На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Бухгалтерский учет и анализ расчетов с бюджетом по налогам и сборам (на примере ЗАО «Челны-Хлеб»)

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Институт  экономики, управления и права 
 
 

Экономический факультет 

Кафедра «Бухгалтерского  учета и аудита» 
 
 

Бухгалтерский учет и анализ расчетов с бюджетом по налогам и сборам
(на  примере ЗАО «Челны-Хлеб»)
(дипломная  работа) 
 
 
 
 
 

Исполнитель: студент  III сп курса _________________Гайсина Г.М.
Научный руководитель: ассистент _________________Белова О.Е.
Рецензент: главный бухгалтер
ЗАО «Челны - Хлеб»                       _________________Шаймуратов Н.Ф.
Заведующий кафедрой: доцент, к.э.н._______________Безвидная М.М. 
 
 

                                          
                                       
Казань  - 2006  

Содержание
Введение 3
1. Экономическое содержание налогов и сборов 7
  1.1. Налоги в экономической системе общества 7
  1.2. Виды налогов и их классификация 14
  1.3. Нормативно-правовая база регулирования  налогов в РФ 19
2. Действующая  практика бухгалтерского учета  расчетов
 с  бюджетом и пути его совершенствования 27
  2.1. Бухгалтерский учет расчетов  по налогу на
  добавленную стоимость  27
  2.2. Бухгалтерский учет расчетов по налогу на прибыль 32
  2.3. Бухгалтерский учет расчетов по прочим налогам 38
3. Анализ  расчетов с бюджетом по налогам  и сборам 47
  3.1. Анализ начисления и уплаты  основных налогов организации 47
  3.2. Контроль налоговых органов за  соблюдением
    налогового законодательства организацией 53
  3.3. Анализ налоговой нагрузки организации
    и направления ее оптимизации 59
Выводы  и предложения 68
Список  использованной литературы 73
Приложения 77 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Вопросы налогообложения всегда интересовали человечество, с эпохи возникновения  государства и до настоящего времени. В условиях сложного состояния экономики, ограниченности финансовых ресурсов бюджетов регионов и бюджетов местного самоуправления, многообразие форм собственности и организационно – правовых форм хозяйствующих субъектов, обуславливающих применение новых методов перераспределения денежных средств, объективно возникает необходимость укрепить доходную базу бюджетов разных уровней. Налоги же являются основным источником формирования доходов бюджетов. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
      В настоящее время налоговая система  Российской Федерации переживает процесс  серьезного реформирования. В налоговом  законодательстве, в практическом инструментарии исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, имеют место серьезные недостатки, дающие возможность недобросовестным налогоплательщикам не выполнять своих обязательств перед государством и приводящие к существенным потерям для бюджета. К серьезному ущербу для бюджета приводят широко распространенные нарушения налогового законодательства. Существенные трудности вызывает правильный учет начисленных налогов и сборов, их отражение в бухгалтерском и налоговом учете. Изменение существующего налогового законодательства определяется не только его несовершенством, но, прежде всего, необходимостью формирования единой налоговой правовой базы и установлении в России единого налогового правопорядка, что обеспечит создание рациональной и справедливой налоговой системы, ее стабильность и предсказуемость.
      Принятие  первой и второй части Налогового кодекса Российской Федерации, а также дополнения к ним внесло серьезные коррективы в порядок налогообложения физических и юридических лиц, расчет и учет налогов и сборов. В данный момент времени это тема актуальна как никогда. Проблема правильного исчисления налогов и сборов, их отражение в бухгалтерском и налоговом учете требует серьезного анализа для дальнейшего совершенствования действующего законодательства.
      В соответствии с этим целью данной дипломной работы является рассмотрение порядка бухгалтерского учета и анализа расчетов с бюджетом по налогам и сборам и предложения рекомендаций ЗАО «Челны – Хлеб» по снижению налоговой нагрузки. Исходя из поставленной цели в дипломной работе, необходимо решить ряд следующих основных задач:
    охарактеризовать объекты налогообложения в современных условиях развития рыночных отношений;
    ознакомиться с нормативно – правовой базой регулирования налогов в РФ;
    изучить отражение расчетов с бюджетом на счетах бухгалтерского учета;
    проанализировать уровень организации учета расчетов по налогам и сборам на предприятии;
    предложить законные методы снижения размеров налогов ЗАО «Челны – Хлеб».
      Объектом исследования данной работы является предприятие ЗАО «Челны – Хлеб», а предметом  - бухгалтерский учет и анализ расчетов изучаемых налогов и сборов. Набережночелнинский хлебокомбинат был создан в 1973 году. В 1994 году на основании Указа Президента и Постановления Правительства Республики Татарстан «О разгосударствлении государственных предприятий» Постановлением Государственного комитета по управлению имуществом Республики Татарстан № 244 от 26 июля 1994 года Набережночелнинский хлебокомбинат был преобразован в акционерное общество открытого типа ОАО «Челны – Хлеб». С 1 сентября 2004 года ОАО «Челны – Хлеб» был преобразован в закрытое акционерное общество – ЗАО «Челны – Хлеб». У предприятия есть собственное автотранспортное предприятие, строительно – монтажное управление, а также торговая сеть, которая состоит из 25 магазинов в нашем городе и регионе. А с 1 января 2001 года торговая сеть была преобразована в ООО «Торговый Дом Челны – Хлеб».
      ЗАО «Челны – Хлеб» создано в целях  наиболее полного удовлетворения потребностей населения и предприятий в  продукции, товарах и услугах, а  также извлечения прибыли в интересах  участников общества. Предметом деятельности ЗАО «Челны – Хлеб» является производство и торговля продовольственными товарами (хлебо -булочными, кондитерскими изделиями).
      С момента регистрации организации  в качестве юридического лица ее обязанности  перед государством определяются в первую очередь правильностью, полнотой исчисления и своевременностью погашения различных налогов и сборов. ЗАО «Челны – Хлеб» является плательщиком следующих налогов: налога на добавленную стоимость; налога на прибыль; налога на имущество; единого социального налога; транспортного налога; земельного налога; налога за пользование водными объектами.
      Дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы и приложений. В первой главе рассмотрены  экономическое содержание налогов и сборов; их классификация, а также нормативно-правовая база регулирования налогов в РФ. Во второй главе описан порядок начисления налогов ЗАО «Челны – Хлеб» и отражение их в бухгалтерском учете. В третьей главе представлен анализ начисления и структуры налогов за период с 2003 г. по 2005 г., описаны причины, влияющие на изменения сумм начисленных налогов. ЗАО «Челны – Хлеб» предложены рекомендации по снижению налогового бремени.
      Для написания работы были использованы нормативные документы, учебные пособия по налогообложению, бухгалтерскому учету, анализу таких авторов, как Перов А.В., Толкушкин А.В., Поляк Г.Б., Савицкая Г.В., а также статьи периодической печати. Большое значение для работы имеет законодательная и нормативная литература, например, Налоговый кодекс РФ, План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению, Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18 / 02 и т.д.
      Описание  практики учета исследуемого объекта проводится на основании фактических данных книг покупок и продаж, налоговых деклараций ЗАО «Челны – Хлеб» за последние три года (2003, 2004, 2005 г.г.), оборотных ведомостей и других документов, позволяющих более детально рассмотреть сущность исследуемой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Экономическое содержание налогов и сборов 

    1.1 Налоги в экономической системе общества
      Исторически возникновение налогов относится  к периоду разделения общества на социальные группы и появление государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.
      В экономической литературе сложилось  два подхода к определению  налогов – широкий и узкий. В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.
      В понятие «налоги» включаются не только собственно налоги, но и сборы, пошлины, а также различные взносы на социальное страхование. В рамках узкого подхода проводится различие между собственно налогами, сборами и пошлинам (25, С.11). В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определения налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.
      Налоги  являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает  каких-либо конкретных обязанностей государства  по отношению к лицу, вносящему  эти платежи. Таким образом, к  налогам  не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.
      В отдельных определениях налога указывается, что налоги – это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом.  Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти.
      В других определениях можно встретить  указание на то, что налоги – это  платежи, взимаемые с юридических и физических лиц (28, С.19). В данном случае вряд ли правомерно ограничивать само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До ХХ века налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как община и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные административно-территориальные единицы.
      Часто отмечается, что налоги – денежные платежи (взимаются  в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат  в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х гг. стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.
      Налоги  – один из основных способов формирования бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Рассмотрим суть и механизмы налоговых функций. Схематично функции налога приведены на рис.1.1.1(35, с. 28).
      
      
 
 

Рис. 1.1.1. Функции налога
      Фискальная  функция является основной функцией налога. Фискальная функция носит  всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические  лица, которые согласно действующему налоговому законодательству, обязаны  платить налоги. Она характерна для любого налога, для любой налоговой системы, любого государства.
      Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для  вмешательства государства в  экономические отношения, т.е. в процесс  перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта. При этом с развитием рыночных отношений и повышением экономического состояния общества значение фискальной функции возрастает. Это является ответной реакцией на международное объединение капитала в условиях глобализации, расширение деятельности государства, усложнение процесса современного производства, возникновение новых социальных проблем.
      Наиболее  тесно связана с фискальной функцией распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансирование крупных межотраслевых целевых программ.
      Как активный участник распределительных  и перераспределительных процессов  налоги не могут не оказывать существенного  воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая  функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения и др. в этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной функцией.
      С распределительной и фискальной функцией тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой стороны, в контроле за действительностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет. Одновременно эффективная контрольная функция препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики. Поскольку уплата налогов и доходов означает признание их законности, и напротив сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством. Именно контрольная функция обеспечивает необходимый уровень устойчивости мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций (17, С.25).
      Для того чтобы более глубоко вникнуть в экономическую сущность налогов, важно определить основные принципы налогообложения. Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформированы А. Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономность на издержках налогообложения. Принцип справедливости требует, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабозащищенных слоев населения. Согласно принципу определенности налог должен быть точно определен, а не произволен, т.е. плательщику известно время, способ и сумма платежа. Принцип удобства определяет, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляются наиболее подходящими для плательщика. Государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.
      Принцип экономности предполагает сокращение издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными (хотя история знает примеры, когда в казну поступало лишь 20% собираемых налогов при системе откупа налогов). Эти классические принципы были сформулированы А. Смитом в вышедшей в 1776 году книге «Исследование о природе и причинах богатств народов» (36, С.27).
      Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких  иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержаться  в них самих, они стали «аксиомами»  налоговой политики. Сегодня принципы налогообложения Адама Смита расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения таковы:
    Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога).
    Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.
    Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
    Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
    Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
    Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого валового внутреннего продукта и быть эффективным инструментом государственной экономической политики (37, С.22).
      При установлении любого налога четко определяется его составляющие элементы. Налог  считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в законодательном акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщика.
      В соответствующих статьях части  первой НК РФ дается определение каждого  вышеуказанного элемента налогообложения. Сами элементы налогообложения устанавливаются  отдельно для каждого конкретного налога в главах части второй НК РФ или соответствующих законах (17, С.24).
      В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами  налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость  реализованных товаров либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога,  подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачивается авансовые платежи. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
      Льготами  по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
      Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются  применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается  только в порядке, предусмотренном  НК РФ. При уплате налога и сбора  с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях предусмотренных НК РФ. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями, днями.
      Порядок уплаты налогов и сборов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренным НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Продолжающая сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме (2, С.28).
      В целом можно сказать, что ни одно государство не может нормально  существовать без взимания налогов. В современной литературе о налогах  приводится большое количество различного рода определений налогов. Налоги – это один из основных способов формирования доходов бюджетов. Экономическая сущность налогов проявляется через их функции и принципы. При построении налоговых отношений имеют большое значение элементы налога. 

1.2.Виды налогов и их классификация
      Для обозначения отдельных видов  налогов и сборов России используются различные термины: налог, сбор, пошлины, платеж, отчисления, взнос и т.д. В действующем российском налоговом законодательстве используемые в названиях платежей различные слова не несут конкретной смысловой нагрузки. Законодательно устанавливается разъяснение только двух понятий – «налог» и «сбор».
      Всю совокупность платежей налогового характера  можно подразделить на группы (классифицировать) по определенным критериям и признакам. Для выявления особенности отдельных видов налогообложения налоговедение использует следующие признаки налоговых платежей:
      а) по плательщикам;
      б) по объектам обложения;
      в) по компетенции властей в сфере  установления налогов и сборов;
      г) в зависимости от характера определения  ставок;
      д) в зависимости от наличия или  отсутствия целевого режима;
      е) по адресности зачислений налоговых  платежей;
      ж) периодические и разовые налоги;
      з) регулярные и чрезвычайные налоги.
      В зависимости  от плательщиков все налоги можно подразделить на три группы:
      налоги, уплачиваемые физическими лицами (Налог на доходы физических лиц, налог на имущество, социальные налоги);
      налоги, уплачиваемые юридическими лицами (налог на прибыль, налог на имущество);
      налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами (НДС, акцизы, единый социальный налог, транспортный налог, земельный налог, единый налог на вмененный доход).
      В зависимости от объекта обложения  налоги подразделяются на следующие  группы: налоги на доходы; налоги на имущество; налоги на реализацию товаров (работ, услуг); налоги на определенные виды расходов; налоги на совершение определенных операций; налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности (36, С.34).
      В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие налоги и целевые налоги. К общим относятся те налоги, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета, т.е. налоги указанной группы не имеют целевого назначения.
      Целевые налоги в отличие от общих вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет, а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды. Только такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств. В Российской Федерации к целевым относятся, в частности, единый социальный налог, введенный с 1 января 2001 года вместо системы страховых платежей.
      В зависимости от адресности зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленные – это налоги, которые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финансирования. Так, налог на имущество предприятий является собственным налогом субъектов Федерации. Средства от данного налога закреплены за бюджетами субъектов РФ, это их собственные источники доходов.
      Регулирующие  – это налоги, отчисления от которых  могут пересматриваться ежегодно в процессе формирования бюджета соответствующего уровня на будущий год. К регулирующим налогам относятся акцизы, налог на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц и НФС – являются регулирующими в отношениях между федеральным и субфедеральными (региональными) бюджетами.
      По  характеру властной компетенции  налоги подразделяют на государственные  и местные. Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет. Часть из них может зачисляться в доход местных бюджетов.
      В Российской Федерации можно выделить две составляющие государственного устройства – федеральную и субфедеральную (субъекты Федерации). Соответственно к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации.
      К федеральным налогам в настоящее  время относятся следующие: налог  на прибыль организации, налог на доходы физических лиц, налог на добавочную стоимость, акцизы, водный налог, налог  на добычу полезных ископаемых, платежи за пользование природными ресурсами, единый социальный налог, государственная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, лицензионные и регистрационные сборы, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
      Местные налоги устанавливаются на основании  решений органов местного самоуправления и зачисляются, как правило, только в доход местных бюджетов. В настоящее время в Российской Федерации к местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.
      В зависимости от характера определения  ставок налоги могут быть раскладочными  и квонтивными. Если в основе определения налоговой ставки лежит задача получения конкретной суммы средств для финансирования определенных расходов и далее эта сумма на основе какого-то принципа «раскладывается» на налогоплательщиков, то такие налоги принято называть раскладочными. Квонтитивными (количественными, долевыми) называются те налоги, которые в противоположность раскладочным исходят из необходимости не покрыть определенные расходы, а сформировать некоторый фонд денежных средств. Предполагается, что эти налоги учитывают возможность налогоплательщика уплатить налог.
      Все налоги и сборы можно подразделить на периодические и разовые. Под  периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К этой группе относятся налоги на имущество, налоги на доходы как физических, так и юридических лиц. К разовым налогам обычно относят налоги, уплата которых связана с каким-либо особыми событиями, не образующими систему. Примерами разового налога являются таможенные пошлины, пошлины, уплачиваемые при регистрации недвижимого имущества, сборы за регистрацию автотранспортных средств (36,С.15).
      Налоги  также бывают регулярные и чрезвычайные. К регулярным обычно относятся налоги на сборы, действующие в течение длительного периода времени. К чрезвычайным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Обычно при введении чрезвычайного налога или сбора особо оговаривается, что налог или сбор будет взиматься либо в течение фиксированного количества лет, либо до момента окончания соответствующего чрезвычайного обстоятельства. В российской литературе о налогах доминирует классификация, которую можно определить как традиционную. В основе этой классификации лежит деление всех налогов на три класса: 
      прямые налоги;
      косвенные налоги
      пошлины и сборы
      Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.
      Исторически сложилось деление прямых налогов  на личные и реальные, хотя ещё в  середине XIX в. такое деление иногда рассматривалось как устаревшее. Личные налоги – это подоходные налоги. К ним относятся налог на доходы физических лиц  и налог на прибыль организаций. Реальные налоги – налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение дохода того или иного предприятия исходя из оценки стоимости его имущества.
      Если  прямое налогообложение ориентируется в основном на процесс получения дохода, то косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг. К косвенным относят НДС, акцизы, таможенные пошлины (25, С.14).
      При использовании традиционной  классификации  налогов иногда в особую группу выделяют пошлины и сборы. Однако подавляющее  большинство видов пошлин и сборов следует относить к косвенным налогам. Лицензионный сбор представляет собой сбор за право осуществления какого-либо вида деятельности или производства и реализации каких-либо товаров и услуг. Суммы, уплаченные по лицензионным сборам, юридические лица обычно включают в издержки производства (обращения), т.е. происходит переложение налога. К недостаткам традиционной классификации следует отнести путаницу, которая порождается включением или не включением в число налогов взносов на социальное  страхование и других  взносов и сборов обязательного характера (36, С.56).
      Таким образом, состав налоговой системы разнообразен и включает большое количество налогов. Всю совокупность платежей классифицируют по определенным критериям и признакам. Так же можно сказать, что в российской литературе доминирует традиционная классификация налогов, которая включает в себя прямые налоги, косвенные налоги и сборы. 

1.3.Нормативно-правовая база регулирования налогов в РФ
      Для регулирования налоговых отношений требуются специальные юридические нормы, которые оформляются в самостоятельную отрасль налогового права. В России налоговое право начало формироваться в 90-е годы. Начало ему положил Закон РФ от 27 декабря 1991г. «Об основах налоговой системы». Налоговое право – комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. в конечном счете, управление всей системой налогообложения. Налоговое право строится в соответствии с высшим законом страны – Конституцией РФ.
      Систему налогового права в Российской Федерации  составляют законодательство о налогах  и сборах, представляющее собой совокупность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории РФ. Структура налогового законодательства предусматривает три уровня: федеральный, субъектов федерации и местного управления (рис.1.3.1) (18, С.15).

Рис.1.3.1 Структура налогового законодательства
      Законодательство  РФ о налогах и сборах состоит  из Налогового кодекса РФ (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.
    Действие  во времени актов законодательства о налогах и сборах вступают в  силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст.5 НК РФ. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных ст.5 НК РФ.
      Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, последующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. (2, Ст.1,5).
      Налоговый кодекс состоит из двух частей. В июле 1998г. была принята первая часть НК, посвященная общим проблемам налогообложения – элементам налога, налоговой декларации, налоговому контролю, налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение. Спустя два года (5 августа 2000г.) введена в действие вторая часть НК, которая касается конкретных федеральных налогов: НДС, акцизов, налога  на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых.
      В течение нескольких лет шла и продолжает идти разработка Налогового Кодекса РФ, который должен полностью обеспечить управление всей налоговой системой. Летом 2005 года было принято несколько законов, которые существенным образом изменили НК. Во-первых, это Федеральный закон от 06.06.2005 №58-ФЗ «О внесении изменений в ч. 2 НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ о налогах и сборах». Он внес множество поправок в главу 25 «Налог на прибыль организаций». Во-вторых, Федеральный закон от 21.07.2005г №101-ФЗ «О внесении изменений в ч. 2 НК РФ и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ», с принятием которого преобразились главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Федеральный закон от 22.07.2005 №119-ФЗ «О внесении изменений в гл. 21 ч. 2 НК РФ», который кардинально изменил главу 21 «Налог на добавленную стоимость». Кроме этих были приняты и другие законы, которые не менее важны, несмотря на то, что они внесли не так много изменений в налоговое законодательство.
      Вторая  часть Налогового кодекса в 2006 году преобразилась очень сильно. Поправки внесены практически во все главы. Изменения появились в 21-й главе «НДС» НК. Новый облик этой главе предал принятый 22 июля 2005 года Федеральный закон № 119-ФЗ. С января для всех налогоплательщиков установлен единый момент определения налоговой базы. Она формируется либо на дату отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) и имущественных прав, либо на дату их оплаты (в том числе частичной), в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше.
      Другое  важное изменение связано с вычетами по НДС. До 2006 года действовал такой порядок: налогоплательщик мог правомерно принять к вычету «входной» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) при наличии счета-фактуры с выделенной суммой НДС и документов, подтверждающих фактическую уплату налога и принятие этих активов на учет. В 2006 году достаточно будет только счета-фактуры и документов о принятии на учет. Увеличился до 2 млн. руб. предельный размер выручки, который позволяет не исполнять обязанности плательщика НДС. В этих же пределах изменилась сумма ежемесячной в течение квартала выручки, в соответствии с которой налогоплательщик может уплачивать  НДС поквартально.
      Новые положения в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК появились в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2005 №71-ФЗ « О внесении изменений в ст. 217 ч. 2 НК РФ». В соответствии с Законом № 71-ФЗ увеличен с 2000 до 4000 руб. размер облагаемых налогом  на доходы физических лиц доходов: подарков, материальной помощи, стоимости медикаментов, возмещенной работодателем, выигрышей и призов.
      Организациям  и индивидуальным предпринимателям , производящие выплаты физическим лицам, надо учитывать, что с 1 января 2006 года изменились ставки единого социального налога. Причем это касается и сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций народных художественных промыслов, и родовых семейных общин коренных малочисленных народов Севера. Общая ставка осталась прежней. Как и
раньше, она составляет 26% (для сельхозпроизводителей  – 20%), но теперь единый социальный налог  иначе распределяется между внебюджетными  фондами.
      Как уже отмечалось, Закон № 58-ФЗ существенно изменил главу 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса и появились правила учета и начисления амортизации по неотделимым улучшениям арендованных основных средств. Ещё одно новшество 2006 г. – так называемая амортизационная премия. Это часть (до 10%)  первоначальной стоимости основного средства или затрат на его реконструкцию, которая может быть включена в расходы единовременно. Согласно статье 5 Закона № 58-ФЗ с 1 января 2006 года увеличен предельный размер убытка прошлых лет, переносимого на будущее. Он равен 50% налоговой базы.
        Появление новых положений в главе 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог» НК РФ связано с принятием двух Федеральных законов: от 03.06.2005г. № 55-ФЗ «О внесении изменений в ст.346.9 в ч. 2 НК РФ» и от 29.06.2005 № 68-ФЗ «О внесении изменений в гл. 26.1 ч. 2 НК РФ». Оба вступили в силу с 1.01.2006 года. Закон № 55-ФЗ уточнил сроки уплаты авансовых платежей по единому сельскохозяйственному налогу, а именно не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. А Закон  № 68-ФЗ изменил порядок расчета доли дохода от реализации сельхозпродукции для перехода на единый сельскохозяйственный налог. Теперь эта доля исчисляется по итогам года, предшествующего году, в котором подано заявление о переходе на спец.режим. Раньше она рассчитывалась по итогам 9 месяцев текущего года.
      Федеральный Закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ « О внесении изменений в гл. 26.2 и 26.3 ч. 2 НК РФ», который вступил в силу с 1 января 2006 года, изменил два спецрежима: упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход. Среди основных новшеств, имеющих отношение к «упрощенке», отметим увеличение предельного размера доходов, который позволяет перейти на этот спец.режим (до 15млн.руб.), а также уровня доходов, с превышением которого утрачивается право на применение упрощенной системы налогообложения (до 20 млн.руб.). Законодатели также подготовили своеобразный подарок индивидуальным предпринимателям, которые теперь могут применять этот спец.режим на основе патента. Правда, для этого индивидуальный предприниматель должен осуществлять один из 58 видов деятельности, перечисленных в НК РФ, и при этом не нанимать работников. Заявление на получение патента индивидуальный предприниматель должен подать в налоговый орган по месту своей постановки на учет не позднее, чем за один месяц до начала применения упрощенной системы налогообложения на основе патента. Согласно главе 26.2 Налогового кодекса РФ и Закону РТ № 111-ЗРТ «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента», налоговая инспекция должна в 10-дневный срок либо выдать его, либо уведомить об отказе.
      Расширился перечень видов деятельности, при осуществлении которых надо уплачивать единый налог на вмененный доход. К ним добавились такие как:
- распространение  и (или) размещение рекламы на некоторых видах общественного транспорта;
- оказание  услуг по временному размещению и проживанию;
- сдача  в аренду стационарных торговых  мест на рынках и в других  местах торговли, не имеющих зала  обслуживания посетителей.
      С 1 января 2006 года в главах 30 «Налог на имущество организаций» и 31 «Земельный налог» Налогового кодекса уменьшилось количество предоставляемых льгот. Так при исчислении налога на имущество не применяется льгота по освобождению от уплаты налогов в отношении:
- объектов  жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов;
- объектов  социально-культурной сферы, используемых  для нужд культуры и искусства, образования физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
В соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003г. № 139-ФЗ « О внесении дополнения в ч. 2 НК РФ» с 1 января 2006 года данные льготы утратили силу
      С 1 января 2006 года земельный налог  на территории всей России уплачивается в соответствии с 31-й главой Налогового кодекса. Закон РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате  за землю» с 1 января 2006 года утратил  силу. Что же касается отмены льгот, то с 1 января 2006 года земельный налог должны уплачивать организации в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве. Некоторые виды льгот по земельному налогу перестали действовать согласно Федеральному закону от 29.11.2004 № 141-ФЗ « О внесении изменений в ч. 2 НК РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов»(31, С.10).
      Несмотря  на серьезные проблемы, а именно нестабильность налоговой системы; отсутствия четко разработанной налоговой стратегии в условиях нестабильной экономики, нельзя отрицать позитивного влияния НК РФ. До введения его в действие налоговое право было единственной отраслью, где негласный приоритет имели подзаконные нормативные акты, что противоречило общеправовому принципу иерархии норм. В 99% случаев представители налоговых органов, да и налогоплательщики в своих действиях руководствовались, в лучшем случае, инструкциями (часто внутренними), письмами, решениями, разъяснениями и т.п. В этой ситуации Налоговый кодекс РФ сыграл огромную роль в упорядочении всей совокупности налоговых актов.
Так согласно ст.6 Налогового кодекса РФ любой нормативный акт, касающийся налогообложения, должен соответствовать НК РФ, и сегодня уже наметилась тенденция к достижению такого соответствия (18,С.24).
      Таким образом, по главе в целом можно сделать следующие выводы. Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государство всегда были и продолжают оставаться налоги. Налоги – это обязательный безвозмездный платеж юридических и физических лиц. Государство может реально использовать налоги через функции и основные принципы налогообложения. Также при установлении любого налога четко определяются основные его элементы, а именно объект, налоговая база, период, ставка, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Все многообразие налогов можно распределить на группы и виды в зависимости от ряда признаков. В российской литературе о налогах и сборах доминирует традиционная классификация, в основе которой лежит деление всех налогов на 3 класса: прямые, косвенные, пошлины и  сборы.  Для регулирования налоговых отношений требуются специальные юридические нормы, которые оформляются в самостоятельную отрасль налогового права. В нашей стране основополагающим документом законодательства о налогах и сборах служит Налоговый кодекс РФ, который состоит из двух частей. Ему должны соответствовать федеральные законы о налогах и сборах, а также соответствующие законы субъектов Федерации и правовые акты местного самоуправления. Несмотря на серьёзные проблемы, нельзя отрицать позитивного влияния НК РФ. До введения его в действие налоговое право было одной из самых нестабильных отраслей с самой объемной нормативной базой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Действующая практика  бухгалтерского учета  расчетов с бюджетом и пути его совершенствования 

2.1. Бухгалтерский учет  расчетов по налогу на добавленную стоимость
      Для учета расчетов с финансовыми  органами по платежам в бюджет в рабочем плане счетов ЗАО «Челны - Хлеб» предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Этот счет предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемых организацией.
      По  отношению к балансу этот счет является пассивным и размещается в разделе «Краткосрочные обязательства» пассива баланса по статье «Кредиторская задолженность перед бюджетом». Начисленные налоги и сборы отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов. По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» предназначен для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и услугам.
      Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется в оборотных ведомостях по видам налогов. В рабочем плане счетов ЗАО «Челны – Хлеб» предусмотрены следующие счета, представленные в таблице 2.1.1.
      Рассмотрим  учетные аспекты и порядок  расчета налога на добавленную стоимость за декабрь 2005 года.
      Объектом  налогообложения признаются следующие  операции:
    реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав;
    передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету;
    выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
    ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Таблица 2.1.1.
Рабочий план счетов ЗАО «Челны - Хлеб»
№ счета Название счета
19 НДС по приобретенным ценностям
19.1 НДС по сырью, материалам и топливу
19.2 НДС по услугам
19.7 НДС по кап. Вложениям
68 Расчеты по налогам  и сборам
68.02 Налог на имущество
68.06 НДС
68.07 Транспортный  налог
68.09 Налог за пользование  водными объектами
68.10 Налог на землю
68.11 Единый социальный налог в федеральный бюджет
68.15 Налог на прибыль  РФ 6,5%
68.17 Налог на прибыль  РФ 17,5%
 
    В ЗАО «Челны - Хлеб» налогообложение производится по налоговой ставке:
    1) 10 процентов:
    при реализации следующих продовольственных товаров:
    - хлеба  и хлебобулочных изделий (включая  сдобные, сухарные и бараночные  изделия);
    - муки, яиц и яйцепродуктов, сахара и соли.
    2) 18 процентов:
    - при  реализации товаров (работ, услуг), а также передачи имущественных прав;
    - при  выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
    при получении авансов и предоплаты НДС исчисляется по расчетной ставке, как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе,
    принятой  за 100 процентов и увеличенной  на соответствующий размер налоговой ставки.
Для товаров  по ставке 10% =
Для товаров  по ставке 18% =
    Организация имеет право уменьшить общую  сумму НДС, полученную с покупателей  за реализованную им продукцию на налоговые вычеты. До 2006 года действовал такой порядок: налогоплательщик мог правомерно принять к вычету «входной» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) при наличии счета-фактуры с выделенной суммой НДС и документов, подтверждающих фактическую уплату налога и принятие этих активов на учет. С 2006 года достаточно будет только счета-фактуры и документов о принятии на учет. Так как ежемесячно в течение квартала сумма выручки от реализации товаров без учета НДС превысила 2 миллиона рублей, налоговый период установлен как календарный месяц.
    В декабре 2005 года предприятие реализовало  товары (работы, услуги) на сумму 88953047 руб., в том числе по ставке 10% - 41098020 руб. и по ставке 18% - 47855027 руб. По данным налоговой декларации сумма НДС по проданным товарам составила – 12723707 руб., в том числе по ставке 18% -8613905 руб. и по ставке 10% - 4109802 руб. Кроме того, предприятие получило авансы в середине декабря от Государственного унитарного предприятия Наб.Челнинское предприятия тепловых сетей РТ     на сумму 909773 руб. и от ООО Менделеевский кондитер на сумму 1989823 руб., в счет предстоящих поставок товаров.
    В данном случае налоговая база определяется как стоимость реализованных  товаров по ценам, действующих на дату продажи, без включения в  них НДС. Налоговая база увеличится на сумму авансов, поступивших от Государственного унитарного предприятия Наб.Челнинское предприятии тепловых сетей РТ в размере 909773 руб., в том числе НДС (18/118) – 138779 руб. и от Менделеевский кондитер в размере 1989823 руб., в том числе НДС (10/110) -180893 руб. Таким образом, всего начислено НДС за данный налоговый период 13043379 руб. (12723707 руб. + 319672 руб.).
    Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет исчисляется  как сумма налога, полученная от покупателей за проданные им товары, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предъявленных и уплаченных при приобретении товаров, признаваемых объектами налогообложения. По данным налоговой декларации предприятие ЗАО «Челны - Хлеб» за декабрь 2005 года приобрело товаров (работ, услуг) на сумму 51858736,78 руб., в том числе НДС (18%) – 7925909 руб. Значит сумма НДС, принимаемая к вычету за данный налоговый период, составит 7925909 руб. Следовательно, общая сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет за данный налоговый, период составит 5117470 руб. (13043379 руб. – 7925909 руб.).
    В бухгалтерском учете ЗАО «Челны–Хлеб» данные операции оформляются следующими записями:
1) сумма  налога, выделенная отдельно в  первичных документах по отгруженной  продукции, в составе выручки от продаж:
Д-т  сч.62 «Расчеты с покупателями»
К-т  сч.90 «Продажи» - 1272707руб.
Одновременно  делается запись:
Д-т  сч. 90 «Продажи» субсчет «НДС»
К-т  сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» - 12723707 руб.
2) сумма  налога в составе полученного аванса:
Д-т  сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т  сч.68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» - 319672 руб.
Общая сумма начисленного НДС составила 13043379 руб. (12723707 руб. + 319672 руб.).
3) НДС,  уплаченный при приобретении  на территории РФ основных средств:
Д-т  сч.19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по основным средствам»
К-т  сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 897041 руб.
В момент принятия на учет основных средств  сумма налога списывается:
Д-т  сч.68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС»
К-т  сч.19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по основным средствам» - 897041 руб. (710113 руб. + 186928 руб.)
4) в  расходах на командировку выделен  НДС при приобретении материалов:
Д-т  сч.19 «НДС по приобретенным ценностям»,  субсчет «НДС по услугам»
К-т  сч.71 «Расчеты с подотчетными лицами», субсчет «Расчеты с подотчетными лицами в рублях» – 6485 руб.
Одновременно  делается запись по возмещению НДС
Д-т  сч.68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» 
К-т  сч.19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по услугам» - 6485 руб.
5) отражена  сумма НДС при выполнении строительно-монтажных  работ:
Д-т  сч.19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по услугам»
К-т  сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 219531 руб.
Одновременно  делается следующая проводка:
Д-т  сч.68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС»
К-т  сч.19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по услугам» - 219531 руб.
6) отражена  сумма налога с сумм авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров:
Д-т  сч.19 «НДС по приобретенным ценностям»
К-т  сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 773740 руб.
Одновременно  делается запись:
Д-т  сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС»
К-т  сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 773740 руб.
7) НДС, учтенный при приобретении иных товаров:
Д-т  сч.19 «НДС по приобретенным ценностям»
К-т  сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 6402700 руб.
Одновременно  делается запись
Д-т  сч.68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС»
К-т  сч.19 «НДС по приобретенным ценностям» - 6402700 руб.
8) сумма  налога, учтенная налогоплательщиком по принятым к учету товарам, в том числе основных средств и нематериальных активов, включенные ранее в налоговые вычеты и подлежащие восстановлению отражаются записью:
Д-т сч.94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т  сч.68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» - 373588 руб.
    Следовательно, общая сумма НДС, подлежащая возмещению, составила 7925909 руб. (897041руб. + 6485руб. + 6402700руб. + 21953 руб. + 773740 руб. – 373588 руб.). Сумма НДС, начисленная к уплате, составит 5117470 руб. (13043379 руб. – 7925909 руб.)
Перечисление  налога в бюджет отражается записью:
Д-т  сч.68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС»
К-т  сч.51 «Расчетные счета» - 5117470 руб.
    Письменное заявление о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов и исчисленной суммы налога предприятие ЗАО «Челны - Хлеб» предоставляет в виде налоговой декларации в налоговый орган. Оборотная ведомость по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» представлена в приложении 1
    Таким образом, для учета расчетов с  финансовыми органами по НДС в бюджет в рабочем плане счетов ЗАО «Челны - Хлеб» предусмотрен счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». ЗАО «Челны - Хлеб» НДС платит ежемесячно, так как ежемесячно в течение квартала сумма выручки от реализации товаров без учета НДС не превышала 2 миллиона рублей. При налогообложении товаров (работ, услуг) ЗАО «Челны -Хлеб» применяет следующие ставки: 10%, 18%. Организация имеет право уменьшить общую сумму НДС на налоговые вычеты. . С 2006 года достаточно только счета-фактуры и документов о принятии на учет. 

2.2. Бухгалтерский учет  расчетов по налогу  на прибыль
    Согласно  Федеральному закону от 06.08.2001г. № 110 ФЗ с 1 января 2002 года вступила в силу 25 глава Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций», в соответствие с которой установлен новый метод определения размера данного налога. Согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщики обязаны исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных не бухгалтерского, а налогового учета. Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом.
    Порядок ведения налогового учета установлен в ЗАО «Челны - Хлеб» в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатков расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
    Так как предприятие ЗАО «Челны - Хлеб» является российской организацией, то ее прибылью признается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов (рис.2.2.1) (35, С. 85)
    
Рис. 2.2.1.Структура доходов и расходов организации
    Прибыль от реализации продукции предприятия  ЗАО «Челны - Хлеб» определяется как разница между выручкой от продажи продукции без НДС и затратами на реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом – квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
    Исходя  из налоговой декларации по налогу на прибыль ЗАО «Челны-Хлеб» доход от реализации за 2005 год составил 705660698 руб., в том числе:
1) выручка  от реализации товаров (работ,  услуг) собственного производства -
690860332 руб.;
2) выручка  от реализации прочего имущества  – 11895210 руб.;
3) выручка  от реализации покупных товаров – 1483052 руб.;
4) выручка  от реализации амортизируемого  имущества – 106339 руб.;
5) выручка  от реализации товаров (работ,  услуг), имущественных прав по  объектам обслуживающих производств  и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы – 1315765 руб.
Всего внереализационных доходов ЗАО «Челны - Хлеб» получило – 31301357 руб., в том числе:
1) в  виде процентов, полученных по договорам займа, кредиту, банковскому счету, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам – 240514 руб.;
2) в  виде стоимости полученных материалов  или иного имущества при ликвидации  выводимых из эксплуатации основные средств – 17630 руб.;
3) прочие  внереализационные доходы – 31043213 руб.
Доход в виде дивидендов, исключаемый из прибыли – 30390899 руб. Размер дохода уменьшается на величину следующих производственных расходов:
1) прямые  расходы, относящиеся к реализованным  товарам, работам, услугам -
357374731 руб.;
2) материальные  расходы, относящиеся к расходам  текущего отчетного налогового периода, за исключением расходов,  относящихся к прямым – в размере 55544467 руб.;
3) расходы  на оплату труда персонала  – 96005454 руб.;
4) сумма  начисленной амортизации, относящаяся  к расходам текущего отчетного  (налогового) периода – 16955723 руб.;
5) прочие  расходы – 129462572.:
- сумма  налогов и сборов, начисленная  в порядке, установленной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением перечисленных в ст.270 НК – 35104573 руб., из них: суммы ЕСН, относящиеся к косвенным расходам текущего отчетного (налогового) периода -23735856 руб.;
- часть  убытка от реализации амортизируемого  имущества – 4751 руб.;
- другие  расходы – 94353248 руб.;
6) стоимость  реализованных покупных товаров  – 1237599 руб.;
7) цена  приобретения реализованного прочего имущества и расходы, связанные с его реализацией – 11581656 руб.;
8) остаточная  стоимость реализованного амортизируемого  имущества и расходы, связанные  с его реализацией – 24580 руб.;
9) расходы,  понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав в текущем отчетном (налоговом) периоде – 1568684 руб.;
10) суммы  убытков текущего отчетного (налогового) периода по объектам обслуживающих  производств – 252919 руб.
    Итого сумма признанных расходов составила 66950247 руб. (357374731 руб. + 55544467 руб. + 96005454 руб. +16955723 руб. + 129462572 руб. + 1237599 руб. + 11581656 руб. + 24580 руб. + 1568684 руб. + 252919 руб.). За 2005 год внереализационные расходы ЗАО «Челны - Хлеб» - 6441726 руб.
    Таким образом, сумма расходов составила 675944273 руб. (669502547 руб. + 6441726 руб.). Следовательно, налоговая база за отчетный (налоговый) период на основе данных налогового учета определена в размере 30626883 руб. (736962055 руб. – 675944273 руб. – 30390899 руб.).
    В соответствии со ст.284 НК РФ ставка налога на прибыль организаций устанавливается  в размере 24%, при этом:
1) сумма  налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет;
2) сумма  налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджет субъектов РФ.
    Следовательно, сумма исчисленного налога на прибыль за 2005 г. составит 7350451 руб. (30626833 руб. * 24%), в том числе:
- в федеральный  бюджет – 1990747 руб.;
-в бюджет субъектов РФ – 53598704 руб.
 Сумма  исчисленных авансовых платежей  за отчетный (налоговый) период  всего – 6163614 руб., в том числе:
- в федеральный  бюджет – 1669313 руб.;
- в бюджет  субъекта РФ – 4494301 руб.
    Таким образом, сумма налога на прибыль  к доплате будет равна 1186837 руб. (7350451 руб. – 6163614 руб.), в том числе:
-  в  федеральный бюджет – 321434 руб. (1990747 руб. – 1669313 руб.);
- в бюджет  субъекта РФ – 865403 руб. (5359704руб.  – 44943012руб.).
Сумма ежемесячных авансовых платежей на 1 квартал 2006 года составляет – 1700021 руб., в том числе:
- в федеральный  бюджет – 460423 руб.;
-  в  бюджет субъекта РФ – 1239598 руб.
    В бухгалтерском учете сумма начисленного налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, отражается следующими записями:
1) Д-т  сч.99 «Прибыль и убытки» субсчет  «Прибыль и убытки по бух. учету»
К-т  сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»  субсчет «Налог на прибыль в РФ – 321434 руб.;
2) Д-т  сч.99 «Прибыль и убытки», субсчет  «Прибыль и убытки по бух. учету»
    К-т сч.68 «Расчет по налогам и сборам» субсчет «Налог на прибыль в РТ» - 865403 руб.
Перечисление  налога на прибыль отражается записью:
3) Д-т  сч.68 «Расчеты по налогам и  сборам» субсчет «Налог на  прибыль в РФ»
    К-т сч.51 «Расчетный счет»  - 1632500 руб.
4)  Д-т  сч.68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Налог на прибыль в РТ».
     К-т сч.51 «Расчетный счет» - 5009900 руб.
    Все расчеты представляются в налоговый  орган в виде налоговой декларации по налогу на прибыль Оборотная ведомость по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Налог на прибыль» представлена в приложении 2 и 3. Также в налоговые органы предоставляется отчет о прибылях и убытках (Приложение 4).
    В связи с тем, что правила налогового учета не совпадают  с правилами  бухгалтерского учета в деятельности ЗАО «Челны - Хлеб» за 2005 год были отражены отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, постоянные налоговые обязательства (актив). Применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в налоговой декларации по налогу на прибыль.
    Под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет в следующем отчетном или в последующих отчетных периодах. Под отложенным налоговым обязательством понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Под постоянным налоговым обязательством понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде.
    По  данным отчета о прибылях и убытках отложенные налоговые активы за год составили 242,3 тыс. руб.:
Д-т  сч. 09 «Отложенный налоговый актив».
К-т  сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчет по налогу на прибыль» - 242,3 тыс. руб.
Отложенные  налоговые обязательства составили 2790,6 тыс. руб.:
Д-т  сч.68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчет по налогу на прибыль» 
К-т  сч.77 «Отложенные налоговые обязательства» - 2790,6 тыс. руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.