На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно-кредитная и валютная политика центральных банков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Денежно-кредитная  и валютная политика центральных  банков 

Введение
      Одним из необходимых условий  эффективного развития экономики  является формирование    четкого    механизма    денежно-кредитного    регулирования, позволяющего  Центральному  банку  воздействовать  на  деловую   активность, контролировать деятельность  коммерческих  банков,  добиваться  стабилизации денежного обращения.
      Денежно-кредитная политика - очень  действенный инструмент  воздействия на  экономику  страны,  не  нарушающий  суверенитета  большинства  субъектов системы  бизнеса.  Хотя  при  этом  и  происходит   ограничение   рамок   их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо  регулирование хозяйственной деятельности),  но  на  ключевые  решения,  принимаемые  этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
      В идеале денежно-кредитная политика  призвана  обеспечить  стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы  ее  высшие  и  конечные цели. Однако на практике с ее  помощью  приходится  решать  и  более  узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
      Нельзя забывать и о том,  что денежно-кредитная политика -  чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно  выйти из кризиса, но  и  не  исключена  и  печальная  альтернатива  -  усугубление сложившихся  в  экономике  негативных  тенденций.  Лишь   очень   взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне  после  серьезного  анализа  ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики  на экономику  государства,   дадут   положительные   результаты.   В   качестве проводника  денежно-кредитной  политики  выступает  Центральный  эмиссионный банк  государства.  Без  верной   денежно-кредитной   политики,   проводимой
Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.
 Отцом   кредитно-денежной  политики  признан  Милтон  Фридман,  лауреат Нобелевской премии, видный экономист современности. Его теориями  пользуются
многие правительства, в том числе правительство Англии, на его  теории  была построена Рэйганомика. Многие  ставят  его в  один  ряд с Адамом  Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым.
      Сегодня в  России  рациональная  денежно-кредитная  политика  призвана  минимизировать инфляцию, способствовать  устойчивому  экономическому  росту, поддерживать  курсовые  соотношения   валютного   курса,   на   экономически обоснованном  уровне,  стимулируя  развитие  ориентированных  на  экспорт  и импортозамещающих  производств,  существенно пополнить   валютные   резервы страны. Задача это достаточно  сложная.  Проанализировать,  как  Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на каждом этапе экономических реформ, какие шаги  необходимо  предпринять  и  какие  инструменты  денежно- кредитной политики задействовать в дальнейшем -  и будет являться  главной целью данной работы. 
 

        
 


1.1. ТЕОРИИ, ЛЕЖАЩИЕ В  ОСНОВЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ
                             ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ. 

КЕЙНСИАНСТВО.
Мировой экономический  кризис 1929 - 1933 гг. предопределил возникновение новых проблем научных исследований, которые не утрачивают своей актуальности и в наши дни, так как основное их содержание – это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. Отсюда берут свое начало два течения – кейнсианство и неолиберализм. Рассмотрим первое течение поподробнее.
Джон Мейнард Кейнс (1883 - 1946) – выдающийся ученый – экономист современности. Его книга "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) уже в 30 - е годы послужила теоретико - методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. По оценкам многих экономистов эта книга явилась поворотным пунктом в экономической науке ХХ в. И во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.
Новаторство экономического учения Кейнса проявилось, во - первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, во - вторых в обосновании "психологического закона". Дж. М. Кейнс утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а так же о том, что потребление ввиду психологической склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов. Т. Е. психологическая склонность человека к сбережению определенной части дохода сдерживает увеличение дохода из – за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит получение дохода.
Наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального  дохода и занятости населения, может рассматриваться как своеобразный экономический эффект – "Эффект мультипликатора". Это означает, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций.
Эффективность регулирования государством экономических процессов зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. По концепции Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы.
Действие основного  психологического закона, выведенного Дж. Кейнсом сильно проявляется в настоящее время в России. При значительном понижении уровня жизни основной массы населения страны, именно наименее обеспеченная часть населения пытается различными способами увеличить свои сбережения. Именно на этой психологии строятся различные финансовые пирамиды, именно на это рассчитывают сейчас новые страховые организации, обещающие огромные (в несколько раз превышающие государственные ставки) проценты в будущем.
В связи с  тем, что экономика нашей страны утратила способность к саморегулированию,  необходимо государственное вмешательство в нее для увеличения совокупного спроса. Для этого необходимо создать условия для превращения сбережений граждан в инвестиции через банковскую систему, что приведет к увеличению спроса на средства производства, к росту занятости, а значит к расширению потребительского спроса.
Для стимулирования инвестиций в производство ставка по кредитам должна быть сравнительно низкой. Можно сделать вывод, что учение Кейнса до сих пор не утратило своей значимости и применяется экономистами всего мира.
 НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ.
 На протяжении  двух последних столетий и до сегодняшнего дня борьба с массовой безработицей и инфляцией была и остается самой актуальной проблемой социально - экономического развития государств с рыночной организацией. Именно это, как утверждает автор всемирно известного учебника "Экономикс" П. Самуэльсон, побуждает современные демократические страны, располагающие как фискальными и кредитно – денежными инструментами, так и политической возможностью, использовать их, чтобы преодолеть хронические резкие спады и "галопирующие" инфляции. Это приводит к неоклассическому синтезу. неоклассическими
"Неоклассический  синтез" - это по существу, сочетание  современных неокейнсианских и неолиберальных положений и истин с предшествовавшими им ранними неоклассическими, а так же с некоторыми постулатами классической политической экономии прежде всего в связи с "современными теориями формирования доходов". П. Самуэльсон попытался соединить неоклассическую теорию и кейнсианство, факторы, обеспечивающие оптимальный уровень производства и факторы, активизирующие спрос. Этим П. Самуэльсон преодолевает разрыв между микро - и макроэкономикой. Основная идея П. Самуэльсона состоит в том, что когда достигнута полная занятость, начинает действовать система рыночного саморегулирования. Ученый соединяет денежно - кредитную и бюджетную политику государства, считает, что жесткая денежная политика борьбы с инфляцией может разрушить производство. Не нужно противопоставлять, наоборот, объединять, синтезировать подходы: сочетать достижение краткосрочных целей с решением долгосрочных задач, достижение эффективности производства увязывать с решением социальных проблем, использовать в зависимости от обстановки и денежно - кредитные и бюджетные методы.
Сравнительная характеристика неоклассического синтеза  П. Самуэльсона.
 Сравнивая  две теории Кейнсианство и  Неоклассический синтез, можно с уверенностью сказать, что сильнее выражена роль государства в кейнсианстве. Аргументировать данное мнение можно высказываниями самих ученых. П. Самуэльсон признает в своих трудах, что когда в стране достигнута полная занятость, начинает действовать система рыночного саморегулирования, т. е. отпадает необходимость активного вмешательства государства в экономику.
Основной же мыслью в работах Кейнса проходит утверждение, что капиталистическая система утратила способность к саморегулированию и обязательным является государственное вмешательство. 

  НЕОЛИБЕРАЛИЗМ.
 Неолиберализм  – это течение экономической  мысли, основной принцип которого
– экономический  либерализм, заложенный еще А. Смитом, состоит в сведении к
минимуму государственного воздействия на экономику. Неолиберализм  – это
экономический либерализм нашего времени, самостоятельная  система взглядов
на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберализм
основывается  на идее приоритета условий для неограниченной свободы
конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства
в экономические  процессы.
Монетаризм –  направление в экономической  науке, придающее особое значение
деньгам (англ. monetary - денежный). В 70 - е годы мировую экономику потряс
сильнейший экономический  кризис. Главным стала инфляция на фоне общего
сокращения производства. Инфляция подкосила инвестиционную деятельность, а
дальнейшая активизация  экономики с помощью кейнсианских рецептов стала
невозможной. Тогда  интерес политиков качнулся в  пользу монетаризма.
Монетаризм провозглашает  незыблемость основ рыночной экономики: свободной
конкуренции и  свободного ценообразования как  условий достижения равновесия. 

Монетаристы считают, что рынок по - прежнему остается саморегулирующейся
системой, а область  вмешательства государства нужно  ограничить денежной
сферой.
Милтон Фридмен – американский экономист, лауреат Нобелевской премии по
экономике, присужденной за работы в области "потребления, истории и теории
денег". Фридменовская монетарная концепция привела к "повторному открытию
денег" из - за почти повсеместно растущей инфляции. В своих исследованиях,
книгах "Исследования в области количественной теории денег" (1956),
"История денежной  системы США, 1867 - 1960" (1963, в соавторстве  с А.
Шварц), Фридмен наглядно показал, что рост инфляции, вопреки логике (по
Кейнсу) сопровождается не снижением, а ростом безработицы. Именно поэтому
им была предпринята  попытка возрождения значения денег, денежной массы и
денежного обращения  в экономических процессах. Его  силиями монетарная
концепция была апробирована республиканским правительством США. Наибольшего
успеха монетарные экономические воззрения имели  во времена "рейганомики",
позволили ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара.
Основное расхождение  во взглядах М. Фридмена и Дж. М. Кейнса состоит в
государственном регулировании экономики. Именно поэтому у двух ученых
различные оценки кризиса 1929 - 1933 гг. и соответственно путей выхода из
депрессии. Основной мыслью работ Кейнса является полное государственное
регулирование экономики и соответственно для  выхода из депрессии необходимо
увеличение государственных  расходов в различных формах: рост
государственного  сектора в экономике, организация  общественных работ,
предоставление  льгот и субсидий частным предприятиям, государственные
закупки у частного сектора. В отличие от своего предшественника  М. Фридмен
считает экономику  саморегулируемой системой и требует  ограничить
вмешательства государства только денежной областью. Деньги, по мнению
Фридмена, могут быть стихийным регулятором экономических процессов.
В современной  России больше на данный момент используются монетаристские
идеи Фридмена.
Сравнительный анализ монетаризма и кейнсианства.
1. Отношение  к безработице
Главное зло  для экономики, так как чревата социальными потрясениями. Не
одно правительство  не может быть мудрее рынка, не нужно  увлекаться
социальными программами.
2. Отношение  к инфляции
Меньшее зло, чем  безработица, так как ее можно  контролировать и удерживать
в разумных пределах. Главное бедствие для экономики  любой страны
3. Роль бюджетного  дефицита
Возникает при  сильном росте государственных  расходов Для урегулирования
бюджетного дефицита не нужно постоянное вмешательство  государства в
экономику, рынок  – саморегулируемая система.
4. Темпы роста  денежной массы
Необходим рост денежной массы для покрытия бюджетного дефицита лишь при его
возникновении. Темпы роста постоянны и стабильны, независимо от состояния
коньюнктуры и составляют 3 - 4 % в год. 
 
 

      2.1. Денежно-кредитная политика 
 
 

      2.1.1 Задачи и функции Центрального  банка 

      Главным  звеном  банковской  системы   любого   государства   является
центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются  по
разному:  народные,  государственные,  эмиссионные,  резервные,  Федеральная
резервная система (США), Банк Англии и др.
      Центральные банки являются регулирующим  звеном в  банковской  системе,
поэтому их деятельность связана с укреплением денежного  обращения,  защитой
и обеспечением устойчивости национальной денежной  единицы  и  ее  курса  по
отношению  к  иностранным  валютам;   развитием  и  укреплением   банковской
системы страны; обеспечением  эффективного  и  бесперебойного  осуществления
расчетов.
      Традиционно перед центральным  банком ставиться  пять  основных  задач.
Центральный банк призван быть:
      . Эмиссионным центром страны, т.е.  пользоваться монопольным правом  на
        выпуск банкнот;
      . Банком банков, т.е. совершать  операции  преимущественно  с   банками
        данной страны:  хранить  их  кассовые  резервы,   предоставлять   им
        кредиты  (кредитор  последней   инстанции),   осуществлять   надзор,
        поддерживая необходимый уровень  стандартизации и профессионализма  в
        национальной кредитной системе;
      . Банкиром правительства – поддерживать  государственные экономические
        программы и размещать государственные  ценные бумаги;  предоставлять
        кредиты и выполнять расчетные  операции  для правительства,  хранить
        (официальные) золотовалютные резервы;
      .  Главным  расчетным  центром   страны,  выступая  посредником   между
        другими  банками  страны  при  выполнении   безналичных   расчетов,
        основанных   на   зачете   взаимных   требований   и   обязательств
        (клирингов);
      . Органом регулирования экономики  денежно-кредитными методами.
      При  решении  пяти  задач   центральный  банк  выполняет   три  основные
функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.
      К регулирующей  функции  относиться  регулирование  денежной  массы   в
обращении. Это достигается путем сокращения  или расширения  наличной  и
безналичной эмиссии  и проведения дисконтной политики,  политики  минимальных
резервов, открытого  рынка, валютной политики.
      С  регулирующей  функцией  тесно   связана   контролирующая   функция.
Центральный банк получает обширную информацию о  состоянии  того  или  иного
банка  при  проведении,  например,   политики   минимальных   резервов   или
редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия
требованиям к  качественному  составу  банковской  системы,  т.е.  процедура
допуска кредитных  институтов на национальный банковский рынок.
      Всем  центральным   банкам   присуща   информационно-исследовательская
функция,    т.е.    функция    научно-исследовательского,     информационно-
статистического  центра.  Центральный  банк,  имея,  анализируя  и  публикуя
объективную  информацию  о  ситуации  в   денежно-кредитной   сфере,   может
оперативно реагировать  на глобальные и локальные экономические  процессы.  От
верности  оценки  информации  зависит  выбор  направлений  денежно-кредитной
политики  в  целом.  Информационно-исследовательская  функция   центрального
банка предполагает также консультационную деятельность.
      Функции центрального банка зачастую  переплетаются, из  одной  вытекает
другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-
либо определенной задачи.
      Центральный  банк  России   по  своей  сути  эквивалентен  центральным
эмиссионным банкам других стран. В качестве  своей   основной   функции,  ЦБ
России  формирует  и   претворяет   в   жизнь   кредитно-денежную   политику
государства. Спектр деятельности Банка  России весьма широк: от  действия  в
качестве  агента государства и управления банковскими  холдинг-компаниями  до
обеспечения необходимого количества денег.
      Банк России  начал  свое  существование с принятием   закона   "О  Банке
России"  в  декабре  1990  года.  Он   независим   от   распорядительных   и
исполнительных  органов государственной власти.  Он  может  быть  распущен  и
ликвидирован  только  специальным   законодательным   актом.   Банк   России
экономически  самостоятелен,  то  есть  осуществляет  свои  расходы  за  счет
собственных доходов.
      В соответствии с Федеральным  законом «О Центральном  банке   Российской
Федерации (Банке  России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95  N  65-ФЗ)
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии  с Правительством Российской  Федерации  разрабатывает   и
   проводит  единую государственную денежно-кредитную  политику,  направленную
   на защиту  и обеспечение устойчивости рубля;
2)  монопольно  осуществляет  эмиссию  наличных  денег   и   организует   их
   обращение;
3)  является  кредитором  последней  инстанции   для  кредитных  организаций,
   организует  систему рефинансирования;
4) устанавливает  правила осуществления расчетов  в Российской Федерации;
5) устанавливает   правила  проведения  банковских  операций,  бухгалтерского
   учета  и отчетности для банковской  системы;
6) осуществляет  государственную регистрацию кредитных  организаций; выдает  и
   отзывает  лицензии кредитных организаций  и  организаций,  занимающихся  их
   аудитом;
7) осуществляет  надзор за деятельностью кредитных  организаций;
8)  регистрирует   эмиссию   ценных   бумаг   кредитными   организациями   в
   соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет  самостоятельно или  по  поручению   Правительства  Российской
   Федерации   все  виды  банковских  операций,  необходимых  для  выполнения
   основных  задач Банка России;
10) осуществляет  валютное  регулирование,  включая   операции  по  покупке  и
   продаже  иностранной валюты; определяет  порядок осуществления  расчетов  с
   иностранными  государствами;
11) организует  и осуществляет валютный контроль  как непосредственно,  так   и
   через уполномоченные банки в соответствии с законодательством  Российской
   Федерации;
12) принимает  участие в разработке прогноза  платежного  баланса  Российской
   Федерации   и  организует  составление   платежного   баланса   Российской
   Федерации;
13)  в   целях   осуществления   указанных   функций   проводит   анализ   и
   прогнозирование  состояния экономики Российской  Федерации  в  целом  и   по
   регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых  и ценовых
   отношений;  публикует соответствующие материалы  и статистические данные;
14) осуществляет  иные функции в соответствии  с федеральными законами.
      Детальный перечень функций Центрального  банка Российской Федерации   не
противоречит  международной практике работы центральных  банков. Так же как  и
центральные  банки  других  стран,  Центральный  банк  Российской  Федерации
прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и
эмиссионную функцию. 

      Центральный банк регулирует  экономику  не  прямо,  а   через  денежно-
кредитную  систему.  Воздействуя  на   кредитные   институты,   он   создает
определенные  условия их функционирования. От этих условий в  известной  мере
зависит направление  деятельности коммерческих  банков  и  других  финансовых
институтов, что  и оказывает влияние на ход  экономического  развития  страны.
Особенности  национальной   банковской  системы   в   значительной   степени
воздействуют  на  выбор  путей  и  методов  денежно-кредитного  регулирования
центральным банком, на предпочтение им тех или  иных  инструментов  денежной
политики. 
 
 

2.1.2. Цели денежно-кредитного  регулирования 

      Высшая  конечная   задача   денежно-кредитной   политики   состоит   в
обеспечении стабильности цен, полной  занятости и росте оеального  объема
производства  Денежно-кредитная  политика  состоит  в  изменении   денежного
предложения   с   целью   стабилизации   совокупного   объема   производства
(стабильный  рост), занятости и уровня цен./3/
      Первоначально основной функцией  центральных банков было  осуществление
эмиссии наличных денег, в настоящее время эта  функция  постепенно  ушла  на
второй план, однако  не  следует забывать,  что наличные  деньги  все еще
являются тем  фундаментом,  на  котором  зиждется  вся  оставшаяся  денежная
масса, поэтому  деятельность центрального банка  по  эмиссии  наличных  денег
должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.
      Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк,  воздействуя
на кредитную  деятельность коммерческих банков и  направляя  регулирование  на
расширение или  сокращение  кредитования  экономики,  достигает  стабильного
развития   внутренней    экономики,    укрепления    денежного    обращения,
сбалансированности  внутренних экономических процессов.  С  помощью  денежно-
кредитного  регулирования  государство  стремится   смягчить   экономические
кризисы,  сдержать  рост   инфляции,   в   целях   поддержания   конъюнктуры
государство  использует  кредит  для   стимулирования   капиталовложений   в
различные отрасли  экономики страны. 
 
 

      2.1.3. Инструменты регулирования 

      Центральные банки развитых стран   располагают  определенными   методами
воздействия на экономику. Традиционно к ним  относятся: дисконтная  (учетная)
и залоговая  политика; политика минимальных резервов:  операции  на  открытом
рынке;   депозитная   политика;   валютная   политика.   Однако   содержание
стандартного  набора методов и сочетание их применения банками  разных  стран
зависят от ряда предпосылок.
      Выбор той или иной стратегии  центрального банка зависит от  ориентации
экономики страны. При  этом  наблюдается  следующая  тенденция.  Центральные
банки  развитых  стран  с  мощным   внутренним   рынком   ориентируются   на
регулирование темпов роста денежной массы  в  пределах  расчетного  индекса.
Такой стратегии  придерживаются, например, Немецкий  федеральный  банк,  Банк
Англии, ФРС США. В соответствии с  выбранной  стратегией  центральные  банки
осуществляют  в качестве приоритетной либо денежную, либо  валютную  политику
и используют соответствующие  инструменты.
      В целях регулирования объема  денежной массы проводятся  меры  либо  по
стимулированию  роста денежной массы (экспансивная кредитная политика),  либо
по сдерживанию  ее увеличения (рестрикционная  кредитная и антиинфляционная
политика).  Однако  в  условиях  стагфляции  центральному  банку  приходится
искать компромиссное  сочетание  инструментов  экономического  регулирования,
как это происходит в настоящее время в ряде  восточно-европейских  стран,  в
России и странах  Ближнего зарубежья.
      Все  инструменты  регулирования   можно  охарактеризовать   с   помощью
следующих критериев:
      . традиционные или нетрадиционные;
      . административные или рыночные;
      . общего действия или селективной  направленности;
      . прямого или косвенного воздействия;
      . краткосрочные или долгосрочные. 

2.1.3.1 Дисконтная (учетная) и залоговая политика  центрального банка.
      Кредитные  институты  имеют   возможность  получать  при   необходимости
кредиты центрального банка путем переучета векселей  или  под  залог  ценных
бумаг. Смысл  дисконтной  и  залоговой  политики  заключается  в  том,  чтобы
методами изменения  условий рефинансирования коммерческих банков  влиять  н6а
ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.
      Рефинансирование в рамках дисконтной  политики определяется  следующими
параметрами: требованиями  к  качеству  принимаемых  к  переучету  векселей;
контингентом  переучета, те  есть  максимально  возможным  объемом  переучета
векселей для  одного  кредитного  института;  учетной  ставкой  центрального
банка. В рамках залоговой политики к таким параметрам  относятся  требования
к качеству принимаемых  в залог ценных бумаг, ставка по  залоговым  кредитам;
при необходимости  количественное ограничение или  временное  приостановление
выдачи залоговых  кредитов.
      Рассмотрим действие данного  инструмента на примере изменения   величины
учетной ставки. Если цель центрального банка –  удорожание  рефинансирования
кредитных институтов для уменьшения  их  кредитного  потенциала,  он  должен
поднять учетную  ставку. Однако  данное  мероприятие  не  принесет  желаемого
эффекта, если на денежном рынке  наблюдается  понижательная  тенденция,  так
как в этом случае  кредитные  институты  предпочтут  межбанковские  кредиты.
Центральному   банку   для   достижения   поставленной    цели    необходимо
воздействовать  на денежный рынок другими методами – путем  повышения  ставок
по минимальным  резервам  и  т.д.  При  прочих  равных  условиях,  в  случае
действенного  повышения учетной  ставки,  рефинансирование  для  коммерческих
банков удорожается, что ведет в итоге к росту  стоимости кредитов в стране.
      Если   целью   центрального   банка   явля6ется   облегчение   доступа
коммерческих  банков к рефинансированию путем  переучета векселей, он  снижает
учетную ставку.  В  этом  случае  кредитный  потенциал  коммерческих  банков
увеличится, а  проценты по предоставляемым ими  кредитам  получат  импульс  к
снижению.
      Изменение учетной ставки центрального  банка влечет за собой  изменения
условий не только на денежном рынке, но и  на  рынке  ценных  бумаг,  в  чем
проявляется   косвенное   воздействие   данного   механизма   регулирования.
Повышение ставок по кредитам и депозитам на  денежном  рынке,  обусловленное
ростом учетной  ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и  рост
предложения ценных бумаг. Спрос на ценные бумаги уменьшается  как со  стороны
небанков, потому что более привлекательными  для них становятся  депозиты,
так и со стороны  кредитных институтов,  вследствие  того,  что  при  дорогих
кредитах выгоднее прямое финансирование.
      Таким образом, рост учетной   ставки  центрального  банка   относительно
уменьшает  рыночную  стоимость  ценных  бумаг.   Снижение   учетной   ставки
центрального  банка, напротив, удешевит  кредиты  и  депозиты,  что  ведет  к
процессам, обратным рассмотренным ранее.  Растет  спрос  на  ценные  бумаги,
уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.
      В результате учетная и залоговая  политика центрального банка   является
способом  его  непосредственного  воздействия   на   ликвидность   кредитных
институтов путем  изменения условий переучета  и  залога  ценных  бумаг,  что
влечет за собой  косвенное воздействие на экономику  страны.
       На Западе учетную ставку используют  для стимулирования  производства.
Главным мастером этого дела следует  признать  главу  Федеральной  резервной
системы (ФРС) США  Алана Гринспена (Alan  Greenspan).  Во  время азиатского,
бразильского  и российского финансовых кризисов 1997-1998 годов  ФРС  снижала
ставку, чтобы  спад производства в развивающихся  странах  не  распространился
на США. Идея господина Гринспена была проста.  Пусть американские  компании
из-за  кризиса  продают  меньше   товаров   развивающимся   странам;   пусть
зарубежные филиалы  этих компаний испытывают финансовые трудности.  Но  общая
прибыльность  производства.  В  США  не  упадет,  потому  что  кредит  будет
обходиться  компаниям  дешевле.  А  раз  производство  остается  прибыльным,
экономического  спада не будет. Спада в США  действительно не было.
      Учетную ставку используют также  для того, чтобы бороться с   инфляцией.
И здесь  следует  отметить  Алан  Гринспена.  В 1999-2000  годах он  начал
постоянно повышать ставку,  потому  что  был  чрезвычайно  озабочен  быстрым
экономическим ростом и резким снижением безработицы  в США. Идея на этот  раз
была такая. Если в стране низкая безработица, то  предприниматели,  в  конце
концов, начнут повышать зарплату, чтобы найти работников  и  удержать  их  у
себя. Повышение  зарплаты приведет к росту  розничных  цен.  Нужно  несколько
охладить пыл  предпринимателей  и  сделать  кредит  подороже,  чтобы они не
слишком расширяли  производство. Тогда инфляция останется  на  низком  уровне.
Инфляция в  США действительно остается низкой.
      В общем, разные страны применяют  учетную ставку для  одних   и  тех  же
целей, но с разными  результатами. В последние годы только ФРС (и  еще  может
быть Банку  Англии) удается с помощью процентной политики  добиться  и  роста
производства  и низкой инфляции.  Европейскому  ЦБ  удалось  добиться  только
роста производства и небольшой инфляции. У остальных  центробанков  постоянно
случались неудачи  на всех фронтах – в Японии, например, где  учетная  ставка
в последние  годы составляла 0% годовых экономическому росту это как-то  не
очень помогало. 

2.1.3.2 Политика  обязательных резервов.
      В развитых странах, кроме   Великобритании,  Канады  и   Люксембурга,  к
коммерческим  банкам предъявляется требование размещения  ими  в  центральном
банке минимальных  резервов.
      Требования минимальных резервов  появились  как  страховка   ликвидности
кредитных  институтов,  как  гарантия  по  вкладам  клиентов.   Этот   мотив
использования  минимальных  резервов  существует  и   сегодня.   Поддерживая
ликвидность  банков,  центральный  банк  выполняет  свою  задачу  «кредитора
последней инстанции». В настоящее время минимальные  резервы -  это  наиболее
ликвидные активы,  которые  обязаны  иметь  все  кредитные  учреждения,  как
правило, либо в  форме наличных денег в кассе  банков, либо в  виде  депозитов
в  центральном  банке  или  в  иных  высоколиквидных  формах,   определяемых
центральным  банком.  Норматив  резервных  требований   представляет   собой
установленное  в  законодательном   порядке   процентное   отношение   суммы
минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению)
показателям  пассивных  (депозитов)  либо  активных   (кредитных   вложений)
операций. Использование нормативов может иметь как  тотальный  (установление
ко всей сумме  обязательств или ссуд), так и  селективный (к их  определенной
части) характер воздействия.
      Однако в применении  конкретных  форм  данного  инструмента   в  разных
странах наблюдаются  существенные  различия  в  зависимости  от  национальных
особенностей  развития финансового рынка. Центральными  банками  используются
различные структуры  минимальных резервов, амплитуда  и частота  колебаний  их
величины,   специфика   начисления   процентов,   условия,   предоставляемые
кредитным институтам при их рефинансировании.
      Как инструмент денежной политики  минимальные резервы выполняют  двоякую
роль:  служат  текущему  регулированию  ликвидности  на  денежном  рынке   и
одновременно  играют  роль  тормоза  эмиссии  кредитных  денег  коммерческими
банками. Рост резервной  нормы увеличивает количество обязательных  резервов,
которые должны держать банки. Тут либо банки  потеряют  избыточные  резервы,
понизив свою способность  создавать  деньги  путем  кредитования,  либо  они
сочтут  свои  резервы  недостаточными,  и  будут  вынуждены  уменьшить  свои
чековые счета  и тем самым денежное предложение. Сильное повышение  резервной
нормы  может  свести  на  нет  способность  банковской  системы  к  созданию
кредитов.
      Уменьшение резервной нормы действует  на денежное предложение  обратным
образом. Оно  переводит часть  обязательных  резервов  в  избыточные  и,  тем
самым, увеличивает  способность банков создавать деньги путем кредитования.
      В механизме расчета ставок,  а  также  в  критериях,  по  которым  они
дифференцируются,  в  разных  странах  наблюдаются  существенные   различия.
Резервные обязательства  ориентируются, как правило, по состоянию  или  росту
определенной  части обязательств кредитных институтов.  Резервы,  учитываемые
на  активной  стороне   банковского   баланса,   величина   которых   должна
согласовываться с величиной выданных кредитов (при  соблюдении  коэффициента
ликвидности),  составляют   исключение.   Основной   статьей   при   расчете
минимальных резервов служит  величина  вкладов  небанковских  учреждений  по
пассивной  стороне  баланса.  В  некоторых  случаях  учету  при  определении
величины минимальных  резервов подлежат и межбанковские  обязательства.
      Эффективность инструмента  обязательных  резервов  зависит  от  широты
охвата  ими  различных  категорий  обязательств.  Увеличивая  спектр   таких
обязательств,  центральный   банк   уменьшает   возможность   обхода   своих
требований со  стороны  кредитных  институтов.  Например,  в  обязательства,
облагаемые  минимальными  резервами  в  Германии,   включаются   вклады   до
востребования, срочные и сберегательные вклады  сроком  до  четырех  лет,  а
также привлеченные средства  на  межбанковском  денежном  рынке  и  долговые
обязательства – именные и на предъявителя –  сроком до двух лет.
      Размеры ставок  по  минимальным   резервам  существенно  колеблются  по
странам.   Наивысшие   ставки   установлены   в   Италии   и   Испании.   На
противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам
обычно не превышает 2,5%. Банк Англии,  который  практически  не  использует
минимальные резервы  как инструмент денежной политики, требует  от  кредитных
институтов  лишь  0,45%  обязательств,  подлежащих   учету   в   минимальных
резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервам
можно объяснить  тем,  что  в  странах,  где  установлена  высокая резервная
ставка,  обязательства  по   минимальным   резервам   обычно   не   являются
беспроцентными.
      Во многих странах минимальные  резервы практически уже не  используются
как  инструмент  «жесткого»  регулирования,  так   как   центральные   банки
предпочитают  им  более  гибкую  политику  открытого  рынка.  В  большинстве
развитых  стран  в  последние   годы   активность   использования   политики
минимальных  резервов  в  качестве  инструмента   регулирования   банковской
ликвидности и  для контроля рентабельности банковских операций  снизилась.  В
США ФРС уже  давно  отказалась  от  механизма  изменения  ставок  минимальных
резервов. 

2.1.3.3 Политика  открытого рынка.
      Такая политика представляет  собой выполнение операций по  покупке  или
продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком  за  свой  счет  на
открытом рынке. Здесь к основным  ценным  бумагам относятся:  казначейские
векселя,     беспроцентные     казначейские     обязательства,     облигации
государственного  займа, промышленные облигации, первоклассные  краткосрочные
ценные бумаги и  др.  Операции  на  открытом  рынке  впервые  стали  активно
применяться в  США, Канаде  и  Великобритании  в  связи  с  наличием  в  этих
странах  развитого рынка ценных  бумаг.  Позднее этот  метод   кредитного
регулирования получил всеобщее применение и в  Западной Европе.
      Для оживления экономики центральный  банк увеличивает спрос  на  ценные
бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении  которого  он  скупает  любой
предлагаемый  объем, либо приобретает определенное  количество  ценных  бумаг
данного типа независимо от курса предложения.
      Напротив, если целью центрального  банка является  уменьшение  резервов
банковского  сектора,  то  он  выступает  на  открытом  рынке   на   стороне
предложения, проводя  контрактивную политику. В этом  случае  у центрального
банка есть две  возможности реализации своей цели: либо  объявить  курс,  при
достижении которого центральным банком  будет предложено  любое количество
ценных  бумаг,  либо  предложить  определенное   количество   ценных   бумаг
дополнительно.
      Контрактивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов
от государственных  ценных бумаг и  к  потере  кредитными  институтами  части
своих резервов.
      Традиционными средствами проведения  политики открытого рынка   являются
операции  с  государственными   ценными   бумагами   на   вторичном   рынке,
характерные  для  Великобритании,  Германии,  Греции,  Италии   и   Франции.
Операции   на  первичном   рынке   с   государственными   ценными   бумагами
осуществляются  в строго определенных  рамках  в  Великобритании.  Для  Банка
Англии   политика   открытого   рынка   выступает    ведущим    инструментом
экономического  регулирования. Прочие инструменты  используются  нерегулярно.
При проведении политики открытого рынка банк Англии концентрируется на  двух
основных операциях:  в  рамках  долгосрочной   политики  –  на  операциях  с
облигациями государственного займа, а  в  краткосрочной  – на  операциях с
казначейскими векселями.
      При всех существующих различиях   в  осуществлении  политики  открытого
рынка можно  определить  общую  тенденцию,  которая  выражается  в  том,  что
центральные  банки  разных  стран  уделяют  все  большее  внимание  развитию
данного инструмента; это связано со стремлением  к  регулированию  экономики
рыночными, а  не административными методами. 
 

2.1.3.4 Депозитная  политика.
      Депозитная политика регулирует  движение потоков денежных средств  между
коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние  на
состояние резервов кредитных институтов.
      Если проводится экспансивная  депозитная  политика,  денежные  средства
государственного  сектора  экономики,  размещенные  в   центральном   банке,
уменьшаются –  например  на  величину  b.  Соответственно  на  эту величину
возрастают  резервы  второго  уровня  банковской  системы.  При   проведении
экспансивной  депозитной  политики  необходимо  учитывать  обратный  эффект,
который вызывает рост резервов кредитных  институтов.  Если  допустить,  что
размещенные  в  результате  проведенной  депозитной  политики  в   кредитных
институтах денежные средства государственного сектора  состоят на долю  с  из
наличных денег, то общий объем резервов  коммерческих  банков  увеличивается
на (1 - с) · b. При  увеличении резервов коммерческих  банков  путем  притока
депозитов из государственного сектора сумма минимальных резервов при  ставке
r возрастает  на r · (1 -   с)  ·  b.   Тогда   резервы  кредитных  институтов
увеличиваются на разницу между двумя вышеприведенными данными.
      При увеличении резервов возрастает  кредитный  потенциал  коммерческих
банков, что при  уравновешенном рынке ведет к  снижению  процентных  ставок  и
росту   инфляции.   При   проведении   контрактивной   депозитной   политики
достигается обратный результат – уменьшение банковских резервов,  сокращение
кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции. 

2.1.3.5 Валютная  политика.
      Направление и формы валютной  политики, проводимой центральным   банком,
зависят от  внутриэкономического  положения  данной  страны  и  ее  места  в
мировом хозяйстве.
      Центральный  банк  обычно  использует  две  основные  формы   валютной
политики: дисконтную и девизную.
      Дисконтная (учетная) политика проводится  не только с  целью  изменения
условий  рефинансирования  отечественных  коммерческих  банков,  но   иногда
направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.
      Учетную ставку на Западе в  частности применяют для того, чтобы поднять
курс национальной валюты. Например, Европейский центробанк  повышал учетную
ставку,  чтобы  сдержать  падение  евро.  Предполагалось,  что   подорожание
кредита в Европе  заставит  инвесторов  скупать  европейскую  валюту,  чтобы
ссудить ее под  повышенный процент. Правда, евро все  равно продолжал  падать.
А вот Алан Гринспен, повышая ставку, не скрывал, что это может привести  к
подорожанию доллара. Прямо такая задача,  конечно,  не  провозглашалась.  Но
доллар действительно  дорожал, прежде всего, по отношению  к евро.
      Центральный банк, покупая или  продавая  иностранные  валюты  (девизы),
воздействует  в нужном направлении на изменение  курса  национальной  денежной
единицы – девизная политика. Подобные операции получили  название  «валютных
интервенций». Приобретая за счет официальных  золотовалютных  резервов  (или
путем соглашения  «своп»)  национальную  валюту,  он  увеличивает  спрос,  а
следовательно и ее  курс.  Напротив,  продажа центральным банком  крупных
партий  национальной  валюты  приводит  к  снижению  ее   курса,   так   как
увеличивается предложение. Влияние валютной политики  центрального  банка  в
форме  проведения  операций  на  срочном  валютном   рынке   проявляется   в
стимулировании  экспорта  или импорта   капитала.   Направление   желаемого
движения капиталов  зависит  от  приоритета  политики  центрального  банка  в
данной экономической  ситуации, что может выражаться  либо  в  стимулировании
товарного  экспорта  (демпинговая  политика),  либо  в   поддержании   курса
национальной  валюты по отношению к иностранной.
      Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк
регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в  этой
области и административные методы воздействия. К  ним  относится,  например,
использование количественных кредитных ограничений.
      Этот метод кредитного регулирования  представляет собой  количественное
ограничение  суммы  выданных  кредитов.  В  отличие  от  рассмотренных  выше
методов регулирования, контингентирование кредита  является  прямым  методом
воздействия на деятельность банков. Такие кредитные  ограничения  приводят  к
тому, что предприятия  заемщики  попадают  в  неодинаковое  положение.  Банки
стремятся выдавать кредиты в первую  очередь  своим  традиционным  клиентам,
как правило,  крупным  предприятиям.  Мелкие  и  средние  фирмы  оказываются
главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что  добиваясь при  помощи
указанной политики сдерживания банковской деятельности  и  умеренного  роста
денежной  массы,  государство  способствует  снижению  деловой   активности.
Поэтому  метод  количественных  ограничений  стал  использоваться   не   так
активно, как  раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.
      Также  центральный  банк  может  устанавливать   различные   нормативы
(коэффициенты),  которые  коммерческие   банки   обязаны   поддерживать   на
необходимом  уровне.  К ним относятся нормативы достаточности   капитала
коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы  максимального
размера  риска  на  одного  заемщика  и  некоторые  дополняющие   нормативы.
Перечисленные нормативы обязательны для  выполнения  коммерческими  банками.
Также центральный  банк может устанавливать  необязательные,  так называемые
оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать
на   должном   уровне.   Очевидно,   что   использование   административного
воздействия со  стороны  центрального  банка  по  отношению  к  коммерческим
банкам не должно носить систематического характера, а  применяться в  порядке
исключительно вынужденных мер. 
 
 

3. Анализ денежно-кредитной  политики ЦБ России 1992-2000 гг. 
 

3.1 Инструменты  денежно-кредитной политики ЦБ  РФ 

      В соответствии со статьей  35 Федерального закона «О Центральном   банке
Российской  Федерации  (Банке  России)»  (в  ред.  Федерального  закона   от
26.04.95 N  65-ФЗ)  основными  инструментами   и  методами  денежно-кредитной
политики Банка  России являются:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов,  депонируемых  в  Банке  России  (резервные
требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование  банков;
валютное регулирование;
установление  ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения. 
 
 

3.2. Денежно-кредитная  политика переходного периода 

      С 1992 года – с начала радикальных  рыночных реформ – денежно-кредитная
политика   Банка   России   была   направлена   на   достижение   финансовой
стабилизации, в  первую очередь, снижение темпов инфляции,  укрепление  курса
национальной  валюты и обеспечение устойчивости  платежного  баланса  страны,
создание  условий  для  осуществления  позитивных  структурных   сдвигов   в
экономике.
      Однако на первом этапе этих  реформ денежная политика характеризовалась
неконтролируемой  денежной  эмиссией,  осуществлявшейся  сразу   двенадцатью
Центральными  банками рублевой зоны вслед за неконтролируемым  ростом  цен  в
целях  поддержания платежного  оборота.  В результате  денежная   эмиссия,
проводившаяся в форме наличных денег и прямых  кредитов  под отрицательный
реальный  процент  от  Центрального  банка  привилегированным   коммерческим
банкам,  концентрировалась  в  сфере  валютных  спекуляций  и  не  оказывала
ожидавшегося  влияния  на  рост  денежного  предложения  в  производственной
сфере.  Развернувшаяся  вследствие  мгновенной  либерализации  цен  инфляция
издержек обусловила выгодность  валютных  спекуляций  и  отток  капитала  из
производственной  сферы.  Денежная  накачка  лишь  частично  смягчала   рост
неплатежей и  не могла в этих условиях предотвратить  «вымывание» капитала  из
производственной  сферы, его переток в сферу финансовых  спекуляций  главным
образом на валютном рынке. Это влекло  за  собой  соответствующее  изменение
пропорций  в   системе   денежного   обращения.   Начиналась   дезинтеграция
экономики, ее  распад  на  автономно  функционирующие  сферы:  спекулятивно-
финансовую и  производственную.
      В 1992 г. денежная эмиссия выросла  в 17 раз, в то время  как   средства
на счетах предприятий, граждан  и  местных  бюджетов  -  в  13  раз,  чистая
прибыль в промышленности - в 11 раз, а чистая прибыль в  финансово-кредитном
секторе - в 34 раза.
      Объявление в середине 1992 г. главной  целью денежно-кредитной политики
подавление инфляции хоть  и  выглядело  как  кардинальный  сдвиг  к  жесткой
денежной  политике,  но  не  изменило  ее  суть.  Само  подавление  инфляции
пытались   осуществить   исключительно   путем   сжатия   денежной    массы,
рассматривая  экономику страны в соответствии с концепцией  "черного  ящика".
Хотя было доказано, что ведущим фактором быстрого роста  цен  была  инфляция
издержек,  денежные  власти   пытались   бороться   с   инфляцией   издержек
сокращением  денежного  предложения  и  отказываясь  от  регулирования  цен.
Закономерным  результатом этой явно неадекватной политики  стало  не  столько
снижение  инфляции,  сколько  сжатие  производства  и  сокращение   реальных
доходов населения.
      В  экономике  усиливались   дезинтеграционные   процессы.   Вследствие
гиперинфляции и перетока  капитала  в спекулятивную сферу возник  дефицит
собственных   финансовых   ресурсов    предприятий.    Параллельно    сжатию
производственной  сферы начал бурно развиваться  финансовый рынок.  Оборот  по
продажам на биржевом фондовом рынке в 1993 г. достиг  2,05  трлн.  руб.,  из
них 1,45 трлн. руб. составляли денежные ресурсы. В августе 1994  г.  впервые
за все время  существования ММВБ объем продаж  долларов  превысил  экспортные
поступления за месяц. В  1993  г.  Минфин  совместно  с  Центральным  банком
России приступил  к выпуску ГКО (в 1993 г. эмиссия  составила 240 млрд.  руб.,
а к концу  1994  г.  достигла  20,5  трлн.  руб.).  Доходность  операций  на
финансовом рынке  была  огромной  (таблица  1),  практически  уникальной  по
мировым  меркам,  в  то  время  как  рентабельность  выпуска   продукции   в
производственной  сфере быстро снижалась. 

Таблица 1 - Динамика процентных  ставок  финансовых  инструментов  денежного
рынка в 1994 году. 

|США                     |5,17                 |5,07                 |
|Германия                |3,46                 |3,20                 |
|Франция                 |3,75                 |3,33                 |
|Великобритания          |5,49                 |6,60                 |
|Россия?                 |82,9                 |13,2                 | 
 

. В долларовом  выражении. 

      Параллельно  ЦБ  задействовал  дополнительные  механизмы   поддержания
высокой доходности в спекулятивном секторе, предоставляя услуги по  открытию
депозитов  коммерческим  банкам.  Одновременно   он   выступал   и   главным
покупателем  ГКО  (как  самостоятельно,  так  и  через  Сбербанк  и   другие
аффилированные  с ним коммерческие банки), поддерживая  их  сверхдоходность  и
ликвидность. Главным  же  источником  обслуживания  дефицита  бюджета  стала
кредитная эмиссия  ЦБ.
      Борьба  с  инфляцией  велась  путем   связывания   горячих   денег   в
спекулятивных операциях со сверхвысокой  доходностью за  счет  государства,
невзирая на пагубные последствия для производственной сферы и инвестиций.
      Политика смягчения последствий  бюджетного кризиса путем эмиссии  ГКО  и
наращивания госдолга привела к обратным результатам: еще большему  вымыванию
денег из производственной сферы, дальнейшему углублению  кризиса  неплатежей
и снижению налоговых  поступлений.
      В конечном счете эта политика, связав горячие деньги в пирамиде  ГКО,
привела все  же к ощутимому снижению  инфляции,  которое  было  достигнуто  с
истощением перетока денег из производственной сферы в спекулятивную.
      Однако  состояние  равновесия,  достигнутое   связыванием   избыточной
денежной массы  в пирамиде ГКО, не могло быть устойчивым в силу: 

во-первых,   быстрого   истощения    производственной    сферы    вследствие
интенсивного  оттока  капитала  и,  как  следствие,  сжатия  доходной   базы
федеральной бюджетной  системы, служащей обеспечением пирамиды ГКО; 

во-вторых, растущей доли спекулятивного иностранного капитала в  поддержании
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.