На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление качеством продукции на предприятии, основные положения и процесс

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.4.2014. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Экономика и  организация производства
Тема Управление  качеством продукции на предприятии
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента Владимирович
№ контракта  
 

     Содержание

 
     Введение…………………………………………………………………….….….3
     1 Понятие и показатели качества продукции .……………………...………..…..5 

     2 Основные положения управления качеством ………………………………...10
   
          3 Процесс управления качеством продукции ………………………………..…17
         
          Заключение………………………………………………………………………...22 

     Глоссарий……………………….…………………………………………………24 

     Список  использованных источников …………………..………….……………26 

          Приложение A. Условия обеспечения качества продукции..…………….…….27
        
         Приложение B. Классификация систем сертификации.......................................27

     Введение

      
         Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.
     Управление качеством является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.
     В России внимание к управлению качеством постоянно возрастает. Вместе с тем многие менеджеры до сих пор основную часть рабочего времени посвящают «сиюминутным» проблемам, а не планированию качества с самого начала.
     Особенно остро проблема качества встает в свете предстоящего вступления России в члены ВТО – Всемирной Торговой Организации. В этом случае таможенные пошлины, защищающие многие отечественные отрасли, будут снижены, количество импортных товаров, проникающих на отечественный рынок, существенно возрастет. При этом достойную конкуренцию импорту смогут составить только качественные российские товары.
     Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин – «системы управления качеством»), и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т. д.).
     Управление качеством является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием – аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем менеджмента качества:
    качество – неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления);
    качество – это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;
    ответственность за качество должна быть адресной;
    для реального повышения качества нужны новые технологии;
    повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;
    контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат;
    политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.
     Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически сильного направления в управлении качеством – Всеобщего управления качеством – Total Management.
     Поэтому, чтобы продукция была конкурентоспособной  необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества, систематически осуществляемый контроль качества, другими словами можно сказать, что любое предприятие желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль должно уделять большое внимание процессу управления качеством. Все вышесказанное и обуславливает актуальность изучения темы «управление качеством на предприятии» в современных условиях.

     Основная  часть

 
         1. Понятие и показатели качества продукции 
 

     В современном мире выживаемость любой  фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»Качество продукции – это совокупность свойств товара, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.
     Каждый  покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет  его личные потребности. В целом  покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. По мере развития научно-технического прогресса и потребностей общества происходит формирование новых требований, и качественная продукция становится недостаточно качественной. Совокупность свойств продукции может быть той же (т.е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой [363].
     Свойство  продукции – объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении.
     Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранение, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т. д. К сложным – надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.
     Количественная  характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции. По способу выражения показатели продукции могут быть натуральными (метры, километры), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы), а также стоимостными. По стадии определения – прогнозируемые, проектные, нормативные,фактические.По характеризуемым свойствам применяются следующие группы показателей:
     Показатели  назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обслуживают область применения продукции.
     Показатели  надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия.
     Показатели  технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовления и эксплуатации продукции. Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартами, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.
     Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.
     Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.
     Показатели  безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, ремонте, потреблении продукции.
     Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.
     Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:
     
     Kопт - экономически оптимальное качество;
     Q - качество изделия;
     C? - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.
     Основной  задачей каждого предприятия  является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые отвечают следующим требованиям:
    Отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
    Удовлетворяют требованиям потребителя;
    Соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
    Отвечают действующему законодательству;
    Предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;
    Направлены на получение прибыли;
     Повышение качества продукции имеет большое  значение для предприятия – производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объемов реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы.
       Потребление продукции улучшенного  качества и большей потребительской  стоимости уменьшает удельные  издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе.
     Последствия недостаточного уровня качества продукции  таковы:
    Экономические:
    Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.
    Дополнительные затраты на ремонт техники.
    Потери природных ресурсов в результате использования низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.
    Дополнительные затраты материальных и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.
    Социальные:
    Дефицитность отечественной продукции.
    Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.
    Недостаточное удовлетворение потребностей производственно – технического и личного плана.
    Снижение темпов роста благосостояния населения.
    Ухудшение морального климата в коллективе.
    Уменьшение прибыли предприятия.
    Экологические:
    Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.
    Потеря продуктивности продукции сельского хозяйства из-за плохого качества воздушной среды.
    Дополнительные затраты на меры по оздоровлению населения.
    Ускоренная амортизация и дополнительные затраты на ремонт гражданских зданий и транспорта из-за плохого качества воздушной среды [348].
     Отсюда  вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов. Заниматься качеством должны все – от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.
     Особенно  эффективны автоматические средства контроля, встроенные в технологическое оборудование, обеспечивающие контроль непосредственно в процессе изготовления продукции. Это позволяет снизить численность контролеров и предупреждает появление брака.
Виды  контроля качества устанавливаются  в зависимости от характера производства и требований к качеству продукции.
             
 
 
 
 
 

              2. Основные положения управления качеством 
 
 

      Управление  качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
     В последние годы широкое распространение  получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный  опыт управления качеством продукции  на предприятии. В соответствии с  этими документами выделяется политика в области качества – непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.
     Политика  в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:
    улучшение экономического положения предприятия;
    расширение и завоевание новых рынков сбыта;
    достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
    ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
    освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах,
    улучшение важнейших показателей качества продукции;
    снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;
    увеличение сроков гарантии на продукцию;
    развитие сервиса;
     Современный подход к управлению качеством отличает его нацеленность на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях предприятия. Отличительными элементами этого подхода являются ориентация управления на контроль качества процессов и предотвращения возможности дефектов. Полное возложение ответственности за качество результатов труда на непосредственных исполнителей, а также активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих путем мотивации труда. Важным элементом управления качеством служат также детальное исследование и анализ возникающих проблем обеспечения качества на всех этапах разработки, производства и эксплуатации продукции по принципу восходящего потока, то есть от последующей операции этого процесса к предыдущей.
     Управление  качеством продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе:
    разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами;
    оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;
    принятие необходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие;
    изучение условий эксплуатации с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции.
     В мировой практике сегодня выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции:
    Управление качеством как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.
    Обеспечение качества как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его – у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества».
    Общее руководство качеством включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества.
    Всеобщее управление качеством подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц – сотрудников предприятия и его партнеров, потребителей и общества в целом.
     Всеобщее  управление качеством  включает:
      Контроль в процессе разработки новой продукции;
      Оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемого материала;
      Входной контроль материалов;
      Контроль готовой продукции;
      Оценку качества продукции;
      Оценку качества производственного процесса;
      Контроль качества продукции и производственного процесса;
      Использование информации о качестве продукции;
      Контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;
      Обучение методам обеспечения качеством, повышение квалификации персонала;
      Гарантийное обслуживание;
      Координацию работ в области качества;
      Работу кружков качества;
      Управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях;
      Выработку политики в области качества;
      Участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствования социальной атмосферы и информированности служащих;
      Проведение мер по формированию культуры качества;
      Подготовка управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;
      Возложение ответственности за деятельностью в области качества на высшее руководство.
     Анализ  особенностей деятельности на выделенных уровнях позволяет сделать выводы. Первые три уровня применимы как для предприятия в целом, так и к его подразделениям, четвертый уровень – только к предприятию в целом.
     Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области  качества и осуществляется путем  реализации управленческих функций. В состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных процессов и работы предприятия в целом. Эти функции тесно связаны между собой, и их последовательная реализация в рамках основных направлений деятельности предприятия по качеству охватывает все этапы исследований, разработки, производства и эксплуатации продукции. Этот процесс может быть представлен в виде обобщенной модели основных направлений деятельности в области качества и «петли качества». Понятие петли качества является центральным в организации всей деятельности предприятия по качеству, что нашло отражение в международных стандартах ИСО 9000. Игнорирование или недостаточное внимание к качеству на любом из этапов петли приводит к потере конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятия в целом. На рис 1. приведены типичные этапы жизненного цикла продукции, учитываемые при функционировании системы управления качеством.
     Основные  функциональные элементы (подсистемы) управления качеством:
     Планирование  качества предусматривает определение целей и требований к качеству, а также обоснованный выбор конкретной модели системы качества на предприятии. Планирование включает: идентификацию и оценку качества с учетом требований покупателей (в том числе прогнозируемых), формулирование целей и нормативных требований к необходимому качеству продукции и процессов, а также разработку программы качества, конкретных мероприятий по его улучшению и внедрение конкретной модели системы качества на предприятии.
     Управление  качеством охватывает все виды деятельности и методы оперативного характера, направленные на выполнение требований к качеству и реализацию планов его совершенствования. Управление качеством предусматривает контроль качества, выявление отклонений и разработку мероприятий по их устранению, и недопущение повторных отклонений и дефектов, а также организацию и контроль их реализации.
     Обеспечение качества охватывает и включает в себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества на предприятии, которые проводятся для создания и поддержания достаточной уверенности как внутри предприятия, так и внешней среде, что выпускаемая продукция или услуги, а также производственные и иные технологические процессы удовлетворяют всем сформулированным требованиям к качеству. Основное назначение процедур обеспечения качества заключается в своевременном предупреждении возникновения возможных отклонений и дефектов от установленных требований.
     Улучшение качества представляет деятельность предприятия, включающую все виды конкретных действий, непосредственно влияющих или способствующих повышению эффективности и результативности, с целью получения выгоды для него и покупателей. Эта деятельность направлена на достижение постоянного и непрерывного улучшения качества продукции и всей деятельности предприятия для получения результатов, лучших по сравнению с достигнутыми, что в конечном итоге принесет пользу потребителям, предприятию и его сотрудникам, а также обществу в целом.
     Характерной особенностью приведенной модели является то, что деятельность по управлению качеством начинается с маркетинга (исследование рынка) и, пройдя все этапы жизненного цикла продукции, приходит к оценке результата и новому циклу работ, начинающемуся также с маркетинга, но уже с учетом возможного изменения требований рынка (предпочтений и пожеланий покупателей).
     Следовательно, главным в обеспечении качества, определяющего эффективную работу предприятия, является правильный выбор направления деятельности и позиции на мировом рынке, а также принятие необходимых мер, чтобы его продукция оставалась конкурентоспособной кок можно более длительное время. Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействие на управляемы объекты для достижения поставленных целей в области качества. В практике управления качеством используются в основном экономические, организационно-распорядительные, и социально-психологические методы.
     Экономические методы управления качеством реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы подразделений и организаций систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.
     В группу экономических включают следующие  методы управления качеством:
    финансирование деятельности в области управления качеством (кредитование разработок новаций в области УК, новых и модернизируемых видов продукции, ссуды, определение стоимости, калькуляция, соизмерение затрат и результатов);
    хозяйственный расчет в подразделениях системы УК;
    экономическое стимулирование производства, распределение и предоставление потребителям продукции и услуг, соответствующих их требованиям;
    ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;
    образование фондов экономического стимулирования качества, в том числе фондов поощрения и премирования за качество;
    применение системы оплаты труда и материального поощрения;
    использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой продукции и оказываемых услуг;
     Один  из примеров использования экономического метода – материальное стимулирование: в ответ на авансированное повышение зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работника к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат – более высокого качества выпускаемой продукции.
     Реализация  этого метода в широком масштабе может в итоге увеличить спрос  и покупательские способности населения (в связи с повышением зарплаты), что соответственно увеличит объемы реализации продукции, валовой доход  и массу прибыли предприятия.
     Организационно-распорядительные методы УК осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.
     В группу организационно-распорядительных методов УК следует включать методы:
    регламентирования (общеорганизационного, функционального, должностного, структурного)
    стандартизации
    нормирования (на базе норм времени, численности, соотносительности)
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.