На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бухгалтерская отчетность, понятие, состав и принципы формирования. Отчетность как источник информации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание
   
Введение 3
Глава 1. Бухгалтерская отчетность: понятие, состав и принципы формирования. Отчетность как источник информации  
    1.1. Система   законодательного   и   нормативного    регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности  организаций в России
5
    1.2. Бухгалтерская отчетность  как основа принятия  управленческих  решений      
9
    1.3. Состав и методические основы формирования бухгалтерской отчетности
13
Глава 2 Порядок формирования бухгалтерской отчетности и анализ основных показателей хозяйственной деятельности предприятия 20
       2.1 Принципы  составления формы №1 «Бухгалтерский  баланс»
20
       2.2 Методика  составления формы №2 «Отчет  о прибылях и убытках» 
30
       2.3 Анализ основных показателей бухгалтерской отчетности организации
35
Заключение
43
Список  использованной литературы
47
Приложения  
 
 

      Введение 

     Бухгалтерская отчетность представляет собой систему  показателей, которые характеризуют  итоги финансово - хозяйственной деятельности предприятия.
     Оценка финансовых показателей деятельности предприятия нужна для эффективного управления фирмой. Данные для расчета показателей в первую очередь берутся из бухгалтерской отчетности, с их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление свой деятельности.
     Отчетность  позволяет определить общую стоимость  имущества предприятия, стоимость иммобилизованных (т.е. основных и прочих внеоборотных) средств, стоимость мобильных (оборотных) средств, материальных оборотных средств, величину собственных средств предприятия, заемных средств.
     По  данным бухгалтерской отчетности устанавливается  излишек или недостаток  источников средств для формирования запасов и затрат, при этом имеется возможность определить обеспеченность предприятия собственными, кредитными и другими заемными источниками.
     Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность  оценить кредитоспособность предприятия, т.е. его способность полностью и своевременно рассчитываться по обязательствам. По данным бухгалтерской отчетности, с другой стороны, можно установить наиболее срочные обязательства предприятия, краткосрочные кредиты и заемные средства, а также долгосрочные кредиты и  заемные средства, что особенно важно для предприятия, работающего в условиях рынка, в окружении предприятий – конкурентов.
     Данные  отчетности используются внешними пользователями для оценки и эффективности деятельности предприятия, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Она является инструментом планирования и контроля за достижением экономических целей предприятия.
     Вышесказанное определяет актуальность темы КР.
     Основная  цель курсовой работы – исследование характеристики и структуры бухгалтерской отчетности, а также возможностей анализа по использованию содержащейся в ней информации.
     Достижение  поставленной цели обусловило необходимость  решения следующих задач:
      Исследовать теоретические основы формирования бухгалтерской отчетности в рыночной экономике
      Показать состав, структуру и порядок формирования бухгалтерской отчетности
      Раскрыть принципы составления формы №1 «Бухгалтерский баланс»
      Рассмотреть методику составления формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и порядок составления прочих форм бухгалтерской отчетности
      Провести анализ показателей бухгалтерской отчетности исследуемого предприятия
      Объектом  исследования является ООО «Лидер», основным видом деятельности которого является торговля.
      Предмет исследования - бухгалтерская отчетность организации.
     Информационная  база - труды современных отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области бухгалтерского учета и анализа, материалы периодических изданий по изучаемой теме, бухгалтерские регистры и финансовая отчетность ООО «Лидер».
 

     Глава 1. Бухгалтерская отчетность: понятие, состав и принципы формирования. Отчетность как источник информации 

    1.1. Система   законодательного   и   нормативного    регулирования
    бухгалтерской (финансовой) отчетности  организаций в России 

    Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем учетной информации в то время выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, плановых, статистических и финансовых органов. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.
    Первый  уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 20 марта того же года, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения [2]. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить - в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
    В Законе о бухгалтерском учете  дается определение бухгалтерской  отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
    Несколько статей этого Закона непосредственно  посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.
    В одном ряду с Законом о бухгалтерском  учете стоят другие законы,  Указы Президента РФ,  Постановления Правительства РФ, например, Постановление от 6 марта 1998 г. N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности", которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    Важным  нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации,  в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы  учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ.
    Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях [4]. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.
    Второй  уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые  были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности - это прежде всего ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н.
    Данные  Положения по бухгалтерскому учету  утверждаются приказами Минфина  России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время  действуют 20 ПБУ.
    К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России [5].. План счетов - документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков.
    Третий  уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.
    Если  документы второго уровня обязательны  для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня [4].
    Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/2010, являются документами четвертого уровня.
    Формирование  современной системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под  активным влиянием процесса распространения  во всем мире международных стандартов финансовой отчетности - МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности - КМСФО (International Accounting Standard Committee - IASC).
    Одними  из основных требований к отчетности в условиях рынка являются ее доступность  и открытость для заинтересованных пользователей. Следует помнить, что отчетность организации не является коммерческой тайной, в силу чего отказ предоставить ее заинтересованным пользователям может вызвать подозрения и негативное отношение к организации.
    В соответствии с российским законодательством практически все организации обязаны представлять отчетность учредителям или собственникам имущества, территориальным органам статистики и налоговым органам. Акционерные общества открытого типа, банки, другие кредитные организации, а также страховые общества, биржи, инвестиционные и другие фонды обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня следующего за отчетным года. Такая публикация осуществляется в полном объеме в виде буклетов или брошюр, а также в сокращенном варианте в средствах массовой информации, доступных заинтересованному пользователю, например, в "Финансовой газете".
    Публикация  делается после проведения аудиторской  проверки и утверждения отчетности на общем собрании акционеров. Обязательной публикации подлежат прежде всего баланс и отчет о прибылях и убытках. Сокращенная публикация включает лишь итоги баланса и его разделов (внеоборотные активы, оборотные активы, капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства), а из отчета о прибылях и убытках в первую очередь должны быть представлены данные о выручке от реализации товаров, работ и услуг, себестоимости реализованных товаров, продукции, работ и услуг, коммерческих, управленческих расходах, распределении прибыли или покрытии убытков.
         
    1.2.  Бухгалтерская отчетность  как источник информации для принятия  управленческих решений 

      Деятельность любого предприятия осуществляется путем реализации администрацией управленческих функций, результаты которой находят отражение в системном  бухгалтерском учете. Информация о хозяйственных операциях обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность, которая должна  выявлять любые факты, содержание которых может оказывать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности финансовой ситуации, прибылей и убытков. Пользователями информации являются: [19].
    Инвесторы, учредители, или акционеры (в акционерных обществах), а также лица или организации, оказывающие консультационные услуги в финансовой сфере,  они нуждаются в информации, которая позволила бы им принять решение о покупке или продаже акций, облигаций, получить представление о доходности ценных бумаг, уровне дивидендных выплат, степени риска, связанного с инвестициями.
    Работники организации (и не только), если они одновременно имеют акции организации, в которой работают, заинтересованы в ее стабильности и доходности, в информации об уровне заработной платы, системе премиальных вознаграждений и пенсионного обеспечения, других социальных льгот, возможности дальнейшего трудоустройства.
    Кредиторы нуждаются в информации, позволяющей им оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
    Коммерческие  клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в стабильности коммерческих связей, способности своевременно и полно осуществлять расчеты, выполнять контрактные обязательства.
    Правительство и правительственные  структуры нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о валовом внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной, налоговой политики.
    Общественные  организации, контролирующие расходование средств, например занимающиеся охраной окружающей среды, также нуждаются в информации о расходах организации на защиту окружающей среды, о вкладе в местный бюджет.
    Кроме того, для принятия управленческих решений само руководство организации повседневно использует информацию о деятельности организации, ее подразделений, состав которой значительно шире, детальней и оперативней, чем состав информации для внешних пользователей.
    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) определяет пользователя бухгалтерской отчетности как юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. [4].
    Вполне  уместно добавить, что пользователю необходимо обладать минимальными знаниями о порядке формирования этой информации и навыками ее использования.
    Какой должна быть отчетная информация? Разным категориям пользователей нужна разная информация, которая представляется организациями в форме отчетности, в нашей стране получившей название бухгалтерской, а в западных странах — финансовой. Бухгалтерская отчетность формируется по данным бухгалтерского и оперативного учета. Финансовая кроме бухгалтерских включает также широкий круг аналитических показателей, при расчете которых могут использоваться, например, данные фондовых бирж и статистическая информация. Примером такой дополнительной информации являются отчетность по сегментам в составе финансовой отчетности, показатели соотношения цены акции и прибыли, приходящейся на одну акцию.
    Целью финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) является представление широкому кругу пользователей информации о финансовом положении, результатах деятельности, изменении финансового положения компании.
    В какой бы форме не представлялась отчетность, каково бы не было ее наполнение, какие бы показатели не включались в ее состав, всем пользователям нужна информация своевременная, достоверная, правдивая и надежная, полная и сопоставимая.
    Парадоксы бухгалтерского учета делают иногда отчетность, даже составленную по всем правилам и требованиям нормативных документов, весьма сомнительной. И тем не менее у администратора, хозяйственника практически нет других данных и он поступит очень опрометчиво, если будет пренебрегать ими. У администратора есть помощник в море отчетных чисел - это его главный бухгалтер.
      Глядя в набор отчетных форм  и почти безграничное множество  чисел в нем, администратор  должен понять несколько очень  важных моментов: выживание, прибыль и экономический рост. Эти три великие цели связаны не с предприятиями, как многие думают, а с лицами, заинтересованными в работе этих предприятий. Так, выживание важно для тех, кто хочет поддерживать связи с предприятием, отнюдь не для тех, кто хотел бы это предприятие разорить или просто безразличен к тому, будет существовать предприятие или нет. Даже сами мотивы выживания могут быть очень разными: от экономических (получение доходов) до сентиментальных (фирма представляет собой национальную гордость).
    Точно так же рентабельность предприятия  может оставить равнодушными многих участников хозяйственного процесса, более заинтересованных в его  платежеспособности. Что же касается экономического роста, то в сущности это только условие выживания, ибо, если предприятие не растет, то у него уменьшаются шансы выжить. Сказанное имеет глубокий смысл: цели могут быть только у людей, но не у организации или тем более у каких-то абстрактных конструкций. В самом деле, у магазина нет целей, но у завмага могут быть одни цели, а у продавцов - другие, у акционеров магазина - третьи и т. п. И именно люди формируют финансовую политику, они принимают решения, они выбирают ту теорию из их множества, которая отвечает их интересам и ущемляет интересы соперничающих групп.
    Казалось бы, очевидно предположение о том, что в основе финансовой деятельности лежит логика, но люди не всегда поступают согласно правилам разума. Они слишком часто поступают по зову сердца, преследуя самые разнообразные, часто взаимоисключающие цели. Однако сложность человеческой жизни в том и состоит, что, с одной стороны, "человеческой воле не положен предел", а с другой - воле одного человека (группы людей), как правило, противостоит воля другого человека (другой группы людей) и следовательно, каждый человек может по-разному понимать, что такое оптимальная ситуация и что собой представляет оптимальная структура бухгалтерского баланса [12]..
    Таким образом, задача администратора (менеджера) - капитана корабля-предприятия и  его штурмана - главного бухгалтера (финансового аналитика) состоит в том, чтобы обеспечить:
    1) оптимальную структуру актива  баланса, т. е. добиться того, чтобы рентабельность предприятия была максимально возможной;
    2) абсолютную платежеспособность  предприятия, т. е. создать условия,  при которых предприятие могло бы в срок погасить свои долги.
    Эти задачи дополняют друг друга, но не надо думать, что они совпадают. Тот, кто помнит о первом бухгалтерском  парадоксе: прибыль есть, а денег  нет, сразу поймет, что полученная огромная прибыль (товары продали, а деньги еще не получили) совсем не обязательно означает то, что предприятие остается платежеспособным. 

    1.3. Состав и методические основы формирования бухгалтерской отчетности 

              Бухгалтерская отчетность представляет  собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [4]..
      При составлении и представлении  бухгалтерской отчетности следует  руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, положениями по бухгалтерскому учету: «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н), «События после отчетной даты», ПБУ 7/98 (утверждено приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. № 56н), «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 8/98 (утверждено приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г.), «Доходы организации», ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н), «Расходы организации», ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н и др.
    Состав  бухгалтерской отчетности организаций (кроме бюджетных) определен ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности устанавливают положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Это положение является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других положений по бухгалтерскому учету, в частности ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. ПБУ 4/99 используется Минфином России при разработке форм бухгалтерской отчетности и установлении особенностей формирования сводной отчетности, а также отчетности в случае реорганизации и ликвидации организации, публикации бухгалтерской отчетности и других случаях.
    Согласно  данным нормативным документам для  организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных организаций), промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (ф. № 1) и Отчета о прибылях и убытках (ф. № 2). В состав годовой бухгалтерской отчетности, кроме того, включаются Отчет об изменениях капитала (ф. № 3), Отчет о движении денежных средств (ф. № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) и пояснительная записка, а также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту) [4]..
    Субъекты  малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют  право  не  представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (ф. № 3), Отчет о движении денежных средств (ф. № 4), Приложение к бухгалтерскому учету (ф. № 5), пояснительную записку.
      Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (ф. № 3), Отчет о движении денежных средств (ф. № 4), Приложение к бухгалтерскому учету (ф. № 5), если отсутствуют соответствующие данные.
    Некоммерческие  организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (ф. № 4), при отсутствии соответствующих данных не представлять Отчет об изменениях капитала (ф. № 3) и Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).
    Некоммерческим  организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской  отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (ф. № 6).
    Общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательской деятельности и не имеющими, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточная бухгалтерская отчетность не представляется. Указанными организациями в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляются Отчет об изменениях капитала (ф. № 3), Отчет о движении денежных средств (ф. № 4), Приложение к бухгалтерскому учету (ф. № 5) и пояснительная записка.
    Представляемая  бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.
    Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное  и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также ее финансовых результатах. Отчетность считается достоверной, если она составлена по правилам, установленным нормативными актами в области бухгалтерского учета.
    В бухгалтерскую отчетность организации включают показатели деятельности ее подразделений (филиалов, представительств и т. п.). По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составляемого за первый отчетный период) должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из них подлежат корректировке по установленным правилам. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к отчетности с указанием ее причин.
    Статьи  форм бухгалтерской отчетности, по которым отсутствуют числовые значения активов, пассивов, финансовых результатов и иных показателей, прочеркиваются [4]..
    Если  в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках.
    Годовая бухгалтерская отчетность составляется за период с 1 января по 31 декабря. Впервые  созданные или реорганизованные организации составляют годовую  отчетность за период со дня государственной регистрации по 31 декабря отчетного года, а организации, созданные после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года.
    Организация, ликвидированная или реорганизованная, представляет отчет по формам годовой  бухгалтерской отчетности за период с начала года до момента ликвидации (реорганизации).
    Организация, передающая и получающая новые структурные  подразделения не по состоянию на 1 января, в пояснениях к отчетности должна указать причины несоответствия данных баланса на начало и конец отчетного года.
    Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Если бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, то отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет [4]..
    Заголовочная  часть форм заполняется следующим образом: реквизит «Организация» — приводится полное наименование организации в соответствии с учредительными документами; реквизит «Отрасль (вид деятельности)» — проставляется вид деятельности согласно Общесоюзному классификатору «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ); реквизит «Организационно-правовая форма» — указывается организационно-правовая форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ).
    При этом орган государственной статистики в левой половине графы проставляет код по КОПФ, а в правой — код собственности по Классификатору форм собственности; реквизит «Орган управления государственным имуществом» — указывается наименование органа, на который возложены координация и регулирование деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия и которому направляется бухгалтерская отчетность; реквизит «Адрес» — дается полный почтовый адрес организации; реквизит «Контрольная сумма» — организациями не заполняется.
    Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей (указывается код по СОЕЙ - 0372). Организации, имеющие большие объемы оборотов товаров, обязательств и т. п., могут составлять отчетность в миллионах рублей (код по СОЕЙ - 0373).
    В бухгалтерской отчетности не должно быть подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки за подписями лиц, подписавших отчетность, с указанием даты исправления. Исправление отчетных данных как текущего, так и прошлого года осуществляется в отчетности, составляемой за тот период, в котором были обнаружены ошибки. Указанный порядок исправления отчетных данных применяется при выявлении ошибок, как самой организацией, так и контролирующими органами
    При выявлении в ходе проверки годовой  отчетности укрытия доходов или занижения финансовых результатов вследствие неправомерного отнесения на издержки тех или иных затрат исправление ошибок отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде (по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами, по которым были допущены искажения) [12]..
    При выявлении в ходе проверки годовой  отчетности укрытия доходов или  занижения финансовых результатов  вследствие неправомерного отнесения на издержки тех или иных затрат исправление ошибок отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде (по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами, по которым были допущены искажения).
    Пояснения к бухгалтерской отчетности раскрывают учетную политику организации и обеспечивают пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы для более реальной оценки работы организации.
    Если  при формировании бухгалтерской  отчетности допущены отступления от действующих правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, в пояснениях каждое из этих отступлений должно быть раскрыто с указанием его причин и результата.
    Правила оценки отдельных статей отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету с учетом допущений и требований, предусмотренных ПБУ 1/98. Статьи годовой отчетности должны подтверждаться результатами инвентаризации, проводимой в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. В бухгалтерской отчетности не может иметь место зачет между статьями активов и пассивов (в балансе), статьями прибылей и убытков (в отчете о прибылях и убытках), кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
    Годовая бухгалтерская отчетность должна сопровождаться отчетом исполнительного органа (правления, дирекции и т. п.) организации, в котором следует характеризовать текущее руководство по развитию деятельности организации в отчетном периоде и основные факторы, повлиявшие на результаты работы организации. В отчете исполнительного органа подлежат раскрытию: динамика важнейших показателей деятельности организации, ее планируемое развитие, предполагаемые капитальные и финансовые вложения и иная информация, представляющая интерес для пользователей отчетности.
 

Глава 2 Порядок формирования бухгалтерской отчетности и анализ основных показателей хозяйственной деятельности предприятия 

    2.1 Принципы составления  формы №1 «Бухгалтерский  баланс» 

     Баланс - традиционно самая важная форма бухгалтерской отчетности. Отсюда можно почерпнуть информацию о деятельности предприятия. Посмотреть, сколько у него долгов и кто должен ему. Кроме того, какие средства использует в своей работе организация - собственные или заемные и куда их вкладывает. Кстати, именно на основании баланса налоговики проверяют расчет налога на имущество. Другими словами, правильно составленный баланс поможет избежать проблем с налоговой инспекцией, привлечь потенциальных инвесторов и даже получить кредит в банке.
     Рассмотрим  подробно порядок формирования показателей  баланса ООО «Лидер».
       Данное предприятие имеет свой расчетный счет и печать со своим наименованием, действует на основании устава. Среднесписочная численность сотрудников - 40 человек. ООО «Лидер» уплачивает налог на прибыль, налог на имущество, налог на милицию, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог. Бухгалтерский   учет   частично    автоматизирован.    Применяется программа «1С:Бухгалтерия», позволяющая вести учет основных средств, материалов, денежных средств и так далее, производить начисление зарплаты работникам,   удержание   налогов,   формирование   налоговых   деклараций   и статистической отчетности. Бухгалтерский учет организации ведется силами структурного подразделения - бухгалтерии, возглавляемой главным бухгалтером, непосредственно подчиненным директору. Бухгалтерский учет ведется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению по сокращенной журнально-ордерной форме с элементами компьютерной обработки.
     Бухгалтерский баланс составляется ежеквартально по срокам представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы (Приложение 1). Данные бухгалтерского учета и отчетности используются для принятия управленческих решений, для контроля за соблюдением законодательства РФ, за наличием и движением имущества и обязательств организации.
     Рассматриваться будут только те строки баланса, которые  заполняет ООО «Лидер». Например, строка 110 «Нематериальные активы» не заполняется, так как у ООО «Лидер» нет данных видов активов.
     Раздел  I. Внеоборотные активы ООО «Лидер».
     Строка 120 «Основные средства». По этой строке отражают основные средства, которые  находятся у организации в  собственности, принадлежат на праве  хозяйственного ведения или оперативного управления. То есть числятся на счете 01. В бухгалтерском учете и для целей налогообложения основные средства, стоимость которых меньше 10000 руб., списывают на расходы сразу. Это установлено пунктом ПБУ 6/01 [6].
     Соответственно  по строке Бухгалтерского баланса их стоимость не показывают. Заполняя баланс, бухгалтер ООО «Лидер», которые в соответствии с пунктом 15 ПБУ 6/01 переоценивали основные средства по состоянию на 1 января 2011 года, должен помнить следующее. В годовом балансе за 2010 год по строке 120 в графе «На конец отчетного периода» отражается остаточная стоимость основных средств без учета этой переоценки. Ее результаты будут учтены во вступительном сальдо баланса за 2011 год. То есть в графе «На начало отчетного года» по строке 120 баланса за I квартал 2011 года будет отражена стоимость основных средств, скорректированная на величину дооценки (уценки).
     В декабре 2010 года ООО «Лидер» провело очередную переоценку основных средств, в том числе впервые пересчитало стоимость автомобиля, числящегося на балансе с января 2010 года. Его первоначальная стоимость - 50000 руб., а сумма начисленной амортизации - 10000 руб. В результате переоценки автомобиль организации был оценен в 60000 руб.
     Чтобы пересчитать амортизацию, бухгалтер  ООО «Лидер» определил коэффициент переоценки:
     60000 руб. /  50000 руб. = 1,20. Скорректированная сумма амортизации равна: 10000 руб. 1,20 = 12000 руб. Бухгалтер ООО «Лидер» сделал 31 декабря 2010 года такие проводки:  Дебет 01  Кредит 83 «Добавочный капитал» субсчет «Переоценка основных средств» -10000 руб. (60000 - 50000) - увеличен добавочный капитал на сумму дооценки автомобиля;
     Дебет 83 субсчет «Переоценка основных средств» Кредит 02 - 2000 руб. (12000 - 10000) - уменьшен добавочный капитал на сумму дооценки амортизации автомобиля.
     Ниже, в таблице 1 показано, сальдо, каких счетов надо отразить по каждой строке раздела I Бухгалтерского баланса ООО «Лидер».
Таблица 1
Отражение сальдо счетов по строкам баланса ООО «Лидер»
Строка  в балансе Код строки  баланса Как сформировать показатели баланса
Нематериальные  активы 110 Разница между  дебетовым сальдо счета 04 и кредитовым сальдо счета 05
Основные  средства 120 Разница между  дебетовым остатком счета 01 и кредитовым остатком счета 02
Незавершенное строительство  130 Сальдо счетов 07, 08 и субсчета расчеты по капитальному строительству счета 60. плюс (минус) дебетовое (кредитовое) сальдо субсчетов счета 16, на которых отражены отклонения от сметной стоимости строящихся объектов
Доходные  вложения в материальные ценности 135 Сальдо счета 03, где учтено имущество, переданное в лизинг или прокат, уменьшенное на сальдо субсчета «Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование» счета 02
Долгосрочные  финансовые вложения 140 Сальдо счета 58, уменьшенное на сальдо счета 59 в части суммы резервов по долгосрочным финансовым вложениям. Сальдо счета 55 (субсчет «Депозитные счета»), если по депозитам начисляют проценты
Отложенные  налоговые активы 145 Сальдо счета 09
Прочие  внеоборотные активы 150 Показатели  не указанные в предыдущих строках раздела «Внеоборотные активы» Бухгалтерского баланса
 
 
Раздел  II. «Оборотные активы» ООО «Лидер».
      Строка 210 «Запасы». По строке 210 приводят стоимость всех запасов ООО «Лидер». Расшифровываются запасы по строкам 211-217.
      По  строке 211 записывают информацию о материалах, покупных полуфабрикатах, комплектующих, топливе, таре и запасных частях.
     По строке 214 ООО «Лидер» как торговая организация показывает покупную стоимость товаров.
     В балансе ООО «Лидер» стоимость готовой продукции или товаров отражается уменьшенной на сумму резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Этот резерв создается, когда текущая рыночная цена готовой продукции оказалась ниже их фактической себестоимости. Такая ситуация возможна, если готовая продукция устарела или рыночная цена на нее снизилась.
     Резерв  формируется на одноименном счете 14 в конце года после проведенной инвентаризации. А восстанавливается по мере продажи продукции, по которой он был создан.
     На  складе ООО «Лидер» по состоянию  на 31 декабря 2010 года скопилось 500 банок кофе «Nescafe». Фактическая себестоимость 1 банки - 52 руб. То есть вся партия стоит 26000 руб. (500 шт. 52 руб./шт.).
     В течение года цены на кофе «Nescafe» постоянно снижались. Рыночная стоимость кофе «Nescafe» на 31 декабря 2010 года составила 42 руб. 70 коп. за банку. Следовательно, рыночная цена всей партии – 21350 руб. (500 шт. 42,70 руб. / шт.). Основываясь на полученной информации, ООО «Лидер» решило создать резерв под снижение стоимости материальных ценностей в размере:
     500 шт. (52 руб. / шт. – 42,70 руб. шт.) = 4650 руб.
     В бухгалтерском учете ООО «Лидер» это было  отражено записью:
     Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 14- 4650 руб. - создан резерв под снижение стоимости материальных ценностей.
     В годовом бухгалтерском балансе за 2010 год стоимость кофе, отраженная по строке 214 «Готовая продукция и товары для перепродажи», была показана за вычетом резерва, то есть по рыночной цене - 21350 руб.
     В январе 2011 года, когда 300 банок кофе «Nescafe» было продано, цена на него осталась прежней – 42,70 руб. за банку. И часть резерва, созданного под снижение стоимости кофе, - 2790 руб. (300 шт. (52 руб./шт. – 42,70 руб./шт.)) - была восстановлена:
     Дебет 14  Кредит 91  субсчет «Прочие доходы»
     2790 руб. - частично восстановлен резерв под снижение стоимости материальных ценностей.
     То  есть в балансе ООО «Лидер» за I квартал 2011 года по строке 214 стоимость непроданного кофе будет указана за вычетом оставшегося резерва.
     По строке 216 в ООО «Лидер» указывают расходы, которые произведены в отчетном периоде, но относятся к будущим периодам. В ПБУ 10/99 конкретного перечня расходов будущих периодов нет [8].
     Его можно найти только в Инструкции по применению Плана счетов - в комментарии к счету 97. Это расходы на ремонт основных средств (если под него не создавали резерв), затраты на освоение природных ресурсов, новых производств и т.д. [11].
     В большинстве случаев бухгалтер сам принимает решение, что относить к расходам будущих периодов. Таковыми считают стоимость лицензий, единовременные взносы по страхованию рисков, имущества, жизни и здоровья работников. В тоже время деньги, уплаченные за подписку на газеты и журналы, оплата аренды на предстоящий квартал являются предоплатой, а не расходами будущих периодов. Это следует из следующего определения – когда предприятие отражает какой-то актив по счету 97, он уже фактически получен, только использоваться будет в будущем. Когда предприятие платит аванс, его контрагенту еще предстоит отгрузить товар, то есть предприятие никакого актива еще не получило.
     Таким образом, в момент оплаты никаких  расходов (в том числе и будущих периодов) организация не несет. Значит, деньги, перечисленные за подписку или вперед за аренду, нужно учитывать среди авансов. Следовательно, они должны числиться как дебиторская задолженность поставщиков по строке 240.
     Строка 220 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям». ООО «Лидер» данную строку не заполняет, так как не уплачивает НДС – предприятие имеет освобождение по статьей 145 НК РФ. Ведь «входной» НДС ООО «Лидер» принять к вычету из бюджета не может, а потому сразу включает его в стоимость купленного имущества.
     Дебиторская задолженность. По строке 230 отражают общую сумму долгосрочной дебиторской задолженности. Долгосрочной считается задолженность, которую погасят не ранее чем через 12 месяцев. В противном случае задолженность является краткосрочной, и тогда ее показывают по строке 240. Отсчитывать же срок начинают со следующего месяца после того, как задолженность была отражена в учете.
     В составе дебиторской задолженности ООО «Лидер» отражены долги поставщиков и покупателей, переплата по налогам и сборам, невозвращенные подотчетные суммы, выданные работникам займы. Кроме того, штрафы и пени за нарушение хозяйственных договоров, признанные должниками или присужденные судом, и т.д.
     Строка 260 «Денежные средства». Здесь записывают общую сумму денежных средств, которой располагает ООО «Лидер»: остатки наличных и денежных документов в кассе, а также рубли на счетах в банке.
     Взаимоувязка  счетов бухгалтерского учета и строк раздела II баланса ООО «Лидер» приведена в таблице 2.
      Таблица 2
Взаимоувязка  счетов бухгалтерского учета и строк раздела II баланса
Строка  в балансе Код строки  баланса Как сформировать показатели баланса
1 2 3
Запасы 210 Сумма строк 211-217
      Сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 Сальдо счета 10 плюс (минус) дебетовое (кредитовое) сальдо субсчетов счета 16, по которым отражены отклонения стоимости сырья, материалов и других аналогичных ценностей
 

Продолжение табл. 2
1 2 3
Готовая продукция и товары для перепродажи 214 Сумма остатков по счетам 41 и 43, плюс (минус) дебетовое (кредитовое) сальдо субсчетов счета 16, по которым отражены отклонения стоимости товаров. Из результата вычитается сальдо счетов 14 и 42
Товары  отгруженные 215 Сальдо  счета 45
Расходы будущих периодов 216 Сальдо  счета 97
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 Сальдо  счета 19
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 Сумма остатков по счетам 62 и 76 субсчет «Расчеты в  течение 12 месяцев» за минусом кредитового  сальдо счета 63 субсчет «Резервы по краткосрочным долгам». Дебетовое сальдо счета 62 субсчет «Векселя, полученные, сроком предъявления в течение 12 месяцев». Дебетовое сальдо счета 75 субсчет «расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал». Дебетовое сальдо счета 60 субсчет «Расчеты по авансам, выданным на срок меньше года».
В том  числе покупатели и заказчики 241 Разница между  остатками счетов 62, 76, на которых  показаны краткосрочные задолженности покупателей и заказчиков, и сальдо субсчета 63, на котором отражена сумма резерва по таким задолженностям
Денежные  средства 260 Сумма остатков по счетам 50, 51, 52, 55 (субсчета «Аккредитивы» и «Чековые книжки»)
 
      Пассив  баланса ООО «Лидер». Раздел III «Капитал и резервы».
      Строка 410 «Уставный капитал». В этой строке общество с ограниченной ответственностью «Лидер» приводит величину уставного капитала организации. Размер уставного капитала ООО «Лидер» составляет 10 тыс. руб., в соответствии с законодательно установленным размером уставного капитала для обществ с ограниченной ответственностью.
     По строке 430 ООО «Лидер» отражает остаток резервного фонда, создаваемого в соответствии с учредительными документами.
     Формировать резервный фонд обязаны только акционерные  общества (ст.35 Федерального закона от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Он создается путем распределения части полученной прибыли. Ежегодно в фонд направляют не менее 5 процентов от суммы чистой прибыли. Делается это до тех пор, пока величина резервного фонда не достигнет размеров, установленных в учредительных документах. А минимальный размер фонда - 5 процентов от суммы уставного капитала акционерного общества.
     Так как для ООО «Лидер» как для общества с ограниченной ответственностью создание резерва добровольное, то величину  резервного фонда и порядок его создания общество определяет самостоятельно.
     Сумма резервного капитала расшифровывается по строкам 431 и 432.
     По строке 431 отражают остатки резервного фонда, который создан в соответствии с законодательством.
     По  строке 432 ООО «Лидер» приводит остатки резервного фонда, сформированного по собственной инициативе.
     Строка 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет. По этой строке баланса ООО «Лидер» приводит нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) организации. Это сальдо по счету 84.
     В отличие от годовой отчетности в балансе за I квартал 2011 года ООО «Лидер» по этой строке нужно показать еще и сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки». Если ООО «Лидер» хочет привести финансовый результат отчетного периода отдельно, можно ввести дополнительную расшифровочную строку. Здесь же отражают и постоянные налоговые обязательства (активы). Постоянные налоговые обязательства возникают, когда постоянные разницы умножают на ставку налога на прибыль. Когда у предприятия образуются такие разницы? Когда расходы, которые учитываются для целей бухгалтерского учета, не включаются в расходы при расчете налога на прибыль. Например, суммы, которые организация потратила сверх норм, установленных в Налоговом кодексе РФ (это касается суточных, компенсаций за использование личного транспорта, представительских расходов, затрат на страхование).
     Информация  для заполнения строк раздела  III бухгалтерского баланса ООО «Лидер» представлена в таблице 3.
 

Таблица 3
Информация  для заполнения раздела III бухгалтерского баланса ООО «Лидер»
Строка  в балансе Код строки  баланса Как сформировать показатели баланса
1 2 3
Уставный  капитал 410 Сальдо счета 80
Резервный капитал 430 Сумма строк 431 и 432
Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432 Сальдо субсчета счета 82 «Резервный капитал», где показан размер резерва, образованного в соответствии с учредительными документами
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 Сальдо счетов 84 и 99
 
      Раздел  IV «Долгосрочные обязательства». Данный раздел бухгалтерского баланса ООО «Лидер» имеет нулевые показатели, то есть предприятие не привлекало долгосрочных кредитов и займов и не имеет ни отложенных налоговых обязательств, ни прочих долгосрочных обязательств.
      Раздел  V «Краткосрочные обязательства».
      Строка 610 «Займы и кредиты». ООО «Лидер в 2010 году не привлекало краткосрочных займов и кредитов.
      Строка 620 «Кредиторская задолженность». По строке 620 показывают общую сумму кредиторской задолженности организации. Приведены расшифровки тех показателей, которые следует показать отдельно (строки 621-625). По строке 621 отражают задолженность перед поставщиками и подрядчиками. По строке 622 нужно привести сумму начисленной, но еще не выданной заработной платы. По строке 623 указывают задолженность перед государственными внебюджетными фондами. То есть тут ООО «Лидер» записывает долги по ЕСН и взносам по обязательному пенсионному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По строке 624 приводят задолженность перед бюджетом. Если организация была оштрафована за неуплату налогов и сборов, сумму санкций следует отражать на счетах расчетов с бюджетом по соответствующему налогу (на отдельных субсчетах). А значит, неуплаченные штрафы будут приведены по этой строке баланса. По строке 625 в ООО «Лидер» проставляют суммы прочей кредиторской задолженности организации. Это взносы по добровольному страхованию имущества, арендная плата и т.п.
     Строка 660 «Прочие краткосрочные обязательства». По этой строке в ООО «Лидер» приводят краткосрочные обязательства, которые не отражены по другим строкам данного раздела. В таблице 4. представлена взаимоувязка счетов бухгалтерского учета и строк раздела V баланса ООО «Лидер».
      Таблица 4
Взаимоувязка счетов и строк баланса ООО «Лидер»
Строка  в балансе Код строки  баланса Как сформировать показатели баланса
1 2 3
Кредиторская  задолженность 620 Сумма строк 621-625
Поставщики  и подрядчики 621 Сумма остатков субсчетов 76 и 60, на которых отражена задолженность перед поставщиками и подрядчиками
Задолженность перед персоналом организации 622 Кредитовое  сальдо счета 70 (за исключением субсчета «Расчеты с работниками по выплате доходов по акциям и долям»)
Задолженность перед государственными внебюджетными  фондами 623 Кредитовое  сальдо счета 69
      Задолженность по налогам и сборам 624 Кредитовое  сальдо счета 68
Прочие  кредиторы 625 Сальдо субсчетов  «Расчеты по претензиям» и «Расчеты по имущественному и личному страхованию» счета 76 и кредитовое сальдо счета 71
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.