На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Увеличение прибыли и рентабельности на предприятии машиностроения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

 
     Актуальность  темы. Переход экономики России на рыночные отношения и связанные с этим процессы формирования многоукладного хозяйства на основе разных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования организаций. Эти изменения затронули все стороны деятельности.
     Организации получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех организации всецело зависят от того, насколько эффективна её деятельность.
     Законченную денежную оценку различных сторон производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности организации получают через систему показателей, характеризующих финансовый результат. Конечный финансовый результат деятельности предприятия – прибыль (убыток) отчетного года. В условиях рыночной экономики прибыль формирует основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального характера. За счет прибыли выполняется также часть обязательств организации перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Показатели прибыли характеризует степень её деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. Максимизация прибыли в этой связи является первостепенной задачей организации. Для решения этой задачи необходимо уметь анализировать хозяйственную деятельность организации, знать механизм формирования прибыли; уметь выявлять и измерять факторы, влияющие на результат деятельности и оценивать возможности его роста. Относительным показателем эффективности деятельности, её результативности является рентабельность, отражающая доходность вложенных организацией средств и ресурсов.
     Целью курсовой работы является рассмотрение путей повышения прибыли и рентабельности на предприятии машиностроения.
     Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
     - изучить теоретические основы формирования и планирования прибыли в организации.
     - проанализировать экономическую и финансовую деятельность организации.
      - обосновать резервы увеличения прибыли от реализации продукции (работ, услуг) в организации.
     - показать перспективность применения метода планирования прибыли, основанного на эффекте операционного рычага.
     Предметом исследования являются процессы формирования и планирования прибыли в организации.
     Объектом  исследования данной курсовой работы является ОАО «УАЗ».
     Источниками информации для написания курсовой работы послужили нормативные документы, труды отечественных авторов по проблеме, периодические издания, бухгалтерская отчетность организации за 2008 – 2010 гг.
     При написании курсовой работы использовались такие методы исследования, как: монографический, расчетно-конструктивный, аналитический и другие.
     В работе были использованы труды следующих  авторов:
     Шахмалова М.П., Гавриловой Е.Г., Мамыкина Н.Л.
 

     

1. Теоретические аспекты формирования прибыли и рентабельности на предприятии

1.1. Экономическая сущность, значение и функции прибыли

 
     Вопрос  определения финансового результата организации – один из фундаментальных  и сложных вопросов, стоящих перед  бухгалтерским учетом. Многочисленные исследования на предмет изучения соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском  учете, её экономическому содержанию, привели к разграничению таких понятий как «бухгалтерская» и «экономическая» прибыль.
     Прибыль – это превышение доходов над  расходами. Обратное положение называется убытком.
     В соответствии с нормативными актами, действующими в России, под доходами понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)[4. С.65].
     Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)[5. С.77].
     В зависимости от характера, условий  возникновения и направлений  деятельности организации доходы и  расходы подразделяются на:
     - доходы и расходы по обычным  видам деятельности;
     - прочие доходы и расходы[3. С.127].
     Расходами и доходами по обычным видам деятельности являются поступления и затраты, связанные с изготовлением продукции  и продажей продукции, приобретением  и продажей товаров, а также связанные  с выполнение работ, оказанием услуг.
     Прочие  доходы и расходы: доходы и расходы, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  активов организации; с предоставлением  за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной собственности; с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); с продажей, выбытием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные или уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; возмещение причиненных организации или организацией убытков; прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки и уценки активов; а также поступления и расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.)[2. С.297].
     Особенности прибыли как экономической категории, её роль в хозяйстве находят своё практическое выражение в её функциях. В экономической литературе выделяют следующие функции прибыли:
     1) Прибыль служит критерием и  показателем эффективности деятельности  организации.
     2) Стимулирующая функция. Выступая  конечным финансово-экономическим  результатом организаций, прибыль  приобретает ключевую роль в  рыночном хозяйстве. За ней  закрепляется статус цели, что  предопределяет экономическое поведение  хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма её распределения, включая налогообложение[7. С.196].
     Прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся в организации после уплаты налога, выплаты дивидендов и других первоочередных отчислений осуществляются материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы[1. С.6].
     3) Источник образования финансовых ресурсов организации[4. С.103].
     Прибыль – основной источник прироста собственного капитала, обновления производственных фондов и выпускаемой продукции. В условиях рыночных отношений, собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении организации, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых организацией с учетом перспектив его развития.
     4) Прибыль является источником  формирования доходов бюджетов  различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке[3. С.48].
     Таким образом, прибыль – основной источник прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития организации, а также важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней[5. С.103].
     Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности организации  является принятая для всех организаций, независимо от форм собственности, единая модель хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли. Она отражает присущее всем организациям, функционирующим в условиях рынка в качестве независимых товаропроизводителей, единство: целей деятельности, показателей финансовых результатов деятельности, процессов формирования и распределения прибыли, системы налогообложения. Таким образом, основной источник доходов предприятия – выручка от реализации продукции, а именно та её часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию. [8. С.124].
     Финансовый  результат от экономической деятельности выражается в двух показателях: валовая  прибыль и прибыль от продаж. Если валовая прибыль рассчитывается как разность между выручкой от продаж и себестоимостью реализованной продукции, то прибыль от продаж формируется как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы[6. С. 283].
     Финансовый  результат от всех видов обычной деятельности также выражается двумя показателями: прибылью до налогообложения (разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой или инвестиционной деятельности) и прибылью после налогообложения.
     Конечным  финансовым результатом деятельности организации является чистая прибыль, которая формируется на счете 99 «Прибыли и убытки» как Прибыль (убыток) от продаж (плюс, минус) Сальдо прочих доходов и расходов минус Налог на прибыль.
     Чистая  прибыль является основным показателем  для объявления дивидендов акционерам, а также источником средств, направляемых на увеличение уставного и резервного капитала, капитализации прибыли организации. Она характеризует реальный прирост (наращение) собственного капитала организации[8. С. 284].
     Финансовые  результаты деятельности организации  за отчетный период характеризует отчет  о прибылях и убытках в составе  бухгалтерской отчетности[9. С.87].
     Показатели  прибыли классифицируются следующим  образом:
    По источникам формирования:
     - прибыль от реализации продукции  и услуг;
     - прибыль от реализации имущества;
     - внереализационная и операционная  прибыль.
     2) По видам деятельности:
     - прибыль от обычной деятельности;
     - прибыль от инвестиционной деятельности;
     - прибыль от финансовой деятельности[4. С. 268].
     3) По составу включаемых затрат:
     - маржинальная прибыль (прибыль  минус постоянные затраты);
     - прибыль от реализации продукции;
     - общий финансовый результат отчетного  периода до выплаты процентов  и налогов;
     - прибыль до налогообложения;
     - чистая прибыль.
     4) В зависимости от характера  деятельности организации:
     - прибыль от обычной деятельности;
     - прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данной организации.
     5) По характеру налогообложения:
     - налогооблагаемая прибыль;
     - не облагаемая налогом (льготируемая) прибыль в соответствии с налоговым  законодательством.
     6) По степени учета инфляционного  фактора:
     - номинальная прибыль;
     - реальная, скорректированная на  темп инфляции в отчетном периоде[12. С.204].
     7) По характеру использования: 
     - прибыль, направленная на дивиденды  (потребленная);
     - капитализированная прибыль (нераспределенная).
     8) По периодичности получения:
     - регулярная;
     - чрезвычайная[11. С.268].

1.2. Виды прибыли и порядок ее формирования

 
     Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием  предпринимательства, определяет необходимость  её правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешность финансово-хозяйственной деятельности организации. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволяет осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками, поставщиками[1. С.149].
       Планирование прибыли – составная  часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по  всем видам деятельности организации. Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления налогообложения прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.
     В условиях стабильной развивающейся  экономики планирование прибыли  осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах  и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период – квартал, полугодие.
     Планирование  прибыли использует все параметры  бизнес-плана и является решающим в определении финансового результата от всей деятельности организации.
     На  практике возможно применение различных  методик прогнозирования (планирования) прибыли, которые можно классифицировать по трем группам:
    Традиционные методы.
    Экономико-математические методы.
    Методы маржинального анализа.
     К традиционным обычно относят методы:
    Метод прямого счета.
    Аналитический.
    Метод совмещенного расчета[1. С.98].
     1. Метод прямого счета.   
     Данный  метод наиболее распространен в  организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.
       Прибыль на реализуемую продукцию  (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле: 

           Прп = Врп – Срп,  (1) 

     где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
     Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
     Более детально прибыль от объема реализуемой  продукции в плановом периоде  определяется по формуле:
           Прп = Пон + Птп – Пок, (2) 

     где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;
     Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;
     Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.
     Тогда,
     Прибыль (убыток) планируемого года = Прибыль  от продажи + Прочие доходы – Прочие расходы
     Данная  методика расчета применима для  укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции  в ценах и по себестоимости.
     Разновидностью  метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
     2. Аналитический метод. 
     Используется  при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.
     Расчет  аналитическим методом ведется  раздельно по сравнимой и несравнимой  товарной продукции. Сравнимая продукция  выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Р0: 

     Р0 = [П0 : ПСтп] * 100%,  (3)
     где П0 – ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);
     ПСтп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.
     Расчет  ведется в определенной последовательности:
    С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.
    Рассчитывается изменение [+, -] себестоимости продукции в планируемом году.
    Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте продукции, её качестве, сортности.
    После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста [или снижения] цен.
    Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на 1-м и последующих этапах.
    Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
     Аналитический метод показывает влияние различных  факторов на прибыль, но это преимущество проявляется только при наличии  стабильных условий хозяйствования[2. С.53].
     3. Метод совмещенного расчета
     В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода[8. С.157].
     Метод планирования прибыли, основанный на эффекте  операционного рычага базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете  маржинальной прибыли. Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет определять объем и стоимость продаж, при которых коммерческая организация способна покрыть все свои расходы, не получая прибыли, но и без убытка. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Точка безубыточности – это такой объем выручки, при котором организация не получает ни прибыли, ни убытка[5. С.158].
     Более наглядно это можно представить графически (см. рис. 2). 

     
Рис. 1. Определение точки безубыточности 

     Прямые 1-3 показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки  от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации равна её полной себестоимости.
     Механизм  применения операционного левереджа зависит от того, какие факторы воздействуют на изменение выручки от продаж в плановом периоде по сравнению с базисным: динамика цен, либо динамика натурального объема продаж, либо оба фактора вместе. Как правило, на практике выручка растет, или снижается под влиянием одновременного действия обоих факторов. Но при планировании прибыли важнейшее значение имеют степень и направление воздействия на выручку каждого фактора. Изменение цен в большей степени отражается на динамике прибыли от продаж, чем изменение натурального объема продаж.
     Назовем условно первый из указанных видов  операционного левереджа ценовым, второй — натуральным. Ценовой операционный левередж определяется по формуле: 

            , (4) 

     где Лц — ценовой операционный левередж;
     Вб — базисная выручка от продаж;
     Пб — базисная прибыль от продаж;
     Ценовой операционный левередж равен отношению базисной выручки к базисной прибыли от продаж и показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменении выручки при изменении цен на 1 %.
     Формула натурального операционного левереджа  выглядит так: 

            , (5) 

     где Лн — натуральный операционный левередж;
     Пр — базисные переменные затраты.
     Натуральный операционный левередж — это отношение выручки от продаж базисного периода, уменьшенной на переменные затраты того же периода, к базисной прибыли от продаж, или отношение маржинальной прибыли к прибыли от продаж в базисном периоде.
     С помощью показателя натурального операционного  левереджа рассчитывается плановая прибыль от продаж при условии  изменения в плановом периоде только натурального объема продаж.
     В реальных условиях, как правило, происходит одновременное изменение и цен, и натурального объема продаж, причем оба фактора могут действовать и в одном направлении, и в противоположных направлениях. Необходимо использовать оба вида операционного левереджа для планирования финансового результата от продаж именно при таких условиях[1. С.7].
     Темп  изменения прибыли от продаж в  плановом периоде по сравнению с  базисным тогда будет определяться по формуле: 

            , (6) 

     где ?П — прирост (уменьшение) прибыли от продаж;
     Иц — изменение цен на реализуемую продукцию в плановом периоде по сравнению с базисным (в долях единицы и соответственно со знаками «+» или «–»);
     Ин — изменение натурального объема продаж (аналогично величине «Иц»).
     Формула (6) позволяет решать следующие задачи в процессе планирования финансового результата от продаж:
    Расчет темпов и направления изменения финансового результата от продаж.
    Целенаправленное изменение планового финансового результата от продаж путем корректировки каждого индекса в пределах имеющихся практических возможностей.
    Определение необходимого уровня одного из индексов, если известен другой и задана нужная организации сумма плановой прибыли от продаж.
    Определение уровня индексов, обеспечивающих критический объем продаж, т.е. нулевую прибыль в плановом периоде.
     Таким образом, операционный левередж — инструмент, позволяющий оперативно реагировать  на динамику спроса и принимать решения, связанные с изменениями финансового  результата от продаж[1. С.1].
     Однако  применение методов маржинального  анализа ограничено рядом условий, в числе которых:
    Устойчивый характер переменных расходов к выручке от продаж.
    Неизменность постоянных расходов.
    Постоянство структуры продаж по видам (группам) продукции.
     Литвин  М.И. предлагает использовать факторную  модель прогнозирования прибыли от продаж, которая имеет следующий вид[9. С.8]: 

           PSp = PSb ± DS ± DN ±  DVC ± DFC ± DP, (7) 

     где PSp — прогнозируемая прибыль;
     PSb — прибыль базисного периода;
     DS — влияние изменения объема  продаж;
     DN — влияние структурного (ассортиментного) сдвига в объеме продаж;
     DVC — влияние изменения переменных  расходов;
     DFC — влияние изменения постоянных  расходов;
     DP — влияние изменения продажных  цен на продукцию организации.
     1. Фактор влияния объема продаж  на прибыль (DS) может быть рассчитан по формуле: 

           DS = DTs*OL*PSb, (8) 

     где DTs — прогнозируемый прирост выручки  от продаж;
     OL — операционный рычаг;
     PS — прибыль от продаж в базовом  периоде.
     2. Влияние фактора структурных  сдвигов в объеме продаж (DN) определяется  по формуле: 

           DN = Sb*Tb*DMPn, (9) 

     где Sb — выручка от продаж в базовом периоде;
     Tb — прогнозный темп роста выручки  от продаж;
     DMPn — изменение коэффициента маржинального  дохода из-за структурных сдвигов.
     3. Влияние на прибыль фактора  переменных расходов (DVC) определится  как: 

           DVC = Sb x Ts x VCn x VCp, (10) 

     где: VCn — коэффициент переменных расходов с учетом структурных сдвигов (1 – MPn);
     VCp — прогноз снижения переменных  расходов (с обратным знаком).
     4. Влияние на прибыль фактора  постоянных расходов (DFC) определяется  прямым счетом, но с обратным знаком.
     5. Влияние на прибыль фактора  цен (DP) определится по формуле: 

           DP = Sb* Tb*Pp, (11) 

     где Pp — прогнозируемое изменение цен  на продаваемую продукцию
     Таким образом, доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и  относительными показателями. Абсолютный показатель – сумма прибыли, относительный показатель – уровень рентабельности. Поэтому анализ финансовых результатов деятельности организации должен быть направлен на выявление динамики изменений данных параметров, оценку факторов, влияющих на их величину. 
 

1.3. Рентабельность и ее виды 

     Рентабельность  – это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности предприятия, отражающий конечные результаты хозяйственной деятельности. Рентабельность представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства путем соизмерения доходов от производства и расходов на него.
     К основным факторам, оказывающим непосредственное воздействие на увеличение уровня рентабельности на предприятиях относятся: рост объема производства продукции, снижение ее себестоимости, сокращение времени оборота основных производственных фондов и оборотных средств, рост массы прибыли, лучшее использование фондов; система ценообразования на оборудование, здания и сооружения и другие носители основных производственных фондов; установление и соблюдение норм запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции. Для достижения высокого уровня рентабельности необходимо планомерно и систематически внедрять передовые достижения науки и техники, эффективно использовать трудовые ресурсы и производственные фонды.
     Повышение рентабельности возможно за счет:
     -реконструкции  предприятий;
     -усовершенствования  финансового менеджмента;
     -снижение  себестоимости;
     -увеличения  объемов производства и реализации  продукции;
     -улучшения  качества продукции и повышения  цен на нее.
     Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличение прибыли и повышения рентабельности.
     Для определения основных направлений  поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам (рисунок 1.4).
     К внешним факторам относятся природные  условия, государственное регулирование  цен, тарифов, процентов, налоговых  льгот, штрафных санкций, инфляции и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, не могут оказать значительное влияние на величину прибыли и рентабельности. 

     
     
     
     
     
     
       

     Рис. 2 - Схема факторов, влияющих на величину прибыли и рентабельности
     К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляции и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, не могут оказать значительное влияние на величину прибыли и рентабельности.
     Внутренние  факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объем средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через качественные изменения: производительности оборудования и его качества. Использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускоряемости оборачиваемости оборотных средств, повышения квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствования организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов.
     К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда.
     При осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности предприятия все вышеперечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. «Прямое» влияние на себестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы, т.к. доля материальных затрат в себестоимости значительна и колеблется от 60 до 90%.
     На  каждом предприятии должны предусматриваться  плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
     - увеличение выпуска продукции;
     - улучшение качества продукции,
     - продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду,
     - снижение себестоимости продукции  за счет более рационального  использования материальных ресурсов, производственных мощностей и  площадей, рабочей силы и рабочего времени,
     - диверсификация производства,
     - расширение рынка продаж и др.
     Таким образом, из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства.
 

     

2. Анализ прибыли и рентабельности

2.1. Характеристика предприятия и его экономических показателей

 
     Открытое  Акционерное Общество «Ульяновский автомобильный завод» (ОАО «УАЗ») — российская компания по производству легковых и грузовых автомобилей.
     Местонахождение и адрес: 432008, город Ульяновск, ул. Московское шоссе, дом 8.
     История марки УАЗ берет свое начало в июле 1941 года, когда Государственный Комитет Обороны СССР принял решение об эвакуации из Москвы ряда крупнейших предприятий. Было решено открыть сборочное производство Завода им. Сталина (ЗИС) в Ульяновске. Таким образом, решением Правительства СССР в октябре 1941 года часть коллектива Московского автомобильного завода вместе с оборудованием была эвакуирована в Ульяновск. К началу 1942 года цех боеприпасов выпустил свою первую продукцию — авиационные снаряды.
     В 1954 году на заводе создается отдел главного конструктора (ОГК). Вначале это была небольшая группа под руководством И. А. Давыдова, которая принимала с Горьковского автомобильного завода документацию и передавала ее после обработки и комплектования в технологический отдел. С приходом новых специалистов начинается разработка новых автомобилей семейства УАЗ, в результате чего в конце года с конвейера сходят наладочные партии ГАЗ-69.
     В 1955 году приказом министра Ульяновскому автозаводу было поручено освоить выпуск ранее производившихся в городе Горьком легковых автомобилей повышенной проходимости ГАЗ-69 и ГАЗ-69А и прицепов к ним. С этого же года УАЗ стал официально специализироваться на производстве малотоннажных автомобилей повышенной проходимости. Весной 1955 года УАЗу также было поручено провести в сжатые сроки цикл опытно-конструкторских работ по созданию нескольких разновидностей автомобилей.
     С 1956 года начат экспорт автомобилей УАЗ. Уже в 1959 году ульяновские вездеходы были отправлены на экспорт в 22 страны мира. Автомобили Ульяновского автозавода имели хорошую репутацию благодаря надежности и неприхотливости в эксплуатации.
     В январе 1961 года было принято решение об освоении новых моделей автомобилей. В конце года началось серийное производство грузовика с бортовой платформой УАЗ-451Д и фургона УАЗ-451. И уже 12 декабря первые машины сошли с нового конвейера. Модификации этих автомобилей выпускаются на заводе и сегодня.
     В октябре 2006 года ОАО «Северсталь-авто» и английская компания Stadco договорились создать совместное предприятие для организации штамповочного производства на территории особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане.
     В феврале 2008 года на заводе ОАО «УАЗ», входящем в состав автомобильного холдинга ОАО «Северсталь-авто», началось серийное производство легких коммерческих автомобилей на базе внедорожника UAZ Patriot. Новая модель получила название UAZ Cargo в нескольких модификациях.
     Более чем 60-летняя история Ульяновского автомобильного завода — лучший показатель качества автомобилей и уверенности в марке. Несмотря на тяжелое время Великой Отечественной войны, несмотря на сложные периоды перестройки, и распада СССР, заводу удалось сохранить тот высокий уровень, который он удерживал во все времена своего существования и развития, что подтверждается не только многочисленными наградами, но и доверием широкого круга автомобилистов во всем мире.
     Количество работников цеха сборки и сдачи автомобилей ОАО «УАЗ» с 2008 по 2010 год уменьшилось с человек до 76. Несмотря на это производительность труда в 2010 году возросла на 30 % по сравнению с 2008 годом и составила 754 руб./чел. Это свидетельствует о более рациональном использовании рабочей силы.  

Таблица 1
Экономическая характеристика цеха сборки и сдачи автомобилей ОАО «УАЗ» за 2008-2010 гг.

и т.д.................


Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. в % к
2008 г. 2009 г.
Среднегодовая численность работников, чел. 82 78 76 92,68 97,43
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ), тыс. руб. 1255 1564 2174 173,23 139,00
Среднегодовая стоимость оборотных фондов, тыс. руб. 4708 4672 5181 110,05 110,89
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) 48357 38517 57337 118,57 148,86
Производительность труда, руб./чел. 590 494 754 127,93 152,78

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.