На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Теоретически - методологические аспекты фискальной политики, Особенности фискальной политики.

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 18.4.2014. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ФГОУ  ВПО «БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет _______________________________
Кафедра _________________________________
Специальность ___________________________
Специализация ___________________________
Форма обучения____________
Курс, группа ______________ 
 


(Фамилия,  имя, отчество  студента)
 


Курсовая  работа
«К защите допускаю»
 Руководитель
_______________________
 (ученая  степень, звание, Ф. И. О.)
____________________
(подпись)
“___”_____________20___г. 

Оценка  при защите 

_________________ 

_________________
      (подпись)
“___”________20___г. 
 
 
 
 

Уфа  200__ 
 
 
 

Оглавление 

Введение………………………………............................................................ 3
1.Теоретически - методологические аспекты фискальной политики…...5
    1.1 Понятие фискальной политики……………………....... ………...5
    1.2 Виды фискальной политики………................................................ 7
    1.3 Инструменты фискальной политики..……………....................... 9
    1.4 Налоговая нагрузка и уровень жизни….. ……………...…..…...13
1.5 Государственное регулирование фискальной политики и ее                   эффективность……………………………………………………..….. 15
2.Особенности фискальной политики………………………………….…21
    2.1 Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет………………………………………………………..21
2.2 Фискальная политика в Российской Федераци………………..23
2.3 Налоги и сборы налогов в РБ..........................................................32
Заключение………………………………...…................................................35
Библиографический список……………….….............................................40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Фискальная  политика – это область экономики, непосредственно связанная с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.
       Поскольку осуществление государственных  расходов означает использование средств  государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
      Фискальная  политика является очень сильным  оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить  отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.
      Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
       Тема  фискальной политики на сегодняшний  день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.[9]
      Безусловно, невозможно в одной работе досконально  рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями, пусть даже и на примере тдельно взятой страны как Российская Федерация. Но, тем не менее, в данной работе была сделана попытка рассмотреть проблемы и особенности осуществления фискальной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.  Теоретически - методологические аспекты фискальной политики 

1.1 Понятие фискальной политики 

       Под  фискальной (налоговой) политикой государства  понимается постоянное  вмешательство  государства в экономические  процессы  и явления с целью  регулирования их  протекания. Это  совокупность мероприятий  в сфере  налогообложения, направленных  на формирование доходной части государственного  бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной  экономики,  обеспечение экономического  роста, занятости населения и стабильности  денежного обращения   Фискальная (бюджетно-налоговая) политика это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
         
 
 
 
 
 

       Рисунок 1.1 Цели фискальной политики
       Фискальная  политика - совокупность  финансовых мероприятий государства  по  регулированию правительственных  расходов и доходов для достижения определенных  социально-экономических целей. Потребность  в разработке и систематическом  проведении  фискальной политики усилилась, особенно  во второй половине XX в.,  когда финансы государства стали играть значительную  роль в обеспечении стабильного экономического  роста.[1]
       Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:
    устойчивый рост национального дохода,
    умеренные темпы инфляции,
    полная занятость,
    сглаживание циклических колебаний экономики.
       Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых  ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
       Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.[6]
       1.2 Виды фискальной  политики 

       Фискальная  политика как способ  финансового  регулирования экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов  - налогообложения  и государственных  расходов. В  связи с этим проводятся  два  вида фискальной политики: дискреционная и автоматическая (недискреционная).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рисунок 1.2 Типы фискальной политики
       При  дискреционной политике государство  сознательно регулирует налогообложение  и бюджетные расходы для улучшения  экономического положения страны. Это  регулирование различно на разных  фазах экономического цикла. Так, во время кризиса  (спада производства) государство  увеличивает  свои расходы, снижает налоги, что способствует  расширению  покупательского спроса.  При подъеме производства, сопровождающемся  инфляцией,  государство сдерживает  деловую активность (уменьшает свои  расходы, увеличивает  налоги).
       Фискальная  политика, основанная на встроенных  (автоматических) стабилизаторах  (регуляторах),  использует такой механизм, который  без участия государства  устраняет  неблагоприятное положение на разных  фазах экономического цикла (в него  входят налоговые поступления и социальные  выплаты). Так, на фазе подъема экономики,  когда растут доходы предприятий и работников  благодаря прогрессивному  налогообложению,  еще быстрее увеличиваются суммы налогов.  Одновременно  уменьшается безработица  и улучшается положение малообеспеченных  семей,  вследствие чего уменьшаются  выплаты пособий по безработице и ряд  социальных  выплат. В итоге уменьшается  общая величина совокупного спроса,  чем сдерживается  неумеренный экономический  рост. На фазе кризиса суммы налоговых  поступлений  автоматически уменьшаются  (суммы налоговых изъятий из доходов  сокращаются), а  социальные выплаты  (в т.ч. пособия по безработице) возрастают. В результате  возрастает покупательная способность населения, что способствует  выходу из  кризиса.
       Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменение  величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов.
       Встроенный (автоматический) стабилизатор – это  экономический механизм, позволяющий  снизить амплитуду циклических  колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без  непосредственного вмешательства правительства.[8] 

1.3 Инструменты фискальной политики 

       Налоги  – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства  юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.[3]
       Назначение  налогов проявляется в их функциях – фискальной и экономической. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство  дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения (больниц, школ, детских садов, бассейнов, библиотек), на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, защиту здоровья матери и ребенка, проведение медицинских исследований. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка.
       Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление  большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства  социальных объектов, фундаментальных  научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция).
       Одной из любопытных подробностей происхождения самих понятий «финансы» и «налоги» является тот факт, что в раннем средневековье данные термины уравнивались в своем функциональном значении. Так, в XI – XIII вв. слова finatio и financia начали впервые употребляться в итальянских городах. Они подразумевали факт обязательной уплаты денег и срок уплаты. Этот термин относился и к налоговым обязательствам. В Германии целых 400 лет с момента появления термина «финансы», в XIV – XVII вв., в слово «финансы» вкладывалось негативное значение – вымогательства и лихоимства. А в прогрессивной Франции уже в XVI в. финансы употреблялись в том же значении, как и в настоящее время, подразумевая совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных групп.
       Вторая  половина прогрессивного XIX в. в Западной Европе была ознаменована бурным ростом промышленности и быстрым увеличением населения. Многие европейские страны увеличили ассигнования в пользу здравоохранения, просвещения и правосудия. Изменилась и система государственного налогообложения. Господствующим стал принцип  равенства всех граждан перед налоговыми законами, в результате чего потребовалось уравнять налоговое бремя между всеми сословиями. Для уменьшения налогового бремени бедноты были отменены ввозные пошлины на хлеб, налог на убой скота. Пожалуй, самыми значительными следствиями принципа «всеобщего равноправия» стали прогрессивная шкала налогообложения и освобождение от налога  доходов в сумме прожиточного минимума.[4]
       Прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход (рисунок 1.1)  Сейчас все страны мира используют преимущественно прогрессивную шкалу налогообложения
       
Средняя налоговая ставка (t) 
 
 
 

Прогрессивная 
 
 

Пропорциональная 
 
 
 
 
 
 

D0       Доходы после вычета налогов
Рисунок.1.1 Прогрессивные налоги и доходы 

       Согласно  кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента  фискальной политики может стимулировать  деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет  в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога (рисунок 1.2)
         

Налоговая ставка (t),% 
 
 
 
 
 
 

50%                    100% 
 
 
 

Рисунок 1. 2. Последствия изменения ставки  пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели 

       Экономический смысл этого эффекта следующий. При снижении ставки налога увеличивается  уровень располагаемого дохода, что  приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики  по аналогии с механизмом инвестиционного  мультипликатора. При понижении ставок налога уменьшается величина налоговых поступлений в госбюджет, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вниз. В результате положение равновесия в экономике смещается также вправо и равновесный ВВП увеличивается
       Таким образом, благодаря мультипликативному эффекту и падению ставки пропорционального  налога, повышается угол наклона линии  совокупного спроса, что приводит к росту равновесного ВВП.
       Однако  это положение касается только пропорциональных налогов. Именно они играют роль автоматических стабилизаторов экономики.
       Исследования  известного экономиста А. Лаффера по влиянию налоговой ставки на величину ВНП (ВВП) и доходы государственного бюджета показали, что при росте  налоговой ставки до 30-40% достаточно высокими темпами растут и ВВП, и доходы государственной казны. Затем темпы прироста доходов бюджета затормаживаются, а при переходе 50%-ного барьера налоговой ставки деловая активность затухает, увеличиваются масштабы теневой экономики, снижаются доходы бюджета. Такая зависимость носит методологический характер и называется кривой Лаффера (рисунок 1.3)

Рисунок 1.3 Кривая Лаффера
       На  практике трудно дать точную оценку оптимальной  ставки налога, после которой налоговые  поступления начинают падать. Так, было установлено, что в Швеции оптимальной ставки налога соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80% и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов. В России снижение налога на прибыль с 35 до 24% и введение единой ставки подоходного налога в 13% также способствовало росту налоговых поступлений в бюджет.[2] 

1.4 Налоговая нагрузка и уровень жизни 

    Обычно  считается, что отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует величину сосредоточенных в этом секторе средств по отношению к ВВП. Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15%). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это определяет и рост уровня жизни населения, что наглядно видно из данных таблицы 1.1.

Таблица 1.1 Налоговая нагрузка и уровень  жизни населения
    Влияние налоговой нагрузки на эффективность  развития экономики.
    В странах с большой налоговой нагрузкой обеспечиваются более высокие социальные стандарты. Примером является Швеция (налоговая нагрузка составляет 51% ВВП), где действует тенденция снижения экономического расслоения общества. Эффективное государственное управление направлено на приоритетное развитие наукоемких технологий. Неслучайно стремление Правительства России снизить налоговую нагрузку (Ставка налога на прибыль предприятия 24% встретила негативную реакцию ряда экономистов, озабоченных скудностью средств, направляемых на развитие социально-культурной сферы). Они прямо предлагают перенести налоговую нагрузку, связанную с поддержанием образования, культуры, здравоохранения и научно технического прогресса, на инновационный сектор, заменить социальные налоги с физических лиц корпоративным социальным налогом. Пока корпоративный социальный налог в России платит топливно-энергетический комплекс (ТЭК), что не совсем верно, так как, во-первых, это не инновационный сектор, его только предстоит создать; по вторых, предприятия ТЭКа должны платить природную ренту присваемую узкой группой лиц и составляющую, по подсчетам академика Дмитрия Львова, 60 млрд дол. ежегодно.
    В России возникли и другие проблемы. Растет теневой сектор, уменьшается  объем перечисления средств в  федеральный бюджет рядом регионов. Так, 12 регионов (Татарстан, Челябинская область) перечисляют менее 20% требуемых сумм. Еще одним недостатком сложившейся налоговой системы является неравномерность налоговой нагрузки по различным отраслям промышленности. К увеличению налоговой нагрузки ведут нерациональное расходование бюджетных средств, ставившее в тяжелые условия налогоплательщиков. В результате большинство российских налогоплательщиков платят не в соответствии с законом исходя из созданной налогооблагаемой базы, а учитывая лишь официально представленные финансовые возможности.[12] 

1.5 Государственное регулирование фискальной политики и её эффективность 

       Так как основным показателем эффективности  применения фискальной политики является государственный бюджет, то стоит  рассмотреть влияние различных инструментов фискальной политики  на этот показатель.
       Рассмотрим влияние отдельных инструментов фискальной политики на государственный бюджет при неизменном фискальном воздействии, т.е. воздействие прочих, не рассматриваемых инструментов, остается неизменным. Это значительно упрощает анализ и позволяет проследить влияние отдельных инструментов фискальной политики в более наглядной форме.
       Рассмотрим  влияние увеличения государственных  закупок на состояние государственного бюджета. Так как государственные закупки относятся к числу государственных расходов, то при неизменном фискальном воздействии следует говорить об образовании дефицита государственного бюджета вследствие их увеличения. Сразу встает вопрос, какого размера возникает дефицит?  Дать ответ на данный вопрос можно проследив последовательность изменений в экономических показателях:  увеличение государственных закупок увеличивает совокупные расходы, которые в свою очередь, через действие мультипликатора государственных расходов увеличивают объем национального производства. На этом все и заканчивается. Так как величина налоговых поступлений, которые формируют государственные доходы, не зависит от величины национального дохода, то дополнительных поступлений в государственный бюджет не возникает. Отсюда логически вытекает, что величина дефицита государственного бюджета будет равняться изменению государственных закупок.
       Влияние изменения автономных чистых налогов  на состояние государственного бюджета  можно рассматривать на примере  увеличения размера автономных налогов, так как влияние изменения автономных налогов и трансфертных платежей по абсолютной величине равны, только автономные налоги влияют на доходную часть государственного бюджета, а трансфертные платежи – на его расходную часть.  Трансферты иногда еще называют отрицательными налогами.
       Механизм  воздействия увеличения  автономных налогов на состояние государственного бюджета при неизменном фискальном воздействии выглядит следующим  образом:  увеличение автономных налогов, т.е. увеличение доходов государственного бюджета, образует положительное сальдо государственного бюджета, размер которого равен той сумме, на которую были увеличены автономные налоги. Это объясняется тем, что даже при сокращении объемов национального производства, которое происходит посредством снижения совокупных расходов, величина налоговых поступлений в государственный бюджет возрастет, так как величина налоговых поступлений не зависит от величины национального дохода.
       Можно сделать вывод, что в случае, когда  налоговая ставка отсутствует, величина дефицита государственного бюджета или его профицита будут равны тем изменениям в статьях госбюджета (доходной или расходной), которые вызваны тем или иным инструментом фискальной политики сокращении госзакупок - профицит будет так же меньше суммы снижения госзакупок.
       Влияние изменения автономных налогов при  неизменном фискальном воздействии  по принципу своего воздействия на государственный бюджет аналогично влиянию государственных закупок.
       Изменения в объемах трансфертных платежей оказывают такое же воздействие на состояние государственного бюджета как  и госзакупки с различием только в силе  данного воздействия. Это различие вытекает из  формул ложных  мультипликаторов.
       Избыток или дефицит текущего, или фактического, бюджета в любом конкретном году не свидетельствует о той или иной направленности фискальной политики правительства.
       Дефицит или избыток фактического бюджета  указывает не только на возможные  дискреционные фискальные решения  о расходах и налогах, но также  и на уровень национального производства, т.е. фиксирует текущее положение экономики.
       Решение данной проблемы экономисты нашли, введя  понятие бюджета при полной занятости.  Бюджет при полной занятости позволяет  оценить, каким был бы дефицит  или профицит госбюджета при существующем уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика в течение года функционировала при полной занятости.
       Исходя  из этого, делается вывод о том, что  дискреционная фискальная политика целенаправленно изменяет только дефицит  при полной занятости, а не циклический дефицит. Поскольку фактический дефицит состоит из структурного и циклического дефицитов, по нему нельзя судить о направленности фискальной политики правительства.
       Эффективность фискальной политики во многом зависит  от скорости реакции правительства на изменения в экономике.
       В данной связи существует несколько  препятствий, которые снижают степень  эффективности применяемой фискальной политики. Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым  подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Очень трудно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть»  их. Порой проходит несколько месяцев, прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.
       Во-вторых, существует так называемый «административный разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.
       В-третьих, существует разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов в 6-18 месяцев.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.