На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ прибыли и рентабельности предприятия ООО «Элит»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
1. Теоретические  основы организации прибыли и  рентабельности
       1.1 Сущность, значение прибыли и рентабельности
       1.2 Порядок формирования и использования прибыли. Факторы на нее влияющие
       1.3 Показатели рентабельности предприятия
2. Анализ  прибыли и рентабельности предприятия ООО «Элит»
       2.1 Характеристика предприятия ООО «Элит»
      2.2 Анализ производственно-хозяйственной  деятельности предприятия ООО  «Элит»
3. Пути  и методы увеличения прибыли  и рентабельности
Заключение
Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности  субъектов хозяйствования. Являясь  главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала  организации. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и работниками, которые заняты в сфере экономики  современными методами эффективного управления формированием прибыли и рентабельности в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.
     Грамотное, эффективное управление формированием  прибыли и рентабельности предусматривает  построение в организации соответствующих  организационно-методических систем обеспечения  этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли и  рентабельности, использования современных  методов их анализа и планирования.
     В современных условиях выживаемость предприятия в конкурентной среде  зависит от его финансовой устойчивости, которая достигается посредством  повышения эффективности производства на основе экономического использования  всех видов ресурсов, снижения затрат, выявления имеющихся резервов повышения  производства продукции (работ, услуг) и увеличения прибыли.
     Прибыль служит критерием эффективности  деятельности предприятия и основным внутренним источником формирования его  финансовых результатов.
     Экономически  обоснованное определение размера  прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно  оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности  расширенного воспроизводства и  материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме того, зависит  и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.
     В условиях рыночной экономики большое  значение имеют вопросы бухгалтерского учета, экономического анализа и  аудита финансовых результатов деятельности организации.
     Основным  достоинством бухгалтерского учета  можно и нужно считать то, что  только благодаря его данным можно  определить показатели прибыльности и  рентабельности работы предприятия  и тем самым оценить эффективность  решений, принимаемых его руководством.
     При этом экономический и финансовый анализ результатов хозяйственной  деятельности организации позволяет  разработать конкретную стратегию  и тактику по ее развитию, выявлению  и оценке резервов роста прибыли  и рентабельности и способов их мобилизации.
     Наряду  с формированием прибыли и  рентабельности в каждой организации  должно быть обеспечение и эффективное  управление их распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли и  рентабельности отчетного периода  это одновременно и процесс обеспечения  эффективных условий их формирования на расширенной основе в предстоящем  периоде, реализации целей стратегического  развития организации.
     Категория прибыли является предметом исследования многих ученых экономистов. Большой  вклад в разработку теоретических  и практических аспектов прибыли  внесли такие ученые, как Ковалев В.В., Бланк И.А., Яцюк Н.А., Чернов В.И., Шамхалов Ф.Р. и другие.
     Однако  прибыль является одной из самых  сложных экономических категорий. Изучив источники получения прибыли  можно разработать научный подход к решению многих проблем, например, повысить эффективность и ответственность трудового коллектива, достижение конечных результатов при наименьших затратах. При этом укрепление коммерческого расчета во всех звеньях производства каждой отдельной организации в решающей степени зависит от управления прибылью и выявления специфических резервов роста прибыли каждого отдельного хозяйствующего субъекта.
     Цель  данного исследования – рассмотрение прибыли и рентабельности в теоретическом  аспекте на примере ООО «Хлебозавод Багаевский» и разработка путей повышения этих показателей.
     Для достижения поставленной цели в дипломной  работе необходимо решить следующие  задачи:
     – определить значение прибыли и рентабельности организации;
     – выявить факторы, влияющие на формирование прибыли и рентабельность организации;
     – рассмотреть механизм распределения и использования прибыли и рентабельности в современных условиях;
     – дать краткую характеристику экономических элементов деятельности изучаемого субъекта исследования;
     – анализ показателей оценки прибыли и рентабельности;
     – формулировка и обоснование рекомендаций по увеличению прибыли и рентабельности организации.
     Предмет исследования – прибыль и рентабельность организации, сущность, значение и пути повышения.
     Субъектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Хлебозавод Багаевский».
     В процессе написания дипломной работы была изучена нормативно-правовая база по данной тематике, изучены труды  отечественных и зарубежных ученых экономистов (монографии, учебники, статьи из периодических изданий). В литературе изучаемая тема освещена достаточно широко и находится в центре экономических исследований, что доказывает ее актуальностью в современных условиях хозяйствования.
 


     1.1 Сущность, значение  прибыли и рентабельности 

     Прибыль составляет основу экономического развития предприятия, ибо рост прибыли создает  финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения  проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива, технического переоснащения его. Поэтому  в условиях рынка ориентация хозяйствующих  субъектов на получение прибыли  является непременным условием предпринимательской  деятельности. Прибыль характеризует  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия, представляет собой важнейший  показатель оценки его производственной и коммерческой деятельности, деловой  активности и финансового благосостояния.
     Как результативный показатель она характеризует  эффективность использования имеющихся  ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.
     Как количественный показатель прибыль  представляет собой разницу между  ценой и стоимостью товаров, между  объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения – между  валовой прибылью и расходами  на реализацию), являясь конечным результатом  деятельности организации, создает  условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения  конкурентоспособности.
     Определение понятия «прибыль» постоянно  уточнялось от самого простого определения  – как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия  чистой прибыли. В настоящее время  ее характеризуют с позиции двух сторонней: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция прибыли по существующей методике на макро – и микроуровнях различна. На уровне организации ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением места прибыли в доходе страны.
     Основными функциями прибыли являются: воспроизводственная, контрольная, стимулирующая (рис. 1). 

      Функции прибыли
     
     Рисунок 1 Функции прибыли 

     Понятие «прибыль» имеет разные значения с позиции организации, потребителя, государства. Но во всех случаях оно  означает выгоду. Если организация работает прибыльно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи [19, с. 54].
     Наличие прибыли позволяет удовлетворять  экономические интересы государства, организации, работников и собственников. Объектом экономических интересов  государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие  в виде налога на прибыль и которую  общество использует для решения  социальных задач. Экономические интересы организации заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в ее распоряжении. За счет этой прибыли организация  решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники акционерного общества также заинтересованы в росте прибыльности организации, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.
     В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов  не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, но тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности организации в наращивании прибыли, (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала.
     Долгое  время считалось, что единственным источником прибыли является труд. [10, с. 65]. Это встречается очень редко. В большинстве случаев получение прибыли является результатом реализации (производства) товара (услуги), основанной на привлечении нескольких факторов и прежде всего труда и капитала. При этом понятие прибыли связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и с периодом, в течение которого происходит это обесценивание.
     С развитием рыночных отношений все  чаще стали говорить и о других ситуациях ее происхождения: прибыль, заработанная благодаря инициативе предпринимателя, прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах, неожиданная допускаемая и признанная органами государственной власти (соответствующим  законодательством).
     Все вышеназванные источники связаны  между собой, и чистое их содержание выделить часто невозможно. Важнейшими факторами, определяющими прибыль, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности. Прибыль растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будет ниже нормы прибыли на вложенный капитал; наличие задолженности, таким образом, допустимо, даже во многих случаях она способствует получению прибыли, (так называемый эффект рычага). Многие мелкие и средние организации боятся задолженности, что не всегда оправдано. Однако, используя стратегию добровольной задолженности, надо опасаться низкой рентабельности, ибо она заставит организацию прибегать к дополнительным займам с целью обновления оборудования и ассортимента, а это может привести к состоянию пониженной платежеспособности и даже к банкротству.
     Внедрение инноваций как источник прибыли  предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров.
     Продолжительность притока прибыли от внедрения  инноваций определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности [11, с. 101].
     Прибыль, учитывая различия между ее ожидаемым  и полученным уровнем, выполняет  следующие четыре функции:
     – ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
     – полученная прибыль выступает измерителем результатов деятельности организации;
     – часть полученной прибыли является источником самофинансирования организации;
     – часть прибыли поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности).
     Целью деятельности любой коммерческой структуры  в условиях рыночной экономики в конечном счете является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них. Поэтому необходимо рассматривать факторы, оказывающие влияние на величину прибыли.
      Порядок формирования и использования прибыли. Факторы на нее влияющие.
     С учетом последовательности торгово-хозяйственной  деятельности, особенностей формирования доходов и затрат процесс образования  прибыли торгового предприятия  может быть представлен следующим  образом (рис. 3)
       

     
     
     
     
     
     
     
     
     
       
 

     
      1
       

     
     
       

     
       

     Рис. 3. Схема формирования прибыли торгового предприятия.
     Основным  источником получения торговым предприятием прибыли является валовой доход.
     Валовой доход в суммовом выражении определяется как разницу между продажной  и покупной стоимостью товаров.
     Валовой доход от реализации товаров отражает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная  цена товара в обобщенном виде исчисляется  по формуле: 

     РЦ = СС + ПII + ТНII + НДС + ТН + НП,                                              (1) 

     где РЦ – розничная цена товара, руб.;
     СС  – себестоимость производства товара, руб.;
     ПII – прибыль производственного предприятия, руб.;
     ТНII – торговая надбавка посреднического предприятия, руб.;
     НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;
     ТН  – торговая надбавка розничного торгового  предприятия, руб.;
     НП  – налог с продаж, руб.
     Валовой доход торгового предприятия  в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются  в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена) или у посредников (оптовая цена).
     Торговая  надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов  и сборов и образования прибыли  торгового предприятия.
     В настоящее время предприятиям оптовой, розничной торговли и общественного  питания независимо от подчиненности  и форм собственности предоставлено  право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе. Таким образом, размеры минимальной торговой надбавки для предприятий торговли не регламентированы. Однако в соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.95 г. № 221 и постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, лекарственные средства и пр.
     Прибыль от реализации товаров определяется по формуле: 

     ПР = ВД – НДС – ИО,                                                                              (2) 

     где ПР – прибыль от реализации товаров, руб.;
     ВД  – валовой доход от реализации товаров, руб.;
     НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;
     ИО  – издержки обращения, руб.
     Налог на добавленную стоимость по своей  сути является налогом на потребителя, так как он фиксируется в розничной  цене товара и его конечным плательщиком является потребитель.
     В настоящее время розничная цена товара может быть увеличена на сумму  налога с продаж. Налог с продаж устанавливается и вводится в  действие законами Российской Федерации, он обязателен к уплате юридическими и физическими лицами, реализующими товары (работы, услуги) на территории соответствующих субъектов РФ.
     Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле: 

     ПФХД = ПР ± СДР,                                                                                  (3) 

     где ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности, руб.;
     ПР – прибыль от реализации, руб.;
     СДР – сальдо внереализационных и  прочих операционных доходов и расходов, руб.
     Министерством финансов Российской Федерации, приказ №32н и №33н от 06.05.99 г. утверждены Положения по Бухгалтерскому Учету  «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99).
     Настоящими  Положениями устанавливаются правила  формирования в бухгалтерском учете  информации о доходах (расходах) коммерческих организаций (кроме кредитных и  страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
     ПБУ 9/99 состоит из нескольких разделов: общие положения, доходы от обычных  видов деятельности, прочие поступления, признание доходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Так, в соответствии с Положением, «Доходами  организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения  обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением  вкладов участников (собственников  имущества)».
     Доходы  организации в зависимости от их характера, условия получения  и направлений деятельности организации  подразделяются на:
     а) доходы от обычных видов деятельности;
     б) операционные доходы;
     в) внереализационные доходы.
     Доходы, отличные от доходов от обычных видов  деятельности, считаются прочими  поступлениями. К прочим поступления  относятся также чрезвычайные доходы.
     В состав внереализационных и прочих операционных доходов включаются:
     1) доходы от сдачи имущества  в аренду;
     2) присужденные и признанные должником  штрафы, пени, неустойки и другие  виды санкций за нарушение  условий хозяйственных договоров,  а также доходы от возмещения  причиненных убытков;
     3) прибыль прошлых лет, выявленная  в отчетном году;
     4) другие доходы от операций, непосредственно  не связанных с реализацией  товаров (работ, услуг);
     5) положительные курсовые разницы по валютным счетам и пр.
     ПБУ 10/99 состоит из следующих разделов: общие положения, расходы по обычным  видам деятельности, прочие расходы, признание расходов, раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Так, в соответствии с Положением, «Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения  обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключение уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».
     Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления  и направления деятельности организаций  подразделяют на:
     а) расходы по обычным видам деятельности;
     б) операционные расходы;
     в) внереализационные расходы.
     Расходы, отличные от расходов по обычным видам  деятельности, считаются прочими  расходами. К прочим расходам относятся  также чрезвычайные расходы.
     В состав внереализационных и прочих операционных расходов включаются: затраты  по аннулированным торгово-хозяйственным  сделкам; убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбитражные  расходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных  договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания, и др.
     Одним из самых значительных видов внереализационных  расходов торговых предприятий являются расходы по оплате некоторых налогов  и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством  порядком за счет финансовых результатов (налог на рекламу, налог на имущество  предприятий, налог на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор на нужды образовательных  учреждений, сбор на содержание правоохранительных органов), а также по операциям, связанным  с получением внереализационных доходов.
     Налогооблагаемая  прибыль представляет собой расчетный  показатель. Она определяется путем  корректировки валовой прибыли  предприятия, как в сторону ее увеличения, так и в сторону  уменьшения в соответствии с положениями  действующего законодательства.
     Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена  по формуле: 

     ЧП = ВП – НП,                                                                                          (4) 

     где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;
     ВП  – валовая прибыль, руб.;
     НП  – налог на прибыль, руб.;
     Основные  направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами  или решением учредителей, в которых  должно быть указано, какие фонды  и в каких размерах создаются  на предприятии за счет чистой прибыли  и на какие цели они направляются.
     Принципиальная  схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рис. 4. 
 
 
 

       

       

     Рис. 4. Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия.
     Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль – от суммы  затрат, относимых на прибыль.
     Основными взаимовлияющими факторами являются:
     - объем продажи товаров;
     - розничные цены на реализованные  товары;
     - издержки обращения;
     - оборачиваемость и состав оборотных  средств (оборотного капитала);
     - фондовооруженность работников;
     - налогоемкость предприятий;
     - численность работников.
     Для выявления степени воздействия  того или иного взаимовлияющего  фактора на величину прибыли можно  применять метод комплексного анализа  экономической эффективности хозяйственной  деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты  и конечные результаты.
     Затраты возникают в ходе целенаправленного  потребления ресурсов, то есть ресурсы  трансформируются через затраты  в конечные результаты хозяйственной  деятельности.
     При использовании метода комплексного анализа, исходя из того, что рост значения любого взаимовлияющего фактора, должен вызвать адекватный рост другого.
     Развитие  торгового предприятия возможно при следующих необходимых условиях: 

     П > Т > И > Ф >Р,                                                                                     (5) 

     где П – темп роста прибыли,
     Т – темп роста товарооборота,
     И – темп роста издержек обращения,
     Ф – темп роста фондовооруженности работников,
     Р – темп роста численности работников.
     Коэффициенты  роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного  соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может  характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и  повышением производительности труда  торговых работников, увеличением капитала.
     Снижение  издержек обращения в розничной  торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с  ним отчислений на социальные нужды. Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти  быстрее, чем размер его оплаты.
     Величина  прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложением. Трудности, возникающие при продаже  товаров в виде снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Результатом соотношения спроса и предложения на рынке выступают  розничные цены.
     Размеры прибыли и возможности ее роста  находятся в сложной зависимости  от ряда факторов, важнейшие из которых  следующие:
     - объем реализации;
     - структура товарооборота;
     - величина других доходов и  расходов, входящих в состав прибыли  (проценты, полученные и уплаченные, доходы от участия в других  организациях, прочие операционные  и внереализационные доходы и  расходы);
     - уровень налогообложения прибыли.
     Факторы, влияющие на прибыль можно разделить  на внешние и внутренние.
     К внешним факторам относятся:
     - политическая стабильность;
     - состояние экономики;
     - демографическая ситуация;
     - конъюнктура рынка, в том числе  рынка потребительских товаров;
     - темпы инфляции;
     - ставка процента за кредит.
     К внутренним факторам относятся:
     - объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);
     - производительность труда работников;
     - скорость оборачиваемости товаров;
     - наличие собственных оборотных  средств;
     - эффективность использования основных  фондов.
     Также на величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние  факторы субъективного характера  и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.
     Субъективные  факторы: организационно-технический  уровень управления предпринимательской  деятельностью, конкурентоспособность  выпускаемой продукции, уровень  производительности труда, затраты  на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.
     Объективные факторы: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.
     Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции. 

        Показатели рентабельности предприятия
 
     В условиях рыночной экономики большое  значение приобретают показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности  деятельности предприятия.
     Рентабельность  более полно, чем прибыль отражает окончательные результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение  эффекта с наличными или использованными  ресурсами.
     Если  предприятие получает прибыль, оно  считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических  расчетах, характеризуют относительную  прибыльность [30, с. 12].
     Результативность  и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут  оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. 

     Результативность  и экономическая целесообразность функционирования организации могут  оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей.
     Абсолютные  показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей  прибыли за ряд лет. При этом следует  отметить, что для получения более  объективных результатов следует  рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.
     Относительные показатели меньше подвержены влиянию  инфляции т.к. представляют собой различные  соотношения прибыли и вложенного капитала. По абсолютной сумме прибыли  не всегда можно судить об уровне доходности организации, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и  масштабы деятельности. Поэтому для  характеристики эффективности работы организации наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный  показатель – уровень рентабельности.
     Эти характеристики наиболее целесообразно  рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры  сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно  более достоверно судить о работе организации.
     Уровень рентабельности торговых организаций  на практике обычно определяют отношением прибыли к товарообороту. Показатель рентабельности торговой организации включает в себя следующие показатели:
     1. Рентабельность всей реализованной  продукции, представляющую собой  отношение прибыли от реализации  продукции на выручку от её  реализации (без НДС) 

     Рп =  Пр / Тр,                                                 (1.4) 

     где Рп – рентабельность реализованной продукции;
     Пр – прибыль от реализации продукции;
     Тр – выручка от реализации продукции.
     2. Общая рентабельность, равная отношению  валовой прибыли к выручке  от реализации продукции (без НДС) 

     Ро =  Пб / Тр,                                                  (1.5)
     где Ро – общая рентабельность;
     Пб – валовая прибыль;
     Тр – выручка от реализации продукции. 

     3. Рентабельность продаж по чистой  прибыли, определяемая как отношение  чистой прибыли к выручке от  реализации (без НДС) 

     Ро =  Пч / Тр ,                                               (1.6)
     где Ро – рентабельность продаж по чистой прибыли;
     Пч – чистая прибыль;
     Тр – выручка от реализации продукции. 

     4. Рентабельность отдельных видов  продукции – отношение прибыли  от реализации данного вида  продукта к его продажной цене.
     Уровень рентабельности продаж по отдельным  товарным группам и товарам неодинаков. В связи с этим изменение структуры  розничного товарооборота ведет  к повышению или к снижению рентабельности торговой организации. Влияние изменения структуры  товарооборота на уровень рентабельности продаж в целом по торговой организации  проявляется через уровень валового дохода, остающегося в его распоряжении, и уровень издержек обращения.
     Уровень рентабельности, исчисленной отношением прибыли к товарообороту, имеет  существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах (активах) достигнут финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с этим экономисты предлагают определять рентабельность хозяйственных ресурсов как отношение годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. Он показывает, сколько процентов занимает прибыль в активах организации или сколько копеек прибыли получено с каждого рубля хозяйственных ресурсов. В зарубежной аналитической практике его называют уровнем рентабельности функционирующего капитала.
     При исчислении рентабельности функционирующего капитала в расчет следует включать все основные производственные средства (собственные, арендованные и безвозмездно предоставленные) и все оборотные  средства (текущие активы). Фактическую  среднегодовую стоимость собственных  основных средств и оборотных  активов рассчитывают по данным бухгалтерских  балансов.
 

 

     2.1 Краткая характеристика предприятия  ООО «Элит».
         Общество с ограниченной ответственностью  «Элит», именуемое в дальнейшем  «Общество», создано в соответствии  с решением Участника №1 от 01.12.2002 года, Законом Российской Федерации  «Об обществах с ограниченной  ответственностью» и Гражданским  Кодексом Российской Федерации.
      Общество  с момента государственной регистрации  является юридическим лицом по российскому  законодательству, правовое положение  которого определяется действующим  законодательством Российской Федерации  и настоящим Уставом.
      Миссия  компании: каждый день работать так, чтобы  повысить качество жизни как можно  большего числа людей, давая возможность  своим клиентам покупать больше разнообразных  товаров как можно дешевле, удобнее  и с лучшим качеством, заботясь о  благополучии каждого сотрудника и  уважая его интересы, объединяя усилия лучших специалистов, высокие технологии и многолетний опыт. Общество стремится  стать ведущим поставщиком продуктов  питания на Дальнем Востоке.
      Целью деятельности Общества является организация  коммерческой деятельности с целью  извлечения прибыли от хозяйственной  деятельности Общества.
      Видами  деятельности Общества являются:
      а) оптовая торговля продовольственными товарами;
      б) розничная торговля продовольственными товарами;
      в) оказание посреднических услуг;
      г) внешнеэкономическая деятельность.
      Деятельность  Общества не ограничивается вышеназванными видами. Общество может иметь гражданские  права и исполнять обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством России.
      Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с  действующим законодательством  РФ. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным  законодательством, Общество может  осуществлять только при условии  получения специального разрешения (лицензии).
      Поставщиком товара является Хабаровская фирма ООО «Классик Плюс».
      Рынком  сбыта продукции является в основном город Биробиджан и четыре района Еврейской автономной области, такие  как Биробиджанский, Ленинский, Смидовичский и Облученский районы.
      Основные  конкуренты: ИП «Михеев», ИП «Салманов», ООО «Шоколадный департамент», ООО  «Прод-Импорт».
      Уставный  капитал Общества определяет минимальный  размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов, и составляет 1050 тысяч рублей. Доля Полищук В.П. в  уставном капитале составляет 100%, что  соответствует вкладу в размере 1050 тысяч рублей и формируется  в следующем порядке:
      - 50% доли к моменту государственной  регистрации учредитель оплачивает  имуществом – Монитором ЖК. Имущество  оценено учредителем на сумму  525 тысяч рублей;
      - остальные 50% доли учредитель  оплачивает в течение года  с момента государственной регистрации  деньгами.
      К моменту государственной регистрации  Общества уставный капитал оплачен  в размере 50%.
      Увеличение  уставного капитала Общества допускает  только после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала может  осуществляться за счет имущества Общества, и (или) за счет дополнительных вкладов  Участника, и (или) за счет вкладов третьих  лиц, принимаемых в Общество. 
      Общество  обладает обособленным имуществом, которое  учитывается на его самостоятельном  балансе. На имущество Общества может  быть наложено взыскание только по основаниям, предусмотренным действующим  законодательством Российской Федерации.
      Общество  осуществляет все права владения, распоряжения и использования всем своим имуществом в соответствии с законодательством России, целями деятельности и назначением имущества. Также вправе от своего имени действовать  в гражданском обороте (заключать  договоры, контракты, приобретать имущественные  и личные неимущественные права  и нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде) в соответствии с действующим порядком, установленным  законодательством России.
      Общество  имеет собственную круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием, а также иные необходимые в  деятельности реквизиты. Общество может  иметь собственную эмблему, а  также зарегистрированный в установленном  порядке товарный знак и другие средства визуальной индивидуализации.
      Высшим  органом управления Общества является Участник. Единоличным исполнительным органом является директор.
      Местонахождение Общества: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Школьная, 11.
      Почтовый  адрес Общества: 679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Школьная, 11.
      Срок  деятельности Общества не ограничен. Деятельность Общества прекращается по решению Участника  либо по решению судебных органов  в случаях, предусмотренных действующим  российским законодательством.
      Организационная структура ООО «Элит» имеет линейно-функциональный тип построения предприятия и имеет два уровня управления.
      На  верхнем уровне управления находится  должность директора ООО «Элит».
      На  среднем уровне управления находятся  такие должности, как начальник  отдела продаж, главный бухгалтер, начальник  службы товародвижения, менеджер по работе с поставщиками и офис менеджер ( см Приложение А).
      Линейно-функциональная структура управления обладает целым  рядом преимуществ:
      - быстрое осуществление действий  по распоряжениям и указаниям,  отдающимся вышестоящими руководителями  нижестоящим;
      - рациональное сочетание линейных  и функциональных взаимосвязей;
      - стабильность полномочий и ответственности  за персоналом;
      - единство и четкость распорядительства;
      - профессиональное решение задач  специалистами функциональных служб.
      Но  существуют и недостатки такой структуры, а именно:
      - дублирование функций руководителя  и функциональных специалистов  в процессе управленческой деятельности;
      - отсутствие тесных взаимосвязей  и взаимодействия на горизонтальном  уровне между производственными  подразделениями;
      - аккумулирование на верхнем уровне  полномочий по решению наряду  со стратегическими множества оперативных задач.
      Необходимость в подобном типе организационной  структуры вызвана тем, что аппарат  управления выполняет рутинные, часто  повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции, а также в  необходимости управления небольшим  предприятием. Но в данном случае не всегда учитывают постоянно меняющиеся внутренние и внешние условия  деятельности организации, допускают  нерациональное распределение информационных потоков, превышение норм управляемости, особенно у руководителей высшего  звена. Но, не смотря на это, эта структура  полезна ввиду того, что здесь  наблюдается однородность требований к продукту и одинаковый спрос  на различных рынках.
      Управление  предприятием осуществляется директором, на основе принципа единоначалия он несет  ответственность за последствия  своих действий. Директор предприятия, руководствуясь нормативными актами, самостоятельно определяет структуру управления, форму и систему оплаты труда.
      Директором  ООО «Элит» является Разицкая Инна Михайловна. Для определения ее стиля руководства использовали методику определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова (Приложение Б).
     Произведенный опрос работников коллектива ООО «Элит» позволил выявить стиль руководства директора данного Общества. Его стиль демократический и характеризуется умением координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать доброжелательную атмосферу.
     Руководитель  старается все решать вместе с подчиненными, но в личном ведении находятся самые срочные и оперативные вопросы; старается, чтобы заместители были квалифицированными специалистами; решая служебные задачи, старается создать хорошие отношения между работниками в коллективе; способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно; ответственность распределяет между собой и подчиненными; регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками; в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы управления; Инна Михайловна требовательна, но одновременно и справедлива; всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.
      Таким образом, данный тип организационной  структуры обеспечивает для предприятия  управление на всех уровнях; оперативность; минимизацию затрат на выполнение основных функций, а следовательно, обладает функциональной пригодностью. 
 

      2.2 Анализ производственно-хозяйственной  деятельности предприятия ООО  «Элит» 
 

     Анализ  финансового состояния базируется на данных финансовой отчетности, расчета  и сопоставления большого количества показателей и коэффициентов. Бухгалтерская  отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных документов: бухгалтерского баланса (Приложение В), отчета о финансовых результатах (Приложение Г), других отчетов и пояснений  к ним. Она дает достоверное и  полное представление об имущественном  и финансовом положении компании, а также финансовых результатах  ее деятельности.
     Финансово-экономический  анализ является составной частью комплексной диагностики компании и представляет собой эффективный метод, позволяющий осуществить оценку ее финансового состояния и являющийся базой для проведения работ, связанных с формированием финансовой политики компании.
     Финансово-экономический  анализ позволяет реализовать следующие  задачи:
     - оценить результаты и эффективность  деятельности компании, ее текущее  финансовое состояние, составить  прогноз развития финансово-экономических показателей компании на ближайшую перспективу;
     - оценить динамику финансовых  показателей за определенный  период времени и факторы, вызвавшие  эти изменения;
     - оценить существующие финансовые  ограничения на пути реализации  организационных преобразований.
     На  этапе диагностики компании финансово-экономический  анализ ставит своей задачей проведение углубленной оценки хозяйственной  ситуации для обоснования управленческих решений, поэтому он принимает черты и особенности внутрихозяйственного управленческого анализа.
     Для реализации комплекса задач, реализуемых  в рамках финансово-экономического анализа деятельности компании, используется информация, содержащаяся в следующих  источниках: финансовая отчетность, данные о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация и другая.
      По  балансовой отчетности можно сказать, что в 2010 году активы выросли на 3776 тыс. руб. или на 24,5%.
      Рассмотрим  заемные финансовые ресурсы Общества. Видно, что краткосрочные финансовые обязательства в 2010 году увеличились  в 3 раза или на 6182 тыс. руб., из них  произошло увеличение кредиторской задолженности на 5501 тыс. руб. Рост вызван краткосрочными финансовыми вложениями в новые рынки сбыта и расширением  объемов продаж.
      Проведем  анализ финансовых результатов ООО  «Элит»(см. Таблицу 2.1).
Таблица 2.1 – Анализ финансовых результатов  деятельности ООО «Элит»
Показатели Фактически +,- отклонение
2009 2010 Абсолютное, тыс. руб.
Относительное %
1. Выручка от продажи товаров  (работ, услуг), тыс.руб. 128820 163406 34586 26,8
2. Себестоимость проданных товаров  (работ, услуг), тыс.руб. 113759 141556 27797 24,4
3. Валовая прибыль, тыс.руб. 15061 21850 6789 45,1
4. Коммерческие расходы, тыс.руб. 5348 7437 2089 39,1
5. Управленческие расходы, тыс.руб. 3204 4151 947 29,6
6. Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. 6509 10262 3753 57,7
7. Проценты к получению, тыс.руб. 16 6 -10 -62,5
10. Прочие доходы, тыс. руб. 359 661 302 84,1
Продолжение таблицы 2.1
12. Прибыль (убыток) до налогообложения,  тыс.руб. 6884 10929 4045 58,8
13. Текущий налог на прибыль, тыс.руб. 1652 2186 534 32,3
14. Чистая прибыль (убыток), тыс.руб. 5232 8743 3511 67,1
     Как показывают данные таблицы 2.1, по сравнению  с 2009 годом в 2010 году произошло увеличение выручки от продажи товаров (работ, услуг) на 26,8% (или на 34586 тыс. руб.) с  одновременным увеличением себестоимости  на 24,4% (27797 тыс. руб.). Валовая прибыль  увеличилась на 6789 тыс. руб. (45,1%) при  одновременном увеличении коммерческих и управленческих расходов на 2089 и 947 тыс. руб. соответственно, что в итоге  привело к снижению прибыли от продаж по сравнению с валовой  прибылью. Однако в целом прибыль  от продаж увеличилась на 3753 тыс. руб. или на 57,7%.
      В целях анализа можно воспользоваться  методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий  и установлению неудовлетворительной структуры баланса, в которых  определена система критериев для  определения неплатежеспособных предприятий. Система состоит из трех показателей:
     1) коэффициента текущей ликвидности;
     2) коэффициента абсолютной ликвидности;
     3) коэффициента финансовой независимости.
     Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным, если коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение < 2.
     Рассчитаем  коэффициент текущей ликвидности (формула 2.1), который показывает степень, в которой оборотные активы покрывают  краткосрочные обязательства предприятия.
      Ктек/ликвидности = Оборотные активы (с.290)\Текущие обязательства (с.610 + с.620 + с.630 + с.660)                                                                                             (2.1)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.