На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Общественная власть в первобытном обществе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Министерство  образования и науки Российской Федерации
      Федеральное агентство по образованию
      Государственное общеобразовательное учреждение высшего
      профессионального образования
      «Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики». 
 
 
 

      Институт  международного бизнеса  и права. 
 
 
 
 

Реферат
      по  дисциплине: «Правоведение»
на тему: «Общественная власть в первобытном обществе». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Выполнила студентка 3 –го курса ИМБиП
         очной формы обучения
         Гридасова К., группа 3444
         Проверила___________________________
         Оценка___________________________
         Подпись___________________________
         «____» _____________________ 2011 г. 
 
 

      Санкт-Петербург
      2011 г.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Публичная (общественная) власть в первобытном обществе 5
Глава 1.1. Основные причины происхождения государства и права 7
Глава 2. Основные теории происхождения государства и права 8
Глава 2.2. Отличие государства от родоплеменной организации 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15 
 
 
 
 
 

 


Введение

Познание  государства и права следует  начинать с вопроса о происхождении  государства – всегда ли в истории  человеческого общества существовал  этот социальный институт или же оно  появилось на определенном этапе  развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и  формы появления государства, его  характерные, сущностные черты, отличие  от предыдущих организационных форм жизни общества.
Вот почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества, использовать данные археологии и этнографии, непосредственно  изучающих это общество.
В настоящее  время благодаря успехам археологии и этнографии знание о первобытном  обществе, этапах и тенденциях его  развития существенно обогатилось. Если в XIX – начале XX века историческое знание об общественном развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого, определялось как предыстория (из-за отсутствия письменных и других надежных источников), то теперь, к концу XX века, история многих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об этом историческом диапазоне в жизни человечества.
Кроме того, если для XIX – начала XX века был  характерен в основном евро-центристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории Европы и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно распространялись на весь остальной мир, то в XX веке в орбиту научного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно логическим обобщением истории всепланетного государственно-правового развития общества.
В этом новом понимании первобытного общества прежде всего следует выделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию» (от «неолит» – новый каменный век).
Это понятие  в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в середине XX века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите (примерно VII-III тыс. до н.э.) от присваивающего к производящему хозяйству, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству. Этот переход начался в различных районах земного шара (Ближний Восток, Месоамерика, Горный Перу и др.) приблизительно 10–12 тыс. лет назад и занял несколько тысячелетий.
Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся  на несколько тысячелетий.
Эта периодизация позволяет четко обозначить, о  каком первобытном обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства  и существования использовало человечество. Для теории государства и права  появляется наконец возможность также четко определять, какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, а какие  в обществах производящей экономики.
Действительно, длительное время наш предок –  кроманьонский человек (его появление  датируется 40 тыс. лет назад) занимался  охотой, рыболовством, собирательством  плодов и корней растений, т.е.  занимался присвоением готовых животных и растительных форм. Для этого он использовал кремневые, костяные и некоторые другие орудия, которые изготавливал также из готовых природных материалов (кремневых конкреций, костей, дерева), т.е. занимался орудийной деятельностью.
Социальная  организация кроманьонцев характеризовалась  семейной общиной (малой локальной  группой, кланом), которой руководили ее члены – наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки  обычаев и обрядов. В основе семейной общины лежали родственные отношения, объединявшие, как правило, несколько  поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Характерным был  и их относительно кочевой образ  жизни на определенной территории.
Семейные  общины могли объединяться, но только на родственной основе, в более  крупные образования для защиты от нападений, для организации военных  походов, коллективных охот. Поскольку  в основе социальной организации  первобытного общества лежали родственные  отношения, постольку эту организацию  определяют как родовой строй.
В этом обществе существовала строго фиксированная  система половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачно-семейных отношений. Последние варьировались  в зависимости от соотношения  мужчин и женщин, их возраста, сложившихся  форм брака – от моногамных до гаремных форм семей.
Разумеется, такая организация знала и  властные институты: власть предводителя, совета старейшин. Причем существовала выборность, сменяемость вождей, предводителей, совета старейшин. Форма власти в  первобытном обществе называется, в  отличие от власти в государственно организованном обществе, потестарной (от лат. «potestas» – власть, мощь).
Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.
Знало такое общество и различные организационные  формы разрешения споров – состязания самих спорящих, когда победитель считался выигравшим спор, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин.
Словом, такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих способом существования  человеческого общества, полностью  соответствовала его потребностям.

Глава 1. Публичная (общественная) власть в первобытном обществе

Для общественного  устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения  людей - род и племя. Через эти  формы прошли практически все  народы мира, в связи, с чем первобытнообщинный строй нередко называют родоплеменной  организацией общества.
Основной  ячейкой первобытного общества был  род. Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в  предшествующий период. Люди, жившие "первобытным  стадом", под воздействием труда  все более приобретали черты "общественного  человека".
Общая собственность на землю, орудия труда  и предметы потребления, ярко выраженное уравнительство обусловливали такие взаимоотношения между сородичами, при которых господствовали интересы коллектива. Все члены рода свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, братства, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.
В связи  с разделением в первобытной  общине людей на разные категории, в  основном по половозрастному признаку, наблюдается такое явление как  организация власти. Экономическим отношениям родового строя соответствовали организация общественной власти и система управления делами рода. Носителем власти являлось все общество. Она не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему.
В раннепервобытной общине действовал принцип народовластия, при котором определяющее значение имела коллективная воля сородичей или общинников. При этом, естественно, особый авторитет имели зрелые, умудренные опытом люди, очень часто - старшее поколение группы.
Община  и род управлялись на основе не только свободного, менявшегося от случая к случаю волеизъявления их взрослых членов, совета старших, главарей.
Основным  органом и власти, и управления было, как принято считать, родовое  собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода. Оно решало все  важнейшие вопросы жизни родовой  общины. Все важные вопросы жизни  общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и  т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода мужчин и женщин.
Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Для непосредственного  управления делами собрание выбирало старейшин (вождей) и военных предводителей (военачальников), которые не имели  каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти  лица могли быть смещены собранием  в любое время, они осуществляли свои функции под контролем рода.
Решения собрания являлись совершенно обязательными  для всех и воспринимались как  выражение общей воли.
В племени  организация власти и управления была примерно такой же, как и  в родовой общине. Основным органом  власти и управления здесь, как правило, был совет старейшин (вождей), хотя наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа. Для решения текущих вопросов, а также на время военных походов избирался вождь племени, положение которого практически ничем не отличалось от положения старейшины или вождя рода. Как и старейшина, вождь племени никакими привилегиями не обладал и считался лишь первым среди равных.
Общественная  власть при первобытном строе  была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эффективно руководить общиной. Она, безусловно, обладала возможностью принуждения по отношению к нарушителям  порядка, но никаких особых органов, осуществлявших принудительные меры, не имела. Если возникала потребность  решения дел, связанных с нарушениями  тех или иных обычаев, нравственных или религиозных установлении (дел  об измене, трусости, кровосмешении  и т.п.), то этим занималось само собрание, т.е. весь род. И именно здесь выносилось решение о наказании провинившегося, к которому могли быть применены такие меры, как порицание, укор, замечание, изгнание из рода.
В принципе род представлял собой вполне самостоятельную социальную общность. Однако необходимость дуальной организации, вытекавшей из экзогамии, обусловливала  постоянное общение с другим родом. На этой основе складывался союз родов, получивший название "фратрия". Несколько  фратрий по мере развития общества объединялись в племя.
Организация власти во фратрии основывалась на тех же принципах, что и в родовой  общине. Однако в ряде случаев совет  фратрии, осуществлявший властные функции, представлял собой не общее собрание всех ее членов, а формировался из старейшин  родов, входивших во фратрию.
В племени  общественная власть осуществлялась племенным  советом, в который входили представители  фратрий старейшины, военачальники, жрецы.
Роды, фратрии, племена, союзы племен, являясь различными формами общественного объединения  первобытных людей, в то же время  мало чем отличались друг от друга. Каждая из них - это лишь более крупная, а значит и более сложная форма  по сравнению с предыдущей. Но все они были однотипными объединениями людей, основанными на кровном или предполагаемом родстве.
Рассмотренные выше формы организации власти в  первобытном обществе дают все основания  сказать, что эта власть выступала  как самоуправление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.
В первобытном  обществе действовали определенные, обязательные, общественно-охраняемые правила поведения, социальные нормы. Эти нормы - правила разделения труда, сотрудничества, распределения, взаимозащиты, - отвечали жизненно важным интересам коллектива и, как правило, неукоснительно соблюдались. К ним относились главным образом обычаи, игравшие весьма важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений. Наконец, они были закреплены идеологически - религиозными предписаниями и мифами.
Социальные  нормы первобытного общества, как  и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые  не знали отношений господства и  порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами  и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право. И  правом, и обязанностью являлись также  кровная месть или, что еще  важнее, коллективный труд, охота и  т.д. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили, как уже говорилось, от всего рода в целом.

Глава 1.1. Основные причины происхождения государства и права

 
В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались  предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.
Важную  роль в переходе от первобытного к  качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной. Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия. Затем от земледелия отделилось ремесло. Позже обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров, - купцов.
Общественное  разделение труда и связанное  с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности.
В таких  экономических условиях родоплеменная  организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для  того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индивидов  стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который  смог бы обеспечивать преимущество интересов  одних членов общества за счет других. Координация общественных отношений  в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой - сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.
Государство - это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества.
Причины возникновения государства:
1. переход  от экономики присваивающего  характера к экономике производящего  характера;
2.разделение  труда: выделение скотоводства, отделение  ремесла от земледелия, появление  особого класса людей – купцов;
3.появление  избыточного продукта, которое повлекло  за собой имущественное расслоение  общества;
4. появление  частной собственности на орудия  и продукты труда, что повлекло  социально–классовое расслоение  общества.
В целом  причины возникновения права аналогичны причинам, породившим государство. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано. Является результатом его деятельности при сложившихся экономических, классовых условиях. Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Право, выполняя функции общесоциальные, играло роль нормативно-классового регулятора (регулировало в интересах экономически господствующего класса) например, принцип талиона. Появляются специализированные органы.
Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.
Относительно  времени и порядка возникновения  права существуют различные точки зрения:
1. возникновение  права произошло по каким–либо  одинаковым причинам и одновременно  с возникновением государства;
2. право  и государство – это различные  явления общественной жизни, поэтому  причины их возникновения не  могут быть одинаковыми, и право  в виде норм поведения возникает  ранее, чем государство.
Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Глава 2. Основные теории происхождения государства и права

В мире всегда существовало и существует множество  различных теорий, объясняющих процесс  возникновения и развития государства  и права. Это вполне естественно  и понятно, ибо каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и  других социальных общностей на данный процесс, либо - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства  и права.
Экономическая теория (или материалистическая)
Утверждает, прежде всего, что государство возникло в силу экономических причин: общественного  разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем и раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Государство рассматривается  как средство подавления одних классов (неимущих) другими (имущих). Общество, в силу его раскола на экономически неравные классы, объективно порождает  такую организацию власти, которая  должна поддерживать интересы имущих и сдерживать противоборство неимущих.
Суть  материалистической теории - государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда следует, что государство - это временное явление, с исчезновением классов оно должно отмереть. Несмотря на многие спорные моменты этой теории, ее несомненной заслугой является доказательство выдающегося значения экономических факторов. Но она недооценивала другие факторы - психологические, нравственные, этнические и др.
Естественно-правовая теория
Основой данной теории является положение о  том, что государству предшествовало естественное состояние человека.
Сторонники  естественного права считают  государство результатом общественного  договора, который является выражением разумной воли народа. В этой теории государство выступает как искусственное  произведение воли людей, согласившихся  ограничить свою свободу ради лучшего  обеспечения порядка. Несмотря на то, что научность этой теории оценивается  неоднозначно, некоторые аспекты  ее нашли реальное воплощение в практике государственного строительства. Например, США закрепили в своей конституции  договор между народами, входящими  в состав и определили цели договора: утверждение правосудия, охрана спокойствия, организация обороны, содействие общему благосостоянию. РФ также образована на основе договора субъектов федерации.
Органическая  теория. Представления о государстве как о подобии человеческого организма возникли еще в древности. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностями и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что оно напоминает живой человеческий организм: как руки и ноги не могут отдельно функционировать от человека, так и человек не может отдельно существовать от государства. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями. Эта теория также не лишена рационального зерна - она вводит системные признаки государства. Ее сторонники считают государство сложной единой системой, состоящей из взаимодействующих и взаимозависимых элементов.
Теория  насилия
Ее представители  считали, что государство возникает  в результате насилия и завоевания. Ее смысл был теоретически обоснован в 19-20 вв. - возникновение частной собственности, классов и государства является результатов внутреннего и внешнего насилия. Государство продолжает быть органом угнетения там, где не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.
Согласно  этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. Государственная  власть, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале  на физическом преобладании над другими  племенами, постепенно превращается в  государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего. Отвергать эту теорию полностью нельзя исходя из исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактом существования государственности (например, Золотая орда).
Психологическая теория
Ее сторонники определяют государство как сумму  психологических взаимодействий людей  и их различных объединений. Суть данной теории в том, что психологическая  потребность человека жить в рамках организованного сообщества является причиной возникновения государства. И государство является следствием психологических закономерностей  развития человека.
Патриархальная  теория
Берёт своё начало ещё в Древней Греции. Родоначальником её считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмор (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский ( XIX в.).
Патриархальная  теория исходит из того, что государство  происходит из семьи. Является результатом  разрастания семьи.
Государство, по Аристотелю, является не только продуктом  естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно  охватывает собой все другие формы  общения ( семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.
Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.
Теория  договорного происхождения  государства
Объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло  добровольное объединение людей  для лучшего обеспечения свободы  и взаимных интересов. Отдельные  положения этой теории развивались  в V - IV веках до н. э. софистами в Древней Греции.
Ранние  буржуазные просветители XVII - XVIII вв. (Гоббс, Жан-Жак Руссо, Гуго Гроций и др.) утверждали, что государство возникло в результате договора или соглашения людей между собой. До образования государства, которое существовало не извечно, люди жили в первобытном, так называемом естественном состоянии, которое представлялось по-разному. 

Теория  семейного происхождения
Теория  семейного происхождения государства  ищет корни государства в семье  и стремится определить момент перехода от семейного строя к государственному. Являясь первоначальной формой организованного общения, семья путем естественного размножения переходит в род, как союз лиц, объединенных происхождением от общего родоначальника и подчинением его власти. В свою очередь род, вследствие экономических условий, расколовшийся на несколько самостоятельных родов, принимает форму племени, как союза лиц, объединенных преданием об общем происхождении. Племя переходит в народность, как союз лиц, объединенных общностью исторического прошлого. В этом ряду общественных союзов момент перехода к государственному состоянию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.