На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Современный экомузей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  Государственный Университет Культуры и Искусств. 
 

Кафедра музееведения и экскурсоведения. 
 
 
 
 
 

Реферат. 

Тема: . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2011 

Содержание.
Введение.                                                                                                                                2 

1. На пути к экомузею.                                                                                                              3 

2. “Кижи” – современный  экомузей.                                                                                        9 

Заключение.                                                                                                                          14 
 
 

Список  использованной литературы.                                                                                15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I. Введение. 

Музеи – интересное явление в современной  жизни. Они сегодня как никогда  стремятся привлечь как можно  больше посетителей в свой мир. И это неудивительно: ведь музей хочет приобщить к прошлому, без которого, как известно, невозможно настоящее, а тем более и будущее. Коллекции, экспозиции, выставки, фонды направлены на то, чтобы человек лучше понял, а главное, осознал события, происходившие много веков назад, их связь с современностью, влияние и воздействие на нее. Тем самым, можно сказать, что главной функцией музея является просветительская, образовательная, то есть передача знаний и расширение кругозора посетителей. Но музею не следует останавливаться на достигнутом, а нужно стараться расширять свой потенциал и возможности. Это значит, что музею следует привлекать ни количеством представленной информации, тем более, что в современном обществе существует масса способов получения необходимых сведений, а чем-то иным, новым, тем, что заинтересует, увлечет человека. Таким новым явлением в музейной практике можно по праву считать экомузей, появившейся совсем недавно, лишь во второй половине XX столетия, но уже имеющий перспективы для дальнейшего роста и развития. Такие музеи стремятся уже не только просвещать, но и позволить обществу участвовать в его создании и деятельности. Экомузеи позволяют увидеть прошлое изнутри, тем самым как бы оживляя его, заставляя поверить в его реальность. Действительно, это достаточно нестандартный подход в трактовке истории, а сам экомузей – необычное событие в музееведении. В связи с этим меня заинтересовала эта тема, и я поставила перед собой цель: узнать, чем же на самом деле являются экомузеи. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: познакомиться с необходимой литературой, освещающей этот вопрос, и выяснить историю формирования экомузеев, выявить характерные для него признаки, а также узнать, как выглядит современный экомузей в России. Все это позволит лучше проникнуть в специфику и особенности экомузея. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Основная часть.
    На пути к экомузею.
    Экомузеи  обязаны своим появлением XX веку, когда в обществе после начала активной урбанизации, в течение которой люди утрачивали свой традиционный образ жизни и принимали единый для всех городской, возродился интерес к особенностям отдельно взятого региона. Постепенно усиливалось общественное внимание к проблемам регионального развития и охране окружающей среды. Именно с этой целью, для сохранения присущих для данной местности особенностей, и стали создаваться экомузеи. Родиной нового типа музея стала Франция, где в 1967 году благодаря объединению усилий сельских общин, использовавших предоставленные им значительные финансовые средства для экономического и культурного развития, были созданы природные парки – Гранд-Ланд, Нижняя Сена, Уэсан, Камарг. Стараниями музеолога, одного из основателей движения за создания экомузеев, Жоржа Анри Ривьера, они стали своеобразным воплощением на французской земле принципов скандинавских музеев под открытым небом. Но в отличие от скансенов постройки не перемещались на заранее определенную и подготовленную территорию, а они восстанавливались в их первоначальном виде на своем исконном месте в соответствующем окружении.
    Целью новых учреждений стало осуществление  более широкой просветительной  деятельности, направленной не только на распространение знаний о памятниках истории и культуры, но и на совершенствование  отношений между человеком и  его окружением. Это была интересная попытка соединить гуманитарные и естественные науки.
    Во  Франции не стали останавливаться  на достигнутом и с 1971 по 1974 года при поддержке Жоржа Анри Ривьера стал осуществляться еще один эксперимент. В городской общине Ле-Крезо в центральной части страны (департамент Сены и Луара) родилась идея создать музей человека и промышленности, которому предстояло полностью охватить ее территорию и обеспечить самые тесные контакты с населением. Предполагалось, что в работу по организации, обеспечению функционирования и оценке деятельности музея включатся, выбрав ту или иную форму участия, все местные жители. В 1974 году учреждение стало именоваться экомузеем, а открывшиеся в связи с его созданием перспективы породили новые идеи, касающиеся прежде всего территориального охвата и участия населения.
    Экомузеи  быстро завоевали признание не только во Франции, но и в других странах. Причина такого успеха заключалась в том, что экомузеи соответствовали популярным в 1960 – 1970-х годах идеям региональной этнографии, регионального развития и охраны окружающей среды.
    Франция была не единственной страной, где впервые  зародились первые ростки экомузея. В 1967 году в США в отдаленном от центра Вашингтона районе Анакостия местная община в переоборудованном кинотеатре и на прилегающей к нему территории открыла музей, который ставил своей задачей воссоздать историю этой земли с момента ее заселения мелкими фермерами, торговцами и африканскими невольниками.
    При поддержке властей и местных  ученых экомузей позволил жителям этого региона наглядно проследить историю зарождения и развития своей общины, обратить их внимание на ее социальные, этнические, экономические и иные проблемы.
    Музеефицировав  историко-культурное и природное  наследие общины, это учреждение сумело осуществить ряд оригинальных образовательных программ, в том числе по воспитанию учащихся на лучших традициях предков, подкрепляя их яркими, художественно выразительными образами.
    Опыт  Франции и США получил широкое  распространение в Канаде, Португалии, Польше, Швеции, Мали, а также в России, где экомузеи существуют пока еще в не совсем оформленном виде. Архитектурно – этнографические музейные комплексы появились в Скандинавии, Великобритании, Германии, Испании.
    Итак, экомузеи миться с его определением. Так, Российская музейная энциклопедия дает следующую трактовку для нового вида музея: “Экомузея, тип музея, отличающихся от прочих наибольшей степенью интенсивности взаимодействия с социальной средой, максимальной полнотой включенности музейной деятельности в  другие общественные (экономические и культурные) процессы, протекающие на конкретной территории; новое явление в типологическом спектре музейных учреждений, ставшее результатом характерной для второй половины XX в. тенденции к постепенному нарастанию степени интегрированности музеев в культурные процессы, происходящие на локальном и региональном уровнях ”1.
    Один  из основателей экомузея Ж. А. Ривьер в первые годы их возникновения дал ряд интересных и образных определений для экомузеев:
    “Экомузей – зеркало, в котором люди могут увидеть и узнать себя, а также приобрести знания о местности, в которой они проживают, и о тех, кто жил здесь раньше, независимо от того, существовала преемственность поколений или нет.
    Экомузей  – это лаборатория, поскольку  он способствует изучению прошлого и настоящего местного населения и среды и помогает готовить специалистов в данных областях в сотрудничестве с другими исследовательскими центрами.
    Экомузей  – это заповедник, т.к. он способствует сохранению и оценке местного природного и культурного наследия.
    Экомузей  – это и школа, ибо он вовлекает  местных жителей в свою деятельность по изучению и охране наследия и способствует более ясному осознанию ими своего будущего ”2.
    Оба определения отмечают характерную  особенность экомузея – его непосредственную связь с местным населением и отражение им присущих для конкретного региона черт и ользуется совместно с населением и местными органами власти. Последние участвуют в этой деятельности, предоставляя специалистов и все необходимое, в том числе финансовые средства. Формы же участия местного населения могут быть разными. Местные жители передают музею представляющие интерес и ценность предметы, сообщают сотрудникам информацию о них, участвуют в их реставрации и создании экспозиции, помогают вести исследовательскую и популяризаторскую работу. Значит, экомузей любого типа является хорошим организатором работы с населением. Философ Анри Пьер Жёди отмечал, что создание музея является не только практическим выражением всеобщего согласия по вопросу о необходимости сохранять памятники. Оно также способствует разнообразным культурным обменам. Образование и развитие музея предполагает собирание предметов и документов, которое содействует общению. Программа экомузея предусматривает вовлечение в его деятельность значительной части местного населения и активизацию общественной жизни, так как именно таким способом можно воссоздать утраченные обычаи и традиции и сделать их всеобщим достоянием. Как раз это, предотвращение утраты компонентов национальной самобытной культуры, является целью экомузея.
    Но  сбалансированный подход к сохранению коллекций и работе с населением сам по себе еще не определяет сути экомузея. Большинство музеев с успехом обеспечивает такое положение в течение длительного периода времени. Своеобразие экомузея заключается в продемонстрированной им удивительной способности соответствовать своему времени, отражать его. Экомузей, как и аналогичные учреждения других типов ставит под сомнение концепцию универсального музея, статичного во времени и пространстве. Экомузей выдвинул такие формы своего существования, при которых любое общество может объективно представить свое наследие. То есть экомузей выражает не отдельный период времени, а охватывает всю его полноту благодаря тому, что предлагаемые музеем материалы раскрывают историю человечества до современного момента его существования. В экомузее находят отражение даже попытки представить будущее. Поэтому следующей характерной чертой экомузея является его занятие современностью и интерпретация настоящего даже в большей мере, чем прошлого.
       Региональный характер является еще одним отличительным явлением экомузея. Его деятельность охватывает не отдельную административную единицу, а регион, представляющий собой единое целое в силу общности традиций, природной среды и производственной деятельности. Это может быть сельскохозяйственный район или промышленная зона, угольный бассейн или речная долина. Главное, что показывает экомузей на конкретной территории  это его культуру, основные занятия, жизнь и быт населения этого района, различные аспекты коллективной памяти. В связи с этим облик экомузея традиционной народной архитектуры, его содержание деятельности учитывает особенности ландшафта, образ жизни и склад мышления местных жителей. Экомузей, учитывая региональные особенности, способен возродить механизм самовоспроизводства жизненных ценностей и культурных традиций для конкретного места. Именно здесь возможно достижение определенного равновесия между “музейностью” и “жизненностью”. Воспроизведение традиций в самом сообществе может обеспечить возрождение характерных для народной культуры форм наследования. Экомузей способен воссоздать целостность традиции, отразить процесс постепенного накапливания изменений в строениях и быте жителей.
    Экомузей  заключает в себе и такую характерную  для него черту как охрана окружающей среды (поэтому термин и содержит приставку “эко”). Но такая охрана в связи со спецификой музея не ограничивается только охраной природных объектов, а включает помимо того и охрану материальных ценностей, существующих во взаимодействии с природой.
    Экомузей, как и любой другой музей, должен быть социокультурным институтом, то есть осуществлять контакт с посетителями и воздействовать на его духовную и культурную сферу. Он должен научить, просветить, увлечь посетителя, заставить его отказаться от безразличного отношения к своему культурному наследию, составить правильное представление о его действительной ценности. Но музей должен выполнять не только просветительскую функцию, обогащая его посетителей новыми знаниями, но и рекреационную. Экомузей ищет свое место в сфере отдыха и досуга путем включения этнографического наследия в современную культуру и жизнь. Так это может быть создание на базе музея центра местных ремесел, проведение цикла народных праздников и обрядов, ярмарок и т.д. Особенно важно вовлечь в эту деятельность детей, что сможет обеспечить гармоническое развитие творческих способностей подрастающего поколения. Привлечение детей к комплектованию коллекций, возрождение традиций местного мастерства, приобщение к эстетике народного искусства на основе местной специфики, несомненно, будет способствовать формированию личностей, для которых поиск и создание прекрасного станет жизненной необходимостью. Совмещение функций музея и культурного досугового центра является основообразующей специфической чертой экомузея.
    Можно выделить в отдельный признак экомузея такую черту, как его рассосредоточенность, то есть экомузей – это не только конкретное здание в определенном месте. Его объекты могут быть разбросаны по всей территории и представлять собой самостоятельные разделы, соответствующие отдельным темам музея. Это дает возможность не только не локализировать экспонаты и виды музейной деятельности, но и привлечь население к сохранению и использованию зданий и достопримечательностей, составляющих культурное наследие данной местности.
    В составе экомузея могут находиться коллекции традиционного типа, то есть государственные фонды, подлежащие обычному контролю и хранению. Но все-таки основное достояние экомузея – это  предметы, отражающие культуру и особенности  конкретного региона, например, орудия труда и предметы обихода, вещи повседневные и серийные. Некоторые из, проводит экскурсии, открывает филиалы для жителей близлежащих кварталов или селений, публикует монографии или работы краеведов. В итоге деятельность экомузея не только развивает интерес к своему району и культуре, но и обеспечивает их участие в планировании своего будущего. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.