На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Форма государственного устройства: Форма правления; форма устройства; форма политического режима.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Байкальский Государственный Университет Экономики  и Права 

Кафедра теории и истории государства  и права 
 
 
 

Курсовая  работа
По теории государства и права
На тему: «Форма государственного устройства» 
 
 

Выполнил: студентка 1 курса
группы  ЮС – 09 – 2
Измайлова А.В.
Проверил: Осипова М.А. 

Иркутск, 2009 г.
Содержание: 

 


ВВЕДЕНИЕ

     Государство - организация политической власти, содействующая преимущественному  осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.
     Государство как политическая организация, как  властная система, пронизывающая все  общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить государство, люди бьются, пожалуй, с момента его зарождения. Ибо в государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство (строй) государства и общества.
     Когда речь идет о форме государства, имеется  в виду форма как способ устройства. Однако здесь нужно обратить внимание на одно обстоятельство общефилософского характера. А именно на то, что за исключением понимания формы как способа выражения вовне (внешней формы) за «формой» всегда стоит какое-либо целостное явление (при этом данное явление в одном отношении может рассматриваться как форма, а в другом - как содержание). А вот за «формой государства» никакого целостного явления нет. То, что обозначается как «форма государства», представляет собой, по существу, лишь набор основных параметров, позиций, которые издавна для характеристики государства представляются главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы наиболее полно.
     Доказательством изложенного тезиса является то, что  применительно к форме государства  не могут быть выделены ее виды, ибо  о таковых можно вести речь лишь применительно к целостным  образованиям. И, действительно, если обратиться к литературе, то можно заметить, что в ней ведется речь о видах формы правления, о видах формы государственного устройства, о видах политического режима, но никогда о видах формы государства.
     Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.
    Нетрудно  заметить, что содержание такого понятия  как “форма государства” - три указанных  выше блока, весьма четко привязывается к трём основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывают предметно, конкретно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать, “осязать” и соответственно изучать.
    Итак, вопрос о форме государства - это  не только вопрос о форме правления и  политическом режиме,  Но Это еще вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства,
    Изучая  этот второй блок формы государства, прежде всего следует обратить внимание на многозначность понятия “ устройство государства” в теории государства и права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве - как форме правления, об устройстве - как территориальной организации. И это не случайно. Действительно во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.
          Об этом последнем - территориальном - устройстве и говорится в связи с национально-государственной и административно-территориальной организацией государства.
    Система территориальных составных частей (единиц) образует территориальное деление государства. Оно представляет собой географическую основу территориального устройства.
    Проблема  территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся  размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных  органов и учреждений для управления периферией. Не вдаваясь далеко в историю, отметим, что в период, абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны — систему единиц, на которые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или органы власти (губернаторы, префекты со своими ведомствами и др.). Надо сказать, что деление в большинстве случаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и административные задачи — интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д. В более крупных государствах административно-территориальное деление становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные, и чиновники, управлявшие мелкими единицами, ставились в подчинение чиновникам, которым вверялось управление соответствующими крупными единицами.
    Объединение мелких феодальных государств приводило к тому, что прежние государства превращались в территориальные единицы нового крупного государства, носящие исторический характер. В дальнейшем многие из них перестали быть государственными единицами, как, скажем, Пьемонт в Италии, Валахия в Румынии, Уэльс в Великобритании, тогда как другие сохранили определенные государственные признаки (например, Бавария в Германии, Сицилия в Италии).
    По  мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в  низовых территориальных единицах — городских и сельских общинах — начало формироваться местное самоуправление (впрочем, некоторые города пользовались правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало распространяться и на более крупные территориальные единицы. Происходил, кроме того, процесс объединения государств, а также, что чаще, аннексия, то есть насильственное присоединение слабых государств к сильным с сохранением иногда признаков государственности у присоединенных.
    После определенного порога численности  граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность  распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.
          Как и форма правления, территориальное устройство также  уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные  деспотии - империи - делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.
          Разумеется, государство - это не сумма его территориальных  образований, но без этой структуры  государство функционировать не может.
     Целью данной курсовой работы является детальное  рассмотрение всех элементов формы  государственного устройства, то есть форму правления; форму устройства; форму политического режима.  
 
 
 

ГЛАВА I. Форма государства

§ 1. Понятие и проблемы формы государства

    Понятие формы государства является одним  из важнейших содержательных характеристик  государствоведения. Несомненно, также  и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в  качестве принципа упорядочения, синтезирования материи  государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса.
     Исследуя  форму государства, необходимо исходить, прежде всего, из того, что она:
     а) является одной из важнейших «  составных» частей, проявлений и атрибутов государства
     б) не существует сама по себе, вне связи  и взаимозависимости с другими  « составными» частями, атрибутами государства.
     В частности, форма государства всегда имеет самую непосредственную связь  с сущностью и содержанием  государства, выступает в качестве выразителя его сущности и содержания. Исходя из этого можно сказать, что каковы сущность и содержание государства, такова, в конечном счете, и его форма. Изучить государство с точки зрения его формы – значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти.
     Форма государства не остается раз и  навсегда установленной, неизменной. Под  влиянием множества экономических, социально - политических, идеологических и иных факторов она всегда изменялась и развивалась1.
     История многих стран учит, что во времена  жестоких социально - политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно, главным образом относится к его форме2. Серьёзное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с не государственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью, и другими организациями) В различных странах, государственные формы имеют свои особенности характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. В месте с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
     Таким образом можно сделать следующий  вывод:
     Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. 3
     Понятие формы государства охватывает:
     организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
     территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как  целого с его составными частями;
     методы  и способы осуществления государственной  власти.
    Работы  многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение «содержания» государств, особенно его «классовую» сторону.
    В настоящее время под формой государства  понимают организацию государственной  власти и ее устройство. Форма государства  характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Если в свою очередь содержание позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства дает понять нам, насколько слаженно организована власть в государстве, какими органами и субъектами представлена, каков порядок взаимодействия и образования, какими методами происходит осуществление государственной власти.
    На  «горячих» примерах нашей действительности мы видим, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность в государстве, состояния законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политическое значение.
    Форма государства, то есть устройство государственной  власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах.
    Во-первых, это определенный порядок образования  и организации высших органов  государственной власти и управления.
    Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок  взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.
      В-третьих, это приемы и методы  осуществления государственной  (политической) власти. Таким образом  форма государства синтезируется  из трех основных элементов,  которые в свою очередь находятся  в прямой зависимости друг от друга, а именно: форма (государственного) правления, формы государственного устройства, формы государственного режима. 

ГЛАВА II.  Государственное устройство и его виды

    Являясь одни из аспектов формы государства, государственное устройства играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами. Характер подобных связей зависит от правового статуса, как государства в целом, так и каждый из его территориальных единиц.
    Таким образом под формой государственного устройства4 понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной властью, но и с территориальной организацией населения - еще одним существенным свойством государства. Во время и правильно решенные вопросы государственного устройства обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование: напротив, найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.
    С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств)5.

§ 1. Понятие унитарной  формы государственного устройства

    Унитарное государство-форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличии от федерации  не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают6.
    Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
    *  Унитарное государство предполагает  единые, общие для всей страны  высшие представительные, исполнительные  и судебные органы, которые осуществляют  руководство соответствующими местными  органами.
        * На территории унитарного государства  действует одна конституция, проводится  обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика7.
           * Составные части унитарного  государства(области, департаменты, округа, провинции, графства)государственным  суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.
    * Унитарное государство, на территории  которого проживают небольшие  по численности национальности, широко допускает национальную  и законодательную автономию. 
    * Все внешние межгосударственные  сношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют страну на международной арене.
    *  Унитарное государство имеет  единые вооруженные силы, руководство  которыми осуществляется центральными  органами государственной власти.
    В подавляющем большинстве современных  унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним во многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего типа (например, округа в Германии, области в Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа, военные округа и т.п.).
    Число ступеней политико-административного  деления зависит от численности  населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция — четыре.
    Современные тенденции в развитии политико-административного  деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации — создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории,  не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились8.
    Во  многих странах процессы урбанизации  привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как  правило, они не преобразовались  в единые территориальные структуры и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем случае создаются координационные органы. Впрочем, все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации. С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные9.
    Каждая  область имеет устав (статут), который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его состава и утверждается законом республики. Пять областей, наделенных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами10.
    Области, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру. Провинции и общины, будучи автономными единицами в рамках установленных законами республики принципов, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключительно административными функциями (т.е. там нет органов самоуправления, и действуют назначенные провинциальными властями администраторы)11.
    Относительно  децентрализованными унитарными государствами  являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы12.
    Например, Конституция Республики Болгарии 1991 года устанавливает: "Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования". Нетрудно видеть, что последняя норма направлена против возможных намерений компактно проживающего и растущего турецкого меньшинства. Но независимо от этого не слишком точного конституционного положения (местное самоуправление по определению предполагает территориальную автономию), Конституция характеризует общину как основную административно-территориальную единицу, в которой осуществляется местное самоуправление. Что же касается единиц высшего уровня — областей, то это — административно-территориальная единица для проведения региональной политики, осуществления государственного управления на местах и обеспечения соответствия между национальными и местными интересами, а поэтому управление в области осуществляется областным управляющим с помощью областной администрации. Областной управляющий назначается Советом министров и обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов (о согласовании с местными уже речи нет), законности и общественного порядка, осуществляет административный контроль13.
    Наконец, централизованные унитарные государства — это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встреть государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти14.
    В заключение следует отметить, что  в демократических государствах часто конституционно предусмотрены  определенные гарантии территориальной целостности политико-административных единиц, особенно первичных — городских и сельских общин, равно как и иные гарантии административной автономии. Разумеется, эти гарантии имеют меньший объем, чем гарантии носителей государственной автономии15

§ 2. Понятие федеративной формы государственного устройства

    Федеративное  государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные  единицы (субъекты федерации) имеют  собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них16:
    *территория  федерации состоит из территорий  ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;
    *верховная  законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;
    *субъекты  федерации обладают правом принятия  собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
    *существует  единое союзное гражданство и  гражданство федеральных единиц;
    *основная  общегосударственная деятельность  осуществляется союзными государственными  органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
    В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:
    *территориальные  (союзное государство);
    *национальные (союз государств);
    *территориально-национальные.
    Основное  различие между территориальными и  национальными федерациями состоит  в различной степени суверенности их субъектов17.
       Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:
    *центральная  власть обладает верховенством  по отношению к высшим государственным  органам членов федерации. Конституционные  нормы устанавливают перечень  вопросов, по которым только союз  может издавать нормативно-правовые  акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.
    *субъекты  федерации конституционно лишены  права прямого представительства  в международных отношениях;
    *конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;
    *управление  вооруженными силами осуществляется  союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное  время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.
    Национальная  федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие  многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации18:
    *субъекты  федерации - национально-государственные  образования, отличающиеся друг  от друга национальным составом  населения и, соответственно, его  культурой19;
    *национальная  федерация строиться на принципе  добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;
    *все  субъекты современной национальной  федерации обладают признаками  государственного суверенитета (свой  парламент, президент, кабинет  министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;
    *высшие  государственные органы формируются  из представителей субъектов  федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;
    *в  основе национальной федерации  лежит право наций на самоопределение,  т.е. право любой нации решать  вопрос о своей государственности.
          Территориально-национальная федерация. Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных20
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.