На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Судебная система РФ. Понятие судебной власти и ее признаки. Соотношение с иными ветвями власти.

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 21.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СУДЕБНАЯ СИСТЕМА  В РФ. 

1. Понятие судебной  власти и ее признаки. Соотношение  с иными ветвями власти.
В соответствии с  теорией разделения властей судебная власть -- одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», другими федеральными конституционными и федеральными законами Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».. 

Принцип разделения властей -- фундаментальный принцип  организации власти в Российской Федерации. Суть его в том, что  демократический правовой режим  может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти -- законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ признано, что судебная власть является одним из видов государственной власти. 

Однако самостоятельность  и независимость судебной власти в известном смысле относительны. Таковой она должна быть только во взаимоотношениях с другими ветвями власти. По отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу, являющемуся единственным источником любой власти (ст. 3 Конституции РФ), не должна быть самостоятельной. В этой связи существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных, но подчиненных власти народа, призванных обеспечивать и оберегать власть народа.
Судебная власть характеризуется следующими основными  признаками Лебедев В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления  и развития. СПб., 2006.. 

1. Судебная власть -- вид государственной власти. Она  -- одна из трех самостоятельных  ветвей государственной власти. 

2. Судебная власть  осуществляется только специальными  государственными органами -- судами. Они являются ее непосредственными  носителями. Федеральный суд -- орган  государственной власти, который  создается и упраздняется только  в соответствии с Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда. 

Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить  представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных  заседателей. 

3. Исключительность  судебной власти -- признак, тесно связанный с названным выше. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом (ст. 14 УПК РФ). 

4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Конституция РФ запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118), в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения. 

5. Независимость,  самостоятельность и обособленность  судебной власти. При выполнении  своих полномочий суды подчиняются  только Конституции РФ и закону (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ст. 294 УК РФ). Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению и обязаны противостоять попыткам такого воздействия, должны обладать высокими нравственными качествами, хранить верность закону. 

Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или  утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены. Взаимодействие судов с другими ветвями государственной власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей и выделившего суды в самостоятельную, обособленную систему. 

6. Судебная власть  осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции  РФ и ст. 5 Закона о судебной  системе. Судопроизводство -- это  форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного -- разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; гражданского -- рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административного -- рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях; уголовного -- досудебного и судебного производства по уголовному делу. Разновидностью гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, является арбитражное судопроизводство -- разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. 

7. Процессуальный  порядок деятельности -- еще один  важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только  закон, изданный на основе Конституции  РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (гл. 7, 8, ст. 43--83 и ряд статей разд. 3) гражданское, уголовное и арбитражное -- по правилам, установленным соответственно ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется КоАП РФ (разд. 4 и 5). 

Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, -- важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений. 

8. Подзаконность  судебной власти означает, что  она действует в пределах предоставленной  компетенции в соответствии с  законом либо на его основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ, ч. I, 2 ст. 5 Закона о судебной системе). 

Подзаконность судебной власти распространяется на правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных  правовых актов и т. д., а также на все без исключения органы, ее представляющие. 

9. Обязательность  постановлений судебной власти  для всех без исключения государственных  органов, организаций, должностных  лиц и граждан. Это означает, что решения суда имеют властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории государства. Их неисполнение влечет ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ. Реализация судебных решений составляет функцию органов исполнительной власти, прежде всего Минюста России. Эти органы наделены правом применять принудительные меры (привод, наложение ареста на имущество, арест ценных бумаг и т. д. -- см. § 3 гл. 16 учебника) с целью реализации судебных решений. 

Если иметь в  виду, что ч. 5 ст. 32 Конституции РФ предусматривает право граждан участвовать в отправлении правосудия, то можно отметить и такое свойство судебной власти, как участие представителей народа в ее осуществлении. Участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить присяжные и арбитражные заседатели. 

2. Понятие правосудия. Конституционные принципы правосудия (понятие, содержание, гарантии)
Правосудие - это  форма, составляющая деятельность, которая заключается в рассмотрении и разрешении судебного заседания отнесённого к компетенции суда гражданского, уголовного и иных дел. Правосудие осуществляется специальным на то органом - судом. Отправлением правосудия занимается только суды, которые перечислены в законе «О судебной системе». Правосудие осуществляется в определённой законом процессуальной форме или в особом процессуальном порядке. Порядок рассмотрения и разрешения дел судебными органами, определяется процессуальным законодательством. Правосудие осуществляется путём рассмотрения судебных заседаний в гражданском, уголовном и иных делах. 

Гражданские дела - это  дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, административных и иных правоотношений, а также дела особого производства. 

Уголовные дела - это  дела о преступлениях, предусмотренных  уголовным кодексом РФ. Иные дела - об административных правонарушениях. 

Принцип - основное, исходное положение в науке. Принцип  правосудия - это закреплённые в  Конституции РФ и иных нормативных актов, основных руководящих положений общего характера, которые выражают сущность правосудия и служат выполнению задач, стоящих перед судом. В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу - Конституции РФ и федеральных законах. Они также берут свои истоки и в других высокоавторитетных актах - Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. 

В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика  положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы. Но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации и деятельности правосудия. 

Принципы правосудия имеют ряд признаков: 

- все принципы  закреплены в законах (Конституция РФ 30 ст.; федеральный конституционный закон «О судебной системе»; федеральный закон «О статусе судей»; закон «О судоустройстве РСФСР»); 

- принципы правосудия  представляют собой наиболее  общие правила, закрепляющие организацию судебных органов и основу их деятельности; 

- принципы правосудия  носят руководящий характер; 

- принципы правосудия  образуют единую систему, в  которой они находятся в тесной  взаимосвязи друг с другом. 

Рассмотрим наиболее важные принципы более подробно. 

Законность, ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и законы». В наши дни законностью  принято считать неуклонное соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами, гражданами. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Федеральные законы обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Соответственно акты, издаваемые органами субъекта Федерации, действуют на территории данного субъекта. Если суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то акт государственного или иного органа противоречит закону, то он вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а законом. 

Таковы конституционные  положения, лежащие в основе принципа законности, который по праву считают  универсальным, поскольку он должен реализовываться во всех сферах государственной жизни и деятельности. При характеристике этого принципа важно знать, что он конкретизирован и развит во многих законодательных актах и ряде международных соглашений, обязательных к исполнению на территории Российской Федерации. Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там, где нет такого соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Осуществление правосудия только судом ст. 49, ст. 118 Конституции РФ, ст. 13 УПК: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом» Таким образом, только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Применительно к отправлению правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ, тоже конкретизируется в ряде других законов, в первую очередь в ГПК и АПК. Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами. К ним отнесены Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды и высшие арбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды и арбитражные суды, суды и арбитражные суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Этот перечень является исчерпывающим. Требование, чтобы данный вид государственной деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства. 

Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности  суда ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123 Конституции  РФ. Суть принципа: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен. Это положение вытекает из анализа предписаний Конституции РФ и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона» в ч. 1 ст. 14. Независимость судей, присяжных и народных заседателей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Ф.К.З. «О судебной системе», ст. 7 ГПК, ст. 16 УПК). Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Суть принципа состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд смог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого-то ни было давления, на прочной основе предписаний закона. Реализацию принципа независимости определяют правовые, экономические и политические гарантии судей, закреплённые законом: 

- Процессуальным  законом предусматривается особая  процедура рассмотрения и разрешения  дел; 

- Запрещается вмешиваться  в деятельность по осуществлению  правосудия. Есть глава в Уголовном  кодексе РФ по нарушениям в сфере осуществления правосудия; 

- Несменяемость судей  (ст. 121 Конституции РФ) - после наделения  полномочиями, деятельность судьи  не ограниченна определённым  сроком. Исключения: судьи конституционного  суда РФ на 12 лет, не переизбираются. Мировые судьи назначаются на 5 лет. Военные судьи гарнизонных судов и судьи районных судов избираются 1-ый раз с испытательным сроком на три года; 

- Судьи не подлежат  переводу на другую должность  или в другой суд без их  согласия; 

- Предоставлен исчерпывающий перечень для прекращения и приостановления деятельности судей (ст. 13,14 «Закон о статусе судей»); 

- Право судьи на  отставку. Это почтительный уход  или удаление судьи с должности,  все льготы сохраняются; 

- Неприкосновенность  судей (ст. 122 Конституции РФ). Уголовное дело может быть заведено только генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим обязанности при согласовании с коллегией; 

- Система органов  судебного сообщества создана  для выражения интересов судей  (Всероссийский съезд судей, совет судей областного и равного ему судов). 

Экономические гарантии судей: 

- Право на получение  высокой зарплаты. 

- Достаточно продолжительный  отпуск (30 дней). 

- Оплата стоимости  проезда до места отдыха и  обратно. 

- Нуждающийся в  жилищной площади судья имеет право на предоставления жилья в течение 6 месяцев вне очереди. Право на жилую дополнительную площадь, 20 к.м., в виде отдельной комнаты. 

- Во внеочередном  порядке телефон и место в  детском саде. 

- На территории  города всеми видами общественного  транспорта имеет право пользоваться. 

- Судьи и члены  их семей имеют право на  бесплатное медицинское обслуживание (своя поликлиника), санаторно-курортное  лечение. 

Политические гарантии судей: 

- Запрет на политическую  деятельность, вступление в политические партии, оказывать политическим движениям материальную или иную помощь. 

Осуществление правосудия на началах равенства всех перед  законом и судом ст. 19 Конституции  РФ: 

1. Все равны перед  законом и судом. 

2. Государство гарантирует  равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, или религиозной принадлежности. 

3. Мужчина и женщина  имеют равные права и свободы  и равные возможности для их  реализации» 

Равенство перед  законом означает одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеется в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия. Закон вместе с тем предусматривает некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ, воинского звания или занимаемой ими должности. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются они не общими судами, а военными. При этом полностью соблюдаются одинаковые для всех общих и военных судов правила судопроизводства и исключаются какие-то преимущества либо привилегии. Установлены изъятия из общих правил производства по уголовным делам я для случаев, касающихся ответственности кандидатов в депутаты, депутатов, судей, прокурорских работников, сотрудников Счетной палаты. В частности, в ст. 98 Конституции РФ по этому поводу сказано следующее: 

«1. Члены Совета Федерации  и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в  течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. 

2. Вопрос о лишении  неприкосновенности решается по  представлению Генерального прокурора  Российской Федерации соответствующей  палатой Федерального Собрания». 

Изъятия, касающиеся депутатов и других названных  лиц, не означают установления привилегий, освобождающих от ответственности, а являются дополнительными гарантиями законности и обоснованности привлечения к ответственности с учетом общественной значимости положения, занимаемого таким лицами. После возбуждения в отношении их уголовного дела они начинают пользоваться процессуальными правами и исполнять обязанности наравне со всеми гражданами. 

Обеспечение права  граждан на судебную защиту ст. 46 Конституции  РФ: 

«1. Каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод. 

2. Решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» 

Правом на судебную защиту и на юридическую помощь может  воспользоваться не только гражданин Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства. 

Принцип состязательности и равноправия сторон ст. 123 Конституции  РФ: «3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия  сторон» В процессе всегда присутствуют две стороны. В гражданском деле - истец и ответчик. Истец доказывает законность и обоснованность своих исков, требований. Ответчик доказывает не обоснованность исковых требований. В уголовном деле - обвинитель и подсудимый. Сторона обвиняющего: прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский истец. Сторона защиты: подсудимый, его представитель, ответчик, общественный защитник. 

Стороны при рассмотрении дела равноправны, и у всех сторон права равны. Суд по очереди выслушивает  стороны. Решение всех возникающих вопросов в суде, принадлежит только суду, который не связан доводами сторон. 

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права  на защиту (ст. 45 и 48 Конституции РФ) 

Ст. 45 Конституции  РФ: 

«1. Государственная  защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 

2. Каждый вправе  защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными  законом» 

Ст. 48 Конституции  РФ: 

«1. Каждому гарантируется  право на получение квалифицированной  юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 

2. Каждый задержанный,  заключенный под стражу, обвиняемый  в совершении преступления имеет  право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно  задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». 

Рассматриваемый принцип  опирается на признании трех исходных положений: 

- обвиняемый (подозреваемый,  подсудимый) должен быть наделен  комплексом таких прав, реализация  которых позволила бы ему самому  эффективно защищать свои права и законные интересы (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). В этих целях лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, предоставлен обширный круг прав: право знать, в чем их обвиняют, давать показания и объяснения, знакомиться с доказательствами, обжаловать действия должностных лиц, ведущих расследование либо поддерживающих обвинение, и т.д.; 

- обвиняемый имеет  право пользоваться помощью защитника.  Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) может пригласить сам (а в  некоторых случаях иметь назначенного) защитника. Такая возможность возникает с момента задержания подозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще всего выступают адвокаты, закон тоже предоставляет широкий круг прав, позволяющих ему активно бороться за права и законные интересы подзащитного; 

- лица, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей  обязаны осуществлять действия, направленные на содействие защите  подозреваемых, обвиняемых либо  подсудимых. Защита последних не считается только их личным делом. Например, в соответствии со ст. 20 УПК названные должностные лица правоохранительных органов обязаны выявлять как уличающие и отягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства, так и оправдывающие его либо смягчающие ответственность. На них возложено также разъяснение подозреваемому, обвиняемому или подсудимому его прав. 

Все названные и  многие другие права и обязанности  в совокупности и призваны обеспечить право на защиту. 

Принцип презумпции невиновности ст. 49 Конституции РФ: 

1. Каждый обвиняемый  в совершении преступления считается  невиновным, пока его виновность  не будет доказана в предусмотренном  федеральным законом порядке  и установлена вступившим в  законную силу приговором суда. 

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 

3. Неустранимые сомнения  в виновности лица толкуются  в пользу обвиняемого. 

Обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана, предусмотренным в федеральном  законе порядке и установлена в законную силу приговором. Бремя доказательства ложится на прокурора, следовательно, эти органы обязаны при осуществлении расследования дела всё выявить (оправдательные и обвинительные факты). Открытое разбирательство дел во всех судах, ст. 123 Конституции РФ: 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» Суть принципа в том, что все лица, участвующие в деле, имеют право присутствовать в зале судебного разбирательства от начала и до конца. Этого они могут быть лишены лишь в случае нарушения порядка в суде. Граждане, желающие присутствовать при рассмотрении дела, допускаются к этому, за исключением несовершеннолетних (до 16 лет). Также ограничен доступ в зал, если нет свободных мест. В судебных разбирательствах могут участвовать представители информационных организаций. Применение фото, видео, кино плёнки с разрешения председательствующего по делу, он вправе запретить применение этих средств фиксации, если эти действия могут затруднить ведение процесса, или нарушать права и интересы сторон. 

Исключение из принципа гласности: 

1. Открытое разбирательство  дел запрещёно, если это противоречит  интересам тайны государства. 

2.В арбитражных  судах, если противоречит интересам охраны коммерческой тайны. 

3. Если предметом  исследования становятся сведения  военного характера, то они  не подлежат разглашению, а  также те, которые содержат служебную  тайну. 

4. Закрытое разбирательство  дел допускается: по делам о преступлении лиц, не достигших 16 лет; по делам о половых преступлениях; по делам, по которым необходимо обеспечить безопасность потерпевшего, свидетеля, или других лиц, участвующих в процессе, а также их семей и родственников. 

5. В целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни, участвующих в деле лиц, а также обеспечение тайны усыновления. 

Личная переписка  и телеграфные сообщения, могут  быть оглашены только с согласия лиц, между которыми они происходили. 

Ведётся закрытое разбирательство дел по всем правилам судопроизводства. Решения и приговоры провозглашаются публично, но они не должны содержать сведения, ради соблюдения, тайны которых проводилось закрытое разбирательство дел. О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании выносится определение, участники предупреждаются о недопустимости разглашения сведений, услышанных во время процесса. При рассмотрении дела в закрытом заседании могут присутствовать только его участники. По гражданскому делу: истец, ответчик, прокурор, представители, эксперты и свидетели. По уголовным делам: подсудимый и защитник, потерпевший и его защитник, прокурор, свидетели, переводчик. 

Национальный язык судопроизводства, ст. 26 Конституции  РФ: «2. Каждый имеет право на пользование  родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» Государственный язык - русский. Во всех основных судах судопроизводство ведётся на государственном языке. В других федеральных судах общей юрисдикции судопроизводство осуществляется на государственном языке РФ или языке республики, в которой проходит суд. Участвующие в деле лица, не владеющие языком, на котором ведётся судопроизводство, имеют право выступать с переводчиком. Данные лица обеспечиваются переводчиком, он им переводит всё то, что было сказано в суде. Все судебные документы суда вручаются лицам, не владеющим языком, на котором ведётся судопроизводство, переведёнными на их родной язык. В делах о преступлениях лиц, не владеющих языком, на котором ведётся судопроизводство, обязательно участие защитника (бесплатно). 

Участие представителей народа в отправлении правосудия, ст. 32 Конституции РФ: «5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать  в отправлении правосудия» Участие  в разбирательстве судебных дел  и в принятии решений может проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя либо присяжного заседателя. Народные заседатели районных судов избираются собранием граждан на местах работы и жителями, открытым голосованием. 

Требования к народному  заседателю: 

1. Гражданин РФ. 

2. Возраст не менее  25 лет. 

3. Безупречная репутация. 

В Арбитражных судах  введены в качестве эксперимента арбитражные заседатели, в 95 году. Требования к ним: 

1. Гражданин РФ. 

2. Возраст не менее  25 лет. 

3. Опыт работы  в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности. 

Состав утверждает пленум Высшего арбитражного суда. 

Присяжные заседатели не избираются, определяются методом  случайной выборки, из списков, сохранившихся  после выборов. Из них подлежат исключению. 

1. Не достигшие 25-летнего возраста. 

2. Имеющие неснятую  или непогашенную судимость. 

3. Лица, признанные  ограниченно дееспособными или  недееспособными. 

Затем из списков  избирателей исключаются: 

1. Лица, не владеющие  языком, на котором ведётся следствие. 

2. Травмированные 

3. Престарелые 

4. Военнослужащие 

5. Священники 

6. Руководители и  заместители законодательных или  исполнительных органов. 

Для суда характерно разграничение полномочий между  судами и судебными заседателями. При вынесении вердикта, должен быть дан ответ на три вопроса: 1) Имело ли место деяние 2) Доказано ли, что данное деяние совершил подсудимый 3) Виновен ли подсудимый в совершённом преступлении. 

3. Судебная система  РФ. Судебные звенья и судебные  инстанции
Современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.  

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции (ст.118,125,126,127) и Законом о судебной системе. Судебная система строится в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны. Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации, субъекты не в праве по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, которые не предусмотрены федеральным Законом «О судебной системе», так же они не должны устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Согласно п. «г» ст.71 Конституции РФ, Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности.  

Субъекты РФ вправе иметь собственное законодательство. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов.  

В судебную систему  страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.  

Федеральный суд - орган  государственной власти, который  создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные суды) или федеральным законом (другие федеральные суды). Согласно ст.17 ФЗ «О судебной системе», ни один суд не может быть упразднен, пока отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.  

К федеральным судам  относятся: 

· Конституционный  Суд РФ;  

· федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд  РФ, верховные суды республик, краевые  и областные суды, суды городов  федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;  

· военные и специализированные суды; 

· федеральные арбитражные  суды - Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные  апелляционные суды, арбитражные  суды субъектов РФ.  

Федеральные конституционные  законы предусматривают создание других судов федерального уровня. Так, Закон  об арбитражных судах предусматривает  учреждение межрегиональных арбитражных  судов округов.  

К судам субъектов  РФ относятся: 

· конституционные  суды субъектов РФ; 

· мировые судьи. 

Законодательством установлен исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в стране. Конституция не исключает  возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции). Для таких судов характерно рассмотрение дел, имеющих свою специфику, либо наличие особенностей в организации. Пока в РФ специализированных судов не существует.  

Судебная система, существующая в настоящий момент, приобрела такой вид с 1 января 1997 года, когда был введен в действие «Закон о судебной системе».  

Система судов, которая  осуществляет судебную власть в данный момент, должна гарантировать:  

· соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов Российской Федерации  по реализации функций государственной  власти;  

· независимость  судебной системы от законодательной  и исполнительной ветвей власти  

· доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;  

· рассмотрение дел  в судах и судьями, к подсудности  которых эти дела относятся законом;  

· действенная защита прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке;  

· право сторон на пересмотр всех приговоров и решений  судов первой инстанции вышестоящим  судом;  

· право граждан  на участие в осуществлении правосудия.  

Недопустимо принятие законов, которые отменяют или умаляют самостоятельность органов судебной власти, независимость судов и судей, ограничивают судебную защиту человека и гражданина.
Суды, которые входят в судебную систему, отличаются по объему полномочий, то есть совокупностью прав и обязанностей, которыми суд действует в определенной ситуации способом, предусмотренным законом.  

Суды, которые наделены однородными полномочиями, составляют звенья судебной системы.  

Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение, выполняющий (выполняющее) конкретную судебную функцию. В зависимости от принадлежности суда к той или иной инстанции суд принимает решение по существу дела, проверяет законность и справедливость судебного акта, вступившего или не вступившего в законную силу, в том числе отменяет судебное решение ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.  

Вся подсистема судебной власти имеет трехзвенную структуру - основное, среднее и высшее звено.  

Система федеральных  судов общей юрисдикции включает:  

· основное звено - районные, городские (в городах без районного деления) суды  

· среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские (в Москве и Санкт-Петербурге), суды автономной области и автономных округов;  

· высшее звено - Верховный  Суд РФ. 

Военные суды подразделяются на:  

· основное звено - гарнизонные  военные суды; 

· среднее звено - окружные (флотские) военные суды; 

· высшее звено - Военная  коллегия Верховного Суда РФ. 

Система федеральных  арбитражных судов включает: 

· основное звено - арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов;  

· среднее звено - арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов;  

· высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.  

Так же суды разделяются  по их процессуальной компетенции, то есть правам и обязанностям, предоставленным  законом.  

Стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией - судебная инстанция. В гражданском  и уголовном судопроизводстве различают  суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанций. Также выделяется самостоятельная апелляционная инстанция.  

К судам первой инстанции  относятся те суды, которые уполномочены непосредственно исследовать и  установить в судебном заседании обстоятельства дела и вынести по нему соответствующий судебный акт - решение или приговор.  

Суд второй инстанции (кассационной) инстанции проверяет  законность, обоснованность и справедливость актов суда первой инстанции, по имеющимся  в деле или дополнительно предоставленным материалам.  

Суды надзорной  инстанции проверяют по протестам  управомоченных лиц законность и  обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений  и постановлений судов первой инстанции, а также решения суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах: судебного надзора и возобновления производства по уголовным и гражданским делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.  
 

4. Суды общей юрисдикции. Состав и компетенция. Районный, областной, Верховный Суд РФ, Мировые судьи).
Суды общей юрисдикции представляют собой единую систему  судов, рассматривающих уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. История и современность. Ростов - на - Дону, 2001 г. . 

Суды, входящие в  систему судов общей юрисдикции, разделены на звенья:  

· Высшее звено - Верховный  Суд РФ; 

· Среднее звено  составляют Верховные суды республик  в составе РФ; краевые и областные суды; суды автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга, а также суды военных округов, суды видов Вооруженных сил, суды групп войск, суды флотов; 

· Низшее звено составляют районные (городские) суды, а также суды гарнизонов, флотилий, армий. 

В систему судов  общей юрисдикции входят также и  мировые судьи. Цель введения мировых  судей:  

1. разгрузить суды  общей юрисдикции; 

2. передать на  рассмотрение мировых судей преступления, не представляющие большой общественной опасности; 

3. приблизить судебную  систему к народу Якушев А.В.  Конституционное право Российской  Федерации. Конспект лекций. Москва, 2005 г., стр. 195 . 

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные  и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный суд РФ и суды среднего звена выполняют также функции кассационной и надзорной инстанции. Районные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответственного судебного округа. 

Основной обязанностью судей является осуществление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом о статусе  судей Российской Федерации, Законом  о судоустройстве, Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, административным и иным законодательством.
Районный (городской) народный суд РФ 

Правосудие в данном суде осуществляется единолично, либо в коллегиальном составе (один судья  и 2 народных заседателя).  

В зависимости от объема работы народного суда - количества гражданских, уголовных, административных дел и других дел с жалобами и представлениями, поступающими для рассмотрения, - определяется число судей и народных заседателей в данном суде. При небольшом объеме работы избирается один народный судья, он же является председателем суда. Но в большинстве народных судов РФ несколько судей. Один из них - председатель народного суда Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ. Москва, 1996 г., стр. 64.  

В аппарат суда входят: 

· помощники председателя суда и судей; 

· начальники отделов, и их заместители; 

· консультанты; 

· главные специалисты; 

· специалисты; 

· секретари суда; 

· секретари судебных заседаний. 

Районный (городской) суд в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции (по отношению к мировым судьям) ст. 21 ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г..  

К подсудности районных (городских) народных судов отнесены все гражданские дела, подведомственные судам. Любое гражданское дело может быть рассмотрено народным судом независимо от сложности, характера и суммы иска. Подсудность гражданского дела данному народному суду определяется, как общее правило, местом жительства (нахождением) ответчика или местом нахождения имущества юридического лица.  

Народным судам  подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела, возникающие из административно-правовых отношений; дела особого производства.  

Народному суду подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам  и военным судам. В первом случае речь идет о наиболее тяжких преступлениях, например, об убийстве или изнасиловании  при отягчающих обстоятельствах, бандитизме, похищении человека при отягчающих обстоятельствах, хищениях предметов, представляющих особую ценность. Во втором случае народные суды не могут рассматривать уголовные дела по обвинению военнослужащих, кроме дел частного обвинения. 

Районные (городские) народные суды организуют исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров по уголовным делам в части, касающейся удовлетворенных гражданских исков и конфискации имущества. Для этого при судах состоят судебные исполнители. 

На народные суды возложена обязанность рассматривать дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступления в состоянии невменяемости или заболевших психическим расстройством в "ходе расследования, судебного разбирательства либо при исполнении наказания, если лицо совершило тяжкое преступление и по своему состоянию представляет общественную опасность. Народные суды также рассматривают представления психиатрических стационаров о прекращении или продлении применения принудительных мер медицинского характера. 

Гражданский процессуальный кодекс ст. 331 - 334 Гражданский процессуальный кодекс РФ от 30 октября 2002 г.  относит  к компетенции народного суда рассмотрение дел по вновь открывшимся  обстоятельствам в случаях, когда  решение народного суда вступило в силу без рассмотрения дела в вышестоящем суде, а также когда решение оставлено в силе вышестоящим судом без внесения в него изменений. При поступлении заявления участвовавшего, в рассмотрении дела лица или прокурора о вновь открывшихся обстоятельствах народный суд в пределах своей компетенции принимает новое решение или оставляет прежнее без изменения. Если же решение народного суда изменено вышестоящим судом, пересмотр решения по вновь открывшимся обстоятельствам относится к ведению этого вышестоящего суда, и народный суд в случае поступления такого заявления обязан переслать его вместе с гражданским делом по принадлежности.
Верховный суд республики, краевой, областной, окружной суд РФ 

В республиках в  составе России, краях, областях, округах, Москве и Санкт-Петербурге действуют соответственно Верховные суды, краевые, областные, окружные и городские суды - суды общей юрисдикции с равными полномочиями. 

Место этих судов  в системе судов общей юрисдикции определяется, прежде всего, федеративным устройством России. В составе Российской Федерации находятся 84 субъектов: 21 республика, 9 краев, 46 областей, одна автономная область, 5 автономных округов, а также Москва и Санкт-Петербург - города федерального значения ст. 65 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. . В каждом субъекте федерации имеется соответственно Верховный суд республики, краевой суд, областной суд, окружной суд, городской суд. 

Областной и равный ему суд состоит из судей и  народных, а в некоторых судах  и присяжных заседателей. Количество их зависит от объема работы, который в свою очередь определяется численностью населения и размерами территории субъекта федерации, загруженностью народных судов и т. д. В соответствии с Законом «О судоустройстве РСФСР» ст. 30, 42 Закона «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 г. областные и равные им суды действуют в составе: председателя суда, его заместителей, председателей судебных коллегий и судей. 

Верховные суды республики, краевой (областной) суд, суд городов  федерального значения, суд автономной области, автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ ст. 20 ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г.. Областные и равные им суды рассматривают в установленном законом порядке дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления народных судов, не вступившие в законную силу. Наряду с этим областные и равные им суды рассматривают в случаях и порядке, определенными законом, гражданские, уголовные и некоторые другие дела в качестве суда первой инстанции. Решения, приговоры, определения и постановления, областных и равных им судов, как не вступившие, так и вступившие в законную силу, могут быть в установленном законом порядке пересмотрены Верховным судом РФ. Судебная коллегия по гражданским и судебная коллегия по уголовным делам областного или равного ему суда рассматривают по первой инстанции соответственно гражданские и уголовные дела, отнесенные к их ведению. Кроме того, каждая из названных судебных коллегий вправе изъять любое гражданское или уголовное дело из народного суда, находящегося на территории соответственно республики, края, области, национального округа, города, и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанций. Как показывает практика, коллегия по гражданским делам по первой инстанции чаще других рассматривает дела о восстановлении на работе, о выселении из помещений, о взыскании денежных средств с должников и др. 

Судебной коллегии по уголовным делам областных  и равных им судов подсудны дела, об особо опасных государственных преступлениях, о разглашении государственной тайны, об утрате документов, составляющих государственную тайну, о передаче иностранным организациям сведений, составляющих служебную, тайну, о бандитизме, о действиях, дезорганизующих работу исправительно-трудовых учреждений, о массовых беспорядках, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, о похищении человека, о хищении предметов, имеющих особую ценность, о посягательстве на жизнь военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или иного лица при исполнении ими обязанностей по охране государственной границы Российской Федерации, а также на жизнь членов их семей, об угоне воздушного судна, о терроризме и др. 

В компетенцию судебных коллегий областного и равного ему суда входят изучение и обобщение судебной практики, и анализ судебной статистики, осуществление иных полномочии, предоставленных им законодательством.  

Президиум областного или равного ему суда является надзорной инстанцией. На него возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры и постановления народных судов, а также на кассационные определения этого суда. Президиум областного и равного ему суда рассматривает уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам по представлению (заключению) прокурора соответственно республики, края, области, национального округа, Москвы и Санкт-Петербурга, а также Генерального прокурора РФ или его заместителей в тех случаях, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в порядке надзора. Президиум областного и равного ему суда рассматривает гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам в тех случаях, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда и решение было изменено. В этом случае рассмотрение происходит по представлению (заключению) прокурора или по жалобе заинтересованной стороны. 

Президиум областного и равного ему суда, помимо рассмотрения в пределах своих полномочий названных выше категорий дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, имеет следующие полномочия: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы, связанные с работой аппарата суда; оказывает помощь народным судам в применении законодательства, координируя эту деятельность с соответствующим отделом (управлением) юстиции администрации области, другого региона; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. 

Таким образом, областные  и равные им суды, осуществляя при отправлении правосудия задачи, которые поставлены перед судами общей юрисдикции, являются судами, находящимися по судебной иерархии между народными судами и Верховным судом Российской Федерации. Поэтому их вполне обоснованно иногда называют судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции. 

Рассматривая компетенцию  судов среднего звена, необходимо подчеркнуть, что Верховный суд республики в составе РФ в соответствии с  конституциями республик и ст. 40 Закона о судоустройстве РСФСР  является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью народных судов республики. В пределах своих полномочий, Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание и применение судами законодательства, укрепление законности, охрану прав и свобод граждан. Кроме того, Верховный суд республики обладает правом законодательной инициативы в представительном органе республики, может вносить предложения о принятии новых законов, об изменении либо отмене действующих законов в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ и конституцией республики Божьев В. П. Правоохранительные органы РФ. Москва, 1996 г., стр. 72
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд имеет право законодательной инициативы.  

Верховный Суд РФ состоит из судей и народных заседателей. Судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ ст. 104, 126, 128 Конституции от 12 декабря 1993 г.. Верховный Суд РФ состоит из Председателя, его заместителей, судей и народных заседателей. В настоящее время в состав Верховного Суда РФ назначены: Председатель, пять его заместителей, 100 судей. В составе Верховного суда имеется 75 народных заседателей. Верховный суд действует в составе: Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного суда РФ; Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллегии по уголовным делам; Военной коллегии. 

Пленум Верховного суда РФ включает в свой состав всех судей Верховного суда. Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца, его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. 

Президиум Верховного суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на рекомендации Председателя Верховного суда РФ. В состав Президиума Верховного суда РФ входят Председатель Верховного суда РФ его заместители (по должности), а также несколько наиболее опытных судей Верховного Суда.  

К числу задач  Верховного Суда отнесены: 

· рассмотрение гражданских, уголовных, административных и иных дел, подсудных судам общей юрисдикции; 

· осуществление  в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебного  надзора; 

· дача разъяснений  по вопросам судебной практики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.