На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политический менеджмент: теоретико-методологические подходы и перспективы развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Политический  менеджмент: теоретико-методологические подходы и перспективы  развития
САРАТОВ
2010
Оглавление
политический  менеджмент дисциплина
Введение
Глава 1. Политический менеджмент: сущность и перспективы  развития в системе политологических дисциплин
1.1 Политический  менеджмент: дефиниции понятийного  аппарата и проблемы развития  в России
1.2 Методологические  основы политического менеджмента
Глава 2. Политические решения в системе политического  менеджмента
2.1 Сущность политических  решений как категории политического  менеджмента
2.2 Моделирование  процесса принятия политических  решений как инструмент политической  деятельности
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность  исследования. Исследование проблем формирования и применения в российской политике системы и методов политического менеджмента является важной задачей для отечественной политической науки и практики. Актуальность развития политического менеджмента в России особо актуально в связи с общими тенденциями отставания политической науки России от стран Западной Европы1. Проблемы российской политической действительности обостряются отсутствием отечественных разработок в области политического менеджмента. В то время как правовые условия его освоения были заложены Конституцией РФ 1993 г.
Степень научной разработанности  проблемы. Проблема политического управления в широком смысле слова была всегда в центре внимания ученых со времен зарождения политической философии. Основу исследования тенденций современного политического управления заложили труды Г. Алмонда, Д. Бэлла, М. Вебера, А. Гидденса, Р. Дарендорфа и др. Принципиально важным событием для развития теории и практики политического управления стало использование достижений классического менеджмента, сформированного в работах Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Л. Урвика, Э. Мэйо, П. Дракера, Г. Саймона, А. Этциони, Л. Берталанфи и др. В современной литературе возникли такие направления, как «социальный менеджмент», «инновационный менеджмент».
Западная политология  внесла значительный вклад в разработку вопросов реформирования политического  управления в соответствии с требованиями постиндустриального общества.
В отечественной  науке большое влияние на рассмотрение проблем политического менеджмента  оказывает традиция советского периода, когда политическое отождествлялось  с государственным и сводилось к вопросу реализации властных полномочий. В контексте становления современной политической системы в стране и регионах, проблема политического менеджмента остается новой, актуальной и все больше привлекает внимание российских ученых. Исследованием теории управления занимались многие российские ученые, в том числе Г.В. Атаманчук, А.Н. Галкин, Гельман В.Я., Н.И. Глазунова, A.M. Омаров и др.
Различные аспекты  политического управления исследованы  в работах Н. Авдошиной, Р.А. Галиахметова, Г.Ю. Галушко, Т.Н. Ефремовой, Д.П. Зеркина, А.В Огарева, А.В. Понеделкова, В.В. Смирнова, A.M. Старостина, государственно-административного и политико-административного управления, государственной службы, политико-административной элиты, бюрократии и ее роли в политической жизни являются аспектами именно политического менеджмента. Об этом идет речь в трудах таких ученых, как М.Н. Афанасьева, И.А. Василенко, О.В. Гаман-Голутвина, B.C. Комаровского, Е.Г. Морозовой, А.В. Оболонского, СП. Перегудова, Л.В. Сморгунова и др5. Особый акцент на проблематику моделей взаимодействия политической и административной власти поставлен в работах В.А. Лепехина, Л.Н. Тимофеевой и др. Вопросы о политическом менеджменте и его разновидностях были поставлены и рассмотрены с разной степенью обстоятельности в работах ведущих политологов6.
Несмотря на массив работ по проблемам политического  управления, в том числе диссертационных, приходится констатировать, что анализ политического менеджмента в  России далек от завершения.
В политологии  не сложилась устойчивая общепринятая концепция политического менеджмента, не в полной мере нашли свое отражение  ряд политических аспектов менеджмента. Существует острая необходимость устранения методологических дефиниций в теории и практике политического менеджмента, которая связана с тем, что  стратегическое развитие политики должно быть основано на самых передовых  и эффективных методах управления.
Объектом  данного исследования является моделирование процесса принятия политических решений как инструмент политической деятельности в контексте исследования политического менеджмента.
Предметом исследования является политический менеджмент как инновационная парадигма развития политологии.
Цель  состоит в выявление состояния компонентов политического менеджмента и определение перспектив его развития в России.
Теоретико-методологическая база исследования. В квалификационной работе использовались такие методы, как системный и структурно-функциональный, нацеленный на выявление элементов взаимодействия; кампаративный политологический анализ, нацеленный на сравнение однотипных политических институтов и процессов; политико- культурный анализ, ориентированный на детерминированность политических процессов политической культурой. Важную группу источников по проблеме составляют работы, связанные с практическим применением политического менеджмента в рамках таких исследовательских подходов, как бихевиористский, системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, междисциплинарный, благодаря которым политическая наука получила широкие возможности для всестороннего исследования политико-административных институтов и процессов.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Глава 1. Политический менеджмент: сущность и перспективы  развития в системе  политологических дисциплин
Особенность существующего  этапа развития России проявляется  во всех сферах жизнедеятельности общества, который характеризуется как  процесс глубоких изменений. Инновационный  виток развития направлен на качественное улучшение всего существующего  многообразия процессов и институтов социума. Именно поэтому институциональные  изменения современной России характеризуются  как процесс модернизации8. В свою очередь, модернизация представляет собой  системный процесс, в результате которого за изменением одного из структурно-функциональных элементов общества происходят изменения  во всех остальных сферах, особый акцент делает на политической компоненте.
Наиболее очевидным  результатом трансформационного процесса служит преобразование базовых институтов общества9, анализ которых показывает дезинтеграцию социально-экономических и политических отношений. Наиболее подверженной трансформационным процессам оказалась государственная власть. В целом сложность и противоречивость происходящих в России политических процессов не позволяет ограничиться какой-то одной парадигмой при их исследовании. Поэтому целесообразно выделение фундаментальных, концептуально-сформулированных концептов политического менеджмента в системе политической практики.
1.1 Политический менеджмент: дефиниции понятийного  аппарата и проблемы  развития в России
Трансформация политических отношений, вызванная  развалом советской партийной командно-административной системы, изменила и содержание политического  управлении. Возникшая ситуация неподконтрольности, непредсказуемости развития общественных отношений, побуждает теоретиков и практиков государственного управления к поиску оптимальных форм и методов управления, соответствующих новым реалиям общественной жизни, переходу к демократическому, федеративному, правовому, социально-ориентированному государству, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Это предполагает совершенствование системы политико-административных взаимоотношений, взаимодействия государственного аппарата с бизнес-структурами и институтами гражданского общества в процессе реализации политики.
На современном  этапе обозначилась тенденция расширения использования западного опыта  и соответствующих теоретических  конструкций, разработанных в рамках менеджериального подхода к политико-административному управлению, при формировании российской модели реформирования управления. Исследован опыт управления Великобритании и США с точки зрения внедрения рыночных отношений в структуру и функционирование политических институтов. Рассмотрены основные направления, особенности и результаты реформ, базирующихся на идеях «государственного менеджмента», которые получили особую популярность, прежде всего в англосаксонской административной науке.
Во многом этому  способствовало то обстоятельство, что  в зародившихся в XIX в. социологии и политической науке государство рассматривалось как особый механизм управления делами общества. В первую очередь это относится к США, где такие видные представители публичного управления, как Л. Гулик, Ф. Маркс, Дж. Марч, Г. Саймон, Д. Уалдс, получили ученые степени в области политической науки, а столь крупные политологи, как Г. Алмонд, Р. Дал, П. Херринг, В.-О. Ки, Д. Трумен, внесли заметный вклад в развитие теории этого управления13. Публичное управление было одной из пяти важнейших областей знания (другими являлись сравнительное государственное устройство, публичное право и политическая теория). Отсюда стремление применить к публичному управлению технологию научного менеджмента, возникшую в сфере бизнеса, и тем самым профессионализировать процесс этого управления.
Парадигмы политического  менеджмента активно входят в  теоретико- методологические разработки и эмпирические практики политологов России. Однако необходимо учитывать, что происходит становление новой философии политики, которая подразумевает действие иной системы политических ценностей и приоритетов. На практике термин «управление» не является эквивалентом термина «менеджмент», так как речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении политическими процессами посредством и в рамках властных структуры. В связи с этим необходимо подробно остановится на дефинициях значения термина «политический менеджмент». Так, Г.В. Пушкарева под политическим менеджментом понимает особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, применяет особые приемы и способы решения своих задач, использует разнообразные политические технологии. Л.В. Сморгунов отмечает, что политический менеджмент охватывает управление процессами прямой и представительной демократии, международными политическими отношениями, а также менеджериальные подходы к сфере государственного управления (новый публичный менеджмент). Ряд других авторов политический менеджмент представляют как важнейший институциональный механизм трансляции политических традиций, накопления и реализации реального политического опыта, развития политических инноваций в рамках реализации политических интересов различных социальных институтов, групп и отдельных индивидов. В тоже время политический менеджмент по своей сущности представляет не только целенаправленное воздействие субъектов политики на объекты политического воздействия, сколько их взаимодействие или даже взаимовоздействие в интересах выдвигаемых целей.
А.Ю. Горчева считает, что инструментарий политического менеджмента охватывает проведение избирательных кампаний, осуществление политической рекламы, регулирование политических конфликтов, ведение политических переговоров и консультаций. Г.В. Пушкарева утверждает, что в политическом менеджменте содержатся специфические приемы и методы, с помощью которых политики добиваются таких изменений во взглядах и поведении многих людей, которые отвечают их интересам и его политическим целям. По ее мнению, особенностью политического менеджмента является то, что в его рамках субъект управления, стремясь к достижению поставленных целей, не использует право легитимного насилия, статусные ресурсы политической власти, он не занимается нормотворчеством, не создает законы и другие общеобязательные нормативные акты. Автор подчеркивает, что политический менеджмент - «это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» и поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии». Г.В. Пушкарева относит к политическому менеджменту такие виды деятельности, как политические имиджмейкинг и брендинг, PR, электоральный менеджмент, регулирование политических конфликтов, лоббистская деятельность, заключение политических союзов. Л.В. Сморгунов отмечает, что в широком смысле политический менеджмент охватывает управление процессами прямой и представительной демократии, международными политическими отношениями, а также менеджериальные подходы к сфере государственного управления. В узком смысле - это теория и практика управления массовыми политическими компаниями и политическими процессами влияния гражданского общества на государство. В учебном пособии «Политический менеджмент» под редакцией А.П., Зиновьева, С.А., Морозова Е.В. Морозовой прослеживается тенденция отождествления понятий «политическое управление» и «политический менеджмент». Разделяя в целом подход Л.В. Сморгунова, авторы отмечают, что в предложенном им определении отсутствует местное сообщество, которое образует локальную политию и является важным элементом гражданского общества. По их мнению, «политический менеджмент, или политическое управление, предстает перед нами как важнейший институциональный механизм трансляции политических традиций, накопления и реализации реального политического опыта, развития политических инноваций в рамках реализации политических интересов различных социальных институтов, групп и отдельных индивидов». Политический менеджмент рассматривается также как новая отрасль политического знания, совокупность политических принципов, методов, средств и форм воздействия на результативность общественных, прежде всего экономических процессов. Важнейшая его составная часть - определение приоритетов при выборе стратегических целей и тактических установок, при использовании социально-политических факторов осуществления структурных изменений при принятии решений и контроле, оплате труда, организации производства и сбыта.
В обобщающем труде  В.И. Жукова, А.В. Карпова, Л.Г. Лаптева, О.Ф. Шаброва и др. утверждается, что в самом общем виде политический менеджмент по своей сущности представляет не только целенаправленное воздействие субъектов политики на объекты политического воздействия, сколько их взаимодействие или даже взаимовоздействие в интересах выдвигаемых целей.
Среди основных целей политического менеджмента выделяются следующие:
- реализация  интересов тех или других политических  сил и социальных групп;
- регуляция общественных  отношений и противоречивых интересов;
- защита государственных  интересов на международной арене;
-выработка оптимальных  форм организаций и стимулирования  деятельности людей;
- обеспечение  социальной стабильности и правопорядка;
- регуляция сфер  жизнедеятельности граждан.
Следовательно, теоретический анализ работ по проблемам  политического управления констатируeт разнонаправленные позиции к сущности и содержанию «политического менеджерализма». На наш взгляд, политический менеджмент (от англ. management -- «управление, заведование») -- это управление политической жизнедеятельностью, а также совокупность принципов, методов, средств и форм политического управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности политики. Исходя из данного определения, политический менеджмент может рассматриваться в трех аспектах:
-- как область  политической деятельности, обозначает  функцию людей, ее выполняющих,  указывает на их должностное  положение;
-- как область  научного исследования;
-- как учебная  дисциплина.
Вследствие недостаточно гибкой дифференциации российской науки  крайне сложно изучать реальные управленческие проблемы в каждом из выделенных направлений. Отсутствие институализированной политико- управленческой науки в современной России негативно воздействует на теорию и практику становления политического менеджмента. Обозначим основные социальные последствия непризнания политического менеджмента как науки управления:
1. Фрагментация  и дробление политического менеджмента  тормозят целостные, системные  исследования реальных политических  проблем.
2. Размежевание  политико-управленческой проблематики  по разнонаправленным дисциплинам  порождает отрыв от науки.
3. Непризнание  политического менеджмента как  самостоятельной предметной области  ограничивает его позитивное  влияние на политику.
В виду этого  теоретиками отмечается, что «состояние политических наук не отражает современных  естественнонаучных представлений  о раскрывшихся во второй половине ХХ века законах самоорганизации  сложных систем…». Наступает «прогресс  в институциональной теории путем  объединения политической науки  с психологией, когнитивными науками, теориями коммуникации, средств массовой информации…». Так, формируется новая  предметная область политологии - политический менеджмент, синтезирующий в себе совокупность разнопорядковых политологических дисциплин (политический лоббизм, принятие политических решений, политическое лидерство, политические технологии, политический маркетинг и т.д.).
В период социально-политических изменений Российская Федерация  столкнулась с рядом проблем  политического, экономического, социального  и культурного характера. Данные проблемы имеют в своей основе множество причин, среди которых  одна из важнейших - несовершенство существующей системы управления. Это обусловлено  тем, что управление политическими  процессами требует изменения характера  и принципов деятельности органов  государственной власти. Властным структурам в условиях социально- политической трансформации необходим комплекс управленческих механизмов и инструментов, дающих возможность не только адекватно  реагировать на требования внешней  среды, но и эффективно управлять  изменениями.
Таким образом, исследование политического менеджмента  должно вестись в сфере политического  пространства, так как необходим  симбиоз менеджмента и политологии, отражает не только политическую жизнедеятельность  общества, но и специфику его отдельно взятых институциональных элементов. В связи с этим рядом ученых исследуется новая теоретическая  модель практической политики, устраняющая  дихотомию между политикой и  управлением. Данная теория охватывает всю политическую систему как  систему управления публичными делами, фундаментом которой выступает  суждение о неэффективности всей современной политической системы. Акцент делается на доминанту «политической  сети» в управлении, благодаря  которой меняется ракурс рассмотрения государства и руководителей  высшего эшелона власти как агентов  политической сферы. Недостатком данного  исследовательского направления является неравномерная разработка проблемного  поля, в результате которого методологические основания политического менеджмента  не достаточно были включены в общую  концепцию исследования. Все это  не согласовывается с понятием политикой  менеджмент, который трактуется, прежде всего, как деятельность политических институтов в рамках, определяемых конституцией и нормами правового  государства, политическими установками  демократической власти, и протекающая  в постоянном взаимодействии как с органами принятия политических решений, так и с гражданами, их организациями, СМИ и другими общественными институтами.
1.2 Методологические  основы политического  менеджмента
Методология исследования политического менеджмента подразумевает  под собой исследование методов  управления, а в свою очередь метод  управления
-- это совокупность  приемов и способов воздействия  на управляемый объект для  достижения поставленных организацией  целей.
Эффективность и качество управления определяются, прежде всего, обоснованностью методологии  решения проблем, т. е. подходов, принципов, методов. В настоящее время известно четыре важнейших подхода, внесших  существенный вклад в развитие теории и практики управления30:
1. Процессный  подход рассматривает политическое  управление как непрерывную серию  взаимосвязанных политико-управленческих  функций. Функциональный и компетентный  фактор в процессе реализации  деятельности политиков, политических  лидеров, партий и групп интересов  являются доминирующими факторами  их эффективности.
2. В системном  подходе подчеркивается то, что  политики должны рассматривать  организацию как совокупность  взаимозависимых элементов, таких  как люди, структура, задачи и  технология, которые ориентированы  на достижение различных целей  в условиях меняющейся внешней  среды.
3. Ситуационный  подход концентрируется на том,  что пригодность различных методов  управления определяется ситуацией.  Поскольку существует такое обилие  факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, нет единого, «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в определенной ситуации является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.
Второе связано  со стремлением выявить причины  неудач реализации решений или курса. Особое внимание при этом уделяется  контролю, критериям оценки, взаимоотношениям управленцев с общественностью, а также отношениям между вышестоящими и нижестоящими органами управления. Политический менеджмент протекает в плоскости государственного управления.
В третьем, институциональном  направлении, которое является междисциплинарным, особенно интенсивно используется социологическая  теория организаций. Представители  этого направления изучают, как  осуществляется координация между  различными уровнями и единицами  управленческих организаций, какова степень  оптимальной централизации и  децентрализации управления, каковы организационные условия эффективного управления.
Четвертое направление - политико-экономическое. Сюда входят марксистская теория, теории политического  развития, зависимости, корпоративизма, распределения ресурсов и др. Все  они исследуют курсы политики, публичное управление в той или  иной общественной области. исходя из определенного понимания взаимодействия государства (собственно политической сферы), общества и экономики. При этом используются такие показатели, как характер господствующей в обществе политической идеологии, ценности правящих политических партий, результаты выборов, особенности формы правления, деятельности государственных органов, распределение доходов, структура национального бюджета и т.д.
Пятое направление  основано на изучении бюрократии и  политики бюрократов. Представители  этого направления исследуют  не только как и почему бюрократы принимают решения, в том числе с использованием концепции рационального выбора. Они также изучают взаимоотношения бюрократов и политиков (т.е. выборных должностных лиц); более того. они выявляют место бюрократов во всей сети политических сил и интересов, степень независимости бюрократов от политиков и политического контроля и даже их политическую роль.
Рациональное  построение системы политического  менеджмента посредством выделение  всего многообразия теоретических  подходов к нему
-- одна из  самых серьезных проблем политической  организации общества. Действительно,  можно согласиться с доводами  известного французского ученого  М. Дюверже, который, сравнивая общество со сложным, постоянно меняющимся социально-биологическим организмом, представляет управление в виде медикаментозного воздействия на живую ткань человека, когда от умений и опыта врача зависит не только дальнейшее самочувствие пациента, но и его жизнь31. Следовательно, возникает потребность в создании продуманной системы накопления и передачи опыта осуществления управления обществом и государством, гарантирующей устойчивое развитие. Категории политического менеджмента представляют собой специфическую субстанцию сложного порядка, направленную на организацию функционирования различных систем.
На современном  этапе требуются новые парадигмальные основания политического менеджмента, расширяющие поле управляемых объектов, освоение сложных саморегулирующихся систем. На наш взгляд, целесообразно использовать все многообразие практики управления различными объектами, который позволяет установить необходимость применения к политическому менеджменту 13 научных подходов.
 
Административный При административном подходе регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы  менеджмента в нормативных актах  
Воспроизводственный Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление  факторов социальной среды для удовлетворения потребностей общества  
Динамический При динамическом подходе объект управления рассматривается  в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности  
Интеграционный При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи  между отдельными подсистемами и  элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления  
Количественный Сущность количественного  подхода заключается в использовании  Количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов и т. д.  
Комплексный При комплексном  подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты политического менеджмента  
Маркетинговый Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на индивида, группу, общество.  
Нормативный При нормативном  подходе устанавливаются нормативы  в управлении  
Поведенческий Поведенческий подход заключается в том, чтобы  помочь политическим акторам осознать собственные возможности  
Процессный При процессном подходе управление рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  функций  
Системный При системном  подходе любая система рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  элементов  
Ситуационный Ситуационный  подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией  
Функциональный Сущность функционального  подхода состоит в том, что  потребность рассматривается как  совокупность функций, которые нужно  выполнять для ее удовлетворения  
     
В 1981 г. американский профессор У. Оучи предпринял попытку создания единого подхода к управлению. Он пришел к выводу, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению32. Исходным пунктом его концепции является положение о том, что человек является основой любой организации, и от него в первую очередь зависит успех ее функционирования. Им были сформированы основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые, можно добиться эффективного управления. Так, например, идеи теории «Z» сводятся к следующему:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.