На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Значение уровня двигательной активности и вестибюлярной устойчивости студентов при оценке общего физичсекого состояния

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЗНАЧЕНИЕ  УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ВЕСТИБУЛЯРНОЙ  УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ  ПРИ ОЦЕНКЕ ОБЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 

Беспалова Т.А., Царева Н.М., Павленкович  С.С., Спиридонова  Е.А, Кобзева Ю.А. 

Педагогический  институт ГОУ ВПО  «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», кафедра валеологии и основ медицинских знаний, г. Саратов, Россия 

    Нормальное  развитие организма и его взаимодействие с окружающей средой невозможны без  двигательной активности, развёртывание  которой осуществляется при постоянном взаимодействии с вегетативной сферой и внутренней средой. В свою очередь для функционирования всех органов и систем необходима постоянная двигательная активность.
    Активная  деятельность скелетной мускулатуры  является одним из факторов, вызывающих повышение рабочих и адаптивных возможностей организма. Двигательная активность вызывает неспецифические психофизиологические реакции, которые обеспечивают устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов, способствует долголетию, укрепляет здоровье, повышает работоспособность.
    Ход эволюционного развития человека предопределил  нормальное функционирование всех органов  и систем в условиях активной двигательной деятельности. Ограничение двигательной активности, напротив, резко снижает  адаптивные возможности организма.
    В последние десятилетия четко  прослеживается увеличение числа девушек  и юношей с недостаточной двигательной активностью. Это приводит к снижению не только физического развития, но и уровню здоровья и самого качества жизни.
    Для поддержания деятельного состояния центральной нервной системы, а следовательно, и всего организма в целом, необходим поток постоянно действующих внешних и внутренних раздражителей. Эти раздражения воспринимаются рецепторными отделами сенсорных систем и имеют огромную информационную значимость для организма.
    Одно  из ведущих мест в анализе пространства, а также в условно — рефлекторных изменениях работы внутренних органов  при выполнении мышечной деятельности занимает двигательная сенсорная система (ДСС). ДСС постоянно информирует центральную нервную систему о деятельности и состоянии мышц, сухожилий, связок, суставов при выполнении движений, сохранении позы, равновесия, об изменениях положения тела и его частей в пространстве. Благодаря точной работе двигательной сенсорной системы достигается очень тонкое согласование между работой двигательного аппарата и внутренних органов. Двигательные центры мозга функционально связаны с корковыми отделами всех афферентных систем организма, но особое  значение имеют взаимосвязи ДСС и вестибулярной сенсорной системы (ВСС).
    Многочисленными исследованиями установлено тесное функциональное взаимодействие вестибулярного и моторного аппаратов. Это даёт основание рассматривать вестибулярный  и двигательный анализаторы как  единую комплексную взаимосвязанную функциональную систему.
    При вестибулярной афферентации формируются  статические и статокинетические  соматические рефлексы.
    Постоянная  импульсация, идущая с вестибулярных  рецепторов в состоянии покоя  к скелетной мускулатуре через  различные отделы центральной нервной системы, сигнализирует о положении головы в пространстве, регулирует мышечный тонус, обеспечивая нормальную позу. Устойчивую позу организма, обеспечиваемую рецепторами лабиринта, А.А. Ухтомский рассматривал как форму проявления активно поддерживаемого «оперативного покоя» [1].
    В литературе имеются сведения об изменении  реактивности организма в условиях стимуляции ВСС. Установлено влияние проприоцептивной импульсации на проявление вестибулярных рефлексов - стабильные мышечные усилия тормозят их, неустойчивое равновесие вызывает усиление всех вестибулярных реакций [2,4].
    Изучение  вестибулярных рефлексов на фоне мышечной нагрузки показало, что их выраженность обусловлена характером нейродинамических сдвигов в  коре головного мозга под влиянием моторной активности. Если возбудительные процессы усиливаются, то вестибулярные рефлексы подавляются. Противоположная картина наблюдается при торможении корковых процессов в результате физической работы.
    В то же время вестибулярная афферентация изменяет активность двигательного анализатора. Так, возбуждение вестибулярного аппарата сопровождается уменьшением выносливости к статическим усилиям, более ранним появлением ощущения усталости. Вестибулярные раздражения приводят к изменению наиболее тонких дифференцированных произвольных движений с дозированными мышечными усилиями, модулируют проприорецептивную активность.
    В связи с тем, что время формирования и развития ВСС практически совпадает  с периодом активного совершенствования  моторной функции (от 6 -7 до 13-14 лет), особый интерес представляют исследования влияний ВСС на ДСС в возрастном аспекте. На протяжении всего онтогенеза функциональное состояние этих систем сказывается на выработке новых двигательных навыков, точной ориентировке в пространстве, поддержании равновесия тела. Определённые достижения в профессиональной деятельности (лётчики, космонавты, моряки, монтажники) и в некоторых видах спорта (фигурное катание на коньках, гимнастика, спортивные игры, акробатика, плавание, горнолыжный спорт и другие) зависят от полноценности этого взаимодействия. Известно, что при низкой двигательной активности и адекватном раздражении ВСС отмечаются вестибулосоматические реакции, выражающиеся в значительных (по сравнению с уровнем покоя) отклонениях устойчивости вертикальной позы. При высокой двигательной активности отмечена более высокая устойчивость во всех случаях определения вертикальной позы, а при вращении с напряжением рук этот показатель превышает   уровень   покоя.   Таким   образом,   при   высокой двигательной активности, одновременное раздражение ДСС и ВСС не только устраняет вестибулосоматические    реакции,    но    и    обеспечивает    лучшую,    по сравнению с уровнем покоя, регуляцию позы [5].
    Установлено, что тренировка ВСС приводит к  ослаблению выраженности вегетативных реакций, совершенствованию двигательных навыков. В свою очередь, постоянная двигательная активность положительно сказывается на вестибулярной функции. Так, например, развитие функций вестибулярного аппарата у детей, систематически занимающихся спортом, достигает уровня взрослых, не занимающихся спортом, у девочек к 10-11, а у мальчиков к 13-14 годам и у подростков систематически занимающихся спортом на 2-3 года раньше, чем у не занимающихся спортом [4,5].
    Систематическая спортивная тренировка повышает пороги раздражения ВСС. Значительно улучшается точность воспроизведения, координация и синхронность движений. Успешная спортивная деятельность тесно связана с повышением устойчивости ВСС. Степень тренированности зависит от спортивной специализации, квалификации и стажа спортсмена. Чем раньше начаты тренировочные занятия с детьми, тем выше эффект.
    Наибольшая  тренировка вестибулярных аппаратов  происходит при упражнениях в  качании головой, а также занятиях гимнастикой, плаванием, боксом, качании на качелях, прыжках в воду и прыжках с трамплина на лыжах.
          Комплекс упражнений, оказывающих преимущественное воздействие  на систему полукружных каналов:
    Быстрые движения головой в различных направлениях: повороты и наклоны головы вперед и назад, налево и направо, влево и вправо в темпе, задаваемом преподавателем. Практически возможны 1 - 3 движения в 1 секунду.
    Быстрые круговые движения головой в левую и правую сторону в максимальном темпе.
    Прыжки на месте с поворотами налево и направо на 90 – 360 градусов и более.
    Повороты махом и переступанием на 180 – 360 градусов.
    Повороты туловища направо и налево в наклоне вперед, то же вдвоем, взявшись на руки.
    Быстрые наклоны туловища вперед, назад, в стороны.
    Кувырки вперед, назад: перекаты влево и вправо с изменением амплитуды движения и скорости вращения.
    Для усиления тренировочного эффекта рекомендуется  выполнять упражнения с закрытыми  глазами.
    Комплекс  упражнений оказывающих преимущественное воздействие на отолитовый аппарат:
    Ходьба и бег с ускорением и внезапными остановками с последующей переменой положения тела или изменениям направления передвижения. Рекомендуется проводить в виде упражнений на внимание.
    Прыжки на одной и двух ногах на месте, а также с продвижением в различных направлениях.
    Быстрые приседания или переходы из основной стойки в упор-присев и обратно.
    Прыжки и бег с преодолением препятствий.
    Прыжки приставными шагами лицом вперед, правым и левым боком вперед.
    Танцевальные шаги галопа, польки, мазурки и др. в различных направлениях.
    Тренировочный эффект сохраняется в  течение нескольких месяцев, после чего функциональное состояние вестибулярного анализатора возвращается к уровню, близкому к исходному.
    Для повышения спортивного мастерства и устойчивости вестибулярных реакций  необходимо систематически тренировать вестибулярный аппарат.
    В связи с тем, что вестибулярная  и двигательная сенсорные системы  находятся в состоянии постоянного  взаимодействия, эффекты вестибулярной  стимуляции в определённой степени  зависят от выраженности возбуждения ДСС. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями совершенствуют неспецифическую резистентность организма. Тренировка ВСС способствует повышению уровня неспецифической адаптации подобно мышечной тренировке. В связи с этим тренировку ВСС следует включать в общую систему физической и спортивной подготовки [5].
    ВСС - второй по значимости афферентный  источник регуляции позднего тонуса и положения тела. Высокая устойчивость вестибулярного аппарата необходима практически каждому, особенно в наш век, где большинство профессий требует наибольшего развития вестибулярного аппарата.
    ВСС относится к области подсознательных  воспринимающих механизмов. «Мы    постоянно    пользуемся,    -    пишет    академик    А.А.    Ухтомский, превосходными      координациями      и      ориентировками      нашего      тела      по показателям проприорецепции и лаборантов, тогда как ощущения из этой области доносятся до нашего сознания лишь в экстремальных случаях.
    В связи с вышеизложенным целью  исследования явилось изучение особенностей двигательной чувствительности девушек 17-18 лет с различным уровнем двигательной активности.
    В нашем исследовании приняло участие 105 девушек, которые являются студентками 1 и 2 курса факультетов народного  художественного творчества и русской словесности Педагогического института Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Эксперимент проводился в 2 этапа. На 1 этапе определяли исходные показатели двигательной чувствительности девушек 17-18 лет. На 2 этапе определяли аналогичные показатели у девушек после применения комплекса упражнений вестибулярной тренировки в течение 2 месяцев ежедневно.
    Уровень двигательной активности устанавливался с помощью анкетирования. Качество чувства положения тела оценивалось  с помощью активной пробы Ромберга. Качество чувства мышечной силы оценивалось с помощью пробы с кистевым динамометром. Скорость моторных реакций определялась с помощью тепинг-теста. Качество координации движений оценивалось с помощью пробы с повторным воспроизведением движения [3]. Статистическая обработка экспериментального материала проводилась методом вариационной статистики.
    На  основании результатов анкетирования  девушки были разделены на две  группы: 1 группу составили 57%  девушек  с низким уровнем двигательной активности, а 2 группу – 43% девушек с высоким уровнем двигательной активности. Обследуемые девушки, вошедшие во 2 группу, помимо общей программы по физической культуре, не менее 3-х раз в неделю систематически посещают различные спортивные и танцевальные секции.
    На 1 этапе исследований была выявлена четкая зависимость между уровнем  двигательной активности и состоянием различных качеств двигательной сенсорной системы. Оптимальный  уровень двигательной активности положительно влияет на чувство положения тела, мышечное чувство силы, скорость моторной реакции и координацию движений.
    Анализ  результатов пробы Ромберга выявил существенную разницу устойчивости в статическом положении девушек  с 17-18 лет с различным уровнем  двигательной активности.
    Оценка  устойчивости по пробе Ромберга у девушек с низким уровнем двигательной активности выявила 2 группы: с удовлетворительной и неудовлетворительной переносимостью. В группу с удовлетворительной переносимостью вошло большинство обследованных девушек (65%),  удерживающих позу Ромберга  в течение 15 секунд, однако, при этом зафиксировано дрожание рук. У 35% обследованных отмечена неудовлетворительная реакция, поскольку им удалось сохранить равновесие лишь в течение 8 секунд. Всем без исключения девушкам с высоким уровнем двигательной активности удалось сохранить равновесие в течение 15 секунд, что позволило оценить положительно данную пробу. Следовательно спортивная  (в том числе и танцевальная) деятельность оказывает 
высокий положительный эффект на качество положения тела.

    Качество   воспроизведения   мышечной   силы   зависит   от   уровня 
двигательной активности и чем он выше, тем больше повышается 
точность прикладываемого мышечного усилия. Относительная ошибка 
воспроизведения силы во 2 группе  была в два раза меньше, чем в 
1 группе (р<0,05).

    Результатами  наших исследований установлено, что  скорость моторной реакции прямо  пропорциональна уровню двигательной активности. Обследуемые 1 группы успели за определенное время проставить на 50 точек меньше, чем девушки 2 группы. Точность и координированность движений значительно повышается при занятиях спортом. Девушки с высоким уровнем двигательной активности допускали ошибку в среднем 1,5 см, тогда как девушки 1 группы почти в два раза больше.
    После ежедневных двухмесячных тренировок по предложенной методике у девушек 1 группы все определяемые показатели достоверно увеличились.
    По  результатам пробы Ромберга у  девушек 1 группы выявлена хорошая и  удовлетворительная  переносимость  пробы.
    Качество   воспроизведения   мышечной   силы, скорость моторных реакций, качество координации движений у девушек  
1 группы стало достоверно выше по сравнению с исходным уровнем (р<0,05), что в целом свидетельствовало о высоком уровне двигательной чувствительности. У девушек 2 группы аналогичные показатели возросли незначительно по сравнению с исходным уровнем и на заключительном этапе исследования достоверно не отличались от показателей девушек  
1 группы.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.