На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы социальной ответственности и этики в современном менеджменте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Кафедра  Менеджмент организации_______________________________ 

Дисциплина Менеджмент _______________________________________ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ТЕМА:  Проблемы социальной ответственности и этики в современном менеджменте 
 
 
 

                      Выполнил: __________________________
                                                                                                                          (Ф.И.О., факультет,  специальность) 
                                                                         _________________________
                                                                                                                          (форма обучения, срок обучения)
                        _______________________________________________
                                                                                                                             (курс, № группы)  

                      Преподаватель:
                                                                        ____________________________
                      (ученая  степень, ученое  звание)
                    ____________________________
                        (должность,  Ф.И.О.) 

Дата предоставления курсовой работы:
«___» ___________ 201_г.                             Оценка: ______________________ 

Дата  защиты курсовой работы      Подпись:  
_«___»  ___________ 201_г                             ____________________
                                                                                                            (ФИО преподавателя) 
 
 
 
 

      Москва, 2011г. 
 
 

Содержание
Введение
    Социальная ответственность в системе менеджмента   стр.4-10
      Определение и сущность социальной ответственности          стр.4-6
      Взаимодействие социальной и юридической
      ответственности         стр.6-7
      Социальная ответственность менеджеров                               стр.7-9
      Аргументы в пользу социальной ответственности   стр.9
      Аргументы против социальной ответственности    стр.10
    Назначение деловой этики и ее структура             стр.10-21
      Этика и управленческие решения                                            стр.15-21
Заключение
Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     «Социальная ответственность и этика менеджмента» - одна из важных и актуальных тем  на сегодняшний день.
     Тема  работы актуальна потому, что социальная ответственность бизнеса подразумевает  определенный уровень развития предприятия  и добровольный отклик на социальные проблемы общества. Этот отклик означает соблюдение законодательно установленных норм и правил и осуществление деятельности сверх этих требований. Именно такой подход предпринимателя к своей деятельности позволит совершить коренные изменения в сложной социально-экономической ситуации.
     В данной работе представлено теоретическое  понимание социальной ответственности  предпринимательства как субъекта экономических отношений. С этой целью будет рассмотрена философская  трактовка ответственности, соотношение ответственности с предпринимательской культурой, а также аргументы, выдвигаемые «за» и «против» непосредственного участия предпринимательства в решении социальных проблем общества.
     В обществе сложились представления  о том, что бизнес должен ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т. п. Следовательно, предприниматели должны часть своих ресурсов и усилий направлять на пользу местных сообществ, в которых функционируют их предприятия, и, таким образом, на пользу общества в целом, так как организации не могут длительное время работать ответственным образом, находясь в конфликте со своим окружением. Для успешного бизнеса предприятие должно уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благожелательной к организации. Расходы на социальную ответственность оправданы фактом совершенствования различных сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к бизнесу, что повышает лояльность потребителей к производителям продукции, снижает уровень государственного регулирования и ведет к общему улучшению состояния общества. Однако бизнес, чтобы стать социально ответственным, должен анализировать собственные прямые действия и окружающую их среду и выбирать такие программы, которые помогут этой среде в наибольшей мере.
Цель работы - рассмотреть социальную ответственность  и этику менеджмента.
    Социальная ответственность в системе менеджмента
      Определение и сущность социальной ответственности
 Принятие  на себя ответственности и  привлечение к ответственности  являются необходимыми следствиями  выполнения задач различными  лицами с разделением труда  между ними.
Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).
Социальная ответственность является свойством характера личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д. Ответственность личности - это черта характера, приобретаемая в результате воспитания и учета моральных норм общества.
 Социальная  ответственность менеджера отражается  в его решениях, поставленных целях и их приоритетах, средствах и методах реализации решений.
     Она реализуется в конкретных делах  компании и менеджера (руководителя), направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и социально незащищенных групп населения.
     Эта помощь может реализоваться в  прямом или косвенном виде. В прямом виде помощь может оказываться в  форме бесплатных обедов; продажи  товаров по сниженным ценам; производства экологически чистой продукции; установления квот на прием безработных, выпускников учебных заведений, инвалидов и т.д. В косвенном виде - это благотворительные взносы, поддержка социальных инициатив других компаний или государства и т.п. На практике иногда социальная ответственность вторична по отношению к благосостоянию компании согласно девизу: Сначала преуспевание, а потом благотворительность".
     Социальная  ответственность компании явно или  неявно отражается в ее уставных документах. Особенно это проявляется в миссии и основных целях компании. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение потребностей и интересов персонала и клиентов, то это высшее проявление социальной ответственности. Если же основной целью является получение максимальной прибыли в интересах учредителей, то это означает минимальную социальную ответственность компании. При этом руководители компании будут сильно ограничены в попытках расширить свою социальную ответственность.
     Важными параметрами социальной ответственности  являются широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.
 Широта определяет  диапазон функций производства  и управления, по которым компания  берет на себя социальную ответственность,  например, техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.
 Временной  интервал - это период устойчивого  внимания и конкретных действий  по соблюдению моральных норм  во всем диапазоне заявленных  функций производства и управления  компании. Временной интервал может  быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.
     Придаваемое значение - это важность социальной ответственности перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для  реализации важнейших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство компании решило закупить технологию, в которой не используется асбест в качестве наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса решили "заморозить". Вовлеченность персонала - уровень участия персонала компании в реализации социальных целей. Существуют два основных варианта организации выполнения социальных целей: 

 • путем  формирования отдельных коллективов  в составе компании; 

 • путем  участия всего коллектива компании  на общественных началах во  внеурочное время.
      Взаимодействие социальной и юридической ответственности
 Процесс гармонизации  общества и компании идет через  реализацию социальных инициатив  и юридических требований. Обычно часть социальных инициатив является предвестником юридических требований, другие социальные инициативы признаются морально необходимыми, но не оформляются директивными актами государственного или муниципального управления. Иногда закон опережает появление социальных инициатив и тогда он предусматривает юридическую и социальную (моральную) ответственность руководителя или компании. Например, законодательные акты о предельных концентрациях вредных выбросов в атмосферу или в водную среду регулируют технологию производства и возлагают социальную ответственность рук7оводителей перед населением. Обычно социальная ответственность предусматривает более жесткие требования на параметры концентраций вредных выбросов.
     Вопросы юридической ответственности руководителей решает суд или арбитраж, а социальная ответственность оценивается общественным мнением, результаты которого могут быть более действенными, чем юридическая ответственность.
     Возложение  на себя социальной ответственности  может идти только добровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие преимущества и какие трудности он будет ощущать. Вопросы активизации социальной ответственности рассматривались многими учеными и практиками США и Японии. На основе опубликованных материалов можно составить общую картину мотивов, активизирующих социальную ответственность компании, специалистов или руководителя: 

 • чувство  долга, предвыборные обещания; 

 • желание  принести больше пользы своим  работникам, населению, прилегающей  территории; 

 • получение  удовлетворения от видимых работниками и населением результатов (самовыражение, самопроявление); 

 • избежание  общественных порицаний и взысканий; 

 • повышение  имиджа или карьерный рост; 

 • выигрыш  в споре или конкурсе;  

 • отвлечение  от постоянных личных переживаний.
      Социальная ответственность менеджеров
 Менеджеры  активно участвуют в различных  социальных мероприятиях. Сдерживающим  фактором в этом участии руководителей  высшего звена являются требования  рядовых работников увеличивать  доходы на акцию в ежеквартальном исчислении. Из-за этого управляющие вынуждены отказываться от финансирования программ, o6ycловленных социальной ответственностью.
     Давно существует такая форма социальной помощи, как добровольные пожертвования  на местные благотворительные нужды. Но в настоящее время распространяется форма личных контактов для оказания помощи. Ряд фирм проводят социальные мероприятия по специальным программам, которые предусматривают возможность участвовать в их осуществлении многим работникам. При этом используются различные подходы к реализации программ. Некоторые фирмы свои социальные программы реализуют при помощи своих же сотрудников или освобождают своих людей для выполнения общественной работы. Выполнение работ для общества улучшает отношения между предприятием и местным населением. Одновременно это оказывает положительное влияние на самих сотрудников и их отношение к своей работе. Некоторые предприятия, в продукции которых нуждается общество, дарят эту продукцию (организация компьютерных классов в школах и университетах, приобретение необходимого учебного оборудования). Бизнес жертвует часть своих средств на реставрацию памятников, благоустройство городов, больным детям, инвалидам и т.п.
     Социальная  ответственность предотвращает  конфликтные ситуации между организацией и обществом, в котором она функционирует. Для обеспечения высокой жизнедеятельности организации необходимо постоянно приспосабливаться к окружающей среде и постоянно откликаться на проблемы социальных сообществ для установления благожелательных отношений с ними. Понесенные расходы оправдываются благодаря совершенствованию различных направлений развития общества и улучшением отношения общества к организации. Разумеется, организации не должны заниматься мелочными вопросами. Социальная ответственность должна реализоваться в существенной помощи среде.
     Мероприятия по социальной ответственности свойственны  не только крупным организациям. Их осуществляют и мелкие предприятия. И это не менее ценно, чем проведение мероприятий по социальной ответственности  крупными фирмами.
     Однако  на первом плане работы любой организации  является обеспечение ее прибыльности, которая и является основой любых  мероприятий по социальной ответственности. Открытое признание приоритетов  и социально ответственное поведение  обеспечивают компании достижение важных вторичных целей. Прибыльность и развитие идут бок о бок с честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местному обществу.
      Аргументы в пользу социальной ответственности
     Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного общества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.
     Изменение потребностей и ожиданий широкой  публики. Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с 60-х  годов. Чтобы сузить разрыв между  новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становиться и ожидаемой и необходимой.
     Наличие ресурсов для оказания помощи в решении  социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.
     Предприятие является членом общества, поэтому  нормы морали также должны управлять  его поведением. Предприятие, подобно  индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.
      Аргументы против социальной ответственности
     Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление  части ресурсов на социальные нужды  снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.
     Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции. В результате снижается их сбыт на международных рынках, что ведет к ухудшению платежного баланса.
     Недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются подотчетными широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.
     Недостаток  умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше  всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.
    Назначение деловой этики и ее структура
     Этика — это принципы, определяющие правильное поведение и его отличие от неправильного. Этика основана на этических  нормах, т. е. системе общих ценностей  и правил, соблюдение которых организация  требует от своих сотрудников. Эти  ценности являются частью ценностей, существующих в культуре данного общества. Это как бы внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика менеджмента связана с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды.
     В бизнесе этика затрагивает вопросы  социально ответственного поведения организации и множество вариантов поведения управляющих и управляемых. Между первыми и вторыми складываются определенные этические отношения. Речь идет о корпоративной этике, которая предусматривает неукоснительное соблюдение законов и норм отношений организации с государством и средой, в которой она функционирует, т. е. приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Обеспечивая интересы организации, руководители не должны преступать того, что при рассмотрении со стороны воспринимается как недопустимое.
     Этика в бизнесе соизмеряется, с одной  стороны, такими экономическими показателями организации, как доходы, издержки производства и реализации, прибыль, а с другой - социальной ответственностью, т. е. обязательствами  к другим людям, как во внутренней среде организации, так и в обществе в целом.
     Опыт  показывает, что по нарушению корпоративной  этики на первом месте находятся  руководители высшего звена управления, но эти нарушения могут быть допущены также менеджером любого уровня.
  Чаще всего — это использование служебного положения (взятки, использование средств организации в личных целях, ведение личных телефонных разговоров со служебного телефона и д.р.). В большинстве случаев здесь закон не нарушается. Среди нарушений этических норм связанных с игнорированием законов, являются фальсификация документов, присвоение средств, загрязнение окружающей среды, несоблюдение норм безопасности продукции и безопасности труда.
     Каждая  организация в целом заинтересована в том, чтобы нормы корпоративной  этики не нарушались. Работа по соблюдению корпоративной этики ведется в нескольких направлениях. В первую очередь, каждая организация разрабатывает систему общих ценностей правил этики, которых должны придерживаться ее работники, т. е. этические нормативы. Они предполагают достижение целей организации в рамках определенных этических правил ведения бизнеса. Запрещается взяточничество, вымогательство, подарки, конфликты интересов фирмы, нарушение законов, мошенничество, раскрытие секретов фирмы, незаконные выплаты. Этические нормативы доводятся до работников при поступлении на работу. Они должны соответствовать ценностям, принятым в обществе.
     Некоторые зарубежные организации создают постоянные комитеты по этике из членов высшего звена управления или содержат должностное лицо, ведающее этикой бизнеса (менеджер по этике).
     Соблюдению  этических норм в бизнесе способствуют отчеты о социальном влиянии организации на внутреннюю и внешнюю среду. Озабоченность этикой бизнеса вынуждает организации проводить обучение своих работников этическому поведению. В университетах и колледжах стран Запада читаются специальные курсы по этике бизнеса.
     Соблюдению  норм этики в бизнесе способствует освещение их в периодической печати и по телевидению.
     В то же время деловая этика базируется на уважении интересов не только своей  фирмы, но и партнеров, клиентов и  общества в целом. Данное правило  распространяется также на конкурентов – запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.
     Нарушение прав собственности, присвоение закрытой информации, недостоверная реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий шпионаж вызывают деформацию рыночных отношений, повышают риски и издержки. Нечестная информация отталкивает покупателей, дискриминация по непрофессиональным признакам и “переманивание мозгов” искажают отношения на рынке труда. Получение выгодных заказов не на конкурсной основе, а по блату, за взятку или посредством шантажа и угроз также разрушает рынок.
     Основа  современной деловой этики –  социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).
     Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях.
     1. Гипернормы. Эти нормы основаны на общечеловеческих ценностях и зафиксированы в “Принципах международного бизнеса” – всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли).
     Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к следующим категориям лиц: 

    покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого  достоинства);
 
    работникам (достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства);
 
    владельцам  и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный  доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями  конкуренции);
 
    поставщикам (справедливые и честные отношения  с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения  и излишних судебных разбирательств, обмен информацией и привлечение  к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.);
 
    конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ  от использования сомнительных средств  достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности);
 
    местному  населению (соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни).
 
     Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и правилам. 

     2. Макроуровень (в масштабе отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса. Речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда. Социальные контракты заключаются на макро - и микроуровнях.
     3. Микроуровень (в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Их нарушение влечет различные потери (рост накладных расходов, конфликтные ситуации и др.). На данном уровне решаются и постоянно возникающие (особенно в сфере управления людьми) частные этические проблемы.
     Менеджеры, привыкшие к количественным критериям эффективности и испытывающие нехватку времени, нередко стремятся пренебречь этическими решениями, представляющими для них известные трудности. Очень непросто также оперировать разными уровнями этических норм.
     Гипернормы могут противоречить микроуровневым нормам и другим конкретным задачам бизнеса. Помочь здесь (хотя и в ограниченной степени) могут стандартные приемы и некоторые новые рекомендации специалистов по введению этических решений в практику управления.
      Этика и управленческие решения
     Сегодня руководитель не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и имеющийся запас времени ограничены.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.