На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы и методы реализации функций государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Проблема  функций современного государства, и прежде всего сегодняшнего государства, действующего в условиях глобализации, всемирной интеграции экономики разных стран, информатизации, Интернет и др., исследована крайне слабо. И порой российские теоретики государства и права, говоря об этой проблеме, пытаются раскрыть ее при помощи результатов научных исследований и разработок советского периода. Однако, на наш взгляд, такой подход сегодня весьма уязвим и небесспорен, ибо советское государство жило и осуществляло свои функции в совершенно иных политических условиях и на совершенно иной экономической почве, нежели сегодняшнее российское государство. Кроме того, среди советских ученых, несмотря на то, что многие из них функции государства трактовали как основные направления, стороны его деятельности, не было четкого понимания данных функций; и иногда научные дискуссии в этой сфере были абстрактными и ни к чему серьезному не приводили. При этом многие теоретики государства и права «варились в собственном соку» и не учитывали научных исследований и разработок экономистов, философов, управленцев и других специалистов по проблеме функций государства. В качестве иллюстрации обратимся к исследованиям и советских, и современных российских теоретиков государства и права. Без этого сейчас трудно будет разобраться в понятии и сущности функций современного государства.
     В этой связи, прежде всего, хотелось бы вспомнить мнение М.И. Байтина. Исследуя сущность и основные функции социалистического государства, он определял функцию данного государства как «направление (и сторону) его деятельности, в которой выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития...».
     При этом автор выделял и рассматривал четыре признака, присущие функциям государства, т.е. он утверждал, что функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую сущность; в них воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к базису, реализуется его разносторонняя практическая деятельность; функции государства (каждая в отдельности и их система) в тот или иной исторический период обусловливаются объективными потребностями движения общества; в функциях государства проявляются и объективируются присущие ему особенности, закономерности его развития.
     Цель  курсовой работы рассмотреть функции государства, основные понятия, содержание и классификацию.
     Задачи:
     - рассмотреть сущность и понятие  функций государства;
     - выявить особенности классификации  функций государства;
     - определить формы и методы реализации функций государства.
     Основой для написания данной работы послужили  учебные пособия по курсу «Теория  государства и права», Конституция  РФ, а так же монографии и статьи в научно-исследовательских журналах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и сущность функций государства.

      Понятие и признаки функций  государства.
 
     Важно отметить, что функции государства  – это не только стороны его  деятельности, но также ее виды и  направления, как утверждали другие ученые-юристы. Отметим, что предложенные авторами определения во многом совпадали с данными выше определениями функций государства.
     В самом деле, возможность осуществления  государственной деятельности (направления) необходимо отличать от реально выполняемой  работы (стороны и виды), в противном случае не исключается полное отождествление функций государства с его целями и задачами. Вместе с тем следует учесть, что при таком понимании весьма затруднительно отграничить друг от друга понятия «направление», «сторона» и «вид».1
     При анализе вышеуказанного подхода к пониманию функций государства необходимо также иметь в виду, что он являлся закономерным и, скорее всего, наиболее приемлемым в условиях советского общества на основе победившего в жестокой, непримиримой борьбе класса и был ориентирован, в первую очередь, на отражение в функциях данного государства его классовой сущности. Надо подчеркнуть, что отражение классовой сущности по-прежнему и сегодня является неотъемлемым признаком функции государства, однако он, это признак, является уже далеко не главным и тем более не определяющим в категории функций современного государства. В современных государствах общесоциальные и классовые функции тесно переплетаются, взаимосвязаны и не противопоставляются друг другу в ходе решения данными государствами глобальных проблем экономики, борьбы за мир, выживание человечества, с природными катастрофами, террористическими актами и др.
     С другой стороны, ради справедливости надо заметить, что наряду с традиционным пониманием функций государства в качестве основных направлений его деятельности и в советской литературе предпринимались попытки по-иному взглянуть на природу и сущность этого сложного и многогранного явления. Но и эти попытки сегодня вызывают немало вопросов.
     Так, А.И. Денисов отстаивал понимание функций государства как предметно-политической характеристики государства: «Функцией государства следует называть то в его деятельности, что характеризует ее предметно-политически, отражает ту или иную сторону сущности государства в каждый данный период его развития. Иначе говоря, это – содержание государственной деятельности». Безусловно, предложенное понимание функций государства должно приниматься во внимание при исследовании данного вопроса, так как оно указывает на предметно обусловленную политику государства. Однако, на наш взгляд, при таком подходе практически отождествляются функции государства и направления его политики. 2
     Представляется  спорным также определение функций  государства как «содержание деятельности государства в определенных направлениях», предложенное B.C. Петровым. 3
     Думается, при таком подходе функции  государства фактически отождествляются с содержанием его деятельности. Содержание деятельности государства и его функции явления, безусловно, соотносимые, однако несовпадающие.
     И.С. Самощенко также предлагал понимать под функциями государства «его социальное назначение внутри и вне  страны». Стремление автора отразить связь функций государства и его социального назначения, несомненно, продуктивно для современной рыночной действительности, однако при этом необходимо иметь в виду, что функции государства и его социальное назначение – явления соотносимые, но не тождественные. Социальное назначение государства в большей степени связано с его сущностью и историческим предназначением. Поэтому выполняемые государством функции являются лишь одним из проявлений этих категорий. И, конечно, функции современного государства находятся в прямой зависимости от его социального назначения и обязательно соответствуют этому назначению. Однако при всей своей близости данные понятия не совпадают. Социальное назначение современного государства означает, прежде всего, его историческую миссию.4
     Определенный  интерес сегодня представляет также  точка зрения Л.И. Каска, полагающего, что функциями государства следует считать такие стороны содержания его деятельности, которые характеризуют его общественное и социальное назначение. Автор особо подчеркивает связь функций государства с его общесоциальным назначением. Однако, несмотря на попытку обратить внимание на общесоциальную значимость деятельности государства, далее автор говорит о том, что последняя так или иначе осуществляется в интересах господствующего класса, в результате чего общесоциальные функции приобретают лишь классовый характер .
     Заслуженное признание в свое время получили также исследования проблемы функций государства А.П. Глебова. По мнению многих ученых, он наиболее удачно подошел к рассмотрению проблемы функций государства. В его теоретических обобщениях сформулирован ряд методологических принципов функционального исследования государственно-правовых явлений и пополнен категориальный аппарат теории функций государства. Автор предложил понимать под функциями государства социально-регулятивное назначение государства, реализующееся в целенаправленном воздействии государства на общественные отношения (объекты функций).
     Вместе  с тем и такой подход к пониманию  функций государства в условиях сегодняшней всемирной глобализации и интеграции стран, на наш взгляд, также уязвим. И тем более, несмотря на интересную идею, заложенную в данном определении, приемлемость его сегодня также вызывает определенное сомнение, поскольку в своей первой части оно воспроизводит уже подвергавшийся критике взгляд о тождестве функций государства с его социальным назначением. Что касается второй части, то в ней оно, по существу, сближается с пониманием функций как определенных направлений и сторон деятельности советского государства.
     С другой стороны, не углубляясь в дискуссию, следует все же обратить внимание на то, что А.П. Глебов предпринял весьма удачную попытку исследовать категорию «функция государства» как сложное по своей внутренней структуре явление, включающее сущность и социально-регулятивное назначение государства. Несомненной заслугой автора является исследование «статичного» и «должного», а также «динамичного» и «сущего» применительно к функциям государства. Примерно аналогичного взгляда при определении понятия функций государства придерживался и академик РАН B.C. Нерсесянц, писавший: «Функции государства по отношению к обществу (гражданскому обществу) – это основные направления его деятельности, нацеленной на решение посредством регуляции общих дел субъектов общества». 5
     Примерно  такое же решение проблемы наблюдается  и в определениях, предложенных другими отечественными правоведами. Так, профессор А.Б. Венгеров понимал под функциями государства рассматриваемые в комплексе предмет и содержание его деятельности на определенном направлении, и обеспечивающие ее средства, и способы путем социального регулирования.
     Л.А. Морозова рассматривает функции государства как особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления его деятельности по управлению обществом. По нашему мнению, такой подход к пониманию функций государства позволяет не только выделить главные, социально значимые сферы деятельности государства, но и проследить, какими средствами, методами и способами, приемами воздействует государство на состояние общественных явлений и процессов.6
     В.М. Корельский рассматривает функции государства как «основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами».
     Похожую точку зрения высказывает профессор В.М. Сырых, рассматривая под функциями «определяемые конкретно-историческими условиями существования государства его основные направления деятельности по управлению делами общества, осуществляемые в присущих им формах и с помощью специфических методов». 7
     Соглашаясь  в целом с вышеуказанными последними взглядами, отметим, что, во-первых, по нашему мнению, выражение сущности государства является имманентным свойством категории «функции», вытекающим как раз из ее философского содержания, а во-вторых, предложенным подходам все же (применительно к сегодняшним реалиям) не достает утверждения о фактически (реально) и результативно осуществляемой государством деятельности. В противном случае приходится говорить о декларативном характере функций либо вовсе о целях и задачах государства, не связанных либо слабо связанных с указанными функциями.
     Поэтому, поддерживая и развивая вышеуказанные  точки зрения, представляется возможным предложить новое, уточненное определение функций современного государства, принимая во внимание следующие их признаки: функции современного государства непосредственно обусловлены объективно необходимыми, социально желаемыми целями и задачами современного демократического общества, и поэтому они зачастую выступают не в чистом виде, а в виде функций-целей и функций-задач; функции этого государства проявляются в его фактической деятельности по управлению обществом с учетом явлений всемирной глобализации, интеграции стран, информатизации, борьбы с природными катаклизмами, болезнями и др.; функции государства юридически регламентированы и организационно обеспечены; в процесс осуществления функций государства может быть вовлечен как весь механизм государства либо большая его часть, так и отдельный государственный орган, при этом вся система функций государства во многом обусловливает структуру его механизма.
     Совокупность  указанных признаков позволяет  сформулировать следующее определение  понятия функций современного государства: функции современного государства  – это жизненно важные, нормативно регламентированные и организационно обеспеченные в условиях современного демократического общества сферы конкретной деятельности государства, обусловленные объективно необходимыми его целями и задачами, выражающие его цивилизационную сущность и социальное назначение.
     Предложенное  определение понятия функций  государства не претендует на онтологическую и гносеологическую универсальность. Вместе с тем, думается, в предложенной дефиниции сосредоточены наиболее важные элементы современного исследования государства, выработанные отечественной и зарубежной юридической наукой и практикой.8

1.2. Классификация функций государства.

 
     Надо  отметить, что по сравнению с вопросом о функциях государства и их понятии вопрос об их классификации более сложный и дискуссионный. Классификация государственно-правовых явлений имеет огромное методологическое значение, так как позволяет систематизировать накопленный научный опыт, глубже проникнуть и познать сущность исследуемых явлений.
     В условиях, когда государство и  право приобретают более сложные формы и содержание, классификационные приемы приобретают особую научную ценность. Функции государства не являются исключением и также нуждаются в исследовании при помощи самых разных (и не только юридических, но и экономических, философских, социологических и др.) классификационных методов. Важно подчеркнуть, что сегодня в научной литературе можно насчитать более десятка таких классификационных моделей функций государства, что порождает некото-рую неопределенность и дезориентированность при их изучении.
     По  нашему мнению, причиной такой ситуации является, прежде всего, неоправданное  отождествление системы функций  государства с их классификацией, а также различие классификационных критериев. Хотя функции сами по себе представляют объективную реальность, их классификация производится субъективно, в соответствии с теми или иными основаниями деления, избранными разными исследователями.
     Как известно, в работах 60–70-х гг. прошлого века большинство ученых классифицировали функции государства, прежде всего, на внешние и внутренние. Однако количество и тех и других, их научное обоснование долгие годы являлось предметом научного спора. А некоторые ученые спорят об этом и ныне.
     Так, Н.В. Черноголовкин под внутренними  функциями понимал такие направления  деятельности государства, которые лежат в области его внутренней политики и имеют целью решение внутренних задач строительства социализма и коммунизма, и относил к последним: функцию подавления свергнутых классов; хозяйственно-организаторскую функцию; культурно-воспитательную функцию; функцию регулирования меры труда и меры потребления; функцию охраны социалистического правопорядка. Внешними функциями ученый считал такие направления деятельности социалистического государства, которые лежат в области его внешней политики, имеют целью решение общих задач мировой системы социализма и защиты ее завоеваний от нападений извне, мирное сосуществование стран с различными социально-экономическими системами и упрочение мира, и относил к последним: функцию обороны страны; функцию дружбы, братского сотрудничества и взаимопомощи стран мировой социалистической системы; функцию помощи и сотрудничества с государствами, освободившимися от колониальной зависимости; функцию борьбы за мир и мирное сосуществование с капиталистическими странами.9
     Думается, что эта классификация функций  государства, по-видимому, не случайно получила широкое распространение  среди ученых-юристов. Это связано  с адекватным выражением ею, хотя, разумеется, лишь в общих чертах, объективно сложившейся системы функций в государствах мирового социалистического содружества. Вместе с тем в литературе того времени обозначились научные позиции, не совсем укладывающиеся в рамки традиционного представления о делении функций государства на внешние и внутренние. Некоторые авторы еще тогда считали целесообразным подвергнуть коррекции классификацию функций на внешние и внутренние и полагали необходимым выделять во внешнеполитической сфере всего одну функцию – внешнюю, которая синтезирует в себе такие стороны государственной деятельности, как оборона страны, борьба за мир и мирное сосуществование с другими странами, дружественное сотрудничество и взаимопомощь со странами социалистической системы.
     Так, М.И. Пискотин в составе внешней  функции советского государства  различал не три, а только два направления деятельности: функцию обороны страны и деятельность по организации экономических, политических и культурных связей с другими странами. Л.И. Загайнов, соглашаясь с получившим распространение группированием функций на внутренние и внешние, тем не менее, считал подобную группировку недостаточной, и «в зависимости от сферы деятельности государства, к которой относится та или иная группа функций, выделял экономическую, идеологическую, охранительную и внешнюю, при этом не называл первые три внутренними. 10
     В.П. Курашвили вовсе отвергал деление  функций государства на внутренние и внешние и в качестве аргумента  приводил отсутствие «фактической взаимосвязи  функций» на основе такого деления. Он, в частности, писал: «Так, разве хозяйственно-организаторская функция социалистического государства, объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем, организации экономического сотрудничества с другими странами? Или разве функция обороны не имеет внутреннего аспекта в виде, скажем, развития военно-экономического потенциала страны?». 11
     На  наш взгляд, сегодня необходимо обратить внимание на то, что деление функций государства на внутренние и внешние имеет определенную условность. В свете мировой интеграции стран и глобализации деятельность современного государства приобретает больший международный характер, а деятельность внутри страны в значительной степени зависит от внешнеполитической обстановки и экономической конъюнктуры в условиях рыночных отношений. Конечно, неправильным было бы утверждение о полном смешении внутренних и внешних функций, ведь большинство из них реализуется либо внутри страны, либо за ее пределами, поэтому данный классификационный критерий в современных условиях применять нужно, но с соответствующей оговоркой.
     Кроме того, в настоящее время почти  у всех государств появляются такие  общие дела, от успешного или неудачного решения которых может зависеть судьба самого государства (например, борьба против ядерной катастрофы, борьба против природных катаклизмов, здоровье наций и т.п.). Таким образом, в современных государствах общесоциальные функции и задачи (а точнее, функции-задачи, ибо «чистеньких» функций и задач сегодня нет) бывают довольно тесно связаны и не всегда противопоставлены друг другу. Все вышесказанное дает основания для классификации функций государства по единому общеглобальному критерию, независимо от его общесоциальной, классовой природы. При таком подходе можно выделить следующие комплексные функции, которые в настоящее время должно осуществлять любое современное государство в условиях глобализации: 12
     - борьба за выживание человечества на Земле (выработка межгосударственных мер по уничтожению накопившегося ядерного оружия, совместная борьба с глобальным потеплением в мире, борьба со СПИДом, раком, голодом, терроризмом и др.);
     - экономическая функция (обеспечение нормального функционирования и развития экономики страны в условиях глобализации, в том числе посредством развития существующих форм собственности, и прежде всего частной, организация выгодных внешнеэкономических связей);
     - политическая функция (развитие всех институтов демократии, укрепление социального и национального согласия, стремление к международной политической интеграции и т.п.);
     - социальная функция (осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, борьба с безработицей, бедностью, обеспечение необходимых условия труда и т.д.);
     - идеологическая функция (поддержка цивилитарной идеологии, организация современного образования, поддержание науки, культуры, духовности и др.);
     - экологическая функция (охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, восстановление нарушенной окружающей природы и др.). Выделение экологической функции вызвано тем, что экологический кризис в мире в последние годы катастрофически углубляется, что обусловливает необходимость по-новому оценивать основные и неосновные направления деятельности современного государства. Прежние определения и критерии в данном случае неуместны. Поддержание благоприятных условий существования граждан на собственной территории – это уже не второстепенная, а безусловная, главная функция государства;
     - охранительная функция (охрана прав, свобод и интересов личности, охрана общественного порядка, борьба с правонарушениями). Государственно-правовая охрана общественных отношений необходима всегда, поскольку идея беспреступного общества остается не более чем мечтой отдельных романтиков. Охрана разнообразных по видам, социальной ценности, природе общественных отношений требует различных средств, форм и методов. Исходя из этого механизм охраны общественных отношений следует рассматривать комплексно, четко различая субъекты охраны, ее средства, объекты. К сожалению, в научной литературе при описании содержания охранительной функции государства эти требования нередко не учитываются, что приводит к ее неполной и неверной характеристике.
     В свете сказанного становится также  актуальной разработка современной  концепции функций субъектов  государственной власти . В настоящее  время суть такой концепции можно  представить следующим образом.
     Субъекты государственной власти, используя свои права и выполняя свои обязанности, должны обеспечить, с одной стороны, объединение, интеграцию всех граждан государства, его целостность, суверенность, автономность, самостоятельность, независимость, отделение от других государств и стабильность, устойчивость, сохранение, а с другой стороны, его устойчи-вое развитие – необратимое, закономерное, направленное изменение. В этом и заключается смысл и назначение функций субъектов государственной власти, состоит все существо их официальной деятельности и официальных отношений с контрсубъектами, которое вытекает из природы государственной власти.
     Однако, чтобы реализовать эти функции, субъекты государственной власти должны постоянно осуществлять определенный набор других функций, к числу которых относятся следующие: 13
     - во-первых, представительские функции – функции представительства государства в целом и всех его граждан, прежде всего представительства их собственных интересов, во всех его структурах, включая его организации, органы и учреждения, а также в отношениях с другими государствами;
     - во-вторых, регулятивные, или организационно-управленческие функции, – функции организации, упорядочения, координации, согласования общих дел, общей деятельности и отношений всех граждан государства во всех его частях, включая его организации, органы и учреждения, и функции регулирования протекающих в государстве процессов;
     - в-третьих, мобилизационные функции – функции мобилизации необходимых ресурсов, т.е. функция сбора налогов, формирования и использования общего бюджета, финансов, других материальных, людских, информационных ресурсов, функция изготовления денежных знаков.
     Данные  функции реализуются посредством  конкретной деятельности субъектов государственной власти, а также работников государственного аппарата, которые являются опорой государства, субъектов государственной власти. Все многообразие властной деятельности обычно сводится к трем основным видам: законодательно-представительная, исполнительно-распорядительная и судебная. Именно в соответствии с этим делением все органы государства, а также виды (ветви) самой государственной власти подразделяются на законодательно-представительные, исполнительно-распорядительные и судебные органы, их учреждения. В законодательно-представительных органах и учреждениях доминирует законодательно-представительная деятельность, а также ее субъекты, которые, представляя интересы его граждан и подданных, предприятий, учреждений, организаций, принимают общезначимые и общеобязательные законы. В исполнительно-распорядительных органах и учреждениях доминирует исполнительно-распорядительная деятельность, а также ее субъекты, которые, исполняя законы, сами принимают обязательные для исполнения распоряжения – приказы, постановления, другие нормативные и ненормативные акты. В судебных органах доминирует судебная деятельность, а также ее субъекты, которые, оценивая соответствие деятельности граждан и под-данных, предприятий, учреждений, организаций данного государства существующим законам и распоряжениям, принимают обязательные для исполнения решения о применении к нарушителям этих законов и распоряжении соответствующих санкций.
     В деятельности субъектов государственной  власти и работников государственного аппарата выделяются также ее правовая и организационная формы. Среди правовых форм осуществления государственно-властной деятельности выделяются правотворческая деятельность (издание нормативных актов, издание или санкционирование, изменение или отмена юридических норм) и правоприменительная деятельность (деятельность по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права). Последняя подразделяется на оперативно-исполнительную деятельность (повседневная исполнительно-распорядительная работа путем издания актов применения норм права) и правоохранительную деятельность (оперативная работа по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам или подданным прав и обеспечению выполнения ими возложенных на них юридических обязанностей). 14Среди организационных форм осуществления государственно-властной деятельности выделяется организационно-регламентирующая деятельность (текущая оперативная работа по решению конкретных управленческих задач, деятельность по технико-организационному обеспечению функционирования государственной власти), организационно-хозяйственная деятельность (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, статистика, организация снабжения и сбыта) и организационно-идеологическая деятельность (разъяснение принятых законов и иных нормативных правовых актов, формирование общественного мнения).
     Конкретные  направления (стороны) деятельности и  отношений, выражающие содержание функций  тех или иных субъектов государственной  власти и работников государственного аппарата, обширны и многообразны. Их можно подразделить на внешние и внутренние, основные и неосновные направления. В качестве критерия их дифференциации можно избрать основные подсистемы государства, на которые направлена деятельность субъектов государственной власти и работников государственного аппарата. Например, их деятельность в современном Российском государстве может быть направлена на экономическую сферу, в частности на разумное устойчивое развитие экономических отношений, финансовой системы, транспортных и иных средств коммуникаций, ирригационных и иных крупных сооружений, производства жизненно необходимых благ, на реальную поддержку собственных производителей. Она может быть направлена на социальную сферу, в частности на обеспечение соблюде
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.