На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Форма государственного устройства как один из элементов формы государства. Унитарные и федеративные государства. Характеристика конфедераций.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Содержание 
 

  Введение…………………………………………………………….…………3
1. Форма  государственного устройства как  один из элементов формы государства……………………………………………………………………4
  2. Характеристика унитарных государств……………………..…………..7
  3. Характеристика федеративных государств………………..….………..13
  4. Характеристика конфедераций………………………………….………19
  Заключение…………………………………………………………..………28
  Список  литературы………………………………………………………….30   
 
 
 
 
 

Введение
      Форма государства — одна из важнейших категорий понятийного аппарата теории государства и права.
      Основными составляющими данной категории  являются такие понятия как "форма правления", "форма государственного устройства" и "политический режим".
      Любое государство расположено на ограниченной территории, где проживают граждане (подданные) этого государства и в связи с этим возникает необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства. После определенного порога численности граждан и размеров территории государство вынуждено делить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создавать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределения полномочий между центральными и местными органами власти и управления. Все указанные вопросы охвачены темой «форма государственного устройства» в теории государства и права.
      Вместе  с тем, в науке до настоящего времени не выработано единого определения термина «форма государственного устройства», расходятся мнения ученых и по такому вопросу, как виды форм государственного устройства.
      При написании настоящей курсовой работы были использованы работы таких ученых-юристов  как Вишневский А.Ф., Пиголкин А.Б., Лейбо  Ю.И., Чиркин В.Е., Бекяшев К.А., Алексев С.С. и др. 
 
 

    Форма государственного устройства как один из элементов формы государства
     Понятие формы государства – предмет постоянного внимания ученых и мыслителей на протяжении многих сотен лет. Философы античной Греции: Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Полибий (200-120 гг. до н.э.) и др., столкнувшись с самыми разнообразными формами организации и осуществления государственной власти, пытались охарактеризовать государства с точки зрения формы - кто и как правит в государстве, какие формы государства знает история; какая из известных форм государства наилучшим образом подходит для данного народа в данный период; что является главным в форме государства.
     В настоящее время утвердилось  мнение, согласно которому форма государства структурно состоит из формы правления, формы государственного устройства и политико-правового режима. При этом имеется в виду, что все структурные элементы формы государства составляют органическое единство.
     Так, В.Н. Хропанюк определяет форму государства  как сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.1
     А.С. Пиголкин под формой государства  понимает структуру, определенную модель внутреннего устройства государства, включающую его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики.2
     Нетрудно  заметить, что все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства.
     Следует отметить, что в теории государства понятие «устройство государства» очень многозначно. Так, в теории государства говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. Во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.
     Именно  территориальное устройство государства  и включает в себя форма государственного устройства. Организация государства в данном случае рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.
     Так Вишневский А.Ф. под формой государственного устройства понимает национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством и его частями.3 Такое же определение  формы государственного устройства дает и А.С. Пиголкин.4 Ю.И.Лейбо определяет форму государственного (территориально-политического) устройства как внутреннюю организацию государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принципы взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов.5
     Как и форма правления, территориальное  устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.
     Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; какое правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.6
     Теория  государства выделяет две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную. Вместе с тем, существует и другая точка зрения. Некоторые авторы (Венгеров А.Б., Стрекозов В.Г., Поляков А.Б. выделяют и третью форму государственного устройства – конфедеративную.
     Формой  территориально-политической организации государственности является также автономия, особенно политическая автономия, тем более если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств. В последние десятилетия в некоторых странах (Испания, Италия и др.) сложилось так называемое регионалистское государство, сочетающее разнообразные элементы унитаризма, федерализма, автономии и являющееся, по существу, переходным от унитаризма к федерализму.7
     Рассмотрим  более подробно указанные выше формы  государственного устройства. 

    Характеристика  унитарных государств
     Унитарное (от лат. unus – один, франц. unitaire – единое, составляющее одно целое) государство, простое по составу, является единым, цельным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных (иногда национально-территориальных) единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Оно отличается полным политическим единством. Унитарное государство неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы или области не имеют своего законодательства, своего особого судоустройства. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Органы государственной власти построены по системе вертикального подчинения (Беларусь, Польша, Италия и др.).
     Число звеньев административно-территориального деления может быть различным. В отдельных очень мелких государствах (например, в Нуару и Тувалу в Океании, население каждого из которых не достигает 10 тыс.человек) вообще нет административно-территориального деления, в одних странах оно двухзвенное (например области и общины в Болгарии), в других четырехзвенные (регионы, департаменты, районы, общины во Франции).8
     Можно выделить следующие характерные  признаки унитарного государства:
      единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;
      основная структурная единица – административно-территориальное образование (область, округ, воеводство и др.), не обладающее суверенитетом;
      одна конституция и единая система законодательства;
      единая денежная система; общая налоговая и кредитная политика;одно гражданство;
      все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
      единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
     С точки зрения организации публичной  власти в центре и на местах, а также характера взаимоотношений центральных и местных органов все унитарные государства можно подразделить на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные. 9
       В централизованном государстве  административно-территориальные единицы  единолично управляются назначенными  из центра чиновниками, т.е. отношения органов власти на местах с центральной властью основываются на принципе строгой подчиненности (Судан, Малави)
     Относительно  децентрализованное унитарное государство  характеризуется тем, что наряду с назначенными из центра чиновниками (например, префекты во Франции) существуют избранные населением муниципальные органы (во Франции – мэры, советы в департаментах). Права выборных органов на местах существенно ограничены, а правительственные агенты обладают не только обширными административными полномочиями, но и правом вмешательства в дела муниципального управления.
     В децентрализованном унитарном государстве  нет назначенных правительством администраторов, а местное управление осуществляют выборные органы местных  административных единиц (например, советы графств в Англии). Здесь контроль правительства за деятельностью местных органов носит более опосредованный характер и может проявляться, например, через бюджетное и финансово-кредитное регулирование. В нем существует достаточно четкое разграничение полномочий между центральной властью и властью местных территориальных сообществ, что сближает эти государства с федерациями. Административно-территориальное устройство при этом, как правило, увязывается с плотностью населения, проживающего на данной территории, особенностями природных ресурсов, перспективами развития промышленности, транспорта и др.
     Некоторые ученые (Поляков А.В., Хропанюк В.Н., Пиголкин А.С.) выделяют только централизованное и децентрализованное (или относительно децентрализованное) унитарное государство. Однако, на мой взгляд, такая позиция усложняет понимание различий, имеющихся между этими разновидностями унитарного государства.
     Унитарные государства бывают простыми (состоящие  только из административно-территориальных  единиц, имеющих одинаковый юридический статус) и сложными (имеет в своем составе одно или несколько автономных образований, которые имеют некоторые права, отличные от других административно-территориальных единиц).
     Более широкими правами по сравнению с  административно-территориальными единицами обладает автономия. В большинстве случаев под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан).10
     В литературе принято различать две  главные формы автономии: национально-территориальную (этнотерриториальную) и культурно-национальную. Обе они связаны с этническими  характеристиками.
     Автономные  образования иногда создаются законом  сверху, нередко создание автономии  является результатом длительной и  упорной борьбы населения данной территории, особенно если это население  характеризуется этническими особенностями. Компетенция автономных образований определяется конституцией или специальными законами о конкретной автономии.
     В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и административная.11 Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она (её органы) обладает правом законодательства по местным вопросам. Иногда ей принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований. В политической автономии создается местный парламент, иногда двухпалатный. Законы, принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судебную систему вплоть до верховных судов, автономные образования своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная система, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят в нее. В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство и свою конституцию.
     Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. В районах административной автономии в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, осуществляются радиопередачи, он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.
     Наряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп. В этом случае национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются преимущественно вопросами языка и культуры, иногда посылают цредставителя данной этнической группы в парламент (с правом совещательного голоса), имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов языка, быта, культуры. Например, эта форма используется в Австрии в отношении венгров, словенов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих национальностей.12
     В некоторых странах существуют своеобразные полуавтономные образования. К их числу относятся так называемые исторические единицы Великобритании - Шотландия и Уэльс. В главных городах этих единиц страны есть свои ведомства, в правительство Великобритании входят министры по делам Шотландии и Уэльса (а также Северной Ирландии, которая является автономией), но предложение об автономии Шотландии и Уэльса было отвергнуто на референдуме их избирателями. В отдельных странах Африки есть межгосударственная «кочевая автономия» для туарегов — кочевых племен, определены границы их сезонных миграций, охватывающих разные государства.13 
 
 
 

3. Характеристика  федеративных государств.
     Более сложной формой государственного устройства является федерация. Федерация –  союзное (от лат. fedus – союз) государство, включающее в себя субъектов (членов) федерации.14
     Стрекозов В.Г. определяет федерацию как добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных  государственных образований в  одно союзное государство.15
     Федеративное государство по своей природе является более демократичным, чем унитарное.
     Субъекты  федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью обладают известной политической самостоятельностью, что и отличает их от административно-территориальных образований унитарного государства. Им присущи определенные признаки государства.
     Федеративное  государство образуется: 1) в результате договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации (США); 2) путем присоединения к государству новых территорий и наделением их правами субъекта федерации или образования новых субъектов федерации на части территории прежде существовавшего государства; 3) в результате повышения статуса прежних региональных образований и превращения их в субъекты федерации; 4) путем эволюции конфедерации  в федеративное государство с превращением независимых государств в субъектов федерации.16
     В различных странах федеративное государственное устройство имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство.
     Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
    федерацию составляют государственные образования (штаты в США, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии и т.д.), которые имеют статус субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собственной организацией власти. Они обладают собственной компетенцией.
    территория федерации не представляет собой единого целого (в отличие от унитарного государства). Она состоит из территорий субъектов федерации. Субъекты федерации не обладают правом выхода из союза.
    в федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти, решения которых являются обязательными для субъектов федерации в той мере, в какой это определено законом. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти субъектов федерации.
    субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он формально провозглашается в некоторых федерациях. Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях, либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации, она не затрагивает политических отношений.
    в некоторых федерациях наряду с общефедеральной конституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. 
    отличительным признаком федеративного государственного устройства является двухпалатная структура парламента.
    в большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации.
    наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации.
    в федерации используется двухканальная система налогов: федеральные налоги и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектами федерации. Финансовая зависимость — одно из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.
     Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. В связи с этим федерации делятся на три вида:
    национально-государственная федерация имеет место в многонациональном государстве, в ее основе лежат национальные факторы. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии;
    административно-территориальная федерация, в ее основу, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.
    комплексно-территориальная федерация, в которой наряду с национальным фактором учитываются и все другие факторы: исторические, экономические, географические и иные.
     Главный вопрос любой федерации — разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависят юридическое положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами. Как уже было отмечено выше, эти отношения в самом основном определяются, как правило, конституцией федерации или федеральными договорами. Поэтому в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-кон-ституционный принцип.
     Практика федеральных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных органов решается на основе одного из трех принципов:
    принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;
    принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в конституции и иных законах;
    принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий, а также полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.
     Следует обратить внимание, что в практике некоторых федеральных государств (например, России) появился и такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий.17
     Это делегирование как бы снимает вопрос о жесткой подчиненности субъекта федерации центру, свидетельствует о добровольности распределения компетенции. Формула о делегировании полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена, т.е. субъекта федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением. Вместе с тем иногда статус ассоциированного члена федерации используется и для юридического прикрытия намерения субъекта федерации выйти из состава федерации.
     В связи с этим появились понятия об асимметричной федерации — разные политико-правовые отношения между федерацией в целом и ее отдельными субъектами, «жесткой» или «мягкой» федерации.
     Иными словами, современная практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов после распада СССР, дала новые формы федеративной государственности.
     Также одним из самых сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Вступление в федерацию - дело добровольное, в то время как выход из него не может осуществляться на добровольной основе. Отношения между субъектами федерации очень тесные, имеет место кооперация хозяйственных связей, допускается перелив финансовых средств одного субъекта федерации другому путем предоставления ему субсидий, дотаций и т.п. При реализации принципа права нации на самоопределение в федеративном государстве возникает множество проблем: разрыв хозяйственных связей, возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т.п. Поэтому одностороннее волеизъявление субъекта федерации по вопросу о его выходе не может устроить всех других членов федерации, поскольку при этом возможно нарушение их интересов и причинение им ущерба. В этом процессе необходимо дополнить волеизъявление субъекта федерации, поставившего вопрос о выходе из нее, согласием или утверждением такого решения со стороны федерации в целом. Иными словами, принцип права наций на самоопределение не должен вести к нарушению целостности государства.18
     Также появилась еще одна проблема устройства государства. Это его роль в защите диаспоры, той части соотечественников, которая в силу тех или иных причин (распад государства, иных исторических причин) оказалась на территории другого государства. Их положение в чужом государстве не может быть безразличным для соотечественников.
4. Характеристика  конфедераций.
     Форма государственного устройства зависит и от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости ради достижения общих и великих целей.
     В настоящее время ученые разделились на две группы. Одни из них (Пиголкин А.С., Чиркин В.Е. и др.) рассматривают конфедерацию как одну из форм государственного устройства, другие (Поляков А.Б., Коваленко А.И.) не считают конфедерацию формой государственного устройства. По моему мнению, конфедерация является одной из форм государственного устройства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.