На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа НДС: понятие, история возникновения и его роль в системе налогообложения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ» 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

кафедра финансового и административного права  
 

НДС: понятие, история  возникновения и  его роль в системе  налогообложения 

            Курсовая работа
                                          студента III курса
                                                                                    дневного отделения 
431-НАЛ  гр.
                                                                                   Степаненко Ю.В.
 
                                                                                    Научный руководитель:
                                                                      Ст.пр. Федченко Ольга Сергеевна 

Дата  сдачи курсовой работы:
Дата  защиты:
Оценка: 

Ростов-на-Дону
2011
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История и теория налога на добавленную  стоимость………………………………………………………………………….5
      История возникновения и развития НДС в зарубежных странах и в России………………………………………………………..............................5
      Экономическая природа налога на добавленную стоимость…………..10
      Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходов бюджета Российской Федерации…………………………………………...16
Глава 2. Общая характеристика НДС, порядок исчисления и сроки его уплаты……………………………………………………………………………21
2.1.  Плательщики НДС, его объект, база, ставки и период…………………..21
2.2. Порядок  исчисления налога на добавленную  стоимость, вносимого в бюджет  и сроки его уплаты……………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...31
Библиографический список…………………………………………………..33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Налог на добавленную стоимость (НДС) используют более чем в 40 странах мира как  основной косвенный налог на потребление. Он взимается на каждом этапе производства и обращения товара с вновь  созданной стоимости. В результате вся сумма НДС входит в цену товара, покупаемого конечным потребителем. В странах Западной Европы для  отдельных видов деятельности предоставляется  право выбора: платить НДС или  подоходный налог. Это финансовое и  банковское дело, сдача в аренду помещений, муниципальное хозяйство, артистическая и спортивная деятельность. Льготы по НДС имеют предприятия, направляющие инвестиции на развитие наукоемких отраслей промышленности, а также в менее развитые регионы  страны.

      НДС облагаются не предприятия, а потребители. Предприятия выступают при этом своеобразными сборщиками налога, что  для государства крайне эффективно. Взимание налога осуществляется методом  частичных платежей. На каждом этапе  производства и обращения товара предприятие компенсирует свои затраты  и добавляет налог на вновь  созданную на предприятии стоимость.

      На  современном этапе экономического развития, когда перед российским обществом стоят важнейшие по своей масштабности и значимости социально-экономические задачи, для  успешного решения которых государство  должно иметь значительные финансовые ресурсы в своем централизованном фонде - Государственном бюджете  Российской Федерации. При этом, по-прежнему, одним из крупнейших его доходов остается налог на добавленную стоимость. Его поступления в Консолидированный бюджет РФ в 2010 г. составили 143,9 трлн.руб. или 25,8% доходной части бюджета, в 2011 г. - 136,3 трлн. руб. или 24,1% соответственно. 1

      Но  особенностью НДС является не только то, что он один из крупнейших источников доходов госбюджета, он отличается от прочих доходных источников бюджета  своей гарантированностью и регулярностью  поступлений. Велико значение НДС и  в регулировании доходов бюджетов территорий. Его удельный вес в  целом в местных бюджетах составляет более 12%.

      Кроме выполнения задачи обеспечения госбюджета крупными, гарантированными и регулярно  поступающими денежными средствами, НДС является одним из экономических  рычагов, предназначенных для непосредственного  воздействия на экономику. В отличие  от других финансовых рычагов, НДС обладает наибольшей адресностью с точки  зрения регулирования оборота товаров (работ, услуг).

     Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость. Предметом являются его экономическая природа, роль и функции, порядок исчисления и уплаты и его характеристика.
     Цель  данной курсовой работы - рассмотреть  особенности налога на добавленную  стоимость. Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих  задач:
     1. Изучить экономическое содержание  налога на добавленную стоимость,  его роль и место в действующей  системе налогообложения.
     2. Рассмотреть общую характеристику  порядка взимания налога на  добавленную стоимость.
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 19 источников.
     Первая  глава посвящена рассмотрению экономической  природы налога на добавленную стоимость. Во второй главе описывается механизм и порядок исчисления и уплаты налога.
     В работе были использованы законодательная  литература, труды отечественных  авторов, учебные пособия, периодические  издания, а также статистические материалы.

Глава 1. История и теория налога на добавленную  стоимость

      История возникновения и  развития НДС в  зарубежных странах  и в России
 
       Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, благодаря которому он полностью и окончательно был введен во Франции в 1968 году.1 В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века.
      НДС относится к группе косвенных  налогов. Необходимо отметить, что для  них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано  с возрастанием потребности государства  в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали  акцизы, которые взимались с отдельных  видов товаров. В противоположность  им НДС представляет собой универсальный  акциз, так как обложению им подлежат все товары.
      Одной из первых форм косвенного налогообложения  явился налог с продаж, сходный  по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила  острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны.
      Данный  налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя  к потребителю. В результате его  функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и производителей. Прежде всего, это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).
      Широкое распространение НДС получил  благодаря подписанию в 1957 году в  Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 вторая директива Совета ЕС объявила НДС основным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года.2 В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.
      В настоящее время НДС взимается  более чем в сорока странах  мира: почти во всех европейских  странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется  близкий по методу взимания к НДС  налог с продаж. 3
      Обширная  география распространения НДС  свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что  прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени  способствовали следующие факторы.
      Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие  масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.
      Во-вторых, постоянный дефицит бюджета, и как  следствие постоянная потребность  в увеличении доходов бюджета  путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности  налогообложения.
      В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и  приведении их в соответствие с современным  уровнем экономического развития.
      В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками  этого налога являются юридические  и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения  выступают оборот товаров, объем  произведенных работ и оказанных  услуг. Необходимо отметить, что налог  взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого  производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая  заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль  и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При  этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны.
      В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень  колеблется от 15 до 25%. В некоторых  странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и  его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2 - 10%) применяются  к продовольственным, медицинским  и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12 - 25%) - к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) - к предметам роскоши. Конкретные размеры основных ставок по некоторым развитым странам мира приведены в таблице 1.1. 

      Таблица 1.1. - Шкала ставок НДС по различным  странам.
Страна Испания Германия Великобритания Греция Франция Россия Дания Швеция
Ставка  НДС 18% 19% 20% 23% 18,6% 18% 25% 25 %
 
      Анализируя  данные таблицы, можно сделать вывод, что в основном ставки, применяемые  в зарубежных странах, установлены  на уровне 18 - 23%. Необходимо отметить, что  количество применяемых ставок налога различно в разных странах: в Великобритании и Германии - две, во Франции - три, в  Италии - четыре. В Великобритании, Ирландии и Португалии используется также  нулевая ставка. Товары, облагаемые по данной ставке, отличаются от товаров, освобожденных от налога, тем, что  владелец товаров в первом случае не только не платит налог при их реализации, но ему еще возмещаются  суммы НДС, уплаченные поставщикам.
      Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало  почву для появления его в  России. Налог был введен 1 января 1992 года4. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 30% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.
      В связи с возросшей инфляцией  налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом  с продаж был заменен налогом  на добавленную стоимость. Новый  налог выгодно отличался от ранее  действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.
      Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Спустя год она была снижена  до 20%, и была введена льготная ставка в размере 10% для продуктов питания  и детских товаров по определенному  перечню, ряда иных видов товаров. С 1 января 2004г.5 основная ставка НДС составляет 18%.
      Можно отметить, что объективная необходимость  введения НДС в Российской Федерации  была обоснована рядом факторов:
      1) пополнение доходов бюджета, испытывающего  острый финансовый кризис и  нуждающегося в стабильных налоговых  поступлениях;
      2) создание новой модели налоговой  системы в соответствии с требованиями  рыночной экономики;
    присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.
 
 
     1.2 Экономическая природа  налога на добавленную  стоимость 

      НДС является многоступенчатым налогом  на потребление. Многоступенчатость означает налогообложение товаров при  каждом переходе права собственности  на товар.
      Можно сформулировать, по крайней мере, три  отличительные особенности НДС. Во-первых, в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога (основное отличие НДС от ранее действовавшего «каскадного» налога с оборота, ставка которого применялась  к валовой стоимости товара аккумулированной на всех стадиях его продвижения). Во-вторых, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена к цене закупок  налогоплательщиком.
      Для понимания сущности экономической  природы НДС необходимо выделять «НДС горизонтальный» и «НДС вертикальный». Горизонтальный НДС – это налог  по конкретной (единичной) гражданско-правовой сделке. Вертикальный НДС – это  итоговая сумма налога за некоторый  период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых сделок. Вертикальный НДС и горизонтальный НДС тесно  связаны между собой. Рассмотрим более подробно каждый из них
      Горизонтальный  НДС. Взимание налога осуществляется методом  частичных платежей. На каждой стадии движения товара плательщик компенсирует свои затраты и добавляет налог  на вновь созданную стоимость. При  этом на стадии движения товара налог  перечисляется одним плательщиком другому сверх цены. В конечном итоге вся сумма горизонтального  НДС входит в цену товара, покупаемого  конечным потребителем (фактическим  плательщиком). В таблице 1.2. приведен пример действия горизонтального НДС  при ставке налога 20%. НДС рассчитывается с цены товара. Расчетный показатель налога при продаже называется «выходным  НДС». Налог, уплаченный при покупке, носит название «входной НДС». Этот налог подлежит зачету. В бюджет перечисляется разница между  двумя этими величинами.
      
Этапы движения товаров Стоимость покупки (исключая НДС), у.е. Стоимость, по которой  продается товар, у.е. Входной НДС, у.е. Выходной НДС, у.е. Сумма, перечисляемая  государству, у.е.
Первичный производитель   10 000   2 000 2 000
Промышленник  в обрабатывающих отраслях 10 000 20 000 2 000 4 000 2 000
Оптовый продавец 20 000 25 000 4 000 5 000 1 000
Розничный продавец 25 000 40 000 5 000 8 000 3 000
Конечный  потребитель 40 000   8 000    
 
      Таблица 1.2. - Механизм действия НДС 

      Таким образом, из приведенного примера видно, что конечный потребитель уплатит  за товар 48 000 у.е., из которых 8 000 у.е. представляет горизонтальный НДС, уплаченный государству  через розничного продавца в цене товара.
      Вертикальный  НДС формируется на основе горизонтального  налога. По результатам налогового периода налогоплательщики определяют вертикальный НДС как совокупность горизонтального налога по всем операциям  купли-продажи товаров. Таким образом, вертикальный НДС может быть трех видов: «входной НДС», «выходной НДС», и НДС, подлежащий уплате в бюджет.
      При определении итоговой суммы вертикального  налога, подлежащего уплате в бюджет, применяется, так называемый, зачетный метод вычитания, который формирует  данный НДС как разность между  «выходным НДС» (налогом, полученным от покупателей реализованных товаров) и «входным НДС» (налогом, уплаченным поставщикам материальных ресурсов).
      Вышеназванный метод иллюстрируется формулой: 

      VAT = RS – RC, 

      где: VAT – налог на добавленную стоимость,
      R – ставка налога,
      S – стоимость реализованных товаров,
      С – материальные затраты.
      Таким образом, можно сделать следующий  вывод. Заложенный в основе экономической  природы налога механизм налогообложения  добавленной стоимости функционирует  только когда:
    налог перечисляется между плательщиками сверх цены;
    плательщик, заплативший за товар цену, формирует «НДС уплаченный» и может отнести его к возмещению из бюджета, если плательщик, получивший этот налог, сформирует «НДС полученный» и уплатит его в бюджет. Именно в этом и проявляется системная взаимосвязь механизма действия НДС;
    все плательщики налога состоят на учете и отчитываются в налоговых органах.
      Из  этих основных положений исходили авторы действующего налога на добавленную  стоимость. При любом нарушении  указанных положений экономический механизм взимания НДС полноценно функционировать не будет, а, следовательно, не будет надлежащей собираемости этого налога.
      Активность  налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет  следующие функции.
      Фискальная  функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции – оказывать государственные услуги (в области национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.)
      Наиболее  перспективным с точки зрения финансирования деятельности ЕС является налог на добавленную стоимость. Наличие НДС в налоговой системе  государства – обязательное условие  его присоединения к Сообществу, так как финансовые поступления  от налога на добавленную стоимость составляют один из основных источников формирования бюджета ЕС. Доходы, поступающие в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляют собой установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах – членах.
      На  нынешнем этапе развития экономики  России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так  как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает  расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов  хозяйственно – экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны56.
      Несмотря  на огромное фискальное значение данного  налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает  цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной  стороне этого влияния, так как  увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны  НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической  точки зрения этот налог, в отличие  от подоходного, в меньшей степени  влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким  образом, конечный потребитель, уплачивая  цену за товар, не замечает ее завышения  на сумму налога, тогда как вычет  из доходов подоходного налога более  ощутим. Посредством применения льгот  на отдельные виды продукции или  конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет  возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально  значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.
      Наконец, посредством многократного обложения  НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается  равенство всех участников рынка, а  государство получает возможность  осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово  – хозяйственной деятельностью  субъектов.
      Располагая  полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные  финансовые и налоговые органы могут  осуществлять более точное планирование доходов бюджета.
      Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.
      Стимулирующая является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.