Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международное сотрудничетво

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     АННОТАЦИЯ   

      Идеология развития страны– это новый подход к разрешению мировых проблем, основанный на синтезе высших достижениях мировой, белорусской, российской и советской культуры (персоналистическая религиозная философия, системомыследеятельностная методология, логическая социология, содержательно-генетическая логика, теория и практика педагогики развития, учение В.И.Вернадского, политэкономическая концепция П.Г.Кузнецова и др.).
     Центральной для идеологии развития является категория развития. Развитие – это капитальное, формационное усложнение систем деятельности на основе их воспроизводства, то есть, мощное продвижение вперёд на собственных основаниях. Устойчивое воспроизводство в дальнейшем возможно исключительно в системе специально организуемого долгосрочного и полномасштабного цивилизационного развития. Эта посылка задает рефлексивность как неотъемлемую характеристику любой жизнеспособной практики. Поэтому идеология развития сама является средством организации развития и в этом смысле выступает как методология развития.
     Ядро  идеологии развития – цели развития страны/региона/территории/сообщества. Работа по организации и осуществлению  развития основана на постановке проблем  развития; поиске путей разрешения этих проблем; выдвижении и реализации проектов, обеспечивающих их решение. Именно проблемно-проектная работа обеспечивает конкретность развития.
     Идеология развития (суверенного развития, мирового развития) Беларуси основывается на принципе развития – суверенном развитии Беларуси как высшей ценности. Роль того или иного человека в политической и экономической жизни страны определяется тем, насколько предлагаемые им идеи и проекты содействуют суверенному развитию страны. При такой постановке вопроса политическая конкурентоспособность определяется способностью субъектов предлагать и демонстрировать потенциал реализации целей развития страны.
     Независимые государства не развиваются в  вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня —  мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.
     Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений  между субъектами, действующими на мировой арене.
     Международные отношения и внутренняя политика государств находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. С одной стороны, международные отношения во многом отражают и выражают внутреннюю политику ведущих держав в ту или иную историческую эпоху; а с другой стороны - любое государство вынуждено учитывать сложившиеся мировые реалии взаимоотношений, нормы и принципы международного права, “правила мировой политической игры”. Иначе говоря, речь идет о взаимосвязи и взаимодействии внутренних и внешних факторов развития государства. Степень воздействия тех или других на формирование внешней политики зависит в каждом отдельном.
     Международные отношения формируют облик нашего мира и его порядка и все в большей степени превращаются во взаимоотношения между народами и людьми. Можно говорить о возникновении уникальной сети мировых человеческих взаимоотношений, создающей необходимые предпосылки для реализации насущных проблем.
     Таким образом, международные отношения  как совокупность интеграционных связей между государствами, межгосударственными организациями, партиями, частными лицами разных государств есть та среда, где реализуются принципы внешней и международной политики.
     В широком смысле все международные  отношения можно подразделить на два основных типа: отношение соперничества и отношение сотрудничества.
     Международное сотрудничество и общая для всех потребность в решении обостряющихся  глобальных проблем: загрязнение окружающей среды, разрушение озоновой оболочки Земли, истощения природных ресурсов, международного терроризма и др. В современных условиях отдельные государства не в состоянии в одиночку решать такого рода проблем.
     Одним  из  важных направлений международного сотрудничества остается изучение и  совместное освоение приграничных регионов.
     Общий интерес приграничных районов Беларуси, Латвии и Литвы заключается в том, чтобы граница не превратилась в препятствие для регионального сотрудничества. Сотрудничество реально помогает расширению человеческих контактов, поддержанию родственных и дружеских связей, обогащает культурный, политический и исторический опыт каждой страны, открывает множество путей к развитию, способствует взаимному интересу, познанию и уважению между народами.
     Еврорегион  «Озерный край» - регион с множеством озер различного характера, населённый людьми различных этнических групп и наций, вместе проживающих на общей территории, которые на самом деле стремятся совместно двигаться вперед, побеждая преграды и препятствия доверительным сотрудничеством по обе стороны границы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ
   Актуальность: Европейский Союз и Республика Беларусь с мая 2004 г. имеют общую границу протяженностью 1213 км и объективно заинтересованы в том, чтобы она не стала препятствием на пути экономического взаимодействия, развития торговли, социально-культурных обменов и сотрудничества. В этом контексте особую значимость приобретают еврорегионы как трансграничные социально-экономические союзы интегрированных территорий сопредельных стран.
     Объект: трансграничное сотрудничество
     Предмет: еврорегион «Озерный край»
     Цель: осветить одно из направлений идеологической работы  - приграничное сотрудничество регионов, рассмотреть основы вопроса о функциях и роли местных органов власти в реализации приграничного сотрудничества.
     Задачи: 
     • раскрыть тенденции развития приграничных регионов, а также социально-экономические и геополитические особенности создания трансграничных субъектов Беларуси
     • рассмотреть особенности развития еврорегионов и роль приграничного сотрудничества в развитии приграничных регионов;
     Приграничные территории - это территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обуславливающим специфику приграничья, является его географическое положение.
     Суть  экономико-географического подхода  к исследованиям приграничных территорий состоит в том, что география  помогает понять принципиальную неоднородность приграничья, оценить ее индивидуальные особенности и дать рекомендации по формированию системы региональной политики применительно к приграничным регионам.
     Приграничные районы представляют собой территории, на которых проживают сообщества, тесно связанные отношениями, но разделенные границей. Независимо от политической системы страны, к которой принадлежат эти сообщества, приграничные районы сталкиваются со специфическими пространственными, социально-экономическими, социально-культурными, политическими и законодательными проблемами.
Граница - это скорее разграничение двух государств, нежели “физическое понятие”.
     Основополагающий  принцип приграничного сотрудничества заключается в том, чтобы создавать  связи и договорные отношения  в приграничных зонах с целью поиска совместных решений идентичных проблем регионов.
     Региональная  индивидуальность должна быть поддержана, а европейское строительство и более того, европейская интеграция, нуждаются в успешном приграничном сотрудничестве, чтобы продемонстрировать прочность, подлинность и законность этого процесса, в этом смысле приграничные районы играют роль площадки Европы.
 


Глава 1. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 

1.1. Цели  сотрудничества регионов  

     Приграничный  регион - это потенциальный регион, с присущей ему географией, историей, экологией, этическими группами, экономическими возможностями и т.д., по разделенной суверенитетом правительств, правящих по обе стороны границы.
     Приграничные  регионы в силу своего геоэкономического  положения выступают в качестве естественных «мостов» экономического сотрудничества соседних стран; при этом их развитие в наибольшей степени зависит от характера экономических и политических взаимоотношений на межгосударственном уровне, от соотношения контактных и барьерных функций границ. В политике европейских структур – ЕС и Совета Европы – важное место занимает приграничное и трансграничное (или межрегиональное) сотрудничество в разных его формах. Оно рассматривается как универсальное средство широко понимаемой европейской интеграции на основе подходов, вырабатываемых в евроструктурах.
     Страны  СНГ в совокупности имеют широкий фронт границ с ЕС, протяженность которых от Баренцева до Черного моря составляет 6,2 тыс. км. Россия граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей (всего 3175 км), Белоруссия – с Латвией, Литвой и Польшей (1220 км), Украина — с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией (1152 км), Молдова – с Румынией (692 км). Из общей протяженности сухопутных границ на долю стран ЕС  у Молдовы приходится 42%, у Белоруссии  – 38, Украины – 25 и у России – 15%.
     С ЕС граничат 5 регионов России, 3 области Белоруссии, 6 областей Украины, 12 районов Молдовы. Они по уровню благосостояния населения и развития существенно уступают прилегающим районам стран ЕС. При этом восточные районы стран ЕС относятся к наименее развитым их частям и Союза в целом.
     Одной из главных целей, которую решает приграничное сотрудничество (ПС), является создание благоприятных условий  развития приграничных территорий. ПС — специфическая разновидность  международной деятельности регионов. В европейской рамочной Конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 1980 г.,  к которой присоединились Молдова, Россия, Украина и ряд других стран СНГ, под приграничным сотрудничеством  понимаются  «любые согласованные действия, направленные на укрепление и поощрение добрососедских отношений между территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух или более договаривающихся сторон, и заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения этих целей». ПС осуществляется в рамках полномочий территориальных сообществ и властей, определяемых внутренним правом каждой из сторон. ПС является частью внешнеэкономических связей приграничных территорий, которые благодаря своему положению, играют важную роль в системе глобальных и региональных экономических отношений.
     Характер  ПС определяется рядом факторов и  условий:
1)  наличием  или отсутствием  пограничных  проблем;
2) общим  уровнем развития  сотрудничества  соседних стран;
3)  требованиями  безопасности государств;
4) уровнем социально-экономического развития приграничных регионов;
5) этнокультурными  особенностями приграничных территорий;
6) полномочиями  региональных властей в осуществлении  международной деятельности;
7) состоянием  приграничной инфраструктуры, включая  пограничные пункты пропуска (ППП).
     Восходящие  политические и экономические связи  между странами стимулируют развитие трансграничных связей (приграничных и межрегиональных в целом), а интенсивные взаимные связи приграничных регионов, в свою очередь, создают благоприятные предпосылки для развития межгосударственных связей и региональной интеграции.
     Трансграничное сотрудничество  со странами ЕС означает  возможность получения определенных инвестиций и технологий, более активного включения в процессы европейской интеграции. Все страны СНГ стоят перед необходимостью модернизации экономики, социальной и природоохранной сферы, государственного и территориального управления. Трансграничное сотрудничество со странами ЕС создает для этого дополнительные возможности. Приграничное сотрудничество позволяет регионам стран Содружества получать от европейских партнеров на каждый отдельный проект до 1 млн евро и одновременно дает возможность осваивать европейские технологии управления региональным развитием, эффективно решать возникающие социальные, экологические и инфраструктурные проблемы.
     ЕС  заинтересован в сотрудничестве с регионами стран СНГ в  плане преодоления периферийности своих восточных окраин, создания для них благоприятных условий  развития.
     Трансграничное  сотрудничество для Европейского  Союза становится важнейшим инструментом распространения своих норм и стандартов на сопредельные государства, что, в представлении Брюсселя, имеет не только геополитическое, но и большое экономическое значение, поскольку способствует формированию  «широкой» Европы.

       1.2. Регионы как направляющая сила  трансграничного сотрудничества.

     Образование общего европейского рынка в Европейском  Союзе, демократические перемены в странах центральной и восточной Европы в конце 80 годов открыли большинство государственных границ и присоединили к сотрудничеству многие новые пограничные регионы. Увеличились также возможности кооперации в других государствах, о чем свидетельствуют совместные французско-британские и датско-шведские проекты. Открытие границ и образование новых, обращало внимание на существование пограничных проблем. Стало ясно, что интеграция Европейского союза требует принятия специальных действий, позволяющих преодолеть проблемы, которые тормозят данный процесс.
     Опробированные  инструменты региональной политики Европейского Союза определяют результативный элемент решения проблем в западной и восточной Европе; региональная помощь для приграничных пространств основывалась на "трансграничных стратегиях либо планах развития", а также соответствующих "Программах поддержки", создавая новую важную инициативу ЕС под названием Interreg I. Региональные и локальные субъекты, действующие на приграничных территориях, сразу использовали выгодные условия. Были созданы трансграничные регионы в тех местах, где они еще никогда не существовали на всех внутренних и внешних границах ЕС. С целью решения правовых проблем Совет Европы разработал условия и примеры, ЕС продолжил работу над объединением многих правовых толкований, правительства государств поддержали эту деятельность, заключая исполнительные договора и осуществляя правовые действия.
     В центральной и восточной Европе, где существовали непроницаемые  границы, развитие трансграничного сотрудничества встречалось с препятствиями. Значительные диспропорции в развитие и вместе с тем исторические аспекты принуждают вести очень осторожную и продуманную политику. Именно на этих, плотно закрытых границах, реализуется идея трансграничного сотрудничества, которая охватила все области жизни людей, общественности, для того чтобы исправить отрицательные результаты географического положения приграничных регионов, а также в сильно различающихся получаемых доходах, диспропорций инфраструктуры, имеющих место на внешних границах ЕС. Люди, живущие по обе стороны границы должны приобретать общее историческое сознание, найти общий способ мышления, направленный в сторону будущего Европы. Приграничные территории, на которых проживают меньшинства народов, будут требовать особенно осторожных действий.
     Существует  много приграничных регионов в центральной и восточной Европе, на территориях которых, с помощью международных организаций в рамках расширения европейской интеграции на восток, реализуется трансграничная инициатива и ведутся проекты. Эти регионы стремятся использовать опыт стран западной Европы в реализации трансграничного сотрудничества и с удовольствием принимают позитивные поправки, относительно ведения практического сотрудничества. Относится это к локальным, региональным и государственным властям. Главными целями трансграничного сотрудничества в Европе являются: преодоление взаимного недоверия и предупреждений между жителями приграничных регионов, возникающих из совместного исторического наследия; расширение демократии; преодоление негативных результатов периферийного положения и изоляции; поддержание роста и экономического развития; поднятие жизненного уровня; быстрая интеграция с Западной Европой при сохранении возможно широкой независимости.
     Трансграничное  сотрудничество между новыми членами  ЕС и их восточными соседями имеет следующие формы и уровни:
     - непосредственное сотрудничество  местных властей;
     - поддержание связей между органами  центральной власти;
     - деятельность общественных организаций;
     - экономическое сотрудничество.
     Среди направлений трансграничного сотрудничества можно выделить:
     - развитие инфраструктуры и коммуникаций,
     - экономическое развитие,
     - обмен ноу-хау и технологиями,
     -образовательные  программы,
     - экология,
     - взаимодействие в сфере культуры,
     - здравоохранение,
     - развитие деловых контактов,
     - согласованное пространственное  планирование,
     - получение и дальнейшее использование  финансовой помощи,
     - популяризация сотрудничества между  органами самоуправления,
     - сотрудничество в области ликвидации  последствий стихийных бедствий.

       1.3. Главные условия трансграничного   сотрудничества.

     В конце 80-х годов начались два процесса, которые имеют основополагающее значение для трансграничного сотрудничества
- постоянная  ликвидация внутренних границ  на территории ЕС с 1 января 1993 года. Этому явлению сопутствовал перенос государственных границ в направлении внешних границ ЕС с другими странами. Этот процесс возник в результате присоединения к ЕС Австрии, Швеции и Финляндии;
- усилия, направленные на установление контактов на территориях выходящих за новые внешние границы ЕС с целью поддержки создания интеллектуальных, политических и экономических связей с другими странами, например Швейцарией, странами Центральной и Восточной Европы и средиземноморскими государствами.
     Оба эти процесса непосредственно воздействуют на ситуацию во внутренних и внешних европейских приграничных регионах, они привели также к определенной интенсификации трансграничного сотрудничества. Сотрудничество может быть реализовано в формах международных комиссий, комиссий пространственного планирования, а также включать региональный и локальный уровни, может принять форму трансграничных еврорегионов. Ведется на основе формальных международных соглашений, либо без таких соглашений. Структуры могут возникнуть на уровне государственно / региональном либо региональном и локальном.
     Эти процессы создали новые лозунги  и заставили обратить большее  внимание на “философию” трансграничного  содружества, имеющей уже около 40 - летний опыт. "Философия" трансграничного  содружества определяет, что два или более приграничных региона самостоятельно обозначают отдельные действия и приоритеты, а затем устанавливают контакты с партнерами с другой стороны границы. Не достаточно просто объединить между собой государственные планы или присоединить к ним несколько предложений -проектов и назвать это “трансграничной деятельностью” . Трансграничное содружество нельзя начинать только с целью получения доступа к внешним программам поддержки, хотя понятно, что они являются, в большинстве случаев соблазном в начале сотрудничества.
     Эффективное трансграничное содружество должно пониматься более широко. Во-первых, оно должно охватывать все аспекты  ежедневной жизни приграничных регионах, т. е. бизнес, труд, отдых, культуру, условия  жизни, планирование и т. д. Во-вторых, оно должно реализовываться каждый день лицами всех зон и групп общественности по обе стороны границы. В третьих, оно должно проходить по всем уровням управления, т. е. государственном, региональном и локальном.
     Опыт  показывает, что трансграничное сотрудничество лучше развивается и добивается наибольших успехов в тех местах, в которых инициативу берут на себя региональные и локальные субъекты.
     Заключено много договоров касающихся трансграничного  сотрудничества на двухсторонней основе. Однако только трансграничные регионы могут заполнить эти договора конкретным содержанием.
     Реализацию  практического сотрудничества на региональном и локальном уровне затрудняет такой факт, что рамочные условия согласованные на высших уровнях (европейском, двух либо многостороннем), не находят своего отражения в государственных нормативных актах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. ЕВРОРЕГИОНЫ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА  ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА  

2.1. Еврорегионы  Беларуси 

     Одна  из основополагающих задач новой европейской региональной политики ЕС – усиление регионального развития.  В частности, предполагается более активная поддержка такой формы кооперации и интеграции трансграничных территорий как «еврорегионы». Еврорегион представляет собой территориальную единицу, состоящую из приграничных областей сопредельных государств, выделенную для целей совместного и скоординированного стимулирующего воздействия на общественно-экономические процессы в ее границах. Еврорегион, или трансграничный регион, включает регионы (административно – территориальные единицы) не менее двух стран, и его территорию пересекает минимум одна государственная граница. Важную роль в деятельности еврорегионов играют двусторонние соглашения о трансграничном либо межрегиональном сотрудничестве.
     Для приграничного сотрудничества стран  характерно организующее участие в  нем органов власти  регионов и местного самоуправления на основе договоров с аналогичными территориальными органами власти соседних стран. Сферой сотрудничества являются не только транспорт и торговля, но и экология, образование, культура, информационные технологии. Оно реализуется на основе совместно или согласованно разрабатываемых программ и проектов. В приграничном сотрудничестве важную роль играет  институциональная система.
     Одним из главных институтов являются еврорегионы. Правовой основой их создания являются Европейская рамочная Конвенция  о приграничном сотрудничестве территориальных  сообществ и властей и Дополнительные протоколы к ней от 1995 и 1998 гг. В соответствии с ними приграничные и любые другие территориальные сообщества и власти создают органы по приграничному и трансграничному сотрудничеству со статусом юридического лица и без такового. Создание и функционирование  еврорегионов осуществляется при разделении полномочий между центральным правительством и региональными и местными властями, наделенными правом самостоятельно организовывать свою международную деятельность в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями.
     Еврорегионы представляют собой территориальные  образования, состоящие из  административных территорий государств-соседей. Они  создаются для развития взаимных связей и эффективного решения общих  задач в области экономики, культуры, образования, охраны окружающей среды и др. Участие в еврорегионах расширяет возможности решения проблем развития приграничных территорий на местном уровне.
      Первый  еврорегион «Гронау» (официальное название - Euregio, которое можно перевести как «регион ЕС») возник на границе ФРГ и Нидерландов в 1958 г., т. е. уже на следующий год после создания  Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Этот еврорегион существует до сих пор, причем сотрудничество в его рамках охватило широкий спектр вопросов, а сам он заметно вырос в территориальном плане - теперь он состоит из 106 общин и округов Нидерландов и Германии с общим населением 2 млн. человек и площадью 8,4 тыс. км?.
     В странах Западной Европы и государствах ЦВЕ еврорегионы получили широкое  распространение с середины 1980-х  гг., а с середины 1990-х гг. они стали создаваться и на территориях стран бывшего СССР. Сегодня еврорегионы занимают практически все порубежье СНГ и ЕС. Белоруссия участвует в еврорегионах «Буг», «Неман», «Озерный край», «Беловежская пуща»; Украина – в еврорегионах «Карпаты», «Буг», «Верхний Прут» и «Нижний Дунай»; Молдова – в еврорегионах «Верхний Прут», «Сирет-Прут-Днестр», «Нижний Дунай»; Россия – в еврорегионах «Карелия», «Неман», «Балтика», «Шешупе», «Псков-Ливония», «Сауле», «Лава-Лына». Среди стран ЕС в наибольшем числе еврорегионов на восточной границе участвуют: Польша – в 7 и Литва — в 5, среди стран СНГ – Россия – в 7, и Украина и Белоруссия – в 5.
     Из  самих наименований еврорегионов следует, что большинство из них связано  с природоохранной и туристической деятельностью, с развитием пограничных пунктов пропуска, а также с решением проблем территориального планирования и местного самоуправления. В частности, задачами еврорегиона «Буг», образованного в 1995 г. Брестской областью Белоруссии, Волынской областью Украины и Люблинским воеводством Польши, является содействие развитию контактов между соседними регионами в сферах экономики, транспорта, связи, территориального планирования, налаживание сотрудничества органов местного самоуправления и контактов жителей сопредельных регионов трех стран.
     За  время существования еврорегиона  «Буг» реализован ряд совместных проектов, в частности, по обустройству пунктов пропуска «Варшавский мост»  и «Козловичи», налаживанию совместного  контроля качества приграничных вод бассейна реки Западный Буг, по созданию биосферного заповедника ЮНЕСКО «Прибужское Полесье», Брестского трансграничного информационного центра и др.
     Еврорегион  «Неман» создан в 1997 г. Его участники  – Гродненская область (Белоруссия), Марьямпольский и Алитусский районы (Литва); Подлясское воеводство (Польша); Черняховский, Краснознаменский, Озерский, Гусевский и Нестеровский районы Калининградской области (Россия). Среди проектов, реализуемых в еврорегионе «Неман», – создание пункта пропуска «Крылово-Перли» на польско-российской границе, развитие туризма на территории еврорегиона, ежегодное проведение выставки-ярмарки «Еврорегион «Неман».
     Еврорегион  «Озерный край» образован в 1998 г. В его состав входят  Бреславский, Верхнедвинский, Миорский, Поставский и Глубокский районы (Белоруссия); Даугавпилсский, Краславский, Прейльский и Резекненский районы (Латвия); Зарасайский, Игналинский, Утенский и Швенченский районы (Литва). К основным проектам еврорегиона относятся, в частности, создание Латвийско-Белорусского информационного центра, содействие развитию малых и средних предприятий, развитие приграничных территорий стран-участниц.
     Еврорегион  «Беловежская пуща» учрежден в 2002 г. Его участниками являются Каменецкий, Пружанский, Свислочский районы Белоруссии; Гайнувский повят Польши. Основные цели деятельности еврорегиона – сохранение природного комплекса Беловежской пущи; содействие развитию международного туризма; создание новых возможностей для трудовой деятельности населения приграничных районов. Среди основных проектов еврорегиона «Беловежская пуща» можно отметить открытие туристского перехода «Переров–Беловежа», разработку трансграничных туристских маршрутов, обучение персонала гостиничных комплексов, маркетинг экотуризма.
     Участие Белоруссии в развитии еврорегионов носит пока весьма ограниченный характер, поскольку оно в определяющей степени зависит от объемов финансирования из фондов ЕС, а они в целом невелики. У белорусской стороны возможности осуществлять финансирование этих проектов также незначительны. Поэтому многие цели, которые декларировались при создании этих трансграничных объединений, пока остаются лишь на бумаге. В той или иной степени это относится ко всем еврорегионам, возникшим на границах СНГ и ЕС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Финансирование проектов трансграничного и приграничного сотрудничества 

     Вплоть  до 2007 г. важную роль в развитии приграничного сорудничества играла реализация инициированных Евросоюзом программ ТАСИС и ИНТЕРРЕГ. В частности, по программе ТАСИС Белоруссия получила в 1991–2005 гг. более 170 млн евро, в том числе по Программе приграничного сотрудничества (ППС) – 36,5 млн евро. На средства программы ТАСИС был реализован, в частности, крупный проект «Трансграничная информация и контакты Брест (РБ) – Бяла – Подляска (РП)», в результате чего создан трансграничный информационный центр, выполняющий роль «информационного пункта» на границе ЕС – Белоруссия и координатора проектов ПС в еврорегионе «Буг». В Гродненской области еще в 1997 г. по программе ТАСИС  был осуществлен проект «Региональное развитие и охрана природы в еврорегионе «Неман»» с участием партнеров из Польши и Литвы. В 2001—2002 гг. были выделены крупные инвестиции для строительства пограничного пункта пропуска на границе РБ с Литвой.
     Разработанная в ЕС в 2003 г. стратегия отношений с соседними странами после кардинального расширения Союза в 2004 г. предполагает принятие для каждого нового соседа «Плана действий», частью которого стали программы «нового соседства». Трансграничное сотрудничество рассматривается как муниципальный и региональный уровень реализации «Планов действий». Реализация этих программ началась в 2004 г. и до 2006 г. финансировалась из фондов программ ТАСИС и ИНТЕРРЕГ III.  С 2007 г. эти программы заменил Европейский инструмент добрососедства и партнерства (ЕИДП),(European Neighbourhood and partnership instrument) . В его основе лежит новый принцип финансирования — страна-участница совместных программ обязана предоставлять на их реализацию не менее 10% от суммы, выделяемой ЕС.
     Важный  аспект ЕИДП – трансграничное сотрудничеств (ТГС) со странами, расположенными вдоль внешней сухопутной и морской границы ЕС, которое осуществляется посредством расширения приграничных контактов и сотрудничества между местными и региональными субъектами и гражданским обществом. Программа приграничного сотрудничества охватывает деятельность на внешних границах ЕС на востоке и юге. Ее бюджет на период 2007—2013 гг. составит 1,18 млрд евро.
     Для Беларуси, Молдовы и Украины разработаны  три отдельных «национальных  стратегических документа» (НСД) на 2007—2013 гг., в которых дан общий обзор будущих приоритетов помощи ЕС в рамках всех принятых программ. Одновременно ЕС утвердил три национальные индикативные программы (НИП) на 2007—2013 гг., в которых подробно определены приоритеты деятельности в рамках национального контекста ИЕСП для каждой страны. Национальные индикативные программы должны определить ориентиры для планирования проектов в приоритетных сферах.
     Беларусь  участвует в трех программах ЕИДП трансграничного сотрудничества: «Регион Балтийского моря», «Латвия — Литва — Беларусь» и «Польша — Беларусь — Украина», которые находятся на различных стадиях реализации. Поскольку в Беларуси, Молдове, России и Украине программы ЕИДП ТГС пришли на смену одноименным Программам добрососедства, существует хотя и ограниченный, но, тем не менее, успешный опыт участия отечественных организаций в реализации совместных проектов с партнерами из стран ЕС.
     Совместная  разработка программ ТГС в рамках ЕИДП и управление их реализацией  — один из компонентов европейской политики добрососедства, направленной на поддержание стабильности и процветания регионов по обе стороны границы и ориентированной на достижение четырех общих целей стратегии ЕС в области трансграничного сотрудничества:
• содействие экономическому и социальному развитию в приграничных регионах;
• решение  общих проблем (например, экологических, социальных и пр.);
• обеспечение  эффективных и безопасных границ;
• содействие развитию контактов между людьми[2].
     Основной  целью программ «Латвия – Литва – Беларусь» (с участием Витебской, Гродненской и Минской областей РБ) является повышение интенсивности трансграничных связей в приграничных районах этих стран.
     Программы приграничного сотрудничества позволяют  решать многие проблемы развития регионов. В качестве примера можно привести поддержку малых и средних предприятий, предпринимательства и торговли, транспорта, технологий, исследований и туризма. Регионы смогут преодолеть общие трудности в таких сферах, как защита окружающей среды, охрана природы и возобновляемые источники энергии, культура или охрана исторического наследия.
     Инновационный характер такого сотрудничества кроется  в сбалансированном партнёрстве: впервые  страны-партнёры и государства-члены  ЕС применяют единые правила реализации проектов, имеют единый бюджет и совместно принимают решения в рамках общей структуры управления. Местные партнёры по обе стороны границы определяют необходимость реализации проектов, которые отвечают потребностям их региона; это даёт возможность применять подход «снизу-вверх» и исходить из конкретных нужд.
     При налаживании приграничного сотрудничества страны СНГ сталкиваются с определенными трудностями. К ним относятся, например, несоответствие качества заявок партнеров из СНГ установленным требованиям, несовпадение интересов партнеров из соседних государств, сложная и длительная  процедура утверждения проектов в государственных инстанциях. В частности, в Белоруссии в 2006 г. из 40 возможных проектов по программам «Латвия – Литва – Беларусь» и «Польша – Беларусь – Украина» реализовывались лишь 15.  В 2005 г. белорусские партнеры участвовали только в 10 из 101 принятой на конкурсной основе программы «Регион Балтийского моря».
     Практически для всех еврорегионов с участием Беларуси пока характерны: недостаточная инициативность национальных участников, слабая финансовая база, нехватка управленцев, сложности реализации проектов, обусловленные различиями в правовых системах сопредельных государств и относительно низким уровнем межгосударственных связей. Следует отметить, что многие проблемы и трудности в  функционировании  еврорегионов с участием Белоруссии характерны и для других стран СНГ.
     Проблемы, возникающие в приграничных регионах стран СНГ при налаживании  сотрудничества с соседними странами, во многом связаны с особенностями системы государственного управления. Во всех странах реализация проектов ПС в определяющей степени зависит от решений, принимаемых в центре. В Закарпатской области Украины для продвижения некоторых проектов сотрудничества местные власти вынуждены обращаться напрямую в Брюссель. Это осложняет организацию приграничных связей, снижает инициативность местных властей в развитии  сотрудничества с другими странами. Наиболее сильно от этого страдают белорусские регионы, поскольку для Белоруссии характерен жесткий централизм и  незначительный объем  полномочий региональных и местных органов власти и местного самоуправления, фактически  лишенных организационных и финансовых ресурсов для решения стоящих перед регионами задач, в том числе в сфере международного сотрудничества.
     В развитии сотрудничества с ними основной упор делается на взаимодействие на государственном  уровне при явной недооценке регионального  и местного звена. Между тем приграничное сотрудничество по самой своей сути предполагает самое активное участие региональных и местных властей в его развитии.
     Таким образом, одним из главных условий  повышения эффективности международного сотрудничества приграничных регионов является отказ от чрезмерной централизации  и наделение регионов достаточно широкими полномочиями.
     Серьезное негативное воздействие на развитие сотрудничества приграничных регионов стран СНГ оказывает нехватка в регионах квалифицированных специалистов в этой области, слабое внедрение  современных методов организации  внешнеэкономической деятельности, недостаток информации о возможностях сотрудничества, дефицит финансовых ресурсов у потенциальных участников сотрудничества и многое другое.
     Серьезным препятствием для международного сотрудничества приграничных регионов РБ является «несопряженность»  национальных законодательств стран СНГ и ЕС. Это особенно касается Белоруссии и России/ Кроме того, трансграничное сотрудничество приграничных регионов РБ сдерживается недостаточным уровнем зрелости рыночных отношений в республике, доминированием в ее экономике государственной собственности, чрезмерной регламентацией предпринимательской деятельности.
     Общей проблемой развития приграничного  сотрудничества стран СНГ и ЕС стало присоединение всех стран  ЕС к Шенгенскому соглашению. Необходимость  получать Шенгенскую визу усложнила трансграничное движение, в котором заинтересовано и население соседних районов Польши и Литвы. 

Глава 3. ЕВРОРЕГИОН «ОЗЕРНЫЙ КРАЙ»  

3.1. Стратегия  развития еврорегиона «Озерный  край» 

     Геоморфологические  и исторически сложившееся приозёрье  предопределило название региона сотрудничества – «Озёрный край». Приграничное сотрудничество в рамках Еврорегиона «Озерный край» определяет характер взаимодействия государственных, общественных и коммерческих организаций, расположенных на территории сторон-участниц Еврорегиона в Беларуси, Латвии и Литве. Активное вовлечение всех заинтересованных структур в процесс приграничного сотрудничества для решения общих проблем, совместного, более эффективного использования региональных преимуществ и особенностей, должно обеспечить существенное ускорение процессов жизнедеятельности. Накопленный опыт взаимодействия органов самоуправления, рост взаимного доверия, интереса к конструктивному  взаимодействию в сложных условиях реформирования национальных экономик, законодательных и институциональных основ позволяет перейти к более осознанному и целенаправленному планированию - к разработке новой долгосрочной Стратегии развития Еврорегиона «Озерный край».
     Инициатива  по совместному стратегическому  планированию рассматривается сторонами-участницами Еврорегиона «Озерный край» в качестве необходимого условия координации деятельности по эффективному использованию внутренних ресурсов, по привлечению внешних ресурсов для стимулирования процессов социально-экономического развития, писка новых подходов и использования наиболее успешного опыта решения общих проблем.
     Документы о создании Еврорегиона «Озерный край» были подписаны в г. Браслав (Беларусь) 4 сентября 1998 года. В настоящее  время в состав еврорегиона входят 27 представителей (7 районов и городов Витебской области: Браславский, Верхнедвинский, Миорский, Поставский и Глубокский районы, г.Новополоцк, г.Полоцк), 12 муниципалитетов Латвии и 8 самоуправлений Литвы. Высшим органом управления является Совет. Совет собирается не менее трех раз в год.
     Во  всех странах-участницах созданы Секретариаты. Они функционируют как координационные  структуры.
     Офисы директората Еврорегиона в каждой стране функционируют как исполнительные структуры. Национальные офисы директората  обеспечивают постоянное управление в  период между заседаниями Совета и Секретариатов и обеспечивают реализацию решений, принятых Советом и Секретариатами.
     Для обеспечения компетентности и профессионализма в практике трансграничного сотрудничества сформированы совместные рабочие группы, включающие соответствующих специалистов из Беларуси, Латвии и Литвы. 
 
 


     При поддержке Министерства иностранных дел Норвегии, местных и региональных самоуправлений была разработана первая стратегия еврорегиона «Озёрный край» на 2001–2007 годы, в которой отражаются общие принципы взаимодействия и цели, которые могут  быть достигнуты только общими усилиями.
     Стратегические цели:
    Менеджмент и развитие человеческого фактора как ключевого организационного ресурса.
    Сотрудничество в рамках Еврорегиона – долгосрочное партнёрство, основанное на внутренних ресурсах.
    Способствование дальнейшему сохранению культурно-исторической идентичности каждого региона в Еврорегионе  «Озёрный край».
    Способствование использования общих усилий для выдерживания баланса между развитием туризма, предпринимательства и охранной природы.
  Сотрудничество в социальной сфере охватывает очень большой круг вопросов. Хотя отделы самоуправлений по социальным вопросам работают соответственно законодательству своих стран, выявляются общие проблемы, общий подход к их решению. Основные проблемы:
    Старение приграничных районов.
    Основная часть пенсионеров проживает на сельской местности.
    Рост неблагополучных семей.
    Высокий уровень безработицы в Литве и Латвии.
    Выплата разных пособий составляет большую часть бюджета самоуправлений.
    Миграция молодежи в города.
    Увеличение количества проблемных детей.
     Кроме работы самоуправлений во всех странах создаются и общественные организации: организации объединяющие женщин, людей с разными недугами, центры молодежи и т.п.
     По  решению вопросов в социальной сфере  в каждом самоуправлении накоплен очень  большой и интересный опыт. Верхнедвинский, Швенченский, Резекненский районы принимали участие в разных программах по повышению квалификации социальных работников, созданию системы услуг на дому, созданию центров для проблемных детей, людей возвратившихся из мест заключения, женщин страдающих от насилия мужчин. В Глубокском,  Браславском, Поставском, Краславском районах  активно работают общественные организации, клубы, объединившиеся по интересам. В Игналинском районе при помощи датских специалистов осуществлен проект по созданию консультационного центра для трудных  детей.
     Во  всех самоуправлениях существует соответственная  сеть учреждений для пожилых людей, сирот, беспризорных детей.
     Хотя  услуги на дому существуют в каждой стране, это работа имеет специфические черты и с каждым годом интенсивно развивается. Сотрудничество и обмен опытом может создать условия для более быстрого усовершенствования этого процесса и для подготовки своих предложений в государственные учреждения.
     Надо  отметить, что с каждым годом растет квалификация социальных работников. Организуются разные курсы, семинары. На эту работу приходят молодые люди с высшим образованием, практики учатся заочно.
     Сотрудники  органов власти  вместе с представителями  общественных организаций организуют различные мероприятия. Традиционно  каждый год организуются детские праздники, праздники с элементами национальной культуры. На концертах выступают самодеятельные коллективы, а также проводятся конкурсы между коллективами разных районов.
     Совет Еврорегиона позволяет выявлять  основные проблемы, которые в ходе заседаний эффективно решаются:
    Обмен опытом и повышение квалификации специалистов.
    Создание общей систематизированной информационной базы Еврорегиона "Озерный край" по вопросам социальной защиты.
    Повышение качества услуг в социальной сфере.
    На  каждое организационное мероприятие  приглашаются представители  и специалисты  отдельных самоуправлений Еврорегиона.
     Стратегия же на 2008–2013 годы разработана при поддержке Министерства иностранных дел Латвии. В новой стратегии Еврорегиона 2007-2013гг планируется проведение совместных мероприятий:
      региональный праздник искусств  Еврорегиона.
      издание каталога крупнейших мероприятий региона;
      организация передвижных выставок картин «Озёрный край» с привлечением художников из каждого района Латвии, Литвы и Белоруссии;
      организовать  и проведение фестивалей авторской песни, рок-фестиваля
      выставка  прикладного искусства народов Еврорегиона
      международная научно-практическая конференция «Международный культурный мост»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Программы и проекты с участием еврорегиона  «Озерный край»
 
      Самоуправления  еврорегиона «Озёрный край» сотрудничают с самоуправлениями России, Польши, Норвегии, Грузии, Швеции и многих других стран, но самыми родными и близкими все равно являются ближайшие соседи, ведь они рядом – за озером, за ближайшей границей.
     В приграничных районах Республики Беларусь, Латвии и Литвы проводится много  международных культурных мероприятий. Наиболее популярными являются детский  фестиваль «Двина–Дзвина–Даугава» в Верхнедвинске (Белоруссия), «Ezeru sietuva» (Литва), «Голоса Даугавы» в Краславе (Латвия), «Браславские зарницы» (Браслав, Белоруссия).
        Добрососедские отношения лишь укрепляются участием в совместных культурных мероприятиях, обмене информацией, работой над проектами по содействию развития предпринимательства, охраны окружающей среды, развития инфраструктуры, культуры и туризма. В течение 10 лет привлечено финансирование из фондов ЕС и Норвегии в размере более чем трёх миллионов евро.
     Первый  проект трансграничного сотрудничества реализован в рамках программы ЕС  Phare CREDO – «Создание Латвийско-Белорусского информационного центра». Этот проект был разработан Краславской городской думой в сотрудничестве с Верхнедвинским районным исполнительным комитетом и длился с 1 октября 1999 по 1 августа 2000 года. Цель проекта – возобновление и консолидация добрососедских отношений между самоуправлениями, негосударственными организациями, учреждениями культуры и предпринимателями Латвии и Белоруссии, стимулирование развития трансграничного сотрудничества в приграничной зоне CEC (страны Центральной Европы) и NIC (новые независимые страны).
     В рамках проекта были проведены: опрос  общественного мнения «Латвия –  Белоруссия. Являемся ли мы хорошими соседями?», три семинара – для руководителей и специалистов местных властей, и конференция «Латвия – Белоруссия: перспективы трансграничного сотрудничества».
     В июне 2001 года директорат еврорегиона  «Озёрный край» представил ассоциации местных и региональных самоуправлений Норвегии проект разработки стратегии Еврорегиона «Озерный край». Проект получил финансирование, и в августе 2001 года началась его реализация. В рамках проекта было организовано 14 заседаний рабочей группы. В целом в проект было вовлечено около 150 человек. Проект закончился в 2002 году; заключительная конференция происходила в ноябре 2002 года в Зарасае (Литва). Главные результаты проекта – разработанная стратегия Еврорегиона, обученный персонал офисов Еврорегиона, укрепление административной структуры Еврорегиона, мотивация персонала, вовлеченного в проект, к работе над мероприятиями трансграничного сотрудничества, информирование населения о еврорегионе и его мероприятиях, разработаны и реализованы 30 процентов подготовленных проектов в сфере культуры, развития бизнеса, туризма, обмена информации и опытом и т.д.
     В течение трёх лет (с 2000 по 2002) в городе Палуше (Литва), при поддержке местных  властей Норвегии проводились Международные молодежные экологические лагеря, в которых принимали участие молодёжь из Литвы, Белоруссии и Латвии, а также из Эстонии.
     25 сентября 2002 года начался проект по разработке информационный политики еврорегиона, предусматривающий вовлечение средств массовой информации и организацию пресс-конференций в Латвии, Литве и Белоруссии и издание информационного бюллетеня Еврорегиона.
     В 2002 году еврорегион «Озёрный край»  получил финансирование от ассоциации местных и региональных самоуправлений Норвегии для своего проекта «Укрепление административной структуры еврорегиона», в рамках которого была улучшена техническая база бюро директората.
     Благодаря инициативе Балвского районного  совета в 2002 году в Балви были организованы Латгальские спортивные игры с участием представителей российско–эстонско –латвийского приграничных регионов, а также команд местных властей еврорегиона «Озёрный край».
     Параллельно со спортивными играми была организована международная конференция «Трансграничное сотрудничество как стимул для будущего развития»,  главной целью  которой было обсуждение вопросов опыта трансграничного сотрудничества между двумя еврорегионами, потенциал и стимулы для будущего сотрудничества и возможностей финансирования.
     В сотрудничестве с муниципалитетом  Ландкрейс Баутзен (Германия), директорат еврорегиона «Озёрный край» разработал и представил в комиссию по льготам для малых проектов TACIS CBC проект «Озёрный край», – менеджмент и маркетинг сельского туризма». В рамках проекта (с 2002 по 2004 год) была разработана стратегия развития сельского туризма еврорегиона, в Интернете создана домашняя страница, посвященная туризму в еврорегионе, обобщена информация о ресурсах сельского туризма в приграничных районах трёх стран, организована поездка по обмену опытом в район Баутзен (Германия).
     Латвийское  бюро директората в сотрудничестве с Зарасайским бизнес-информационным центром с  октября 2002 года до сентября 2003 года реализовало проект«Содействие развитию малого и среднего бизнеса на территории еврорегиона «Озерный край» с помощью мероприятий по трансграничному сотрудничеству». В рамках проекта был издан каталог предприятий Латвии, Литвы и Белоруссии, организованы курсы по маркетингу, созданию международных предприятий, повышению конкурентоспособности. В рамках проекта была организована поездка по обмену опытом в Финляндию и международная выставка предприятий Латвии, Литвы и Белоруссии в г. Даугапилсе.
     В 2003/2204 году на всей территории евроегиона «Озёрный край» под руководством латвийского бюро  в рамках программы  Phare был реализован проект «Улучшение сети кулинарных услуг в Латгалии на основе концепции кулинарного наследия». В рамках проекта для представителей предприятий общепита Латгалии и Белоруссии были организованы поездки по обмену опытом в Аукштайтию (Литва) и Швецию, собраны рецепты латгальских блюд и издана кулинарная книга Латгалии.
     29 июня 2004 года в г. Поставы (Белоруссия) Совет еврорегиона «Озерный край» утвердил проект дальнейшего развития концепции кулинарного наследия в еврорегионе. С проектом была ознакомлена белорусская сторона и оговорены новые мероприятия в рамках проекта.
Проект  «Кулинарное наследие, как метод развития сети регионального туризма в контексте еврорегиона «Озёрный край»» (сокращенно – «Познай озёрный край») был утверждён программой Interreg IIIA и реализован с мая 2005 года до июня 2006 года. В рамках проекта были воплощены в жизнь значительные маркетинговые мероприятия: участие в шести туристических выставках; издание буклетов и карт Балтийского озёрного края; поездки по обмену опытом в Германию, Латгалию (Латвия) и Акштайтию (Литва); разработка единой стратегии маркетинга туризма.
     Первый  миллионный проект еврорегиона «Озёрный край» – «Развитие сети веломаршрутов  в Балтийском озёрном крае» был  утверждён программами Interreg IIIA и TACIS. Срок реализации проекта – с ноября 2005 года по октябрь 2007 года на территории Латвии и Литвы и до мая 2008 года – на территории Белоруссии. Со стороны Латвии в проект включилось управление лесного хозяйства южной Латгалии ГАО «Латвияс Валстс Межи», поскольку и команда проекта, и самоуправления, и управление лесного хозяйства заинтересованы в оборудовании мест отдыха. В результате проекта разработана и популяризирована страница в Интернете www.balticlakes.com (ВЕЛО раздел), благоустроены 67 мест отдыха,  изданы путеводители с описанием 51 веломаршрута, построены три смотровые вышки (в Краславе (LT), Игналине и Швенчёнисе (LT). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Озерный край – основа двухстороннего сотрудничества 

     Браславский район образован 15 января 1940 года. Расположен на северо-западе Витебской области, на стыке государственных границ республики с Литвой и Латвией.  Его площадь – 2276 кв. км. Административно территория района разделена на 9 сельских Советов.
     В 622 населенных пунктах района проживает 28 580 человек, в том числе сельского населения 17,2 тыс. человек. В городе Браславе – 9 544.
     По  национальности преобладают белорусы (64,4%), проживают также поляки (18,7%), русские (14,3%) и другие национальности (украинцы, литовцы, татары, цыгане).
     С 1991 года на территории района работает таможенный пост Полоцкой таможни. Протяженность государственной границы с Латвией и Литвой составляет 176 км, территория 4 из 9 сельских Советов граничит с прибалтийскими государствами.
      В современном мире границы больше не являются препятствием, а все чаще становятся мостами сотрудничества.
     В рамках еврорегиона «Озерный край»  руководством Браславского района подписаны  договора (соглашения) о двухстороннем  сотрудничестве:
1.с самоуправлением  Игналинского района Литвы (19.10.2007г.)
2.с Даугавпилсской  краевой думой (17.11.2009г.)
3. с  администрацией Псковского района  Псковской области России (24.10.2008г.)
4.с Даугавпилсской  городской думой (24.04.2009г.)
5. с  Белоцерковской районной государственной  администрацией Украины (20.05.2009г.)
6. с  администрацией Мронговского Повета  Республики Польша (03.08.2009г.)
7.Войковским  районом северного административного  округа г.Москвы (06.09.2009г.) (фото1).
8.  с  Краславским районом (01.02.2010г.)
-3 протокола о намерениях сотрудничества:
1. с  Вичугским районом Ивановской  области Российской Федерации (30.09.10)
2. с  Зарасайским районным самоуправлением  Литвы (30.09.10)
3. с  Кекавской краевой думой Латвии (30.09.10)
     Условиями договоров предусмотрено сотрудничество в областях культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, экономики.  Составляются планы совместных мероприятий, которые реализуются по обе стороны границы, а также с привлечением соседних районов Витебской области  с целью обмена положительным опытом.
     Только  в 2010 году на территории Браславского района проведены совместные мероприятия:
- в области  экономики: II международная конференция  по трансграничному сотрудничеству  и развитию инвестиционной деятельности (30.09-01.10.2010). Принимали участие делегации  из Латвии, Литвы, России, Беларуси.
- в области  образования:
 - реализация проекта «Молодежь молодежи» для развития дальнейшего сотрудничества между молодежью г. Игналины и г.Браслава. С этой целью 3 февраля 2010 г. прошла встреча директоров гимназий Игналинского района и г. Браслава Подписан договор о сотрудничестве между учреждениями образования.
- реализация  договора о сотрудничестве между  гимназиями г.Браслава и г.Векшэ  (Швеция). В его рамках состоялось  посещение уч-ся Швеции Браславского  района (апрель 2010г.).
- проект  «Дорогами Радивилов»  - 14 человек  из Игналинского района (23 октября 2010 года) совместно с учащимися гимназии посетили места связанные с именем Радивилов, находящиеся на территории Беларуси.
в области  культуры:
-«Браславские  зарницы-2010» с участием коллективов  Литвы, Латвии, России, Украины, Польши, Эстонии, Казахстана (май 2010г.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.