в России имеет огромный потенциал  роста. И именно от этого роста  будет в ближайшей перспективе  определять развитие экономики в  целом и влиять на рост благосостояния граждан России.
     Уже в начале 2010 года малый бизнес России получил 100 миллиардов рублей в форме  кредитов, деньги для развития и  поддержки малого бизнеса будут  выдаваться через партнерские госкорпорации ВЭБ, финансовые институты;  благодаря Гарантийным фондам, созданным с целью поддержки и развития малого бизнеса в России, СМБ смогут получить еще около 80 миллиардов рублей. Такие мероприятия со стороны Российского государства обусловлены тем, что малый бизнес страны после финансового кризиса должен не просто существовать, но и успешно развиваться.
     В 2009 году на поддержку малого бизнеса  России было выделено около 50 миллиардов рублей, это принесло свои положительные результаты. 
В этом году (2010) сумма госпомощи в рамках развития и поддержки малого бизнеса страны увеличена в два раза. Всего за период с 2009 по 2012 год на развитие малого и среднего бизнеса в России будет выделено около 924 миллиардов рублей. 5
 

     2.2. Налогообложение  в малом бизнесе
     Налоговая политика государства  в отношении малого бизнеса.
     Развитие  малого предпринимательства остается важной проблемой современной экономики  страны. Малый бизнес — неотъемлемая часть рыночных преобразований России. Он способен наладить производство импортозаменяющей продукции, создать новые рабочие места и обеспечить приток «живых» денег в бюджеты всех уровней.
     Малые предприятия как ведущий сектор рыночной экономики определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Именно поэтому большинство развитых стран поощряют деятельность малого бизнеса.
     В Российской Федерации развитие налогообложения  малого бизнеса по линии его ослабления шло очень медленно. Принимались  нормативно-правовые акты, направленные на государственную поддержку малых  предприятий в целях создания благоприятных условий для их функционирования, и в первую очередь  предоставления льгот по налогообложению.
     Первым  официальным документом о мерах  поддержки и развития малых предприятий  в стране было постановление Совета Министров СССР (август 1990 г.) и постановление  Совета Министров РСФСР (июль 1991 г.). 
     Развитие  налогообложения малого бизнеса  связано с выходом в свет постановления Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Предусматривались комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий, а также налоговые льготы для малых предприятий, работающих на приоритетных направлениях. Постановление сыграло положительную роль, что выразилось в заметном росте числа малых предприятий во всех отраслях экономики в 1993 г.
     Определенную  роль в развитии налогообложения  субъектов малого предпринимательства  сыграл Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации». Он определил общие положения  поддержки малых предприятий, формы  и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов  малого предпринимательства.
     Позднее, с января 1996 г., начал действовать  Федеральный закон № 222-ФЗ «Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства»6, в котором большая роль отводилась налоговым вопросам. Цель этого Закона -максимально упростить бухгалтерский учет, составление налоговой отчетности и процедуру уплаты налогов, а также ввести единый налог. На этой основе Правительство РФ пыталось вывести из «теневого оборота» субъекты малого предпринимательства с численностью до 15 человек, расширив тем самым налоговую базу. Предполагалось, что Закон вызовет массовый переход субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, однако этого не произошло.
     Спустя  два с лишним года был принят Федеральный  закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для  определенных видов деятельности», который также затронул налогообложения  субъектов малого предпринимательства.
     С принятием федеральных законов 1996 и 1998 гг. налоговая политика в отношении  субъектов малого бизнеса стала  развиваться по двум направлениям.
     Первое  направление - введение упрощенной системы  учета, отчетности и налогообложения  путем введения единого налога:
     • на совокупный доход и валовую  выручку;
     • на вмененный доход для отдельных  видов деятельности.
     Второе  направление - предоставление на определенных условиях и на определенный срок в целях стимулирования развития малых предприятий специальных налоговых льгот:
     • снижения налоговой ставки;
     • установления налогового минимума;
     • исключения из объекта отдельных  его элементов;
     • налогового кредита - освобождения налогоплательщика  от уплаты налога на конкретный период на возвратной основе.
     Принятие  государством меры, хотя и продвинули налогообложение малого бизнеса  в нужном направлении, но не достигли ожидаемой цели, поскольку содержали  недостатки, мешающие росту малых  предприятий.
     Решающий  шаг в развитии налогообложении  малого бизнеса сыграло введение в Налоговый кодекс РФ раздела VIII «Специальные налоговые режимы», который  установил:
     • систему налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог) в  соответствии с Федеральным законом  от 1 ноября 2003 г. № 147-ФЗ, вступивший в  силу с 1 января 2004 г.;
     • упрошенную систему налогообложения (УСН), введенную 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ;
     • единый налог на вмененный доход  для отдельных видов деятельности (ЕНВД), введенный 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ.
     Все эти три системы затронули  малый бизнес и создали более  стабильные условия его развития.
     В настоящее время для субъектов  малых предприятий и индивидуальных предпринимателей России действуют  два вида режимов налогообложения:
     • общий, установленный для всех налоговых  субъектов, в том числе и для малого бизнеса;
     • специальные режимы, распространенные прежде всего на малый бизнес.
     Общий режим налогообложения  малого бизнеса
     Налог на добавленную стоимость
     Предприятия малого бизнеса, действующие на территории РФ, уплачивают налог на добавленную  стоимость, введенный Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № П92-1. С I января 2001 г. он регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.
     Как косвенный налог НДС имеет  форму надбавки к цене товара (работ, услуг) и непосредственно не затрагивает  доходы предпринимателя. Это налог  на потребителя, а не на предприятие, которое по существу становится его  сборщиком. НДС относится к ценообразующим факторам.
     Товары (работы, услуги) в движении от производителя  к потребителю проходят длинную  технологическую цепочку, каждое звено  которой заканчивается реализацией. Именно операции по реализации служат объектом налогообложения НДС и  оплачиваются покупателем. Следовательно, НДС тесно связан с фактическим оборотом материальных ценностей.
     Налогоплательщиками признаются организации (малые предприятия), индивидуальные предприниматели, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.
     С 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным  законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ организации  и индивидуальные предприниматели  имеют право на освобождение от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки  от реализации товаров (работ, услуг) этих субъектов без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. (ст. 145 НК РФ).
     Это право не распространяется на субъекты, реализующие подакцизные товары и ввозящие товары, подлежащие налогообложению, на таможенную территорию РФ.
     Для получения права на освобождение лица должны представить письменное уведомление и установленные  документы (выписки из бухгалтерского баланса, из книг продаж, из книги учета  доходов и расходов и хозяйственных  операций (для индивидуальных предпринимателей), копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур), которые подтверждают право на такое уведомление, в  налоговый орган по месту своего учета. Указанные документы представляются не позднее 20-го числа месяца, с которого эти лица используют право на освобождение,,
     Если  в течение периода налоговый  субъект использует право на освобождение, а сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета  НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 млн руб., либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, то налогоплательщик начиная с 1 -го числа месяца, в котором произошло такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивает право на освобождение. Сумма налога за месяц, в котором произошло превышение нормы либо осуществлялась реализация указанных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленной форме.
     Не  являются плательщиками  НДС предприятия, перешедшие на УСН, а также на уплату единого налога на вмененный доход с 1 января 2003, или на единый сельскохозяйственный налог с 1 января 2004 г. (при этом во всех трех случаях действует условие: если предприниматель не ввозит товар на таможенную территорию РФ).
     Организации и индивидуальные предприниматели  обязаны встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом  органе, первые по месту нахождения организации, вторые по месту жительства.
     Объектом  обложения признаются следующие  операции:
     • реализация товара (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе  реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного, а также передача права собственности на безвозмездной основе;
     • передача на территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) для собственных  нужд, расходы на которые не принимаются  к вычету при исчислении налога на прибыль организации;
     • выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;
     • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     Не  признаются объектом налогообложения  и, следовательно, не облагаются НДС:
     •  передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального  назначения;
     •  передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер;
     •   по обращению российской или иностранной валюты;
     • передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества  некоммерческим организациям на осуществление  основной уставной деятельности, не связанной  с предпринимательской деятельностью;
     • передача жилых помещений физическим лицом в домах государственного или муниципального жилищного фонда  при проведении приватизации и некоторые  другие (см. ст. 39 п. 3 и п. 2 ст. 146 НК РФ) и некоторые др.
     При определении объекта налогообложения  важное значение для налогоплательщика приобретает место реализации товара (работ, услуг).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.