На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность административного права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    СОДЕРЖАНИЕ.
    Предмет, методы, источники административного права…………………4
    Функции, принципы и система административного права………………19
    Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права…………………………………………………………………………26 
 


      ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
    Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общественных отношений, которые они регулируют. Особенности этих общественных отношений определяют предмет регулирования. А от него зависят иные признаки отрасли: методы регулирования, система отрасли и др. Не случайно большинство отраслей права получило название по особенности регулируемой совокупности общественных отношений, например трудовое, земельное, семейное, уголовно-процессуальное.
    Предмет административного  права - это совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении властной деятельности государственной администрации (органов исполнительной власти), муниципальной администрации (исполнительных органов местного самоуправления) и административного судопроизводства.1
    По  мнению Ю.М. Козлова, предмет административного  права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей  природе, а именно:
    Управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
    Управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
    Управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
    Отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере  внутренней жизни общества объединений  и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий.2   Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений».3 
    Следовательно, в современных условиях требуется  видоизменить подход к предмету административного  права и определять его предмет  с новых демократических позиций.
    Необходимо  сказать, что административное право  представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит  в том, что они возникают, развиваются  и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы  исполнительной власти на всех национально-государственных  и территориальных уровнях страны.
    В этих общественных отношениях соответственно:
    а) опосредуется закрепленная в Конституции  РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека;
    б) непосредственно выражается многообразное  содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной  деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;
    в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере  и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.4
    Такого  рода общественные отношения принято  называть управленческими. Они и  составляют предмет административного  права.
    В предмете административного права  России четко выделяются три группы общественных отношений, возникающих при осуществлении:
    регулятивной, созидательной деятельности публичной  администрации;
    охранительной деятельности публичной администрации;          административного судопроизводства судами.
    Данный  частично условный подход к определению  предмета административного права  нуждается в ряде уточнений.
    Под публичной администрацией понимается система органов государственной исполнительной власти и муниципальных исполнительных органов, а также осуществляющие административную власть иные органы, руководители всех муниципальных и государственных органов, учреждений, предприятий. К публичной организации относятся все существующие в РФ государственные и муниципальные органы, кроме представительных органов и судов, государственных и муниципальных организаций.
    Деятельность администрации двойственна. В ней главное – созидательное начало, организация нормальной жизни и развития общества и др. Но важна и охранительная работа: защита прав личности, собственности, нормальных условий существования государства, общества, граждан. Соответственно, предметом административного права являются обе стороны функционирования публичной администрации: созидательная(«активная администрация») и охранительная(«пассивная администрация»).
    Вся деятельность публичной администрации направлена на исполнение законов, международных договоров и актов правосудия.
    Публичная администрация и суды вступают в отношения с гражданами, разнообразными организациями. Административное право регулирует не деятельность, а отношения возникающие при этом. Оно закрепляет обязанности и права всех сторон общественных отношений и властных и невластных субъектов. Правила дорожного движения, лицензирования, санитарии, таможенного оформления товаров и многие другие могут послужить тому примером.
    Публичная административная, организующая деятельность существует во всех сферах общественной жизни, она велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях она настолько специфична, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, властную деятельность администраций государственных и муниципальных предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право. Поэтому необходимо в определении предмета административного права внести существенное уточнение: оно регулирует все отношения, возникающие в процессе функционирования публичной администрации, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права РФ.5
    Административное право закрепляет систему средств административного принуждения.
    К предмету административного права относятся и отношения, связанные с рассмотрением жалоб граждан во вне судебном порядке (административных жалоб). Государственные и муниципальные органы, предприятия и учреждения, суды, органы  прокуратуры и иные субъекты, работающие с административными жалобами, вступают в административно-правовые отношения с их авторами и между собой.
    Все административно-правовые отношения можно разделить на три вида:
    а) внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему исполнительных органов власти, организацию службы в них и взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы;
    б) внеаппаратные отношения. Взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами;
    в) отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства. Статья 118 Конституции РФ закрепляет существование в стране конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Административное судопроизводство — это рассмотренные судами административных дел в порядке, регламентируемом процессуальными нормами административного права.6        
    В наше время публичная административная деятельность и возникающие при  этом отношения имеют большое  значение для реализации конституционных  прав и обязанностей граждан, защиты прав граждан и частных организаций.
    Главная составляющая предмета административного  права, его ядро — система отношений  публичной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача административного права — правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан. Поэтому его предмет можно определить и как совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан, иных отношений, связанных с ее деятельностью, а также при осуществлении административного судопроизводства.7
    Наряду  с предметом правового регулирования, выделяется его методы, которые являются основанием, позволяющими провести отраслевую классификацию. Методы правового регулирования находят свое выражение в порядке установления субъективных прав и юридических обязанностей; в степени их конкретизации и определенности; путях и средствах обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей в сфере государственного управления и позволяют понять механизм воздействия административно правовых норм на управленческие отношения.
    Каждая отрасль российского права в своей деятельности использует следующие методы: запрет, предписание, дозволение.
    Запрет  предполагает возложение обязанности воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения. В этом случае происходит сужение свободы действий субъектов управленческой деятельности.
    Предписание как метод правового регулирования предполагает возложение на субъект управленческой деятельности обязанностей, определенных административно-правовыми нормами. Подобная характеристика роднит предписание с запретом, однако, разница заключается в том, что последнее требует от субъекта воздержаться от определенного варианта поведения. Доминирование предписания среди средств административно-правового регулирования обусловлено сущностью управленческих отношений, которые называют властеотношениями, отношениями, для которых характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера.
    Дозволение  — это предоставление участникам управленческих отношений возможности самим выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.8
    Методы административного права — это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия административно-правовых норм на управленческие отношения.9
      Индивидуализация этого соотношения зависит от конкретного управленческого дела, ситуации. При этом наблюдаются общие тенденции развития системы административно-правовых средств. Так, все шире применяются дозволительные средства, что обусловлено федеративным устройством российского государства, отнесением административного и административно-процессуального права к предмету совместного ведения и компетенции Российской Федерации и ее субъектов.  
    Административная  деятельность (управление) предполагает доминирование, преобладание одной  воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, оно неразрывно связано с властью. В системе  управленческих административных связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Это неравенство право не может и не стремится устранить. Законодатель, воспринимая его как  объективную необходимость и  регламентируя организацию и  функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое неравенство, асимметрию прав и обязанностей субъектов. Этим объясняются особенности административно-правового метода регулирования.
    Можно утверждать, что совместная деятельность разных субъектов может быть обеспечена двумя путями: 1) путем использования власти, обеспечения преобладания одной воли; 2) путем согласования, договора. Конечно, возможно сочетание команды и договора, но это лишь использование различных методов регулирования поведения людей. Поэтому наибольшей спецификой, качественной определенностью обладают два различных метода регулирования — административно-правовой и гражданско-правовой.10
    Их  сравнение позволяет лучше  выяснить особенности каждого. 
    Административное  право — юридическая форма, модель функционирования публичной администрации. Оно закрепляет юридическое неравенство, асимметрию прав и обязанностей субъектов  властеотношений. Это часто связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть линейным (связи типа «начальник — подчиненный») или функциональным (связи типа «инспектор — контролируемый»). Юридическое неравенство сторон обусловлено и разными ролями, задачами субъектов. Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне административной иерархии, неодинаковые права и обязанности. Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела. И не равны полномочия инспекторов саннадзора, рыбоохраны и др. К тому же их правовое положение в разных ситуациях может изменяться.
    Что же касается гражданского права, то, закрепляя  имущественные, товарные отношения, оно устанавливает юридическое равенство сторон (покупателя и продавца, заказчика и подрядчика и т. д.). Поэтому юридическим фактом, порождающим, прекращающим, изменяющим гражданские правоотношения, является чаще всего договор, отражающий волю обеих сторон. В ст. 2 ГК РФ говорится: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и иным финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». Конечно, административные правоотношения могут возникнуть из договора, а гражданские — из недоговорных отношений, но, как правило, нормы административного права устанавливают правовое неравенство субъектов, а нормы гражданского — равенство.
    Административно-правовое регулирование предполагает односторонность  волеизъявления одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит  решающее значение. Следовательно, волеизъявление одной стороны неравнозначно  волеизъявлению другой. Объясняется это, прежде всего тем, что юридически властные предписания отнесены к компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти.
      Субъекты гражданского права,  обладая диспозитивностью, во многих  случаях сами выбирают, с кем  и когда вступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права и обязанности. Иначе строится административно-правовое регулирование. Как правило, нормами четко определяется, когда и между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением права на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах с определенными органами исполнительной власти. И при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридической нормой. Точно так же в определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации должны направлять статистические данные, отчеты, справки, декларации.
    При возникновении споров между участниками  гражданско-правовых отношений они  вправе обратиться за помощью к третьей  незаинтересованной стороне — суду. Санкции, которые применяются к  виновной стороне, чаще всего являются право-восстановительными (взыскание  убытков и т. п.) и используются в интересах пострадавшего. Существующие в административно-правовых отношениях права и интересы тоже могут защищаться в судебном порядке. Но в основном права участников таких отношений обеспечиваются, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом власти, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти.
    Субъекты  исполнительной (административной) власти наделены правом решать. Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях вправе применять самые разнообразные меры воздействия на других участников правоотношений. В частности, они могут потребовать объяснений, отложить рассмотрение, дать указания, отказать в просьбе, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения.
    Естественным  продолжением названного неравенства  сторон является то, что у невластной стороны имеются скудные возможности для защиты своих прав своими действиями, для самозащиты. С неправильными действиями субъектов власти граждане, учреждения и предприятия могут бороться чаще всего только путем подачи жалоб (исков) в компетентные государственные органы. Административно-правовое регулирование предполагает, что субъекты власти, как правило, в одностороннем порядке решают, а невластные субъекты вправе обжаловать такие решения.
    Административное  право закрепляет юридическое неравенство субъектов, право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать на граждан и организации. Но административно-правовое регулирование властеотношений обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал.
    Закрепляя демократические начала, формирования исполнительной власти и контроля над ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого труда, разнообразные права граждан и частных организаций, процедуры решения дел и разрешения споров с исполнительной властью и многое другое, административное право придает властеотношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них начал законности, справедливости, демократии.11
    Таким образом, суть методов административно-правового  регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена  к следующему:
    а) установление определенного порядка  действий - предписание к действию в соответствующих условиях и  надлежащим образом, предусмотренным  данной административно-правовой нормой.
    б) запрещение определенных действий под  страхом применения соответствующих  юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности).
    в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных  лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это – «жесткий» вариант дозволения,  дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;
    г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать  предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет  место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает  как противоправные. Это – «мягкий» вариант дозволения.
    д) допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство).12
    С учетом вышеизложенного, административное право - это совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах общественной жизни, и использующих средства дозволения, запрета и предписания с доминированием последних13.
    Таким образом, можно сделать вывод  о том, что во всех вариантах регулирующего  воздействия административное право  проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности.
    Источники административного  права - различные формы его выражения, в которых норма административного права понимается как различные формы его выражения, в которых норма административного права проявляет все властно-регулирующие воздействия на общественные отношения. 14
    Рассмотрение  источников административного права имеет важное значение, что обусловлено диалектической взаимосвязью между «содержанием» и «формой» как философскими категориями. Являясь ведущим элементом, содержание определяет форму своего выражения, однако и последнее оказывает влияние на содержание.
     Юридические нормы нуждаются во внешних формах выражения. Нормы права включаются как  статьи, пункты, параграфы и т.п. в акты государственных и муниципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.  
    Правовой  действительности известны следующие  формы-источники права: правовой обычай, административно-судебный прецедент, правовая доктрина, договор нормативного содержания, нормативно-правовой акт, акт референдума.
    Основным  источником административного права  является нормативный акт, который  служит своеобразным резервуаром правовых норм. Нормативный акт — это результат правотворческой деятельности органов государственной власти. В юридической литературе нормативный акт определяется как «официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом; устанавливает, изменяет или отменяет нормы права».15
    Рассмотрим  действующие источники административного  права с учетом их юридической  силы.
     1Конституция Российской Федерации. Является нормативной базой для действующего законодательства, в том числе и для административного права. Многие нормы Конституции РФ имеют административно-правовую направленность. Они закрепляют устройство государственной власти (ст.  3-5, 10-12), участие граждан в управлении государством (ст. 31 и п. 4 ст. 29, ст. 46); определяют сферу деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации; регламентируют порядок формирования, деятельность и компетенцию Правительства РФ и т.д.
    К конституционным источникам административного  права относятся конституции  республик в составе Российской Федерации и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
    2.  Федеральные конституционные и федеральные законы. Данные акты обладают высшей юридической силой и принимаются высшим органом представительной власти. Наибольшее значение имеют федеральные законы, которые действуют на территории всего государства. В качестве примеров можно назвать следующие ФЗ : «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»16.; «Об общественных объединениях»17, и т.п.
    3. Нормативные указы Президента РФ. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Указы, которые содержат нормы административного права, относятся к его источникам. Это достаточно действенный источник, что обусловлено как юридической силой (уступают только законам), так и возможностью их оперативного принятия, изменения и отмены. Примером может служить Указ Президента РФ «О государственном совете Российской Федерации»18.
    4.  Нормативные постановления Правительства РФ. В соответствии со статьей 115 Конституции РФ, во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство наделяется правом.19
    Также все источники российского административного  права можно поделить на два типа в зависимости от того, кто их принял: 1)акты российских органов публичной  власти; 2)акты, принятые без участия  или с участием российских органов  публичной власти.
    Очевидно, что преобладают акты первого  типа. Среди них такие разновидности  актов российских органов, как акты, принятые на основе референдума и  законодательных органов; акты Президента РФ; акты органов исполнительной власти, а также акты государственных  органов, не отнесенных Конституцией РФ ни к одной из трех ветвей государственной  власти(Банка России, Прокуратуры РФ и т.д.); федеративные и административные договоры; акты правосудия.
    К актам второго типа относятся: акты органов государственной власти бывшего СССР (их количество с каждым годом уменьшается и только очень  не большая группа таких актов  продолжает еще действовать); акты международных  органов (ООН, Совета Безопасности и  д.р.); международные договоры.
    Все источники административного права  образуют целостную, несамоуправляемую систему, изменять которую вправе многие субъекты. Признак, которой лежит в основе этой совокупности, - наличие в каждом из них действующих норм административного права. Всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП).
    Нередко СИАП называют административным законодательством. Это некорректно. Административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых  имеются нормы административного  права.
    Особенности СИАП:
    Административное законодательство образует ядро административного права.
    Многообразие источников. В нее входят законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов. Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент РФ, и Банк России, и Генеральный Прокурор РФ.
    Огромное число источников, которые входят в СИАП.
    Мобильность и изменчивость СИАП.
    5)Сложность  систематизации административно-правовых  норм и невозможность их единой  кодификации.20 
 
 
 
 
 
 
 

      ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
    Функция, т.е. направление деятельности –  категория, непосредственно относящаяся  к общей характеристике административного  права как отрасли права, дающая возможность определить его внешние  свойства в данной правовой системе.
    Для того чтобы раскрыть функции административного  права, необходимо выделить основные направления  государственно-управленческой деятельности:
    разработка и реализация государственной политики, находящей свое выражение в программах общефедерального и регионального масштабов;
    установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ всестороннего развития личности, удовлетворения ее запросов, охраны жизни и здоровья, должных условий для развития ее творческой инициативы и активности (например, в области малого и среднего бизнеса);
    создание прочной правовой базы хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности в условиях оперативной самостоятельности объектов (например, государственное стимулирование коллективного предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции);
    укрепление управленческих связей на базе эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления; стимулирование межрегиональных управленческих отношений и т.д.;
    координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного строительства;
    обеспечение реализации прав и обязанностей, а также защиты законных интересов юридических лиц в сфере государственного управления и т.п.;
    определение основ организации управления организациями государственного сектора;
    установление системы государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер деятельности.21
      Соответственно  этим ведущим направлениям проявляются  основные функции административного  права.
    Главной функцией административного права  следует назвать регулятивную функцию  – выражается в создании нормами  административного права определенного  правового режима организации и  деятельности, режде всего органов исполнительной власти, в том числе установление взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений, определение их правового статуса.
    Также выделяют следующие основные функции  административного права: 
    1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
    2. Правотворческая функция, являющаяся  выражением наделения субъектов  исполнительной власти полномочиями  по административному нормотворчеству.
    3. Организационная функция, проистекающая  из организационного характера  государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.